Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУШЕДОЛ муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Расположен на Фрушка-Горе близ с. Крушедол-Село, в 13 км от г. Сремски-Карловци (Сербия). К. ок. 1509 г. построил митр. Белградский и Сремский свт. Максим (Бранкович) на средства валашского воеводы Иоанна IV и вел. кн. Московского Василия III. К. был резиденцией митр. Максима и центром Сремской епархии. Мать митр. Максима, деспотица Ангелина , рядом с К. основала женский мон-рь в честь Сретения Господня (сейчас приходский храм в Крушедол-Селе). В К. были перенесены мощи деспотов Стефана Слепого и Иоанна Бранковичей , в нем были похоронены митр. Максим († 1516) и деспотица Ангелина († 1520). В 1523 г., когда были обретены мощи свт. Максима, К. стал центром почитания династии Бранковичей (их мощи первоначально хранились в 2 стоящих возле алтаря ковчегах: в одном - Стефана и Максима, в другом - Иоанна и Ангелины). В 1546 г., согласно тур. описи, К. был самой богатой обителью на Фрушка-Горе, к 1566-1567 гг. его богатства возросли. Монахи из К. часто приезжали в Россию за милостыней - в монастырском помяннике записаны имена мн. рус. князей и царей (Москва - Сербия, Белград - Россия: Док-ты и мат-лы. М.; Белград, 2009. Т. 1. С. 229-231, 246-247, 266-267, 326-328, 331-333, 554-556, 590-591). 25 сент. 1654 г. К. посетил патриарх Иерусалимский Паисий. В 1670 г. в обители было «90 монахов и 12 старцев». Во время Великого переселения сербов (1690) братия К. ушла в Сентендре, но в 1697 г. вернулась обратно. 6 янв. 1708 г. в К. прошел I Народно-церковный Собор, учредивший автономную «Крушедольскую митрополию», объединившую правосл. сербов, проживавших на землях Габсбургской монархии. Монастырь Крушедол Монастырь Крушедол В 1713 г. центр митрополии был перенесен в Сремски-Карловци, и впосл. она стала называться Карловацкая митрополия . В 1702 г. в мон-ре жили 50 монахов и 100 послушников, обитель имела ок.

http://pravenc.ru/text/2462077.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Папа Римский в Ниш не приедет На завершившимся в Белграде Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви приняты важные решения 28.05.2011 1265 Время на чтение 3 минуты 26 мая завершила работу весенняя сессия Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, сообщает наш корреспондент. На Соборе был принят ряд важных, прежде всего, кадровых решений. Согласно уставу СПЦ, обновлен состав Священного Синода СПЦ. В связи с истечением срока полномочий Синод покинули митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Далматинский Фотий и епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий. В Священный Синод нового состава, помимо Патриарха Сербского Иринея, теперь входят епископы Бачский Ириней, Сремский Василий, Шумадийский Иоанн и Будимлянско-Никшичский Иоанникий. Принят ряд решений по изменению административного устройства Сербской Православной Церкви. Созданы три новые епархии. Одной епархией в Латинской Америке с центром в Буэнос-Айросе поручено управлять митрополиту Черногорскому Амфилохию. Второй - Среднеевропейской епархией с центром в Вене – поручено управлять епископу Бачскому Иринею. Третья - Крушевачская епахия в самой Сербии с центром в городе Крушевац - создана путем выделения части приходов Нишской и Жичской епархий, ее епископом избран доцент богословского института иеродиакон Давид (Перович). Епископом Нишской епархии, которой управлял до своего избрания на патриарший престол епископ Ириней, стал епископ Йован (Пурич), настоятель знаменитого Острожского монастыря. Избраны также два викарния Патриарха - представитель Патриарха в исторической резиденции сербских патриархов Печке Патриаршей в Косово епископ Липлянский Йован (Чулибрк) и настоятель Ковельского монастыря епископ Андрей (Чилерчич). Еще одно кадровое решение, принятое на Соборе, является довольно странным. Митрополиту Добробосанскому Николаю, который является человеком преклонного возраста, в помощь назначен не викарный епископ, а глава соседней епархии епископ Григорий Герцеговинский, один из лидеров «модернистской партии» в СПЦ. Видимо, дело в том, что епархия митрополита Николая – богаче и больше по размерам, чем епархия Герцеговинская.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/28/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я никогда не соглашусь стать причиной или создателем раскола» Интервью епископа Артемия (Радосавлевича) «Русской народной линии» 27.06.2010 1791 Время на чтение 7 минут - Дорогой Владыко, многие в России внимательно следили за ситуацией в Рашко-Призренской епархии после Вашего отстранения с кафедры. Расскажите о своем нынешнем положении. Что значит «епископ на покое»? Каковы Ваши права и обязанности? Где Вы будете подвизаться? - Прежде всего, хочется поблагодарить «Русскую народную линию» за то внимание, которое она оказывает происходящему в Сербской Православной Церкви и особенно событиям на Косово и Метохии. Затруднительно сказать что-то о моем отстранении в двух словах, тем более, что я сам не знаю: что значит быть епископом на покое, владыкой, которого отстранили... Знаете, со мной это впервые в жизни, потому опыта - никакого. Осталось имя владыки, звание, но без обязанностей и тех попечений, которые были на нас почти 20 последних лет на Косово и Метохии. Но, слава Богу, кое-что осталось: осталась возможность служить, совершать богослужения и трудиться на духовном и научном поприще. Уповаю на то, что теперь появится больше времени заниматься этими делами, поскольку в бытность правящим архиереем Косова и Метохии было столько обязанностей, что на серьезный научный и литературный труд времени просто не оставалось. Сейчас Синод определил местом моего пребывания монастырь Шишатовац на Фрушка Горе, в Сремской епархии. Но окончательного переселения еще не произошло, необходимо адаптироваться, дабы просто создать условия для скромного образа жизни и возможности работать. - Беспрецедентное решение Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви о почислении Вас на покой вызвало беспрецедентную реакцию монашествующих Рашко-Призренской епархии, - многие монахи покинули свои обители (древние монастыри Црна Река, Святых Архангелов и др.). Как Вы считаете, каковы могут быть последствия всего этого? - Последствия событий, происходящих с февраля и по сей день, весьма пагубны и трагичны для Сербской Православной Церкви и нашего православного народа, особенно народа Косова и Метохии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/28/...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf Перечень опубликованных документов 1. Из разработанного ведомством рейхслейтера Розенберга «Плана национал-социалистической религиозной политики». Берлин, около 1939 г. 2. Из ноты правительства Германии нейтральным государствам «Фальшивые документы». Берлин, 1 ноября 1941 г. 3. Постановление наместника Вартегау обергруппенфюрера СС А. Грейзера о порядке церковной деятельности на территории его области. Познань, 14 марта 1940 г. 4. Запись высказываний А. Гитлера о христианстве во время беседы в ставке. Ставка фюрера. 26 января 1943 г. 5. Из обучающих материалов Службы имперской безопасности. Берлин, 28 марта 1943 г. 6. Положение (устав) о православной епархии в Германии. Сремскис Карловцы, 15/28 октября 1935 г. 7. Из докладной записки министра церковных дел Г. Керла министру-президенту Пруссии Г. Герингу. Берлин, 17 февраля 1936 г. 8. Постановление правительства Пруссии о присвоении статуса корпорации публичного права епархии православного епископа Берлинского и Германского. Берлин, 14 марта 1936 г. 9. Ответ государственного секретаря и шефа Рейхсканцелярии министру церковных дел на просьбу выделить пособие в 12 тыс. марок для строительства православного собора в Берлине. Берлин, 18 июня 1936 г. 10. Письмо счетной палаты Германского рейха министру финансов о государственных пособиях при строительстве православного собора в Берлине и ремонте русской церкви в Висбадене. Потсдам, 16 августа 1938 г. 11. Из ответа Патриарха Антиохийского Александра III председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию на извещение от 4 июня 1938 г. о постройке правительством Германии на свои средства православного храма в Берлине. Дамаск, 11/24 июня 1938 г. 12. Циркулярное письмо митр. Евлогия (Георгиевского) православным русским приходам в Германии. Париж, 7 мая 1936 г. 13. Памятная записка сотрудников Министерства церковных дел о заседании РКМ, посвященном вопросу перехода евлогианских общин в епархию РПЦЗ. Берлин, 4–12 августа 1937 г. 14. Письмо священника С. Положенского старосте евлогианского прихода в Дрездене. Берлин, 22 августа 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончание Второй мировой войны повлекло за собой резкие изменения в церковной жизни русской эмиграции. В Китае имелись две епархии Русской Православной Церкви за рубежом – Харбинская и Маньчжурская, Пекинская и Шанхайская. В 1945 г. ряд харбинских архиереев выразили желание воссоединиться с Московской Патриархией. Главная роль в этом принадлежала архиепископу Нестору (Анисимову) 1 , который первым провозгласил имя Святейшего Патриарха Алексия за богослужением еще в 1945 г. Этому событию предшествовали годы мучительных раздумий, поисков путей спасения России, выработки отношения к вопросу о возможности вхождения в состав Московской Патриархии. Главным препятствием была большевистская, безбожная власть, явно оказывавшая давление на Русскую Православную Церковь в Советской России. Серьезным преткновением являлись также, во-первых, подозрение в обновленчестве, сильно сказывавшееся на отношении к архиереям, возглавлявшим Московскую Патриархию; во-вторых, страх перед репрессиями; в-третьих, предполагавшееся негативное отношение Зарубежного Синода Русской Православной Церкви к подобным действиям. Оторванные от России китайские епархии были рядом с Россией и далеки от Сремских Карловиц. Архиерейский Синод после окончания войны потерял связь с Китаем. Многим православным эмигрантам в Китае положение Церкви в стране, победившей гитлеровскую Германию, представлялось уже в более обнадеживающей перспективе. Значительная часть изгнанников приняла решение о возвращении на родину. Архиепископа Нестора, некогда борца с большевизмом, в эмиграции нередко упрекали за смену позиции. В ответ на эти упреки можно сказать, что Преосвященный Нестор, человек, обладавший колоссальной духовной силой, направленной на благо России, переживший горечь покаяния за весь народ и воплотивший это чувство в памятнике -символе, каким являлась Часовня-памятник во имя Царственных Мучеников, утвердился в мысли, что его место там, где его народ. Он направляет письмо Патриарху Алексию и получает ответ. Снова пишет, и ... в результате в Патриархии принимается решение изучить обстановку на месте, для чего в Харбин направляются епископ Елевферий (Воронцов) 2 и священник Григорий Разумовский 3 . Через некоторое время было принято решение о воссоединении восточно-китайских епархий. Конечно, вся эта деятельность шла под пристальным наблюдением и даже с одобрения органов власти. Свидетельство тому – жирные карандашные подчеркивания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Глава IV. Богословский факультет. Белград Напутствуя меня перед отъездом в Югославию, Митрополит Дионисий сказал: – Не забудьте, что в Белграде наряду с Богословским факультетом находится живая Духовная Академия – Митрополит Антоний. Посетите и возможно чаще навещайте его. От него почерпнете много знаний и мудрости. И я в первые же дни пребывания в Югославии посетил в Сремских Карловцах Блаженнейшего Авву Антония (Храповицкого) , бывшего главой Русской Зарубежной Церкви. Встреча незабываемая. Вхожу в комнату и вижу в кресле сидящего, убеленного сединой Старца. Рядом с ним стоит, наклонившись и запустив руку свою в карман митрополита, громадный мужчина в духовной одежде. Это был добрейший келейник Владыки архимандрит Феодосий. За столом сидит убого одетый батюшка, приехал он к своему Авве за советом. На столе кипящий чайник, чашки, хлеб. Я растерялся, поразили меня простота Аввы Антония и скромная обстановка. Испросив благословение, передал я привет от Митрополита Дионисия. – А знаешь ли ты, что твой Митрополит был моим любимым учеником в Академии, я и сейчас глубоко уважаю его, он в сложной обстановке мудро ведет церковный корабль. Я поражаюсь его энергии: возглавляет Церковь , ведь четыре епархии, а пятой сам управляет, ведет Богословский факультет, преподает Пастырское богословие, как член Археологического общества участвует в раскопках и пишет труды по археологии. А теперь садись, угостись чайком, расскажи мне подробно твою биографию, – ласково сказал Авва Зарубежной Церкви Российской. Подробно рассказав о нашей семье, что знал – о предках, я замолк. – А есть ли у тебя фотография твоего отца, покажи мне его. Дал я Владыке карточку моего папы. Внимательно всмотревшись в его лицо, Владыка сказал: – Человек он суровый, по фотографии – пророк Илия, но вот скажи мне – всех ли твоих родных ты мне перечислил, не родственник ли тебе о. Владимир Зноско, проживающий в Берлине? – Да, – ответил я, – это мой родной дядя. – Почему же ты скрыл его от меня? – Ваше Блаженство, простите. Зная о том, что дядя Володя был не в ладах с Митрополитом Евлогием и судился с преосвященным Тихоном Берлинским, я умышленно, из боязни потерять Ваше ко мне отеческое отношение, скрыл его имя в числе моих родных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви Горно-Карловацкая епархия объединяет православные приходы на территории областей современной Хорватии — Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия и приход Мариндол на территории Словении, кафедра в г. Карловац. Название Горно-Карловацкая епархия было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей — епископ Герасим (Попович). Сербы на этих территориях поселись в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митрополит Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; ум. 1712) перенес кафедру в г. Медак ( совр. Лика). Через год австрийский император подтвердил полномочия митрополита Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сентября 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митрополит Афанасий переселил в Банию много сербских семей из Боснии и основал монастырь Комоговина, который просуществовал до середины ХХ в. Местные прокатолические власти стремились отделить Горно-Карловацкую епархию от Сербской Православной Церкви, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую, первым архиереем которой был епископ Стефан (Любибратич, 1728–1737). На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина; ум. 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католических праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в г. Северин близ Бьеловара, к которой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; ум. 16 марта 1743).

http://pravoslavie.ru/41366.html

Закрыть itemscope itemtype="" > С надеждой на покаяние Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отлучил от Церкви бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавльевича) 01.06.2015 1495 Время на чтение 4 минуты 25 мая Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение об отлучении от Церкви бывшего монаха Артемия (Радосавльевича) и бывшего иеромонаха Николая (Николича), сообщает Православие.ru. «В виду того, что Марко Радосавльевич, бывший монах Артемий и бывший епископ Рашко-Призренский, остался глух ко всем попыткам Сербской Православной Церкви вернуть его с пути раскола к единству с Матерью-Церковью, на основании статьи 69 (пункта 29) Устава Сербской Православной Церкви, а также в соответствии с 15-й статьей “Положения о церковных преступлениях”, его и Негослава Николича, бывшего иеромонаха Николая, “рукоположенного” Артемием в псевдохорепископа вымышленной Старорашской и Лозницкой епархии, бессрочно исключить из церковного единства, с надеждой и молитвой ко Господу о ниспослании им покаяния как единственного пути спасения и возвращения в Церковь Божию, всегда с радостью принимающую кающихся», – говорится в официальном сообщении Собора, опубликованном 29 мая. Собор призвал монашествующих и мирян, принимавших участие в богослужениях и оказывавших поддержку раскольничьей деятельности, вернуться к каноническому порядку и евхаристическому единству с Православной Церковью и напоминает им, что таинства, совершаемые упомянутыми лицами, не являются таковыми. В ходе работы Архиерейского Собора 25 мая бывшему епископу Артемию было направлено письмо с призывом встать на путь единства, диалога и мира. Однако последний сначала отказался принять этот акт, а после публикации его на официальном сайте Сербской Православной Церкви направил письмо на имя Святейшего Патриарха Иринея, в котором отрицал свое пребывание в расколе и перекладывал всю вину за сложившуюся ситуацию на Патриарха и Собор. Бывший епископ Артемий был окончательно отстранен от управления Рашко-Призренской епархией на заседании Архиерейского Собора 4 мая 2010 года и пребывал на покое в монастыре Шишатовац (Сремская епархия). Однако в своем письме от 13 сентября 2010 года он неожиданно отказался признавать решения Собора и Синода, после чего актом Священного Синода от 15 сентября 2010 года был запрещен в служении.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/01/s_...

«История Славеноболгарская о народе и о церей, и о светих болгарских и о въсех деяния и бития болгарския» 1762 г. (Ath. Zogr. 43. Л. 64 об.— 65) (Хилендарский) [болг. Паисий Хилендарски] (в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель. Род., по одним предположениям, в г. Банско, по другим - в с. Доспей, расположенном в Самоковской епархии, откуда в 1745 г. уже в сане иеромонаха пришел на Св. Гору и поселился в мон-ре Хиландар , где подвизался его старший сводный брат по матери мон. Лаврентий. П. Х. занимался сбором пожертвований и доходов от монастырских подворий, в кон. 50-х гг. XVIII в. избирался игуменом и исполнял должность скевофилакса (ризничего). Впосл. был членом монастырского собора в сане проигумена, дававшем П. Х. право заключать сделки и собирать пожертвования от имени обители. В 1761 г. он побывал в центре серб. правосл. митрополии в Австрийской империи - г. Сремски-Карловци, где приобрел рус. перевод соч. Мавро Орбини «Королевство славян» (1722). Т. о. завершился 2-летний период сбора просветителем материалов для написания труда по болг. истории, когда он обошел «вьси монастири светогорские, где имеют болгарски стари книги и царски превелегии» и «такожде по Болгарии по многи места». По возвращении на Афон временно поселился в мон-ре Зограф , чтобы избежать конфликтов с османскими сборщиками налогов по поводу долгов Хиландара и с серб. монахами относительно вопроса управления этой обителью. Там он написал «Историю Славеноболгарскую о народе и о царей, и о светих болгарских и о въсех деяния и бития болгарския» (1762) - первый труд по болг. истории, рабочий список которого хранится в Зографе (Ath. Zogr. 43). «История...» была адресована «простим болгарам», к-рых автор призывал распространять ее: «Преписуйте историйцу сию и платите, нека вамъ препишатъ, кои умеют писати!» Список «Истории...» (не сохр.) он принес в г. Котел, где в 1765 г. его переписал свящ. Стойко Владиславов, буд. свт. Софроний , еп. Врачанский (НБКМ. 368). «История...» получила широкое распространение: к сер. XIX в. было сделано более 50 списков, многие из к-рых содержали интересные дополнения переписчиков. После написания своего главного труда он продолжил собирать пожертвования. В 1775 г. вместе с др. проигуменами подписал акт об отделении частицы от хранившегося в Хиландаре фрагмента Животворящего Креста Господня. О дальнейшей его жизни и смерти сведений не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/2578688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-КАРЛОВАЦКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja], Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет правосл. приходы на территории таких областей совр. Хорватии, как Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия, и приход Мариндол на территории Словении, а также кафедру в г. Карловац. Название Г.-К. е. было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей - еп. Георгий (Попович). Сербы на этих территориях поселились в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митр. Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; † 1712) перенес кафедру в г. Медак. Через год австр. император подтвердил полномочия митр. Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сент. 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митр. Афанасий переселил в Банию много серб. семей из Боснии и основал мон-рь Комоговина, к-рый просуществовал до сер. ХХ в. Местные прокатолич. власти стремились отделить Г.-К. е. от СПЦ, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую. На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина ; † 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католич. праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине близ Бьеловара, к-рой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; † 16 марта 1743). 28 нояб. 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему правосл. приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашках, но вскоре оставил епархию. 24 окт. того же года имп. указом для правосл. приходов на севере этой территории был утвержден митр. Алексий (Андреевич, † 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части.

http://pravenc.ru/text/166231.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010