Ведь говорит Господь – человекам это невозможно, Богу же всё возможно! А в случае с отцом Антонином мы видим, что Господь прямо указывает и благословляет архимандриту Антонину создать целое Русское Православное земное царство на Святой Земле! И отец Антонин, казалось бы, человек со своими человеческими грехами, но в течение 30 лет, четко исполняя указание и благословение Самого Господа, своими кропотливыми молитвенными и деятельными трудами во славу Божию создал именно это Русское православное царство в Земном Уделе Господа – Святую Русскую Палестину! Что есть уникальным и вечным чудом! Только с 1868 года, после начала руководства отцом Антонином Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, по 1889 год на своего друга и подвижника турецкого подданного Якова Халеби были оформлены более 10 арабских участков (а всего их было 14), составивших ядро всей Русской Палестины! Драгоман, преданный отцу Антонину, переводом всей этой земли на имя Русской Миссии оказал России неоценимую историческую услугу! Значит, по всем канонам Святаго Православия отец архимандрит Антонин (Капустин) за сотворимый им такой вселенский православный подвиг в виде вечного чуда достоин прославления в лике Преподобного русского подвижника. Аксиос! Отец Антонин, по молитвам к нему, не раз спасал созданный им Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеонской Горе в Святом Граде Иерусалиме. В далеком 1927 году страшное землетрясения накрыло Иерусалим и Елеонскую Гору. Очевидно, было обрушение великой Иерусалимской Русской Свечи – высокой колокольни обители, олицетворяющей высоты Христова Вознесения и Православной Веры! Сестры обители усердно молились Божией Матери и погребенному в Спасо-Вознесенском соборе его основателю – отцу Антонину. И… угроза гибели обители миновала. Во время Шестидневной войны 1967 года Елеонский русский женский монастырь оказался в эпицентре тех страшных военных событий. Над монастырем страшно летали самолеты и бомбы. Одна из бомб угодила в привратню обители и убила привратницу, сестру Евлалию. Сестры монастыря во главе с матушкой игуменией Тамарой (Романовой-Багратион-Мухранской) со слезами на глазах молились храмовой иконе Божией Матери «Скоропослушница» и у Могилки Преподобного отца Антонина. И молитвы были услышаны – монастырь остался цел, жив и торжественно существует и поныне, отмечая в этом году 100-летие своего монастырского статуса!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/06/da...

Колокольня представляет собой квадратную в плане четырехъярусную башню изящных пропорций, высота ее 64 метра. Благодаря своему местоположению почти на вершине Масличной горы колокольня видна за много верст с разных сторон и известна под названием «Русская свеча». В 1885 г. для колокольни был привезен по морю (на пароходе «Корнилов», вышедшем из Одессы 12 марта 1885 г.), а затем принесен в Иерусалим на руках 308-пудовый Елеонский колокол, отлитый на пожертвования соликамского купца Рязанцева. Перенос колокола на Елеон о. Антонин описывал так: «И вот – 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения. По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучшего. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извивавшиеся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонников это не было препятствием, а во время остановок они пели «Спаси Господи люди Твоя», при громогласном упоминании имени обожаемого монарха». Колокол принесли на Масличную гору 7 февраля 1885 г. В наиболее широкой части он имеет диаметр 213 см. Высота его составляет около трех метров. Стенки колокола украшены горельефами. Понизу идут две надписи, нижняя из которых гласит: «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п[удов] 20 ф[унтов]».

http://sobory.ru/article/?object=09372

24 марта 1894 г. о. Антонин умер. Он завещал похоронить себя в Вознесенском соборе в южном крыле. Однако скальная порода, залегающая там прямо под полом не позволила это сделать и могила о. Антонина находится в северной части здания. После смерти о. Антонина в 1894 г. на Елеоне начала складываться женская монашеская община, которая официально была утверждена указом Святейшего Синода РПЦ от 2 декабря 1906 г. Согласно указу, «женское общежитие» на Елеонской горе признавалось общиной и на него распространялись правила, установленные в 1898 г. для Горненской общины. Преемнику о. Антонина архимандриту Леониду (Сенцову) тем жу указом предлагалось испросить благословения Иерусалимского патриарха на учреждение общины. Первоначально сестер в общине было пятнадцать. К 1907 г. их число выросло до 70, а в августе 1914 г. перевалило за 100. Игуменом общины был назначен о. Парфений. При нем началось строительство странноприимницы, богадельни, открылись золотошвейная и иконописная мастерские. Однако служение о. Парфения длилось недолго. В ночь на 15 января 1909 г. он был зарезан в своей келье. Злоумышленики так никогда и не были найдены, цель преступления осталась неизвестной. О. Парфений похоронен снаружи Вознесенского собора у его северо-восточного угла. В 1907 г. (еще при о. Парфении) по инициативе архимандрита Леонида было начато строительство большой соборной церкви во имя Страшного суда. Церковь это так и не была достроена из-за начавшейся I Мирвой войны и революции в России. Нижняя теплая часть ее, которую только и успели выстроить, являет собой сегодня трапезную монастырскую церковь во имя Филарета Милостивого. С началом I Мировой войны, духовенство РДМ и десять старших русских насельниц Елеонской обители были вынуждены покинуть Палестину и выехали в Александрию. Турецкие власти заняли русские постройки и расквартировали в них солдат, предполагая изначально разместить в строениях монастыря военный госпиталь. Службы в Вознесенском соборе прекратились, сам собор был опечатан. Сестры получили приказ в три дня освободить помещения обители и расселились по греческим монастырям. Благодаря вмешательству патриарха Дамиана «изгнание» продолжалось только 17 дней, после чего насельницам обители было разрешено вернуться, хотя около 300 турецких солдат оставалось в монастыре, а Архимандричий дом был занят германскими офицерами. Вернувшиеся насельницы обнаружили жуткий разгром, учиненный турецкими солдатами за 17 дней. Был поврежден иконостас Филаретовской церкви, многие иконы осквернены, кресты повалены, часть священной утвари пропала. В самом городе царил голод, ходить по улицам было небезопасно. По распоряжению патриарха Дамиана оставшиеся в обители сестры получали поддержку (хлебом и мукой) от Иерусалимской патриархии, кроме того помощь поступала от итальянского консула и американских представителей. На молитву сестры ходили в церковь расположенного неподалеку греческого монастыря Мужей Галилейских («Малая Галилея»).

http://sobory.ru/article/?object=09372

Монахиня Вероника (Рахеб) в юности Когда она пришла в монастырь игуменьей, в 1951-м году, женский Елеон влачил очень жалкое и бедное существование: кругом была послевоенная нищета, было сплошное своекоштье, сестры зарабатывали себе на хлеб на стороне за пределами монастырских стен, подвергались всяческим унижениям и издевательствам со стороны местных мусульман – арабов и турок, ходили в лохмотьях, в оборванных рясах. В монастыре проживало очень много старых, с дореволюционного времени, сестер, которые умирали с геометрической быстротой. Я помню, только в один год мы похоронили аж 10 сестер! Монастырь в будущем мог однозначно обезлюдеть… Вместе с отцом Димитрием (Биакаем), которого назначили начальником Русской Духовной Миссии одновременно с матушкой Тамарой и который также является великим подвижником Елеона, матушка резко и бесповоротно преобразила всю внутреннюю жизнь монастыря. Матушка резко и бесповоротно преобразила внутреннюю жизнь монастыря Являясь одной из самых ярких представительниц Русского Зарубежья, матушка благодаря своим широким добрым связям получала от многочисленных европейских спонсоров деньги и вкладывала их тут же в обустройство материально-технической жизни обители: провела электричество, водоснабжение, канализацию. При матушке сестры перестали зарабатывать себе на хлеб в миру, перестали ходить в лохмотьях. Была установлена общая сестринская обеденная трапеза, хотя полностью от своекоштья отказаться не позволяли средства. Спасо-Вознесенский Елеонский монастырь в Иерусалиме Матушка заботилась о сестрах, как добрая мать о своих дочерях. Для больных и немощных сестер была устроена больница, в которой постоянно поочередно дежурили молодые сестры и ухаживали за находящимися на одре болезни и смерти старицами. Матушка следила за физическим здоровьем сестер. Нас бесплатно обслуживали в арабском госпитале им. Августы-Виктории, и нас часто посещал лично прикрепленный врач, обследовал тяжкоболящих стариц и всех, чье здоровье вызывало сомнение. Матушка сделала монастырь интернациональным, привлекла местное православное арабское население к сохранению этой Вселенской Святой обители.

http://pravoslavie.ru/123374.html

Три смены звонарок, по две в каждой, звонят в колокола. Это тяжелое послушание, ведь на колокольне высотой 98 метров бывает очень холодно и всегда ветрено. Не менее сложным, требующим сноровки и все же многими любимым послушанием является сбор маслин. Масличный сад на Елеоне раскинулся по всей территории, насчитывает более 500 деревьев и ежегодно приносит от полутора до 3 тонн плодов. При переработке это дает не менее 800 литров оливкового масла. Каждый год в октябре после праздника Покрова Богородицы начинается сбор маслин, который длится почти неделю. Собирать маслины – дело кропотливое и требует большой сноровки. Собранные плоды сестры ссыпают в мешки и на тракторном прицепе доставляют в трапезную для сортировки. Крупные маслины идут на засолку, а остальные отвозят в католический монастырь в Латрун, что по дороге в Тель-Авив, на маслобойню. У нас живы и старинные монастырские искусства: шитье золотом, бисером, вязание четок, иконопись и другие художественные мастерства. Игуменскую приемную монастыря по сей день украшает работа первой настоятельницы монахини Евпраксии – вышивка шелком на черном бархате: «Русский женский монастырь на Елеоне». Сестры много трудятся для богатой ризницы, комплектацией которой занимался еще приснопамятный архимандрит Антонин (Капустин) . Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь – А каков был путь вожатой организации «Витязей» из Бельгии до настоятельницы одного из крупнейших монастырей Русского Зарубежья? – Мой отец, Дмитрий Константинович Бубнов, – родом из Петербурга, мама, Анна Васильевна Федорова, – из Псковских Печер. За границу мои родители попали разными путями еще до войны и там встретились. Разница в возрасте у родителей была 12 лет. Когда отец венчался с дочкой городского головы Пскова, моя в то время девятилетняя мама была на их свадьбе. Отец во время Гражданской войны поступил в Белую армию и через Эстонию в 1921-м году попал в Париж. Маму в 1936-м году послали учиться английскому языку в Оксфорд. Перед войной из Англии она попала в Бельгию, где родился мой старший брат Алексей Троицкий.

http://pravoslavie.ru/139313.html

11 декабря 1917 г. Иерусалим был сдан английскому генералу Эдмунду Алленби. Часть английских солдат была расквартирована в корпусах Елеонской обители. Солдаты помогали сестрам продуктами питания, чаем и сахаром. Кроме того, сестрам была предоставлена возможность заработать на пропитание на работах по строительству дороги Иерусалим-Иерихон. В начале 1919 г. из Александрии вернулись старшие сестры, в июне того же года был отпечатан Вознесенский собор. Затем в город вернулось и духовенство РДМ (без архимандрита Леонида, умершего в Москве 10 ноября 1918 после участия своего в Поместном соборе РПЦ). Однако в связи с революцией связь с Россией прервалась. Палестинские русские церкви оказались в подчинении ВЦУЗ (Высшего Церковного Управления заграницей). Однако в 1923 г. 30 сестер монастыря подали прошение британскому Верховному Комиссару по Палестине, в котором просили признать их самостоятельность в хозяйственных делах, в отношении же духовного окормления перевести их из подчинения начальника РДМ в подчинение Иерусалимского патриарха Дамиана. С того времени во главе обители стоят настоятельницы в сане игумений. В 1924 г. по ходатайству митрополита Антония (Храповицкого) обитель получила с благословения патриарха Дамиана статус монастыря. С тех пор монастырь находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей. За сто лет существования обители во главе ее стояли: матушка Евпраксия, игуменьи Елизавета и Павла, матушка Маргарита, игуменья Мелания, схимоигуменья Антония (до того – игуменья Павла, вторично), игуменья Тамара (в миру княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская, дочь Вел. Кн. Константина Константиновича), игуменьи Феодосия, Параскева, Варвара, Юлиана и Моисея (ныне). В последние годы в монастыре подвизалось 46 сестер: русских, арабок, румынок, эстонок, немок и австралиек. Источники: 1. Иеромонах Марк (Головков). 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В книге «Паломничество во Святую Землю», изд-во «Эком-пресс», М., 1997. 2. И.Торик. Энциклопедический путеводитель по Израилю. Иерусалим, «ИсраДон», 2001.

http://sobory.ru/article/?object=09372

Его возглавлял Сергей Александрович, Великий князь, муж Великой княгини Елизаветы Федоровны, преподобномученицы. Целью это общества была поддержка Православия и всего русского населения, всех православных паломников, которые приходят на поклонение Святым местам. Было создано свыше ста школ, где учили русский язык. Очень многие арабы в то время говорили по-русски. Например, Якуб Халеби, известный драгоман, переводчик отца Антонина, прекрасно говорил по-русски. Так как он был подданным Турецкой империи, а Святая Земля находилась тогда под турками, он имел право приобретать участки Святой Земли на свое имя. Иностранцы не имели права приобретать участки земли, по закону. Якуб Халеби, будучи верным членом Православной Церкви, приобретал участки на свое имя и потом в дарственной завещал их отцу Антонину и Русской духовной миссии. Таким образом, при отце Антонине приобретено не менее 13 участков, которые мы сейчас имеем на Святой Земле. Это Елеон, это Горний, это Хеврон, Мамврийский дуб, это в Иерихоне участки и многие другие. Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь – Когда здесь образовался женский монастырь? – Уже после смерти архимандрита Антонина, в 1906-м году, была основана женская община на Елеоне. Первой настоятельницей была монахиня Евпраксия (Миловидова), которая приехала из Алексеевского московского монастыря, где была послушницей. Она была знакома с отцом Антонином. Настоятельницей монастыря она стала, когда игуменом был Парфений. В первый год ее настоятельства, в 1906-м году, было только 15 сестер. Это были женщины, которые помогали организовывать всю церковную жизнь. Так как вначале это был просто храм, богослужения были только в воскресенье и четверг. Но они устраивали там все: жертвовали, устраивали хор, помогали. Из них и образовалась первая община – 15 человек. В течение года стало свыше ста человек. Надо отдать должное матушке Евпраксии, что в 1914-м году, когда из-за сердечной недостаточности она умерла, в обители остается свыше ста сестер. Игуменьей назначается игуменья Елизавета.

http://pravoslavie.ru/157778.html

Не без колебаний я решилась написать в Иерусалим в Спасо-Вознесенский Елеонский женский монастырь Русской Православной Церкви Заграницей и просить, если возможно, подтвердить или опровергнуть мои догадки… Бабушка часто рассказывала мне о Машуре… В семейном архиве хранились ее фотографии и письма. И все же образ ее всегда скрывал какую-то тайну, что-то недоговоренное, разговорам о ней всегда сопутствовали умолчания. На мои расспросы бабушка Катя отвечала уклончиво, сдержаны были и рассказы о жизни Машуры в России, а потому в моем восприятии образ двоюродной бабушки Марии Ивановны, конечно, занимал свое место, она жила в моей памяти, но как-то очень далеко, и не только территориально. Мне почему-то в детстве представлялось, что, она, покинув не только Россию, отдалилась от нас и душевно. Да наверное, и раньше не была особенно близка к ореховским жителям. К сожалению, для такой детской настороженности имелись свои причины... Это было связано с бабушками Катей и Верой. Я видела закат их жизни. Мне представлялся он таким печальным, а они – такими несправедливо забытыми и заброшенными, что как-то само собой в моем сознании обида моя за бабушек переносилось на всю оставшуюся далекую и немногочисленную родню. Я видела, как много и самоотверженно работала бабушка Катя, как она любила свое дело – реставрацию, какая неустанная она была труженица. К ней приходило много людей за советом и поддержкой. Помню известных сотрудников Третьяковской галереи, бабушкиных учеников – ныне известных реставраторов, молодых писателей. Помню совсем еще молодого Владимира Солоухина, нашего ореховского земляка из ближнего к Орехову села Рождествена. Бабушка всех принимала и всем безотказно помогала. Помню я, как она собирала свои справки для пенсии, и с какими трудностями и унижениями было это сопряжено. Они и сейчас все лежат передо мной, эти жалкие бумажки – из Новгорода, Пскова, Владимира, Киева, Грузии, Белоруссии, Крыма, Азербайджана, – где только бабушка не работала, спасая бесценные фрески древних мастеров. А какая это была тяжелая работа… Холод, сырость, высоченные и шаткие леса, никаких удобств и часто совсем одна. И так из года в год.

http://pravoslavie.ru/62108.html

Главная задача сейчас — вернуть в собственность Общества Сергиевское подворье. После наших поездок мы доложили о сложившейся ситуации министру иностранных дел С.В. Лаврову и президенту России В.В. Путину. Тогда и был поставлен вопрос о возвращении подворья. Сейчас эта проблема активно разрабатывается, и одним из итогов встречи с Патриархом стало благословение на продолжение процесса возвращения Сергиевского подворья. Кроме того, на нашей встрече обсуждалась издательская и научная деятельность Общества. — Поделитесь, пожалуйста, издательскими планами Общества на ближайшее время. Архимандрит Антонин (Капустин), руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме. — Прежде всего, речь идет о судьбе дневника одного из самых деятельных руководителей Русской духовной миссии в Иерусалиме — архимандрита Антонина (Капустина). Это крупнейший научно-издательский проект, который, безусловно, найдет благодарного читателя. Архимандрит Антонин — создатель «русской Палестины», историки говорили впоследствии, что ему одному Россия обязана тем, что «твердой ногой встала у Гроба Господня». Отец Антонин прибыл в Святой Град в 1865 году, но начальником Русской Духовной Миссии стал только четыре года спустя. Главное, что он сумел сделать для Русской Церкви — это укрепление положения Миссии в Палестине, создание нормальных условий для пребывания русских людей во Святой Земле. Для этого он начал покупать земельные участки по всей Палестине, на которых его стараниями возводились монастыри, храмы, приюты для паломников. Первое приобретение архимандрит Антонин сделал в Хевроне в 1862 году: это был участок земли с растущим на нем Мамврийском дубом — отпрыском той дубравы Мамре, под одним из деревьев которой патриарх Авраам принимал Господа, явившегося ему в виде трех странников. (Быт. 18, 1-15). В 1871 году архимандрит Антонин купил в селении Эйн-Карем близ Иерусалима (евангельская Горняя — «нагорная страна, город Иудин», где был рожден Иоанн Креститель; Лк. 1, 39-80) обширную плантацию оливковых деревьев. Вскоре там стал действовать Горненский женский монастырь, хорошо известный сегодня среди российских паломников. Со временем в Иерусалиме и его окрестностях были устроены и другие женские монастыри: Спасо-Вознесенский на Елеонской горе, Гефсиманский с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

http://pravoslavie.ru/4655.html

Иерусалим - Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Храмы монастыря: Спасо-Вознесенский собор Трапезная церковь Филарета Милостивого Часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Как и в других подобных сделках, собственность записывалась на подставных лиц из «турецко-поданных». Большая помощь о. Антонину была и в этом случае оказана его многолетним сподвижником из местных православных Якубом Халаби. Изначально о. Антонин лелеял надежду выкупить и само место Вознесения, где в византийские времена располагаась базилика, затем, в период владычества крестоносцев, – купольная церковь, а ныне –небольшая часовня. Этой надежде не суждено было сбыться – часовня Вознесения («Стопочка») осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман. Однако приобретенный участок оказался на удалении всего в сто-двести метров от «Стопочки». Площадь участка – 54 дунама (около 54 тыс. кв.м.). Сразу по приобретении участка о. Атонин предпринял шаги по его озеленению. Именно при рытье ям для посадки кипарисов и были обнаружены впервые мозаики и захоронения византийского периода. Эти находки подвигли о. Антонина на осуществление планомерных раскопок, которые он начал, по получении разрешения от турецких властей, в 1871 г. При раскопках были найдены остатки церквей, погребальные пещеры и напольные мозаики византийского периода. Мозаики поначалу были датированы IX веком, однако сегодня высказывается мнение о создании их в предшествовавшие столетия – в VI-VII в. Мозаичные полы ныне можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме, где временно располагается музей археологических находок о. Антонина, завещанных им РДМ. Языки эпиграфики мозаик – греческий и армянский. О. Антонином планировалось создание на этом участке мужского монастыря. Первым шагом в этом направлении должно было стать строительство церкви. В 1873 г. раскопки были приостановлены и началось возведение церкви. Из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда все члены Миссии во главе с о. Антонином были вынуждены покинуть пределы Палестины, возведение храма затянулось на многие годы. Церковь была освящена лишь в 1886 г. Одновременно с церковью возводилась и колокольня. Исследователь В. Левин полагает, что общее архитектурное решение проекта церкви и колокольни принадлежит самому о. Антонину. Практической разработкой и осуществлением проекта руководили итальянские архитекторы Антонио Ламбрадорно (по другим данным, Лонгодорно, Лонгодорки) и Джанбаттиста Бизелли. Первый строил колокольню, второй – Вознесенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=09372

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010