IV, 28, Sozom. VI, 24). В царствование Феодосия Великого в Константинополе последователем этого постановления Пазского собора явился пресвитер Савватий (родом иудей). По этому поводу константинопольский новатиан–ский епископ Маркиан созвал собор новатианских епископов в вифинском селении Сангаре; отцы этого собора признали, что вопрос о пасхе не может быть достаточным поводом для отделения от церкви, потому пусть совершает каждый пасху, когда хочет, и издали об этом канон, который назвали διφορον (Socr. V, 21, Sozom. VII, 18). (Савватий все–таки потом отделился от общества новатиан. Socr. VII, 12). — Какого лунного цикла держались фригийские новатиане и Савватий — неизвестно. Но что они совершали свою пасху всегда в воскресный день, прямо говорит Созомен (VII, 18: Οι δ Ναυατιανο την ναστσιμονμρανπιτελοσιν). — И неизвестный малоазийский пастырь в 387 г. (см.: ниже прим. 49), защищая александрийскую дату пасхи на этот год (25 апреля=2–го числа 8 асийского месяца), имел в виду собственно не сирийских протопасхитов, а протопасхитов–новатиан. (Ср. Schmid, 75, 78, Schwartz, 119–120 (Д. Л.) -472. 53 Когда именно совершали пасху в 326 г. в Александрии и на западе — 3 или 10 апреля, — строго говоря, неизвестно. Пасхальные послания св. Александра александрийского не сохранились. А в таблице в хронографе 354 г., где — по общепринятому мнению — сохранился список исторических римских пасх на 312—342 гг. (по меньшей мере) под 326 годом, как и под 315 и 320, когда пасха и по александрийской пасхалии приходилась на 10–е апреля, стоит невозможная дата III id. арг.=11 апреля (понедельник), которую одни поправляют на III id. арг.=10 апреля, другие на III поп. арг.=3 апреля. А с другой стороны, по циклу Анатолия лаодикийского, пасха 326 года должна была приходиться на 10–е апреля (в 21–й день луны), и в этом случае на его стороне была и астрономия (истинное новолуние в 326 г. было 20 марта в 4 ч 18 мин веч. Oppolzer–Ginzel, — 12 мин Newcomb, 3 ч 58 мин Lehmann, 4 ч 12 мин Πτολεμαος; полнолуние — 4 апреля 6 ч 58 мин утра Op.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Šafaftk. Slovanske starozitnosti. – Šafaffk P. Slovanske starozitnosti. Praha, 1837. Sallmann. Geographie. – Sallmann K.G. Die Geographie des Älteren Plinius in ihrem Verhältnis zu Varro. B. – N.Y., 1971. ŠaSel. Divinis. – Šaiel J. Divinis nutibus actus. – Historia. Wiesbaden, 1978, Bd. 27. Sauciec-Saveanu. Die Charakterisierung. – Sauciec-Saveanu Th. Die Charakterisierung des Kaisers Trajan von Prokop aus Cäsarea. – RESEE. 1964, t. 2, 3–4. Schachmatow. Beziehungen. – Schachmatow A. Zu den altesten slawisch-keltischen Beziehungen. В., 1911. Schilbach. Metrologie. – Schilbach E. Byzantinische Metrologie. Miinchen,1970. Schillinger-Hafele. Beobachtungen. – Schillinger-Hafele V. Beobachtungen zum Quellen-problem der Kosmographie von Ravenna. – Bonner Jahrbucher. 1963, Bd. 163. Schleusner. Thesaurus. – Schleusner I. Novus Thesaurus Philologico-criticus... Veteris Testamenti. Vol. 1–5. Lipsiae, 1820. Schlimpert. Personennamen. – Schlimpert G. Slawische Personennamen im mittel-alterlichen Quellen Deutschlands. В., 1964. Schmid. Der Atticismus. – Schmid W. Der Atticismus in seinen Hauptvertretern. Bd. 1–4. Stuttgart, 1887–1897. Schmid. Rezension. – Schmid W. Rezension: Dieterich. Untersuchungen. – Wochen-schrift für klassische Philologie. 1899, Jg. 16, 20. Schmid. Alteuropa. – Schmid W.P. Alteuropa und der Osten in Spiegel der Sprach-geschichte. Innsbruck, 1966. Schmidt. Die Komposition. – Schmidt K.H. Die Komposition in gallischen Personennamen. – Sonderdriicke aus Zeitschrift fur keltische Philologie. Halle, 1957 Bd. 26, Hf. 1–4. Schmidt. Geschichte. – Schmidt L. Alteste Geschichte der Langobarden. Lpz., 1884. Schmidt. Westgermanen. – Schmidt L. Geschichte der deutschen Stamme. Die West-germanen. Bd. 1. München, 1938. Schmidt. Die Ostgermanen. – Schmidt L. Die Ostgermanen. Munchen, 1969. Schmitt. Probleme. – Schmitt R. Probleme der Eingliederung fremden Sprachgutes in das grammatische System einer Sprache. Innsbruck, 1973. Schmitt. Personennamen. – Schmitt R. Iranische Personennamen auf griechischen Inschriften. – Actes du VII е Congres International d " epigraphie grecque et latine. Bucures,ti – Paris, 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Он без стеснения и вполне законно восставал против современных ему церковных злоупотреблений в протестантстве, в особенности же против цезаропапии. Он открыто говорил, что лютеранская церковь нуждается в новой реформации – в новом преобразовании церковной и религиозно-нравственной жизни. «Я никогда, – говорит Шпенер, – не был того мнения, будто реформация, произведенная Лютером, была делом совершенным и вполне оконченным.» И затем, Шпенер довольно свободно отзывается о реформации Лютера (Schmid, s. 84). Лютеранская церковь , говорил Шпенер, далеко не имеет той чистоты, какую она должна иметь, как невеста Христова (Deutsche Bedenken. IV; 178 и сл.). Он не скрывает и тех слабостей, которых не чужд был сам Лютер. Так в одном из своих писем Шпенер говорит о той грубости Лютера, какую он позволял себе иногда в обращений с другими, и в особенности, с Меланхтоном, хотя и этой, самой в себе непохвальной, черте в характере Лютера Шненер старается придать, более или менее, благовидный оттенок (ib. III, 712). С другой стороны, Шпенер с полным беспристрастием относился к реформатской церкви. Он находил много общего между реформатством и лютеранством, признавал возможность соединения того и другого и даже нередко задавался вопросом о том, какие нужны условия для этого соединения (Schmid, s. 94 – 96). Шпенер, не обинуясь, хвалил некоторые из реформатских сочинений, которыми он назидался в пору своей юности. Даже, лежа на смертном одре, Шпенер назидался чтением реформатского молитвенника (Rivert’s, Letzen Stunden Schmid, s. 444), и вообще, он отдавал полную справедливость всему, что только находил доброго в реформатстве. Так, он одобрял церковное благочестие в реформатском обществе, в особенности ему нравилось пресвитериальное устройство реформатской церкви, а также некоторые нравы, обычаи и церковные учреждения реформатов, напр. обычай, вменявший реформатскому духовенству в обязанность – посещать дома своих прихожан (Herzog, R. Enz. «Pietismus», s. 647). Шпенер желал даже, чтобы этот обычай введен был и в лютеранском общества (Schmid, s.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Schäfer 1980=Schäfer P. Engel und Menschen in der Hekhalot-Literatur. – Kairos 22, 1980, 201–225 [=Idem. Hekhalot-Studien. Tübingen, 1988 (Texte und Studien zum antiken Judentum 19), 250–276]. Schmid 1955=Schmid J. Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. I. Der Apokaplypse-Kommentar des Andreas von Kaisareia. 1. Text. München, 1955 (Münchener theologische Studien. I. Historische Abteilung. 1. Ergänzungsband). Schmid 1956=Schmid J. Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. I. Der Apokaplypse-Kommentar des Andreas von Kaisareia. 1a. Einleitung. Miinchen, 1956 (Münchener theologische Studien. I. Historische Abteilung. 1. Ergänzungsband). Schmitt 1992=Schmitt A. Die griechischen Danieltexte («θ» und ) und das Theodotionproblem. – Biblische Zeitschrift 36, 1992, 1–29. Schoedel 1993=Schoedel W.R. Papias. – ANRW ΙΙ.27.1, 235–270. Schoellgen 1985=Schoellgen G. Die Didache, ein frühes Zeugnis für Landgemeinden? – ZNTW 76, 1985, 140–143. Siegert 1981=Siegert F. Unbeachtete Papiaszitate bei armenischen Schriftstellern. – New Testament Studies 27, 1981, 605–614. Stommel 1953=Stommel E. Semeion ekpetaseos (Didache 16, 6). – Romische Quartalschrift 48, 1953, 21–42. Stone 1996=Stone M.E. Armenian Apocrypha relating to Adam and Eve. Edited with introductions, translations and commentary. Leiden, N.Y., Köln, 1996 (Studia in Veteris Testamenti Pseudepigrapha 14). Strack–Billerbeck 1926=Kommentar zum Neuen Testament aus Talmud und Midrasch von H.L. Strack und P.Billerbeck. Bd. 3. Die Briefe des Neuen Testaments und die Offenbarung Johannis. München, 1985s (19261). Stuckenbruck 1994=Stuckenbruck L.T. Angel Veneraition and Christology. A Study in Early Judaism and the Christology of the Apocalypse of John. Tübingen, 1994 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, II/70). Stuiber 1981=Stuiber A. Die drei σημεα von Didache XVI. – JbAC 24, 1981, 42–44. Taylor 1994=Taylor R.A. The Peshitta of Daniel. Leiden, N.Y., Köln, 1994 (Monographs of the Peshitta Institute, Leiden; 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Bd. 1, 2. Leipzig, 1898; Schmid W. Über die klassische Theorie und Praxis des antiken Prosarhythmus//Hermes Einzelschriften. Wiesbaden, 1959. 12.is in die Zeit der Renaissance. Bd. 1, 2. Leipzig, 1898; Schmid W. Über die klassische Theorie und Praxis des antiken Prosarhythmus//Hermes Einzelschriften. Wiesbaden, 1959. 12.d. 1, 2. Leipzig, 1898; Schmid W. Über die klassische Theorie und Praxis des antiken Prosarhythmus//Hermes Einzelschriften. Wiesbaden, 1959. 12. 956 Cp.: Zielinski Th. Das Clauseigesetz in Ciceros Reden//Philologus. 1904. Supplementband 9;.: Zielinski Th. Das Clauseigesetz in Ciceros Reden//Philologus. 1904. Supplementband 9; Bomecque H. Les clausules metriques latines. Paris, 1907.omecque H. Les clausules metriques latines. Paris, 1907. 958 Византийские филологи и грамматики создали немалую литературу по теории метрики. Они неутомимо перерабатывали, пересказывали и разъясняли эксцерпты из «Всеобщею учения о просодии» грамматика II в. Геродиана и из трактата «О метрах " · его современника Гефестиона (на основе последнего было создано известное в Византии «Руководство», возможно восходящее к авторскому извлечению); широко известен был комментарий Георгия Хировоска (VIII в.) к Гефестиону. Михаил Пселл описывая свойства ямбического триметра в дидактической стихотворении, Тавулярий Критский (XII в.) – в делой небольшой поэме; стихи с такой же тематикой создавали также братья Иоанн и Исаак Цецы (XII в.), Триха (то же время) и др. Темы этих сочинений – εσ и πθη гекзаметра и т. п. – унаследованы от античной науки. Вне поля их зрения остается не только, как уже было сказано, весь мир новых позтических ритмов, основанных на силлабике и экспираториом ударении, но и круг явлений в традициопной метрической просодии, стоящих под знаком компромисса между метрикой и тоникой. Этот позднеантичный ритор, как известно, поразил воображение своих современников необычайно ранним расцветом своего декламационного дароваиия – в пятнадцать лет он уже выступая перед императором Марком Аврелием, – а также быстрым упадком этого дарования еще в молодые годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Scheglov A. «Såsom han hade itt skröpelighit liffuerne»: Beskrivningen av kung Magnus Eriksson i Olaus Petris kronika och i de medeltida källorna. Historisk tidskrift för Finland. Helsingfors, 2013. Arg. 98. 3. S. 374405. Scheglov A. Till frågan om namnet «Smek» i det medeltida Sverige. Historisk tidskrift. Stockholm, 2013. Årg. 133. 4. S. 673675. Scheglov A. Ericus Olai och Adam av Bremen. Historisk tidskrift. Stockholm, 2014. Bd. 133. Hft. 4. S. 145169. Schmid T. Sveriges kristnande: Från verklighet till dikt. Stockholm, 1934. Schmid Т. Birgitta och hennes uppenbarelser. Lund, 1940. Schmid T, Nygren E. En bönbok från Vadstena kloster. Tvenne uppsatser от en år 1950 nyupptäckt handskrift. Stockholm, 1952. Schiick H. Olavus Petri: Ett fyrahundraårsminne. Stockholm, 1893. Schiick H. Olavus Petri. Stockholm, 1906. Schiick H. Ulustrerad svensk litteraturhistoria. Stockholm, 1926. Schiick H. Ecclesia Lincopensis. Studier om Lincopingskyrkan under medeltiden och Gustav Vasa. Stockholm, 1959. Schiick H. et al Riksdagen genom tiderna. II. Uppl. [Stockholm], 1992. Silven-Garnett F., Söderlind I. Ett annat Sverige: Dokument om folkets kamp 12001700. Stockholm, 1980. Sjodin L. Tillkomsten av Olaus Petris krönika. Historisk tidskrift. Stockholm, 1921. Bd. 41. S. 4868. Sjodin L. Västerås möte 1527. Ett fyrahundrairsminne. Historisk tidskrift. Stockholm, 1928. Bd. 47. Skyum-Nielsen N. Blodbadet i Stockholm og dets juridiske maskering. København, 1964. Smolinsky H. Augustin von Alveldt und Hieronymus Emser. Ein Untersuchung zur Kontroverstheologie der friihen Reformationzeit im Herzogtum Sachsen. Munster, 1983. Stavenow L. Olaus Petri som historieskrivare. Göteborg, 1898. Stjerna K. Erik den helige: en sagohistorisk studie. Lund, 1898. Stobaeus P. Hans Brask: En senmedeltida biskop och bans tankevärld. Skellefteå, 2008. Stolt B. Olaus Petri och Martin Luther. Vad säger översättningarna?//Olaus Petri – den mångsidige svenske reformatorn. Uppsala, 1994. Strindberg A. Svenska folket. Stockholm, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

18). С др. стороны, Ева, преслушанием нарушив заповедь Божию, стала для людей также и причиной смерти, а Св. Дева, проявив послушание Богу, стала причиной жизни, ибо родившаяся от Нее Жизнь уничтожила смерть (Ibidem). Вражда между семенем змея и семенем жены (см.: Быт 3. 15) в действительности исполнилась на «Святом Семени» - рожденном от Св. Девы Сыне, пришедшем истребить древнего змея и сокрушить его силу (Adv. haer. 78. 19). Как первая Ева сшила вещественные одежды для первого Адама, так же и Св. Дева по плоти родила Агнца, от славы Которого, как бы от руна, устроена нам одежда нетления (Ibid. 78. 18). Е. К. неоднократно называет Св. Марию Приснодевой (ειπρθενος - Ancor. 13. 8; 80. 2; 119. 5; Adv. haer. 78. 5; 78. 10, 23; De fide. 15 и др.), «родоначальницей девства» (ρχηγς τς παρθενας - Adv. haer. 78. 10, 24), «Приснодевой, ставшей Матерью по домостроительству» (μητρα γεγονυαν δι τν οκονομαν - Ibid. 78. 10) и «Богородицей» (θεοτκος - Ancor. 30. 4; 75. 7). Для доказательства приснодевства Божией Матери Е. К. на основании свидетельств Свящ. Писания и устного «иудейского предания» (κ τς τν Ιουδαων παραδσεως) утверждает, что прав. Иосиф ко времени брака с Марией был уже стар (ок. 80 лет) и вдов и имел 6 детей от первого брака, а Мария была предана ему «не для брачного супружества» (οχ νεκεν το ζευχθναι), но для того, чтобы охранить Ее девство, а также законность и истинность буд. домостроительства пришествия Христа во плоти (Adv. haer. 78. 7-8). Поэтому Мария «только казалась женой этого мужа, но не имела с ним плотского общения» (σωμτων συνφειαν), так же как и сам Иосиф, не приняв участия в рождении Спасителя по плоти, считался занимающим «положение Его отца по домостроительству» (κατ οκονομαν - Ibid. 78. 7, 15). Е. К. доказывает, что Мария до рождения Христа была Девой, ибо Его зачатие произошло непорочно, «без семени мужа» (Ancor. 30. 4; 32. 7; 44. 6; 119. 6; Adv. haer. 62. 5; 78. 7, 16 и др.). По свидетельству Свящ. Писания, Христос должен был родиться и родился от девы, такое «устроение зачатия» ( οκονομα τς κυσεως) не могло произойти от людей (Ancor.

http://pravenc.ru/text/190091.html

AD Titum. Origenes. Fg., 14, 1303–6. Chrysostomus 1–6, 62, 663–700. Theodoras Mops., 66, 947–50. Theodoretus, 82, 857–70. Joan. Damascenus, 95, 1026–30. O_Ecumenius, 119, 241–62. Theophylactus, 125, 141–72. Ad Philemonem. Origenes. Fg., 14, 1305–8. Chrysostomus 1–3, 62, 701–20. Theodoras Mops., 66, 949–50. Theodoretus, 82, 871–8. Joan. Damascenus, 95, 1029–34. O_Ecumenius, 119, 261–72. Theophylactus, 125, 171–84. Ad Hebræos. Origenes, fg., 14, 1307–10. Eusebius, 24, 605–6. Chrysostomus 1–34, 63, 9–236; 64, 479–92. Theodoras Mops., 66, 951–68. Cyrillus Alexandrinus, 74, 953–1006. Theodoretus, 82, 673–786. Gennadius, 85. 1731–34. Joan. Damascenus, 95, 929–98. Photius, 101, 1253–54. O_Ecumenius. 119, 271–452. Theophylactus, 125, 185–404. In EPISTOLAS CATHOLICAS. Euthalius, 85, 665–90. Jacobi epistola. Didymus, 39, 1749–54. Chrysostomus, 64, 1039–52. Cyrillus Alexandrinus, 74, 1007–12. Hesychius, 93, 1389–90. O_Ecumenius, 119, 451–510. Theophylactus, 125, 1131–90. Petri epist. 1 et 2. Clemens Alexandrinus, 9, 729–32 (I). Eusebius Emesenus, 86, I; 561–2 (II). Didymus, 39, 1755–72 (I); 1771–4 (II). Chrysostomus, 64, 1053–58 (I); 1057–60 (II). Cyrillus Alexandrinus, 74, 1011–16 (I); 1017–22 (II). Hesychius, 93, I389–90 (I). Ammonius Alexandrinus, 85. 1607–10 (I). O_Ecumenius, 119, 509–78 (I); 577–618 (II). Theophylactus, 125, 1189–1252 (I); 1253–88 (II). JUDÆ epist. Clemens Alexandrinus, 9, 731–4. Didymus, 1755–72 (I); 39, 1811–18. Cyrillus Alexandrinus, 74, 1023–4. Hesychius, 93, 1391–2. O_Ecumenius, 119, 703–22. Theophylactus, 126, 85–104. JoanNis epist. 1–3. Clemens Alexandrinus, 9, 733–8 (I); 737–40 (II). Didymus, 39, 1775–1808 (I); 1809–10 (II); 1811–2 (III). Chrysostomus, 64, 1059–62 (I). Cyrillus Alexandrinus, 74, 1021–4 (I). O_Ecumenius, 119, 617–84 (I); 638–96 (II); 695–704 Theophylactus, 126, 9–66 (I); 65–80 (II); 79–84 (III). ApocALYPsis. Andreas Cæsariensis, 106, 215–458. Arethas, 106, 487–786. Anonymus ex æcumenio, 119, 721–26. Dionysius Alexandrinus. Fg., 10, 1237–50 [de canonicitate]. V. – HOMILIÆ ET LIBRI

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Передача 36 27.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Баллада о солдате " . Святая правда о Великой Отечественной войне. Передача 35 20.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " За свет и мир мы боремся, они - за царство тьмы " . Передача 34 13.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Сталинград и Эль-Аламейн. Попытки переписать историю.Передача 33 06.08.2020 22:00 " Священная война. Великая Победа " , 75-летию Победы посвящается. Радиоцикл В. Саулкина " Победа Креста Христова над свастикой " Патриарх Сергий и Великая Победа. Передача 32. 30.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Вторую мировую войну развязал мировой финансовый интернационал Передача 31 23.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Битва за Русскую цивилизацию Передача 30 16.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Огненная дуга. " Когда " Тигры " горят " Передача 29 14.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Огненная дуга " . Поле ратной славы России. Передача 28 07.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " МЫ ЗА РОДИНУ ПАЛИ, НО ОНА СПАСЕНА " Битва за Ржев. Передача 27 02.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Конца истории не будет. Россию не сломить не запугать " Передача 26 23.06.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Парад Великой Победы в День Святой Троицы. Передача 25 18.06.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Вечно живые " 22 июня - День памяти и скорби.

http://radonezh.ru/rubrika/svyashchennay...

    Прп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 3. С. 234.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 444, 446.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 77.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 49.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. 2-е изд., испр. СПб., 1893. Т. 4. С. 33.     Он же. Живое слово мудрости духовной. С. 70.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 468.    См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 51.    Цит. по: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 16, 39.    Ср.: Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 76.     Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 1. С. 258, 257, 258.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 92.    Там же.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 104.     Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 113—114, 119, 120.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 323.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 429.    См.: Там же. С. 469.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 431.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 38.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 123.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. СПб., 1881. С. 119.    Там же. С. 120.    Там же. С. 110.     Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, или О пастырском служении. С. 67, 70.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119—120.    Там же. С. 99.    См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 280.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 26. Часть 2 Пастырь на ниве служения Настроение пастыря в священнослужении    Закон воздействия пастыря на душевную жизнь пасомых ясно формулируется словами Господа: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5:16). Природа человека больше увлекается живым примером, чем отвлеченным словом. Как выводящий стадо пастух идет пред овцами, а овцы за ним идут, так и пастырь словесных овец «должен… наставлять прихожан своих к житию святому примером своим ». И начальники сильнее действуют на подчиненных не словами, а делами жизни. Предшествующие Божию стаду пастыри, активные деятели в винограднике Господнем,— соль земли и свет мира (ср.: Мф. 5:13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010