Спасо-Каменном мон-ре



  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... Ананьевского у. Херсонской губ. Украины, построенная по инициативе свт. Иннокентия и освященная уже после его смерти, 12 нояб. 1857 г. Ныне в честь иконы освящены собор в Николаеве, церкви в Екатеринбурге, Иркутске; в 1997 г. основан мон-рь в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины. В настоящее время образ пребывает в кафедральном Успенском соборе Одессы: с пятницы по воскресенье и в праздничные дни - в мраморном киоте в юж. Покровском приделе верхнего храма, с понедельника по четверг - в киоте на месте сев. придела в нижнем храме. Возобновлена традиция совершения крестных ходов. Чудотворные списки К. и. находятся в Свято-Духовом соборе Херсона, в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Кулевча Саратского р-на Одесской обл. Украины, в Тервеническом Покровском мон-ре Ленинградской обл. Лит. : Знаменский И. М., прот. Касперовский чудотворный образ Богоматери. Од., 1889; [Овцын]. Касперовская чудотворная икона Божией Матери: Сост. по сведениям шнуровой книги в Касперовской ц. и из брошюры прот. И. Знаменского. Од., 1890; Иванов В. А., свящ. Св. чудотворная Касперовская икона Божией Матери: Следование ее по Херсонской епархии с 22 авг. по 28 сент. 1915 г. Од., 1915; Поселянин ... далее ...
печать библиотека Т. 32, С. 340-342 опубликовано: ...Искать в Источникеpravenc.ru
... библиотека Т. 32, С. 340-342 опубликовано: 9 марта 2018г. КЕЛАРЬ [греч. κελλάριος, κελλάρης, κελλαρίτης; лат. cellarius, сellerarius], хозяйственно-административная должность в мон-ре. Первые упоминания о должности К. в церковной письменности относятся к сер. IV в., времени зарождения и стремительного распространения общежительного монашества в Римской империи. В обязанности К. изначально входило хранение и распределение среди братии монастырских запасов продовольствия (Pallad. Hist. Laus. 13) . К. заведовал келарней (κελλάριον) , т. е. амбаром со съестными припасами (Apophthegmata Patrum. PG. 65. Col. 148-149; Basil. Magn.) Vita Euthym. 17. S. 27 (. В истории монашеской традиции обязанности К. не были постоянными и либо расширялись вплоть до управления всей хозяйственной деятельностью монастыря, либо сужались до простой выдачи продуктов повару. В монашеский лексикон слово «келарь» перешло из светского обихода. В богатых рим. домах так называли рабов, отвечавших за ведение счетных книг и хранение продуктов) Mau. 1899; Fehrenbach. 1910. Col. 2905 (. В христ. осмыслении прототипом служения К. были диаконы первохрист. общины, поставленные апостолами, чтобы «пещись о ... далее ...
АДРИАНОВ ПОШЕХОНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ПОШЕХОНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Адрианов Пошехонский мон-рь. Литография Белоусова по рис. Н. Лазарева. 1848 г. (ГИМ) Адрианов Пошехонский мон-рь. Литография Белоусова по рис. Н. Лазарева. 1848 г. (ГИМ) (Ярославской и Ростовской епархии) , находится в Пошехонском р-не Ярославской обл. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. , митр. Московского, на устроение мон-ря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В мон-ре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского мон-ря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до кон. XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной ц., имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Почитаемой святыней обители была чудотворная икона Успения Пресв. Богородицы, находившаяся рядом с ракой прмч. Адриана, сооруженной в С. -Петербурге в 1789 г. Здесь же хранились крест с 19 частицами мощей многих святых, ... далее ...
ГИМНОГРАФИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в наст. время выясняется (Добрев.) II (2002) , что они либо не существовали, либо к XIII в. уже были утрачены. Л. В. Мошкова, А. Турилов Г. Русской Церкви Гимнографические книги в X-XI вв. Киевская Русь при Крещении в 988 г. получила готовый корпус слав. богослужебных книг, содержавший в большинстве переведенные с греч. языка тексты, а также нек-рые древнейшие памятники слав. Г. ; в XI в. он пополнился рядом текстов через чеш. посредство (служба мч. Виту, канон Вячеславу Чешскому, «молитвы на диавола» и Св. Троице) . Вероятно, в 60-х гг. XI в. в связи с введением в Киево-Печерском мон-ре Студийско-Алексиевского Типикона богослужебные книги на Руси подвергались редактуре (Момина.) II (1992) ; следы более ранних рус. переводов, о к-рых упоминает «Повесть временных лет» в похвале вел. кн. Ярославу под 1037 г., в гимнографическом материале не обнаружены. К этому времени относится создание 12-томного комплекта служебных Миней, необходимых для монастырского богослужения. Редактирование древних текстов в процессе его составления осуществлялось непоследовательно (напр., в ряде служб сохр. 2-я песнь в канонах) - чаще всего тексты перемещались в рамках одного последования; ... далее ...
печать библиотека Т. 21, С. 168-172 опубликовано: ...Искать в Источникеpravenc.ru
... имевший пресвитерского рукоположения изгонялся из мон-ря и помещался в другой на послушание) VII Всел. 19, это правило в отличие от Халкид. 2 менее строго: оно допускает предварительное увещевание и лишь затем предписывает изгнание из мон-ря (.) У И. были помощники (штат к-рых в визант. мон-рях в IX-XII вв. достиг почти полного развития: эконом, казначей, келарь, трапезничий и др.) , к-рые заведовали различными областями монастырской жизни. Их поставлял в должность И. ( Соколов. С. 394-395 ) . 14-е прав. VII Вселенского Собора признает за И. право производить в чтеца, но только в своем мон-ре и только если он «получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения уже будучи пресвитером». Согласно 6-му прав. свт. Никифора I К-польского, И. может поставлять в своем мон-ре в иподиакона, хотя, как отмечает еп. Никодим (Милаш) , правило, по сути, противоречит VII Всел. 14, вместе с тем эту привилегию, предоставленную И., нельзя назвать и неканонической, если вспомнить о различии между степенями высшей и низшей иерархии: члены низшей иерархии - от иподиакона и ниже - поставляются не через рукоположение (хиротонию) , а через руковозложение (хиротесию) , причем ... далее ...
Б. расположена в юж. части Вост. Сибири, в Зап. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Для распространения Православия в Забайкалье игум. Феодосием и его сподвижниками были основаны Селенгинский мон-рь во имя Св. Троицы) 1681 (, к-рый должен был стать религ. центром недавно присоединенной Вост. Сибири, и Посольский мон-рь в честь Преображения Господня) 1687 (. В 1722-1727 гг. в Забайкалье ожидал от кит. властей пропуска в Пекин) см. Активизация правосл. миссионерства в Б. связана с деятельностью Селенгинского еп., вик. Иркутской епархии, Вениамина (Благонравова) , в 1862 г. назначенного начальником возрожденной Забайкальской миссии. Еп. Вениамин поселился в Посольском мон-ре и открыл там уч-ще для подготовки мальчиков из бурят к миссионерскому служению. В 60-90-х гг. XIX в. миссионерами было крещено более 2 тыс. бурят. В нач. XX в. Православие среди бурят и корейцев проповедовал сщмч. Ефрем (Кузнецов) . В 1863 г. на территории Зап. Забайкалья насчитывалось 42 церкви и 3 мон-ря, к 1920 г. - 194 храма и молитвенных дома, 2 мон-ря (Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский) , 2 муж. скита (Котокельский Николаевский на острове оз. Котокельского, Селенгинский Спасский в Староселенгинске) , 2 подворья Посольского мон-ря (Верхнеудинское ... далее ...
ДАВИД СОЛУНСКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... испугавшись, прекратили работу. После кончины игум. Димитрия преемником стал его ученик Сергий (впосл. архиепископ Фессалоникийский) . Он чтил святого и молился, надеясь, что ему удастся обрести часть останков Д. С. Получив откровение о согласии святого, Сергий приказал ученикам копать. Когда раскопали и открыли гробницу, архиеп. Сергий, увидев тело целым и невредимым, не дерзнул взять ничего, кроме неск. волос с бороды и головы. В заключение агиограф утверждает, что он был первым, кто записал Житие Д. С., к-рое до этого передавалось только устно. Рака с мощами прп. Давида Солунского в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Почитание Д. С. в 1-й пол. IX в. засвидетельствовано в Житии прп. Кроме этих текстов существуют еще 2 более поздних энкомия - анонимный (средневизант. времени) и Макария Макриса ( XIV-XV вв. ) . Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия. Д. С. посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития кон. X в. в Синаксаре К-польской ц. ( SynCP. Col. 771-772 ) и в Минологии Василия II ( PG. 117. Col. 512-513 ) , а также ... далее ...
ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВИскать в Источникеpravenc.ru
... набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу». Услышанный им напев он назвал знаменным, или «столбовым»: «Тоны этого напева величественны, протяжны, заунывны, изображают стоны души кающейся. Эти тоны - в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами» ( Валаамский монастырь. С. 14-15 ) . Ценные сведения о монастырском пении во 2-й пол. XIX в. содержит книга директора канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода композитора Д. Н. Соловьёва «Церковное пение в Валаамской обители». Если свт. Игнатий писал, что в мон-ре «древние рукописи уничтожены», то Соловьёв представлял Валаам как мон-рь, «до сей минуты поющий по знаменным книгам». Соловьёв считал неоспоримым факт непрерывной исторической преемственности певч. традиции с основания мон-ря до кон. XIX в. и называл Валаам «живым свидетелем знаменного периода». Регент московского подворья Валаамского мон-ря А. Загребин подвергает сомнению это утверждение, т. к. возрождение монашеской жизни, по его мнению, начинается лишь в 1782 г. и связано с приходом саровского старца Назария (Кондратьева) , к-рый принес в мон-рь устав и традиции пения Саровской ... далее ...
ИОСИФЛЯНСТВОИскать в Источникеpravenc.ru
... совести, декларируемых советским законодательством, добавив, правда, что он слабо на это надеется (Там же. С. 386) . Однако в И. было много тех, кто были готовы скорее полностью перейти на нелегальное положение, чем хоть в чем-то уступить властям. Впрочем, было бы ошибочным считать, как это делали следователи ОГПУ, что иосифляне в дальнейшем разделились на 2 группировки - «левую» во главе с митр. Иосифом (Петровых) и «правую» во главе с еп. Димитрием (Любимовым) . Еп. Димитрий пока было возможно - до осени 1929 г. - поддерживал постоянную связь с жившим в ссылке в Никольском Моденском мон-ре митр. Иосифом, с уважением относился к нему и старался исполнять почти все его указы. Наиболее активных участников движения из среды мирян можно условно разделить на 3 категории. Первую составляли представители интеллигенции и образованных слоев ленинградских и московских приходов, к-рые считали, что защищают свое право на свободу совести. Второй, очень активной группой в И. были фанатично верующие люди, иногда даже со взглядами, искажающими правосл. вероучение, напр. иоанниты, к-рых в иосифлянах привлекали сходство взглядов на безблагодатность священства в неприсоединившихся к ним ... далее ...
ИГУМЕНИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... часто являлись царские особы, князья, богатые женщины, нек-рые из последних вкладывали все свое состояние в мон-рь, становились настоятельницами и впосл. И. Визант. имп. св. Ирина ок. 1114 г. устроила жен. мон-рь во имя Богородицы Благодатной) Κεχαριτωμένης (, составив для него подробный устав и определив содержание) Соколов. С. 159 (. На Руси первый жен. мон-рь - Ирининский - был основан в 1-й пол. XI в. св. блгв. кн. Ярославом Мудрым; владимирский Успенский жен. мон-рь) Княгинин (был построен в XIII в. вел. кн. Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по обету жены Марии, принявшей в мон-ре постриг с именем Марфа) Русские монастыри. 1995. С. 223 (. В XIV в. супругой кн. Димитрия Донского был основан Вознесенский мон-рь в Кремле.) Усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский женский монастырь, упраздненный и обветшавший, отстроила в 1799 г. «майорская дочь» Н. Фёдорова, к-рая все свое имущество передала обители (Смолич. С. 298) . Основательницей Аносина Борисоглебского женского монастыря (1823) была кнг. Евдокия Мещерская (урожд. Тютчева) , свт. Филаретом Московским она была пострижена в монашество ( иноческое имя - Евгения ) и поставлена И. мон-ря ( Там ... далее ...

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Постоянная ссылка на эту страницу: Спасо-Каменном мон-ре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"