Источник: Лепёхин А.Н. " Белёв. Материалы к истории " . 2014г. Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий. Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей. В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков и украинцев. Неоднократно монастырь посещал царь Иоанн Грозный внося пожертвования для благоукрашения обители. В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодна церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводится Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белев монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадала от нападения польского воеводы Чаплинского. К середине XVII века в монастыре остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского. С 1643 года ведутся работы по перестройки монастыря, Предтеченский храм перестраивается, а храмы святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского восстанавливаются. После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор (1686), надворная церковь святого Алексия Московского (1693—1697), Введенская церковь (1698—1700), храм Дмитрия Сулинского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (1706—1712).

http://sobory.ru/article/?object=04683

1999 год стал судьбоносным в жизни обители. После длительного перерыва в стенах Спасо-Преображенского собора вновь зазвучала церковная молитва. Из материала книги-путеводителя: Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во " Мистецство " , г. Киев, 2011 г. Древнейшая каменная соборная церковь в честь Преображения Господня появилась в Спасском монастыре в XII веке. То, что осталось от неё (а это очень немного - лишь фундамент, открытый сейчас для всеобщего обозрения под полом нынешнего Спасо-Преображенского собора), позволяет говорить о том, что она была весьма невелика и строением своим похожа на Пятницкую церковь в Чернигове. " Церковь сия... подвергалась... многократным повреждениям от пожаров и неприятельских разорений, - совершенно справедливо указывает свт. Филарет (Гумилевский), - а потому, при возобновлениях и поправках, которые предпринимались после каждого разорения, могла утратить в наружном виде и во внутреннем устройстве первоначальную форму " . Особенно серьёзное переустройство старая Преображенская церковь претерпела при владыке Лазаре (Барановиче). Неизвестно, впрочем, чего было более в этом переустройстве - ремонта ли уже существовавшего здания или строительства нового с сохранением лишь некоторых фрагментов прежнего храма. К 1780-м годам соборная церковь пришла в ветхость. Возможно, это никого, кроме насельников монастыря (и правящего архирея), не взволновало бы, но вскоре из столицы пришло повеление о создании Новгород-Северской епархии, а в 1787 году обитель " посетила проездом " государыня императрица. Её стараниями и началось возведение нового собора - соответствующего статусу архирейского дома, который получил Спасо-Преображенский монастырь. Денег по тем временам из казны выделили очень много - около семидесяти пяти тысяч рублей. Но несмотря на это, строительство велось халатно, и прекрасный проект одного из лучших архитекторов того времени Джакомо Кваренги едва не был загублен теми, кто воплощал его в жизнь. Ещё преосвященный Илларион, епископ Новгород-Северский, при коем, собственно, и совершалась постройка, доносил в 1795 году светским властям, что " строящийся в монастыре собор под наблюдением казённой палаты сооружается несоответственно прочности и контракту; ибо во-первых, вопреки сему контракту, связи в стенах и в других местах здания кладутся не железные, а деревянные, которые, быв положены в кирпиче и извести, в скором времени подвергнутся тлению и произведут в столь важном и больших сумм стоящем здании опасные трещины; 2) что кирпич, положенный в сие здание, худ и непрочен; 3) камни в цоколе и под колоннами положены не по мере, в контракте означенной; 4) своды, ныне делающиеся, не имеют железных связей, перекрестье в один кирпич, а бока в полкирпича для прочности здания недостаточны " . Власти отрядили комиссию для обозрения и устранения недочётов, указанных епископом илларионом, но, разумеется, опоздали. Когда комиссия прибыла в монастырь, собор уже стоял. Дело на некоторое время замяли.

http://sobory.ru/article/?object=05573

Исследователь П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создавшие Спасо-Переображенский собор в Чернигове и Софию Киевскую, представляли одну и ту же артель, которую пригласили из столицы Византии. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Возникает вопрос: почему главный собор во владениях Мстислава Храброго был освящён в честь Преображения Господня? Преображение, явившее миру Иисуса Христа-Бога, Царя царей, согласно церковному пониманию имело в сознании людей Средневековья явный монархический аспект. В повышенном внимании к данному празднику проявлялись и державные устремления князей, оно символизировало сакральную сторону их власти. Помимо монархического, Преображение Господне явно имело и воинский аспект. Достаточно вспомнить, что Мстислав был крупным воителем своего времени, неслучайно получившим прозвище Храбрый. В 1031 году совместно с Ярославом Мудрым он совершил успешный военный поход на Польшу, откуда вернулся с богатыми трофеями и большим числом пленных. Вполне возможно, что закладка Преображенского собора в Чернигове отражала не только монархические, но и воинские христианские взгляды Мстислава, а поводом для посвящения главного храма Чернигова стал именно польский поход 1031 года. Отдавая дань Преображению, Мстислав мог перебрасывать мостик между собой и своим отцом, великим князем Владимиром Святославичем, тем самым подчёркивая преемственность власти. Первое датированное историческими источниками свидетельство о Спасо-Преображенском соборе относится к 1034 году. В " Повести временных лет " есть такие строки: " Мьстислав изыиде на ловы и разболеся и умре. И положиша и в церкви святаго Спаса, юже создал сам, бе бо вьздано ея при нем вьзвыше, яко и на коне стоячи рукою досячи " . Переводится это свидетельство так: " Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви святого Спаса, которую он сам создал: ведь были при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно стоя на коне, достать рукою " .

http://sobory.ru/article/?object=01656

Несколько позже, в 1164 году, Андрей Боголюбский, первый князь Владимирский, выстраивает во Владимире белокаменную Спасо-Преображенскую церковь на Мономаховом дворе. Известно и о позднейшем существовании Спасского монастыря во Владимире на месте княжеского дворца. Впрочем, монархический аспект Преображения явно наблюдается не только в переломные этапы истории Руси. Так, не случайно кафедральными соборами Черниговского княжества (уже в XI в.) и княжества Тверского (с XIII в.) являлись храмы, посвященные именно Преображению Господню. Собор Спаса-Преображения на Бору в Московском кремле (построен в 1330 г., разрушен в 1933 г.). Фото конца XIX в. В XV веке особую роль преображенский культ играл для московского великокняжеского дома Даниловичей. А началось это почитание еще раньше. О внимании уже первых Даниловичей к Преображению говорит то обстоятельство, что московский храм, вокруг которого сложился придворный монастырь великокняжеской семьи, был посвящен Преображению Господню (храм Спаса Преображения на Бору в Кремле). Особую любовь к Спасо-Преображенскому монастырю, согласно летописным свидетельствам, имел Иван Данилович Калита (1325–1340). Он «возлюбилъ его паче инехъ манастыреи и часто приходя в онъ молитвы ради и многу милостыню даяше мнихомъ ту сущимъ…». В 1413 году сын Дмитрия Донского князь Константин приурочил первую из своих паломнических поездок в новгородский Клопский монастырь именно к Преображению: «И по том времени приехал князь Костянтин Дмитреевичь с княгинею своею причаститися и манастыря кормити на Преображение Господне», – свидетельствует житие Михаила Клопского. В годы правления великого князя Московского Василия Васильевича Темного (1425–1462) культ Преображения нашел отражение в строительстве каменной Спасо-Преображенской церкви Симонова монастыря в Москве, льготах, данных великим князем этой обители, и, возможно, заказе иконы «Преображение» Андрею Рублеву. Благоговейное отношение московского великокняжеского дома к празднику Преображения не ослабевает и впоследствии.

http://pravoslavie.ru/1397.html

Из статьи энциклопедического справочника " Черниговщина " Считается, что Мстислав Владимирович Храбрый, князь Черниговский, начал возведение главного храма своей столицы в первой половине 1030 года. К тому времени ему удалось примириться с братом, великим князем Киевским Ярославом Мудрым, и прочно осесть на Черниговщине. Древний Чернигов должен был стать достойным центром Мстиславовой отчины, противовесом Киеву, новым политическим и культурным центром Руси. В христианскую эпоху любой большой город, тем более такой, которому предназначался удел столицы, не мог обойтись без великолепного собора. Грандиозность постройки определялась уровнем притязаний заказчика. Размеры, формы, внешнее оформление храма и его интерьеры напрямую зависели от того, насколько громко хотел заявить о себе окружающему миру устроитель и как глубоко выстраивались его отношения с Богом. Очевидно, что архитекторами черниговского собора были иноземные мастера. Специалисты в области архитектуры называют планировочно-пространственное решение Спасо-Преображенского собора уникальным. Подобные конструкции практически неизвестны в древнерусском зодчестве. К XI веку храмозданная инженерная мысль христианской Европы выработала два основных типа храма: более древний базиликальный, получивший особое распространение в Западной и Центральной Европе, в пределах влияния Римско-католической церкви и крестово-купольный, характерный для Византии и стран, испытавших византийское влияние. Спасо-Преображенский собор чудным образом совместил в себе обе традиции, эта постройка одновременно имеет черты базилики и византийского крестово-купольного храма. Сложно сказать, кто возглавлял артель зодчих: были ли это архитекторы из какого-то католического государства, знакомые с тонкостями строительных технологий Византии, или, наоборот, греческие мастера, овладевшие навыками, возведения церквей типа базилики. Иногда утверждается, что Мстислав Храбрый, до Чернигова длительное время имевший княжеский стол на окраине русского влияния, в городе Тмутаракани, что на Таманском полуострове, пригласил мастеров именно оттуда. Строители собора явно знали о принципах культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время подобные храмы, как считается, возводились. Однако всё же более вероятным следует видеть константинопольское происхождение авторов собора.

http://sobory.ru/article/?object=01656

Выше было приведено письмо гетмана Самойловича к игумену Мгарского монастыря Русиновичу от 12 января 1684 г., где сказано: «... залецил нам наш полковник Черниговский… майстра немецкое породы на имя Ивана Баптисту, которого для поправы церкви пастырское до Чернигова з Литвы затягнено…», и далее: «…показывал нам оный тут абрис Черниговское пастырское церкви». Итак, Иван Баптист был из Литвы приглашен в Чернигов для церковного строительства. Что именно он строил здесь, мы не знаем, однако можно предположить, что это был Троицкий собор. Такое предположение подтверждается тем, что Мгарский собор, который строил этот мастер, являлся несколько уменьшенным вариантом Троицкого Черниговского собора. Главный собор Мгарского монастыря (1692 г.) был построен почти одновременно с Троицким собором, при тех же самых влиятельных патронах. Объемно-плановая структура этого здания идентична вышерассмотренным, и лишь в некоторых деталях имеется различие. Роль этого памятника в истории украинской архитектуры возрастает еще и потому, что сохранились документы, более или менее полно освещающие его строительство (Суммирующие материалы приведены в статье В. Модзелевского «Будування церков у Лубенському Мгарському в 1682-1701 г.г.». «Наше минуле», 3, 1918). Иван Баптист умер, не достроив собор. При нем каменные работы были выполнены только наполовину. Его строительная деятельность в Мгарском монастыре была неудачной: построенный под его руководством Троицкий собор частично обрушился вскоре после окончания работ, а кирпичный свод собора рухнул в 1728 г. Строительство собора было завершено народным мастером Афанасием Пиратинским (очевидно, уроженцем Пирятина), а плотничьи работы вел «тесельский майстер» Демьян Ворона. И при жизни Иван Баптист не был единственным строителем здания. Подмастером при нем состоял Мартын Томашевский, судя по фамилии, также украинец. Мгарский собор горел в 1734 и в 1755 гг., после чего переделывался. Поэтому не ясен вопрос о первоначальном завершении памятника. Согласно договору на его строительство, здание должно было иметь «среднюю баню-матицу с полубанком наверху той матицы». Всего должно было быть три купола, расположенных по прямой с востока на запад. Но при описании последствий пожара 1775 г. указывается, что сгорело семь куполов этого здания, но не говорится об их расположении. А с того момента, как этот памятник начал привлекать внимание исследователей, на нем было пять куполов, расположенных по московскому образцу, т. е. один в центре, а четыре на углах здания.

http://sobory.ru/article/?object=17197

Затем Ярослав, приведя с собой наемную варяжскую дружину во главе с Якуном, повел войска на брата. Битва состоялась у Листвена близ Чернигова. М. В. в центре поставил местное черниговское войско - северян, а на флангах - свою дружину, разделенную на 2 части. Ярослав выдвинул вперед варягов, к-рые стали одолевать северян, но были окружены с флангов дружиной М. В. и разгромлены. Ярослав бежал, не введя в бой свою дружину. М. В. сразу же сделал шаг к примирению, согласившись оставить Киев Ярославу как старшему в обмен на обладание землями левобережья Днепра с Черниговом. Ярослав 2 года пребывал на севере Руси, не решаясь вернуться в Киев (там сидели его «мужи»). Только в 1026 г. братья встретились у Городца (на Днепре выше Киева) и договорились о разделе Русской земли по Днепру (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 147-149). Впосл. в течение 10 лет Ярослав Владимирович и М. В. управляли Русью совместно при старшинстве Ярослава. В 1031 г. они совершили успешный поход в Польшу, результатом которого стало возвращение Руси «червенских градов». В своей столице Чернигове М. В. заложил Спасо-Преображенский собор (сохранившийся доныне); при жизни князя его успели достроить до высоты, сравнимой с ростом всадника с поднятой рукой («яко на кони стояще рукою досящи» - Там же. Стб. 150). Возможно, М. В., как князь тмутараканский, имел отношение к походам рус. отрядов (в союзе с аланами и нек-рыми народами Дагестана) в Закавказье в 1030 и 1032 гг. ( Пашуто В. Т. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968. С. 104-105). В 1036 г. М. В. заболел во время охоты и скончался. Князь был похоронен в черниговском Спасо-Преображенском соборе. В ПВЛ М. В.- первый князь, которому дана посмертная характеристика, при этом отмечается его особая забота о дружине: «...храбор на рати, милостив, любяше дружину по велику, именья не щадяше, ни питья, ни еденья браняше» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 150). Жену М. В., согласно Любецкому синодику, звали Анастасией ( Зотов. О черниговских князьях. С. 24). Известен один сын М. В.- Евстафий, умерший раньше отца, в 1033 г. После смерти М. В. все его владения достались брату Ярославу Владимировичу.

http://pravenc.ru/text/2564286.html

Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий. Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей. Дата основания : 1-я пол. XVI в. Адрес : Россия, Тульская область, Белевский район, Белёв, улица Преображенская, д. 1 Подробнее... Венев-Никольский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1892 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Веневский р-н, с. Венев-Монастырь Телефон : (245) 7-52-45 " С благословения и утверждения Св. Синода, в конце 1892 г. открыта при сельце Борщевом, Тульской губернии, Крестовоздвиженская женская община в память чудесного спасения Августейшей Семьи от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года. Вместо крайне тесной и неудобной для молящихся церкви, начальницею, в видах благоустроения общины и удовлетворения самых насущных потребностей молящихся, испрошено у епархиального начальства разрешение на построение нового храма. " Подробнее... Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : ок. 1477 Статус : сохр. Адрес : Тульская обл., Суворовский р-н, с. Доброе Монастырь основан ок. 1477 князем Одоевским. Возобновлён в камне после Смуты усердием окольничего М. А. Ртищева. После 1764 постепенно пришел в упадок. Сооружения значительно повреждены ураганом и пожаром в 1810-х. Новая колокольня выстроена ок. 1830. В нач. ХХ в. действовала только Вознесенская церковь. Закрыт в 1918. Не возобновлён. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. Началась расчистка территории. Подробнее... Казанский женский монастырь (Колюпаново) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тульская_облас...

В 3 часа ночи поезд тронулся по направлению к Чернигову, куда пришлось еще ехать 4 станции, и наконец, на рассвете, при лучах восходящого солнца, засверкали перед нами золотые маковки Черниговского кафедрального собора; все ближе и ближе они делались, наконец, появились и две белые группы зданий двух Черниговских монастырей – Елецкого и Свято-Троицкого, стоящих как бы на страже города, один на его окраине, в лесной чаще Болдиных гор, – это Свято-Троицкий, – резиденция Черниговского Владыки, a другой – Елецкий, резиденция его Викария, почти в центре города, который не велик размером, но очень красив издали, с одной стороны окружен лесами, a с другой опоясан широкою лентою судоходной реки Десны, притока Днепра. Слава Богу! вот я и в Чернигове, подумал я, выходя из вагона и усаживаясь в удобную линейку, которая, за весьма дешевую цену, скоро довезла меня в самый центр Чернигова – к собору. По милости черниговского архипастыря, имел я квартиру очень удобную, невдалеке от собора, в соборном доме, y достопочтенного ключаря собора отца протоиерея Трифона Стефановского, которому, a равно и достопочтенной супруге его, считаю долгом принести усерднейшую благодарность за приют и ласку к дальнему страннику. Кафедральный протоиерей собора отец Иоанн Платонов, равно и староста собора А.А. Ханенко тоже с любовью меня приняли и облегчили мне доступ всюду при Черниговских торжествах, за что искренно им благодарен. Скажу теперь нечто о положении соборов в Чернигове, что необходимо при дальнейшем описании моем Черниговских торжеств. В центре весьма обширной площади, окруженный красивою рещетчатою оградой, высится древний летний Спасо-Преображенский собор Чернигова. Это – древнейший храм в России, сохравившийся во всей своей древней красоте до наших дней. Заложен он около 1026–1031 годов черниговским князем Мстиславом Храбрым или Удалым, ранее древнейших наших соборов – Киево-Софийского, который заложен в 1036 году братом Мстислава – великим князем Ярославом, и Новгородско-Софийского, который заложен в 1045 году – его племянником св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., в ходе подготовки к изданию Русской Церковью богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 362). 25 марта 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение об установлении отдельной памяти И.- под 20 сент. 27 июня 2009 г. в Спасо-Преображенском храме Путивля митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении мн. архиереев и священнослужителей совершил литургию, после к-рой было объявлено о решении Синода УПЦ и прочитано Житие И., составленное путивльским прот. Александром Чурочкиным. После окончания литургии в центр храма была вынесена икона св. князя, к-рой митр. Владимир благословил молящихся. Ист.: Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 27-28, 115-116, 120, 206-207, 231, 242, 288, 295, 296; Синодик Любецкого Антониевского мон-ря: Факс. изд./Публ.: Г. А. Милорадович. Чернигов, 1902. Л. 9. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. С. 100-104; Милорадович Г. А. Любеч Черниговской губ. Городницкого у.- родина прп. Антония Печерского//ЧОИДР. 1871. Кн. 2. С. 1-156; Квашнин-Самарин Н. Д. По поводу Любецкого синодика//Там же. 1873. Кн. 4. Отд. 5. С. 221-222; Русина О. [В.] Cibepcьka земля у ckлaдi Великого khязibcmba Литовського. К., 1998. С. 108-111; она же. Украïна niд татарами и Литвою. К., 1998. С. 32-34; Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича//Вост. Европа в древности и средневековье: Пробл. источниковедения: XVII чт. памяти чл.-кор. АН СССР В. Т. Пашуто и IV чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220-223; Шеков А. В. О помяннике черниговских князей в составе Любецкого помянника//Тр. ГИМ. М., 2007. Вып. 169. С. 281-300. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/468969.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010