Спасо-Каменном мон-ре



  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Жития русских святых, День 6 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... принятии в монастырь привела игумена в страх и трепет, потому что он боялся гнева великого князя московского, неприязненно относившегося к князьям заозерским, родственникам Шемяки. Однако усиленные моления князя Андрея склонили Кассиана на согласие. Он изобразил князю всю скудость монастырского жития, всю трудность иноческого подвига; лишь когда эти речи не разубедили князя в его намерении, игумен постриг его в монашество и нарек Иоасафом, вероятно, в честь св. Иоасафа царевича, который также происходил из владетельного рода и оставил мир ради Христа, – почему впоследствии и преподобный Иоасаф в Спасо? Каменном монастыре именовался «Иоасафом-царевичем». Новопостриженного инока игумен передал в послушание и для руководства в монашеской жизни опытному старцу Григорию. Прп. Иоасаф отличался полным послушанием не только игумену и своему старцу, но и прочим братиям, смирением сердца, постничеством, душевным умилением, усердием в молитве келейной и благоговейным стоянием в церкви во время богослужения; любил читать книги, особенно о житиях преподобных отцов. Преподобный преуспевал в добродетелях: был украшен благою кротостью и разумною простотою. Он оставил всякую печаль о земном, об ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 5 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 332. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа сега ново проведенный от славенскаго на болгарский язык от Неофита иеромонаха П. Рылца и с прилежанием. Смирна, 1840. 333. О книгах истинных и ложных, по двум спискам Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 37–43 334. Обозрение Киева в отношении к древностям, изданное по высочайшему соизволению киевским гражданским губернатором Иваном Фундукле-ем. Киев, 1847. 335. Описание ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. 336. Остромирово Евангелие 1056–1057 г. С прил. текста Евангелий и граммат. объясн. А. X. Востокова. СПб., 1843 (. 337. Остроумов И. Н.) История Флорентийского Собора. (Магистерск. дис., переработ, проф. А. В. Горским) . М., 1847. 338. Паисий (Ярославов) . Сказание о Спасо-Каменном монастыре Православный собеседник. 1861. Ч. 1. С. 197– 216 t (. 339. Палаузов С. Н.) Румынские господарства Валахия и Молдавия в исто-рико-политическом отношении. СПб., 1859. 340. Памятники древней русской словесности Изд. И. Куприянов ЖМНМ. 1854. Ч. 84. № 12. Отд. 2. С. 177–190. 341. Памятники древней русской ... далее ...
Жития русских святых, День 106 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... с великим благоговением приносил он Бескровную Жертву и своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем ни о чем не беседовал. Одна молитва в церкви и в келлии была в его устах. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, он не ел, а довольствовался одним зелием. Погребен в Дальних, Феодосиевых, пещерах Киево-Печерского монастыря. Память его также 28 августа 10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. Евфимий Сянжемский, преподобный Преподобный Евфимий первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. О роде и происхождении, о времени его прибытия в монастырь и пострижения сведений до нас не дошло. Известно только, что он был уроженец вологодский, пробыл в монастыре в различных послушаниях довольно времени, но по любви к уединению вышел из него и поселился в пустыне близ устья реки Кушты, на восточном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и чащей, он построил себе малую келлию, в которой и подвизался в посте и молитве, не давая себе успокоения от труда. Через несколько времени ... далее ...
Русское монашество, Глава 4 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... духовной атмосфере Кирилловой обители 114. Нил, как и другие русские иноки, много наслышан был о Святой горе и о жизни святогорцев. Первые связи Древней Руси с Афоном восходят к XI в. В XII в. там уже был русский монастырь с названием Ксилургу; в 1169 г. русские монахи получили на Афоне еще один монастырь св. Пантелеимона, который стал называться Русским монастырем 115. В XIII в. сношения с этими обителями были надолго прерваны из-за татарского нашествия и опустошения Южной Руси. Интенсивные взаимосвязи восстановлены были лишь в конце XIV и в XV в., когда многие русские иноки побывали на Афоне. В Спасо-Каменном монастыре, как уже упоминалось, одно время настоятелем был грек Дионисий, который ввел в обители Афонский устав. На Святой горе переводилось много книг (в основном это делали южные славяне) , эти переводы приходили на Русь; среди них были книги, содержавшие общие сведения об исихазме 116. Нил со своим другом Иннокентием Охлебининым († 1521) побывали на Афоне уже после победы исихастов 117. Близкое ознакомление с жизнью святогорских иноков, встречи со старцами и подвижниками, чтение аскетических и мистических творений, которые Нил мог изучать уже в Кирилловом ... далее ...
Жития русских святых, День 182 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в брак, но благочестивая душа Амоса искала не мирской жизни. Вскоре он тяжело заболел. Во время болезни во сне ему представился одинокий храм между двух рек и слышался голос: «Здесь твое место». После сего видения, лишь только выздоровел Амос, тайно ушел из дома своих родителей и поселился в Толгском монастыре близ Ярославля. Родители нашли его здесь и возвратили домой. Но вскоре он снова ушел от них и принял пострижение с именем Адриан в Геннадиевом монастыре Костромской епархии. Прожив здесь несколько лет, подвижник отправился на север искать виденный им во сне храм между двух рек. Он подвизался в Спасо-Каменном, затем в Павло-Обнорском монастыре. В Павловом монастыре полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее видение свое. В одно время вечером Пафнутию во сне является неизвестный человек и говорит: «Пошли друга твоего Адриана к востоку, место не дальше 50 верст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил, кто он и как знает это место. Неизвестный отвечал: «То место не тебе назначено». Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан отправился на указанное место и по рассказу престарелого священника Евпла нашел в глухом месте запустелый храм, тот ... далее ...
Русское монашество, Глава 3 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... У него был ученик по имени Григорий, названный Пельшемским († 1442) 91. В его житии, написанном в конце XV или начале XVI в., мы находим интересный рассказ о беседе между Дионисием Глушицким и Григорием, можно сказать, между старцем и его учеником; если даже этот рассказ и не воспроизводит действительно бывшего собеседования, все же это важное свидетельство проникновения исихастских воззрений в среду монашества вологодских лесов. Св. Дионисий говорит о воспитании сердца и духа, которое через очищение души от злых и греховных помыслов ведет к соединению с Богом. Возможно, в этой беседе отразилась школа, которую прошел сам Дионисий в Спасо-Каменном монастыре под руководством игумена-святогорца. Учеником св. Дионисия был и Филипп Рабанский, основавший пустыньку на берегу речки Рабанки в 1446 47 г. ; несколько позже подвизался монах по имени Стефан († 1542) , суровый пустынножитель, который тоже основал пустынь 92. Современник св. Дионисия, монах Александр Куштский († 1439) , построил пустынь у впадения речки Кушты в Кубенское озеро, недалеко от Спасо-Каменного монастыря 93. Это четыре важнейшие группы подвижников, с деятельностью которых связана монастырская колонизация XIV ... далее ...
Жизнеописания достопамятных людей земли Русской ...Искать в Источникеazbyka.ru
... открывалась возможность возвышения на службе земным владыкам, но он оставил этот путь, предпочтя служить только Владыке Небесному. Когда Нил взрослел, шла борьба за великокняжеский московский престол между Василием Темным и Дмитрием Шемякой 385. Сосланный Шемякой в Вологду, Василий Темный нашел духовную поддержку у северного монашества и, вернувшись победителем в Москву, призвал туда старцев, которые в трудный момент его поддержали. Среди них, по всей вероятности, был старец Паисий Ярославов 386, ставший учителем Нила Майкова на пути к Богу. Паисий написал впоследствии «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», откуда он, скорее всего, и вышел и куда в конце концов возвратился. Спасо-Преображенский монастырь расположен на маленьком Каменном островке в Кубенском озере, неподалеку от Вологды. Основанный в середине XIII века белозерским князем Глебом Васильевичем, он был обновлен и переустроен в конце XIV века по принципу афонских монашеских общежитий игуменом Дионисием, выходцем с Афона. Старец Паисий Ярославов, как ученик учеников Дионисия, воспитывался в афонских традициях безмолвия, молчальничества – исихазма 387. Эти традиции требовали от подвижников контроля за ... далее ...
Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII ...Искать в Источникеazbyka.ru
... определилось то явление, которое носит название раскола. Его главные деятели – протопоп Аввакум, Неронов, эти впоследствии фанатичные проповедники «старой веры», в вопросе о единогласии остаются, однако, правыми и последовательными в своих убеждениях учителями. Единогласие – это едва ли не исключительный пункт обряда, остававшийся неизмененным в учении как раскольников, так и православных, – пункт, который еще так недавно объединял теперь непримиримых врагов – Никона и Аввакума, входил в круг деятельности того и другого. Это хорошо сознавали и они сами. Так, Неронов из заточения в Спасо-Каменном монастыре пишет царю послание и в качестве пунктов примирения ссылается на единогласное пение, введенное по повелению царя и принятое Нероновым: «А егда изволи Господь Бог восприяти тебе царствия, паче просия и церькви прият свою лепоту и единогласное пение и всякое благочиние строяшеся тобою государем» 41. При всей узкости взглядов расколоучителей на обрядовую сторону веры, они понимали укоренившееся чрез небрежение «безобразие» в церковном пении. Быть может, поэтому, между прочим, и исправление церковного пения (кроме текста богослужебных книг) началось в России раньше ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 3 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Т. 1. С. 37–43 334. Обозрение Киева в отношении к древностям, изданное по высочайшему соизволению киевским гражданским губернатором Иваном Фундукле-ем. Киев, 1847. 335. Описание ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. 336. Остромирово Евангелие 1056–1057 г. С прил. текста Евангелий и граммат. объясн. А. X. Востокова. СПб., 1843 (. 337. Остроумов И. Н.) История Флорентийского Собора. (Магистерск. дис., переработ, проф. А. В. Горским) . М., 1847. 338. Паисий (Ярославов) . Сказание о Спасо-Каменном монастыре Православный собеседник. 1861. Ч. 1. С. 197– 216 t (. 339. Палаузов С. Н.) Румынские господарства Валахия и Молдавия в исто-рико-политическом отношении. СПб., 1859. 340. Памятники древней русской словесности Изд. И. Куприянов ЖМНМ. 1854. Ч. 84. № 12. Отд. 2. С. 177–190. 341. Памятники древней русской словесности: Слова и поучения Публ. и прим. М. П. Погодина Москвитянин. 1851. Ч. 2. № 6. Кн. 2. С. 119–134. 342. Памятники отреченной русской литературы Собр. и изд. Н. Тихонра-вов. М„ 1863. 2 т. 343. Пассек В. Собрание надписей на памятниках рязанской старины Зап. ... далее ...
Русское монашество, Глава 15 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в себя целых три «поколения» старцев и их учеников, подвизавшихся в малых скитах Заволжья. В приложении мы даем схему духовных взаимоотношений между ними (таблица VII) . Сам Нил, вероятно, изучил основы старчества на Афонской горе, куда он совершил паломничество по совету монаха Паисия Ярославова, который в сочинениях того времени именуется «старцем» и, по-видимому, действительно был старцем, Нил проходил у него аскетическую школу. Вероятно, под влиянием Паисия Ярославова († вскоре после 1503 г.) у Нила возникло желание отправиться на Святую гору. Сам Паисий начал свое иноческое житие в Спасо-Каменном монастыре, где, благодаря настоятелю Дионисию (1389–1418) , впоследствии епископу Ростовскому, греку с Афонской горы, хорошо знали о житии и подвигах монахов-святогорцев. Потом Паисий спасался в Кирилловом монастыре, где Нил, который был намного моложе его, познакомился с ним и вступил под его духовное руководство. Паломничество на Афонскую гору восполнило знания Нила о старчестве 1278. Из жизнеописания прп. Кассиана Мангупского мы знаем, что примерно в 1488–1494 гг. он был учеником старца Филарета в Ферапонтовом монастыре в Заволжье. Прп. Кассиан, родом грек, до пострига князь ... далее ...

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Постоянная ссылка на эту страницу: Спасо-Каменном мон-ре
Справочник - ПОИСКОВ.РФ