Пластуновская. Подворье Краснодарского Всецарицынского женского монастыря. Церковь Саввы Освященного. Карта и ближайшие объекты Храм в честь преподобного святого Саввы Освященного находится на монастырском подворье Всецарицынского Краснодарского женского монастыря, которое расположено в станице Пластуновской Краснодарского края на территории бывшего колхозного Сада-бригады. Храм был построен на подворье в 2003 году силами прихожан и трудников монастыря во главе с матушкой Неониллой. За основу взяли строение бывшей колхозной кузнецы и переоборудовали его под церковь. Строители, нанятые в Краснодаре, восстановили храмовое здание, оштукатурили и побелили стены, перед входом установили открытую звонницу. В результате получилось небольшое церковное строение, которое освятили в августе 2007 года. В 2008 году к основному объему сделали каменную пристройку, где разместили три кельи для сестер, православную библиотеку и небольшую церковную лавку, трапезную и административное помещение. Внешние стены обложили диким камнем. Убрали перед входом звонницу и построили ее рядом с храмом. Венчанием церкви является шатровая медная скатная крыша с главкой на барабане и золотистым крестом. Храм в честь преподобного святого Саввы Освященного в Пластуновской – действующий. Бывшая кузница колхозной Сад-бригады усилиями матушки Неониллы, прихожан-трудников из Краснодара и строителей сначала стала маленьким храмом с побеленными стенами и колокольней над входом в виде арки. В августе 2007 г. было совершено освящение престола, в храме по праздникам стали совершаться литургии и водосвятные молебны. Второй этап истории храма – его реконструкция, которая была проведена в течение 2008 года – к маленькому храму была сделана пристройка, в которой разместились 3 келии для сестер, маленькая монастырская лавка для продажи свечей, библиотека, маленькая трапезная и бытовое помещение. Снаружи стены храма были окультурены диким камнем, храм покрыт медной крышей, установлены медный купол в форме древней луковицы и Крест. Рядом с пещерным храмом была установлена деревянная звонница по образцу звонницы Спасо-Андронникова монастыря в Москве. К празднику Крещения Господня 2009 года в храме был установлен резной иконостас из дуба и липы, выполненный в византийском стиле, это копия иконостаса храма в Косьминской пустыни Ново-Тихвинского монастыря в г.Екатеринбурге; в иконостасе иконы Спасителя и Божией Матери «Тихвинская» (так как источник на подворье освящен в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы).

http://sobory.ru/article/?object=43032

Часовни: зачем их строят? Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ. 19 ноября, 2009 Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ. Часовни и их виды Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ. Часовня-памятник В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение? Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря — это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. «Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота — 2-3 метра, площадь — 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру — ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», — говорит иерей Николай Петров. В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

http://pravmir.ru/zachem-stroyat-chasovn...

Arhiva La Moscova au demarat lecturile tiinifice pe tema „Rusia. Georgia. Rsritul cretin. Legturile duhovniceti i culturale” 16 noiembrie 2017 17:46 16 ноября 2017 года в Музее имени Андрея Рублева открылись V ежегодные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», посвященные памяти Д.И. Арсенишвили (1905-1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева. Чтения проходят в юбилейный для музея год 70-летия со дня его учреждения. В Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря, где располагается Музей Рублева, митрополит Ахалкалакский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) совершил панихиду. Затем состоялось открытие двухдневной научной конференции «Россия. Грузия. Христианский Восток». «Здесь выступят ведущие специалисты по истории и древнерусскому искусству из Московского университета, Высшей школы экономики, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Российской академии художеств, а также ученые из Грузии, представители Грузинской Православной Церкви», рассказал ТАСС декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков. «Давид Арсенишвили, который стал директором музея в 1949 году, принял близко к сердцу судьбу полуразрушенной древней обители, задачу прославления имени Андрея Рублева, спасение рассеянных временем сокровищ древнерусской культуры. Он поселился в притворе Спасского собора и начал бороться за каждую пядь Андроникова монастыря: за помещение Спасского собора, около которого временные жильцы выстроили летний душ и выгребную уборную, за древний некрополь, где было разбито футбольное поле», пояснил он. «Именно Арсенишвили мы во многом обязаны самим существованием знаменитого на весь мир Музея Рублева», добавил отец Александр. Давид Ильич Арсенишвили был членом тбилисского бюро по охране памятников и знатоком русской культуры. После того, как Петр Барановский и Игорь Грабарь выступили за создание музея древнерусского искусства на базе Андронникова монастыря, Арсенишвили занимался формированием его экспозиции. ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5062924...

В Москве открылись научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи» 16 ноября 2017 г. 17:46 16 ноября 2017 года в Музее имени Андрея Рублева открылись V ежегодные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», посвященные памяти Д.И. Арсенишвили (1905-1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева. Чтения проходят в юбилейный для музея год 70-летия со дня его учреждения. В Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря, где располагается Музей Рублева, митрополит Ахалкалакский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) совершил панихиду. Затем состоялось открытие двухдневной научной конференции «Россия. Грузия. Христианский Восток». «Здесь выступят ведущие специалисты по истории и древнерусскому искусству из Московского университета, Высшей школы экономики, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Российской академии художеств, а также ученые из Грузии, представители Грузинской Православной Церкви», рассказал ТАСС декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков. «Давид Арсенишвили, который стал директором музея в 1949 году, принял близко к сердцу судьбу полуразрушенной древней обители, задачу прославления имени Андрея Рублева, спасение рассеянных временем сокровищ древнерусской культуры. Он поселился в притворе Спасского собора и начал бороться за каждую пядь Андроникова монастыря: за помещение Спасского собора, около которого временные жильцы выстроили летний душ и выгребную уборную, за древний некрополь, где было разбито футбольное поле», пояснил он. «Именно Арсенишвили мы во многом обязаны самим существованием знаменитого на весь мир Музея Рублева», добавил отец Александр. Давид Ильич Арсенишвили был членом тбилисского бюро по охране памятников и знатоком русской культуры. После того, как Петр Барановский и Игорь Грабарь выступили за создание музея древнерусского искусства на базе Андронникова монастыря, Арсенишвили занимался формированием его экспозиции. ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5062041.ht...

Спасский собор Андронникова монастыря является самым значительным и ярким произведением раннемосковской школы зодчества. Композиция собора очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданную Петром Милонегом на рубеже 12-13 веков. В Спасском соборе покоились мощи св. Андроника и его приемника, второго игумена монастыря св. Саввы. Здесь же хранилась главная святыня монастыря - образ Спаса Нерукотворного, привезённый митрополитом Алексием из Константинополя. Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублёва, но от них уцелели только крохотные фрагменты. Преподобный Андрей Рублёв, бывший монахом Спасо-Андроникова монастыря, жил здесь, скончался в 1428 году и здесь же был погребён. Могилу Андрея Рублёва пытался отыскать известный учёный-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984). По архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублёв был похоронен под старой соборной колокольней, до наших дней не сохранившейся. Однажды во время прокладки траншеи рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Уже темнело, и Барановский успел только скопировать с помощью угля и бумаги полустёртую надпись на плите. За ночь ему удалось установить, что перед ним - памятник первой трети 15 века. Место находки также указывало на то, что это могла быть надгробная плита с могилы Андрея Рублёва. Поспешив наутро к бесценной находке, Барановский с ужасом узнал, что рабочие, с типично советским отношением к истории, разбили плиту на щёбёнку и посыпали ею раскисшую в дождь и слякоть дорожку. За шесть столетий своего существования Спасский собор много претерпел. Наиболее жестокому разгрому от подвергся во время нашествия европейских варваров в 1812 году. Пламя пожара, охватившего собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма. В стенах собора до сих пор можно видеть обгоревшие, закопчённые камни - следы пожара 1812 года. После изгнания французов собор был восстановлен, причём к нему пристроили приделы и изменили завершение. Храм был восстановлен в первоначальных формах в 1950-1960-х годах.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Бывшая кузница колхозной Сад-бригады усилиями матушки Неониллы, прихожан-трудников из Краснодара и строителей сначала стала маленьким храмом с побеленными стенами и колокольней над входом в виде арки. В августе 2007 г. было совершено освящение престола, в храме по праздникам стали совершаться литургии и водосвятные молебны. Второй этап истории храма – его реконструкция, которая была проведена в течение 2008 года – к маленькому храму была сделана пристройка, в которой разместились 3 келии для сестер, маленькая монастырская лавка для продажи свечей, библиотека, маленькая трапезная и бытовое помещение. Снаружи стены храма были окультурены диким камнем, храм покрыт медной крышей, установлены медный купол в форме древней луковицы и Крест. Рядом с пещерным храмом была установлена деревянная звонница по образцу звонницы Спасо-Андронникова монастыря в Москве. К празднику Крещения Господня 2009 года в храме был установлен резной иконостас из дуба и липы, выполненный в византийском стиле, это копия иконостаса храма в Косьминской пустыни Ново-Тихвинского монастыря в г.Екатеринбурге; в иконостасе иконы Спасителя и Божией Матери «Тихвинская» (так как источник на подворье освящен в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы). Строительство Богослужения в храме прп.Саввы Освященного – литургии и водосвятные молебны - совершаются пока только по воскресеньям и некоторым великим праздникам, а также в день памяти прп.Саввы Освященного (18 декабря) и Тихвинской иконы Б.М. (9 июля). В 2007-первой половине 2011 гг. в храме прп.Саввы состоялось 4 Престольных праздника, было отслужено 5 архиерейских Богослужений. Таким образом, старая колхозная кузница, в которой ковали металл, стала кузницей веры, любви и Божией благодати в человеческих душах. Так определил Всемогущий и Всевидящий Господь изменить назначение этого места в Динском районе у реки Ставок, чтобы оно служило ко спасению людей. Сад [ править править код ] Недавно на юге России, в Кубанской митрополии, появилась новая святыня – место, которое посещающие его паломники с любовью называют «Кубанской Гефсиманией».

http://azbyka.ru/palomnik/Подворье_Красн...

Проповедь художника — Вы говорите о фотографии, как о форме проповеди, то есть о проповеди через культуру. Какой она должна быть? — Христианство само по себе — это только призыв, предложение, и, конечно, никакого действия оно иметь не может, если мы не являем собой пример. Известно от начала Церкви обратное: «из-за вас у язычников хулится имя Божие». Когда мы говорим о культуре, то получаем права такого разговора только тогда, когда показываем сами нечто явно более привлекательное, художественно более высокого качества, совершеннее по форме, чем все остальное. Иначе — «это бесы, это плохо, это…». А что хорошо? Покажите. Вы-то кто? Кто судьи? И в этом смысле, если говорить о церковном искусстве, о храмовом искусстве, то нам поистине есть над чем поработать. — В чем же задачи церковного, храмового искусства — в том, чтобы показать лучший образец творчества? — Я попробую поговорить об этом всерьез. Для начала нужно все-таки развести церковное и храмовое искусство. Что такое храмовое искусство, мне больше понятно из отрицательных примеров общего опыта Церкви, чем из положительных. Мы с вами говорим сейчас в месте, которое наречено «домом молитвы». А если храм — дом молитвы, то в нем решительно все должно быть функционально. И архитектура, и иконопись, и пение, и тексты — все это должно быть направлено к созиданию молитвы. Традиция… Мне довелось недавно видеть каталог довольно известного иконописца, византийского эпигона, труды которого и за рубежом, и в музеях, и в храмах. Форсированные цвета, нелепейшие позы, устрашающие лица, выпученные глаза, нимбы в орнаментах. Есть такие изображения, что я оставался в недоумении — что это, наглая карикатура или черный кич? Если мы через видимое обращаемся к невидимому — какие должны быть формы? Какие визуальные принципы должны быть заложены в икону? Какие не должны? Почему нередко иконостасы — это визуальный дребезг, слепящее золото, за которым и образов не видно, да они как будто и не нужны: паникадила влеплены так, что непременно загораживают Деисис. Закрытая Литургия — отдельные слезы… Слава Богу, под рукой положительный опыт в архитектуре. Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря — крохотное снаружи здание храма — огромное изнутри, где все ввысь, где тихий свет, льющийся сверху через несколько узких окон. Вы заходите — и сразу предстаете неземному. Храмовое искусство — это искусство создания сакрального пространства для молитвы.

http://pravmir.ru/prosto-svobodnyj/

В Спасо-Андронниковом монастыре, мимо которого просто невозможно было проехать, роль экскурсовода взяла на себя ученица 9 класса Аня Сомова, которая поведала о том, что в 1653 году в монастыре содержался под стражей идеолог старообрядцев протопоп Аввакум. Таганка - земля старообрядцев, Морозовых и Алексеевых. Проезжая в автобусе по улицам, ребята слушали рассказы об их усадьбах, о мануфактуре Морозовых. В усадьбе Алексеевых остановились у дома, где жил русский театральный актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский, основатель Московского Художественного театра. Здесь говорил Михаил Борисович, директор гимназии – кроме того, что настоящая фамилия Станиславского — Алексеев, и он потомок древнего старообрядческого рода, ребята узнали историю зарождения МХАТА в Славянском базаре, услышали что такое «система Станиславского», ответили «Верю!» и поехали дальше смотреть и слушать про храм Мартина Исповедника, Большую и малую Алексеевские улицы. Дальше историю Таганки ребята узнавали от Лены Зябкиной, ученицы 11 класса. Лена рассказала о названии улицы – Болвановской, где слободой жили ремесленники, изготовлявшие шляпные «болванки». На вершине Таганского холма стоит православный храм Николая Чудотворца на Болвановке, построенный в начале VIII века. Недалеко - храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах первой четверти XVII в., украшенный изумительными изразцами Степана Полубеса. Полюбовались на трехэтажный дом Тутолмина, с бельведером и портиком с колоннадой коринфского стиля, откуда в конце XVIII века открывался изумительный вид на Кремль и Москву. Сам генерал Тутолмин, как считается, стал прототипом графа Безухова в толстовском романе «Война и мир». Остановился автобус и у Храма во имя св. вмч. Никиты на Швивой горке за Яузой (подворье Афонского Пантелеимонова монастыря). Страшную историю дворца и парка Баташева во Власьевском переулке рассказала Лена: парк этот – кладбище, хотя ни единой могилы и ни одного креста как надгробия в нем не найти. В своих владениях Андрей Родионович Баташев, будто бы, устроил подпольную чеканку фальшивых денег и, за счет угождения власти, не имел страха ни перед чем, истязая рабочих, убивая неугодных. В этом дворце устроил себе резиденцию наполеоновский маршал Иоахим Мюрат. Когда-то это - богатейший дворец, построенный в 1802 году изумительным мастером Матвеем Казаковым, ныне - Яузская больница на Яузской улице.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/80....

Итак, почему же меня никто не любит? Вернее, почему не любит без предварительных условий и доказательств? Об этом человек спрашивает себя вот уже тысячи лет. По сути, попыткой ответа на этот вопрос является вся человеческая культура. Литература, музыка, искусство во всех проявлениях — это поиск доказательств любви и взаимные упреки. Но есть область человеческой культуры, где наконец-то этот ответ звучит и где нет упреков и жажды доказательств, а только признание на разные лады очевидного факта: человек без Бога бесконечно одинок и бессмысленен. Это — церковное искусство и, прежде всего, слово. Молитва — наша часть диалога с Богом. Если мы Богу ничего не скажем, то Он нам ничего не ответит, будет стоять рядом и ждать нашего вопроса. Вне религиозной жизни, без молитвы и общения с Богом ответа на главный вопрос не существует. Все другие способы избежать одиночества заканчиваются, как показала русская литература, печально: либо убийством старухи-процентщицы, то есть желанием занять место Бога, либо под колесами поезда, то есть нежеланием быть с Богом. Итак, самый главный ответ на самый главный вопрос существует! Мы не одни, есть Бог, с которым можно говорить, но кто Он, каков Его облик и как с Ним строить диалог, ведь общение требует прямого взгляда в другое лицо? Это лицо не вымышлено, не эфемерно, и оно явилось нам вместе с запахом прелого сена или терпкой хвои в морозную ночь, окруженное облаком пара от дыхания домашнего скота. / Прошло много лет после моей детской встречи в темноте с таинственным Существом, тоска по этому сладостному общению поубавилась, но никуда не исчезла, а вот чувство одиночества возрастало в геометрической прогрессии. И однажды, бродя по Москве в ясную и хрустящую рождественскую ночь, я зашел в небольшой древний храм бывшего Спасо-Андронникова монастыря. Рождественская служба уже шла, в полумраке долго что-то читали, но неожиданно зажегся свет, открылись Царские врата, и я услышал: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог (кондак Рождества). И вот, поймав на себе в тот момент прямой взгляд с иконы Спаса Нерукотворного, я узнал моего таинственного посетителя в далеком детстве.

http://pravoslavie.ru/76364.html

Конкретным и содержательным было выступление Андрея Сергеевича Тутунова – архитектора-реставратора, имеющего большой практический опыт восстановления памятников. Его доклад вызвал неподдельный интерес, в связи с чем слушатели курсов обратились с просьбой к ПСК, чтобы тезисы выступления А.С. Тутунова легли в основу методических рекомендаций для всех священнослужителей, проявляющих заботу о переданном им недвижимом церковном имуществе.      Третий день обучения древлехранителей был посвящен вопросам инженерной реставрации и восстановлению аварийных памятников. Для освещения этих вопросов были приглашены специалисты с мировым именем, такие как доктор геолого-минералогических наук, инженер-реставратор высшей категории, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию (движимых и недвижимых памятников истории и культуры) при Министерстве культуры РФ Виктор Викторович Дмитриев, инженер-реставратор высшей категории Иван Георгиевич Стрельбицкий, , инженер-реставратор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Евгений Валерьевич Шейкин, доцент кафедры архитектурного материаловедения Московского архитектурного института (МАРХИ) и кафедры охраны и реставрации культурного наследия Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Наталья Сергеевна Кавер, читающие лекции не только перед специализированной студенческой аудиторией, но и выступающие на престижных международных симпозиумах и конференциях. Вопросы конструктивного состояния сооружений, выбора материалов в храмовой архитектуре, влажностного режима исторических конструкций и связанных с ним механизмов разрушения невозможно охватить за один день обучения. От слушателей курсов поступило предложение проводить в течение года дополнительные краткосрочные курсы по отдельным темам, касающимся реставрации памятников, информируя об их проведении епархии.    Ярким завершающим аккордом стало для всех участников конференции посещение 31 мая московского Спасо-Андронникова монастыря, на территории которого помимо действующего Спасского храма расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Этот выездной семинар возглавил протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского. Древлехранители посетили не только уникальную экспозицию древнерусской иконописи, но и побывали в «святая святых» – в фондах и реставрационных мастерских музея, где специалисты ответили на многие профессиональные вопросы и на практике показали возможности реставрации и сохранения уникальных икон.

http://pravoslavie.ru/121627.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010