После войны сквер был востановлен, а посреди него был воздвигнут памятник Калинину. В 1992 году группа археологов под руководством В.А. Булкина (СПб университет), П.Д. Малыгина (ТГУ) и А.М. Салимова провела архитектурно-археологические раскопки на месте Спасо-Преображенского собора. В ходе исследований были найдены остатки фундамента собора и определено его точное месторасположение. В 1994 году вышла в свет книга А.М. Салимова « Тверской Спасо-Преображенский собор» в которой были опубликованы сохранившиеся чертежи и документы, связанные с храмом. Таким образом, на данный момент существует достаточно серьезная документальная и научная база для начала работ по восстановлению Спасо-Преображенского собора. Охлобыстин Ю.А., 2006 Статья с сайта Тверь – некогда столица самого богатого и сильного княжества, древняя соперница Москвы. Украшением её во все времена был могучий и торжественный Спасо-Преображенский собор«Спас Златоверхий», по имени которого и вся Тверь называлась «Домом святого Спаса». Это был грандиозный, один из крупнейших храмов Руси. Первоначально на месте Спасского собора стояла деревянная церковь во имя свв. бессеребреников Козьмы и Дамиана, сооружённая ещё в 12 веке. В 1285 году князь Михаил Ярославич Тверской, его мать – княгиня Ксения Юрьевна и епископ Тверской Симеон заложили вместо деревянной церкви каменный Спасо-Преображенский собор, кафедральный храм Твери. Это было из ряда вон выходящим событием – впервые после монголо-татарского разорения на Руси был заложен каменный храм! К тому времени в ростово-суздальской земле совсем не осталось ни одного каменных дел мастера – те, кто не погибли в битвах с татарами и не были уведены в полон, либо разбежались, либо способны были заниматься только ремонтом и обновлением немногочисленных каменных церквей. Поэтому тверской собор строили мастера из Западной Руси – из Полоцка и Галицкой земли. В 1287 году состоялось предварительное освящение ещё недостроенного собора. А в 1290 году строительство храма было завершено, и 8 ноября епископ Тверской Андрей (кн.

http://sobory.ru/article/?object=21415

6 января 2005 г.— состоялось освящения нижнего храма Одесского Спасо-Преображенского кафедрального собора в честь святителя Иннокентия , одесского чудотворца и торжественное богослужение. 21 июня 2010 г. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Предстоятель Русской православной церкви Кирилл в сослужении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела освятил Верхний храм Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. 3 июля 2011г. – в день празднования Собора Одесских святых, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение престола правого придела возрожденного Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора в честь святителя Петра, митрополита Московского. 18 июля 2011 г. – в день обретения мощей святителя Иннокентия (Борисова) Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение левого придела в честь святителя Алексия, митрополита Московского/ Описание [ править править код ] При восстановлении Собора главным правилом было соблюдение всех параметров прежнего разрушенного храма, фундамент которого сохранился и служил главным ориентиром при строительстве. Также архитекторы и строители руководствовались фотографиями, сделанными после последнего обновления храма в 1903 году. В плане собор имеет вид вытянутого латинского креста, зданию присуща русская самобытность, но при этом его архитектура отражает и европейские мотивы в стиле ампир, мотивы греческого зодчества и русского классицизма. Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора Колокола для новой 77-метровой колокольни были доставлены в Одессу из Пиреи (Греция). Они отлиты из бронзы высокого качества с добавлением серебра одними из лучших мастеров мира. 13 малых и один большой колокол (самый большой на Украине) стали самым крупным и сложным заказом для греческих мастеров. Колокола уникальны, каждый из них соответствует определенной ноте, не обошлось и без высоких технологий – роль звонаря теперь выполняет компьютер, в который заложено 99 мелодий.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

После принятия в 1999 году постановления Кабинета Министров Украины, включающего Одесский Спасо-Преображенский собор в Программу восстановления выдающихся утраченных памятников истории и культуры Украины, собор начинают восстанавливать, и на Рождество Христово 2001 года состоялось торжественное открытие колокольни. 2 сентября 2004 года провели торжественное открытие мозаичной иконы Христа Вседержителя на Престоле на восточном фасаде собора и открыли Филатовский фонтан на Соборной площади. Через год состоялось освящение нижнего храма Одесского Спасо-Преображенского Собора в честь святителя Иннокентия Одесского чудотворца. В этом же году останки супругов Воронцовых были перенесены в собор. На перезахоронение, в мельчайших деталях повторяющее похороны графа (шествие проследовало от дворца губернатора до собора), собралось около десяти тысяч одесситов, желающих выразить почтение генерал-губернатору, сделавшему много добрых дел на благо и во славу города. Огромное внимание вызвало у православных одесситов и другое важное в жизни Спасо-Преображенского собора событие: 7 июля 2007 года в его нижний храм были перезахоронены честные мощи святителя Иннокентия Одесского. http://odessa.kurorts.com/pages/hrami-odessi История главного православного собора Одессы неразрывно связана с историей самого города. В старину каждый город начинался с храма. Люди, осваивая новое место, ставили крест, на этом месте строили церковь, где служили первый молебен «во основание града сего». Потом вырастал город, появлялись новые церкви, но этот, первый храм был всегда самым главным. Будучи ровесником города, Кафедральный Спасо-Преображенский собор был свидетелем многих важных событий, происходивших в Одессе. Соборный парк, в котором стоит собор, по плану отцов-основателей должен был стать главной площадью Одессы, а первый камень в основание храма был заложен в 1795 году. Церковь строилась по проекту инженера В. Вонрезанта, и должна была быть построена уже в 1797 году — через два года после начала строительства. Однако строительство было приостановлено по причине, от горожан не зависящей. Павел I, ставший в ноябре 1796 года Императором Всероссийским, секвестировал бюджет, отпущенный на строительство молодой Одессы, попросту говоря, перестал выделять деньги, обещанные его матушкой, Екатериной II. Однако правление Павла I скоропостижно завершилось в 1801 году (при деятельном участии одного из основателей Одессы Осипа Михайловича Дерибаса), финансирование строительства возобновилось, и под руководством городского архитектора Франца Фраполли за пять лет — с 1804 по 1809 год — церковь была построена.

http://sobory.ru/article/?object=03754

Ансамбль значительно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Ведутся реставрационные работы. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.290-292, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г. Мгарский монастырь - духовная жемчужина Лубенской земли - уже много веков возвышается над живописной Сулой. Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X-XI вв. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем Исаией Копинским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой. Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии. Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, сестра Петра Могилы и вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Предание, о котором вспоминает Т.Г. Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы. В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский). От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова.

http://sobory.ru/article/?object=07368

Еще в 2000 году Святейший Патриарх Алексий II во время своего визита во Владивосток вместе с епископом (ныне митрополитом) Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарём) выбрал место для строительства большого кафедрального собора на берегу бухты Золотой Рог и благословил его возведение. Строительство собора велось до 2012 года. Однако с назначением на должность губернатора Приморского края В.В. Миклушевского стройка почему-то была заморожена. Уже несколько лет в самом центре города на берегу бухты Золотой Рог высятся недостроенные и разрушающиеся стены собора. Брошенное здание православного собора находится на виду у иностранных туристов и хорошо видно с кораблей, заходящих в порт Владивосток. А ведь зачастую зарубежные гости из Азии едут во Владивосток, чтобы познакомиться с европейской культурой, основанной на христианских традициях. Многих интересует русское православие и русская культура. Образ брошенного и разрушающегося кафедрального собора в центре Владивостока вряд ли способствует просвещению иностранцев христианской культурой и выстраиванию полноценного диалога с нашими азиатско-тихоокеанскими соседями. Кафедральный Спасо-Преображенский собор во Владивостоке на берегу бухты Золотой Рог мог бы стать символом преображения России и её многовекового движения на Восток с проповедью мира и взаимопонимания. Сегодня всё человечество возлагают большие надежды на Россию и на Вас лично, Владимир Владимирович. Во всем мире Вас все больше воспринимают как защитника христиан - об этом пишут западные мыслители и публицисты, об этом свидетельствуют, прежде всего, Ваши государственные дела. Дело возведения кафедрального Спасо-Преображенского собора на берегу Тихого океана – это не только вопрос, касающийся сердец православных жителей Владивостока и Приморского края. Это дело всей России, указывающее на ее высокую духовную роль и миссию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Просим Вашего личного участия в содействии продолжению и завершению строительства кафедрального Спасо-Преображенского собора в городе Владивостоке!

http://ruskline.ru/news_rl/2016/08/29/so...

2 августа 1990 года Совет по делам религий принял решение зарегистрировать общину в г. Заславле и передать ей здание Спасо-Преображенской церкви. В конце ноября 1990 года состоялось приходское собрание. 29 декабря 1990 года митрополит Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев) освятил Спасо-Преображенскую церковь. С этого времени храм начал понемногу возрождаться. В скором времени приобрели набор колоколов на звонницу (восемь штук), три паникадила, поставили новый иконостас. В ночь с 19 на 20 октября 1996 года сатанисты подожгли церковь Преображения Господня. В результате пожара полностью выгорела колокольня, крыша, часть хора, пострадали иконостас, престол, разбились колокола, осыпалась штукатурка, уничтожены витражи окон. Удалось спасти богослужебную утварь: антиминс, евхаристический набор, напрестольное евангелие, семисвечник, кресты, практически все облачения и богослужебные книги. Сильно пострадали иконы на иконостасе и в храме. На стенах церкви остались антихристианские надписи и кощунственные рисунки. 24 октября 1996 года митрополит Филарет (Вахромеев) обратился к Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с просьбой о помощи в восстановлении сгоревшей Спасо-Преображенской церкви. Зиму храм простоял без крыши со сводами, но, не смотря на это, уже через неделю после пожара в нем возобновились богослужения. Полная реставрация завершилась лишь летом 2000 года приуроченная ко дню Белорусской письменности, проходившем в Заславле. Силами прихожан, настоятеля отца Николая Мозгова и жертвователей храм практически полностью оправился от пожара. За это время в приходе открылась Воскресная школа, куплены новые колокола (12 штук), написано множество икон, над алтарем воздвигнут крест. Спасо-Преображенская церковь является памятником архитектуры оборонного типа эпохи ренессанс. Местечко Изяславль (Заславль) расположено в Минском уезде, при реках Свислочи и Чернице. От губернского города оно отстоит в 23 верстах. Местечко имеет историческое значение. Это тот Изяславль, бывший прежде город, куда в XI ст. великим князем Владимиром заточена была супруга его Рогнеда Полоцкая, названная во св. крещении Анастасиею и сын ее Изяслав, от которого и самая местность получила название.

http://sobory.ru/article/?object=11463

Потом начались финансовые проблемы. В 1817 году хотели взять «на имя церкви» заем в 5000 рублей ассигнациями. Удалось это или нет — неизвестно, но строительство было на некоторое время остановлено. В дальнейшем, после смерти Пименова, надзор за возведением храма осуществлял Праве, а закончено оно было вчерне в 1832 году уже под надзором Василия Федосеева, ученика Карло Росси. Для облегчения веса здания Федосеев спроектировал деревянный купол. Строительство завершили в 1843 году, тогда же и освятили храм. На завершающем этапе строителями выступали с духовной стороны - протоиерей Петр Успенский, затем — протоиерей Димитрий Иовлев, из прихожан - купец Матвей Белобородое и позже С. М. Соколов. Матвею Белобородову, деду изобретателя хроматической гармоники Николая Белобородова, принадлежали дома поблизости: один - на углу улицы Советской и проспекта Ленина (в этом доме сейчас - кафе «ПодкреПИЦЦА»), второй — чуть выше по проспекту (в нем — музей Н.И. Белобородова). Храм удался на славу и вызывал восхищенные отзывы современников. Вот один из них: «Внутренность настоящей церкви с ее величественным иконостасом, уходящим вершиною в самый купол, поражает зрителя своими огромными размерами». Здесь могли одновременно находиться до б тысяч человек. Серебряные ризы и оклады икон, церковная утварь храма весили более б пудов. Строительство каменной колокольни завершили в 1893 году. Переулок, шедший от храма на улицу Менделеевскую, назывался Спасским (при Советской власти он стал Шурдуковским - в честь одного из тульских активистов РСДРП(б) Михаила Шурдукова). В 1917 году при епископе Тульском и Белевском Иувеналии постановлением Священного Синода Спасо-Преображенскому храму был присвоен статус «второго кафедрального собора г. Тулы». В 1922 году во время кампании «помощи голодающим Поволжья» из храма изъяли всё серебро. 16 февраля 1930 года президиум Мособлисполкома постановил в числе других закрыть и Спасо-Преображенский собор. Настоятель храма отец Димитрий Глаголев, староста и несколько верующих отказались покинуть храм. Священника расстреляли, остальных арестовали и увезли в Москву в Бутырскую тюрьму. Планировалось разместить в здании бывшего храма Центральную городскую библиотеку, но проект не осуществился, и впоследствии Спасо-Преображенский собор снесли. На месте храма в мае 1934 года разбили сквер, названный Пионерским. В нем, согласно названию, были гипсовые фигурки пионеров с горнами, детей, играющих в мяч, фонтаны, а также городская (или областная) Доска почета, клумбы и скамеечки. На Новый год в сквере устраивался главный городской праздник. Устанавливалось несколько огромных живых ёлок, делались ледяные горки, давались праздничные представления. Теперь о сквере помнят лишь туляки лет сорока пяти и старше...

http://sobory.ru/article/?object=48221

Первый деревянный кафедральный храм Екатеринослава переехал к нам из Полтавщины, Успенский собор первоначально был деревянным. Хотя в 1787 г. был заложен кафедральный Спасо-Преображенский собор в нагорной части, его удалось возвести только в 1835 г. Соборная гора, где планировалось расположить основную городскую застройку, больше полувека стояла незастроенной. Екатеринослав интенсивно развивался в низменной приднепровской части, на месте бывшей слободы Половицы. Вот здесь и возник первый кафедральный храм города Успенский. Деревянный и позднее каменный Успенский храмы были расположены непосредственно на месте культовых сооружений бывшей слободы Половицы. Еще в 1783 г. на средства жителей слободы была построена небольшая деревянная церковь в честь Святых Первопрестольных апостолов Петра и Павла, которая располагалась среди небольшой дубравы, напротив современного лицея 100. По неизвестным причинам, накануне освящения церковь сгорела, и спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь. Вместо сгоревшей церкви 15 января 1791 г. на этом же месте была освящена деревянная церковь Казанской Божьей Матери, это был перенесенный бывший католический костел города Екатеринослава Кильченского, построенный в 1780-1781 г.г. В дальнейшем он разобран и перевезен в Екатеринослав на Днепре. В 1796 г. в Екатеринослав была перевезена деревянная церковь из упраздненного Сокольского монастыря Полтавской губернии. Сокольский Преображенский мужской монастырь на Полтавщине был основан в 1714 г. игуменом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Он находился на берегу реки Ворсклы, возле горы Духовой (сейчас в Кобеляцком районе Полтавской обл.). Монастырь был ликвидирован в 1786 г. в рамках политики секуляризации. Вот эту привезенную из Сокольского монастыря деревянную церковь и предполагалось разместить на месте Казанской и превратить в Успенский собор. А Казанскую церковь, перенесли на новое место, переименовали в Святодуховскую и перестроили. Она находилась неподалеку от места, где позднее был сооружен каменный Троицкий собор. Итак, в 1796 г. началось сооружение на новом месте, вернее, собирание заново деревянного храма.

http://sobory.ru/article/?object=35654

По окончании Литургии митрополит Амвросий поблагодарил за совместное богослужение архиереев, прибывших на торжества, и жителей Твери, внесших особый вклад в восстановление собора. Глава Тверской митрополии поздравил всех пришедших на соборную молитву с особым торжеством и юбилейной датой, а также выразил благодарность губернатору области: «Хочу сегодня искренне поблагодарить за то, что уже сделано, губернатора Тверской области Игоря Михайловича Руденю, благодаря которому собор сегодня стоит и радует смотрящих на него со стороны. Это исключительно Ваша заслуга, и если бы не Ваши усилия, способность объединять и организовывать многих людей вокруг одного, казалось бы, неподъемного дела, Ваши личные вклады, в том числе и материальные, — то ничего этого не было бы». «Всех вас, дорогие владыки, отцы, матушки игумении, братья и сестры, благодарю за то, что вы собрались ныне в этом месте для совместных молитв и благодарности Богу за пройденный путь. Прошу всех вас молиться о том, чтобы Господь помог в восстановлении кафедрального Спасо-Преображенского собора Твери и благословил наш общий предстоящий путь», — завершил владыка митрополит. Затем состоялось вручение медали священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, I степени — новой награды Тверской епархии, учрежденной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. В день 750-летия епархии медалями были награждены архиереи, несущие архипастырские труды на Тверской земле: митрополит Виктор (Олейник), управлявший епархией в 1988-2018 годах, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет. Митрополит Амвросий также подарил архиереям иконы Преображения Господня, в дар Спасо-Преображенскому собору глава митрополии преподнес икону благоверной княгини Анны Кашинской. По окончании богослужения на улице в шатрах было организовано чаепитие для всех участников торжества. На трапезе сопредседатель Тверского отделения Всемирного русского народного собора А.В. Лукьянчук передал митрополиту Амвросию ключ от диаконских дверей разрушенного Спасо-Преображенского собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5843933...

Архитектурное оформление собора в целом выдержано в стиле классицизма. Богато декорированный лепниной и полуколоннами коринфского ордера интерьер украшали живописные произведения религиозного содержания. Спасский собор в Нижнем Новгороде явился одной из первых значительных работ Монферрана в России. Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас. Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, - Староярмарочной. Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев. Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым. Храм был возведен на достаточно опасной территории, паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились опасные трещины. В конце XIX столетия Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал Староярмарочный собор. Повторно храм был освящен 31 июля 1888 года. В результате многочисленных ремонтов и реставраций, производившихся в XIX веке, собор существенно изменил свой вид. Иконостасы не сохранились, а росписи на стенах и сводах остались лишь на незначительной площади. В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании - жилые квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году.

http://sobory.ru/article/?object=00895

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010