Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт в 1919 г., собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28 сент. 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей прп. Геннадия, после чего они были увезены в Ярославский губ. музей (находились там до сер. 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизвестна). В советское время прп. Геннадий особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя прп. Геннадия. Когда в 1981 г. было установлено празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал день памяти прп. Геннадия — 23 янв. Имя прп. Геннадия вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рого было установлено в 1964 г., в 2002 г. было внесено в Собор Белорусских святых. В 1996 г. началось возрождение Спасо-Геннадиева монастыря. В 1998–1999 гг. вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, прп. Геннадий вырыл колодец, была построена небольшая деревянная ц. во имя прп. Геннадия; 1 сент. 1999 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) служил в этом храме водосвятный молебен, первая литургия состоялась 23 июня 2000 г. Ист.: Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения и прп. Геннадия//Ключевский. Древнерусские жития. С. 463–464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1873. 23. Ч. неофиц. С. 183–190; 24. С. 191–196; К житию прп. Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1873. 25. Ч. неофиц. С. 202–203; Служба и акафист прп. отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1898; Житие прп. Геннадия Костромского//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 18–42; Описание о российских святых. С. 196–197; Житие и акафист св. прп. Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу: (Сост. на основе жития, написанного учеником прп. игум. Алексием, и др. архивных док-тов о Спасо-Преображенском Геннадиевом монастыре)/Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Б. м., 2004; Житие Корнилия Комельского//Городок на Моск. дороге. Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 180–184, 188–189.

http://sedmitza.ru/text/413234.html

В канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, а в сам праздник — Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе. За богослужениями Святейшему Владыке сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, духовенство Санкт-Петербурга. Среди молящихся были временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, глава Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, настоятельницы женских монастырей Санкт-Петербурга, сестры обителей, а также — за Божественной литургией — военнослужащие 907 объединенного учебного центра Военно-морского флота. 20 августа 2019 года Святейший Владыка отбыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. 21 августа 2019 года по завершении визита в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Предстоятель Русской Православной Церкви посетил территорию Плесецкой епархии, где осмотрел храмовые комплексы в деревнях Ворзогоры и Подпорожье Онежского района Архангельской области. Комплексы восстанавливаются волонтерами проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Святейшего Владыку сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, епископ Плесецкий и Каргопольский Александр, руководитель проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве города Москвы протоиерей Алексий Яковлев, а также губернатор Архангельской области И.А. Орлов и попечитель программы «Общее дело» А.В. Громова.

http://patriarchia.ru/db/text/5492005.ht...

мощи свт. Иоасафа обретены и перенесены в Спасо-Преображенский собор С.-Петербурга. После освидетельствования состоялось торжественное перенесение мощей сначала в московский Богоявленский собор, затем в Казанский собор в Курске. С 16 сент. 1991 г. мощи хранятся в Преображенском кафедральном соборе Белгорода, торжества в честь второго обретения мощей свт. Иоасафа возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В Преображенском кафедральном соборе находятся подлинная чудотворная икона свт. Николая Ратного, благодаря к-рой в нач. XVIII в. спасена от разорения Коренная Николаевская пуст. (близ с. Устинка, совр. окраина г. Шебекино), и икона Божией Матери «Знамение», чудесно обновившаяся в выставочной витрине Белгородского краеведческого музея. Среди др. правосл. святынь епархии - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Смоленском соборе Белгорода, чудотворный Кошарский крест XVII в. в Крестовоздвиженском храме Белгорода, Казанская икона Божией Матери в Троицком храме Ст. Оскола, икона «Живоносный Источник» XVIII в. в Крестовоздвиженском храме Ст. Оскола, икона Божией Матери «Помощница в родах» XVII в. в Спасо-Преображенском соборе г. Губкина, икона вмц. Параскевы Пятницы XVIII в. и явленная в кон. XVIII в. икона вмч. Пантелеимона в Успенском соборе Нов. Оскола. Мон-ри Троицкий мужской монастырь в с. Холки Чернянского р-на (основан в 1620, упразднен в 1764, открыт в 1999), белгородский Марфо-Мариинский жен. (учрежден в 1999), Воскресенский женский монастырь в с. Зимовенька Шебекинского р-на (учрежден в 1993). Решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. из состава Белгородской епархии выделены Валуйская и Губкинская епархии. Белгородская епархия включена в состав Белгородской митрополии . Епархия разделена на 8 благочиний: 2 Белгородских, 2 Старооскольских, Корочанское, Новооскольское, Шебекинское. Лит.: Анненков А. С. Краткое историческое описание Белгорода//Курские ГВ. 1851. 18; Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства.

http://pravenc.ru/text/77866.html

О бренной плоти забывая, Торил свой узкий путь до рая Молитвой чистой к небесам. Прощай, наш пастырь дорогой! Ты к Богу шёл, к Нему стремился. Ты со Христом соединился И во Христе обрёл покой. Ольга Гусева Архимандрит Иларион (в миру Григорий Максимович Кильганов) родился 3 июля 1946 г. в Ленинг раде в семье рабочего. Крещен в младенчестве в Книзь-Владимирском соборе г. Ленинграда. По окончании средней школы и технического училища с 1963 г. работал на Ленинградском заводе «Ленполиграфмаш». С 1965 по 1968 гг. проходил срочную службу в рядах Советской Армии, затем продолжил работу на заводе по специальности электромонтер. С декабря 1982 г. по апрель 1983 г. исполнял послушание чтеца в Воскресенском храме г. Нарвы. 15 мая 1988 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры был рукоположен во диакона, 28 мая — в сан пресвитера. С 20 июля 1988 г. по 1 августа 1995 г. исполнял послушание настоятеля Никольской церкви г. Сегежа Олонецкой епархии. С 1 августа 1995 г. — настоятель Спасо-Преображенского храма Важеозерского монастыря. 3 ноября 1995 г. епископом Петрозаводским и Олонецким Мануилом в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Петрозаводска пострижен в монашество. В 1998 г. возведен в сан игумена. С 2000 г. нес послушание духовника Петрозаводской епархии. Решением Священного Синода от 7 мая 2003 года (журнал 20) назначен наместником (с 2011 года игуменом) Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 22 апреля 2014 г. возведен в сан архимандрита. С 27 декабря 2016 г. — член Епархиального совета Петрозаводской епархии. С 16 мая 2018 г. — начальник (настоятель) Успенского подворья Важеозерского монастыря в Санкт-Петербурге. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 31 марта 2020 г. удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы». 13 февраля 2020 г. по случаю 500-летнего юбилея Важеозерской обители награжден почетным знаком главы Республики Карелия «За вклад в развитие Республики Карелия».

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

Обвинению Е. в ереси нет серьезных подтверждений. Против подобного обвинения свидетельствует упоминание архиерея в летописном тексте об обновлении тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Е. отмечен в ряду других епископов, служивших здесь, причем в редакции Рогожского летописца и Симеоновской летописи Е. назван «преподобным епископом» (общий источник 2 данных летописей связан с Тверью). Поминание Е. имеется в синодике Спасо-Преображенского собора 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 178. Муз. 9465. Л. 33). Можно считать, что причиной смещения архиерея была его ссора с тверским правителем. Оставив в 1387 г. кафедру, Е., по-видимому, не примирился с вел. кн. Михаилом, стремившимся к поставлению в Тверь др. епископа; возможно, Е. предпринимал попытки настроить часть духовенства в свою пользу («мятеж церковный»). После суда в июле 1390 г. свт. Киприан забрал Е. в Москву. Здесь через год бывш. Тверской архиерей скончался и был похоронен за алтарем собора в Чудовом мон-ре. В связи с этим Тверской летописный сборник отметил, что низверженный епископ умер «в истоме от митрополита» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 446). Иконография Изображения Е. в архиерейском облачении (фелони, омофоре и митре или архиерейской мантии и черном клобуке) имеются в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. в 1-м Остермановском томе, в частности в композициях: св. Алексий, митр. Московский, поставляет Е. епископом в Твери; вел. кн. св. Михаил Александрович Тверской посылает Е. с боярами на переговоры с вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем для заключения мира; Е. в Крестовоздвиженском соборе Твери крестит кнж. Марию (Микловсу), дочь Литовского вел. кн. Кейстута; на следующий день Е. венчает в соборе Спаса кн. Ивана Михайловича и кнж. Марию (БАН. 31.7.30-1. Л. 660, 679, 690 об.- 691). Е. также представлен в Соборе архиереев, хиротонисанных свт. Алексием (Там же. Л. 749-749 об.). Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 21, 23-24, 33, 90, 124-127, 174; Т. 15. Стб. 434-435, 444-446; Т. 15. Вып. 1. Стб. 105, 112-113, 159-161, 166; Т. 18. С. 116, 140-141, 144; Т. 23. С. 119, 132; Т. 25. С. 191, 219; Т. 28. С. 78, 86, 240, 250; Житие свт. Арсения, епископа Тверского// Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской литературы XIV-XV в. М., 2007. С. 333-372; см. также: С. 110-133.

http://pravenc.ru/text/187704.html

Только после постройки здания Преображенского собора, с середины 1840-х годов начали постепенно формировать Соборную площадь (теперь площадь Октябрьская) и ее границы в том виде, в каком мы видим их сегодня. В 1834 году вокруг Преображенского собора на фундаменте недостроенного собора К. Геруа по проекту Н. Денисенкова установили ограду. В 1970-е годы ее убрали, а в 1990-е, когда собор возвратили верующим, на том же месте построили новую ограду. После революции началась массовая кампания борьбы с религиозными постройками, традициями, разрушались храмы, сжигались иконы и прочая церковная утварь. В 1930 году собор закрыли. Согласно генеральному плану развития города, Преображенский собор должен был быть взорван, а на его месте стоять памятник вождю мирового пролетариата. Преображенский собор мог вовсе исчезнуть, если бы не днепропетровский историк Дмитрий Яворницкий. Он придумал гениальный план спасения — просто сделать собор соответствующим времени и власти. Яворницкий организовал в Преображенском соборе «Музей атеизма» с маятником Фуко, и именно под предлогом музейных экспонатов были сохранены уникальные иконы. Именно под видом исторических ценностей остался на прежнем месте уникальный иконостас собора. Преображенский собор остался музеем и на время Второй Мировой войны, но в 1941 году, по разрешению немецких властей, здесь на время возобновились богослужения (собор был передан «автокефалистам»). После Великой Отечественной войны полуразрушенный собор превратился в склад бумаги издательства «Зоря». Здание Преображенского собора, пострадавшее осенью 1943 года при освобождении города от немецко-фашистской оккупации, а несколько позднее и от пожара, восстанавливали специалисты Черниговских реставрационных мастерских в 1968-1975 годах. Купол и шпиль колокольни Преображенского собора, как изображено на цветных почтовых карточках с видами Екатеринослава, были покрыты зеленой краской. В 1972 году при восстановлении здания собора купол и шпиль впервые позолотили, на что ушло 2,2 кг сусального золота.

http://patriarchia.ru/db/text/1229220.ht...

В память о посещении Днепропетровского края Его Святейшество подарил архиепископу Криворожскому и Никопольскому Ефрему святую панагию, отметив: «Я не имел возможности быть в Вашей епархии, но не оставляю надежды когда-нибудь побывать там и познакомиться с церковной жизнью в ней». В дар Спасо-Преображенскому кафедральному собору Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал Казанскую икону Божией Матери. «С этим образом связаны великие победы, явления милости Божией, — напомнил Его Святейшество. — И народ наш знает, что, припадая к Казанской иконе, получает просимое. Пусть копия чудотворного образа навсегда сохраняется в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Днепропетровска. А памятная надпись будет напоминать вам о моем посещении этого святого града». В благословение верующим, собравшимся в этот день на сборной площади, Предстоятель Русской Православной Церкви благословил раздать образки святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. «Он взошел на Патриарший престол в грозные годы революционного лихолетья, отстаивал церкви даже до смерти и нам оставил завет хранить единство Церкви как величайшую святыню и на этом единстве развивать национальную жизнь, развивать все стороны общественной жизни, дабы преклонялась к человеческим усилиям милость Божия», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. В заключение Его Святейшество обратился к присутствовавшим: «Да хранят вас всех Господь и Матерь Божия. Всех вас троекратно лобызаю и оставляю на каждом из вас прикосновение своей руки как духовный невидимый, но реальный символ нашей сопричастности в общей молитве Отцу Небесному, Который, верю, слышит наши воздыхания и подает нам все потребное ко спасению». Его Святейшество удостоил Патриарших наград тех, кто потрудился ради церковного благоукрашения Днепропетровского края. Губернатору Днепропетровской области А.Ю. Вилкулу был вручен орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орденов благоверного Даниила Московского III степени удостоены председатель областного совета Е.Г. Удод и председатель городского совета Днепропетровска И.И. Куличенко. Ряду благотворителей были вручены Патриаршие грамоты.

http://patriarchia.ru/db/text/1229255.ht...

Панихида по погибшим жителям Южной Осетии и российским миротворцам прошла сегодня в кафедральном соборе Казанской иконы Божьей матери в Чите. Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе администрации Забайкальского края, его жители продолжают сбор гуманитарной помощи для Южной Осетии. На специальный счет уже перечислено более 1,7 млн руб. В 32 пунктах приема гуманитарной помощи продолжается прием одежды и предметов первой необходимости от населения и организаций. Панихиду по всем погибшим в грузино-югоосетинском конфликте в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Хабаровска совершил архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. Тысячи прихожан православных храмов на Дальнем Востоке пришли сегодня в храмы, чтобы в сороковой день трагедии почтить память погибших. В полдень в Амурской области прошли траурные митинги. В митинге в городе Свободном принял участие губернатор Николай Колесов, сообщили в пресс-службе правительства области. На Сахалине и Курильских островах сегодня во всех 47 православных церквях прошли панихиды в память о всех погибших в грузино-югоосетинском конфликте. Богослужение также состоялось в палаточной церкви сахалинского загородного лагеря «Артек», где проходит слет островной молодежи. Сахалинские и курильские священнослужители и прихожане православных церквей молились за мир на Кавказе, просили Бога не допустить там новых конфликтов. На сороковой день трагедии панихида прошла в Киево-Печерской лавре. По благословению наместника монастыря архиепископа Вышгородского Павла панихиду совершил благочинный Лавры архимандрит Пантелеимон в сослужении монастырского духовенства. Пел лаврский хор. На панихиде молились посол России в Украине Виктор Черномырдин, сотрудники посольства, представители общественности Киева. Панихида по погибшим в Южной Осетии в результате агрессии Грузии состоялась сегодня в минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Отдать дань памяти соотечественникам пришли сотрудники посольства РФ в Белоруссии, постоянно проживающие в республике российские граждане, а также представители некоторых белорусских общественных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/460819.htm...

4 ноября 2020 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в основание строящейся колокольни была заложена капсула с обращением к потомкам. Глава Нижегородской митрополии в этот же день совершил чин освящения кампанов, которые после богослужения были подняты на колокольню. 15 колоколов общим весом 12 787 килограммов изготовлены на Ярославском колокольном заводе братьев Шуваловых в городе Тутаеве. Главный благовестник звонницы весом 6200 килограммов — дар Президента Российской Федерации Владимира Путина к 800-летию Нижнего Новгорода. На профили колоколов нанесены рельефные изображения икон, посвященных праздникам и святым, в честь которых были освящены исторические храмы нижегородского кремля. Среди них — иконы Преображения Господня (в память уничтоженного в советское время Спасо-Преображенского собора), икона святителя Николая (в честь возрождаемой Никольской домовой церкви при манеже), икона Успения Божией Матери (в память разрушенного Успенского военного собора). Колокольня Спасо-Преображенского собора стояла к западу от него. Она была в виде восьмигранного столпа, с восьмигранной же шатровой крышей. В колокольне издревле были две церкви — во имя святых мучеников Иоанна Воина и Феодора Стратилата. Церкви сгорели во время большого пожара 1715 года. После пожара по наставлению митрополита Нижегородского и Алатырского Сильвестра (Волынского) была возведена каменная колокольня в виде восьмигранного столпа с шатровой крышей. После окончания строительства в 1716 году на нее с Часовой башни кремля были перенесены древние часы, приведенные боем к малым «зазванным» колоколам, общее число которых в начале XVIII века достигло 12. В августе 1918 года кремлевские храмы были закрыты для богослужения. К 1924 году закрытый в течение шести лет кафедральный собор отсырел и стал разрушаться. В ноябре губисполком начал разбирать колокольню при соборе. Губернский музей просил защиты ВЦИК для памятника XVII века, но губисполком успокоил — разборка только «для устранения опасных мест». Однако к 1929 году колокольня была разобрана. В том же году в связи со строительством Дома Советов собор взорвали.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820505...

Калязине (Тверская митрополия) иеромонах Амвросий (Желябовский); благочинный Новоспасского монастыря г. Москвы иеромонах Павел (Гелястанов); начальник скита Смоленской иконы Божией Матери, регент братского хора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонах Давид (Легейда); клирик Новоспасского монастыря г. Москвы иерей Иоанн Игнатов; помощник игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Мурог); сотрудник ОВЦС, насельник Данилова монастыря г. Москвы иеродиакон Петр (Ахматханов); насельница Зачатьевского монастыря г. Москвы монахиня Иоанникия (Жданова); директор духовно-просветительского центра «Свет Валаама» монах Марк (Зайков); сотрудник Информационного отдела Валаамского монастыря монах Афанасий (Николаев); послушник Новоспасского монастыря г. Москвы А.В. Бесполденов; иподиакон митрополита Воскресенского Дионисия Н.В. Пикулев. Также во встрече принял участие настоятель приходов Русской Православной Церкви в Египте иерей Алексий Машков. С коптской стороны во встрече участвовали: Патриарший секретарь иеромонах Кирилл Анба Бишой; представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони; советник Коптского Патриарха доктор Антон Милад; руководитель Патриаршего отдела по реализации церковных проектов Барбара Солиман, другие сотрудники Патриархии. Митрополит Дионисий с сопровождающей делегацией также посетили находящийся на территории Патриаршей резиденции кафедральный собор апостола Марка и поклонились почивающим в храмовой крипте честным мощам этого просветителя Египетской земли, а также мощам святителя Афанасия Александрийского. Монашеская делегация из России побывала в расположенном на территории Коптской Патриархии соборе первоверховных апостолов Петра и Павла и осмотрела музейную экспозицию, посвященную новомученикам Коптской Церкви. В тот же день гости из России посетили старый христианский центр Каира — храм мучеников Сергия и Вакха, под которым находится грот, где некогда останавливалось Святое Семейство, с сооруженным в нем впоследствии храмом, знаменитую коптскую «Висячую церковь» (Муалляка), храм великомученицы Варвары, женский монастырь великомученика Георгия Победоносца и Коптский музей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 20 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6023936.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010