В Орше представили «Букварь» 1631 года Минск, 11 октября 2014 г. Знаменитый «Букварь» Спиридона Соболя 1631 года издания был представлен всем белорусам 10 октября в Орше, где завершился недельный фестиваль «Беларусь Православная», сообщает " Интерфакс-Запад " . «Букварь» был напечатан в известной Кутеинской типографии. Над полным факсимильным воспроизведением этого издания долго время работал Белорусский Экзархат. А сотрудники Национальной академии наук разработали специальный комментарий к «Букварю», в котором пояснили для всех интересующихся, в чем состоит его ценность, и каковы его особенности. Внешне представленный в Орше «Букварь» полностью соответствует оригиналу: он маленький – размером с ладонь, имеет кожаный переплет и изготовлен на специальной бумаге. В музейном комплексе истории и культуры Оршанского края давно присматривались к «Букварю» Соболя. Более того, подобие этого издания были на хранении в фонде, однако они хоть и были похожи на тот самый «Букварь», но являлись всего лишь муляжом, а не точной его копией, представленной сейчас. «Букварь» является самой известной с древних времен оршанской книгой. Полное его название гласило «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент. «Букварь» Соболя являлся настоящим учебником, по которому учились грамоте наши предки. В него входил старославянский алфавит, красиво напечатанный в обычном и обратном порядке, по «Букварю» его читатели обучались правильной постановке ударений, о знаках препинания, склонении существительных и прилагательных. В нем были изложены даже основы искусства стихосложения. На первых и последних страницах «Букваря» были напечатаны православные молитвы – те, с которых, по мнению его создателей, должно начинаться и которым должно заканчиваться любое учение. В кутеинском «Букваре» было около 80 страниц. Выставление «Букваря» XVII века для наших современников- не первый проект, организованный совместно Белорусским Экзархатом, НАН РБ и международным благотворительным фондом «Семья – единение – отечество». Ранее благодаря их совместным усилиям белорусы смогли увидеть Полоцкое Евангелие и Слуцкое Евангелие, а также житие преподобной Ефросинии Полоцкой.

http://pravoslavie.ru/74255.html

Что вы знаете о букваре Василия Бурцова? 20 августа 1634 года вышел в свет букварь Василия Бурцова – книга-эпоха! 20 августа, 2014 20 августа 1634 года вышел в свет букварь Василия Бурцова – книга-эпоха! В ХХ веке Россию будут называть литературоцентричной цивилизацией – и не без оснований. А всему начало – первый массовый букварь, изданный на Московском печатном дворе. XXI век пристрастился к рейтингам – так подбросим масла в огонь: для века XVII то была книга номер один на Руси. Это случилось во времена царя Михаила Фёдоровича – первого Романова, 380 лет назад. Отметим, что в истории русского просвещения – как церковного, так и светского, а также в истории искусств и ремёсел ключевую роль сыграло сотрудничество разделённых феодальными границами восточнославянских народов с древнерусскими корнями. Царь Михаил Фёдорович Иван Фёдоров трудился во Львове, архимандрит Игнатий и Симеон Полоцкий родились в Великом княжестве Литовском, а как выглядела бы наша история без Киево-Могилянской академии? Это прописные истины, но в последнее время всех нас – в России, на Украине, в Белоруссии – пытаются отучить от ощущения братства, единства. Многим это выгодно, только не нам. Василий Фёдорович Бурцов (Бурцев)-Протопопов – увы, полузабытый наш просветитель. Многому он научился у белорусского печатника Спиридона Соболя, который был надёжным помощником, а во многом – и наставником Василия Фёдоровича. Правда, в самом конце 1630-х двух печатников поссорили – дело закончилось тем, что Бурцов обвинил Соболя в приверженности унии. Спиридона Мироновича задержали на границе, в Вязьме, и не пустили на территорию Московского государства. Пришлось ему возвращаться в Речь Посполиту. Могилёвский печатник принял постриг в Киево-Печерской лавре, а младший сын Спиридона Мироновича Соболя стал почтенным толмачом в Москве. Этот сюжет мы напоминаем, чтобы засвидетельствовать: история – это не сплошь кружевное сусальное золото. При ближайшем рассмотрении любая ситуация высвечивает слабость человеческую. Игры честолюбия, интриги, распри.

http://pravmir.ru/bukvar-burtsova/

Реставрация храма завершена в 1994-м году уже за счет средств республиканского бюджета. Правда, государственные специалисты изменили исторический облик церкви — у здания появились ярко выраженные элементы барочной архитектуры. Свято-Троицкий храм, 2023 г. Славна Кутейна людьми своими Велика была слава Кутеинской лавры в начале XVII века! Благодаря ее инокам свет Православия и духовного просвещения распространялся отсюда на все земли Белой Руси. Благодаря инокам свет Православия и духовного просвещения распространялся отсюда на все земли Белой Руси А оршанские мастера-ремесленники прославили обитель своими золотыми руками. Немалый вклад в дело духовного просвещения внес уроженец города Могилева, печатник Спиридон Соболь. В 1630-м году он прибыл в Оршу и создал при Кутеинской обители типографию. В том же году вышли первые книги — «Брашно духовное» и «Молитвослов». А в 1631-м был напечатан знаменитый «Букварь». Книги издавались значительными для того времени тиражами — по 200–300 экземпляров. За 25 лет было напечатаны 23 издания церковного и научно-просветительского характера. Все они признаны выдающимися образцами печатного искусства своего времени. Параллельно с книгопечатанием развивалась в Кутейно и своя школа гравюры. Специалисты доказали, что гравюры, опубликованные в кутеинских изданиях, использовались белорусскими художниками того времени в качестве образцов для написания икон. Раскопки и реставрация Свято-Троицкого храма Не только труды Спиридона Соболя прославили Кутеинскую лавру. Здесь были созданы разнообразные мастерские, где трудились искусные резчики по дереву и гончары. Это подтвердили находки археологов, которые в конце 1980-х — начале 90-х годов провели на территории монастыря раскопки. В результате самые разнообразные материалы попали в музейный комплекс Орши. В частности, образцы керамики века. Специалисты считают, что вся эта посуда — разнообразные глиняные горшки, макитры, миски — местного происхождения, и именно ею пользовались в древности насельники Кутеинского монастыря.

http://pravoslavie.ru/156138.html

В течение многих веков при обучении грамоте использовались такие богослужебные книги, как Псалтырь, Часослов, Апостол, Евангелие, Минеи, Триодь, служебники, требники и др. ради назидательного чтения этих же книг. В 1574 году вышел в свет первый дошедший до нас печатный учебник для начального усвоения грамоты - «Азбука» диакона Ивана Федорова. Во всех учебниках по обучению грамоте XVI - XVII веков материалом для чтения были тексты исключительно церковные. Так, в «Азбуке» Ивана Федорова содержатся молитвы, отрывки из Соломоновых притчей и из посланий к Ефесянам, Колоссянам, Солунянам. Подбирая библейские тексты, автор «превращает их в целенаправленную ... программу первичного школьного образования» , а также базового духовно-нравственного воспитания. Учитывая такое количество богатых источников, президент Академии педагогических наук В.Столетов в предисловии к полностью воспроизведенному тексту «Азбуки» 1574 г. писал: «Букварь учит малышей не только грамоте, из его рассказов извлекаются первые уроки нравственности...» . Одним из крупных продолжателей воспитания духовности и нравственности является «Азбука» Лаврентия Зизания (1596 г.), включающая в себя молитвы с их толкованием, изложения о православной вере, краткий катехизис. «Букварь» Спиридона Соболя (1631 г.) также решает задачу духовно-нравственного воспитания, предлагая детям в качестве материала для чтения библейские тексты, молитвы и заповеди. Замечательным образцом учебников по обучению грамоте первой трети XVII века является «Азбука» 1634 г. Василия Бурцова-Протопопова, подъячего азбучного дела на Московском печатном дворе. В число материалов для чтения «Азбуки» входят десять заповедей, заповеди блаженства, а также указаны семь даров Святого Духа из ветхозаветной книги пророка Исаии (глава 11), семь тягчайших грехов, семь дел милосердия. Особое внимание составитель уделяет добродетелям, указывая на молитву, пост и милостыню. Основы духовно-нравственного воспитания дает также «Букварь» Симеона Полоцкого (1679 г.), ставшего воспитателем царевичей Алексея и Федора. В учебнике 320 страниц, однако, только 36 из них предназначены непосредственно для обучения грамоте. Остальные отведены основам духовно-нравственного воспитания. Автор приводит в учебнике молитвы, беседах о православной вере, духовные обращения и приветствия родителям на различные церковные праздники. К «Букварю» сделано приложение «Стоглав патриарха Геннадия Константинопольского», которое выполняло функции пособия для чтения и усвоения Священного Писания.

http://bogoslov.ru/article/413973

Когда этот перевод был сделан – сказать трудно, но несомненно, что он существовал еще в первой половине XVI века. Греческий текст его был напечатан впервые в Париже Фредериком Морелем (Morel) в 1584 г., затем в Базеле Бернардом Дамке в 1633 г., далее в Париже же Иоаном Парадисом в 1637г., в Геттинген Юстом фон-Дансельдом в 1674 г., Ансельмом Бандури в 1711г. 8 и, наконец, аббатом Минем в его: «Partologiae cursus completes. Series graeca». Было несколько и древнерусских переводных изданий этого Тестамента: Спиридона Соболя 1638, затем 1660, 1680 и около 1680 годов, Киево-Печерской лавры 1680 г. и два петербургских издания 1718 года; существует перевод этого памятника и на белорусском наречии. «Имей страх Божий в сердце и сохрани веру христианскую греческого закона чистой и непоколебимой и соблюди царство твое чисто и непорочно, такое же как принял его от Бога, и люби правду и милость и суд правый, и к послушным милостивое, ко святой же и соборной церкви и ко всем святым церквам имей веру и страх Божий и воздавай честь, потому что в ней, царю, второе порожен есть от святые купели духовным святым порожением, и ко святым честным монастырям великую веру держи по данной тебе от Бога царской власти, к нашему смирению и ко всем своим огомольцем о стем. Душе, царское свое духовное повиновение, по Христову евангельскому слову, ко святым своим ученикам и апостолам говорящий: слушающий Вас меня слушает, а отрекающийся вас, меня отрекается; отрекающийся меня, отрекается от пославшего меня. Поэтому видящие, сколько кто честь воздает святителю, и та честь самому Хоу восходит, от него и мзду примут сторицею; братию же свою по плоти, о богочтивый и боголюбивый царь люби и почитай по царскому своему союзу, по божественному апостолу: любящий, говорит, брата своего в Боге прибывает, и Бог в нем. Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству, ко всем же князьям и детям князей и бояр, и ко всему христолюбивому воинству будь доступен и милостив и приветен по царскому своему сану и чину, всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение имей о них от всего сердца, за обиженных стой царски и мужественно, не попуская и не давай обидеть не по суду и не по правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Б. имел тесные связи с белорус. печатником С. Соболем, к-рый, вероятно, помогал ему в период становления типографии. Эти контакты нашли отражение в новшествах, к-рые Б. привнес в московскую печатную книгу. Ряд заставок и концовок, разработанных Б., в значительной степени тяготеют к западнорус. традиции, а в нек-рых из них прослеживаются прямые параллели с орнаментикой Соболя; в 3 малоформатных изданиях, осуществленных Б. (Святцы 1639 г., Канонник 1641 г., Требник 1642 г.), употреблен мелкий шрифт, точно совпадающий с одним из шрифтов Соболя; Б. применял наборные украшения, рисунок к-рых находит аналогии в изданиях белорус. печатника. В кон. 30-х гг. XVII в. отношения между Б. и Соболем резко испортились. Белорусский печатник хотел приехать в Москву, чтобы получить должность переводчика «книг греческих в русский язык», и предлагал создать типографское уч-ще с преподаванием слав. и иностранных языков. Опасаясь конкуренции опытного печатника (а также, вероятно, не желая расплачиваться по заемной записи и возвращать заимствованные типографские материалы), Б. обвинил Соболя в тайной приверженности унии. В апр. 1639 г. последний был задержан с партией книг на границе в Вязьме и по царскому указу выслан назад в Речь Посполитую (Русско-белорусские связи: Сб. док-тов (1570-1667). Минск, 1963. 135, 136, 138; Зёрнова А. С. Белорус. печатник Спиридон Соболь//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1965. Сб. 10. С. 143-144). На позднейшую традицию московских печатных Букварей (изд. 1657 и 1664) издания Б. оказали лишь ограниченное воздействие, их составители, действовавшие в эпоху реформ Патриарха Никона , предпочитали обращаться к западнорус. материалу (в частности, к Грамматике Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. и могилёвскому Букварю Соболя 1636 г.) непосредственно. В XIX в. единоверческая типография перепечатала 2 издания Б.: Требник 1642 г. (М., 1856) и Букварь 1637 г. (М., 1885). Ист.: Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный кат. М., 1958. 101-117; Поздеева И. В. , Пушков В. П. , Дадыкин А. В. Московский Печатный двор - факт и фактор рус. культуры. М., 2001. С. 421-428.

http://pravenc.ru/text/153685.html

Церковь в честь Благоещения Пресв. Богородицы в Витебске. Гравюра К.Вейермана. XIX в. Церковь в честь Благоещения Пресв. Богородицы в Витебске. Гравюра К.Вейермана. XIX в. Литов. правители в XIV-XV вв. «надали» на 5 древнейших витебских церквей (Благовещенскую, Успенскую, арх. Михаила, Св. Духа (см. Витебский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов жен. мон-рь ), Св. Троицы) пожалования со своих владений и установили в их пользу ряд налогов с тягловых людей. Кроме того, эти храмы имели старинное право на часть рыбы, выловленной в озерах перед большими церковными праздниками (АЗР. Т. 2. 65. С. 54-55). В посл. четв. XV в. брянский кн. С. И. Можайский пожаловал ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Орше бортные земли в своей гомельской вотчине (Там же. Т. 3. 9. С. 21-22), на Никольскую ц. шло также пожалование кн. И. Ю. Мстиславского - кадь меда и полтина грошей (Там же. Т. 2. 190. С. 344). Все пожалования впосл. подтверждались литов. вел. князьями и правителями Речи Посполитой. В 1563-1579 гг. Полоцк был занят войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного , Полоцкий архиеп. Варсонофий (Влах), подчинявшийся Киевскому митрополиту, в эти годы находился в Витебске. В 80-х гг. XVI в. в ВКЛ при поддержке правителей Речи Посполитой агрессивно насаждался католицизм, после 1596 г.- уния (см. Брестская уния ). В 1596 г. Полоцкий архиеп. Григорий (Загоровский) перешел в унию. Правосл. иерархов здесь не было до 1620 г., когда Иерусалимский Патриарх Феофан IV хиротонисал во архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского Мелетия (Смотрицкого) , к-рого униаты не пустили в епархию. После перехода архиеп. Мелетия в унию (1627) новый правосл. епископ на кафедру не был назначен. В 1-й трети XVII в. в Витебске были закрыты все правосл. храмы. В 1618 г. привилей на Полоцкую кафедру получил униат Иосафат Кунцевич . В 1621 г. Витебск отказался признать Кунцевича своим епископом. 12 нояб. 1623 г. жители Витебска, возмущенные насилиями, к-рые чинили в городе униаты, убили Кунцевича. Король жестоко наказал город: более 100 жителей были приговорены к казни, Витебск лишился пожалованного ему в 1597 г. магдебургского права (возвращено королем в 1634), была разрушена городская ратуша. В 1-й трети XVII в. в Орше также были закрыты все правосл. храмы. В 1623 г. на земле правосл. шляхтичей Статкевичей был основан кутеинский оршанский в честь Богоявления муж. мон-рь , с 1630 г. в мон-ре действовала типография Спиридона Соболя . В 1627 и 1637 гг. обитель посещал прп. Афанасий (Филиппович) , в 1635 г.- митр. св. Петр (Могила) , к-рый освятил монастырский Богоявленский собор. 2-я треть XVII - 1-я треть XIX в

http://pravenc.ru/text/158850.html

В нижней части белый мех; от левого нижнего угла к верхнему правому углу золотая волнистая полоса и на ней два конейные железа. Посреди герба золотой щиток с российским двуглавым орлом, имеющем на груди вензель Императора Павла I. На гербе корона графская, а на ней три серебряные шлема, обложенные золотом: на среднем шлеме корона графская и на ней сидит двуглавый орёл; на боковых шлемах короны дворянские, и на правом голова серебряного медведя, а на левом голова чёрного соболя. Намет справа красный, подложенный серебром; слева голубой, подложенный золотом. Щит держат два чёрные соболя. Герб графа Григория Александровича Строгонова и младших сыновей его (Общий Российский Гербовник, часть X, 12-й): сходен с вышеописанным, только на золотой полосе не два, а четыре железа копейных и посреди герба не золотой, а голубой щиток с российским двуглавым орлом, имеющим на груди голубой же щиток с вензелем Государя Императора Николая Павловича. На щите графская корона, и на ней три серебряные шлема; из коих на среднем корона графская, и на ней российский двуглавый орёл, а на боковых шлемах короны дворянские, и на них согбенные в серебряных латах руки: рука на правом шлеме держит золотой крест, а на левом шлеме шпагу. Намет справа серебряный, подложенный голубым; слева золотой, подложенный красным. Щит держат два соболя. Девиз: ferram opes patriae, sibi nomen. 186 Говорят, будто потомство Афанасия и Владимира Строгоновых ныне в северо-восточных губерниях. 187 Существует предание, что предок Луки Спиридоновича Строгонова участвовал, значительною суммою, в выкупе из татарского плена Великого князя Василия Васильевича Тёмного, в 1438 году. 188 До того времени, Пётр Великий пожаловал баронское достоинство лишь вице-канцлеру П. П. Щафирову и тайному советнику А. И. Остерману. В указе коллегии иностранных дел в герольдмейстерскую канцелярию, сказано: «в коллегии иностранных дел получен Е. И. В. Указ из Правительствующего Сената, марта от 6 дня, в котором изображено: что Е. И. В. пожаловал, и на челобитной изволил подписать собственною рукою: Александра Строгонова с братьями в бароны, и на тот чин дать им диплом из иностранной коллегии».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Семь полуциркульных оконных проемов расположены в два яруса (четыре в южной и три - в северной стене) и обрамлены лиштвами с лепными деталями» ( Русецкий А. В., Русецкий Ю. А. 2008. С. 109). К юж. части алтаря была пристроена небольшая ризница. В 1762 г. Свято-Духовский храм был переосвящен во имя Св. Троицы. В 1864 г. церковь, ее придел и башнеобразную звонницу, жилые и хозяйственные постройки с разных ракурсов по поручению Синода отобразил на своих картинах худож. Д. М. Струков. В 1868 г. 2-этажный каменный храм был перестроен: верхний этаж разобран, а престол нижнего храма в 1869 г. освящен во имя Св. Троицы. Монастырская колокольня первоначально была деревянной, 2-ярусной, с шатровой кровлей на 4 ската; венчалась небольшой маковичной главкой; в нижнем ярусе имела въездные ворота. По описанию XIX в., колокольня имела «двойные ворота и калитку», при ней находились 2 «ветхие кельи с комнатами» ( Слюнькова. 2002. С. 99). Через одни ворота был выход к Днепру, а другие, расположенные под колокольней, считались главными. Построенная на месте деревянной каменная 3-ярусная колокольня (1889) была «покрыта железом, окрашенным зеленою краскою… под колокольней устроен пролет с деревянными воротами; находится она совершенно отдельно от прочих монастырских зданий с северной стороны монастыря. В стене колокольни находится келья для звонаря» (НИАБ. Ф. 2301. Оп. 1. Ед. хр. 509. Л. 2). В XVII в. была сооружена ограда с 4 воротами на кирпичном фундаменте с арочными проемами, соединенными столбами - опорами, имеющими в основании известковую подушку с вкраплениями битого кирпича и мелких камней, зауженную книзу. Сверху на подушке выкладывались крупные валуны, а пространство между ними наполнялось мелкими камнями ( Левко. 1996. С. 24). В обители имелись 2-этажные каменный и деревянный братские корпуса, странноприимница, кузница, мастерские, баня и др. хозяйственные службы. Этот комплекс зданий запечатлен на фотографиях нач. XX в. Типография Типография в О. К. Б. м. действовала в 1630-1655 гг.; инициатором ее создания был игум. Иоиль (Труцевич). Первоначально возглавлять ее работу был приглашен из Киева земляк настоятеля - известный книгопечатник С. М. Соболь (ок. 1590-1645); его отец был казнен властями Речи Посполитой за участие в могилевских восстаниях. Появление в монастыре Соболя не было случайным событием. Киевское издание Соболя «Апостол» финансировал Б. В. Стеткевич-Заверский, фундатор обители. Он пригласил книгопечатника, к-рый переехал в О. К. Б. м. из Киева вместе со своей типографией. Трудами Соболя в мон-ре были напечатаны «Брашно духовное» (1630), Молитвослов (1631), а также 1-й изданный типографским способом на белорус. землях Речи Посполитой Букварь («Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631»). По поручению еп. Сильвестра (Косова) в кутеинской типографии была напечатана его «Дидаскалия» (1637).

http://pravenc.ru/text/2581587.html

самим автором в той же типографии, и б) Сказание о житии преподобных Варлаама и Иоасафа, употреблявшееся у нас прежде в славянском переводе, а теперь переложенное с греческого и славянского языков на народное литовско-русское наречие иноками Кутеинского монастыря и напечатанное (1637) в их типографии . Печатание церковных книг продолжалось при Петре Могиле во всех западнорусских типографиях. Во Львове действовали три типографии: типография ставропигиального братства, типография Михаила Слезки, который сначала работал в братской типографии, а потом по королевской грамоте (от 30 декабря 1638 г.) и по грамоте митрополита Петра Могилы (от 19 июля 1639 г.) завел свою типографию и с которым братство вело из-за этого весьма жаркую тяжбу, окончившуюся, впрочем, примирением, и третья типография нового Львовского епископа Арсения Желиборского, который вскоре после своего посвящения (1641) открыл ее при своей кафедральной церкви святого Георгия. Во всех этих львовских типографиях напечатано тогда до 25 церковных книг. Иноки виленского Свято-Духова монастыря трудились разом в двух своих типографиях — в Вильне и Евье — и напечатали до 15 книг. В Киеве была теперь только одна — Киево-Печерская типография, и в ней напечатано до 12 книг. В Кутеинском монастыре, где с 1630 г. действовала типография Спиридона Соболя, перенесенная сюда из Киева, а потом основана собственная типография, напечатано шесть книг. В Буйничах, имении основателя Кутеинского монастыря пана Богдана Стеткевича, подкомория мстиславского, куда около 1635 г. перенесена была типография Соболя, напечатана одна книга. В Могилеве, куда из Буйнич перенесена была в 1637 г. та же типография Соболя, напечатаны две книги. В Луцке, в типографии Луцкого братского монастыря, напечатана одна книга . Петр Могила обращал строгое внимание на печатание церковных книг. В лаврской типографии все книги печатались только его «благословением и повелением»; при некоторых он помещал от своего лица предисловие к читателям или посвящение книги кому-либо из знатных особ, а две книги, Триодь цветная и Служебник, изданы даже его «благословением и исправлением», или «тщанием», т.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010