29.03.2024 История основания храма Спаса Нерукотворного на Бородинском поле и Спасо-Бородинского женского монастыря. Жизнь и труды игумении-основательницы Марии (Тучковой) — к 152-й годовщине со дня кончины 29 апреля (ст.ст.) 1852 года в четвертом часу пополудни над холмами и долинами Бородинского поля, где за сорок лет перед тем совершилось кровопролитнейшее сражение Отечественной войны 1812 года, с колокольни Спасо-Бородинского монастыря вдруг протяжно зазвучал колокол, заставивший вздрогнуть сестер, занятых обычными послушаниями. Двенадцать заунывных ударов разлились по воздуху, и им в ответ послышались рыдания со всех сторон обители. Двенадцать ударов колокола могли означать лишь одно — матушка настоятельница, тяжело болевшая, но почувствовавшая, однако, в последние дни некоторое облегчение своих страданий, предала свою душу в руки Господа. Шесть суток простояло тело игуменьи в Филаретовской церкви монастыря. На монастырском дворе толпились крестьяне, пришедшие из ближних и отдаленных сел поклониться праху. Священники не успевали отправлять панихид, и на бюро, где происходила свечная продажа, сыпались медные деньги: каждый желал поставить свечку перед иконою за упокой «ея душеньки». Хотелось и сестрам послужить в последний раз матушке, уложить ее в могилу под звуки стройного хора. Погребальную обедню они пропели на славу, но когда началось отпевание, задрожали голоса, и повторились те скорбные сцены, которые случается видеть на похоронах матери семейства: со многими монахинями сделалась дурнота и их вынесли из церкви; вместо клирного пения раздался у гроба громкий плач и священники одни довершили отпевание. Тело усопшей опустили в склеп храма Спаса Нерукотворного. На оградке вокруг места ее последнего упокоения установили доску с надписью «Се аз, Господи, игумения Мария». Когда-то в миру она звалась Маргаритой Михайловной Тучковой. Брак ее с полковником Александром Алексеевичем Тучковым был заключен в 1806 году. Ей, урожденной Нарышкиной, было тогда двадцать пять лет. В своем недолгом замужестве Маргарита Михайловна была счастлива, несмотря на то, что ей приходилось выносить немало лишений, связанных с условиями военной жизни. Россия много воевала в начале XIX века, Тучков участвовал в Шведской и Финской кампаниях 1806-1809 гг., в них он был отмечен орденом Святого Георгия 4-го класса и получил чин генерал-майора. Маргарита Михайловна, не желавшая расставаться с мужем, порой переодевшись денщиком, сопровождала его в походах. 6 апреля 1811 года у Тучковых родился долгожданный первенец — сын Николай.

http://old.pobeda.ru/voinskie-hramyi/hra...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Спасо-Бородинский монастырь – память героев отечественной войны 1812 года   Спасо-Бородинский монастырь Е.Б. Емченко Статья из VI т. «Православной энциклопедии». С.84-86 Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А.А.Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М.М.Тучковой (Мария (Тучкова)). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений — месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 десятины земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского). В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиепископом Августином освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 августа 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка — Нерукотворный Образ Спасителя — и был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Ферапонтова Лужецкого монастыря. С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в начале 1838 г.— Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в Троице-Сергиевой Лавре Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.— в мантию, и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Бородинского монастыря общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Бородинском монастыре жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб.

http://sedmitza.ru/text/415757.html

Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Большой пятикупольный собор, выстроенный в память Бородинского сражения на средства солдат и офицеров Гвардейского и Гренадерского корпусов по проекту М.Д. Быковского. Незаурядный памятник архитектуры, одна из ранних попыток интерпретации форм византийской архитектуры. Закрыт в 1930 г., во 2-й пол. ХХ в. пустовал. В 1990-х гг. вновь освящен, реставрируется. Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Монастырские постройки возведены в разное время, но благодаря высокому мастерству создавших их зодчих они составляют гармоничное единство. С архитектурно-художественных позиций композиционным центром и высотной доминантой монастыря является собор во имя Владимирской иконы Божией Матери (1851-1859 гг., проект арх. М.Д. Быковского). Объемное, высокое строение из кирпича с декором из белого камня. В его архитектуре синтезируются приемы классицизма и византийского стиля. Это массивный четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба, поставленный на полуподвале. В храме на стенах алтаря частично сохранилась живопись академической школы. Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре начал строиться в 1851 году по инициативе первой игумении монастыря Марии (Тучковой). Проект был заказан известному московскому архитектору М.Д. Быковскому. Собор освящен в 1859 году. Игумения Мария не дожила до этого дня – скончалась в 1852 году, и строительство продолжилось при следующей игумении Сергии. За основу проекта Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.

http://sobory.ru/article/?object=14037

Введение Божиих, следующих за своим Господом и покорных словам Его. Подвижник и воин Христов не только должен переносить укоризны, но и богатство считать прахом. А если встретит славу и начальство – не превозноситься и не надмеваться; если похвалы и почести от людей – считать их незаслуженными. Лучше же сказать, обо всем, что считаем славным, скорбеть и что бесчестно в мире, тому радоваться. Желающий быть христианином в скорбях и искушениях (как при внешних, людьми причиняемых обидах, или гонениях, или ущербах, или подобном тому, так и при внутренних нападениях духов злобы) да будет сам себе равен, мужественно перенося все, что ни случится. Твердыней, ограждением и столпом крепости от лица вражия имея всегда Господа, к Нему да прибегает он во время брани. Преподобный Ефрем Сирин Помимо жизнеописания известной подвижницы благочестия иг. Марии (Тучковой), создавшей Бородинскую обитель ради молитвенного поминовения защитников Отечества, павших в войне 1812 года,– читатель сможет познакомиться с письмами сет. Филарета Московского к иг. Марии, открывающими взаимоотношения двух праведников, двух глубоко духовных людей. Письма публикуются впервые. Жизнеописание игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) Не даром помнит вся Россия Про день Бородина. М.Ю. Лермонтов Рядом с великими воспоминаниями и образами, нераздельными с именем Бородина, возникает в памяти каждого и светлый образ основательницы Бородинского монастыря. Становится отрадно при мысли, что на обширном поле, где шестьдесят два года тому назад в страшной битве полегли десятки тысяч православных воинов-мучеников, трудами этой подвижницы была воздвигнута обитель, посвященная их памяти, и каждый день возносятся теплые о них молитвы. О игуменье Марии (в миру – Маргарите Михайловне Тучковой) можно составить понятие уже на основании того глубокого уважения и почитания, которое она внушала всем знавшим ее. Протекло двадцать два года со дня ее кончины, а воспоминание о ней еще свежи в Бородинском монастыре и его окрестностях, где ее почитают как святую. «Много лет, прожил я на белом свете, – рассказывал мне старичок деревни Семеновской, – а такой болезной души я еще не видывал. Когда она скончалась, что в обители, что в окружных селах, стон стоял, потому она нам всем была мать родная». «И я помню матушку Марию», – говорят не без гордости молодые крестьянки. А занеможет мужичок или пошлет ему судьба какое горе, он отслужит панихиду над могилой игуменьи. В монастыре ее имя вызывает слезы и бесконечные рассказы. Твердо верят бородинские сестры, что она живет между ними невидимо, что она причастна их повседневной жизни, и поверяют ей свои скорби или радости. Ее келью и могилу украшают они березками в Троицын день, а в Светлый праздник ходят христосоваться с матушкой и кладут яйца на ее надгробную плиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялась Первосвятительская поездка в город Дмитров (комментарий в русле истории) Спасо-Влахернский монастырь «Господь дает по сердцу. Устрояйте сердца ваши, елико можно, в обитель Ему, дабы устроение и сей видимой обители достигло совершения, которого вы желаете. Которого и мы вам желаем, да будет и прибудет на вас и на обители сей благословение Отца и Сына и Святаго Духа, предстателъством Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы. Аминь». Слово Митрополита Московского и Коломенского Филарета, сказанное при освящении главного храма Спасо-Влахернского общежития во имя Нерукотворного Образа Спасова (21 сентября 1858 года) История Спасо-Влахернского монастыря Своим возникновением Спасо-Влахернский женский монастырь обязан благочестивейшим представителям прославленного рода Головиных. На протяжении столетия (1798-1890г.г.) строили Головины в своем родовом имении – селе Деденево храм во имя Спаса Нерукотворного, который, первоначально имея три придела, вырос в конечном итоге в десятипридельный собор. В сей храм была внесена вся родовая святыня Головиных, множество древних досточтимых икон, более трехсот частей святых мощей и богатейшая церковная утварь. С 1836 года забота об окончательной отделке храма пала на Гавриила Павловича Головина, наследовавшего от отца и деда любовь к церковному благолепию. Знаток и чтитель церковного устава, Гавриил Павлович старался все время и все достояние употребить на постройку храма. Здесь заведено было почти ежедневное служение с древним столповым пением. Но нельзя было надеяться с уверенностью, что многочисленная драгоценная святыня будет тщательно сохраняться в сельском приходском храме, посему мать владельца села Анна Гавриловна, урожденная княжна Гагарина, движимая чувством сострадательности к бедным, изъявила желание устроить женское общежитие по примеру первоначального заведения Спасо-Бородинского монастыря, по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой (Зосимовой) пустыни, с тем, чтобы впоследствии можно было обратить общежитие в монастырь.

http://sedmitza.ru/text/397575.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (комментарий в русле истории) Игумения Мария (Тучкова) Игумения Спасо-Бородинского монастыря Мария (Тучкова) (Публикуется по книге «Жизнеописание игумении Марии (Тучковой)» (в сокращении). Изд. Спасо-Бородинского женского монастыря. 2002 год) Жизнь в миру В конце XVIII столетия жила в Москве известная своим благочестием и благонравием семья потомственных дворян Нарышкиных, принадлежавшая к древнему боярскому роду, из которого некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого. Глава этого благородного семейства, отставной подполковник Санкт-Петербургского пехотного полка, Михаил Петрович Нарышкин и его супруга, Варвара Алексеевна, урожденная княжна Волконская, имели трёх сыновей и четырех дочерей, которых воспитывали в добрых традициях русской старины: в строгом благочестии, преданности Закону Божию, Церкви, Государю, в послушании родителям и взаимной любви. Старшая из дочерей Нарышкиных, родившаяся в светлые дни Святок, 2 января 1781 года, и как бы предзнаменовательно названная во святом Крещении Маргаритой стала впоследствии украшением не только своего рода, но воссияла всей России светом добродетелей и праведной жизни. Этот ребенок, казалось, был отмечен особым благословением Божиим. С детства Маргарита отличалась необыкновенной любознательностью, проявляя большие способности к учению, не свойственные её полу и возрасту. Под руководством многочисленных учителей-иностранцев, которых, по обычаю того времени, держали Нарышкины, девочка развивалась быстро, и к пятнадцати годам свободно владела французским и немецким языками, неплохо рисовала, прекрасно играла на фортепиано и пела. Помимо этих обязательных для любой светской девушки навыков, Маргарита серьёзно интересовалась естественными науками: ботаникой, анатомией, медициной, имела широкие познания в области географии и логики, много читала и размышляла.

http://sedmitza.ru/text/400356.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (комментарий в свете веры) Бой в районе Семеновского оврага (фрагмент панорамы Бородинского сражения) 8 сентября (26 августа по ст. ст.) произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. В 110 километрах к западу от Москвы, недалеко от Можайска, близ села Бородино сошлись армии Наполеона и Кутузова. Битва продолжалась весь день и принесла большие потери с обеих сторон. Русская армия показала беспримерный героизм: «Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю» – скажет о Бородинском сражении фельдмаршал М.И.Кутузов. Несмотря на то, что русская армия была вынуждена отступить к Москве, победа была предрешена. «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» – написал Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». На поле сражения погибло 38 500 русских солдат и офицеров. В память о любимом муже, безвременно сложившем голову за Отечество на Бородинском поле, Мария Тучкова устроила здесь монастырь, возведенный на Семеновской высоте. Спасо-Бородинский монастырь Спасо-Бородинский монастырь – память героев отечественной войны 1812 года Е.Б. Емченко (Публикуется по: «Православная энциклопедия». Т.6. С.84-86) Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А.А.Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М.М.Тучковой (Мария (Тучкова)). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений — месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 десятины земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского). В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиепископом Августином освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 августа 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка — Нерукотворный Образ Спасителя — и был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Ферапонтова Лужецкого монастыря.

http://sedmitza.ru/text/400353.html

С. Девятова Скачать epub pdf Старицы Спасо-Бородинского монастыря 18 Схимонахиня Сарра († 1911 г.) Традиция старчества в Спасо-Бородинском монастыре зародилась при игуменьи Марии (Тучковой, † 1852 г.), духовной дочери святителя Филарета Московского , обладавшей, даром утешения. После ее блаженной кончины духовно окормляла обитель схимонахиня Сарра (Потемкина, † 1911 г.), духовное чадо известного подвижника, старца Зосимы (Верховского , (1767–1833 гг.) (В июле 2000 года старец Зосима был прославлен как местночтимый в Московской епархии в лике преподобного.) Схимонахиня Сарра родилась в знатной семье Потемкиных. Известно, что она поступила в монастырь отроковицей. Прозорливый старец Зосима благословил ее на жительство в Спасо-Бородинский монастырь к игумении Марии. Нелегок монашеский путь, трудно было молодой послушнице в Спасо-Бородинском монастыре, она решила перейти в другой монастырь. Узнав об этом, игуменья Мария с грустью заметила, что там её ждут лишь скорби и болезни. Предсказание сбылось, послушница со слезами пришла проситься обратно в родную обитель. Любвеобильная игуменья Мария приняла её с любовью. Страдания сказались на здоровье монахини, и до конца жизни она не могла ходить, ее носили. Слабая телесно, но сильная духом, она помогла многим людям, обращавшимся к ней за помощью. К ней шли за советом и с просьбой помолиться. Старец Амвросий Оптинский говорил ее духовным чадам: «Она у вас столп и молитвенница. Хоть в этой жизни мы с ней не свидимся, а духом часто беседуем. Я надеюсь на милосердие Божие, что мы увидимся с ней в будущей жизни». По свидетельству современников старица Сарра была маленького роста – «помещалась в бельевой корзинке». По молитвам старицы Сарры исцелялись больные, к её советам многие прислушивались. По совету старицы у бесплодной родственницы одной из монахинь родился сын. Старица Сарра посоветовала женщине, десять лет страдавшей бесплодием отслужить в Спасском храме молебен Спасителю и преподобному Сергию, а потом – панихиду по игумений Марии. Через год у этой женщины родился сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Трагедия в Беслане (Телепрограмма, 4.09.04) (комментарий в русле истории) Спасо-Бородинский монастырь Печаль ратная Татьяна Горбачева (Газета «Церковный вестник». 18(271) сентябрь 2003 г.) Молитвенный памятник Спасо-Бородинский женский общежительный монастырь находится в селе Семеновское, прямо на Бородинском поле. Создание этого монастыря тесно связано с историей духовного подвига Маргариты Михайловны Тучковой. 8 сентября (26 августа) 1812 года в бою, поднимая свои полки в атаку, погиб командир пехотной бригады генерал-майор Александр Тучков. Его вдова, Маргарита Тучкова, долго искала тело мужа на поле битвы, но тщетно. Решив увековечить память о супруге и всех погибших в этой кровавой битве, Маргарита Михайловна в 1818 году начинает строительство первого храма будущего монастыря. В 1820 году на месте гибели генерала Тучкова была построена небольшая церковь во имя Спаса Нерукотворного. Спустя еще несколько лет, после смерти своего 15-летнего единственного сына, Маргарита Михайловна решила посвятить себя служению Богу. Испросив благословения и продав свое имущество, она возвела рядом с часовней монастырские постройки. Так Маргарита Михайловна Тучкова стала монахиней Марией и первой игуменией монастыря, получившего имя Спасо-Бородинского. В 1852 году матушка Мария скончалась в возрасте 72 лет, оставив после себя завещание, чтобы, пока стоит обитель, в ней шло поминовение всех воинов, погибших на Бородинском поле. Обитель освящал и особо ей покровительствовал митрополит Московский Филарет, ныне причисленный к лику святых. В монастыре хранится частица его святых мощей. «Да пребудут во веки веков в памяти народной высокие примеры военной и гражданской доблести предков в Отечественную войну, да воодушевятся сими примерами все верные сыны России в доблестном служении Родине...» — 26 августа 1912 года император Николай II поставил свою подпись под этими словами специального Высочайшего Манифеста. Вся Царская семья, а также сестра императрицы Елизавета Феодоровна посетили Бородинское поле в день 100-летия битвы.

http://sedmitza.ru/text/400335.html

7 сентября 2012 г. Спасо-Бородинский монастырь — память о войне 1812 года " Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству, они принесли себя в жертву Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России " (Святитель Игнатий Брянчанинов " Воспоминания о Бородинском монастыре " ) 1 . Отечественная война 1812 года и главное событие этой войны — Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) — особая страница российской истории. Жертвенный героизм, отчаянная храбрость, безмерное мужество, благородство, стойкость, патриотизм солдат и офицеров русской армии, проявленные в этой битве, во все времена всегда вызывают чувство искренней гордости и восхищения. Вокруг событий такого масштаба и эмоционального напряжения, как правило, возникает большое количество мифов и легенд. Рассказы и воспоминания, записанные не только со слов очевидцев, но и существующие в устной традиции в течение нескольких десятилетий, содержат информацию, которую бывает трудно проверить. Вместе с тем именно эмоциональная сторона событий привлекает общественное внимание. Такой является и история Спасо-Бородинского монастыря: героическая смерть на поле сражения, любовь века, трагедия жены и матери, потерявшей любимого мужа и единственного сына, христианское смирение, бескорыстное служение Церкви и миру, наконец, забота о ближнем. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех, бывших до него. По последним подсчетам, российские войска 24–26 августа потеряли от 45 до 50 тысяч человек, а Великая армия — около 35 тысяч. В российской армии убиты и смертельно ранены четыре, ранены и контужены 23 генерала, в Великой армии убиты или умерли от ран 12 генералов, ранены один маршал и 38 генералов 2 . Самые ожесточенные бои развернулись на левом фланге российских войск, где находилась 2-я армия под командованием генерала Багратиона. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга была уязвимой — здесь не было серьезных естественных препятствий и находилось меньше войск. Поэтому Наполеон именно на этом направлении сконцентрировал основные силы своей армии — корпуса Даву, Нея, Жюно и императорской гвардии. Около 90% сил неприятеля было сосредоточено против левого фланга российской армии 3 . Около шести часов утра началась первая атака на Багратионовы флеши в районе Семеновских высот. Один из французских офицеров впоследствии вспоминал: " Вся местность перед флешами была завалена телами французов, а сами флеши и местность позади них — телами русских. На этом пункте русские переходили несколько раз в наступление. Тела убитых затрудняли движение сражающихся, они ходили по крови, которую насыщенная земля отказывалась поглощать " 4 .

http://e-vestnik.ru/history/spaso-borodi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010