В 1764 году Спасопреображенский монастырь упразднен, монахини переведены в Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь, бывший до этого мужским. Церкви Спасопреображенского женского монастыря обращены в приходские. Спасо-Преображенская приходская церковь в Устюге в 18-19 веках: В 1794 году в теплой Сретенской церкви освящен Казанский придел. В 1797 году в холодной Преображенской церкви освящен придел святых Богоотец Иоакима и Анны вместо Казанского. Колокольня располагалась в северо-западном углу Преображенской церкви. В 1855 году на деньги благотворителя купца Ильи Яковлевича Грибанова построена каменная ограда вместо деревянной. В приходе Спасопреображенской церкви в 1788 году числилось 536 душ обоего пола, в 1868 году – 265 душ. Спасо-Преображенская приходская церковь в 20 веке: В 1915 году в приходе Спасопреображенской церкви насчитывалось 464 человека. Служил протоиерей Черняев Иларий Яковлевич, 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии. В 1928 году в Спасопреображенской церкви прошла последняя служба. Здания церквей переданы Северо-Двинскому губернскому архиву. В 1931 году Черняев Иларий Яковлевич арестован, приговор – ссылка в Северный край на 3 года. В 1932 году ссылка в Северный край заменена ссылкой в Западную Сибирь. Дальнейшая судьба священника неизвестна. В настоящее время в зданиях церквей по-прежнему располагается архив – Великоустюгский центральный архив. Православные приходы и монастыри Севера Монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенский женский монастырь) Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года (ликвидирован в 1764 году), о чем свидетельствует следующее клеймо с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенской церкви: „В лето от Рождества Христова 1422 года учрежден был при сем приходе девич монастырь, который, под управлением разных игумений, и существовал 342 лета; по учреждении же штатов в 1764 году декабря 31 дня переведен при игуменье Мариам в Ивановский монастырь на гору, а сей оставлен приходскою церковью " . Косвенным упоминанием Спасо-Преображенского монастыря служит и описание городских укреплений 1438 года: «… 5. А от Ивановские башни до Спасских

http://sobory.ru/article/?object=03694

С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (XV в.). ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре). С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери. ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины. С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница». С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери. СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали». ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.). С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района: Колодчик Николая Чудотворца (Губино) , Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери. С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая. Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери. КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.). ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.). МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.). С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.). С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери. С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Чебоксарский женский монастырь существовал как религиозная община до января 1930 г. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны все помещения. В 1990 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г. Комплекс Спасо-Преображенского женского монастыря: храм в честь Преображения Господня; домовый храм преподобного Сергия, игумена Радонежского; часовня с источником в честь Владимирской иконы Божией Матери; часовня на месте бывшего монастырского кладбища. http://www.cheb-eparhia.ru/orgs.aspx?id=23 Время не сохранило для нас более ранних документальных свидетельств о том, когда это место стало впервые обживаться людьми, но ряд преданий и косвенных данных свидетельствуют, что у него богатая и не во всем еще до конца изученная история. Подъезжая сегодня к Владимирской горке, расположенной в пологой местности междуречья Чебоксарки, Сугутки и Трусихи, невольно обращаешь внимание на необычность этого возвышения, напоминающего скорее искусственный курган, чем естественное природное образование. До сих пор у проживающих здесь старожилов бытует предание, что холм этот насыпной. Утверждал это на рубеже 19-20 вв. и один из жителей д. Протопопиха, который слышал от своих дедов, что холм насыпан солдатами. Очевидно, подобные легенды, а также пытливое изучение хранившихся при церквях архивов позволили в начале XX в. церковному историку и знатоку местного края, священнику Иоанну Барсову, предположить, что еще до основания города-крепости Чебоксары на этом месте «уже была воинская сила», встретившая здесь летом 1555 г. первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, которому было поручено Иваном Грозным освятить место будущего строительства городского поселения и его главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=05007

В 1812 году освящена существующая доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай и Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств. С 1862 года в обители находился центр Забайкальской Духовной Миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, перенесенные в 1880 году в областной город Читу. В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский. После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей. 19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале. 12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы на главном храме обители. В ходе археологических исследований, проведенных летом 2002 года, были определены места захоронения убиенных послов, расположение часовен, каменной ограды со святыми вратами и башнями. Планируется восстановление всего монастырского комплекса. Источник: сайт Улан-Удэнской и Бурятской епархии Посольский Спасо-Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный, в 150 верстах от города Селенгинска, при селе Посольском, на южном берегу озера Байкала. Основан в 1681 году на месте убиения в 1650 году бурятами московского посла Заболоцкого. Сначала был мужским; в 1902 году обращен в женский. Над могилой содействовавшего первоначальному устроению обители купца Григория Осколкова (скончавшегося 10 декабря 1714 года) устроена часовня. При монастыре школа.

http://sobory.ru/article/?object=20852

В этот же день комиссия посетила Николаевский женский монастырь с. Покровка, в котором состоялась беседа с настоятельницей и сестрами обители об открывающихся курсах для монашествующих. Выездная группа также побывала в городе Бузулуке. В епархиальном управлении Бузулукской епархии выездную группу встречал епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий , секретарь епархии иерей Дионисий Горбунов, настоятельница Тихвинского Богородицкого женского монастыря игумения Пантелеимона (Кривенкова), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Виталий (Климов) и игумен Иона (Чураков). В здании епархиального управления были осмотрены помещения, материально-техническое обеспечение, библиотечный фонд. Далее члены комиссии в сопровождении епископа Алексия направились в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Была проведена беседа с братией монастыря и членами православного братства при храме Троицы Живоначальной с. Староборискино Бузулукской епархии. Из Спасо-Преображенского монастыря экспертная группа направилась в Тихвинский женский монастырь г. Бузулука. В обители состоялась беседа с настоятельницей и сестрами, была проведена проверка материально-технического обеспечения, библиотечного фонда. 12 января члены комиссии вместе с иереем Петром Пановым и иереем Ярославом Геращенко посетили собор Преображения Господня г. Орска, где встретились с епископом Орским и Гайским Иринеем . Далее комиссия посетила Иверский женский монастырь Орской епархии. В монастыре состоялась беседа с настоятельницей обители игуменией Ксенией (Пашковой), протоиереем Сергием Барановым, секретарем Орской епархии, духовником монастыря, и сестрами. В этот же день выездная группа прибыла в Андреевский мужской монастырь в с. Андреевка Оренбургской епархии. Здесь также состоялась беседа с духовником монастыря иеромонахом Дионисием (Казанцевым) и братией обители. 13 января выездная группа посетила Успенский женский монастырь г. Оренбурга. Здесь была проведена беседа с настоятельницей игуменией Флорой (Новицкой), сестрами обители и наместником Андреевского мужского монастыря Оренбургской епархии игуменом Евлогием (Савиным).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5996550...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют. В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли. В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем. Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность. В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

http://sobory.ru/article/?object=00287

Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г. Церковь Спаса на Песках, или Преображенская церковь, была возведена в качестве соборного храма Спасо-Песоцкого Княгинина монастыря.Спасо-Песоцкий женский монастырь основала в 13 веке княгиня Мария, жена ростовского князя Василька. Сама княгиня была похоронена под Спасской деревянной церковью в 1271 году. Возможно, церковь эта стояла на том месте, где сейчас возвышается каменный собор. Он был построен в 1603 году, если судить по храмозданной надписи. В середине 17 века здание перестроили, но исследователи до сих пор не выяснили, насколько сильно его коснулась реконструкция.В 1764 году Княгинин монастырь упразднили, храмы его передали Яковлевсому монастырю , который с того времени стал называться Спасо-Яковслевским. Монастырь не в силах был содержать такое большое число храмов, и большая часть построек бывшего женского монастыря была разобрана. Сохранилась только соборная церковь Спаса Преображения.Пятиглавый, большой храм установлен на высоком подклете, фасады его выглядят несколько странно, это говорит о позднейших изменениях. Скорее всего, от первоначального собора остались только два нижних яруса, поскольку заметно, что лопатки, членящие фасады, несколько не совпадают с лопатками, расположенными в верхней части здания. По описанию Яковлевского монастыря, данному в начале 20 века А.А. Титовым в его книге рядом со Спасо-Преображенской церковью в 13 веке была пристроена другая – в честь великомученика Георгия. Обе церкви располагались в верхнем этаже и были соединены между собою папертью; была среди них и шатровая колокольня; на нижнем этаже располагались палатки. Георгиевская церковь, колокольня и паперть были сломаны в 19 веке. Оставшаяся Преображенская церковь была покрыта железом. На паперть с южной стороны вела каменная лестница. Пол был выстлан лещедью.Интерьеры храма – небогаты; иконы – без окладов, каменный иконостас украшала альфресковая живопись 17 века. Храм реставрировали в 1890 году при настоятеле Амфилохии. Живопись на стенах церкви и паперти состоит из изображений Апокалипсиса.После реставрации в 1879 году в нижней части храма устроили «теплый» придел в честь Сергия Радонежского, на благотворительные средства, выделенные ростовским крестьянином Рулевым. В этом приделе погребен преподобный Амфилохий, настоятель Яковлевского монастыря. Гробница была сооружена Солдатенковым, Ляпиным и Титовым. Она состояла из белой мраморной плиты, на которой лежали четыре мраморные книги, символизирующие сочинения настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=00595

Первым приходом, открытым на Смоленской земле в годы советской власти, стал Петропавловский приход в городе Ярцеве. Это важное событие произошло в апреле 1986 года. Вначале богослужения проходили в молитвенном доме. Иконостас был тайно перевезен из архиерейского дома, и уже первое богослужение прошло на Пасху. А вскоре началось и восстановление полуразрушенного Петропавловского храма, переданного Церкви. Со временем открылись новые и возродились древние монастыри. Всего их шесть: мужской Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь в Дорогобужском районе, Рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь, Иоанно-Предтечев женский монастырь в Вязьме, женский монастырь во имя Димитрия Солунского в городе Дорогобуже, Свято-Троицкий женский монастырь в Смоленске, Спасо-Вознесенский женский монастырь в Смоленске. С этого момента в Смоленско-Калининградской епархии количество православных приходов росло год от года. К 2009 году, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран на Патриарший престол, только в Смоленской области (помимо Калининградской) насчитывалось более 130 приходов. Кадры надо учить Духовенство Смоленской епархии в 1985 году насчитывало сорок человек. Уровень подготовки клириков был весьма низок. Большинство из них не имело полноценного богословского образования. Поэтому необходимо было срочно решить чрезвычайно острую проблему подготовки кадров. Усилиями владыки в 1988 году в Смоленской епархии открылось духовное училище, занятия в котором начались с 1 сентября 1989 года. Ректором новообразованной духовной школы стал священник Виктор Савик, регентским отделением руководила инокиня Агния (Кадурова), в монашестве Иоанна. В структуре нового училища было два отделения — пастырское и регентское. Первое готовило будущих священнослужителей, второе — регентов и певчих церковных хоров, псаломщиков. Первоначально занятия проходили в зале Смоленского епархиального управления, училищным храмом был Малый Богоявленский собор. 27 марта 1989 года Смоленский облисполком вынес постановление о передаче Смоленской епархии комплекса зданий возле крепостной стены с башней Веселуха. Там должно было разместиться училище. Эти объекты включали в себя и церковь в честь Покрова Божией Матери с примыкающими к ней зданиями послевоенной постройки. Так, помимо трудностей бытовой жизни на плечи воспитанников училища легли труды по обустройству переданных храма и зданий. Через полтора года благодаря усилиям епархии, благотворителей и учащихся комплекс было не узнать!

http://e-vestnik.ru/church/patriarhu_70_...

430 сажень. 21 апреля состоялся крестный ход от Спасо-Преображенского собора к месту основания женской обители, в котором приняли участие 3000 человек. 17 мая 1893г. Преосвященный Григорий освятил на месте иноческой общины закладку знаний, предназначенных под церковь и кельи. Первый монастырский корпус был построен в 1894 году, а 15 февраля 1894 года была освящена домовая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. 25 ноября 1894 года по Высочайшему соизволению обитель была утверждена с наименованием «Николаевская». Указом Священного Синода от 19 сентября 1901 года община была переименована в женский Свято-Николаевский общежительный монастырь. В 1903 году государь император Николай II пожертвовал монастырю участок в 524 десятины. На этой заимке в 1911 году с благословения Преосвященного Димитрия был построен молитвенный дом на частные пожертвования разных лиц. В 1912 году молитвенный дом был освящен в честь Преподобного Серафима Саровского.1 июня 1894г. исполняющей должность настоятельницы общины была назначена послушница Лидия». По материалам сайта http://www.pravoslavie.uz «Свято-Троицкий Никольский женский монастырь насчитывает столетнюю историю. В 1893 году была учреждена женская обитель. Спустя год было произведено освящение сестринского корпуса и домовой Церкви. Церковь имела престол во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Община с наименованием " Никольский " была утверждена в 1894 году. Но, как и многое в прошлом веке, в 1920 году Свято-Никольский женский монастырь, как и другие Храмы города Ташкента, бал закрыт. И только в 1990 году по Милости Божией и ходатайству Его Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Иким) перед священным синодом, Свято-Троицкий Никольский женский монастырь начал свое возрождение, а в 1996 году его посетил Патриарх Русской Православной Церкви Его Святейшество Aлekcuй-II, Патриарх Московский и всея Руси». Свято-Николаевский монастырь, общежительный, при селе Успенском, в 5 верстах от города Ташкента, в местности аула Карабат, Ниязбекской волости.

http://sobory.ru/article/?object=48863

В ходе беседы с преподавателями обсуждались особенности рабочих программ базовой и вариативной частей по 16 дисциплинам. Комиссии были представлены нормативные документы курсов, стандарт, положение, учебный план и календарный график занятий, библиотечный фонд. Комиссия осмотрела библиотеку и необходимую материально-техническую базу для возможности начала проведения занятий. Затем члены Комиссии посетили дополнительную учебную площадку — Иверский женский монастырь, где провели беседу с насельницами Иверского и Абабковского монастырей — слушательницами открывающихся богословских курсов для монашествующих. Во второй половине дня выездная экспертная Комиссия посетила Муромскую епархию. Встреча членов Комиссии с руководством курсов и преподавателями прошла на базовой учебной площадке в Спасо-Преображенском мужском монастыре Мурома. В ходе беседы были рассмотрены: учебный план, календарный график и особенности рабочих программ при изложении материала монашествующим. Члены Комиссии осмотрели учебные помещения, библиотеку и ее фонды, а также материально-техническое обеспечение, в том числе оборудование, необходимое для ведения онлайн-обучения в условиях самоизоляции. Во встрече с Комиссией участвовали: руководитель — и.о. наместника Спасо-Преображенского мужского монастыря Мурома иеромонах Симеон (Нестеров); секретарь курсов — насельник Спасо-Преображенского мужского монастыря Мурома иеромонах Тихон (Титов); ответственный за взаимодействие с межведомственной Комиссией, насельник Спасо-Преображенского мужского монастыря Мурома иеромонах Серапион (Воскобойник); преподаватели: протоиерей Александр Авдеев, протоиерей Михаил Терентьев, иеромонах Сергий (Новиков), иерей Вячеслав Чернецов; настоятели и игумении монастырей, чьи насельники и насельницы начнут обучение в этом году: Троице-Никольского мужского монастыря г. Гороховца игумен Илия (Иванов); Свято-Богоявленского мужского монастыря пос. Мстёра игумен Авраамий (Лукиянчук); Свято-Троицкого женского монастыря Мурома игумения Арсения (Москакова); Воскресенского женского монастыря Мурома игумения Елена (Богдан); Благовещенского женского монастыря г. Вязники игумения Серафима (Старых); Знаменского женского монастыря г. Гороховца игумения Раиса (Шибеко).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5683306...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010