Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Иезекииля I.ABTOP Иезекииль – третий из великих пророков ВЗ. Евр ф-ма этого имени Йехэзкель означает «Бог укрепляет/придает силы». II 1) сын священника Вузия, Иезекииль также был священником, а с пятого года вавил. плена, куда он был уведен в 597 г. до Р.Х. вместе с иуд. царем ⇒ Иехонией ( 4Цар 24 и след.), призванный Господом, он становится пророком ( Иез. 1:1–3 ). При царе ⇒ Седекии Иерусалим был разрушен; Иезекииль подтверждает факт разрушения города в 587 г. до Р.Х. (см. Иез. 33:21 ; Иез. 40:1 ). Самая поздняя из многочисл. ссылок на историч. даты содержится в Иез. 29 – 2 -й год плена (571 г. до Р.Х.); 2) Иезекииль был женат ( Иез. 24:16.18 ) и владел собств. домом ( Иез. 8:1 ; ср. Иер. 29:4–6 ), вероятно, в Тел-Авиве ( Иез. 3:15 ). Он жил среди тех, кто был переселен на р. Ховар ( Иез. 1:1 ), в окрестности Вавилона. Переселенцы признавали Иезекииля пророком, он возвещал им Божью волю, старейшины вопрошали через него Господа ( Иез. 8:1 ; Иез. 11:25 ; Иез. 14:1 ; Иез. 20:1 ). В местах, где жили иудеи, царили спокойствие и порядок; видимо, на чужбине переселенцам жилось относит. неплохо. III Иезекииль стал первым среди пророков, который, будучи призван Господом, нес служение за пределами земли обетованной. Это казалось столь странным, что даже во времена более позднего иудаизма время от времени оспаривалась правомерность включения К.п.И. в ветхозаветный канон. Пророч. речи и знамения Иезекииля помогали переселенцам ощущать тесную связь с Иудейским царством и своим народом. Через пророка они узнавали о положении дел в Иерусалиме ( Иез. 8 ) и о грозящем суде ( Иез. 4–7 ); самые важные события Бог открывал Иезекиилю в тот же день, в который они происходили на его далекой родине ( Иез 24 и след.). IV. ПРОРОЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В пророческой деятельности Иезекииля просматриваются два четко разгранич. периода: до и после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. (ср. Иез 33 и след.). Вначале пророк упрекает народ за идолопоклонство и предсказывает Божий суд, а после катастрофы становится утешителем и пророком спасения, выразителем надежд на будущее обновление. К.п.И. состоит из 48 глав, которые можно сгруппировать след. образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 30 Две речи против Египта В первой из них ст. 1–19, составляющей продолжение Иез.29.1–16 , гибель Египта предсказывается раздельнее и частнее по сравнению с той речью, так: описывается пестрое войско Египта, разрушение египетских народов, указывается впервые и совершитель кары над Египтом. Вторая речь, ст. 20–26, произнесенная, может быть, когда войско египетское, двинувшееся на выручку осажденого Иерусалима, было отброшено халдеями (ср. Иер 37.5 и д. Иер 34.21 и д.), в этой неудаче видит ручательство за предстоящую гибель Египта от руки Навуходоносора. Иез.30:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Отсутствие хронологической даты заставляет некоторых подразумевать здесь дату Иез.29.17 , благодаря чему, эта речь явилась бы последнею речью пророка Иезекииля (ст. 2 и 3 могут звучать так); но речь Иез.29.17–21 явно вставка. Иез.30:2 .  сын человеческий! изреки про­роче­с­т­во и скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог: рыдайте! о, злосчаст­ный день! Иез.30:3 .  Ибо близок день, так! близок день Го­с­по­да, день мрачный; година народов наступает. «О, злосчастный день!», слав. «оле, оле день!». Слово «день», поставленное без всякого определения, имеет тем более силы и ужаса в себе. Так и в Иез.7.7, 10 ; ср. Соф 1.7 ; Иоиль 2.2–3 . Разумеется день суда здесь уже, впрочем, не над Израилем, а над языческим миром, одним из могущественнейших представителей которого является Египет. Суд над последним, следовательно, есть продолжение, часть суда над язычеством, необходимого для обеспечения блаженства мессианских времен в Израиле. Поставленный сначала без определения «день» сейчас же определяется как 1) «день Господа», в который Господь проявит всю славу Свою и будет повсеместно признан Господом (ср. Ис 2.12 и др. Иоиль 1.15 ; Ам 5.20 ; 1Кор 5.5 и др.), – как 2) «день мрачный», слав. точнее «день облака», когда густое облако закроет в знак гнева Божия небо, так что светила померкнут ( Иоиль 2.2 ; Соф 1.14 и др.), – как 3) «година народов», когда назначенное для языческого мира время существования придет к концу, почему LXX правильно читали должно быть вместо ет " время», ец «конец»: «конец языков»; ср. Иез.7.7 . Речь имеет эсхатологический оттенок и потому так близка по выражениям с VII гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 39 Гибель Гога Она предсказана уже в конце предшествующей главы; но желая, вследствие особенной важности ее для славы имени Божия, представить ее еще в более потрясающем виде, пророк повторяет все предсказание о нашествии Гога вкоротке (ст. 1–8), чтобы затем остановиться исключительно на гибели; описывается большая добыча, полученная от гибели неприятельского войска Израилем (9–11); так как эта добыча выразится во множестве горючего материала, то пользование ею будет собственно очищением земли от остатков нечестивого войска, каковое очищение потребует в сожжения трупов (12–16); после добычи Израиля от войск Гога описывается добыча от них зверей земных (17–20); изображение всего ужаса катастрофы заключается указанием на цель ее: для язычников – откровение славы Божией (21–24), для Израиля – окончательное восстановление его (ст. 25–29). Иез.39:1 .  Ты же, сын человеческий, изреки про­роче­с­т­во на Гога и скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! См. объяснение Иез.38.2 , который здесь сокращен, как и естественно в повторении. Иез.39:2 .  И по­верну тебя, и по­веду тебя, и выведу тебя от краев севера, и при­веду тебя на горы Израилевы. «Поверну» – см. объяснение Иез.38.4 . – «Поведу тебя». Евр. шишшетиха – странная форма от нигде не употребленного глагола шаа, в котором предполагают значение «водить на помочах»; LXX καθοδηγησω, «наставлю», Вульг. educam; другие, предполагая корень шеш, «шесть»: «накажу тебя 6 карами» (перечисленными в Иез.38.22 ), или: «оставлю от тебя шестую часть». Тарг.: «обольщу». Пешито: «соберу». – «От краев севра» – см. объяснение Иез.38.6 . – «Горы Израилевы» Иез.38.8 . Иез.39:3 .  И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. Скифы славились как стрелки из лука, почему Геродот называет их " ιπποτοξοται (IV, 46); ср. Иер 5.16, 6.23 . «Угроза очень конкретна: лук держат левой рукой, а стрелу правой» (Берт.). «Бог сделает Гога неспособным сражаться» (Тр.). Иез.39:4 .  Падешь ты на горах Израилевых, ты и все по­лки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съеде­ние всякого рода хищным птицам и зверям по­левым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Истребление нечестивого населения Иерусалима (в видении) Высказанную в Иез.8.18 угрозу за осквернение храма и страны Господь теперь же в приводит в исполнение. Но делать это своей рукою было бы недостойно Его, и потому тут выступают слуги Его. С заботливым выделением благочестивых умерщвляется население города (гл. IX) и он сам сжигается (гл. X). С быстротою молнии исполняется повеление Божие, но пророк справедливо отказывается от ближайшего описания страшного действия небесной силы; оно происходит за сценой видения, и в промежутке читателя занимает один раз ходатайство пророка за убиваемых ( Иез.9.8–10 ), а другой раз ( Иез.10.8–22 ) новое описание херувимской колесницы (Сменд). Иез.9:1 .  И воз­гласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть при­близят­ся каратели города, каждый со сво­им губи­тель­ным орудием в руке своей. «Возгласил». Намеренное опущение подлежащего. См. обьясн. к Иез.2.1 и Иез.8.7 . – «В уши мои». Как в 5 ст. и как «на глазах моих» Иез.10.2, 19 – прибавка, имеющая целью обратить внимание на реальность видения не только в важных, но и в более незначительных частностях ( Иез.10.13 ). – «Великим гласом», соответствующим степени гнева Говорившего и важности даваемого повеления. – «Пусть приблизятся». В евр. глагольная форма, допускающая и значение прош. вр., почему слав. «приближися»; за пов. накл. говорит то, что повеление Божие должно быть сообщено ранее, чем будет описано вызванное им действие; ср. ст. 5 – «Каратели», букв. «посещения» (Вульг.: visitationes), «взыскания», греч. εκδικησις, «отмщение»; так как на этот зов являются (ст. 2) ангелы-каратели, то, след., отвлеченное понятие видеть здесь конкретное, персональное значение, что допустимо в евр. яз. ( Ис 60.17 ). Такое значение требуется с необходимостью и дальнейшим: «каждый (букв.; «мужч.») с губительным орудием в руке своей». Это орудие, букв. «орудие убийства», слав. «сосуды истребления» не обозначено точнее ни здесь, ни дальше (хотя в след. стихе оно упоминается опять) может быть потому, что оно было непохоже на наше оружие и неописуемо; см. впрочем объяснение этого слова в след. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48     О книге пророка Иезекииля Содержание, разделение и происхождение книги . Пророка Иезекииля можно назвать боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, смысла и значения его в системе промышления Божия об Израиле. Родом священник, отведенный с Иехонией в плен, пророк Иезекииль действовал среди сельских колонистов из еврейских пленников, оставляя Вавилон для своего великого соработника, придворного пророка Даниила. Результатом свыше двадцатилетней деятельности пророка ( Иез.40.1 и Иез.29.17 ср. с 12) и явилась его большая книга. Но в отличие от Исаии и Иеремии, Иезекииль, пленный, удаленный от своих рассеянных по Халдее соотечественников, вероятно просто писал (а не произносил) свои пророчества для распространения в народе ( Иез.2.9 ): мы видим его только иногда говорящим прямо к народу ( Иез.24.18 ) или старейшинам (да и то пришедшим к нему) ( Иез.8:1, 14:1 ); кроме того, перед народом совершаемы были им символические действия, вообще же «язык его был привязан к гортани и он был нем» ( Иез.3.26 ), открывая уста лишь в исключительных случаях ( Иез.24.27 ) 1 . Посему он часто в книге приводит места из прежних писателей – прием скорее писательский, чем ораторский 2 . Но нельзя ввиду этого согласиться с рационалистическими толкователями Иезекииля, что он скорее писатель, а не пророк: пророчествовать можно и письменно; а благодаря такому характеру пророческого дара, который можно назвать литературным, книга Иезекииля выгодно отличается от других пророческих книг строгим единством содержания, последовательностью и систематичностью. Рядом пророческих речей, видений и символических действий Иезекииль сначала, обличая нечестие Иудеи, предсказывает падение Иерусалима и окончательное пленение народа, а после разрушения царства предрекает погибель прямым и косвенным виновникам этого разрушения, старым и современным врагам Израиля (окрестным языческим народам), а Израиля утешает светлыми картинами великого будущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 Иерусалим – прелюбодейца Показав необходимость падения для Иерусалима и Иудейского царства из их теперешнего нравственного состояния ( Иез.14.12–27 ), из природной низости еврейского народа (гл. Иез.15 ), пророк теперь дает обширное обозрение всей истории народа, имеющее целью показать, что в гибели царства только находит свое необходимое завершение длинная историческая цепь нечестия и особенно идолопоклонства Израилева. Взгляд на прошлое родного народа у пророка самый мрачный. Пользуясь любимым и принятым в Ветхом Завете образом брака для обозначения заветных отношений Израиля к Иегове, Иезекииль подобно другим пророкам, неверность Израиля завету представляет под видом прелюбодеяния, так что вся эта большая глава есть как бы бесконечный парафраз к Ис 1.21 : «како бысть блудница град верный». Но по Исаии, Иерусалим, прежде чем стать блудницей, был верным, полным правды, горою Божией, городом правосудия ( Ис 1.26–27 ); точно также для пророка Амоса странствование по пустыне было идеальным временем ( Ам 5.25 ); Осия начинает греховный период с отпадения к Вавилону ( Ос 9.10 ) и еще Иеремия знает время, когда народ был невестой, полной любви к Иегове ( Иер 2.2 и д.). Напротив Иезекииль выслеживает грех Иерусалима до его первых источников: уже происхождение Иерусалима языческое; идолопоклонство началось с колыбели – с египетского рабства. Весь исторический обзор написан под подавляющим впечатлением страшной вины народа, которая, постоянно возобновляясь, пересаживалась от поколения в поколение. Вся прошлая жизнь народа переходила от идолослужения к идолослужению, которое в погибели Иерусалима должно было найти свой конец. Когда с Иудейским царством исчезал с земли последний остаток старого Израиля, стало ясно, каково было прошлое народа, если оно привело к такому концу (Иерусалим здесь тоже, что весь Израиль). Такое же огульное осуждение на прошлое Израиля произносит Иезекииль в Иез.20 и Иез.23 гл., очень близких к настоящей (задатки мысли в Иез.6.9 ). Но изображая так мрачно прошлое и настоящее Израиля, пророк тем отраднейшую картину рисует для будущего (с 53 ст.), переходя при конце глав по обыкновению в эсхатологию (что может быть может говорить за составление этой речи после падения Иерусалима; на настоящем же месте она могла быть поставлена по родству с Иез.15 гл. и всем этим отделом. К народу эта речь едва ли была произнесена обращения к соплеменникам нигде нет; ср. Иез.12 ). Частнее речь естественно распадается на следующие 5 отделов: благодеяниям Божиим (ст. 2–14) противопоставляется вина народа (15–34), которая должна повлечь за собою тягчайшую кару (35–43); народ должен быть приведен в глубочайшее сокрушение (44–58), прежде, чем возможно будет наступление лучшего времени (59–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 23 Огола и Оголива Глава параллельна XVI и XX: подобно тем она идолопоклонство Израиля, как причину предстоящей гибели, опять рассматривает исторически и подобно XVI гл. представляет идолопоклонство под образом прелюбодеяния; но в отличие от тех глав а) больше занимается позднейшей историей Израиля (VIII и VII веками); б) более касается политической истории, чем религиозной, – союзов с соседними народами, но их, – поскольку они имели религиозные последствия – увлечение чужеземными культами, на что указывают уже и самые имена сестер; в) более, чем XVI гл., говорит о северном (Огола) царстве; г) не имеет в заключении мессианских обетований. Разделение: 1–4. Блужение сестер Оголы – Самарии и Оголивы – Иерусалима в первый период жизни – с египтянами. 5–10. Блуд Оголы с ассириянами и египтянами и наказание ее. 11–21. Блуд Оголивы с ассириянами (11–13), халдеями (14–18) и египтянами (19–21). 22–35. Ее кара. 36–49. Справедливость этой кары. Иез.23:2 .  сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери, Самария и Иерусалим – сестры, как и в Иез.16.45–46 , но о матери их ближайшим образом, как там («хеттеянка»), не говорится. Иез.23:3 .  и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там измяты груди их, и там растлили дев­с­т­вен­ные сосцы их. Мысль об увлечении Израиля египетским идолослужением в период египетского рабства высказана Иезекиилем уже в Иез.16.26 ; см. там; ср. Иез.20.8 . «Измяты груди». Режущая наши уши реалистика, но безразличная для простоты древних. Деликатное умолчание о дальнейшем. Слав.: «спадоша сосцы». – «Девственные сосцы их». Симмах: τιτθοι, соски. LXX опускают, может быть стыдливо, оставляя лишь понятие девства: «растлиша девство». Иез.23:4 .  Имена им: большой – Огола, а сестре ее – Оголива. И были они Мо­ими, и рождали сыновей и дочерей; и именовались – Огола Самариею, а Оголива Иерусалимом. Имена сестер Огола и Оголива прежде переводили первое: «ее скиния», а второе «моя скиния в ней» и находили в них указание на то, что тогда как Израильское царство ввело у себя служение чуждым богам и понастроило скиний им на высотах ( Иез.16.16 ), Иудейское имело законный храм, заменивший древнюю скинию, в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 Пророчество на страну Иез.6:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: В IV и V гл. пророк имел в виду ближайшим образом город; теперь он переходит ко всей стране (а в VII гл. к царству), чтобы представить вину и наказание в дальнейшей связи. Осквернение храма идолослужением стоит в связи с служением на высотах, которое получило широкое распространение по всей стране (ст. 3) и может быть искоренено только совершенным опустошением ее (ст. 6) и уничтожением ее населения (ст. 5 и 7); только когда все эти святилища с их языческими изображениями падут (ст. 4) и идолопоклоннический народ будет повержен прямо перед своими идолами (ст. 7); лишь тогда сломлено будет упорство тех немногих из Израиля, которые уцелеют во всемирном рассеянии (ст. 8–9) и хотя они придут к сознанию, что проповеданный пророками Иегова – один истинный Бог (ст. 10). Вот что готовится стране Израилевой. С гневным смехом и нескрываемым негодованием может пророк смотреть на поведение народа: этому поведению Иегова скоро положит конец (ст. 11–13); густо населенная земля обратится в пустыню, которая раскинется на необозримое пространство (ст. 14). Иез.6:2 .  сын человеческий! обрати лице твое к горам Израилевым и про­реки на них, Палестина, особенно Иудея – гористая страна, почему пророк, живший в вавилонской низменности, любить называть ее «горами Израилевыми», ср. Иез.13.17 и др. Но это название имеет для пророка еще и совершенно особое значение: на горах стоят ненавистные ему алтари высот. Иез.6:3 .  и скажи: горы Израилевы! слушайте слово Го­с­по­да Бога. Так говорит Го­с­по­дь Бог горам и холмам, долинам и лощинам: вот, Я наведу на вас меч, и раз­рушу высоты ваши; Если пророк требует от гор выслушать слово Господне, то это больше, чем риторическая фигура: уже пророк Исаия привносит неодушевленную природу в религиозное рассмотрение – «Лощины», букв. «потоки», т. е. русла потоков, временами высыхающих, так многочисленны в Палестине и ныне там известные под именем вади. «Присоединение к горам долин имеет целью обнять всю страну (ср. Иез.32.5–6 и др.); но, кроме того, здесь, как в обращении к горам, имеется в виду идолопоклонническое назначение долин; в этом отношении особенно известна была долина сынов Енномовых ( Иер 7:31, 32:35 ); долины были покрыты деревьями и рощами, под тенью которых совершалось особенно служение Астарте. – «Меч» – войну. – «Высоты», бамот – terminus technicus; место каких-то особых культов; см. Иер 7.31 . Взгляд на них Иезекииля полнее изложен в Иез.20.27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13 О ложных пророках и пророчицах 1–7. Обличение ложных пророков. 8–16. Их кара. 17–19. Обличение пророчиц. 20–23. Их кара. Иез.13:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Иез.13:2 .  сын человеческий! изреки про­роче­с­т­во на про­роков Израилевых про­роче­с­т­ву­ющих, и скажи про­рокам от соб­с­т­вен­ного сердца: слушайте слово Го­с­по­дне! «Пророчество на пророков» – звучит сильно. – «Израилевых». Единомышленников Иезекииля так мало между пророками, что он может противопоставлять себя одного всей этой корпорации; ср. Иез.7:26, 22:30 ; Иер 18.18, 23.11 . – «Пророчествующих». Это плеоназм или же здесь предложение: «пророчествующим от собственного сердца» – намеренно разорвано вводным: «скажи пророкам». – «От собственного сердца» ( Иер 23.16 ). Прямая противоположность тому, чем пророки должны быть, идея пророка: они должны быть только устами Божиими. – «Слушайте слово Господне». Это слово Господне – совершенная противоположность тому, что возвещают ложные пророки. Иез.13:3 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: горе безумным про­рокам, которые водят­ся сво­им духом и ничего не видели! «Безумным», поскольку они обманывают себя насчет самих себя и границ своих способностей; таким образом, что они сами не верили в свои предсказания, этого Иезекииль не решается утверждать. – «Водятся своим духом», а не Божиим. Здесь ярко обнаруживается сознание истинного пророка, что он черпает свое вдохновение не из естественного источника и не относит его к самому себе. Иез.13:4 .  Пророки твои, Израиль, как лисицы в раз­валинах. «Пророки твои». Не прибавлено «ложные», так как кроме Иезекииля почти не было истинных. Иезекииль говорит к Израилю о его пророках так, как будто они (дело их) совершенно не касаются его; он с ними не хочет иметь ничего общего, как некогда Амос, который не хотел и называться пророком или сыном пророческим ( Ам 7.14 ); великие натуры всегда чувствовали себя одинокими и изолированными на земле. «Израиль» – больше нежности в обращении, чем ранее, особенно во II гл. ( «дом мятежный»); может быть, деятельность пророка начала уже приносить плоды. – «Как лисицы в развалинах». Подобно лисицам, которые любят развалины и их производят (подкапываются под здания), ложные пророки подкапываются под существование Израиля, которое теперь уже подобно развалинам; они работают на окончательную гибель остатка существования от Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 Гибель царства Заключая собою первый отдел пророческих речей, эта глава восполняет прежние речи тем, что приближающуюся катастрофу рассматривает по отношению к учреждениям государственно-общественным и вообще рисует ее более конкретно. При этом размашистый слог пророческой речи уступает место лирике. Подъем чувства до лирического пафоса, стремящегося излиться в коротких недосказанных предложениях и быстро чередующихся картинах предстоящего разрушения и бедствия, объясняется, как и визионерный характер последних глав, эсхатологическим характером той мысли, к которой постепенно пришли прежние речи пророка, именно, что конец идет; это положение дает тему, которая звучит через всю главу; конец стоит прямо перед глазами пророка. Будучи поэтически размеренной, глава распадается на четыре части-строфы. Основная мысль 1-ой строфы, гл. 2–9; погибель греховного Израиля неотвратима, в этом отделе главы настолько много повторений, что каждое выражение ст. 2–4 за исключением 9b повторяется в стихах 5–9, но повторяется с существенными добавлениями; посему нет надобности признавать в ст. 2, 4 и 5–9 двух механически соединенных рецензий: повторения – особенность Иезекииля. Иез.7:2 .  и ты, сын человеческий, [скажи]: так говорит Го­с­по­дь Бог; земле Израилевой конец, – конец при­шел на четыре края земли. «Скажи» имеет только греч., а евр. нет, как и в Иез.39.17 . – «Земле Израилевой конец». С прекращением еврейской теократии, основанной на началах синайского законодательства, и Палестина перестала быть св. землей, находившейся под особым воздействием Промысла; ср. Ам 8.2 ; Плач 4.18 . – «На четыре края земли». Хотя выражение означает всю землю, но разумеется только Палестина, как в Ис 24.4 (Палестина названа вселенной) и может быть Мф 27.45 . Иез.7:3 .  Вот конец тебе; и по­шлю на тебя гнев Мой, и буду судить тебя по путям тво­им, и воз­ложу на тебя все мерзости твои. «Гнев Божий» здесь как будто ипостазируется в форме «ангелов злых», которые выходят, принося бедствие стране: Иов 20.23 ; Пс 77.49 . – «Мерзости» – т. е. грехи представляются тяжестью, которую должно нести, пока они не искуплены (ср. Иез.4.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010