Старая Ладога. Староладожский Успенский девичий монастырь. Келейный корпус, построенный в 1859 г. Пострадал от пожара в 2002 г. Здание оставалось в таком же состоянии и в августе 2011 г. К августу 2012 г. уже рухнули крыша и мезонин. А к концу июля 2013 г. корпус уже был почти полностью разобран. Сергей Прохоров 19 июля 2008 Карта и ближайшие объекты Старо-Ладожский Успенский монастырь, 3 класса, в 12 верстах от уездного города Новой Ладоги, в селе Старая Ладога. Упоминается в XV веке; после шведского погрома был возобновлен в 1619 году. В монастыре находятся две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. При монастыре школа. В Санкт-Петербурге (на углу Петергофского и Нарвского проспектов) монастырь имеет подворье с благолепным Успенским храмом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов. Датой его основания принято считать 1156 год. Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесённой кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. Главная достопримечательность монастыря – Успенский собор, самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Он полностью сохранился. Источник: " Православная газета. Екатеринбург " (704) декабрь 2012г. К северу от Староладожской крепости располагается Успенский женский монастырь. Он появился здесь не позднее начала XVI века. Особую известность эта обитель приобрела в связи с тем, что в начале XVIII века сюда была отправлена в заточение постриженная в монахини бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В монастыре тогда разместили военный караул, сюда запрещался вход прихожанам, пострижение новых сестёр приостанавливалось. Жемчужина монастыря - уникальный собор XII века. В книге " Старая Ладога - древняя столица Руси " читаем: " Успенский собор полностью сохранился.

http://sobory.ru/article/?object=04522

III. Монастыри С.-Петербургский епархии 1. Заштатный Николаевский Староладожский монастырь (с приписанным к нему Иоанно-Предтеченским, иначе Иванским или Ивановским монастырем) Предварительные замечания На том месте, где в настоящее время находится селение С.-Петербургской губернии Новоладожского уезда, Старая Ладога, под 49о долготы и 69° северной широты, стоял в древности город Новгородской Вотской пятины Ладога. По свидетельству одних памятников древности, он быль построен в 862 году нашей эры Рюриком; а по свидетельству других, он существовал даже до прибытия в северные пределы нашего отечества Рюрика и его братьев, в VIII веке. Он назывался сначала Альдейгабург, что значит на Готфском языке старый город , а сокращенно Альдога. В последствии времени, через перестановку первых букв в этом последнем названии, образовалась из Альдоги Ладога, – нынешнее название города. Во всяком случае Ладога была одним из древнейших городов Северной Руси. Положение этого города, на пути водных сообщений Новгородской области с Западной Европой, скоро дало Ладоге немаловажное значение и в военном, и в торговом отношениях, и сделало ее одним из значительнейших русских городов в древности. Для шведов и других западно-европейских врагов Русской земли было бы не безвыгодно овладеть этим городом и из него угрожать как торговым сообщениям Новгорода с Западной Европой, так и самому Новгороду. С другой стороны и для Новгорода и его области было весьма важно сохранить это место за собой, и тем обезопасить от хищнических набегов соседних народов свои области и торговлю, особенно вблизи волховских порогов. Потому Ладога скоро получила такое важное военное и торговое значение, что новгородцы озаботились удержанием её за собой. По свидетельству некоторых памятников древности, Рюрик, именно с этой целью, сделал на некоторое время Ладогу своей столицей и, для усиления защиты как Ладоги, так и Новгорода, он же – Рюрик, а по другим свидетельствам Олег построил здесь из булыжного камня и лещадной плиты крепость, и доселе существующую и известную под именем Олеговой крепости. 93

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Н.Ф. Корольков § I В черте бывшего города – ныне селения Старой Ладоги, Новоладожского уезда 1 , смиренно ютится одна из древних женских обителей – Староладожский Успенский монастырь. Существование Успенского монастыря тесно связано с историей бывшего города Ладоги. Старая Ладога принадлежит к числу древнейших в России населенных мест. Летопись упоминает о существовании Ладоги во времена первого русского князя – Рюрика. Историк С. М. Соловьев приводит известие, что Рюрик первым городом, в котором сел – стал жить, избрал Старую Ладогу. Положение Ладоги, па берегу реки Волхова, относительно начала вминаю водного пути и по близости к Балтийскому морю – признавалось тогда важнее .положения Новгорода. Впоследствии, в XII веке, Новгородцы обратили Старую Ладогу в сильный укрепленный пункты – посадник Павел обнес Ладогу каменною стеною с башнями. Развалины этой стены сохранились до настоящего времени. Для осады Старой Ладоги в 1164 году приходили из озера (Ладожского) шведы на 60 шняках (мелких судах); но на выручку города во время подоспел Новгородский князь Святослав Ростилавич с посадником Азарией и с Новгородскою дружиною, и шведское войско понесло поражение. – В 1194 году Ладога погорела; – тогда пожары, бывшие во многих городах, продолжались от (недели) «Всех святых до Успеньева дня». – В 1281 году – Ладога, м в ней люди многи – взята Довмонтом, князем Псковским. В 1313 году шведы за поражение, полученное ими в Новгороде, отомстили сожжением Ладоги. В начале XVII столетия – в 1610 году, шведский полководец Понтус де-ла-Гарди, причинивший много зла России, опустошив многие города Новгородской области, опустошил тогда же и Ладогу. В 1625 году в Ладоге насчитывалось людей, способных носить оружие – 289. В 1709 году по указу Петра Великого построен город Новая Ладога, который и населен, отчасти, жителями переведенными из Старой Ладоги. Памятниками прежнего значения Старой Ладоги остаются и до настоящего времени: четыре церкви и два монастыря, из которых – Староладожский Успенский и составляет предмет этого очерка. § II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 16 июля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке началось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. После молитвы перед началом заседания, приветствуя членов Священного Синода, Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Я приветствую всех членов Священного Синода, поздравляю всех с праздником. Сегодня – день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси, одного из Первосвятителей Русской Православной Церкви. Сегодня мы молились в Успенском соборе Кремля перед его святыми мощами. Верим, что молитвы святителя Филиппа укрепляют и помогают всем нам в наших трудах и в нашем служении. Я хочу также поздравить Владыку Ювеналия с прошедшим Днем его Ангела. Вчера Церковь совершала память святителя Иувеналия, Патриарха Иерусалимского, это был день тезоименитства Владыки. Хочу пожелать ему доброго здоровья и помощи Божией в трудах. Сегодня у нас будут два заседания – дневное и вечернее». Публикуются по мере поступления ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие в г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении монахини Ангелины (Васильевой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие в г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря. 2) Назначить монахиню Ангелину (Васильеву) настоятельницей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429889/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 44-64 заседания Священного Синода от 16 июля 2005 г Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 16 июля 2005 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Публикуемые ниже Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода:   ЖУРНАЛ 44 Слушали: Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие в городе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении монахини Ангелины (Васильевой) настоятельницей обители. Постановили: 1. Благословить открытие в городе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря. 2. Назначить монахиню Ангелину (Васильеву) настоятельницей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря города Старая Ладога Волховского района Ленинградской области с возложением наперсного креста по должности.   ЖУРНАЛ 45 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по подготовке и проведению празднования 15-ой годовщины со дня Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Постановили:   ЖУРНАЛ 46 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию и касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

http://mospat.ru/archive/86333-zhurnaly-...

Старая Ладога. Никольский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1241. (?); по документам известен с кон. 15 в. Ссылки:   Адрес: Россия, Ленинградская область, Волховский район, с. Старая Ладога, Никольская ул., д. 1 Координаты: 59.991412, 32.301455 Проезд:из Санкт-Петербурга с Московского или Ладожского вокзалов электричкой до станции Волхов, затем автобусом 23 до Старой Ладоги, остановка СХТ, от остановки спуститься пешком вниз к монастырю. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старо-Ладожский Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, на берегу реки Волхова, в 1 версте от села Старой-Ладоги, в 13 верстах от города Новой ладоги. Основан в XIII веке; упоминается с 1499 года. В соборном храме находятся чудотворные иконы: святителя Николая и великомученицы Параскевы. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Власти Ленинградской области планируют отреставрировать Староладожский Свято-Успенский девичий и Никольский мужской монастыри. Как сообщает пресс-служба региональной администрации, на восстановление девичьего монастыря из федерального бюджета планируется привлечь 210 млн. рублей и 530 млн.- на реставрацию мужской обители.  Запланированы масштабные восстановительные и реставрационные работы в Старой Ладоге, где находится более 130 памятников культуры VIII-XIX веков, из них 26 объектов федерального и 81 объект регионального значения. Никольский мужской монастырь (XIII век) - один из древнейших монастырей в Старой Ладоге, основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в устье реки Ижоры, посвящен Николаю Чудотворцу. Источник: " Православная газета. Екатеринбург " (704) декабрь 2012 г. Если Успенский монастырь фланкирует Ладожскую крепость с севера, то Никольский - с юга. По преданию, обитель основана после победы Александра Невского над шведами в 1240 году. Первое летописное упоминание о монастыре содержится в переписной книге Водской пятины Новгородской земли 1498-1501 годов. Среди монастырских построек выделяются необычные Святые врата, выходящие к Волхову, и особенно - удивительная по своей архитектуре церковь святителя Иоанна Златоуста, построенная в 1861-1873 годах.

http://sobory.ru/article/?object=03302

Старая Ладога. Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В центре архитектурного ансамбля Успенского монастыря возвышается церковь Успения Богородицы – постройка домонгольской эпохи. С 12 века храм был центром Богородицкого конца Ладоги. По основным внешним признакам Успенский храм близок Георгиевскому: одноглавый, кубический, трехапсидный, но имеет больший объем. В первозданном виде к основному объему с северного и западного фасадов примыкали каменные приделы, закрывающие порталы высотой почти до половины здания. К числу оригинальных особенностей храма относятся декоративные кресты под полукружиями закомар на западном фасаде. В полукружии центрального пролета сохранилась больная неглубокая ниша-голубец для росписи. В помещении храма, в западной части устроены глубокие полуциркульные ниши – аркосолии для погребений. Лестница на хоры устроена в толще западной стены. Церковь неоднократно подвергалась перестройкам. К началу 20 века она стояла с каменной папертью и колокольней. Северный фасад закрывал придел святой Варвары. Помещение обогревалось несколькими печами. Храм восстановлен в первозданном виде под руководством архитектора А.А. Драги. Изучением архитектуры и живописи храма занимались Н.И. Репников, М.К. Каргер, П.А. Раппопорт. На стенах и столбах в интерьере храма , в откосах оконных проемов сохраняются немногие фрагменты настенной живописи 12 века. Литература: Б.Г. Васильев Старая Ладога. Памятники архитектуры XII-XIII веков Л.; 1984. В.В. Астафьев Волховский исторический календарь. Волхов; 2001 К северу от Староладожской крепости располагается старинный Успенский женский монастырь. Он появился здесь не позднее начала XVI века. Особую известность эта обитель приобрела в связи с тем, что в начале XVIII века сюда была отправлена в заточение бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В монастыре тогда разместили военный караул, сюда запрещался вход прихожанам, пострижение новых сестёр приостановилось. Жемчужина монастыря - собор XII века.

http://sobory.ru/article/?object=00124

Старая Ладога. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Предтеченский собор бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря Карта и ближайшие объекты Действующая церковь Иоанна Предтечи построена в 1695 г. как соборная церковь существовавшего до 1764 г. Иоанно-Предтечинского монастыря. Отреставрирована. Под церковью существует система подземных ходов. В летописях 1604 г. упоминается, что по повелению Бориса Годунова и на его пожертвования для Иоанно-Предтечевского (Ивановского) монастыря, стоявшего на возвышенности, называвшейся местным населением Малышевой горой, отлиты два колокола. На одном из них была выбита надпись -  «Ладоге - оплоту государства моего». Первое же упоминание об этом монастыре встречается в источниках, датированных 1276 годом. Но, к сожалению, постройки того времени до наших дней не дошли. Нынешняя каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом св. Параскевы Пятницы и колокольней построена в 1695 г. на месте своей деревянной предшественницы. В XVI-XVII веках здесь бурлила жизнь. Малышева гора была местом проведения больших ежегодных ярмарок, начинавшихся в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и продолжавшихся целую неделю. Но уже в первой noлobuhe XVIII века Ладога потеряла былое военно-стратегическое и торговое значение, что, в свою очередь, негативным образом отразилось и на монастыре. В 1764 году Ивановский монастырь, в котором на тот момент времени жило два человека – иеромонах Тихон и монах Иона, был упразднен, а церковь Рождества стала приходской. Долгие годы Иоанновская церковь была главным храмом Старой Ладоги. Но в советское время её закрыли. Вновь церковь передали прихожанам в 1991 году. Сейчас она приписана к Никольскому монастырю. Одним из выдающихся памятников архитектуры в Старой Ладоге является Иоанно-Предтеченская церковь, что на Малышевой горе. Это кубической формы храм с четырьмя подкупольными столпами, пятью главками и одной семигранной алтарной апсидой. Стены церкви декорированы плоскими лопатками, фигурными колончатыми наличниками окон, нишами с килевидным верхом, поребриком. Все декоративные детали выполнены из кирпича. Луковичные главки на центральном световом барабане и четырёх глухих барабанчиках вытянутой формы, появились в XIX веке. В это же время появилось завершение и у колокольни, увенчаное полусферическим куполом со шпилем. Церковь имеет придел во имя святой Параскевы Пятницы. Восьмигранная колокольня, довольно поздней постройки. Она была выстроена отдельно от церкви. Потом её соединили с храмом посредством небольшого притвора-перехода. Сама же каменная церковь была воздвигнута в 1695 году. Это всё, что осталось от бывшего монастырского комплекса. Сам же монастырь здесь появился, судя по всему, ещё в XIII веке. Столетие спустя он упоминается в письменных источниках. Все строения его тогда были деревянными. Тогда же впервые названа и местность Малышево. Согласно некоторым предположениям, до основания обители на этом месте было языческое капище.

http://sobory.ru/article/?object=00125

Старая Ладога. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты История церкви Святого Георгия прослеживается с середины 15 века. В 1445 году новгородский архиепископ Евфимий «в городке Ладозе … церковь Георгия понови, подписа идеже отпало и покры ю чешоею». Позднее ремонт производился в начале 17 века, после разрушения Ладоги в период шведской интервенции 1610-1617 г.г. Облик здания был значительно изменен ремонтами и пристройками конца 19 – начала 20 веков: древние фасады были покрыты толстым слоем цементной обмазки, с западной стороны к зданию примыкала каменная паперть и колокольня. Первоначальные формы церкви были восстановлены в советское время. Реставрация проводилась длительно: с 1926 года по конец 1950-х годов, с перерывом на войну… В работах принимали участие художник А. Самохвалов, архитектор В. Данилов. Реставрацией живописи занимались художники В.О. Кириков и Г.О. Чириков под наблюдением А.И. Анисимова. С лета 1952 года по декабрь 1962 года реставрацией здания руководил архитектор А.А. Драги. Георгиевская церковь – один из самых известных храмов домонгольского периода. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Такими же зубцами увенчиваются полукружия закомар. В интерьере вторым ярусом выделены хоры, на которые ведет внутристенная каменная лестница, освещаемая пятью небольшими прямоугольными окошками. На палатях во время службы находились знатные люди Ладоги. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид. Художественные достоинства живописи церкви святого Георгия ставят ее в число выдающихся творений мировой культуры. В замечательной сохранности до нас дошла 32-х фигурная купольная композиция «Вознесение», сцена «Чудо Георгия о змие» в диаконнике, фрагменты сцен «Страшного суда», «Крещения», «Отвержения даров», отдельные персонажи росписи, орнамент откосов окон.

http://sobory.ru/article/?object=00123

< >< Первая часть статьи > Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре. Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма. Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов. Киев, Софийский собор Великий Новгород, Софийский собор Полоцк, Софийский собор Владимир, Успенский собор Чернигов, Спасо- Преображенской собор Овруч, Васильевский монастырь Владимир-Волынский, Успенский собор Чернигов, Успенский собор Киев, Успенский собор Киев, собор Михаила Архангела Чернигов, Борисоглебский собор Великий Новгород, Никольский собор Переславль-Залесский, собор Спаса Преображения Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной Киев, церковь Спаса Преображения на Берестове Великий Новгород, Георгиевский собор Великий Новгород, собор Рождества Богородицы Псков, Рождества Иоанна Предтечи, собор Псков, собор Спаса Преображения Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010