В память о совершенном богослужении Святейший Патриарх посадил у стен новоосвященной часовни лиственницу. В тот же день Патриарх Кирилл посетил скит во имя Всех святых Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Святейший Патриарх посетил возрожденный верхний храм в честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В беседе со схиигуменом Серафимом Предстоятель интересовался особенностями монашеской жизни в скиту, в котором действует строгий устав, близкий к Афонскому. Епископ Троицкий Панкратий ознакомил Святейшего Патриарха с ходом ремонтно-реставрационных работ во Всехсвятском скиту. Затем Патриарх Кирилл совершил молитву на месте погребения монахов, подвизавшихся в скиту и погребенных за алтарем собора. Святейший Патриарх посетил также самый дальний скит Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря — возрожденный скит во имя святого пророка Божия Илии на острове Лембос Валаамского архипелага. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали скитоначальник иеродиакон Илия (Руднев) и насельники скита. Святейший Патриарх посетил храм и совершил молитву у поклонного креста. 10 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, состоявшееся в центральной усадьбе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. В президиуме также находились: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; епископ Зарайский Меркурий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Русской Православной Церкви; епископ Нарвский Лазарь.

http://e-vestnik.ru/church/monasheskij_o...

В ходе беседы с преподавателями обсуждались особенности рабочих программ базовой и вариативной частей по 16 дисциплинам. Комиссии были представлены нормативные документы курсов, стандарт, положение, учебный план и календарный график занятий, библиотечный фонд. Комиссия осмотрела библиотеку и необходимую материально-техническую базу для возможности начала проведения занятий. Затем члены Комиссии посетили дополнительную учебную площадку — Иверский женский монастырь, где провели беседу с насельницами Иверского и Абабковского монастырей — слушательницами открывающихся богословских курсов для монашествующих. Во второй половине дня выездная экспертная Комиссия посетила Муромскую епархию. Встреча членов Комиссии с руководством курсов и преподавателями прошла на базовой учебной площадке в Спасо-Преображенском мужском монастыре Мурома. В ходе беседы были рассмотрены: учебный план, календарный график и особенности рабочих программ при изложении материала монашествующим. Члены Комиссии осмотрели учебные помещения, библиотеку и ее фонды, а также материально-техническое обеспечение, в том числе оборудование, необходимое для ведения онлайн-обучения в условиях самоизоляции. Во встрече с Комиссией участвовали: руководитель — и.о. наместника Спасо-Преображенского мужского монастыря Мурома иеромонах Симеон (Нестеров); секретарь курсов — насельник Спасо-Преображенского мужского монастыря Мурома иеромонах Тихон (Титов); ответственный за взаимодействие с межведомственной Комиссией, насельник Спасо-Преображенского мужского монастыря Мурома иеромонах Серапион (Воскобойник); преподаватели: протоиерей Александр Авдеев, протоиерей Михаил Терентьев, иеромонах Сергий (Новиков), иерей Вячеслав Чернецов; настоятели и игумении монастырей, чьи насельники и насельницы начнут обучение в этом году: Троице-Никольского мужского монастыря г. Гороховца игумен Илия (Иванов); Свято-Богоявленского мужского монастыря пос. Мстёра игумен Авраамий (Лукиянчук); Свято-Троицкого женского монастыря Мурома игумения Арсения (Москакова); Воскресенского женского монастыря Мурома игумения Елена (Богдан); Благовещенского женского монастыря г. Вязники игумения Серафима (Старых); Знаменского женского монастыря г. Гороховца игумения Раиса (Шибеко).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5683306...

Не вызывает сомнений то, что Спасо-Преображенский собор и история его строительства связаны с именем свт. Нифонта, который занимал Новгородскую кафедру с 1130-го по 1156-й год, т.к. храм упоминается в летописном панегирике под 1156-м годом среди других объектов строительной деятельности этого пастыря. Как говорится в его Житии, он «украсил престол Великого Новгорода и многие души привел ко спасению»… Об этом знает каждый из нас, – кто из епископов так украсил святую Софию? Он расписал притворы, устроил иконостас, а снаружи обмазал известью и облил свинцом». Далее говорится о том, что строил святитель храмы и за пределами Новгорода: поставил церковь Климента в Ладоге и церковь Спаса-Преображения в псковском Мирожском монастыре. Но, что важно - основание считать архиепископа Нифонта строителем Спасо-Мирожского монастыря возникло только в середине XVI века в связи с его канонизацией и написанием жития псковским агиографом Василем (Варлаамом), и получила широкое распространение в XVII - начале XVIII веков и в таком виде дожила до нашего времени. Источники более раннего происхождения (до середины XVI века) однозначно считали Нифонта лишь создателем Спасо-Преображенского собора. Круглова Таисия Викторовна, к. и. н., считает: «Тот факт, что параметры плинфы Спасо-Преображенского собора архаичны, хотя размеры кирпича Климентовской церкви на Ладоге, созданной той же артелью и тем же заказчиком – Владыкой Нифонтом, соответствуют своему времени. Это обстоятельство требует объяснений. Спасо-Преображенский собор в Пскове был построен новгородскими мастерами из чередующихся слоев известняковой плиты и плинфы явно свидетельствует о длительном периоде его постройки. (Плинфа - это плоский и широкий кирпич домонгольского времени, изменения в размерах которого имеют чёткие хронологические привязки)». «Как известно,- продолжает Таисия Викторовна Круглова, - между подготовительными мероприятиями (заготовка плинфы и камня, разбивка стройплощадки на местности, закладка фундамента) и завершением строительных работ иногда проходил длительный отрезок времени, в ходе которого менялись непосредственные заказчики объектов.

http://pravoslavie.ru/149225.html

В числе сослужащих были также наместники монастырей Русской Православной Церкви: архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря ; архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Паисий (Чекан), наместник Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря; архимандрит Пимен (Адарченко), наместник мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря . За Литургией молились игумен Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия (Алехин) с братией обители, а также губернатор Афона Аристос Казмироглу, руководитель рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , благотворители обители. Богослужебные песнопения исполнили братский хор Пантелеимонова монастыря, регент иеродиакон Садок, и хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, регент архимандрит Глеб (Кожевников). Божественная литургия совершалась на церковнославянском и греческом языках. На российском телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву о мире на Украине. По завершении богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Милетский Апостол. Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к участникам богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/4482564.ht...

23 окт. 2014 г. назначен главой новообразованной Вологодской митрополии с титулом " Вологодский и Кирилловский " и временно управляющим Великоустюжской епархией. С того же дня также временно управлял Череповецкой епархией вплоть до хиротонии и прибытия в неё избранного архиерея. 4 нояб. 2014 г. в Успенском соборе Московского Кремля возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 25 дек. этого же года назначен ректором возрожденной Вологодской ДС. Решением Синода от 15 окт. 2018 г. назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». 26 февр. 2019 г. назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февр. 2019 г. по 3 сентября 2020 г. являлся настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Синода от 26 дек. 2019 г. освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. временно управлял Великоустюжской епархией. 25 авг. 2020 г. назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии, с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Решением Синода от 20 нояб. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова, освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды. 29 дек. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Лит.: Наречение и хиротония архим. Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского//ЖМП. 2011. 10. С. 22-24. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1972293.html

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 94 ) определен титул «Вологодский и Кирилловский» (в связи с образованием Великоустюжской епархии ); назначен главой Вологодской митрополии и временным управляющим Великоустюжской епархией. 4 ноября 2014 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. ( журнал 135 ) назначен ректором новообразованной Вологодской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 15 октября 2018 г. ( журнал 96 ) назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 5 ) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февраля 2019 г. по 3 сентября 2020 г.  — настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. ( журнал 169 ) освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. — временно управлял Великоустюжской епархией; с 16 марта по 24 августа 2023 г. — Покровской епархией . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 49 ) назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии , с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (журнал 52). Решением Священного Синода от 20 ноября 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова ( журнал 89 ), освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды (журнал 90). Решением Священного Синода от 29 декабря 2020 г. ( журнал 120 ) утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Образование:

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198745...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Спасо-Преображенский монастырь - старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу. Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, предположительно это начало XIII в. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как «городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя - князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев - представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу. В 1463 г. в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 г.г. в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля. С утратой Ярославлем самостоятельности Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV в. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд (т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот.

http://sobory.ru/article/?object=00216

За примером не надо далеко ходить: церковь Успения на Торгу в Новгороде была заложена по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича в 1135-м году, а завершена только в 1144-м, когда его уже не было в живых, а новгородский стол занимал его родной брат Святополк. Подобная задержка была вызвана определенными обстоятельствами...Изменения архитектурного замысла и архаичный размер плинфы Спасо-Преображенского собора в Пскове свидетельствуют в пользу того, что между начальным и завершающим этапами работ прошел определённый отрезок времени, в рамках которого мог поменяться заказчик. ... Если исходить из реальных размеров плинфы, то начало работ по строительству храма приходится на 20-е годы XII века. В это время владычную кафедру в Новгороде занимал Иоанн Попьян, непосредственный предшественник Нифонта. В Новгородской Первой летописи сведений об этом архиерее предельно мало. В 1110-м году архиепископ Иоанн пришел в Новгород, а двадцать лет спустя, в 1130-м году «отвержеся архиепископ Иоанн Новагорода, и поставиша архиепископа Нифонта...». Все сведения письменных источников и материалы архитектурно-археологических исследований позволяют с полной долей уверенности приписывать новгородскому архиепископу Нифонту только окончательное возведение Спасо-Преображенского собора и заказ на его роспись, но не инициативу и начальные работы. Он же, Владыко Нифонт, обеспечил обитель большими земельными наделами. Спасо-Преображенский собор. Фрески В 1858 году во время ремонта в Спасо-Преображенском соборе были обнаружены под побелкой древние фрески. Это событие изменило жизнь обители и представление о ней. Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы. Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном, но до 1890-х годов фрески оставались под слоем штукатурки, только когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. Работами по исследованию фресок руководил академик В. В. Суслов.

http://pravoslavie.ru/149225.html

В 2008 г. окончил Рязанский Государственный Университет им. С.А. Есенина с присуждением квалификации юрист по специальности " Юриспруденция " . 27 мая 2009 г. освобожден от должности проректора по воспитательной работе и назначен первым проректором ДС для осуществления координации работы учебно-воспитательного и административно-хозяйственного подразделений семинарии. 23 июня 2009 г. окончил магистратуру в Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия, а 24 дек. защитил докторскую работу на тему " Иконопочитание в свете определений Вселенских соборов Православной Церкви " с присвоением ученой степени доктора богословия. В 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления. С авг. 2010 г. является соискателем степени кандидата экономических наук в Московской академии государственного и муниципального управления. В 2011 г. назначен первым заместителем директора Рязанского филиала автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования " Смольный институт Российской академии образования " . 27 июля 2011 г. решением Свящ. Синода избран епископом Шахтинским и Миллеровским. 18 авг. 2011 г. патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в нижней Спасо-Преображенской церкви храма Христа Спасителя г. Москвы возведён в сан архимандрита, и в тот же день в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального храма Христа Спасителя наречён во епископа. 21 авг. 2011 г. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря г. Москвы хиротонисан во епископа Шахтинского и Миллеровского. Хиротонию возглавил патриарх Московский Кирилл. 27 дек. 2011 г. освобождён от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани. 26 дек. 2012 г. утверждён в должности священноархимандрита Верхнемакеевского Покровского мужского монастыря. 30 мая 2014 г. был переведён на Вологодскую кафедру. 25 июля того же года утверждён в должности священноархимандрита Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды и Кирилло-Белозерского мужского монастыря г. Кириллова.

http://pravenc.ru/text/1972293.html

В этот же день комиссия посетила Николаевский женский монастырь с. Покровка, в котором состоялась беседа с настоятельницей и сестрами обители об открывающихся курсах для монашествующих. Выездная группа также побывала в городе Бузулуке. В епархиальном управлении Бузулукской епархии выездную группу встречал епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий , секретарь епархии иерей Дионисий Горбунов, настоятельница Тихвинского Богородицкого женского монастыря игумения Пантелеимона (Кривенкова), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Виталий (Климов) и игумен Иона (Чураков). В здании епархиального управления были осмотрены помещения, материально-техническое обеспечение, библиотечный фонд. Далее члены комиссии в сопровождении епископа Алексия направились в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Была проведена беседа с братией монастыря и членами православного братства при храме Троицы Живоначальной с. Староборискино Бузулукской епархии. Из Спасо-Преображенского монастыря экспертная группа направилась в Тихвинский женский монастырь г. Бузулука. В обители состоялась беседа с настоятельницей и сестрами, была проведена проверка материально-технического обеспечения, библиотечного фонда. 12 января члены комиссии вместе с иереем Петром Пановым и иереем Ярославом Геращенко посетили собор Преображения Господня г. Орска, где встретились с епископом Орским и Гайским Иринеем . Далее комиссия посетила Иверский женский монастырь Орской епархии. В монастыре состоялась беседа с настоятельницей обители игуменией Ксенией (Пашковой), протоиереем Сергием Барановым, секретарем Орской епархии, духовником монастыря, и сестрами. В этот же день выездная группа прибыла в Андреевский мужской монастырь в с. Андреевка Оренбургской епархии. Здесь также состоялась беседа с духовником монастыря иеромонахом Дионисием (Казанцевым) и братией обители. 13 января выездная группа посетила Успенский женский монастырь г. Оренбурга. Здесь была проведена беседа с настоятельницей игуменией Флорой (Новицкой), сестрами обители и наместником Андреевского мужского монастыря Оренбургской епархии игуменом Евлогием (Савиным).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5996550...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010