Стефана Душана



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Монастырь Высокие Дечаны: «Несвети а свети» для ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... на нашу землю пришли оккупанты – сначала турки, потом шиптары – враждебность не прекращалась, и не прекращается по сей день, вспыхивая вновь и вновь. В те годы в монастыре было большое число насельников, больше ста, потом их количество уменьшилось – в истории монастыря есть и преподобномученики, пострадавшие от мусульман за верность Христу. Во времена коммунизма здесь было мало монахов, 14 человек, потом стало побольше: сейчас нас здесь 25. Но мы не боимся: даже находясь во враждебном окружении, мы постоянно чувствуем заступничество святых покровителей, строителей монастыря, святых королей Стефана и Душана. В новейшее время Высокие Дечаны несколько раз подвергались обстрелу из гранатомета: в 2002-м, 2004-м и 2007-м. Несколько десятков мин было выпущено по монастырю. Были и другие провокации, например, попытки отнять монастырский лес или попросту сжечь его. Недавно – вы об этом знаете – оскорбительными граффити были расписаны монастырские ворота. Такова наша действительность – не слишком радостная вне стен монастыря, но полная любви и доверия к Господу и святым покровителям в обители. Сейчас монастырь, как и во время Второй мировой войны, охраняют итальянские солдаты – они не ... далее ...
Балканские автокефалии IX–XIV веков / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... так и судебная… По временам, нужды ради, созывались или церковной властью, или светской Соборы из епископов страны и правителей Сербии. На них решались общие церковные, а иногда и гражданские дела, например о венчании Стефана Дечанского королевским венцом. Избирались и поставлялись архиепископы, а затем и патриархи Собором местных архиереев. И только в XVIII столетии некоторые из Сербских патриархов были присланы из Константинополя турецким правительством, по желанию, конечно, Константинопольского патриарха» [59]. В результате войн Стефана Уроша Милютина, Стефана Дечанского и Стефана Душана в Сербское королевство вошел ряд епархий Охридской архиепископии и Константинопольского Патриархата. От Охрида была отторгнута Скопская митрополия, которая перешла под власть Сербского архиепископа. В 1346 году король Сербии Стефан Душан Сильный при участии Тырновского патриарха Симеона и Охридского архиепископа созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, а патриархом стал Иоаким (1338–1346, 1346–1354) . Как и царь, патриарх получил титул «Патриарх сербов и греков». Были образованы новые епархии (например Лесновская) . ... далее ...
Пропаганда противоцерковных идей и учений. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в богомильстве, что видно из предсмертных слов преподобного к своим ученикам: «бегати яко же лепо есть богомильския, сиречь массалианския ереси, по сих же варлаамовой и акипдиновой, и сгорановой, и афанасиевой ереси». Не можем не рекомендовать особенному вниманию приведенную редакцию обличения болгарских еретиков, потому что она во многом напоминает обличения, составленные вскоре затем против появившихся в России еретиков. Другой путь распространения противоцерковных учений намечается из Афона и Македонии в Сербское царство. Здесь на помощь богомильству шли политические притязания царя Стефана Душана; в связи с этими притязаниями проливается яркий свет на роль Григория Паламы в политической жизни южных славян. Летом 1345 года Стефан Душан взятием города Сереса проложил себе путь к господству в Македонии; с этих пор заметно у него определенное направление распространить свою власть по всему Балканскому полуострову и провозгласить себя царем Ромэев 20. В апреле 1346 года произошло венчание на царство ипринятие титула царя сербов и греков. Дополнением к этому политическому деянию была организация сербской церкви в независимый от Византии патриархат. Предпринимая эти ... далее ...
Византийские портреты, Выпуск 2 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... их счетами фиктивных трать; им было еще легче присвоить драгоценные вещи или при случай выкупить по смехотворной цене лучшие вещи имперской казны, которые они пускали в продажу. Анна Савойская находила в этом двойную выгоду: она за раз удовлетворяла свою страсть к деньгам и свою низменную зависть: таким образом, говорила она, если когда-нибудь Кантакузин победит, по крайней мере не наложит он своей руки на все это великолепие, возвышающее блеск власти. Для поддержания войны оба противника не посовестились нисколько призвать себе на помощь иноземцев. Чтобы получить помощь сербского князя Стефана Душана, Кантакузин не задумался предложить ему лучшие крепости Македонии. Чтобы получить поддержку турецкого султана, никейского Орхана, он решился выдать замуж за неверного свою дочь Феодору. Анна со своей стороны делала то же. Она предлагала кралю сербскому, если тот выдаст ей Кантакузина, живым или мертвым, выдать свою дочь за его сына и уступить ему всю Македонию до Христополя. За деньги покупала она союз эмира Андинского. И в течение нескольких лет турки, переправляясь через Геллеспонт, проникали во Фракию «как в свою страну и страшно ее опустошали. Без различия они грабили друга ... далее ...
Краткий очерк истории православных церквей ...Искать в Источникеazbyka.ru
... послания папы остались без всякого действия) Колоти и за ним Мартынов, см. у последнего в Annus Eccles. р. 326, col. 1, считают Иоакима приверженцем унии, но строя ни на чем не основанные предположения, единственно потому, что это так им хочется (. Иоаким был убит) быв сброшен со скалы (в 1294 г. по приказанию жестокого сына Тертериева Святослава, вследствие подозрения в тайных сношениях с татарами и желании предать им Болгарию) Memor. pop. II, 794 (. 8) Дорофей. 9 (Роман. 10) Феодосий I. 12 (Симеон. Упоминается под 1346 годом как участвовавший в венчании царским венцом сербского краля Стефана Душана) см. Майкова Историю сербского языка, Москва, 1857, стр. 240 нач. (.) 13 (Феодосий 11. При нем в пятидесятых годах четырнадцатого столетия, в правление царя Иоанна-Александра, был в Тернове собор на возмущавших тогда в Болгарии христианство иудеев и на богомилов) см. житие препод. Феодосия терновского в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1860 г., кн. 1, л. 8. В напечатанном списке жития год собора 1360, но это неправильно; собор был созван главным образом по настояниям преп. Феодосия, а сей последний навсегда удалился из Болгарии в 1356 г., см. ниже о патр. Евфимии (. Или этим ... далее ...
Древнерусское государство и его международное ...Искать в Источникеazbyka.ru
... византийской по своему происхождению 1009. В Сербии церковная десятина в раннее время известна в тех областях и тех документах, которые связаны с римской церковью, римским престолом, где церковная десятина, обязательная для всего населения, была установлена Мейсенским церковным собором VI в. В других областях Сербии десятина с таможенных сборов и соляных варниц, со скота, меда и овощей известна лишь с XII – XIII вв., в то же время, как и в Болгарии 1010. О десятине, очень близкой по своей форме к древнерусской, и в изложении, близком к тексту устава Владимира, сообщает жалованная грамота Стефана Душана сербскому Хиландарскому монастырю на Афоне 1348 г. 1011, т. е. тогда, когда на Руси древняя десятина существовала только в пережитках.) Таким образом, у нас нет прямых свидетельств о существовании в славянских странах до установления Владимира так называемой «государственной» светской десятины. Не находим мы прямых параллелей церковной десятине и в соседних западных, южных и восточных странах. Это заставляет искать иные ответы на вопрос о происхождении древнерусской церковной десятины. Значительный пробел в наших знаниях об истории сложения Древнерусского государства ... далее ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословиюИскать в Источникеpravmir.ru
... на Балканах. Отсюда уникальная репутация Святой Горы, которая стала притягивать к себе множество монахов не только из столицы, но и из южнославянских стран (свтт. Савва Сербский и Киприан Киевский) , с Ближнего Востока (прп. Григорий Синаит) , а более всего из Фессалоник, которые стали политическим и интеллектуальным соперником Константинополя. Обогащение Афона новыми интеллектуальными силами еще больше повысило его общественный престиж. С другой стороны, дальнейшие события: Лионская уния и противодействие ей, в котором активно участвовали монахи-афониты, завоевания сербского царя Стефана Душана, волнения в Фессалониках и, наконец, гражданские войны между соперничающими представителями дома Палеологов — оставляли Святой Горе всё меньше шансов сохранить былую изоляцию от окружающего мира. Относительная независимость, влияние на широкие слои народа, авторитет среди православных славян и, наконец, благоприятное экономическое положение, обеспеченное земельной собственностью монастырей — все это неизбежно навязывало монашескому сообществу Афона важную роль в формировании социальной и духовно-интеллектуальной проблематики дня. Не имея цели всесторонне осветить историю ... далее ...
Жития святых. НоябрьИскать в Источникеpravmir.ru
... и раздавал богатую милостыню. И это учреждение богато обеспечено было королевскими вкладами и пожертвованиями. Со всех концов Сербии стекались сюда больные и увечные и одни, по выздоровлении, уступали место иным больным, другие же оставались здесь до конца своей страдальческой жизни. Незадолго до смерти, явился Стефану всегдашний его заступник и помощник, святой Николай Чудотворец, и сказал: — Приготовься, Стефан, к исходу: ты вскоре должен предстать перед Господом! Последние дни жизни Стефана Уроша III омрачены были великим несчастием — враждой к отцу сына его, «младого краля» Стефана Душана, кончившейся мученической смертью многострадального Стефана Уроша. Стефан Душан, отличившийся подвигами храбрости в войне с Болгарами, правил Зетскою областью. Своекорыстные бояре, служившее при нем, стали побуждать его отнять престол у отца и сделаться королем над всею Сербиею. Они пугали Стефана, что его постигнет такая же участь, как и его отца, ослепленного в детстве дедом его Милутином. Честолюбивый Стефан поверил наговорам, и в его области поднялось возмущение против отца. Урош не желал вражды; он принял меры для прекращения восстания, после долгих переговоров ... далее ...
Византия и Московская РусьИскать в Источникеpravmir.ru
... Тесная связь между Афоном и Сербией установилась еще со времен св. Саввы, основателя сербской церкви, который начинал свой путь на Афоне. Сербский Хилендарский монастырь на Афоне превосходил Зографский монастырь, своего болгарского соперника, и по интенсивности византийско-славянских сношений, и по количеству переписываемых славянских рукописей. Следует помнить, что этнические различия между монахами, тем более на Афоне, редко выходили на первый план, что между исихастами разных стран существовали прочные личные связи и что Афон входил в состав многонациональной Сербской империи Стефана Душана. В любом случае, идет ли речь о сербах или о болгарах, присутствие славянских монахов на Афоне имело решающее значение для Балкан. «Вся история южнославянских литератур есть фактически история большего или меньшего влияния идеалов Афона на духовную культуру православного славянства Балканского полуострова». Афонскими монахами были практически все вожди болгарского литературного возрождения, в том числе Феодосии, Евфимий и Киприан Киевский. И их деятельность в славянских странах шла в тесном контакте с деятельностью афонских исихастов Каллиста и Филофея, последовательно ... далее ...
Жития святых. ДекабрьИскать в Источникеpravmir.ru
... принадлежавших греческому царству, провозгласил себя царем Сербов и Греков. Стефан Урош родился [3] от брака Душана с Еленой, сестрой болгарского царя Александра Асеня. Детство Уроша протекло во время самой кипучей деятельности его отца. Принявший царский титул, в 1346 году Стефан Душан венчался вместе с своею супругою царским венцом, а сына Уроша, которому шел только десятый год, венчал королевским венцом и с титулом краля стал именовать его в граматах. Таким образом с раннего детства Урош стал кралем «младым» — прозвание, оставшееся за ним навсегда. По смерти своего родителя, Стефана Душана, последовавшей в 1355 году, Стефан Урош венчался на царство, будучи восемнадцати лет и должен был принять в свое управление обширное сербское царство. Дело это было весьма трудное. Сам Стефан Душан, чтобы управлять многочисленными областями с разнородным населением (сербским, болгарским, албанским и греческим) , отдавал их во власть вельмож, получавших от царя по Греческому обычаю разные титулы — кесаря, деспота и другие. Эти вельможи, пользуясь почти полной самостоятельностью, могли оказывать царю сопротивление, и нужна была твёрдая рука Душана, чтобы содержать их в ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Постоянная ссылка на эту страницу: Стефана Душана
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"