«Повесть временных лет» и «Хроника» Георгия Амартола: опыт сравнительно-богословской характеристики Источник Статья посвящена сопоставлению богословского содержания «Повести временных лет» и «Хроники» Георгия Амартола. Особое внимание уделено принципам и объему цитации библейских и святоотеческих текстов в обоих памятниках. «Tale of Bygone Years» and «The Chronograph» by George Hamartolos: an essay of the theological comparison The article is devoted to a comparison of the theological content of the «Tale of Bygone Years» and «The Chronograph» by George Hamartolos. Particular attention is paid to the principles and scope of the biblical and patristic citations of texts in both manuscripts. Круг памятников богословской литературы Киевской Руси сравнительно невелик и хорошо известен исследователям. Трудно ожидать, что будут найдены новые тексты, которые принципиально изменят наше представление о традиции. И, тем не менее, сказать, что сегодня ей дана адекватная богословская оценка, нельзя. Некоторые соображения по этому поводу и будут представлены ниже на материале сопоставления «Хроники» Георгия Амартола и «Повести временных лет». Предварительно следует признать, что многие серьезные исследователи отказывают Киевскому богословию в самостоятельной значимости вообще. Даже если не вспоминать пресловутое «загадочное молчание» 1 Флоровского, то ненамного отличается от него заключение Герхарда Подскальского. «Богословы и историки церкви (такие, как Н.К. Никольский, М.Д. Приселков, Г.П. Федотов и др.) искали существенные особенности древнерусского богословия как такового, – пишет Подскальский, – которые могли бы отчетливо отделить его от богословия византийского. Вследствие предметного тождества обеих богословских традиций такие попытки приводили к выводам либо неопределенным, либо произвольным, которые не выдерживали критики с точки зрения историка византийского богословия. Следовательно, специфику древнерусского богословия надо искать не в его содержании, а прежде всего в его структуре» 2 . Таковую специфику Подскальский усматривает далее в непропорциональном господстве повествовательных жанров в богословии Киевской Руси 3 , к чему собственно и сводит его своеобразие, дополнив эту характеристику еще лишь указанием на отсутствие классической образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Часть II. Учение о религии богооткровенной, христианской Вторая часть «Основного богословия» занимается изложением доказательств богооткровенного достоинства христианской религии и, сообразно двоякому роду этих доказательств: непрямых, или косвенных, и положительных, или прямых, подразделяется на два отдела. В первом из них представляется критико-сравнительный обзор основных воззрений естественных религий или религиозных систем язычества; во втором показывается несравнимое превосходство христианства перед всеми этими системами и излагаются положительные доказательства его божественности. Отдел 1-й. Критико-сравнительный обзор естественных религий Классификация естественных религий по их основным принципам Все религии, стоящие вне откровенной религии и отличные от нее по своим источникам и по своим основным воззрениям, называются общим именем «естественных религий». Критико-сравнительный обзор этих религий в основном богословии имеет своей задачей показать, что ни одна из них не выходит из круга естественных религий и что притязание той или другой из них на богооткровенное достоинство незаконно. Выполнение этой задачи весьма важно для доказательства божественности христианской религии. Известно, что не только магометанство и новоиудейство, но все почти языческие религии признавались и признаются их последователями за религии сверхъестественные. Даже наиболее непритязательный в этом отношении народ – китайцы и те признают основателей религий, древних мудрецов Конфуция и особенно Лао-цзы, посланниками неба и последнему приписывают немало чудес и предсказаний. Индийцы возводят свою первоначальную религию, по ее происхождению, к самому Браме, которому приписывают сообщение ее через их родоначальника Ману. Последователи Зороастровой религии признают Зороастра пророком и считают его Зенд-авесту откровением доброго божества Ормузда. Древние вавилоняне считали свою религию откровением верховного божества Бэла, сообщенным, по одним легендам, через мифическое существо Оана, по другим – через допотопного патриарха Кензуфра. Египтяне провозвестником откровения считали божество Таот или Тот, которое называли вестником Озириса. Греки первоначальную свою религию производили также от богов; римляне от богини Эгерии и проч. 351 Эти факты показывают, что сознание необходимости откровения в деле религии и желание обладать откровением не есть горделивое притязание какого-нибудь частного народа, но есть всеобщее желание народов, выражение глубочайшей потребности человеческого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Почивший М. Ф. Ястребов родился 31 июня 1845 года в селе Кулеватове, Моршанского уезда, Тамбовской губернии. Отец его был диаконом. Еще в дошкольный период своей жизни он лишился своего отца, оставшись на попечении своей матери, у которой кроме него было еще три сына и две дочери. Вдове приходилось бедствовать. Но добрый сельский помещик принял участие в осиротелой семье. М.Ф. часто с благодарностью вспоминал о месячном пайке, выдававшемся с барского двора на долю каждого из сирот. В Тамбовское духовное училище М.Ф. поступил с опозданием. Но здесь был уже старший его брат, который и принял наблюдение над ним. Курс училища он прошел с отличным успехом. В 1862 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию, в которой и обучался также с отличным успехом до 1867 года. По окончании семинарского курса он послан был в Киевскую Духовную Академию, в которой обучался с 1867 г. по 1871 год. По окончании курса Академии он поступил в Воронежскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, на каковой должности оставался до 25 февраля 1873 года. В этом году, после защиты диссертации pro venia legendi и прочтения двух лекций, он перешел на службу в Киевскую Духовную Академии в качестве приват-доцента по кафедре сравнительного богословия. В 1877 году, после защиты сочинения «Учение Аугсбургского Исповедания и его апологии о первородном грехе» – он удостоен был степени магистра богословия и возведен в звание доцента Академии, а в 1879 году, января 26 дня, возведен в звание экстраординарного профессора, в каковом звании и оставался до выхода из службы при Академии. При преобразовании Академии по уставу 1884 года Ф. Ястребов перечислен был с кафедры сравнительного богословия на кафедру догматического богословия, каковую и занимал сначала (до марта 1898 года) совместно с преосвященным Сильвестром, бывшим в то время ректором Академии и доселе здравствующим, а потом до конца своей службы один. С 26 июня 1902 года он допущен был к исполнению обязанностей инспектора Академии, каковые исполнял до конца своей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

IV. Состояние её со времени архиеп. Иннокентия до архим. Платона В период времени с 1833 г. и до 1854-го, т. е., до выхода в свет книги архим. Платона (Фивейского) , было написано не мало трудов, относящихся к области Нравственного Богословия и захватывающих ее или в цельном её виде, или те или другие её части. Из этих трудов (некоторые из них долго сохранялись в рукописях и были напечатаны позже) одни, в каких-либо отношениях сравнительно более выдающееся, могут быть охарактеризованы и сравнительно подробнее, а другие – кратко, иные-же заслуживают одного только упоминания. Трудом, открывающим собою новый период в истории рассматриваемой нами науки в нашем отечестве, являются «лекции», прочитанные в киевской духовной академии Иннокентием, бывшим после херсонским архиепископом. Нравственное Богословие было предметом чтения Иннокентия в течение «1833 –1835 гг.» 283 Эти чтения положили начало новому направлению в деле выяснения нравственных вопросов у нас – в России и вообще должны были дать толчек к плодотворному – дальнейшему развитию данной науки в нашем отечестве, так как отзывы непосредственных «слушателей профессора» об его лекциях были «восторженны» 284 и так как эти восторги, насколько пред нами выяснилась вся вообще личность покойного архипастыря херсонского, конечно, не могли быть безпочвенны 285 . К прискорбию, изданы в печати лишь «вступительная лекция» Иннокентия «по Нравственному Богословию», его «Введение в Нравственное Богословие» и «Нравственная антропология ». Это – во-первых. А во-вторых, и это – то немногое напечатано по «запискам, составленным, со слов его, бывшими его слушателями», «самим» профессором не редактированным и отсюда «естественно» содержащими в себе «много неточностей, неисправностей и пропусков» 286 ... Впрочем, как бы там – ни было, а напечатанных страниц все же достаточно для того, чтобы составить себе понятие об Иннокентии, как моралисте, и определить его значение. 287 I. В своей «вступительной лекции» Иннокентий выясняет значение «воли» в нашей нравственной жизни, превосходящее собою «важности всех других способностей» человеческих и, однако, далеко не всегда нами понимаемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

протоиерей Валентин Васечко Раздел I. Предмет и задачи сравнительного богословия В качестве самостоятельной дисциплины, изучаемой в духовных учебных заведениях, сравнительное богословие возникло в России лишь в XVIII столетии. Вопрос о его месте в системе богословских наук не всегда решался одинаково, тем не менее уже в XIX веке в том или ином виде сравнительное богословие преподавалось в духовных академиях и семинариях. Основной задачей сравнительного богословия является «критическое обозрение отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных нам инославных христианских обществ» 1 . Необходимость такого критического обозрения возникла почти одновременно с началом бытия Церкви, когда среди уверовавших появились первые разномыслия. С известными оговорками можно сказать, что в работе богословской мысли во времена ранней Церкви, и, тем более, в ходе становления кафолического учения в эпоху Вселенских Соборов использовались элементы того, что мы сейчас называем сравнительным богословием. Однако его предметом остаются прежде всего те отступления от вероучения и нравоучения Православной Церкви, которые развились преимущественно в западном христианстве после окончания соборной эпохи. Такое деление вполне справедливо и отражает существенное отличие бытия Церкви в эпоху Вселенских Соборов и после нее. То, что происходило с I по VIII век, было поиском истины, который часто разрешался трагедиями, угрожал самому существованию Церкви Христовой, но почти всегда порождался недостаточным ведением истин веры, не определенных еще во всей полноте соборным разумом. Как правило, результатом этих поисков было обретение общего церковного мира, и прежнее разномыслие исчезало в новом, более глубоком ведении о Боге. При всей своей трагичности нестроения эпохи Вселенских Соборов были, скорее всего, болезнями роста, тогда как догматические заблуждения после соборного времени не могут быть оправданы недостаточным ведением истин веры, ибо они возникли в сознательном уклонении от уже скрепленной авторитетом Церкви полноты Боговедения, и в этом существенное отличие западных исповеданий от догматических течений эпохи Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Горизонт, Богу благодарение, становится яснее, но тяжелое для нас время все-таки продолжается. Кругом себя мы видим еще сравнительно мало работы твердой, устойчивой, положительной, а идет все та же всякого рода борьба. Самый честный и благородный человек ныне часто недоумевает, очутившись в этом головокружительном вихре жизни, что делать, как действовать, куда склониться и на чем остановиться. Ведь всякого рода партии появляются у нас, можно сказать, не по дням, a по часам, и также быстро отходят на задний план, и сменяются другими столь же недолговечными направлениями мысли и жизни. В такое время, более чем когда-либо, человек имеет нужду в твердой опоре для своей жизни и деятельности. Что делать, как нам жить, по какому пути идти, чего неизменно держаться? Делайте правду Божию, живите по Евангелию, все проверяйте его вечно жизненным и неизменным в своей истинности словом, держите – если можно так выразиться – везде и во всем «евангельский курс». Но, ведь, само Евангелие понимается различно и часто совершенно перетолковывается, применяясь там, где оно не применимо, a еще чаще применяясь в такой форме, которая безусловно противоречит его существу. Вот почему мы и намереваемся остановить Ваше просвещенное внимание на выяснении евангельской основы жизни, – основы единственно твердой, устойчивой и неизменной, как основы богооткровенной. Предмет этот слишком широк и разнообразен, и мы остановимся здесь только на самом, по нашему мнению, главном и существенном, имея при этом в виду временные нужды и запросы. I Сомнению не подлежит, что именно Евангелие, а не что-либо другое, должно быть основой нашей жизни во всех ее проявлениях; Евангелия не могут заменить ни отвлеченная, сухая наука, ни всегда колеблющаяся и изменяющаяся в своих построениях философия. Много врагов имеет христианство , нападающих на него с разных сторон, но противников евангельской нравственности сравнительно весьма мало, и сами враги христианства превозносят евангельскую мораль, живо чувствуя ее высоту и величие. Один из ныне видных западных рационалистов-богословов, известный ученый А.Гарнакк, имея в виду этическую сторону христианства, говорит, что Евангелие ни в каком случае нельзя считать чем-то отжившим свой век и его никогда нельзя заменить чем-либо другим более современным, отвечающим жизни 2 . Евангелие, как основу жизни, может отрицать, только тот, кто знает одну бездушную материю и ее неумолимые законы; кто жизнь человеческую иначе не представляет, как постоянную борьбу сильного со слабым и торжество в той борьбе силы; кто на место Богочеловечества поставляет человекобожество и знает только себя, как центр всего и свой эгоизм, как мерило всякой своей деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Народ Божий и церковная бюрократия 29.05.2010 5608 Время на чтение 6 минут За последнее время мы много слышали об «успехах» и «укреплении» Русской Православной Церкви. Однако при ближайшем рассмотрении эти «успехи» и «укрепление позиций» оказываются чисто виртуальной реальностью, не имея собственно к Церкви и к делу спасения никакого отношения Сравнительно недавно мы достаточно подробно, с помощью целого ряда весьма красноречивых примеров уже показали, что в реальности позиции Церкви в современном российском обществе как раз ослабляются ; однако параллельно с этим церковная бюрократия действительно укрепляет свои позиции и в России и в мире, причем делает она это так, что самый непритязательный анализ заставляет говорить о последовательном и все нарастающем перерождении самой церковной институции. С прискорбием приходится констатировать, что времена сложных аналитических построений, доказательств, основанных на логике и богословских знаниях, стремительно проходят, и в этом смысле мы с горечью ощущаем, что наши собственные, сравнительно недавние, работы быстро устаревают, теряя свое актуальное прикладное значение. Богословие, догматы, каноны и пр. в нынешней церковной «элите» мало кого интересуют; на смену церковности и духовному взгляду на мир приходит «чистая» дипломатия и политика на грани политиканства. Еще совсем недавно официальные церковные СМИ и разного рода клерки в рясах потратили немало усилий, доказывая, что во время визита Святейшего Алексия в Соборе Парижской Богоматери не было совместного с католиками молебна, а просто православные и паписты молились самостоятельно, отдельно друг от друга; сегодня же впавшая в состояние столбняка православная общественность читает вполне официальные сообщения о том, что католические епископы «присутствовали» за православной литургией, отслуженной митрополитом Илларионом в одном из католических храмов Милана . Мне не вполне понятно, почему столь гостеприимные католики никак не возмутятся этими стереотипными сообщениями патриархийных СМИ: ведь в них фактически предполагается, что те настолько неблагочестивы, что перестают молиться в своих храмах у принадлежащих им святынь всякий раз, как только это начинают делать православные! Столь «дипломатическая» трактовка предполагает, естественно, что католические епископы и не причащались; как быть с многочисленными призывами наших модернистов причащаться за каждой литургией, остается пока неясным…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Инструкции Инструкции – распоряжения, издаваемые административною властью в исполнение, дополнение и развитие закона, и определяющие собою образ действия должностных лиц. Как издаваемые лишь на почве существующего уже закона, И. не подлежат предварительному обсуждению Государственного Совета. Некоторые особо важные И. получают Высочайшее утверждение и включаются даже в Полное собрание законов. Таковы, напр., из действующих в духовном ведомстве – И. церковным старостам и благочинным церквей. Этого рода И. могут быть отменены или изменены только Высочайшею властью. Вообще же, отмена и изменение И. зависит от власти, ее издавшей. И., действующих по духовному ведомству, существует немного, причем одни из них имеют более широкий круг применения, другие – менее. К первым принадлежат: 1) Инструкция церковным старостам. Эта И. издана в первый раз в 1808 году, хотя старосты церковные становятся известными еще в начале XVIII в. В 1890 г. эта И. была пересмотрена, дополнена и издана вновь. Второе издание состоялось при участии многих епископов, которым разослан был на предварительное рассмотрение первоначальный проект этого издания, составленный хозяйственным управлением при Святейшем Синоде. Второе издание вызвано было многочисленными заявлениями епархиальных начальств, духовенства и частных лиц о крайней неудовлетворительности прежде существовавшей И., особенно ввиду новых порядков ведения церковного хозяйства, напр., замены в 1870 г. сбора от продажи церковных свечей определенным процентным взносом от всех церковных доходов на нужды духовно-учебных заведений и т. п. Второе издание, сравнительно с первым, отличается во всем большею определенностью и точностью, почему и состоит из 58 пунктов, тогда как первое – только из 19. Кроме того, во втором издании, сравнительно с первым, есть и много совершенно нового, напр., определение церквей, к которым старосты могут быть избираемы, – способа избрания старосты к церквам городским, приходским и бесприходным, – размера суммы, которая может быть хранима в церкви и расходуема на нужды последней без разрешения епархиального начальства, и др. Вообще же, И. церковным старостам трактует о способе избрания старост, об условиях, которым должны удовлетворять избираемые и избиратели, а также о правах, обязанностях и привилегиях старост.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

На страницах нашего очерка нами названо большое число произведений, так или иначе соприкасающихся с наукою Нравственного Богословия: игнорировались нами только те, которые, по нашему мнению, или слишком мало соприкасались с областью последней, или были для нее во всяком случае бесполезны и пр.; из названных характеризовались нами более или менее подробно только наиболее главные и существенные по тому или иному своему значению, – другие характеризовались у нас слишком кратко, иные только назывались или в тексте, или под строкой: все зависело от степени того значения, какое мы им в каждом случае усвояли, а также и от небольшого сравнительно объема, какой нами предположено было придать своему очерку. В виду последнего обстоятельства мы не всегда целиком называли даже и заглавия, напр., журнальных статей, не указывали журналов, где они помещались, ограничиваясь отметкою лишь года или «книги»... При этом мы более подробно говорили в своем очерке о произведениях более раннего времени (по большей части) и менее подробно о новейших потому, что эти гораздо известнее читателям, нежели те; о семинарских учебниках пространная (сравнительно) речь наша объясняется значением этих произведена в деле образования нашего духовного юношества. А нравственное мировоззрение представителей святоотеческой письменности, переведенных на русский язык, характеризовалось нами более или менее подробно каждый раз по той причине, что святоотеческая этика, как нами уже говорилось, имеет огромное значение в деле выяснения христианских нравственных принципов и отсюда в деле построения христианской системы этики, – между тем обследована она в нашей отечественной литературе лишь отчасти: значительно большая часть её еще не подлежала изучению со стороны наших исследователей. Так как исследования и статьи из области нравственной философии иногда помогают разъяснений тех или иных вопросов христианской этики и вообще содействуют уяснению нравственных начал, – или: так как они, иногда становясь в антагонизм с христианским пониманием сущности нравственности, уже по этой причине не могут быть игнорированы богословами-моралистами, осо¬бенно если авторы их пользуются большою известностью и авторитетом...; то естественно, что мы в своем очерке обращали известное внимание и на сочинения этого рода, не считая возможным для себя пройти их молчанием...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

[греч. πολογα - защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо; πολογομαι - защищаться, оправдываться, приводить, говорить что-либо в свою защиту], в общем смысле - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном - раздел богословия, имеющий целью опровержение неверных религ. и мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству, и такое раскрытие и обоснование истин христ. веры, к-рое должно дать ответ каждому вопрошающему. А. как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до наст. времени. Как особый раздел богословия, или как отдельная наука, А. появляется с развитием школьного богословского образования. На протяжении истории объем и содержание ее менялись, она выступала под разными названиями: «апологетика христианства», «естественное богословие», «философская, или основная, догматика», «умозрительное богословие», «общее богословие», «введение в богословие», «основное богословие» . Со 2-й пол. XIX в. из области А. постепенно выделяются в самостоятельные дисциплины «история религий», «библейская археология и текстология», «библейская история», «обличительное (или сравнительное) богословие». В XIX-XX вв. в богословских школах на Западе и в России А. входит в курсы основного богословия или рассматривается как та же самая дисциплина (напр., «Курс Основного богословия, или Апологетики» И. П. Николина (Серг. П., 1904)). Реформированная в 90-х гг. ХХ в. учебная программа духовных школ РПЦ рассматривает А. и основное богословие как 2 отдельных предмета. А. при этом сохраняет специфику, ориентируясь гл. обр. на защиту христианства от критики со стороны иных мировоззренческих систем. В задачу же основного богословия входит рассмотрение и анализ главнейших христ. истин веры и жизни с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и прочих общепризнанных норм и критериев. А. включает в себя богословский, историческо-философский и естественнонаучный разделы. Исторический обзор

http://pravenc.ru/text/75696.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010