Скачать epub pdf Информационные Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас? иеромонах Иов (Гумеров) Спас – сокращенная форма от слова Спаситель – Иисус Христос . Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас (перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь). Первый Спас (Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня) получил название Медовый, потому что в этот день (1/14 августа) освящается мёд. Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Братьями и сестрами Иисуса в евангельском тексте названы родные дети св. праведного Иосифа. Согласно церковному преданию, он происходил из царского рода Давида. Был женат на Соломонии, дочери Аггея, брата св. Захарии – отца св. Иоанна Предтечи. Имел сыновей и дочерей. Овдовев, Иосиф проводил жизнь в святости и чистоте. Он был восьмидесятилетним старцем, когда Господь избрал его хранителем девства св. Девы Марии и обручил с Ней. Иосиф, как муж Пресвятой Марии, по закону стал также отцом Иисуса: «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» ( Лк. 2:48 ). В соответствии с тем же законом Моисея дети его стали братьями и сестрами Спасителя. «Родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» ( Мф. 1:25 . Слово первенец у древних евреев означало одно – он первый у матери, независимо от того, будет ли она рожать еще или нет. Указать на это было важно, потому что первенец по закону Моисея принадлежал Богу, и за него полагался символический выкуп: «каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» ( Исх. 13:13 . За Младенца Иисуса в качестве жертвы были принесены две горлицы ( Лк. 2:24 . Что названные в Евангелии Иаков, Иуда, Иосий, Симон не являются Иисусу братьями по крови, легко доказывается тем фактом, что при Кресте Спаситель усыновил Иоанна Богослова Своей Матери ( Ин. 19:26 . В его доме Она жила до Своего успения. Это было бы невозможно, если бы Иаков и др. были Ее детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Спас на Крови. Современное фото ЖМП 9 сентябрь 2019 /  16 сентября 2019 г. 14:59 Наследие Альфреда Парланда КАК СОЗДАВАЛСЯ ХРАМ " СПАС НА КРОВИ " За свою жизнь Альфред Парланд издал несколько уникальных научных трудов, не потерявших своей актуальности и сегодня. По книге «Храмы Древней Греции», опубликованной в 1890 году на материале его лекций, до сих пор учатся студенты архитектурных отделений. Парланд блестяще владел техникой акварельной живописи, свыше двух десятков лет он преподавал этот предмет в Центральном училище технического рисования имени барона Штиглица. В 1882 году в Зимнем дворце Альфред Парланд исполнил изображения императорской бриллиантовой короны, скипетра и державы, необходимые для изготовления коронационных медалей и жетонов коронации Александра III. PDF-bepcuя Со второй попытки В 1870-е годы молодой зодчий пробует себя в различных сферах строительства: он создает проект здания театра для города Рыбинска (не был воплощен из-за высокой сметы), проект дома на Большой Дворянской улице Санкт-Петербурга, проект величественной усадьбы на берегу Волги в виде средневекового замка для В. П. Шереметева в Юрине (поместье сохранилось до наших дней). Но большой заказ от государства на сооружение церкви Воскресения Христова (1883–1907) в столице Российской империи во многом определил дальнейший творческий путь зодчего. 24-летнее строительство навсегда связало имя архитектора с этим памятником. Впрочем, в известном смысле судьба Парланду благоволила: ему было суждено завершить свое главное творение, получить признание и одобрение — как широкой публики, так и государственной власти. Уже через три дня после трагической гибели Александра II на набережной Екатерининского канала 1 марта 1881 года Петербургская городская дума предложила увековечить память императора постройкой часовни или памятника из средств городской казны. Наследник престола на докладе собственноручно начертал, что «желательно иметь на этом месте Церковь, а не часовню». Вскоре был объявлен конкурс проектов. Альфред Парланд решает принять в нем участие и подает свой проект церкви под девизом «Старина». В конкурсе на строительство знакового памятника в центре столицы участвуют многие архитекторы: Виктор Шрётер, Иероним Китнер, Андрей Гун и другие. Все проекты были представлены общественности на специально устроенной выставке в Городской думе, но ни один из них не был утвержден главным заказчиком — новым государем.

http://e-vestnik.ru/history/alfred_parla...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Участники стояния получили новое уверение в том, что Царь грядет!» Протоиерей Алексий Масюк рассказал о Молитвенном стоянии у Спаса-на-Крови в память явления иконы Пресвятой Богородицы «Державная» 17.03.2011 1994 Нынешнее молитвенное стояние с пением акафиста Пресвятой Богородице перед иконой Ее, именуемой «Державная», во многих отношениях особенное. Оно ознаменовано тремя юбилеями. Во-первых, 130-летием мученической кончины Государя Императора Александра Николаевича, погибшего в результате террористического акта 1 (14) марта 1881 года. Именно этому трагическому событию и посвящен храм-памятник Воскресения Христова, или Спас-на-Крови, у которого вот уже 20-й год проводится молитвенное стояние, и это второй юбилей, хоть и более скромный. Третий же, что весьма отрадно, отмечается и освещается очень широко это 150-летие главного деяния убиенного Императора Александра Второго Освободителя отмены крепостного права, освобождения крестьян. Икона же Богоматери «Державная», столь глубоко почитаемая православными, была явлена в селе Коломенском под Москво й 2 (15) марта 1917 года, в день вынужденного отречения, а точнее насильственного устранения от престола последнего Императора-мученика Николая Второго - внука убиенного Царя-освободителя. Символы царской власти скипетр и держава в руках Царицы Небесной знаменуют, что Владычица Богородица Сама стала Высочайшей Местоблюстительницей Российского престола на время, отпущенное Господом русскому народу для покаяния и искупления. За грех отступничества и отречения от Царя земного, а вслед за тем неизбежно и от Царя Небесного народ должен понести епитимию, которая длится от момента клятвопреступления перед Помазанником Божиим до сего дня, а закончится она восстановлением царской власти, если, конечно, народ наш принесет плоды покаяния. Вот почему уже 20 лет подряд именно в этот день и на этом месте совершается пение акафиста и возносятся коленопреклоненные молитвы о чаемом Православном Царстве. На стояние в нынешнем году собралось, как обычно, немного людей, около тысячи человек. Это «малое стадо верных» уже подготовилось к молитве в непростых условиях, на холоде и ветру, подвигом первой недели Великого поста. И те, кто пришел, были утешены и самой молитвой, и на редкость ярким весенним солнцем , залившим площадь у Михайловского сада, и единодушным, «едиными усты и единым сердцем», акафистным пением. Реющие черно-золотые имперские флаги, ожившая от их бликов икона, украшенная дивными розами, и над всем этим мозаичный Спас. Вспоминаются слова послов князя Владимира, побывавших на богослужении в Константинопольской Софии: «Воистину мы не знали, на земле мы или на небе».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/17/uc...

Санкт-Петербург. Собор Воскресения Христова. Собор Спас-на-Крови Карта и ближайшие объекты Наиболее яркий образец архитектуры неорусского стиля – храм-памятник Воскресения Христова, сооруженный на набережной Екатерининского канала на месте смертельного ранения террористами 1 марта 1881 года императора Александра II. Этим объясняется и второе его название - «Спас на Крови». Разрабатывая проект здания, его авторы архитектор А.А. Парланд и архимандрит Троице-Сергиевой пустыни Игнатий (И.В. Малышев), базировались на композиционных приемах старинного московского и ярославского зодчества, прежде всего формах храма Святого Василия Блаженного в Москве. Идея создания храма-памятника царю-освободителю и мученику стала заветной мечтой отца Игнатия сразу после трагического покушения. Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года. Работы продолжались свыше 20 лет. 19 августа 1907 года храм торжественно освятили. В его интерьер было включено место, где был смертельно ранен Александр  II, с фрагментом залитой кровью мостовой. Это повлекло за собой необычное расположение здания на самой кромке набережной, устройство сплошного бетонного фундамента под всей площадью храма. Для колокольни даже потребовалось сделать специальный выступ, выдвинутый в русло канала (здесь предполагалось построить мост, который так и не был сооружен). Храм Воскресения - однопрестольный, трехапсидный. Его композиционной основой служит кубический массив, увенчанный высоким восьмигранным шатром, к которому прижались четыре луковичные главки. Вплотную к основному «четверику» примыкает легкая колокольня, завершаемая золотым куполом. Наибольшая высота храма – 81 метр. Фасады здания облицованы гранитом и мрамором, глазурованным кирпичом, поражают богатством декора – фигурными наличниками и кокошниками, всевозможными поясками и изразцами. Купола покрыты позолоченными и эмалированными медными листами, кровли шатров, крылец и апсид – поливной разноцветной черепицей. Особенно изящна главка над алтарем, покрытая золотой смальтой.

http://sobory.ru/article/?object=01955

«Люди делятся опытом: в музей – 350 рублей, а на службу – бесплатно». Священник Спаса на Крови – о служении, армии и футболе Время проповеди на концертах прошло, главное – самому быть примером 22 декабря, 2019 Время проповеди на концертах прошло, главное – самому быть примером Он молод и серьезен, мы переписываемся с ним во «ВКонтакте». Изучая его страницу перед интервью, я вижу спортивного молодого человека, красивую жену, футбольное поле, фотографии из поездок с селфи-палки, читаю остроумные и сдержанные комментарии. Но на аватарке он сосредоточенно склонился над дискосом – он делает то, что, по-видимому, является для него наиважнейшим: служит Богу. Священник Алексий Луковкин, клирик храма Воскресения Христова (Спас на Крови), игрок сборной Санкт-Петербургской митрополии по футболу и отец 9-месячной малышки – о том, что общего в армии и Церкви, как найти в себе внутренний ответ на несправедливости и открыть Богу сердце . – Читаешь биографии священников и видишь: с детства в алтаре, потом воскресная школа, семинария… у вас так же? – Нет, меня армия к этому решению сподвигла. – Как это? – Я служил в части, которую неофициально называют православной. Это в Арсаках Владимирской области, четыре остановки на электричке от Сергиева Посада. Там служат семинаристы, ну и просто верующие люди. Мама как-то разузнала, что есть такая часть, и мы специально стремились туда попасть. Там есть храм, рядом Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Окормлял эту часть игумен Варнава (Столбиков), он создал хор Инженерных войск «За веру и Отечество». Известный хор, он и к нам в академию приезжал неоднократно. – Вы тоже пели? – Нет, не пел, голосом не вышел, я в наряды ходил. Но к концу службы, пообщавшись с ребятами, понял, что мне стоит пойти по священническому пути. Наверное, я в себя не очень-то и верил, потому что всего месяц оставался на подготовку к экзаменам. Ребята гораздо больше меня знали, кто-то к этому шел с самого детства. Но хотя мой уровень подготовки был явно ниже, я все-таки поступил. Для меня в этом был Промысл Божий.

http://pravmir.ru/lyudi-delyatsya-opytom...

Слово о том, что не должно стыдиться прославлять честный Крест, что крестом Христос спас нас, и что нам надлежит хвалиться им. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Братие! Господь обещал даровать всем знамение, говоря: род лукав и прелюбодей знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка ( Матф. 12:39 ). Господь разумел смерть, погребение и воскресение. И, опять в другом случае выясняя силу креста, Он говорил: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь ( Ин. 8:28 ). „Когда распнете Меня, говорит Он, и будете думать, что победили Меня, тогда всего более узнаете Мою силу“. И в самом деле, после того, как был распят Христос, иудейские обрядные установления прекратились, проповедь процвела, слово о Господе распространилось до границ вселенной: силу Господню всегда возвещают и земля и море, и населенная, и ненаселенная части мира. Поэтому никто да не стыдится священных символов нашего спасения и основания благ, которым мы живем и благодаря которому существуем: но будем носить Христов крест, как бы венец. Все, имеющее отношение к нам, совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение, является крест; нужно ли быть вскормленным тою таинственною пищею, или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что-либо другое, всюду – символ нашей победы. Поэтому с большою заботливостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в уме. Это – знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего: яко овча на заколение ведеся ( Ис. 53:7 ). Поэтому, когда ограждаешь себя крестным знамением, то размышляй в своем уме о всем значении креста и угаси свой гнев, а также и все прочие страсти. Когда ограждаешь себя крестным знамением, то преисполни свое чело великим дерзновением, сделай свободным свой дух. Знайте же, во всяком случае, что доставляет нам свободу. Поэтому и Павел, побуждая нас к этому самому, то есть, к приличествующей нам свободе, так наставляет, напомнив о кресте и крови Господних. Ценою, говорит он, куплены есте: не будите раби человеком ( 1Кор. 7:23 ); „подумай, говорит, о той цене, какая уплачена за тебя, и не будешь рабом никого из людей». Ценою он называет кровь, пролитую на кресте. Не просто перстом надлежит напечатлевать крест, но прежде всего расположением сердца с великою верою; и когда он таким образом бывает начертан на твоем лице, то ни один из нечистых демонов не будет в состоянии стать вблизи тебя, видя меч, которым нанесен ему удар, – видя нож, от которого он получил смертельную рану. И если мы приходим в ужас, видя те места, в которых подвергаются смертной казни осужденные, то подумай, что испытает диавол, видя оружие, которым Христос уничтожил всю его силу и отрезал голову у дракона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Камни преткновения. Церковь вне политики? марта 2017 Человеку, не включенному в азартную публичную полемику, - если такой, конечно, найдется, - трудно понять, чем так встревожены протестующие против передачи Исаакиевского собора Церкви. Доступ к шедевру архитектуры станет даже более свободным - не придется платить за посещение и осмотр. Экскурсии тоже никто отменять не собирается. Да и то, что храм - то есть здание, априори созданное для богослужений, - передадут в пользование религиозной организации, тоже вроде бы не может ущемлять чьих-то интересов. И когда читаешь заголовки вроде " В 2017 году город потеряет Исаакиевский собор! " , так и хочется спросить: как это представляют себе авторы? Верующие унесут гранитные колонны, обдерут позолоту и растащат все остальное? " Создается впечатление, что сегодня тема передачи Исаакиевского собора волнует не столько доброжелательных критиков, сколько тех, кто пытается ее использовать исключительно в политических целях " , - заметил еще в феврале Святейший Патриарх Кирилл на заседании Высшего церковного совета. Бои местного значения Действительно, больше всех судьба питерских соборов изначально взволновала депутатов городского парламента от " Яблока " , " Партии роста " , " Справедливой России " и лидеров движения " Открытая Россия " . Инициативная группа, пытающаяся организовать референдум о передаче Исаакия Русской Православной Церкви, на опережение и для масштабности включила в свой проект еще и вопросы о Петропавловском соборе и Спасе на крови, хотя на них пока никто не претендует. " Мы опасаемся, что следом за Исаакиевским собором начнется кампания по передачи Церкви Петропавловского собора . Кроме того, есть еще Спас-на-крови . Поэтому все эти здания включены в вопрос референдума " , - заявил депутат законодательного собрания Петербурга справедливоросс Алексей Ковалев. Параллельно с проектом референдума взволнованные политики подготовили судебные иски, которые принялись подавать то в один, то в другой питерский суд, и наконец обратились к прокурору Петербурга Сергею Литвиненко с просьбой через суд отменить распоряжение городского комитета имущественных отношений. Заявители утверждают, что действия КИО нарушают их права на доступ и сохранность объекта культурного наследия, право на благоприятную среду обитания и участие в культурной жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Закрыть itemscope itemtype="" > Будет ли передан Исаакиевской собор Церкви? Власти Петербурга намерены решать этот вопрос, учитывая мнение горожан и туристов 24.07.2015 735 Санкт-Петербургская епархия подтвердила, что подала заявку на передачу ей в безвозмездное пользование здание музея-памятника «Исаакиевский собор», сообщила ТАСС руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова. «Епархией действительно было направлено обращение о возвращении в безвозмездное пользование здания Исаакиевского собора в соответствии с действующим законодательством», сказала она. Однако решение о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви будет приниматься с учетом интересов всех жителей Санкт-Петербурга и туристов, сообщил ТАСС официальный представитель Смольного, пресс-секретарь губернатора города Андрей Кибитов. «Вопрос, поднятый Санкт-Петербургской епархией, требует внимательного и всестороннего рассмотрения с учетом интересов всех петербуржцев и гостей города», сказал Кибитов. Он отметил, что такие знаковые объекты, как Исаакиевский собор, Петропавловский собор и другие являются визитной карточкой Санкт-Петербурга и посещаются большим числом российских и зарубежных туристов. По словам собеседника агентства, обращение о передаче здания РПЦ в настоящее время находится на рассмотрении в отделе по связям с религиозными организациями администрации губернатора. Также данный вопрос изучают специалисты комитета по культуре, сообщил ранее ТАСС глава комитета Константин Сухенко. «У нас есть запрос РПЦ на передачу Исаакиевского собора с резолюцией губернатора " рассмотрите и подготовьте проект ответа " . В ближайшее время такой ответ будет подготовлен», сказал Сухенко. По его словам, эксперты считают, что Исаакиевский собор наряду с Петропавловским собором и Спасом-на-Крови имеют больше культурно-историческую ценность, чем церковно-приходскую. «Ранее между Церковью и музеем были договоренности о совместном использовании собора, но документально не подтверждены. В связи с принятием регионального закона вопрос вновь стал актуальным. Но, на взгляд наших экспертов, Исаакиевский, Петропавловский соборы и Спас-на-Крови являются символами города во всем мире, а передача в собственность одной из религиозных конфессий может ограничить доступ в эти культурно-исторические объекты представителям другой веры», полагает глава комитета по культуре.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/24/bu...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2017-04-14 18:25:18 Владелец: bios2012 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Размер-24 х 30.5 см Ответов: 1. Последний ответ: Икона- четырехчасник, изображены в верхних четвертях: Господь Вседержитель, Николай Угодник; в нижних четвертях: великомученик Георгий Победоносец и мученик Димитрий Солунский. В центре - распятие Христово. Эта икона является домашним иконостасом. Добавлено на опознание: 2017-04-04 12:02:55 Владелец: bios2012 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-04-04 12:02:11 Владелец: bios2012 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Помогите,пожалуйста,определить название и кто изображён на иконе.Досталась от деда,из бабушкиных слов,у него тоже была изначально.Благодарю. [Добавлено 2017-04-04 13:09:51]: Размер: 31 х 24 см [Добавлено 2017-04-05 16:04:11]: Отчество деда было Александрович.Большое спасибо за консультацию. Ответов: 1. Последний ответ: Если не трудно, напомните отчество деда. Ик. семейная. ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ. М.б. для нас справа Иоанн воин,мч, а слева также мч, накинут красный плащ. ИК. 19В.(м.б. середина). если у деда был брат, может его небесный покровитель. Добавлено на опознание: 2017-03-19 21:56:57 Владелец: Dali Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Копия византийской иконы, куплена в Греции (Метеоры). Посоветовали для мамы. Спасибо! Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы Панагия Ятрисса (Целительница Великомилостивая) Добавлено на опознание: 2017-03-19 11:36:09 Владелец: Evgentru Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-03-17 17:10:40 Владелец: Mikl Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Санкт-Петербург храм спас на крови Ответов: 1. Последний ответ: Фотина Самаряныня Римская,мч. отм.2.4(20.30 сцена у колодца. Добавлено на опознание: 2017-03-04 12:13:26

http://pravicon.com/unknown/93

250. И на земли мир... Лк. 2:14 Праздник Рождества Христова поистине есть праздник мира, ибо пришел на землю давно обетованный Примиритель неба и земли, и Ангелы небесные воспели дивную песнь мира при Его рождении: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Протекло с того времени девятнадцать веков. Каждый год в Церкви Божией звучит эта ангельская песнь и сладостно отзывается в наших сердцах, но – отовсюду угнетаемые скорбями люди невольно вопрошают: где же этот превожделенный мир, когда в наши дни весь мир объят бранью, когда нет, кажется, уголка на земле, где не билось бы тревожно человеческое сердце в ожидании вестей с полей брани, когда и на суше, и на морях люди безжалостно истребляют друг друга, льются потоки крови и неутешных слез? Ангелы Божии, вестники небесные, вразумите нас земнородных, в юдоли плачевной, среди громов и молний всемирной войны бедствующих! Возлюбленные братия! Непреложны обетовании Божии, святая истина – благовестие Ангелов Божиих. Родившийся в вертепе Вифлеемском и почивавший во яслях Спас миру Христос воистину принес мир на землю и благоволение Отца Небесного к человекам; но кто же виноват, если люди не хотят воспринять сей мир в свои сердца, провести его в жизнь, в свои земные отношения, и обрести в нем свое счастье и блаженство? Слышите, что глаголет благовествованный Ангелами Спаситель мира – Христос Господь: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам ( Ин. 14:27 ). Это – не тот мир, при котором люди могут лицемерить и обманывать друг друга; не тот мир, о коем говорят, что он лучше доброй брани; но мир – всяк ум превосходящий, мир, сопровождаемый тихою радостью, наполняющий сердце любовью даже к личным врагам, мир, коего никто и ничто отнять у человека не может, это – мир совести, мир с Богом, с самим собою пред лицом Божиим, – такой мир, при коем православный воин, исполняя долг, спокойно идет на смерть, на битву с врагом мира, оставаясь мирным и к нему в своей душе. При таком душевном мире победитель, обезоружив врага, тотчас же и забывает, что он ему враг, и готов оказать ему помощь, как своему ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010