Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы. Помещения мощного нижнего четверика были отданы под келии и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей. Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезой. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары. Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик. Источник: Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде (знаменитый Софийский собор строился несколькими десятилетиями позже, в 1568-70 годах). До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноимённый деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвёл на месте, выбранном им для устройства монастыря, ещё прп. Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, решено было, с благословения митрополита Московского Даниила, построить каменный. Строительство двигалось довольно быстро благодаря той поддержке, которую оказывали монастырю из Москвы. Так, в 1541 году великий князь-отрок Иоанн (впоследствии Грозный) освободил обитель от пошлин, чтобы возведение соборного храма могло быть окончено как можно скорее. После завершения строительства Иоанн посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и одобрил новый собор.

http://sobory.ru/article/?object=05128

Вскоре преподобный Димитрий начал сооружать деревянную церковь. При помощи местных жителей строительство шло быстро, и к августу было завершено. По словам жития, все необходимое для «монастырского строения» вместе с «милостыней» прислал князь Димитрий Донской. Новый храм освятили в честь праздника Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня. Постепенно обитель разрасталась, принимая новых иноков, и стала именоваться «лаврой». Именование «Спасский» монастырь получил по главному храму, а «Прилуцкий» - по местоположению при излучине реки. Преподобный Димитрий по примеру преподобного Сергия Радонежского первым в северных обителях ввел общежительный устав. Игумен Димитрий, уже убеленный сединами, не изменял своего строгого образа жизни. В церкви слева было устроено особое место, где он уединенно молился. Прожив долгую подвижническую жизнь, преподобный Димитрий достиг старости, и немощи стали одолевать его. Когда он получил откровение о приближающейся кончине, то собрал братию, передал игуменство Пахомию и дал наказ повиноваться новому игумену как духовному отцу во всех добрых делах. Братия узнала о блаженной кончине своего аввы по чудесному благоуханию, распространившемуся повсюду. Преподобный Димитрий преставился ко Господу 11/24 февраля 1392 года. Смиренный игумен завещал не хоронить его, а бросить тело в болото. Но братия погребла преподобного Димитрия в построенном им Спасском соборе близ правого клироса. Второй игумен монастыря Пахомий был преданным учеником преподобного Димитрия, подобным ему смирением, терпением и простотой. В 1409 году, при игуменстве Пахомия, во время смертоносной эпидемии у гроба основателя монастыря получили исцеление множество вологжан, началось почитание преподобного Димитрия, и была устроена гробница над его цельбоносными мощами. Глубоким старцем преподобный Пахомий мирно почил, вероятно, около середины XV века, был погребен в обители и почитаем как подвижник благочестия. В последней трети XV века игумен Макарий на основе рассказов Пахомия создал Житие преподобного Димитрия.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Узорчатые карнизы колокольни и килевидные арки находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей. Прежнее шатровое завершение было снято в 1720-е годы, при этом стены звона надложены и на них водружён ещё один восьмерик в стиле " московского барокко " , в котором были установлены большие колёсные часы с боем. В конце XVIII века верхний восьмерик получил завершение в виде фигурной кровли со шпилем. В 1841 году вологодский крестьянин Михаил Горин выполнил и установил на колокольне новый шпиль, который просуществовал до сер. ХХ века. Колокола Спасо-Прилуцкого монастыря, отлитые в 1736-38 годах, были пущены в разгар индустриализации на переплавку в 1935 году. От них не осталось почти ничего - ни описаний, ни эскизов. Известны лишь имена некоторых колоколов ( " Вестовой " , " Протас " , " Большой " ) и их вес. Так, колокол " Большой " (действительно, самый тяжёлый из всей звонницы) весил 357 пудов 30 фунтов, " Вестовой " - 55 пудов. В 2007 году колокольня получила новую звонницу. Составленная по образцу звонницы Софийского собора, она насчитывает 14 колоколов, вес самого крупного из которых достигает 600 килограммов. В августе 2008 года был освящён и поднят на звонницу главный колокол весом 1640 килограммов. Его изготовили в г. Тутаеве Ярославской области на средства благотворителей и попечителей Спасо-Прилуцкой обители. На его изготовление ушло около 9 месяцев и около миллиона рублей. В 1967-1968 годы монастырская колокольня реставрировалась специалистами Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством советского архитектора Глеба Павловича Белова. В ходе этих реставрационных работ была исправлена кладка стен, они были оштукатурены и побелены; завершение колокольни было восстановлено по проекту начала XVIII века и покрыто листами из оцинкованного железа, установлена луковичная главка. " Попробовала свои силы " новая звонница Спасо-Прилуцкого монастыря 16 июня 2007 года, когда на праздник Сретения чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого в Вологду прибыл Святейший Патриарх Алексий II. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2009 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог. BESbswy

http://sobory.ru/article/?object=23323

Преподобный Димитрий родился в первые десятилетия XIV в. в богатой купеческой семье близ города Переславля-Залесского. С детства он любил читать Священное Писание и имел расположение к подвижнической жизни. Поэтому не стремился к земному благополучию, отверг занятие торговлей и решил вступить на путь монашества. Он принял постриг в Свято-Успенском Горицком монастыре Переславля-Залесского и многие годы подвизался в этой обители, со временем был рукоположен в священный сан. Преподобный Димитрий, пожелав служить Богу в уединении, удалился из обители и поселился на окраине Переславля, на болотистом берегу Плещеева озера. Впоследствии здесь был построен храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского и основан монастырь. В 1354 году в Переславле преподобный Димитрий познакомился с преподобным Сергием Радонежским, стал известен благоверному князю Димитрию Донскому, был приглашен в Москву и стал крёстным отцом сыну великого князя. Вскоре он покинул свой монастырь и с учеником Пахомием отправился на Север. В Авнежской области, при слиянии реки Лежи и Великой, преподобный Димитрий построил церковь в честь Воскресения Христова, но был изгнан оттуда местными жителями. Одному Богу ведомо, в какой год правления московского князя Димитрия Донского преподобный Димитрий пришел в Вологду. Сопоставляя события его жизни, можно предполагать, что произошло это между 1378 и 1382 годами. Вначале, по преданию, преподобный Димитрий жил на дальней окраине города. Именно здесь, на наволоке берега реки Вологды, лодка сама остановилась. Увидев в том волю Божию, он смиренно принял её и поселился в ближайшем доме мастера кожевенных дел. Начав искать место для монастыря, преподобный Димитрий направился на север и остановился на левом берегу реки, примерно в трёх километрах от города. Осматривая окрестности, он просил Господа и Пречистую Деву Богородицу указать ему то спасительное место, где бы душа обрела покой. Наконец, увидел дивной красоты речную излучину с колосившейся хлебной нивой. Принадлежало поле местным жителям - Исидору Выпрягу и Илие Ракову, которые отдали его преподобному Димитрию для устройства монастыря, не пожалев созревшего урожая. Он благословил место будущего храма, поставив Крест, неподалеку расположились скромное монашеское жилище и колодец.

http://sobory.ru/article/?object=00237

XV — начало XVII века. Василий Тёмный и его сын Андрей устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века. Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю. В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Прилуцки...

Молитвами святаго преподобного Димитрия и всех святых, на сем месте просиявших, да благословит Господь ваше иноческое житие!» В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал икону Псковских святых. Духовной семинарии Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Макария и святого Марка Эфесского, а для семинарской библиотеки — собрание своих трудов. Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь основан в 1371 году в излучине реки Вологды ближайшим последователем и духовным собеседником преподобного Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Это один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Строения монастыря являются комплексом памятников архитектуры XVI-XVIII веков, среди которых самая древняя каменная постройка в Вологде — пятиглавый Спасский собор (1537-1542 годы) и Успенская церковь, перенесенная из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя, духовного покровителя города, святого Димитрия Прилуцкого. Из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия. Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. По примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введен общежительный устав. В 1665-1666 гг. в монастыре «под началом» находился противник исправления церковных книг, друг протопопа Аввакума инок Григорий (Неронов). В конце XV века великий князь Московский Иван III заключил в монастырь малолетних сыновей опального удельного князя Углицкого Андрея — Ивана и Димитрия Рюриковичей. Димитрий похоронен «при ногах брата» в нижнем этаже Спасского собора, в церкви Димитрия и Игнатия Прилуцких. Монастырь был закрыт советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600 -летие преставления святого), монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5222782.ht...

Прп. Павел благословил на игуменство в П. О. м. своего любимого ученика Алексия, к-рого древний монастырский синодик, сгоревший в 1909 г., именовал преподобным. Прп. Павел продолжал жить в своей келье, соблюдая строжайший пост, и посещал П. О. м. только по воскресеньям и праздникам. Для братии он ввел строгий общежительный устав. В кельях воспрещалось хранить деньги, еду и питие, можно было иметь только иконы и книги. Одежду и обувь насельники получали из монастырской кладовой, туда же отдавали собственные изделия, изготовленные по послушанию. Иноки должны были трудиться, пребывать в безмолвии, спиртное в монастырь вносить было запрещено. За неск. дней до кончины, в праздник Богоявления, прп. Павел предрек разорение татарами Костромы (оно началось в тот же день) и скорбел о нем. 10 янв. 1429 г. преподобный скончался и был похоронен у юж. стены Троицкой ц. Первоначально П. О. м., как и ряд расположенных поблизости от него мон-рей (Спасо-Нуромский, Арсениев Комельский в честь Положения Риз Пресвятой Богородицы во Влахерне , Воскресенский мон-рь (в 30 км юго-восточнее Павлова Обнорского, основан прп. Сильвестром Обнорским), позднее - Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Иннокентиев Комельский в честь Преображения Господня ), тяготел к Москве и Костроме, а в XVI в., когда возросла политическая и экономическая роль Вологды,- к ней, но не к Новгороду Великому. Со стороны Волги через Обнору и Комельский лес - первоначально малообитаемый и «разбойничий» - «транзитную водораздельную чащобу», препятствующую распространению на восток новгородского влияния, шла московская колонизация вологодских земель. «Проводником московского влияния» был Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честних древ Креста Господня мужской монастырь ( Грязнов А. Л., Черкасова М. С. О формировании межуездных границ на Рус. Севере в XV-XVI вв.: Белоозеро - Вологда - Устюг//Сев. Русь и проблемы формирования Древнерусского гос-ва. Вологда, 2012. C. 178-192).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы. В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаил Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками. В верхнем храме в начале XX века было три престола: Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части; Преображения Господня – в пристроенной южной паперти; Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти. В нижнем храме, было, пять престолов: Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия; Преподобного Сергия Радонежского чудотворца; Сретения Господня; Богоявления Господня; Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=05128

Нет, процесс происходил медленно, постепенно. Господь меня вел по этому пути, но, видимо, хотел, чтобы я и сам не ленился, какие-то труды прилагал. Первый раз я причастился на Пасху в Переславском Свято-Никольском женском монастыре и познакомился с его настоятельницей – игуменией Евстолией (Афониной), о чем тепло вспоминаю. Потом через год снова на Пасху там причастился. Это было еще до командировок в Чечню. В Ярославле на моих глазах происходило чудо возрождения Толгского монастыря, куда мы в детстве бегали играть, а зимой катались с горок или на лыжах. В Переславле-Залесском матушка Евстолия, воспитанница игумении Варвары (Третьяк), подвижнически восстанавливала святыню из руин, и это тоже было чудо милости Божией. Но именно после Чечни стала настойчивее стучаться в сердце мысль о необходимости спасения своей души для вечной жизни. До пенсии оставалась какая-то пара лет. Семьи у меня не было, и я подумал: наверное, лучше всего уйти в монастырь и послужить Господу. Только какой монастырь избрать? Поскольку в Ярославле у меня много родни и знакомых, этот вариант отпадал. Я как раз читал святителя Игнатия (Брянчанинова), который советовал тем, у кого имелось намерение избрать монашество, поездить по обителям, присмотреться... Мне нравились Кострома и Вологда. Господь так управил, что в свой отпуск в 2005 году я поехал в Вологду, зная только, что там есть мужской монастырь, основанный преподобным Димитрием Прилуцким. Я видел его в фотоальбомах – очень красивый древний монастырь! Переславский Свято-Никольский монастырь, где я первый раз причастился, тоже основал этот святой, ученик преподобного Сергия. Причем на два десятилетия раньше. Вот такая духовная ниточка протянулась…. Приехал я, попросил привратника обители вызвать игумена. Привратник позвонил по телефону, пришел наместник. Это была вторая судьбоносная встреча. Игумен Дионисий (Воздвиженский) стал моим духовным отцом. Сейчас он – настоятель Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере. А я, выйдя на пенсию, стал послушником. Затем по прошествии трехлетнего искуса принял монашеский постриг, под духовным руководством отца Дионисия прошел все послушания: огородника, привратника, работал в церковной лавке, был экскурсоводом (наверное, тысячи экскурсий провел, и перед каждой горячо молился: «Господи, умудри меня, вложи в мои уста те слова, которые дошли бы до сердца и ума каждого человека!» Видел, что паломники всё, словно губка, впитывают, а вот с туристами было тяжеловато). Потом заведовал канцелярией, был заведующим епархиальным древлехранилищем, которое находится в монастыре. Был библиотекарем, благочинным, временно исполнял обязанности наместника монастыря.

http://pravoslavie.ru/121572.html

Возможно, Д. м. был первым близ Вологды мон-рем, вошедшим в Митрополичью область; видимо, с 1567 г. стал епархиальным. В XVI в. Д. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 2-е место после Спасо-Каменного мон-ря . В акте Собора 1580 г. о землевладении игумен Д. м. стоит 28-м среди настоятелей 35 крупных мон-рей; в Лествице патриарха Иоасафа I 1635-1637 гг.- 35-м среди 46 настоятелей главных мон-рей; по Соборному уложению 1649 г. - 37-м среди 49 настоятелей. В управление игуменов Д. м. перешли не позднее 1534-1544 гг. «монастырек» в честь Воскресения Господня, основанный прп. Димитрием на р. Великой в Авнежской вол., и не позднее 1551 г.- Глубокоозерская Преображенская пуст. Д. м. пострадал в Смутное время . В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604 г. упомянуты «Спасского монастыря, что на Прилуке, 9 человек конных (да 6 лошадей, а за ними для береженья и корму 1 человек)» ( Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). На снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Д. м. передал 50 р., затем еще 300 р. и 60 серебряных сосудов. В период борьбы с интервентами в 1612 г. мон-рь кормил стрельцов и казаков, снаряжал отряды ратников в ополчение. В окт. 1612 г. Д. м. был разорен польско-литов. отрядами, в 1613/14 г.- отрядами сибир. царевича Араслана Алеевича с татарами и казаками, к-рые были посланы для охраны Вологды. 18 дек. 1619 г. в трапезной палате Д. м. погибло 200 чел., в т. ч. 59 монахов, были сожжены трапеза и службы, угнан монастырский скот. В день гибели братии в обители ежегодно совершались заупокойное богослужение и поминальная трапеза. Имена погибших были записаны в синодик. Однако историки ставят под сомнение это разорение и предполагают, что дважды описанное в летописи нападение на мон-рь 18 дек. относится к 1612, а не к 1619 г. В 1619 г. игум. Кирилл II (1613-1623) вместе с архиеп. Рязанским и Муромским Иосифом, кн. Д. М. Пожарским и окольничим кн. Волконским встречал близ Можайска возвращавшегося из плена митр. Филарета (Романова) (впосл. патриарх Московский).

http://pravenc.ru/text/172064.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010