Евфросиниевская трапезная церковь В 1833 г. жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросиньи в обитель, основанныю ею. И только в 1910 году мощи святой вернулись в родную обитель. Но не долго пробыла в своей обители преподобная. В 1928 г. монастырь закрыт и разорен. Мощи прп. Евфросинии и драгоценный крест были изъяты. Богослужения в Спасо-Евфросниевском храме возобновились в 1943 г. во время оккупации. С разрешения немецких властей верующим удалось вернуть в Полоцк святые мощи прп. Евфросинии, находившиеся в Витебском музее. Но драгоценный крест бесследно исчез. В 1960 г. монастырь был вновь закрыт. Часть сестер была переведена в Жировицкий монастырь, а часть осталась в городе. Полоцкие монахини не оставляли мощей прп. Евфросинии и своего храма. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. И всего за несколько лет обитель, трудами священноначалия, сестер и множества почитателей Преподобной, преобразилась. Звонница В 1997 году в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Спасский монастырь был торжественно привезен воздвизальный Крест, воссозданный по образцу древнего Евфросиниевского Креста, утерянного в годы Великой Отечественной войны. А год спустя Преосвященным Феодосием, епископом Полоцким и Глубокским, была обретена еще одна монастырская святыня - вериги преподобной Евфросинии. Помещенные в гроб, в котором нетленные мощи святой перевозили из Киева в Полоцк, вериги находятся ныне в Кресто-Воздвиженском соборе. В архитектурный комплекс монастыря входят Спасо-Преображенский храм (1152-61 гг.), Свято-Крестовоздвиженский собор (1893-97 гг.), ворота-звонница (1882 г.) с жилым монастырским корпусом, жилые, производственные и подсобные помещения. В центре монастырского комплекса находится Спасо-Преображенский храм - «жемчужина» полоцкой школы зодчества. Построена она в середине XII в. выдающимся полоцким зодчим Иоанном. Спасо-Преображенский собор - уникальный. В нем почти полностью остались первозданные росписи XII в. - от пола до самого купола. Разумеется, они в разной степени сохранности, есть потери, но в целом предстаёт единый живописный ансамбль внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=00287

— На протяжении ХХ века мощи преподобной еще не раз «путешествовали»: во время Первой мировой войны, затем при советской власти. — В 1915 году, во время Первой мировой вой­ны, насельницы Полоцкого монастыря были эвакуированы в Ростовский Авраамиев монастырь, куда были перевезены мощи преподобной и церковные ценности. И только в 1921 году сестры смогли вернуться в родной Полоцк. За эти годы в Ростове погибла или была изъята безбожными властями значительная часть монастырского имущества, утрачены монастырский архив и библиотека. Милостью Божией мощи преподобной уцелели, и вернувшиеся в Полоцк сестры перевезли их с собой. В 1922 году советскими властями была изъята серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а мощи доставлены в Витебский музей. В 1925 году напрестольный крест-ковчег, изготовленный по благословению игумении Евфросинии, был передан в Полоцкий финотдел. Эта величайшая святыня находилась в музеях Минска, затем Могилева и в 1941 году в начале войны бесследно исчезла. В 1925 году монастырь был закрыт. Некоторые сестры остались жить в Полоцке у знакомых и родственников, а остальные переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, где организовали сельскохозяйственную артель «Пеньки». В 1943 году монастырь был открыт, а мощи переданы из Витебска в Полоцкую обитель, где находятся до сего дня. В 1961 году монастырь опять закрыли, а монахини были отправлены в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенский храм, где пребывали мощи преподобной Евфросинии, был передан на попечение приходской общины и долгие годы являлся единственным действующим в Полоцке и его окрестностях. Монахини, которые остались жить в Полоцке и Полоцком районе, продолжали ухаживать за святыней, пели и читали во время богослужений. — В 1990 году началось возрождение Спасо-­Евфросиниевского монастыря, в котором вы принимали непосредственное участие. — В 1985 году старостой Спасо-Преображенского прихода стала Татьяна Никодимовна Храповицкая, впоследствии монахиня Таисия, которая в то время работала инженером на заводе «Измеритель» в Новополоцке. Будучи старостой, Татьяна Никодимовна стала добиваться открытия монастыря. Однако планы властей были иными: они решили сделать на территории обители туристический комплекс. Крестовоздвиженский собор должен был стать планетарием, Спасо-Преображенский храм — музеем, а сестринские корпуса — гостиницей для туристов. Тогда Татьяна Никодимовна поехала в Москву, чтобы добиться разрешения на открытие монастыря, но получила ответ, что легче открыть десять приходов в Полоцкой епархии, чем один монастырь. Тем не менее верующие не оставляли своих усилий, и 6 июля 1989 года последовало определение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

А пережив чувство близости с Богом, испытывает внутреннюю готовность быть изгнанным за правду или пройти через поношения от ближних. Все это позволяет иноку раскрыть для себя Таинство Евхаристии, но часто он не может ответить Христу взаимностью, потому что его сердце холодно, а ум рассеян. Не может так признаться в любви Богу, как Бог признается в любви человеку. Христос ждет человека каждый день, но человек приходит к Нему раз в неделю и зачастую лишь для того, чтобы о чем-то попросить. Подводя итог сказанному, игумен Косьминской пустыни подчернул главную мысль — монашествующие должны жить по-другому. По мнению докладчика, иноки — ближайшие родственники Христа, и если создать в монастыре подобающие условия жизни, душа каждого насельника в свое время сможет исполнить Заповеди Блаженства и насладиться Богообщением. Именно этому должны способствовать монастырская жизнь, келейное правило и Божественная литургия. После выступлений участники круглого стола задавали вопросы докладчикам. Во второй половине дня обсуждение вопросов монастырской жизни продолжилось в формате дискуссии на тему «Особенности монастырского богослужения: практические аспекты». В президиуме присутствовали епископ Солнечногорский Алексий, начальник Смоленского скита Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Давид (Легейда), настоятель Санкт-Петербургского подворья Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Феодорит (Саржинский), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря игумения Евдокия (Левшук). В своих сообщениях выступавшие рассмотрели вопросы, касающиеся современной практики совершения суточного богослужебного круга и Литургии, особых богослужебных чинов и их места в жизни монастырей, рассказали об особенностях уставов своих обителей и тех традициях, которые были восприняты монастырями, где сегодня подвизаются участники круглого стола.

http://patriarchia.ru/db/text/5477290.ht...

Сарабьянова. Спасский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, возведенный в XII веке, — единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X — первой трети XIII вв. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени.  В Патриаршем богослужении приняли участие богомольцы, пришедшие крестным ходом из древнего Софийского собора г. Полоцка, где Божественную литургию совершил епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий . Основание Софийского собора последовало за учреждением местной епископской кафедры, и можно с уверенностью считать, что он является древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен в честь Софии Премудрости Божией. Крестный ход прошел от Софийского собора к Спасо-Евфросиниевской обители по улице имени преподобной Евфросинии Полоцкой с остановками возле памятников этой святой и святителю Николаю Чудотворцу. Святая Евфросиния по благословению епископа Илии проживала в келии Софийского собора и занималась переписыванием священных книг. Однажды в сонном видении преподобной явился ангел и возвестил о том, что надлежит ей идти на место, называемое Сельцо, и основать там девическую обитель. В ту же самую ночь ангел явился и епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного». Следуя зову Божию, получив благословение епископа, преподобная отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. В местечке Сельцо она основала женский монастырь, который до наших дней является одним из почитаемых мест Белоруссии. Ежегодно уже более 20 лет 5 июня по стопам преподобной из Софийского собора к месту образования женского монастыря совершается одно из главнейших торжественных шествий в Полоцке.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5933902.ht...

Затем митрополит Георгий пригласил для участия в дискуссии за стол президиума игумена Варфоломея (Петрова), наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; игумена Петра (Мажетова), настоятеля Свято-Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской митрополии ; игумена Исаакия (Иванова), настоятеля Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии ; игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря; игумению Евдокию (Левшук), настоятельницу Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря в Полоцке ( Белорусский экзархат) ; игумению Антонию (Минину), настоятельницу Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатове. Принимать участие в дискуссии имели возможность все собравшиеся. Заинтересованное обсуждение показало, что в монастырской жизни остается еще много вопросов, которые могли бы стать темами будущих научно-практических конференций. По окончании дискуссии был принят итоговый документ, в котором собравшиеся констатировали, что традиции отцов-основоположников монашества, воплощаемые в современных египетских монастырях, явились в свое время источниками традиций русского монашества и могут во многом послужить для вдохновения и поучения современных иноков. В завершение работы игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение на проведение конференции, посвященной наследию древних египетских отцов, а также председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту и сотрудникам Синодального отдела за гостеприимство и хорошую организацию работы конференции. Особое значение имело участие в форуме представителя Киевской духовной академии , в чьем докладе было отмечено преемство лучших традиций древних отцов колыбелью русского монашества — Киево-Печерской лаврой , благоговейное сохранение этих традиций сегодня, во время испытаний, выпавших Украинской Православной Церкви . Все участники единодушно просили передать братское приветствие и поклон Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и наместнику Успенской Киево-Печерской лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу и выразили молитвенную поддержку братии. 

http://patriarchia.ru/db/text/5305492.ht...

После перерыва работа направления продолжилась в формате заседания секции « " Возлюбленные чада Божии " : о различных образах личного монашеского подвига (на примере святых и подвижников благочестия)» (председатель — епископ Дмитровский Феофилакт, куратор — настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова)). Представитель Грузинской Православной Церкви митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил рассказал об исповедническом подвиге преподобного старца Гавриила (Ургебадзе). Владыка Даниил с большой точностью и многими подробностями вспомнил моменты жития святого, несшего в наши дни тяжелейший крест юродства Христа ради. Жизнь отца Гавриила стала учением о том, как христианину можно не только выстоять в последние времена, но и непрестанно ощущать великую радость бытия с Богом. Отвечая на вопрос из зала, Его Высокопреосвященство поделился личными воспоминаниями о встречах со святым подвижником. У старца Гавриила была непоколебимая вера в воскрешение Церкви и торжество Православия, он личным примером вдохновлял людей трудиться ради спасения. «Он научил нас, что истинная жертва Богу, сопряженная со смирением, совершает чудеса», — заключил владыка Даниил. Доклад игумении Евдокии (Левшук), настоятельницы Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря г. Полоцка (Белорусский экзархат Московского Патриархата), «О монашеском подвиге и трудах преподобной Евфросинии Полоцкой» раскрыл слушателям святость и духовное величие личности преподобной древнерусской княгини, подвижницы и просветительницы своего народа. Игумения Евдокия подчеркнула мысль, что свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении междоусобных распрей. Олицетворением духовного наследия святой явился шедевр архитектуры XII века — Спасо-Преображенский монастырский храм с фресковой росписью, показывающей монашество как один из столпов в здании Вселенской Церкви. Жизнь преподобной Евфросинии — это удивительный пример добра, любви к Богу и ближним, самоотверженного аскетического подвига, сказала в завершение своего выступления игумения Евдокия.

http://patriarchia.ru/db/text/5137184.ht...

Минска; протоиерей Иоанн Гаврильчик, духовник Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Анатолий Иващук, настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца п. Привольный Минского района; протоиерей Сергий Чарный, настоятель прихода кафедрального собора Рождества Христова г. Солигорска, старший духовник Слуцкой епархии ; протоиерей Георгий Тюхлов, настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы г. Борисова; иеромонах Мисаил (Сарафанов) , помощник управляющего делами Московской Патриархии; иеромонах Георгий (Рудко), и.о. секретаря Слуцкого епархиального управления; иеромонах Агафангел (Будишин), проректор по воспитательной работе Минской духовной семинарии ; иерей Евгений Бартошевич, клирик Елисеевского Лавришевского монастыря; духовенство Белорусского экзархата .  За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря игумения Евдокия (Левшук) и насельницы обители, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова), настоятельницы женских монастырей Белорусской Православной Церкви. В храме присутствовали: уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь А.А. Румак; государственный секретарь Союзного государства Д.Ф. Мезенцев; председатель Витебского областного исполнительного комитета А.М. Субботин; председатель Витебского областного Совета депутатов В.В. Терентьев; председатель Новополоцкого городского исполнительного комитета Д.В. Демидов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда ; ректор Витебского государственного университета им.

http://patriarchia.ru/db/text/5933902.ht...

В целях определения лучших издательских проектов, ставших событием в национальном книгоиздании, повышения художественной и полиграфической культуры белорусской книги, дальнейшего развития книжного искусства, популяризации лучших достижений издательств республики за 2016 год 25-26 января 2017 года Министерством информации Республики Беларусь был проведен Национальный конкурс «Искусство книги-2017» (LVI). Издания Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в городе Полоцке на конкурсе были удостоены двух наград. Книга В.Д. Сарабьянова «Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке», которая вышла в монастырском издательстве, получила главную награду в тематической номинации «Духовность». Издание «Духовные цветы схиигумении Евфросинии», посвященное светлой памяти схиигумении Евфросинии (Максимчук) (1911-2004 гг.), отмечено дипломом второй степени в номинации «Духовность». Далее иерей Олег Кунцевич рассказал о деятельности Издательского совета Белорусской Православной Церкви в области книгоиздания и организации книгораспространения. В 2017 году изданы книги: «Из воспоминаний белоруса Я.А. Чебодько» тиражом 1000 экземпляров; монография священника Вячеслава Шеститко «Латинизация греко-католической церкви в Речи Посполитой: исторический, литургический и канонический аспекты» также тиражом 1000 экземпляров и Новый Завет на белорусском языке тиражом 6000 экземпляров. Практически все тиражи изданий были успешно распространены по епархиям Белорусского экзархата. Издание Нового Завета на белорусском языке в переводе Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви стало знаковым событием 2017 года не только в Белорусском Православной Церкви, но и в масштабах всей республики. Презентация перевода состоялась 15 ноября в Национальной библиотеке Беларуси. В 2017 году Историческая комиссия Издательского совета Белорусской Православной Церкви продолжила реализацию программы по изданию корпуса книг, посвященных проблемам унии, и распространению их по епархиям Белорусского экзархата. В 2018 году в Белорусской Православной Церкви намечено празднование 220-летия со дня рождения и 150-летия со дня блаженной кончины митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). В связи с этими датами Исторической комиссией подготовлен список книг из 7 названий, предлагаемых к изданию в 2018 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5085288.ht...

За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами и прибывшие разделить радость праздника настоятельницы ряда женских монастырей: настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря игумения Викторина (Перминова); настоятельница ставропигиального монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия игумения Елисавета (Позднякова); настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря игумения Елисавета (Никишкина); настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря игумения Мария (Солодовникова); настоятельница Николо-Вяжищского ставропигиального монастыря игумения Антония (Корнеева); настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального монастыря игумения Евдокия (Левшук); настоятельница Успенского Зимненского монастыря Украинской Православной Церкви игумения Стефана (Бандура); настоятельница Феодоровского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Даниила (Севериненко); настоятельница Тверского Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми); настоятельница Вознесенского Оршина монастыря Тверской епархии игумения Евпраксия (Инбер); настоятельница Богородице-Тихвинского монастыря Губкинской епархии игумения Иова (Иванова); настоятельница Марфо-Мариинского монастыря г. Белгорода игумения Серафима (Семенова); и.о. настоятельницы Троице-Георгиевского монастыря Сочинской епархии монахиня Дросида (Сорокопуд). В монастырском соборе присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев; первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин; заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; заместитель министра финансов РФ А.В. Моисеев; заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Д.Б. Кравченко; начальник территориального управления Барвихинское администрации Одинцовского городского округа Московской области Г.В. Потапчук; заведующий кафедрой организации и экономики фармации фармацевтического факультета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова профессор С.А. Кривошеев, оказывающий помощь подворью Зачатьевского монастыря в Барвихе; постоянный благотворитель Зачатьевской обители, старейший сотрудник Зачатьевского монастыря, управляющий строительством на монастырском подворье в Барвихе, И.Б. Пинаев.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5537633...

Заслушан доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Западноевропейском Экзархате. Постановлено: 1. Протоиерея Льва Махно в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей настоятеля Трехсвятительского подворья в Париже (Франция) и направить в распоряжение преосвященного Тульского. 2. Протоиерея Николая Иноземцева, помощника ректора Московской духовной академии, направить в распоряжение патриаршего экзарха Западной Европы, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира для назначения настоятелем Трехсвятительского подворья в Париже. 3. Игумена Александра (Елисова), насельника Свято-Данилова монастыря в Москве, направить в распоряжение патриаршего экзарха Западной Европы, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира для назначения настоятелем Свято-Троицкого храма в Ванве (Париж) в связи с кончиной архимандрита Сергия (Шевича), настоятеля названного храма. Синод заслушал доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия о возвращении 3 июня 1989 г. мощей св. благоверного князя Александра Невского из Музея истории религии и атеизма (Казанского собора) в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Постановлено: 1. Возблагодарить Господа за то, что цельбоносные мощи небесного покровителя города на Неве возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры и стали доступны верующим для поклонения. 2. С удовлетворением отметить, что акт передачи св. мощей благоверного князя Александра Невского является свидетельством нового характера отношений между государством и Церковью, основанных на уважении исторического и духовного наследия. Синод заслушал рапорт митрополита Минского и Белорусского Филарета о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке (Витебская обл., БССР). Синод утвердил Устав Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря, в должности настоятельницы — монахиню Ксению (Зайцеву). 1990 год — Начался визит Святейшего Патриарха Алексия II в Эстонию.

http://pravoslavie.ru/5504.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010