Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Искрецки манастир], недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Находится на склонах гор Стара-Планина в 2 км от с. Искрец (Софийская обл.). Согласно преданию, о котором сообщала поздняя (1845; см.: Василиев. 1949. С. 61) надпись на воротах, был основан в XII в. Как предполагают исследователи, в период Второго Болгарского царства И. м. был частью комплекса из крепости и неск. церквей, от к-рого сохранились лишь каменные и мраморные плиты с изображениями и основание большого, вероятно митрополичьего, храма в местности Белинов-Крыст ( Кацев-Бурски Д. Искрец в миналото и сега. София, 1924. С. 3-4; Динев Л. Селищната област по Искърския пролом: Антропогеографски проучвания//ГСУ, ИФФ. 1943. Т. 49. С. 18; Василиев. 1949. С. 59). Во время османского нашествия И. м. был разрушен и восстановлен в 1602 г., когда была построена одноапсидная церковь (6,4×17 м) с толстыми (0,75 м) стенами, с 4 маленькими окнами, перекрытая цилиндрическим сводом с двускатной кровлей. В 1841-1846 гг. к наосу (5,8×3,8 м) был пристроен притвор, а к храму - массивные контрфорсы. С юж. стороны к церкви примыкает 7-гранная крещальня-исповедальня - единственное сохранившееся подобное строение в болгарском монастыре. Относительно времени ее возведения есть 2 версии: в XVIII в., согласно датировке Г. Чаврыкова плохо сохранившихся росписей ( Чавръков. 1974. С. 178), и в 1856 г., к-рый упоминается в надписи в нише окна ( Василиев. 1949. С. 61; Коцева. 1984); по архитектурным особенностям строение относится скорее к сер. XIX в. В центре крещальни сохранилась каменная купель. Искрецкий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Искрецкий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы В церкви есть фрески XVII и XIX вв. Наиболее ранние из них находятся в наосе церкви и относятся к 1602 г. На своде в 4-угольных рамках представлено 3 типа изображения Христа: Христос Вседержитель (Пантократор), Христос Еммануил и Христос Ангел Ветхий Денми ( Каменова.

http://pravenc.ru/text/674966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кремиковский мон-рь [болг. Кремиковски манастир], женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на юж. склоне горы Стара-Планина близ Софии. По преданию, К. м. основал болг. царь Иоанн Александр в XIV в. на месте древней крепости (во время раскопок археологи нашли остатки фундаментов и фрагменты бытовой керамики XII-XVI вв.). Возможно, обитель пострадала при османском завоевании Софии (1385). Надпись на ктиторской фреске в притворе ц. вмч. Георгия Победоносца сообщает, что в 1493 г., при Софийском митр. Калевите, К. м. восстановил вельможа Радивой в память умерших детей Тодора и Драганы (в 1987 в храме были обнаружены захоронения 2 детей, скончавшихся от чумы, вероятно, во время эпидемии 1492 г.). Я. Шафарик считал Радивоя представителем одной из серб. династий ( Шафарик Я. Писмени споменици: Српски и бугарски//Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1855. Св. 7. С. 191-193); особенности орнамента костюмов фигур ктиторов стали основой гипотез о валашском ( Шандаров И. Няколко бележки за Кремиковския манастир при София//СбНУНК. 1898. Кн. 15. С. 304-309) или румын. происхождении Радивоя ( Iorga N. Inscriptii din bisericile Romaniei. Bucur., 1908. Vol. 2. Р. 80. (Studi i Documenti; 15); Vatasianu V. Istoria artei feudale în rile Romîne. Bucur., 1959. Vol. 1. Р. 842-843). С. Михаилов считает, что этот же Радивой упоминается в записи 1512 г. в ц. св. Петки в с. Кремиковци ( Михаилов. 1960). В 1493 г., согласно надписи на серебряном ковчеге, в обитель была вложена частица мощей нмч. Георгия Нового Софийского. В сер. XVIII в. опустевший мон-рь обновили монахи Христофор и Антоний. 18 дек. 1881 г. он был преобразован в женский и заселен монахинями из Македонии. Вскоре в К. м. были возведены трапезная, игуменский корпус (кон. XIX в.) и большая крестово-купольная с 3-ярусной колокольней над притвором ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1901-1907). При ее возведении разобрали экзонартекс Георгиевского храма, хотя настоятельница мон. Акелина в 1899 г. просила председателя Х Народного собрания Болгарии сохранить в целостности древнюю церковь, в 1908 г. об этом же председатель Болгарского Синода митр. Врачанский Константин просил митр. Софийского Парфения. Др. здания мон-ря были построены в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЛИРИК [лат. Illyricum, Hillyricum, редко Hilluricum; греч. Ιλλυρικν, Ιλλυρς], историческая область в сев.-зап. части Балканского п-ова (классическое греч. название Иллирия, Иллирида); префектура в составе Римской и Византийской империи (IV-VI вв.); диоцез древней Церкви, к-рый до VIII в. входил в область юрисдикции Римского престола. Первоначально у древнегреч. и лат. авторов И.- обозначение территории, заселенной группой иллирийских племен к северу от Эпира и Македонии до среднего течения Дуная, к востоку от Адриатического м. и Вост. Альп. Вост. граница И., отделявшая его от обл. Фракия, проходила обычно восточнее долины р. Марг (ныне Морава), формальной границей считались северо-зап. части горного хребта Гем (ныне Стара-Планина) и Родопы, а также Суккский перевал (Железные Ворота). Несмотря на то что с V-IV вв. до Р. Х. сев. часть И. (Паннония) была преимущественно заселена кельтами, за ней по-прежнему оставалось название И., в то время как Сев.-Вост. Италия и обл. Мессапия в Апулии, также заселенные иллирийскими племенами, не рассматривались как часть И. Древние греки уже с VII в. до Р. Х. основали на сев. побережье Адриатического м. ряд колоний (в т. ч. Эпидамн, Аполлонию), однако территория И. до Р. Х., когда она перешла под упр. Рима, находилась вне сферы влияния античной культуры, исключая частные военные столкновения с Македонией (кампания Александра Македонского 335 г. до Р. Х.). Первые контакты и военные конфликты иллирийцев с римлянами относятся к кон. III в. до Р. Х. Полное завоевание побережья Адриатического м. Римом произошло в 167 г. до Р. Х. Почти сразу же римляне попытались проникнуть вглубь страны, однако быстрого успеха не добились. В I в. до Р. Х. жители прибрежного И. и Далмации участвовали в римских гражданских войнах на стороне республиканцев. Планомерное завоевание всей территории И. до Дуная началось при Октавиане Августе, который в 35-33 гг. до Р. Х. возглавлял иллирийско-паннонскую экспедицию римлян. В результате походов Тиберия в 12-9 гг. до Р. Х. римляне закрепились на берегах Дуная (антирим. восстания в И. продолжались до 30-х гг. I в. по Р. Х.). С именем Тиберия связано также создание рим. дунайского лимеса, в к-ром И. занимал центральное положение.

http://pravenc.ru/text/389433.html

Мыглижский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца [Болг. Мъглижкият манастир], во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь Старо-Загорской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на берегу р. Мыглижка, на склонах горы Стара-Планина, в 2 км к северу от г. Мыглиж (Болгария). Согласно преданиям, обитель возникла в нач. XIII в., в период Латинской империи на Балканах. В пользу этой версии ранее приводили греч. запись на кадильнице, которой владел игум. Кирилл (Христов; 1882-1922), упоминающую 1233 г.; однако впоследствии было уточнено, что в записи речь идет о 1733 г. В тексте на памятной доске, расположенной при входе в мон-рь, отражена легенда, согласно к-рой он был основан в честь покровителя воинов на месте, где в 1197 г. болг. царь Калоян выиграл битву с лат. крестоносцами, но иных известий об этой битве не сохранилось. В письменных болгарских источниках М. м. впервые упоминается в Четвероевангелии, переписанном в 1574 г. болгарским писцом Превулом во время правления валашского воеводы Александру II Мирчи и украшенном каллиграфом Радулом Грамматиком (НБКМ. 873. Л. 73б). В нем под 13 янв. описывается нападение отряда янычар во главе с «сильным Склавом», направленного султаном Мехмедом (вероятно, Мехмедом III, 1566-1603) для сбора «кровной дани» - мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет с целью пополнения янычарского корпуса. Когда родители спрятали детей рядом с обителью, турки «взяли в плен монастырь» и убили монахов и настоятеля иером. Гервасия. Сообщаются имена еще 3 монахов и указывается спорное число захваченных детей - 80 или 13 (в лит-ре фигурирует и маловероятное число детей - 8013, и более реальное - 813). Приписку обычно датируют 1623 г., т. к. этот год имеется в др. записи, расположенной рядом с этим текстом, где тем же почерком написаны год и имя тогдашнего Тырновского митр. Гавриила I (1611-1626). Однако 1623 г. не согласуется с временем правления султана Мехмеда III. Бесспорно, это указание является важным источником сведений о положении болг. обителей в эпоху османского владычества. Не случайно приписка заканчивается советом бежать от «сильного Склава», как только станет известно о его приближении - образ, ставший символом жестокости янычарства. М. м. также упоминается в приписке 1777 г. в печатной Постной Триоди из храма вмч. Георгия Победоносца в г. Априлци (Болгария).

http://pravenc.ru/text/2564532.html

После отпуста Божественной литургии поздравительный адрес от Священного Синода Болгарской Православной Церкви огласил митрополит Видинский Дометиан. В Синодальном поздравлении, в частности, сказано: «Искренне благодарим Всеподателя Бога, что он одарил Вас здравием и бодростью сил, необходимыми для исполнения священного и высокоответственного Первосвятительского служения. Вы, как евангельский светильник, поставлены высоко, чтобы светить и вдохновлять всех — не только нас, священный клир и православных чад Святой Церкви, но Вы удостоены и заслуженного признания государственных и общественных институций, с достоинством отстаивая истины святой Православной веры и высказываясь по современным животрепещущим вопросам бытия нашего болгарского общества и родного Отечества». По решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Неофит награжден высшим орденом Болгарской Православной Церкви святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени. Поздравление от Софийской митрополии было озвучено епископом Браницким Григорием. Епископ Тивериопольский Тихон огласил поздравление от Патриаршего собора святого благоверного князя Александра Невского. Святейшего Владыку от имени братии Успенского Троянского монастыря поздравил игумен обители епископ Величский Сионий. Настоятель Никольского храма-подворья Русской Православной Церкви архимандрит Филипп огласил поздравительное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На имя Предстоятеля Болгарской Православной Церкви также поступило поздравление от митрополита Волоколамского Илариона , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Поздравление премьер-министра Болгарии Б. Борисова зачитал директор Дирекции вероисповедания при Правительстве Болгарии Эмил Велинов. По решению Совета министров Святейший Патриарх Болгарский Неофит будет награжден высшей наградой Республики Болгария — орденом «Стара планина» I степени. В канцелярию Священного Синода поступили поздравления от Президента Болгарии Р. Пневнелиева, председателя Народного Собрания Болгарии Ц. Цачевой и министров болгарского Правительства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4247296...

В Национальном дворце культуры в Софии проходит выставка, посвященная 130-ой годовщине Русско-турецкой войны 1877-78 гг. 10 марта 2008 г. 12:01 2 марта, в канун национального праздника страны, в Национальном дворце культуры была открыта выставка «Тебе, Болгарии, священной...». Она посвящена 130-ой годовщине Русско-турецкой войны 1877-78 гг., которая привела к освобождению Болгарии от пятивекового османского ига. В экспозиции собраны 39 полотен и 5 скульптурных портретов. «На самом деле, единственный среди авторов произведений, представленных в выставке, который был прямым участником освободительной для Болгарии войны — это русский художник Василий Верещагин. К сожалению, почти все его полотна, посвященные Русско-турецкой войне, находятся в России. Мы располагаем только их копиями, — рассказал в интервью корреспонденту «Радио Болгария» куратор выставки доцент Николай Бошев. — В экспозиции все же представлен один его оригинал, посвященный обороне Шипкинского перевала. Самые ранние же произведения, созданные сразу после Освобождения Болгарии, принадлежат Николаю Павловичу. В его картинах отражены трагические события, последовавшие Освобождению Болгарии, которые были вызваны разделением земель, населяемых преимущественно болгарами, в результате Берлинского конгресса. Посетители экспозиции могут увидеть две картины Николая Павловича — «Пробуждение Болгарии» и «Болгария, Фракия и Македония, разделенные Великими силами». Самые поздние произведения в экспозиции датируются серединой 80-ых годов минувшего века». Полотна отражают такие драматические моменты хода Русско-турецкой войны, как переправа Русской армии через реку Дунай, бои за Шипкинский перевал, трудный зимний переход освободительных войск через горы Стара-Планина, вступление русских войск в Софию, победа при городах Плевен и Шейново и др. «Разумеется, ядро картин посвящено самой Русско-турецкой войне, — отмечает куратор выставки. — Но, руководимые идеей о расширении диапазона самой экспозиции, мы решили, что следует представить не только военные действия, но и предшествующую им борьбу болгарского народа за национальное освобождение. В сущности, эта борьба, и точнее, Апрельское восстание 1876 года, стала одним из поводов объявления Россией освободительной для Болгарии войны. Так что, в экспозиции можно увидеть такие полотна, как «Мученики» Ивана Мрквички, изображающее тяжелое положение порабощенного болгарского народа, и «Клятва» Светлина Русева, посвященное болгарскому национально-освободительному движению».

http://patriarchia.ru/db/text/376261.htm...

Византия после Византии на Балканах: Драгалевцы — Кремиковцы — Сеславцы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Никифорова Византия после Византии на Балканах: Драгалевцы — Кремиковцы — Сеславцы Град София прекрасен в любое время суток и в любую погоду благодаря близости гор, которые каждый день просыпаются и засыпают в разных уборах — то нежной легкости дымки, то глубокой синевы или шали вязкой мглы. Витоша, Стара Планина покрыты лесами. Там в годы турецкого владычества теплилась неугасимая молитвенная лампада. Кремиковцы и Драгалевцы — это не только образцы христианской подвига стояния в вере, но и дивные примеры болгарской живописи XV века. Соборный храм Успения Богородицы монастыря Драгалевцы На Балканах в XV веке на порабощенных турками территориях получали разрешение строить христианские церкви лишь немногие представители аристократии и духовенства. Обязательно в благодарность султану, подписавшему фирман на возведение церкви, в ктиторских надписях особо отмечали его имя. В местах удаленных и более сокровенных могли строить храмы и простые люди. Ситуацией гонения объясняются изменения в архитектуре и украшении интерьера храмов. Церкви стали меньше в размерах – их теперь строили в форме однонефных, одноапсидных, маломерных сводчатых каменных зданий, частично вкопанных в землю, без куполов. По идейному содержанию живопись следовала византийским традициям живописи в., с характерной для нее иллюстративностью и многофигурностью, но профессиональный уровень упал, упростился стиль, торжественность отступила на задний план. Пять памятников в Западной Болгарии датируются последней четвертью XV в. Это храмы Драгалевского (1476 г.) и Кремиковского (1493 г.) монастырей, метоха св. ап. Петра и Павла в Орлице (1491 г.), церкви в Бобошево (1488 г.) и свт. Николая около с. Калотина. ДРАГАЛЕВЦЫ Игумения Успенского монастыря в Драгалевцах Витошу издревле называют малой Святой горой — на ее склонах расположены 14 монастырей, один из них – Драгалевский. Находится в г. София на северном склоне горы Витоша, юридически относится к Софийской митрополии. В грамоте царя Ивана Шишмана (1371-1393) основателем монастыря назван царь Иван-Александр (1331-1371), покровитель церковного просвещения. Церковь Богоматери Витошки, двудельная базилика с наосом, притвором и открытым нартексом, построена, согласно надписи на западной стене, в 1476 г. на средства местного боярина Радослава Мавра. В вв. в обители располагалась одна из крупнейших в Болгарии книжных мастерских.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Кремиковский женский монастырь святого Георгия Победоносца Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кремиковский монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца (болг. Кремиковският манастир „Свети Георги“) — православный женский монастырь в Болгарии, расположен в 25 км от Софии на склоне горы Стара Планина. Является одним из самых ценных средневековых памятников культуры, расположенных на Балканском полуострове. Содержание История [ править править код ] История монастыря начинается во времена Второго болгарского государства, в период правления царя Ивана Александра (Ivan Alexander) (1331–1371). В 1382 году, когда Оттоманские войска завоевали Софию, монастырь был полностью разрушен. 111 лет спустя святыню восстановили. Из исторических документов известно, что в 1493 году по благословению софийского митрополита Калевита (Kalevit) богатый боярин Радивой (Radivoi) отреставрировал старую церковь св. Георгия и украсил ее в память об умерших во время эпидемии 1492 года детях – Тодоре и Драгане: их могилы обнаружены во время раскопок 1987 года. Монастырский комплекс состоит из двух перпендикулярных жилых зданий, старой и новой церкви. Старшая церковь, которая представляет собой небольшую однонефную бескупольную базилику продолговатой формы, имеет большую историческую ценность. В притворе помещены красочные портреты ктитора Радивоя, его жены, умерших детей Тодора и Драганы, с митрополитом Калевитом. Стенные фрески изображают подробное житие великомученика Георгия – покровителя монастыря. Георгий на белом коне с длинным копьем, наносящий удар дракону, трижды изображен в разных местах храма. Нижний слой фресок старой церкви датируется 15 веком, однако, большая часть живописи – более поздняя: 16–17 века. Новая церковь, построенная в 1902 году, хранит реликвии монастыря – Кремиковское Евангелие 1497 года с красивыми каллиграфическими подлинниками, и деревянный иконостас, относящийся к 17-му столетию. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в Кремиковцах всего одна монахиня – матушка Хиония из Харькова. Именно по этой причине, несмотря на большие жилые здания, посетителям не предлагается ночлег. Во дворе много деревянных столов и скамей, которые гости могут использовать для отдыха и чтобы перекусить. Весь огромный монастырский двор устлан цветочным ковром – матушка содержит цветник, а также огород, домашних птиц и пасеку. Близость к столице этого райского уголка привлекает в монастырь много посетителей. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кремиковский_ж...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАТРИАРШЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ Патриаршеский монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Патриаршеский монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: [Болг. Патриаршеският манастир], жен. обитель в честь Схождения Св. Духа на апостолов (Св. Троицы) Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится над правым берегом р. Янтры, на вершине склона Дервентского ущелья в горном массиве Стара-Планина, близ с. Самоводене, в 6 км от г. Велико-Тырново (Болгария). Основание обители датируется 1070 г. исходя из надписи на камне, найденном в алтаре монастырского храма в 1847 г.: «Эта церковь Св. Троицы создана в 6578 год января 27 день епитропом Георгием Приложником и его сыном Калином». Изначально обитель находилась в крепости, из к-рой контролировался путь в Тырново. Согласно др. версии, во 2-й пол. XIV в. ее основал свт. Евфимий , патриарх Тырновский (возможно, еще до своего избрания патриархом) близ т. н. Теодосиевой пещеры, в к-рой после 60-х гг. XIV в. подвизался прп. Феодосий Тырновский . При поддержке болг. царя Иоанна Шишмана (1371-1393) свт. Евфимий возвел храм и жилые корпуса; в память об этом мон-рь именуется Патриаршим, Евфимиевым или Шишмановым. Предположительно именно в П. м. располагалась основанная свт. Евфимием книжная школа, где он провел т. н. книжную справу богослужебных книг, сделал ряд переводов с греч. языка, а его ученики переписали большое число книг, распространившихся как в Болгарии, так в Сербии, Валахии, Молдавии и на Руси. Помимо книжников здесь работали иконописцы, ювелиры и др. мастера. После османского завоевания Болгарии обитель была разграблена. С XV в. П. м. пользовался покровительством валашских и молдавских воевод. В 1847 г. в храме были обнаружены 4 дарственные грамоты, полученные мон-рем от Штефана II Кантакузина (1715), Александру VI Гики (1768), Александру VII Старшего Ипсиланти (1776) и Константина VI Ипсиланти (1803); в грамоте Штефана II Кантакузина упоминалось, что подобные грамоты обители ранее выдавали Матей I Басараб (1632-1654), Константин I Щербан Басараб (1654-1658), Раду XII Леон (1664-1669) и Константин II Брынковяну (1688-1714). В грамоте Стефана II Кантакузина (1715) подчеркивается, что обитель была основана болг. царем Иоанном Шишманом.

http://pravenc.ru/text/2579758.html

Календарь Материалы 26 декабря 2003 г. [Встреча с Православием/Проповеди] Святой праведный Иоанн Кронштадтский Ныне хочу объявить любви нашей волю Домовладыки неба касательно званных на вечерю Царствия Небесного и под разными житейскими благовидными предлогами отказавшихся прийти на нее. Притчу об этой вечере вы слышали из ныне чтенного Евангелия. Вечерей называется будущее блаженство; человек, устроивший великую вечерю, есть Отец Небесный; рабом называется принявший зрак раба нашего ради спасения единородный Сын Божий, Который постоянно возвещает нам в Евангелии: Покайтеся, приближибося Царство Небесное (Мф. 4, 17). [Сретенский монастырь/Священномученик Иларион] Священномученик Иларион (Троицкий) Истина Церкви, по преимуществу перед всеми другими, касается самой жизни каждого христианина и определяет не только его верование, но и самую его жизнь. Признать Церковь - это значит не мечтать только о Христе, а жить по-христиански, идти путём любви и самоотречения. Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека. А потому-то и противна истина Церкви тем началам жизни, которые долгим путём и незаметно вкрались в сознание и мировоззрение даже и русского православного общества... [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Врачи и лекарства от Бога, и обращать­ся к ним и придерживаться советов профессиональных врачей необходимо.Но всякое обращение к ним надо пред­варять обращением к Господу в Таинствах соборования и причастия. И делать это надо не только над ребенком, но и над родителями. Теперь дети очень часто страдают за беззакония своих родителей. [Поместные Православные Церкви/Болгарская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Град София прекрасен в любое время суток и в любую погоду благодаря близости гор, которые каждый день просыпаются и засыпают в разных уборах — то нежной легкости дымки, то глубокой синевы или шали вязкой мглы. Витоша, Стара Планина покрыты лесами. Там в годы турецкого владычества теплилась неугасимая молитвенная лампада. Кремиковцы и Драгалевцы — это не только образцы христианской подвига стояния в вере, но и дивные примеры болгарской живописи XV века. Новости 26 декабря 2003 г.

http://pravoslavie.ru/archive/031226

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010