Стефана Душана



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019

Балканские автокефалии IX–XIV веков / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... так и судебная… По временам, нужды ради, созывались или церковной властью, или светской Соборы из епископов страны и правителей Сербии. На них решались общие церковные, а иногда и гражданские дела, например о венчании Стефана Дечанского королевским венцом. Избирались и поставлялись архиепископы, а затем и патриархи Собором местных архиереев. И только в XVIII столетии некоторые из Сербских патриархов были присланы из Константинополя турецким правительством, по желанию, конечно, Константинопольского патриарха» [59]. В результате войн Стефана Уроша Милютина, Стефана Дечанского и Стефана Душана в Сербское королевство вошел ряд епархий Охридской архиепископии и Константинопольского Патриархата. От Охрида была отторгнута Скопская митрополия, которая перешла под власть Сербского архиепископа. В 1346 году король Сербии Стефан Душан Сильный при участии Тырновского патриарха Симеона и Охридского архиепископа созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, а патриархом стал Иоаким (1338–1346, 1346–1354) . Как и царь, патриарх получил титул «Патриарх сербов и греков». Были образованы новые епархии (например Лесновская) . ... текст полностью ...
Православие. Том 2, Глава 1 читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... куполом. Последним по времени памятником рашской школы считается соборный храм монастыря Дечаны (1334 35) , построенный по проекту архитектора Вита Трифунова и представляющий собой крестово-купольную постройку, в архитектуре и декоре которой сочетаются сербские, византийские и романо-готические мотивы. Барабан купола установлен на кубическом основании, встроенном в двускатную крышу. Храм богато декорирован скульптурными и рельефными изображениями людей, Ангелов, животных и растений. Общий упадок сербской культуры, явившийся следствием распада Сербского королевства после смерти короля Стефана Душана и поражения сербов в битве на Косовском поле (1389) , отрицательно сказался и на состоянии церковного зодчества. После того как многие сербские земли вошли в состав Османской империи темпы развития храмостроительства в Сербии значительно снизились, многие древние храмы пришли в упадок. Строительство храмов возобновилось на тех сербских территориях, которые на рубеже XVII и XVIII веков вошли в состав Австро-Венгерской империи. Однако в архитектуре православных храмов Австро-Венгрии преобладал западный стиль церковного зодчества: внешне эти храмы не должны были отличаться от ... текст полностью ...
Святой Григорий Палама и православная мистика, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Тесная связь между Афоном и Сербией установилась еще со времен св. Саввы, основателя сербской церкви, который начинал свой путь на Афоне. Сербский Хилендарский монастырь на Афоне превосходил Зографский монастырь, своего болгарского соперника, и по интенсивности византийско-славянских сношений, и по количеству переписываемых славянских рукописей 167. Следует помнить, что этнические различия между монахами, тем более на Афоне, редко выходили на первый план, что между исихастами разных стран существовали прочные личные связи и что Афон входил в состав многонациональной Сербской империи Стефана Душана 168. В любом случае, идет ли речь о сербах или о болгарах, присутствие славянских монахов на Афоне имело решающее значение для Балкан. «Вся история южнославянских литератур есть фактически история большего или меньшего влияния идеалов Афона на духовную культуру православного славянства Балканского полуострова» 169. Афонскими монахами были практически все вожди болгарского литературного возрождения, в том числе Феодосии, Евфимий и Киприан Киевский. И их деятельность в славянских странах шла в тесном контакте с деятельностью афонских исихастов Каллиста и Филофея, последовательно ... текст полностью ...
Краткий очерк истории православных церквей ...Искать в Источникеazbyka.ru
... послания папы остались без всякого действия) Колоти и за ним Мартынов, см. у последнего в Annus Eccles. р. 326, col. 1, считают Иоакима приверженцем унии, но строя ни на чем не основанные предположения, единственно потому, что это так им хочется (. Иоаким был убит) быв сброшен со скалы (в 1294 г. по приказанию жестокого сына Тертериева Святослава, вследствие подозрения в тайных сношениях с татарами и желании предать им Болгарию) Memor. pop. II, 794 (. 8) Дорофей. 9 (Роман. 10) Феодосий I. 12 (Симеон. Упоминается под 1346 годом как участвовавший в венчании царским венцом сербского краля Стефана Душана) см. Майкова Историю сербского языка, Москва, 1857, стр. 240 нач. (.) 13 (Феодосий 11. При нем в пятидесятых годах четырнадцатого столетия, в правление царя Иоанна-Александра, был в Тернове собор на возмущавших тогда в Болгарии христианство иудеев и на богомилов) см. житие препод. Феодосия терновского в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1860 г., кн. 1, л. 8. В напечатанном списке жития год собора 1360, но это неправильно; собор был созван главным образом по настояниям преп. Феодосия, а сей последний навсегда удалился из Болгарии в 1356 г., см. ниже о патр. Евфимии (. Или этим ... текст полностью ...
Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нового патриархата. В декабре 1349 г. вселенский патриарх Каллист отлучил Душана и его церковных иерархов от Церкви за узурпацию имперского титула и незаконное присвоение патриаршего достоинства. Тем временем Душан лелеял замыслы овладения Константинополем. Однако стены древней столицы оказались не под силу и ему. Лишь в 1350-е гг. он понял, что столицей Империи невозможно овладеть без флота, и, собрав средства, приступил к строительству грандиозной армады. Однако, не успев завершить строительство, Душан скончался в 1355 г. Византийская империя вновь была спасена. Вскоре после смерти Стефана Душана завершился и церковный раскол. Мгновенно изменилась политическая ситуация: могущественная Сербская империя быстро распалась. Она разделилась на две части южную и северную, каждая из которых стала независимым государством. В южной преобладал греческий, византийский элемент, а на севере славянский. Ни одна из них не была столь сильной, чтобы строить амбициозные планы в отношении Константинополя. Более того, Константинопольский патриархат после официальной победы исихазма и паламитского богословия (1347 г.) управлялся почти без исключений бывшими афонскими монахами учениками преп. ... текст полностью ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословию, Часть 32 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на Балканах. Отсюда уникальная репутация Святой Горы, которая стала притягивать к себе множество монахов не только из столицы, но и из южнославянских стран (свтт. Савва Сербский и Киприан Киевский) , с Ближнего Востока (прп. Григорий Синаит) , а более всего из Фессалоник, которые стали политическим и интеллектуальным соперником Константинополя. Обогащение Афона новыми интеллектуальными силами еще больше повысило его общественный престиж. С другой стороны, дальнейшие события: Лионская уния и противодействие ей, в котором активно участвовали монахи-афониты, завоевания сербского царя Стефана Душана, волнения в Фессалониках и, наконец, гражданские войны между соперничающими представителями дома Палеологов – оставляли Святой Горе всё меньше шансов сохранить былую изоляцию от окружающего мира. Относительная независимость, влияние на широкие слои народа, авторитет среди православных славян и, наконец, благоприятное экономическое положение, обеспеченное земельной собственностью монастырей – все это неизбежно навязывало монашескому сообществу Афона важную роль в формировании социальной и духовно-интеллектуальной проблематики дня. Не имея цели всесторонне осветить историю ... текст полностью ...
Жития святых. НоябрьИскать в Источникеpravmir.ru
... своих владениях, то в одном замке, то в другом, предаваясь делам благотворительности и не принимая никаких особых мер для своей безопасности. В то время, когда Стефан Урош находился в уединенном горном замке Петриче близ Неродимля, внезапно приехали туда Зетские бояре со Стефаном Душаном во главе, окружили замок и захватили Стефана Уроша со всей семьей. Самого Стефана Уроша Душан приказал отвезти в отдаленный и уединенный недоступный замок Звечан [20], а жену и детей в другое место. Но этим дело не кончилось. Решено было совсем покончить со старым сербским кралем. По распоряжению Стефана Душана, отправились в Звечан некоторые из его приближенных, и Стефан Урош мученически скончался, будучи удавлен в замке [21]. Тело мученика привезено было в новопостроенную обитель Дечанскую и торжественно погребено в богатой гробнице в построенной самим Стефаном церкви Вознесения Господня. Говорили, что Стефан Урош скончался естественною смертью, но, конечно, все скоро узнали правду и смотрели на покойного короля, как на мученика. Через семь лет было чудесное явление экклисиарху Дечанской обители: в сонном видении некий неведомый муж повелевал извлечь из земли тело покойного ... текст полностью ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IIИскать в Источникеpravenc.ru
... дочерью Андроника II Симонидой (1299) . Но и позднее Милутин выступал и в качестве противника и в роли союзника империи: в 1308 г. он заключил союз с претендентом на визант. престол, номинальным к-польским имп. Карлом Валуа, продлившийся до 1311 г., а 2 года спустя участвовал вместе с византийцами в походе против турок. Кор. Стефан Урош II Милутин. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) в мон-ре Студеница (Сербия) . 1314 г. Стефан Дечанский () 1321-1331 (знаменовало мирный период византийско-серб. отношений, к-рый закончился с насильственным приходом к власти его сына Стефана Душана. Этот правитель представляет в какой-то мере позднесредневек. серб. аналог болг. царя Симеона. Детские годы он провел в К-поле, куда Милутин отправил в ссылку его отца, подозреваемого в заговоре, а придя к власти, попытался осуществить идею «переноса царства», создав к концу жизни обширную, хотя и непрочную империю «сербов, греков и болгар». Он вмешался в гражданскую войну в Византии и к сер. 40-х гг. XIV в. завладел большинством балканской территории империи - вплоть до Этолии на юге и Филипп и среднего течения Месты на востоке. В 1346 г. он принял царский титул, а Собор серб. ... текст полностью ...
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРАИскать в Источникеpravenc.ru
... молитв, плачей, диалогов героя со своей душой, покаянных исповеданий и поучений. Аристократическое происхождение автора, его многолетняя близость к королевскому двору (как в светский, так и в церковный период его биографии) и личное знакомство с большинством героев делают его сочинения незаменимым источником по истории Сербии сер. XIII - 1-й четв. XIV в. Труд архиеп. Даниила был продолжен после его кончины. Безымянному «1-му продолжателю» приписывают и заслугу окончательного оформления этого агиографического свода. Во 2-й пол. 30-х гг. XIV в. он написал Жития Стефана Дечанского, кор. Стефана Душана и самого Даниила II; стиль его повествования ближе к стилю Феодосия, чем к манере письма непосредственного предшественника. После 1375 г. «2-й продолжатель» дополнил свод краткими известиями о поставлении 3 Сербских патриархов - Иоанникия, Саввы и Ефрема. В отечественной научной лит-ре (см., напр. : История рус. лит-ры. М. ; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 175; Сиренов А. В. Степенная книга: История текста. М., 2007. С. 371-373) можно встретить мнения о сходстве житийного цикла архиеп. Даниила и его преемников с позднейшей рус. Степенной книгой, однако эта аналогия представляется ... текст полностью ...
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВОИскать в Источникеpravenc.ru
... во 2-й пол. IX в. (вероятно, после 870) , традиционно усваивается равноап. свт. Мефодию, учителю славян (т. н. Номоканон Мефодия) . В сборнике помещена также компиляция из «Эклоги» имп. Льва III Исавра и имп. Константина V Копронима под названием «Закон судный людем» (в некоторых рукописях именуется «Судебником царя Константина») . Номоканон Мефодия употреблялся в славянских Церквах, в Русской Церкви до XIII в. Одновременно с ним пользовались и славянским переводом «Номоканона XIV титулов» в 1-й редакции, который Павлов датировал правлением Киевского блгв. кн. Законник Стефана Душана. XV в. (Национальный музей, Белград) Законник Стефана Душана. XV в. (Национальный музей, Белград) Наиболее важное значение для К. п. слав. Церквей имела Кормчая книга архиеп. Сербского свт. Саввы I. По мнению Павлова и Е. Голубинского, свт. Савва сам подобрал греч. источники для сборника и перевел их на слав. язык (Павлов. 1897. С. 113) , однако большинство исследователей согласны с хорват. ученым В. Ягичем, к-рый высказал предположение, что Кормчую перевели рус. монахи на Афоне, а свт. Савва сделал Сербскую редакцию слав. перевода ( см. : Щапов Я. Н. ) Княжеские уставы ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019

Постоянная ссылка на эту страницу: Стефана Душана
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"