2 августа 1990 года Совет по делам религий принял решение зарегистрировать общину в г. Заславле и передать ей здание Спасо-Преображенской церкви. В конце ноября 1990 года состоялось приходское собрание. 29 декабря 1990 года митрополит Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев) освятил Спасо-Преображенскую церковь. С этого времени храм начал понемногу возрождаться. В скором времени приобрели набор колоколов на звонницу (восемь штук), три паникадила, поставили новый иконостас. В ночь с 19 на 20 октября 1996 года сатанисты подожгли церковь Преображения Господня. В результате пожара полностью выгорела колокольня, крыша, часть хора, пострадали иконостас, престол, разбились колокола, осыпалась штукатурка, уничтожены витражи окон. Удалось спасти богослужебную утварь: антиминс, евхаристический набор, напрестольное евангелие, семисвечник, кресты, практически все облачения и богослужебные книги. Сильно пострадали иконы на иконостасе и в храме. На стенах церкви остались антихристианские надписи и кощунственные рисунки. 24 октября 1996 года митрополит Филарет (Вахромеев) обратился к Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с просьбой о помощи в восстановлении сгоревшей Спасо-Преображенской церкви. Зиму храм простоял без крыши со сводами, но, не смотря на это, уже через неделю после пожара в нем возобновились богослужения. Полная реставрация завершилась лишь летом 2000 года приуроченная ко дню Белорусской письменности, проходившем в Заславле. Силами прихожан, настоятеля отца Николая Мозгова и жертвователей храм практически полностью оправился от пожара. За это время в приходе открылась Воскресная школа, куплены новые колокола (12 штук), написано множество икон, над алтарем воздвигнут крест. Спасо-Преображенская церковь является памятником архитектуры оборонного типа эпохи ренессанс. Местечко Изяславль (Заславль) расположено в Минском уезде, при реках Свислочи и Чернице. От губернского города оно отстоит в 23 верстах. Местечко имеет историческое значение. Это тот Изяславль, бывший прежде город, куда в XI ст. великим князем Владимиром заточена была супруга его Рогнеда Полоцкая, названная во св. крещении Анастасиею и сын ее Изяслав, от которого и самая местность получила название.

http://sobory.ru/article/?object=11463

В частности, были удостоены:   «Всех еще раз с праздником! Дорогие владыки, рад был вместе с вами молиться. Да укрепляет вас Господь. Желаю вам пребывать в единомыслии, трудиться, не жалея живота своего, во благо Церкви Божией и просвещения народа. Пусть Господь хранит вас на этом западном порубежье Святой Руси от всяких скорбей, испытаний и укрепляет вас в верности и благочестии. Еще раз всех вас приветствую и радуюсь возможности сегодня с вами совершить эту Божественную литургию!» — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл. Всем участникам богослужения были вручены иконки преподобной Евфросинии Полоцкой с Патриаршим благословением. Далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Минского и Заславского Вениамина, митрополита Воскресенского Дионисия, игумении Евдокии (Левшук) посетил Спасо-Преображенскую церковь Спасо-Евфросиниевского монастыря. Святейший Владыка ознакомился с фресками XII века и посетил келью преподобной Евфросинии. Игумения Евдокия рассказала Его Святейшеству о ремонтно-реставрационных и археологических работах, а также подарила альбом «Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески» В.Д. Сарабьянова. Спасский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, возведенный в XII веке, — единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X — первой трети XIII вв. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени.  В Патриаршем богослужении приняли участие богомольцы, пришедшие крестным ходом из древнего Софийского собора г. Полоцка, где Божественную литургию совершил епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий . Основание Софийского собора последовало за учреждением местной епископской кафедры, и можно с уверенностью считать, что он является древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен в честь Софии Премудрости Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/5933902.ht...

В 1864—1865 годах Преображенская церковь была капитально отремонтирована. Действовала до середины 30-х годов. После закрытия и до войны в здании храма располагался мучной склад. Во время Великой Отечественной войны церковь была частично повреждена. В 1968—1972 годах отреставрирована и приспособлена под музей ремёсел и народных промыслов. Является частью историко-культурного заповедника «Заславль». В 1980-х годах передана Белорусскому экзархату Московского патриархата. После пожара 1996 года отреставрирована. Адрес: Беларусь, Минская область, г. Заславль Подробнее... Спасо-Преображенский храм (Раков) [ править править код ] Спасо-Преображенский храм (Раков) Памятник зодчества переходного периода от барокко к классицизму. Каменный Свято-Преображенский храм был построен в 1793 году. Есть предположение, что ее построили на месте деревянной православной церкви, который во второй половине XVII века стала униатской. Со временем она обветшала, и священник ее покинул. Деревянную церковь разобрали, построив каменный храм. И в 1839 году храм вернулся в православие. В 1887 году напротив него была построена колокольня, приуроченная к 25-летию освобождения крестьян от крепостного ига. Колокольня сохранилась до наших дней. Памятник республиканского значения. Адрес: Беларусь, Минская область, Воложинский р-н, д. Раков Подробнее... Храм в честь Всех Святых (Минск) [ править править код ] Храм в честь Всех Святых (Минск) В 1996 году при участии Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси была заложена капсула с памятной грамотой с воззванием к потомкам в основание храма-памятника. Место строительства выбрано не случайно: с восточной стороны к нему непосредственно примыкает Московское (Восточное) кладбище, где покоятся многие соотечественники, составившие честь и славу Беларуси.В 2005 году был утверждён проект " Храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем " , а летом 2006 года началось его строительство.

http://azbyka.ru/palomnik/Минская_област...

В нижней церкви алтарь будет освящен в честь Святых Царственных Страстотерпцев. В верхнем храме будут созданы три иконостаса. Центральный будет назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: Беларусь, Минская область, г. Молодечно, ул. Ф.Скорины, 19а Подробнее... Слуцкий Свято-Михайловский собор [ править править код ] Слуцкий Свято-Михайловский собор Один из самых старых историко-архитектурных памятников Слуцка. В местных документах храм упоминается на протяжении всей истории города. За время своего существования имелось несколько деревянных церковных зданий, которые приходили на смену один одному, и которые разбирались по старости, разрушались или горели во время войн и пожаров. Существующее здание было построено в конце XVII – начале XVIII века как Константиновская церковь в Старом городе. Во второй половине XVIII перенесено в предместье Остров и возведено на месте обветшавшего и разобранного в 1795 году здания старой Михайловской церкви. В 1990-х годах храм получил статус собора, считается второй кафедрой Минских архипастырей. При храме действует православный духовно-просветительский и административный центр. Адрес: Белоруссия, 223610, Минская обл., г. Слуцк, ул. Социалистическая, 88 Телефон: (+375 1795) 2-25-77 , 5-41-46 Подробнее... Спасо-Преображенская церковь (Заславль) [ править править код ] Спасо-Преображенская церковь (Заславль) Изначально был возведён как кальвинистский собор, во 2-й половине XVI века. Основателем храма был тогдашний владелец Заславля Ян Кальвинистский собор размещался на территории укреплённого бастионного замка. Храму тоже придавалось оборонное значение и, вероятно, по всему его периметру в верхней части стен располагались бойницы. В 1833 году доминиканский костёл упразднён, а здание передано униатской церкви. В память деревянной униатской Спасо-Преображенской церкви, которая существовала ранее в Заславле, храм был освящён под таким же именем. В 1839 году на Полоцком соборе была отменена Берестейская церковная уния, церковь перешла к Русской Православной Церкви и вошла в состав Минской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Минская_област...

Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний; архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии; епископ Пинский и Лунинецкий Георгий; сонм духовенства. За богослужением молились: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря игумения Евдокия (Левшук) и насельницы обители, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова), настоятельницы женских монастырей Белорусской Православной Церкви. Также в храме присутствовали представители руководства Союзного государства, государственной власти Белоруссии, местных властей и общественности. Далее Святейший Владыка посетил Спасо-Преображенскую церковь Спасо-Евфросиниевского монастыря, где осмотрел фрески XII века и побывал в келии преподобной Евфросинии. 6 июня во Дворце независимости в Минске состоялась встреча Святейшего Патриарха с Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко. Во встрече принял участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. Затем Предстоятель Русской Церкви отбыл в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Белорусской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5952955.ht...

Название каждого монастыря, как правило, состояло из нескольких имён. Одно из них отражало посвящение главного соборного монастырского храма: Донской монастырь с главным собором в честь Донской иконы Божией Матери, Троицкий, Успенский, Спасо-Преображенский монастыри, в которых соборные храмы были посвящены одному из великих православных праздников. Обычно такое название обитель приобретала с самого своего возникновения, когда святой – основатель монастыря возводил первую, зачастую маленькую деревянную церковь . Впоследствии в монастыре могли быть воздвигнуты многие большие каменные храмы, но только древнее посвящение первого храма, овеянное святостью преподобных отцов, занимало своё почётное место в названии обители. Не менее употребимым было название, дававшееся монастырю по именам святых, основавших монастырь или особо почитаемых в этом монастыре: Оптина пустынь, Иосифо-Волоцкий монастырь, Марфо-Мариинская обитель. В формуляр названия также очень рано вошло указание на географическое местоположение монастыря, то есть имя, первоначально бытовавшее в местной топонимике: Соловецкий (по названию островов на Белом море), Валаамский, Дивеевский. В XVIII–XIX веках, когда возникают синодальные учреждения и духовные консистории, в которых велось делопроизводство по духовному ведомству, в официальном обиходе сложился полный тип наименования монастырей, включавший все варианты названия: в честь праздника, по имени святого и по географическому положению. В название также добавлялось указание на то, мужская это обитель или женская, общежительная или необщежительная. Однако словосочетания вроде: «Городищенский Рождество-Богородичный женский необщежительный монастырь в Заславском уезде», как правило, бытовали только на бумаге. Гораздо чаще говорили: Соловки, Валаам, Печоры. И до наших дней в разговоре о поездке в монастырь по-прежнему можно услышать: «собираюсь к Троице», или «пойду к преподобному Сергию», или «поеду в Загорск» (последняя фраза, принадлежащая исключительно новейшему, точнее – послевоенному времени, отражает сохранность традиции обиходного названия монастыря по названию местности) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101903.html 28 июля 2013 Празднование 1025-летия Крещения Руси станет масштабным событием в жизни православных народов – митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ Источник:  http://www.itar-tass.com/c49/819577.html ИТАР–ТАСС Накануне юбилея глава Белорусской православной церкви рассказал корр. ИТАР-ТАСС, как в стране будут отмечать 1025-летие Крещения Руси, чем сегодня живет православная церковь. – Какие мероприятия пройдут в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси? – У нас достаточно насыщенная программа, которая разработана Церковью совместно с властями страны. Создан специальный оргкомитет во главе с вице-премьером Республики Беларусь Анатолием Тозиком. Уже состоялась международная конференция на тему " Крещение Руси в судьбах народов Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути " , в которой приняло участие несколько сотен специалистов: историков, филологов, богословов, политологов, культурологов и представителей других научных специальностей. В древнем Заславле прошел молодежный слет, которому предшествовал крестный ход с разных уголков Минской епархии и Литургия под открытым небом. По всей Белоруссии проходят " круглые столы " , литературные чтения, фестивали/колокольного звона, духовной музыки/конкурсы школьных сочинений и детских рисунков. Также будут организованы тематические выставки – в том числе на базе Национальной библиотеки Белоруссии, исторических музеев. Намечены также благотворительные акции, концерты для поддержки детских домов, инвалидов, престарелых. Кроме этого планируется выпуск памятной медали и почтовой марки. – Были ли к 1025-летию построены новые храмы или отреставрированы какие-либо старые, насколько сильна необходимость в строительстве новых храмов? – Храмы в Белоруссии, в основном, строятся по мере необходимости и возможности – наши соображения в этом вопросе достаточно просты. Однако если говорить именно о 1025-летии, то да, есть такие храмы, возведение которых связано с этой памятной датой. Недавно была озвучена идея о том, чтобы построить в Витебске храм, внешний вид которого совпадал бы с изначальным обликом Полоцкого Софийского собора. Кроме этого, в Гомеле приурочили к 1025-летию Крещения Руси закладку камня в фундамент возрождаемого Спасо-Преображенского собора. За последние 25 лет было построено, восстановлено или заложено более тысячи церквей, но их по-прежнему не хватает, что особенно ощущается в больших городах. У нас нет " генеральных планов " по массовой застройке храмами территории нашей страны. В столице и областных центрах порой не так просто получить землю под строительство – особенно, если в населенном пункте есть недостроенные церкви.

http://religare.ru/2_101903_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Празднование 1025-летия Крещения Руси станет масштабным событием в жизни православных народов – митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ Источник:  ИТАР–ТАСС Накануне юбилея глава Белорусской православной церкви рассказал корр. ИТАР-ТАСС, как в стране будут отмечать 1025-летие Крещения Руси, чем сегодня живет православная церковь. – Какие мероприятия пройдут в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси? – У нас достаточно насыщенная программа, которая разработана Церковью совместно с властями страны. Создан специальный оргкомитет во главе с вице-премьером Республики Беларусь Анатолием Тозиком. Уже состоялась международная конференция на тему " Крещение Руси в судьбах народов Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути " , в которой приняло участие несколько сотен специалистов: историков, филологов, богословов, политологов, культурологов и представителей других научных специальностей. В древнем Заславле прошел молодежный слет, которому предшествовал крестный ход с разных уголков Минской епархии и Литургия под открытым небом. По всей Белоруссии проходят " круглые столы " , литературные чтения, фестивали/колокольного звона, духовной музыки/конкурсы школьных сочинений и детских рисунков. Также будут организованы тематические выставки – в том числе на базе Национальной библиотеки Белоруссии, исторических музеев. Намечены также благотворительные акции, концерты для поддержки детских домов, инвалидов, престарелых. Кроме этого планируется выпуск памятной медали и почтовой марки. – Были ли к 1025-летию построены новые храмы или отреставрированы какие-либо старые, насколько сильна необходимость в строительстве новых храмов? – Храмы в Белоруссии, в основном, строятся по мере необходимости и возможности – наши соображения в этом вопросе достаточно просты. Однако если говорить именно о 1025-летии, то да, есть такие храмы, возведение которых связано с этой памятной датой. Недавно была озвучена идея о том, чтобы построить в Витебске храм, внешний вид которого совпадал бы с изначальным обликом Полоцкого Софийского собора. Кроме этого, в Гомеле приурочили к 1025-летию Крещения Руси закладку камня в фундамент возрождаемого Спасо-Преображенского собора. За последние 25 лет было построено, восстановлено или заложено более тысячи церквей, но их по-прежнему не хватает, что особенно ощущается в больших городах. У нас нет " генеральных планов " по массовой застройке храмами территории нашей страны. В столице и областных центрах порой не так просто получить землю под строительство – особенно, если в населенном пункте есть недостроенные церкви.

http://religare.ru/2_101903.html

Ратомка. Церковь Петра и Павла. Петропавловская Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1997 и 2000. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Минский район, пос. Ратомка, ул. Привокзальная, д. 9 Координаты: 53.940196, 27.348181 Проезд:На электричке до станции Ратомка (Молодечненское направление). Церковь через ЖД полотно от вокзала, на горке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ратомка – поселок, центр сельского совета, находится в 10 км на северо-запад от г. Минска по дороге на г. Заславль. История самого поселка небольшая, так как возник он в ХХ в. Население составляет 4000 человек. Рядом с поселком находится деревня с одноименным названием, которая и дала имя поселку. Основана эта деревня в начале XVI века и принадлежала дворянам Ратомским. С конца XVII века она принадлежала Ваньковичам, а двор Ратомский с другой стороны реки Ратомка принадлежал Небаровским. Население сейчас небольшое – 77 человек. Самостоятельного прихода в Ратомке до 1996 года не существовало. Некоторое время в д. Ратомка имелся кладбищенский храм в честь Успения Божией Матери. Деревянную церковь с колокольней построил в 1792 году помещик Наборовский. Собственного причта она не имела. Входила в состав Старосельского Рождества Богородичного прихода. Но в 1864 году этот храм упоминается, как Свято-Анинская церковь. Вероятнее всего, ее переименовали. Дальнейшая история этой церкви неизвестна, так как в 1869 году, когда Ратомка вошла в новообразованный приход Рождества Богородицы в Заславле, эта церковь не упоминается. Скорее всего, в период с 1864 по 1869 года храм за ветхостью был разобран. До 1911 года Ратомка входила в Заславский приход, а после вошла в возрожденный Свято-Георгиевский Тарасовский приход. Современная церковная жизнь в Ратомке начинается с 1990 года, когда в соседнем г. Заславле открыли Спасо-Преображенский храм. С тех пор жители Ратомки начали добиваться открытия в своем поселке самостоятельного прихода. На многочисленные просьбы и письма верующих последовало благословение митрополита Филарета (Вахромеева) на создание в Ратомке прихода.

http://sobory.ru/article/?object=12329

Дубно. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенский приход города Дубно расположен при реке Икве, местность гористая, лесная. Каменный храм Спаса Преображения построен в 1568 г. князем Константином Константиновичем Острожским, недавно ремонтирован, маловместительный, внутри по стенам расписан иконной живописью и орнаментами. Прихожан 397 душ. Причт: священник и псаломщик. Причтовые помещения находятся вблизи церкви; дом для священника заново перестроен в 1907 г., удобный, поместительный, надворные постройки ветхи; для псаломщика нет никаких построек, а живет он в церковной сторожке. Есть огород и маленький садик, состоящий из нескольких фруктовых деревьев. Земли церковной 33 дес. в 5 кусках, расположена в 2 – 6 верстах от дома: усадебной 1960 кв. саж., пахотной 28 дес., сенокосной 4 дес., 215 кв. саж. огородной земли отчуждено под шоссе, остальная неудобная. План земли 1871 г. есть. Приписные деревни: Знесенье и Выганка в 2 верстах. В приходе имеется церковно-приходская школа, здание ветхое. Ближайшие приходы: село Страклов, село Подборцы и село Сурмичи в 2 – 5 верстах от церкви. «Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г. Спасо-Преображенская церковь в городе Дубно была возведена в 1643 году на месте старого деревянного храма, находившегося на территории монастыря, " что на заросшем острове " , основанного ещё князем Василием Острожским в XVI веке. В стенах святой обители в 1539-1566 годах иеромонахом Арсением создано знаменитое рукописное Дубенское Четвероевангелие. В 1569 году в результате Люблинской унии Дубно вошло в состав шляхетской Польши. В 1626 году монастырь переходит в унию, к греко-католикам. Здесь поселились монахи-василиане. В начале XVII века Дубно выполняло роль второй после Острога столицы Острожской ординарии. В 1620-х годах патроном Преображенского монастыря был Владислав Доминик Заславский-Острогожский. Усиление национального и религиозного гнёта привело к антиуниатскому восстанию 1633 года. Бунт против Касиана Саковича, который с 1625 по 1639 год руководил Дубенским Спасским монастырём, возглавили казаки местного отряда, но это восстание потерпело поражение. Обитель по-прежнему оставалась униатской. В то время посреди деревянных строений возводится каменный монастырский храм при содействии архимандрита Прокопия Мелевского.

http://sobory.ru/article/?object=29213

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010