Тамбовчане жаловались на высокую постановку окон в соборе. Из-за высокого цоколя Христорождественского собора окна оказались подняты на высоту пяти метров от уровня земли. Духовенство в этом архитектурном недостатке видело особый нравственный смысл, так как молящиеся не могли видеть близко стоящие торговые ряды и тем самым отвлекаться от молитвы. За всю историю Тамбова в нем существовало три городских собора, не считая монастырских. Самый древний из них – Спасо-Преображенский собор, действовавший на территории крепости с года ее основания, с 1636 года. Деревянные его предшественники были разобраны, а ныне сохранился каменный, заложенный в 1694 году при святителе Питириме Тамбовском. В 1862 году на территории рыночной площади святитель Феофан (Затворник) освятил место под строительство Христорождественского храма (назывался также Пятницким), который в 1876 году получил статус соборного. В 1933 году Христорождественский собор закрыли, а затем снесли. В 1944 году, при архиепископе Луке (Войно-Ясенецком), роль собора стала исполнять Покровская церковь. Исторически Пятницкая церковь была основана в 1836 году и представляла собой пятиглавую церковь, внешне напоминающую Петербургский Благовещенский храм лейб-гвардии Конного полка. В 1933 году церковь была закрыта и разобрана. На центральном рынке города Тамбова ныне заканчивается строительство очередного торгового центра, который встал примерно на том месте, где когда-то стояла Казанская часовня, снесённая в 1930-е годы. В XIX веке в Тамбовской губернии не раз вспыхивали эпидемии холеры: в 1830, 1848–1849, 1855 и 1871 годах. Особенно страшным для местных жителей стал последний из названных годов, когда начальные случаи болезни были зафиксированы весной, а летом она стала свирепствовать в полную силу. Когда эпидемия азиатской холеры охватила весь город, возникла мысль о том, что надо ходатайствовать о принесении иконы Вышенской (Казанской) Божией Матери, которая в 1853 и 1861 годах во время холерной эпидемии прославилась чудесами в Моршанске. В Тамбове тогда утвердилось мнение, что только заступничество Богоматери сможет спасти город от распространения губительной язвы. Купцы Иона Попов, Иван Толмачёв, Фёдор Гнусов и Иаков Волгин, ставшие выразителями народного желания, обратились с соответствующим прошением к владыке Феодосию, городскому голове Петру Машкову, а затем в Синод. 6 июля из Синода телеграфировали, что никаких препятствий для принесения образа в Тамбов нет. В Вышу за чудодейственным образом тут же направилась «депутация» в составе четырёх выше названных купцов. Встреча иконы состоялась в Тамбове 11 июля у Архангельской церкви, располагавшейся на Моршанской улице, куда крестными ходами ото всех храмов огромными толпами стекались горожане. После этого события число умерших людей от холеры каждый день стало сокращаться, что укрепило веру.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Могила П. близ Спасского собора к сер. XIX в. оказалась в сев.-зап. приделе прп. Андроника Московского. В мае 1989 г. во время археологических раскопок останки епископа были обнаружены, идентифицированы и погребены. В захоронении найдены нательный, а также архиерейский 4-конечный наперсный крест с 3-угольным оглавием и подвеской снизу. В средокрестье находится овальный медальон с эмалевым изображением Распятия на фоне пейзажа с градом Иерусалимом слева и горой с растущим на ней деревом - справа (XVIII в.; серебро, золото, стекло, эмаль) (ЦМиАР) ( Корсакова. 2017. С. 43-48). В Тамбовском епархиальном управлении хранится портрет П., выполненный в парсунной манере (кон. XVIII - нач. XIX в.; холст, масло). Ист.: Выписка г.] из дела тамбовской казенной палаты о ветхостях в Тамбове соборной Спасо-Преображенской ц. и колокольни, Казанского мон-ря, архиерейского дома, церквей, келий, монашествующей братии и проч.//Изв. Тамбовской УАК. 1901. Вып. 45. С. 114. Лит.: Казанский П. С. Ист. описание Троицкого Козловскаго мон-ря. М., 1849; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 78-85; Суворов Н. И. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 14. C. 600-610; Знаменский П. В. Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования Екатерины II//ПС. 1875. Ч. 3. С. 354-411; Дубасов И. И. Из истории Тамбовской епархии: Богородично-Казанский мон-рь//Тамбовские ЕВ. 1891. Ч. офиц. 5. С. 201-204; он же. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 83-84; То же. 2006. С. 78-79, 282-283; Корольков К. Пензенская епархия в царствование имп. Екатерины II//Пензенские ЕВ. 1896. Ч. неофиц. 23. С. 855-872; Сергий (Спасский), архиеп. Ист. описание моск. Спасо-Андроникова мон-ря. М., 1904; Березнеговский С. А. Тамбовский кафедр. Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской УАК. 1913. Вып. 55. С. 245-248; Орлов Н. Тамбовские летописи//Изв. Тамбовской УАК. 1918. Вып. 58. С. 165-166; Сергий (Спасский), архиеп. Ист. описание московского Спасо-Андроникова мон-ря. М., 2003; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006. С. 90, 92, 280; Климкова М. А. Еп. Пахомий (Симанский): Проблемы биографии//Тамбовские ЕВ. 2008. 8. С. 30-35; Приемший огнь: Жизнь, страдания и подвиги прп. Феодора Санаксарского/Авт.-сост.: игум. Венедикт (Кулешов). Саранск, 2011. С. 47, 48, 54, 55, 64, 65, 99; Корсакова Т. Н. Наперсный крест еп. Пахомия (Симанского)//Тамбовские ЕВ. 2017. 11(119). С. 43-48.

http://pravenc.ru/text/2579852.html

К. сыграл большую роль в прославлении свт. Питирима , еп. Тамбовского. Еще в мае 1912 г., после ходатайства К., Синод поручил ему организовать комиссию для описания чудес, совершавшихся при мощах епископа. По итогам работы комиссии и после получения достоверных свидетельств чудотворений 25 янв. 1914 г. Синод признал еп. Питирима в лике святых. Торжественное прославление состоялось в день памяти святого, 28 июля того же года. К этому торжеству был капитально отремонтирован тамбовский Спасо-Преображенский кафедральный собор, где почивали мощи новопрославленного; над колодцем свт. Питирима была выстроена часовня. В торжествах приняли участие до 50 тыс. чел. Прибытию большего количества паломников помешала начавшаяся первая мировая война. Во время войны К. организовал в епархии помощь раненым солдатам. По распоряжению К. лазарет был устроен в одном из зданий Казанской обители и в Воскресенском мон-ре Тамбова. Также попечением К. был создан т. н. Питиримовский епархиальный лазарет. Здание Тамбовской ДС было предоставлено для эвакуационного военного госпиталя; военный лазарет был размещен также в Серафимовском ДУ; свои помещения для лазарета Красного Креста предоставил кирсановский Тихвинский мон-рь. При 3 муж. мон-рях епархии были открыты мастерские по обучению воинов-инвалидов различным ремеслам, при жен. обителях - приюты для детей погибших солдат. Мон-ри собирали для госпиталей денежные средства, закупали продукты, теплые вещи. Церковные хоры давали концерты духовной музыки в пользу раненых. К. часто посещал госпитали и лазареты, подолгу беседовал с ранеными, навещал семьи погибших на фронте. По инициативе К. в Тамбове были размещены сотрудники Урмийской миссии и ученики миссийной школы, эвакуированные из Ирана из-за угрозы вторжения тур. войск. К. сдержанно отнесся к Февральской революции 1917 г., он предупреждал паству о том, что наступает время нелегких испытаний; призывал не увлекаться шумным ликованием по поводу «дней свободы», а найти внутри самих себя указания, «как решить и выполнить то или другое дело с таким расчетом, чтобы не вышло из него вреда не столько нам, сколько другим людям, соединенным вместе с нами в одном государственном устройстве, не вышло вреда великой Родине нашей» (Тамбовские ЕВ. 1917. 10/11. С. 248). В мае 1917 г. голосованием среди архиереев К. был избран членом Предсоборного совета , начавшего работу в Петрограде 12 июня того же года. К. задержался с прибытием на Предсоборный совет в связи с открытием в Тамбове 15 июня епархиального съезда, поскольку существовала опасность, что на съезде местная «революционная» группа белого духовенства предпримет попытку захвата церковного управления в епархии. Однако благодаря присутствию на заседаниях правящего архиерея собрание в целом прошло спокойно и плодотворно, подтвердив полномочия К. как управляющего Тамбовской епархией.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Судьба тамбовских монастырей складывалась по-разному. История некоторых из них начиналась задолго до становления не только Тамбовской епархии, но и города-крепости Тамбов. В их числе Шацкий Черниев (1573 г.), Лебедянский Троицкий (1621 г.), Шацкая Вышинская пустынь (1625 г.). Санаксарский и Саровский монастыри были открыты уже после основания города, в 1636 году. Первая обитель открылась в 1659 году, вторая — в 1706. В советское время территория Тамбовской губернии была сокращена почти в три раза. К сожалению, все эти известные и многие другие тамбовские монастыри по новому делению областей в годы советской власти не вошли в состав Тамбовской области. В год 1000-летия Крещения Руси, накануне празднования юбилея в Тамбове по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002), мощи святителя Питирима были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. Тамбовскими мастерами для мощей святителя Питирима была изготовлена изящная резная деревянная рака. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращен Тамбовской епархии. Настоящее время [ править править код ] 26 декабря 2012 года в административных границах Тамбовской области образована Тамбовская митрополия. В наше время на территории Тамбовской митрополии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, открыто два монастыря и еще в четырех ведется работа по возрождению монашеской жизни и восстановлению монастырских святынь. Тамбовская митрополия поделена по территориальному признаку на 3 епархии: Тамбовскую и Рассказовскую, Мичуринскую и Моршанскую, Уваровскую и Кирсановскую. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Подвижники благочестия Тамбовского края (список не полный, о новомучениках и Соборе Тамбовских святых подробнее здесь ): Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Часто во время богослужений страдавшие каким-то недугом люди полагали на гробницу святителя платки, брали масло из лампады, висевшей над местом его упокоения, воск от свечи, горевшей во время панихиды. Когда же они помазывали больное место маслом, прикасались к нему кусочком воска, прикладывали платок с гробницы, то получали исцеление. Полежавшие на гробнице платки в течение длительного времени источали благоухание. Иногда большое покрывало с гробницы разрешали доставить больным домой, которые в благодарность изготавливали новые покрывала и жертвовали их в собор. «Описание чудес…» показывает, что люди прибегали к молитвенной помощи святителя Питирима тогда, когда никакие медицинские средства и усилия врачей не помогали. Получившие исцеление сообщали об этом соборным клирикам и тем самым содействовали распространению почитания и прославлению угодника Божия. В XIX веке в Тамбовской губернии начали писать портреты святителя Питирима. Их можно было приобрести в Спасо-Преображенском кафед-ральном соборе города Тамбова. В 1857 году монахиня девичьего монастыря Смоленской губернии «отправилась из Тамбова в свой монастырь, позаботившись предварительно отыскать для себя портрет исцелившего ее угодника Божия Питирима»5. Это является свидетельством почитания святителя еще до его причисления к лику святых. Во второй половине XIX века благодетели наиболее активно стали украшать место упокоения святителя в соборе. В 1876 году на деньги неизвестных жертвователей была изготовлена новая деревянная гробница, покрытая серебряной вызолоченной доской и украшенная разноцветной эмалью и выпуклым изображением епископа Питирима. Один из жизнеописателей святителя, Николай Молчанов, сообщает о важном событии, произошедшем при епископе Тамбовском и Шацком Палладии (Ганкевиче). Он пишет, что «осенью 1882 года, над гробницею святителя Питирима в нижнем соборе поставлен величественный и красивый хрустальный балдахин. Пос-ледний явился, как плод усердия и благоговения к святителю жившей в Тамбове госпожи Панкевич»6.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

В Тамбове прошли торжества по случаю дня памяти святителя Питирима и праздника Собора Тамбовских святых 11 августа 2021 г. 15:39 10 августа 2021 года в Тамбове прошли торжества по случаю дня памяти святителя Питирима, епископа Тамбовского, и праздника Собора Тамбовских святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах принял участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Тамбова в сослужении духовенства Тамбовской митрополии совершили митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , митрополит Воскресенский Дионисий, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий , епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген . За богослужением молились монашествующие тамбовских обителей, прихожане кафедрального собора и храмов Тамбова, паломники из Москвы и других городов России, а также из Украины и Белоруссии. В соборе присутствовали глава администрации Тамбовской области А.В. Никитин, председатель Тамбовской областной Думы Е.А. Матушкин, заместитель главы администрации области Н.Г. Астафьева, и.о. главы города Тамбова М.Ю. Косенков, депутат Государственной Думы ФС РФ А.А. Поляков. После Литургии были совершены молебен и крестный ход с честными мощами Тамбовского чудотворца по территории собора с посещением часовни над источником святителя Питирима. По окончании богослужения митрополит Воскресенский Дионисий передал верующим благословение и поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. « Посетив Тамбов в 2014 году, Предстоятель нашей Церкви помнит этот город, знает о глубокой вере его благочестивых жителей, об усердных трудах архипастырей и их помощников и всегда молится о вас, дорогие братья и сестры», — отметил митрополит Дионисий. В ответном слове митрополит Тамбовский Феодосий, в частности, сказал: «Благословенна наша земля, благочестив народ наш, который почитает своих небесных ходатаев и заступников. В Собор Тамбовских святых, вместе со святителем Питиримом, входят многие дивные подвижники, прославленные в разное время.

http://patriarchia.ru/db/text/5834987.ht...

В Тамбове мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 20 тысяч человек 13 сентября 2016 г. 18:15 C 9 по 12 сентября 2016 года в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в городе Тамбове пребывал ковчег с честной главой преподобного Силуана Афонского из Русского на Афоне Пантелеимонового монастыря. За время пребывания святыни в Тамбове ей поклонились более 20 тысяч верующих из Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Рязанской, Пензенской, Волгоградской, Астраханской и других областей. 12 сентября мощи были доставлены в Екатеринбург. Преподобный Силуан Афонский является уроженцем Тамбовской губернии, входит в Собор Тамбовских святых и особо почитается верующими Тамбовского края. Святыню с Афона на Соборной площади города Тамбова торжественно встречали митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, главный федеральный инспектор по Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе С.И. Маркин, заместитель главы администрации Тамбовской области Т.И. Фролова, глава города Тамбова Ю.А. Рогачёв, духовенство Тамбовской митрополии, тамбовчане и многочисленные паломники из области и соседних регионов. На Соборной площади был совершен молебен, по окончании которого митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий обратился к собравшимся со словом приветствия, поблагодарив от лица всех тамбовчан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за включение города Тамбова в список городов России, которые будет посещать святыня. С Соборной площади ковчег с честной главой преподобного Силуана крестным ходом был торжественно перенесен в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где митрополит Феодосий и епископ Уваровский Игнатий в сослужении духовенства Тамбовской митрополии совершили всенощное бдение. Во все дни пребывания святых мощей в Спасо-Преображенском кафедральном соборе митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием совершались всенощные бдения и Божественные литургии, духовенством епархии молебны с чтением акафиста преподобному Силуану Афонскому. Доступ в храм был открыт с 7.00 до 24.00. 10 сентября ковчег с честной главой преподобного Силуана посетил храм в пос. Новая ляда, недавно воздвигнутый в честь афонского старца. Его фрески отображают житие преподобного Силуана, а фасады украшены мраморными табличками с изречениями афонского подвижника.

http://patriarchia.ru/db/text/4614408.ht...

В Тамбове мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 20 тысяч человек Тамбов, 14 сентября 2016 г.      C 9 по 12 сентября 2016 года в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в городе Тамбове пребывал ковчег с честной главой преподобного Силуана Афонского из Русского на Афоне Пантелеимонового монастыря. За время пребывания святыни в Тамбове ей поклонились более 20 тысяч верующих из Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Рязанской, Пензенской, Волгоградской, Астраханской и других областей, сообщает пресс-служба Фонда святителя Василия Великого . Преподобный Силуан Афонский является уроженцем Тамбовской губернии, входит в Собор Тамбовских святых и особо почитается верующими Тамбовского края. Святыню с Афона на Соборной площади города Тамбова торжественно встречали митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, главный федеральный инспектор по Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Сергей Иванович Маркин, заместитель главы администрации Тамбовской области Тамара Ивановна Фролова, глава города Тамбова Юрий Анатольевич Рогачёв, духовенство Тамбовской митрополии, тамбовчане и многочисленные паломники из области и соседних регионов. На Соборной площади был совершен молебен, по окончании которого Его Высокопреосвященство обратился к собравшимся со словом приветствия, поблагодарив от лица всех тамбовчан Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за включение города Тамбова в список городов России, которые будет посещать святыня. С Соборной площади ковчег с честной главой преподобного Силуана крестным ходом был торжественно перенесен в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где митрополит Феодосий и епископ Уваровский Игнатий в сослужении духовенства Тамбовской митрополии совершили всенощное бдение. Во все дни пребывания святых мощей в Спасо-Преображенском кафедральном соборе митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием совершались всенощные бдения и Божественные литургии, духовенством епархии – молебны с чтением акафиста преподобному Силуану Афонскому. Доступ в храм был открыт с 7:00 до 24:00. 10 сентября ковчег с честной главой преподобного Силуана посетил храм в пос. Новая ляда, недавно воздвигнутый в честь афонского старца. Его фрески отображают житие преподобного Силуана, а фасады украшены мраморными табличками с изречениями афонского подвижника.

http://pravoslavie.ru/97023.html

Тамбов Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.721295; 41.45275 Россия, Тамбов Тамбов, Тамбовская область Россия Вознесенский собор в Тамбове Тамбов — город в России, административный центр Тамбовской области . Расположен в 460 км от Москвы. Население — 288 895 чел. (2015). Первоначальное название города писалось Тонбов и было связано с предполагаемым местом основания крепости для защиты от набегов на реке Липовица «напротив крайней мордовской деревни Тонбов» и реки Тонбов. Хотя город заложили в другом месте, он сохранил первоначальное наименование. Корень слова мокшанского происхождения («томба» — омут). Содержание Православие в Тамбове [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбов

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010