Спасо-Каменном мон-ре



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ИОАСАФ Гробница прп. Иоасафа Каменского в ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Гробница прп. Иоасафа Каменского в СпасоПреображенском соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Гробница прп. Иоасафа Каменского в СпасоПреображенском соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) (Андрей Дмитриевич, кн. ; ранее 1436, с. Чирково на р. Кубене) ныне дер. Чирково Усть-Кубинского р-на Вологодской обл. (- 50-е гг. XV в.) ? ( , Спасо-Каменный мон-рь ) , прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) , Каменский. В кратком летописце, известном по рукописи РНБ. Кир. -Бел. № 27 1104, 60-е гг. XVI в., сообщается, что мощи И. пострадали во время пожара в Спасо-Каменном мон-ре в 1476 г. Этот летописец, возможно в более раннем списке, лег в основу Сказания о Спасо-Каменном мон-ре, написанного, по всей видимости, вскоре после 1481-1482 гг. (составителем первоначального текста был старец) Димитрия васильевича († ранее 13 июня 1436) и кнг. св. Марии, внуком ярославского кн. Василия Васильевича. В 12 лет андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мон-ре на Кубенском оз. ... текст полностью ...
ИОАСАФ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... васильевича († ранее 13 июня 1436) и кнг. св. Марии, внуком ярославского кн. Василия Васильевича. В 12 лет андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мон-ре на Кубенском оз. при игум. Кассиане (Кассиан возглавлял мон-рь с 1469, в 1479 игуменом обители уже был Лонгин - Строев. Списки иерархов. Стб. 742; по мнению О. Л. Новиковой и С. Н. Кистерёва, факт игуменства Кассиана не подтвержден надежно источниками) и был отдан под начало «старцу духовну». Эти сведения из Сказания нуждаются в уточнениях. Кн. Андрей Заозерский упоминается в родословных книгах сер. XVI в., к-рые сообщают, что он был женат на дочери ярославского кн. Ивана Дмитриевича Дея и взял в приданое Кубену (РИИР. Вып. 2. С. 104) . Не позднее лета 1447 г., после победы над угличским кн. Василий II Васильеич забрал Кубену себе (Зимин. 1991. С. 124) . Видимо, этим временем можно датировать уход кн. Андрея в мон-рь. Место пострига И. было определено тем обстоятельством, что в XIV-XV вв. ярославские князья выступали главными ктиторами Спасо-Каменного мон-ря. Кн. Димитрий Васильевич активно поддерживал иноков этой обители, основавших новые мон-ри на его землях. И. прожил в ... текст полностью ...
СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Google-карта Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных. Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 ... текст полностью ...
ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии) , в г. Вел. Новгороде. Название обители происходит от микротопонима Зверинец, по одной из версий обозначавшего лес, в к-ром охотились новгородские князья. Время основания неизвестно, исследователи датировали возникновение З. м. периодом с кон. XI в. (В. Л. Янин) до 1-й трети XII в. (Петров. 1999. С. 6) . Впервые З. м. упоминается под 1148 г., когда в нем от удара молнии сгорела деревянная Богородицкая ц. (ПСРЛ. Т. 3. С. 28, 124; Т. 4. Ч. 1. С. 587) . Под 1192 г. сообщается о поставлении в монастыре в Зверинце игум. Евфросинии (Там же. С. 231) . В 1300 г. в З. м. была срублена деревянная Богородицкая ц. (Там же. С. 91) . В 1335 г. архиеп. свт. Василием Каликой построена ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Там же. С. 346-347 ) , к-рая в 1399 г., при архиеп. Иоанне II, была полностью перестроена на собранную новгородцами сумму и освящена архиепископом «с попы и с клиросом святеи Софии» 1 окт. того же года ( Там же. С. 389, 394 ) . 1 сент. 1465 г. Новгород поразила эпидемия, вероятно, чумы, позднее именовавшаяся Симеоновским мором ( Там же. Т. 16. Стб. 219-221 ) . Об ... текст полностью ...
ГРИГОРИЙ БОРИСОВИскать в Источникеpravenc.ru
... БОРИСОВ рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20-40-х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к-рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов. Участие Г. Б. в храмовом строительстве документально подтверждается в 2 случаях: в Борисоглебском на Устье ростовском муж. мон-ре, что близ Ростова, и Успенской трапезной ц. «иже под колоколы» в Спасо-Каменном мон-ре на о-ве Каменном оз. Кубенского. В др. случаях его авторство устанавливается путем сопоставления с этими памятниками. В 1522 г. по указу вел. кн. Василия III началось возведение каменных строений в Борисоглебском мон-ре. Соборный храм во имя св. равноапостольных князей Бориса и Глеба был воздвигнут Г. Б. в 1522-1524 гг. на месте деревянного, в к-ром были захоронены основатели обители преподобные Феодор и Павел. Кубовидный 1-главый храм с 3 пониженными гранеными апсидами, 4 крестообразными в плане столбами в интерьере, поддерживающими крестовые своды, первоначально имел паперть с зап. стороны, позакомарное покрытие и был увенчан невысоким барабаном со шлемовидной главой. Фасады собора разбиты на 3 неравных прясла плоскими лопатками. Асимметрия здания уравновешивается небольшим ... текст полностью ...
ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... и несудимую грамоту. В следующем году он получил 2 царские грамоты с требованием послать в недавно учрежденную Тобольскую епархию архимандрита или игумена, протопопа, иеромонахов и белых священников; духовенство В. е. должно было собрать для переселенцев по 30 или 40 р. на человека. Из В. е. в Тобольск отправились архим. Герасим из Спасо-Каменного мон-ря, его келейный старец Иона, протопоп Григорий Пототурин, 6 священников и 3 иеромонаха ( РИБ. Т. 2. № 1641. 1-4. Стб. 582-596 ) . Архиеп. Маркелл в 1649 г. свидетельствовал мощи прп. Кирилла Новоезерского, в 1650 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре, переложил в новую раку мощи блгв. кн. Иоасафа Каменского. Архиерей установил 2 крестных хода в Вологде: по случаю чуда прп. Галактиона о бездождье (1652) и в связи с прекращением эпидемии чумы после постройки обыденной Спасо-Всеградской ц. (1654) . Между 1667-1670 гг. по повелению архиеп. Симона были построены архиерейские палаты с домовой ц. в честь Рождества Христова, в 1671-1675 гг. - каменная ограда архиерейского двора. При архиеп. Гаврииле, в 1686-1688 гг., был расписан Софийский собор, в к-ром установили 5-ярусный иконостас (1695) , по заказу архиерея в Любеке ... текст полностью ...
Собор Московских святых (комментарий в интересах ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... с приделами ап. Иоанна Богослова, Василия Блаженного и Покрова Пресв. Богородицы (в 1702 приделы были упразднены) . Храмы во имя Василия Блаженного были построены в Калуге (1626) , Кашине (упом. в 1621) , Пензе (XVII в.) , в XX в. в Волгодонске (Ростовская обл.) . Приделы в честь святого существовали в Архангельском соборе в г. Михайлове Рязанского уезда (построен в 1595) , в Благовещенской церкви в Туле (построена между 1589 и 1625, придела не было уже в 1685–1686) , в новгородской церкви во имя ап. Марка в детинце (придел упом. в 1617) , в нижней церкви Преображенского собора в Спасо-Каменном мон-ре (XVII в.) , в церкви Воздвижения Креста Господня в нижегородском жен. мон-ре Происхождения Честных Древ (придел освящен в 1716) , в церкви Тихвинской иконы Божией Матери над усыпальницей графов Мусиных-Пушкиных в Симоновом мон-ре (освящен в 1839 40) . Ист. : Летопись о многих мятежах и разорении Моск. гос-ва от внутренних и внешних неприятелей. СПб., 1771. С. 11; РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 100–101; Т. 13. СПб., 1909. Стб. 232; Житие св. блаженного Василия, Христа ради юродивого. М., 1881; Материалы для истории, археологии и статистики моск. церквей, собранные из ... текст полностью ...
450 лет блаженной кончины Василия Московского, ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... с приделами ап. Иоанна Богослова, Василия Блаженного и Покрова Пресв. Богородицы (в 1702 приделы были упразднены) . Храмы во имя Василия Блаженного были построены в Калуге (1626) , Кашине (упом. в 1621) , Пензе (XVII в.) , в XX в. в Волгодонске (Ростовская обл.) . Приделы в честь святого существовали в Архангельском соборе в г. Михайлове Рязанского уезда (построен в 1595) , в Благовещенской церкви в Туле (построена между 1589 и 1625, придела не было уже в 1685–1686) , в новгородской церкви во имя ап. Марка в детинце (придел упом. в 1617) , в нижней церкви Преображенского собора в Спасо-Каменном мон-ре (XVII в.) , в церкви Воздвижения Креста Господня в нижегородском жен. мон-ре Происхождения Честных Древ (придел освящен в 1716) , в церкви Тихвинской иконы Божией Матери над усыпальницей графов Мусиных-Пушкиных в Симоновом мон-ре (освящен в 1839 40) . Ист. : Летопись о многих мятежах и разорении Моск. гос-ва от внутренних и внешних неприятелей. СПб., 1771. С. 11; РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 100–101; Т. 13. СПб., 1909. Стб. 232; Житие св. блаженного Василия, Христа ради юродивого. М., 1881; Материалы для истории, археологии и статистики моск. церквей, собранные из ... текст полностью ...
ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА ...Искать в Источникеpravenc.ru
... жалованья мон-рю. Царь в дополнение к прежнему содержанию пожаловал на 22 насельника денежную и хлебную ругу: по 2 р. в год на человека, по 2 четверти ржи и по 2 четверти овса. В 1659 г. распорядился выдать единовременно по 3 р. каждому иноку. П. И. Савваитов упоминает о 9 грамотах 2-й пол. XVII в., по к-рым В. м. получал из вологодских таможенных доходов жалованье деньгами, хлебом, воском, ладаном, церковным вином, пшеницей и солью. В XVIII - нач. XIX в. мон-рь приобрел земельные угодья, мельницу и рыбную ловлю. В 1764 г. В. м. был оставлен на своем содержании. В 1775 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре на Кубенском оз., сгоревшая обитель была переведена в В. м. со штатным содержанием, в ризницу В. м. поступила сохранившаяся церковная утварь из Каменного мон-ря, в Свято-Духовский собор были перенесены мощи прп. Александр I Павлович. В XIX в. в В. м. велось каменное строительство. В 1810-1811 гг. к Свято-Духовскому собору была пристроена 3-ярусная колокольня. Впосл. храм неоднократно ремонтировался, в 1871-1872 гг. вместо обветшавшей была построена новая алтарная часть. По описанию Г. К. Лукомского, к нач. XX в. Свято-Духовская ц. «представляла собой сооружение в стиле ... текст полностью ...
ИОНА СОЛОВЕЦКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... зело полезна отца Нила» (изд. по данному единственному списку краткой редакции: Казакова Н. А.) Вассиан Патрикеев и его сочинения. М. ; Л., 1960. С. 319-341 (; большую подборку статей с предисловием из собрания сочинений прп. Максима Грека в редакции кон. XVI в., близкой к Синодальной; древнейший список «Повести о новгородском посаднике Щиле») изд. : Еремин И. П. Из истории старинной рус. повести: Повесть о посаднике Щиле: (Исслед. и тексты) Тр. комиссии по древнерус. лит-ре. Л., 1932. Т. 1. С. 59-151 (; краткий) очевидно, первоначальный (вариант Сказания Паисия) Ярославова ( о Спасо-Каменном мон-ре ) изд. Г. М. Прохоровым: КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 136-162 (; список кормовой книги Тихвинского монастыря 1590 г.) изд. по данной рукописи: ДАИ. Т. 1. № 135 (. Особое значение имеет переписанный И. С. текст Первого послания кн. А. М. Курбского царю Иоанну IV. Сделанный, вероятно, в период посещения книжником Москвы в 1595 г., данный список является единственным сохранившимся списком XVI в. текста из переписки Курбского и Грозного, он сыграл решающую роль в полемике о подлинности переписки) см. : Морозов. 1987 (. В одной тетради с посланием Курбского находится ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Спасо-Каменном мон-ре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"