Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году Источник Глава первая. Плавание в Александрию 18 Марта. Суббота. Еду в Египет во второй раз со всеми сотрудниками моими. Спокойствие в политическом мире благоприятствует нашему путешествию. Сильных жаров не будет при таянии глубоких снегов, покрывающих теперь вершины Балкана, Кавказа, Тавра и Ливана. Перемена воздуха, движение в пути и разнообразие природы, нужны для укрепления ослабевших сил моих. А желание помолиться там, где Бог из Египта воззвал Сына своего, приобрести новые познания и поверить прежние, избавить сотрудников моих от скуки и томления однообразной жизни, и расширить круг их понятий, это желание неодолимо. Итак, еду. Господи благослови. Утомителен, но благополучен был длинный переезд наш от Иерусалима до Иоппии. Было темно, когда мы въехали в сей город, в котором Апостол Петр воскресил Тавифу. 22. Середа В начале ночи Английский пароход, под названием великий Турок, понес нас в Александрию. В домах холмообразной Иоппии светились багровые огни. В море, где оно пенилось, блестели алмазные искры. В небе сияли лучезарные звезды. Во мне пламенело желание быть чадом света. 23. Четверток Погода холодна и сыра. Небо не ясно. Море не шумно. Нигде не видать ни судна торгового, ни челна рыбачьего, ни дельфина играющего. Одни тихие и прозрачные волны несутся с запада к востоку. Мы спокойно плывем вдоль берегов святой земли. Их омывает Средиземное море, вытекающее из океана, как слеза из ока. Люблю я это море, как путь, по которому пронесено Евангелие в Европу и Африку. 23. Пятница. Чем ближе мы подходим к Александрии; тем более оживляется и лучше рисуется плоский берег Африки. Налево вдали видны финиковые рощи, серебристое устье Нила с золотыми блестками, и на нем парусные челны и суда, словно рыцари в белых мантиях, шествующие меж круглых твердынь Дамиатты по белому глазету. Направо по успокоенному морю реют челны рыбачьи, и летают крылатые рыбы. В первый раз в жизни я видел полет их не высоко над поверхностью родной им влаги, и усладился премудростью Божией, которая так дивно создала эти твари и определила им быть переходом к птицам небесным. Впереди одиноко стоит в зыбучем песке укрепление Абукирское. Тут в 1798 году Нельсон уничтожил флот Французский, а в 1799 г. пять тысяч Галлов разбили 15,000 Турок, в 1801 г. Аберкромби сделал высадку и отнял Абукир у воинов Наполеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Луи Дюшен (католик) Глава I. Римская империя, как родина христианства  Средиземное море и древний мир. – Римская империя и ее соседи. – Евреи и их религия. – Римские провинции и городское управление. – Нравы, идеи, религия: мистерии, восточные культы. – Подготовка евангельской проповеди . В дни появления христианства Римская империя мирно господствовала на всем побережье Средиземного моря. В общем мировом строе она занимала то же место, что Европа в наши дни, но она была более обособлена. Не говоря уже об Америке, существования которой тогда еще не подозревали, многолюдное население Китая, Индии и внутренней Африки не знало Средиземного моря и в свою очередь было неизвестно его народам. С этими почти сказочными в то время странами можно было бы, правда, сноситься по Нилу и по двум заливам, окаймляющим Аравийский полуостров и ведущим к Индийскому океану: как раз вдоль этих великих мировых путей возникли с самых древних времен цветущие государства, – Египет, Ассирия, Халдея, Сузиана 6 . Но несмотря на свое географическое положение, столь удобное для сношений с отдаленными странами, эти государства, по-видимому, почти всегда оставались замкнутыми со стороны востока и распространяли свои завоевания и свою цивилизацию к Средиземному морю: именно в этом направлены столкнулись они наконец с более молодыми народами, которым предназначено было остановить их распространение, положить конец их истории и сменить их в политическом владычестве над западной Азией. В IV веке до Рождества Христова страны Нила и Евфрата объединились под властью персов, предприимчивого народа, завоевания которого достигли с одной стороны Эгейского моря и Дуная, с другой берегов Инда. Двести лет спустя Александр разрушил это непрочное царство и подчинил Восток грекам. Политическая организация, которой он пытался закончить свои блестящие подвиги, была на самом деле очень недолговечна, но значение македонского завоевания состояло в том, что оно положило начало эллинизму 7 на Востоке. В этих странах, имевших уже собственную древнюю и мощную цивилизацию, Александр ввел порядки, которые ожидала совсем иная участь, чем какая постигла его монархию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Мореплавание святого Брендона Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 От редакции Неисчислимы произведения мировой литературы, посвященные мореплаванию. Море, острова и их таинственные жители издавна привлекали внимание мореходов и фантазию сочинителей (писать они иногда не умели). Не касаясь легенд Океании, Синдбада-морехода и морских скандинавских саг, упомянем лишь удивительнейший из примеров любви к “морским рассказам”: Данте, весьма суровый к грешникам, мучимым в аду, уже почти на самом дне его встречает Улисса, обращенного в живой страдающий огонь, но не обличает его, как нередко бывает при его встречах с грешниками, а просит рассказать, “что было потом” (Ад, XXVI, 55–142), и с интересом выслушивает рассказ о последнем плавании Одиссея: на запад Средиземного моря, через Гибралтар в Атлантику в направлении экватора (очевидно, экватор был пересечен, потому что изменились созвездия); через пять дней океанского плавания отважные мореходы разбились о гигантскую скалу. В море таятся великая красота и великая опасность; бесчисленны эпитеты, воспевающие красоту моря, как и проклятия морской пучине, число жертв которой невозможно сосчитать. Море — древний враг, но и оно в руках Божиих, ибо волны потопа сгубили род человеческий по людским грехам и по воле Божией — и отступили, когда Всевышний им повелел. И вот, в золотую пору христианизации Ирландии и Британии 1 ирландский монах (имя его дошло до нас в нескольких вариантах: Бренда, Брендан, Брандон, Брендон) садится на кораблик и отправляется в плавание по неведомым водам ради нахождения Земли Обетованной (и, разумеется, ради проповеди Еван­гелия всем, кто еще не знает Христа). Его плавание порождает значительную ветвь как средневековой, так и более поздней европейской литературы. Преподобный Брендон с братией плавал в VI веке; самые ранние из дошедших до нас 2 описаний его плавания датируются Х веком; здесь мы имеем дело с текстом, напечатанным в XV в. Можно себе представить, насколько привлекательна была тема, которую разрабатывали в течение пяти веков! За это время несколько поблекли житийные черты (обя­зательно прочтите книгу протоиерея А. Шабанова, о которой говорится ниже — там приводится древняя житийная версия).

http://pravmir.ru/moreplavanie-svyatogo-...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Название Св. Писание Ссылка Описание Коорди­наты Адрамит Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. Приморский город в Мисии (Малая Азия), на территории Турции. Совр. – Эдремит. Адриатическое море В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле. Полузамкнутое море, часть Средиземного моря между Апеннинским и Балканским полуостровами. Акелдама И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. Участок земли в Иерусалиме, купленный для погребения странников на деньги, полученные Иудой Искариотом от перво­священников за предательство Иисуса Христа. Александрия Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном. Знаменитый город в Египте, основанный Александром Великим. Считался мировым центром торговли, науки и религии. Амфиполь Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Город в Македонии близ устья реки Стримон, в 4 километрах от побережья Эгейского моря. Антиохия И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Город на реке Оронт на север от Дамаска. Во время римского владычества – третий город империи после Рима и Александрии, назывался царицей востока. Антиохия Писидийская Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. Город в центре нынешней территории Турции, столица древней провинции Писидия. Антипатрида Итак воины, по данному им приказанию, взяв Павла, повели ночью в Антипатриду. Город на дороге из Иерусалима в Кесарию, основан Иродом Великим и назван в честь его отца Антипатра. Аполлония Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.

http://azbyka.ru/shemy/geografija-knigi-...

Гора Фавор «Воскресное чтение», 1807 На восток неподалеку от Назарета, в коем Искупитель наш пребыл до вступления в дело нашего спасения, на север от Наина, где Он, милосердный, воскресил сына бедной вдовицы, на запад от моря Генисаретского, столько раз ознаменованного Его чудотворениями, с северной оконечности обширной, цветущей долины Эздрелонской, возвышается почти в виде правильного конуса гора. Высота ее по отвесной линии составляет до 500 сажен 1 , вершина в окружности около трех верст 2 . Вот священный Фавор, его местность, вид и высота. Прославленная Преображением Господа гора Фавор по своему местоположению и великолепию есть одна из самых примечательных гор не только в Палестине, но на всем земном шаре. В гористой Палестине все горы идут непрерывными цепями. Фавор возвышается уединенно от всех прочих, стоит одиноко, как бы для того, чтобы другие горы не разделяли с ним славы, предопределенной ему свыше. Крутые и высокие горы везде представляют сухие возвышенности, каменистые скалы, но фавор от подошвы до вершины покрыт плодоносною почвою; ароматические травы и цветы, тенистые рощи и плодоносные дерева, поляны, покрытые тучными нивами, – вот великолепная риза, коей облекается священный Фавор и в наше время, когда вся обетованная земля представляет вид бедной, пустынной страны. С вершины Фавора открываются обширные, ни с чем не сравнимые виды во все стороны: на север огромным шатром представляются снежные вершины Антиливана; на юг – вся прекрасная долина Эздрелонская, за нею восстают разнообразные вершины гор Галилейских, сливающихся с грудами гор Иудейских; на запад – пустынный Кармил, убежище грозного ревнителя славы Божией, пророка Илии, и море Средиземное; на восток – хребет береговых гор моря Генисаретского и самое море. Местоположение и великолепие Фавора дали ему известность в самой глубокой древности времен ветхозаветных; разные происшествия, коих он был или памятником, или поприщем, увековечили его знатность. Историческая его известность начинается почти вместе с историей народа Божия, именно со времени переселения Израиля из Египта в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Установив мир, Рим обеспечил безопасность, очистив землю от шаек разбойников, а моря – от пиратов. Сеть дорог, проложенных во все концы Империи для переброски римских легионов, служила также для передвижения путешественников, паломников и торговцев. Для путешественников существовали дорожные карты с указанием расстояний и мест, где можно было сменить лошадей и найти пристанище на ночь 3 . Главные римские пути сообщения проходили через Средиземное море. Его воды омывали все провинции от Востока до Запада, тем самым соединяя и сближая их, облегчая ведение торговли и установление личных контактов. Судно, на котором плыл апостол Павел, везло 276 пассажиров. Историк Иосиф Флавий отправился в Рим на корабле с 600 пассажирами на борту. Это была пестрая публика: сирийцы и азиаты, египтяне и греки, артисты и философы, коммерсанты и паломники, солдаты, рабы и простые туристы. Тут смешались все верования, служители всех культов. Какая удача для христианина, ищущего возможности проповедовать Евангелие! Именно так и поступал апостол Павел 4 . Ранние христиане путешествовали необычайно много. Это было связано с личными или семейными делами, торговлей, государственной или военной службой, бегством в иные края во время преследований и гонений. Но гораздо в большей степени путешествия первых христиан были вызваны задачей благовестия Христова учения. Несколько позднее, с распространением христианства в Римской империи, верующие, начиная со II века, отправлялись паломниками в Святую Землю. Другие путешествовали ради того, чтобы побольше узнать о церквах в общепризнанных центрах христианства: Риме, Коринфе, Александрии, Антиохии. Путешествие становилось событием и для тех, кто оставался дома: родственники и друзья провожали отъезжающего до самого порта, оставаясь с ним до того момента, пока попутный ветер не погонит корабль в открытое море. Если отправляющийся в путешествие был христианином, его провожала община: он служил посланцем и живым связующим с другими братьями и другими церквами.

http://azbyka.ru/o-palomnichestve-i-stra...

Четверток 19 сент. 1857 Давно желанное зрелище восхода солнца на открытом море было перед моими глазами. Горизонт был чист во все стороны. Легкий боковой ветер нес нас навстречу еще незримому светилу. Восток покрылся чудным багряным цветом. Думалось, что и само солнце явится перед нами в свете, какого никогда еще мы не видели. Но великолепное приготовление кончилось, и солнце блеснуло своим обычным лучем, золотисто-огненным. Волны схватили его, понесли и рассыпали по необозримости моря в миллионы движущихся искр. Восток и солнце магнетически приковывали к себе устремленный на них взор; но сквозь эту видимость зрелся душе некто другой, Невидимый, Кто с первых минут ее самосознания представлялся ей Востоком-востоков, солнцем правды, как учили ее сладкие и несравненные песни церковные, – это – Христос Бог наш. Мы близились к берегам Сирии. Еще их не было видно, но легкая полоса тумана или дыма, висевшая параллельно горизонту над морем к юго-востоку, говорила ясно об их близости. Сзади нас, влево к северу темнелась другая, более определенная, полоса с неровной поверхностью. Это был остров Кипр, вчера сопровождавший нас почти целый день. Отчизна и паства простеца и великого угодника Божия Спиридона, а также и другого святителя. но менее известного Тихона, равно как и славного Епифания и многих других святых Божиих, долго вчера занимала меня. Она первая приветствовала нас на море «восточном». Смотря на зубчатые верхи гор кипрских, напрасно старался я угадать местность городов Тримифунта и Амафунта. Странно звучащие для слуха, имена эти, свидетельствующие своебытную населенность древнего Кипра, остаются мертвым словом для нынешнего населения, на 2/3 греческого и на 1/3 турецкого. Но для нас они слово жизни острова. Они воскрешают перед нами Кипр в лучшую эпоху его, – лучшую на наш православный взгляд. Европа до сих пор с самоуслаждением вспоминает эпоху эфемерного царства кипрского, распавшегося и улетучившегося, как и все ее фантазии относительно Востока, под не сочиняемым ходом действительности. Но, всего приятнее действовало на душу представление той эпохи острова, в которую в первый раз сладострастные поклонники Киприды услышали целомудренное слово Иисуса Христа и услышали из уст необыкновенного смертного, когда-то уже умершего и погребённого, и предавшегося тлению, но восставшего по гласу Того, Кого теперь проповедовал. Имя Лазаря, друга Господня отрадно и сладостно говорило сердцу в то время, как его вторая Вифания 1 все более и более тонула в волнах Средиземного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Шлегель Уильям Исход и завоевание Обетованной Земли Исход и путешествие через Синай 1446 до Рождества Христова «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» ( Исх. 20:2–3 ). Значение исхода Исход из египетского рабства и заключение завета с Яхве на горе Синай – два самых значимых события в истории Израиля. Они обусловили взаимоотношения израильтян с Яхве и сформировали их как народ. Эти события народ должен был постоянно хранить в памяти и вспоминать во время празднования Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Они снова и снова упоминаются и в Ветхом, и в Новом Завете, служа прообразом великого искупления, совершённого Богом через Мессию, Иисуса ( Лук. 22:19 ; Евр. 12:18–24 ). Дельта Нила В Гесеме, находящемся в восточной дельте Нила, народ израильский жил и умножался ( Быт. 47:6, 27 ). В этом регионе был город Раамсес (телль эд-Даб’а, называемый в период гиксосов Аварисом; Быт. 47:11 ; Исх. 1:11; 12:37 ). Он располагался у Пелузийского рукава Нила, ныне пересохшего. География полуострова Синай Полуостров Синай по форме напоминает треугольник, длиной около 400 км с севера на юг и шириной 240 км на севере. Его треугольное очертание сформировали два залива Красного моря. На западе Синай от Египта отделяет Суэцкий залив, а на востоке от Аравийского полуострова его отделяет Акабский залив. Синайский полуостров имеет три основные географические зоны: 1 . 30-километровая песчаная полоса вдоль Средиземно- морского побережья. 2 . Известняковое плоскогорье в центральной части Синая. Большая его часть изрезана вади эль-Ариш и его притоками, несущими воду в Средиземное море. Место, где эль-Ариш впадает в Средиземное море, в Библии названо рекой Египетской. Эта река была частью южной границы Обетованной Земли ( Быт. 15:18 ; Числ. 34:5 ; 3Цар. 8:65 ). 3 . Высокие гранитные горы на юге Синая, разрезанные сухими руслами из песка и гравия. Горы здесь достигают 2500 метров в высоту. Высохшие русла служат дорогами для путешествий через горы. Одна из гор в регионе (гора Синай, традиционное месторасположение) сегодня называется Джабал Муса (гора Моисея). Она достигает 2285 метров в высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   По сказанию книги Деяний апостольских (IV, 36—37), Варнава был родом кипрянин, из колена Левиина. Остров Кипр (на Средиземном море) по его положению, благоприятному для торговли и мореплавания, был заселен множеством иудеев; в том числе были предки Варнавы. Поэтому должно предполагать, что Варнава был иудей-эллинист, и на своей родине уже отрешился от строгого иудейства и получил более свободное направление ума, которое сделало его способным к принятию христианства и к распространению его среди язычников. Вскоре после сошествия Святого Духа, Варнава является членом апостольской Церкви в Иерусалиме, и свою ревность к делу евангелия засвидетельствовал тем, что продал свою землю, находившуюся, вероятно, в окрестностях Иерусалима, и вырученные за нее деньги положил к ногам апостолов на пользу нуждающихся братий по вере. Это показывает, что Варнава уже рано принадлежал к христианской Церкви. Но книга Деяний апостольских ничего не говорит, когда и как он сделался христианином. По словам Климента Александрийского (Smrom. lid. II, с. 20), Евсевия (Hism. Eccl. 1, 12), Епифания (Наег. 20, 4) он был один из 70 учеников Господа. Кипрский монах Александр представляет это в следующих подробностях. «Еще юношей Варнава был послан своими родителями в Иерусалим учиться у Гамалиила, там он имел своим соучеником Савла, впоследствии апостола Павла и с каждым днем возрастал в премудрости и добродетели. Хотя он еще не имел надлежащих лет, чтобы служить в качестве левита, однако, он не уклонялся от храма, и проводил день и ночь в посте и молитве. Вследствие постоянного занятия священным Писанием он знал его наизусть, и чрез удаление от мира достиг высоты добродетели. Однажды он увидел, как Христос исцелил расслабленного, находившегося в болезни 38 лет, и совершил другие знамения и чудеса. Изумление объяло его, – он бросился к ногам Иисуса и просил Его благословения. Господь с любовью поднял его, и с того часа Варнава не оставлял Иисуса. Чрез него скоро и Мария, мать Иоанна Марка (Деян. 12:12), обратилась ко Христу, и по ее настоятельной просьбе Господь имел пристанище в ее доме, когда Он бывал в Иерусалиме. Здесь Он совершил и тайную вечерю с Своими учениками, и человек с кувшином, которого Иисус обозначил Своим ученикам, чтобы найти им комнату для вечери, был Марк» (Bolland. Аста Sancmor. Vol. II, р. 439—440). Несмотря на некоторую напряженность в этом изображении, можно признать весьма вероятными сообщенные монахом Александром подробности: так легко они подходят к историческим данным, известным из книги Деяний апостольских; особенно важна та черта, что Варнава учился вместе с Савлом у знаменитого Гамалиила, который кроме изъяснения закона Моисеева преподавал и греческую, вероятно в духе александрийском, философию .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     «...Разве можно сомневаться, что этот камень святой? Разве пролитые на нем слезы и миллион поцелуев с искреннею верою и любовию не освящают его? Разве горячие молитвы над ними в продолжение веков не делают его святым для веков последующих?» И. Ювачев, 1909 г. «Походи там, где ходил Господь Иисус Христос». Епископ Калист Диоклийский 1 Так игумен Даниил в XI, дьякон Зосима, игумен Варсонофий в XV веке приговаривали после описания какого-нибудь святого угла в Палестине. Теперь и я, дитя советского тления, могу сказать то же. Спасибо Господу, что он допустил меня на долины и горы свои. Но не каменистой тропой и не от зари до зари влеклось наше стадо: легким туристским маршрутом и в одночасье пристали мы к Иерусалиму. Душе моей не досталось того чувства тихого приближения, которое испытали все древние странники. Туризм укоротил преклонение. Нет больше на свете терпеливых паломников. Я с обольщением думал на Святой Земле о путниках «времен старых». Думаю и сейчас дома, на берегу Азовского моря. «Хожение» игумена Даниила развернуто на моем столе. Под заголовком написаны моей рукой даты, когда читал. Вот читал 29 апреля 1985 года в Пересыпи. Потом тут же 8 декабря 1987 года, после Греции, и 20 ноября 1993 года уже на пароходе в Средиземном море. Шли в Хайфу из Александрии. Было такое мгновение на моем веку! Хочется побыть в том ожидании еще. Но уже первого раза больше не будет. «И видел все своими очами грешными...» Подойду к столу, положу росяную иорданскую каплю на губы. Потрогаю камешки и земельку из Гефсиманского сада. На столе елей из Вифлеема. В книге засохшие листики из Капернаума, из Табхи. На шкафу открытка с ликом великой княгини Елизаветы Федоровны. Выйду за ворота, ветер дует в сторону Тамани; и даже во тьме, когда в просторах звезд и в земных верстах смыкается время, трудно не удивиться, что в Тамани, изрядно уже безбожной, ступала нога святого Андрея Первозванного и жил как-то преподобный Никон. За стеной звездной ночи все так же, как раньше, таятся в Иерусалиме и в Тивериаде святыни. Опять все далеко, за морем. Тысячу лет обрекали себя русские на дожди и зной, на опасность гибели в пучине моря, шли и плыли туда. И у Гроба Божьего поминали всех Русской земли князей и бояр и всех православных христиан, писали имена и клали у Гроба Господня с шепотом: «Да помянет Господь в царстве своем...»

http://pravoslavie.ru/105382.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010