Крестовоздвижение: Каждый имеет возможность принять любовь Божию (+ВИДЕО) Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. 27 сентября, 2014 Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. Проповедь на праздник всемирного Воздвижения Креста Господня настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова. Поздравляю вас дорогие, браться и сестры, с праздником Воздвижения Креста Господня! Этот праздник утвержден в IV веке, уже после того, как при императоре Константине утвердилось православие, которое победило язычество. Христианство было воспринято, как религия всех. Формально она получила равноправие, но это означало победу христианства и начало его торжественного шествия, по крайней мере, в течение тысячелетия, по многим странам. Вскоре после этого события святая царица Елена поехала в святой город Иерусалим, в котором были проведены раскопки на месте распятия и погребения Христа Спасителя, и был обнаружен Крест. Эту историю все знают, но думаю, ее можно еще раз сегодня повторить. Были найдены все три креста, на которых был распят Господь Иисус Христос и разбойники рядом с ним. Их никто никуда не уносил, а оставили рядом и засыпали землей. Они сохранились в течение ряда столетий, и это неудивительно, так как почва там сухая и песчаная. Не было ясно, на каком из этих Крестов был распят Спаситель, так как все Кресты были одинаковыми. Тогда была совершена молитва, и — сколько было веры у людей! – взяли тело мертвого человека, приложили его ко всем трем крестам, и он воскрес, когда был приложен к тому Кресту, на котором был распят Спаситель. Когда я читаю об этом событии, я всегда думаю: как это удивительно, что люди нисколько не сомневались в воскрешающей силе Господа Иисуса Христа! Эта вера, в которой не было сомнений в воскрешающей силе, победила в противостоянии с государством, которое настаивало на язычестве, вплоть до кровавых преследований и казней. Христианство явило несомненную веру во время этих тяжелых гонений, которых было порядка десяти за эти три столетия, и после этого, и в этом удивительном событии – воскрешении мертвого человека силой Господней. Вообще воскресение мертвых — это крайне редкий случай во всех церковных историях — и в Библии, и в житиях святых. Но тут  публично, при всех: при патриархе Макарии, при царице Елене, при сонме клириков человек был воскрешен.

http://pravmir.ru/krestovozdvizhenie-kaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ [греч. Η παγκσμιος ψωσις το τιμου κα ζωοποιο Σταυρο - Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста; лат. Exaltatio S. Crucis - Воздвижение св. Креста], один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число двунадесятых . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста (см. ниже). Событие обретения св. Креста После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест , послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима рим. войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы. Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого . По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена , отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником. Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста ( Nestle. 1895; Straubinger. 1912; Heid. 1989; Borgehammar. 1991; Drijvers. 1992). Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Скачать epub pdf Слово в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. О спасении нас крестною смертию Господа от греха, проклятия и смерти 6 Вчера за утренним богослужением мы слышали с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, евангельское повествование, в котором Спаситель говорит о предстоящей Ему крестной смерти: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Ныне же за Божественной Литургией в апостольском чтении мы слышали слова Ап. Павла, также указывающие на крестную смерть Христа. Слово бо крестное (о кресте), говорит он, погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам, сила Божия есть... мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие ( 1Кор. 1:18:23 ). Наконец, нынешнее литургийное евангельское чтение содержит в себе повествование Иоанна Богослова о той же крестной смерти нашего Спасителя ( Ин. 19:6–35 ). Таким образом, все три чтения из Священного Писания в честь настоящего великого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня говорят нам о крестной смерти Христа, говорят о том величайшем деле Божественной любви, через которое Господь даровал нам спасение. И если бы нас спросили: что сделал для нас Господь Своею крестною смертию, то каждый из нас правильно сказал бы: Господь крестною смертию даровал нам спасение. Но если бы нас спросили: от чего именно спас нас Господь Своею крестною смертию, то может быть, на этот вопрос получились бы неодинаковые ответы, и не все из них оказались бы правильными. Между тем, вопрос о спасении нас крестною смертию Христа есть основной догматический вопрос нашей православной веры. Имея в виду, сколь греховны и гибельны для нас заблуждения в области догматического учения, мы, как православные христиане, должны правильно мыслить и говорить о всех догматах нашей веры, а тем более касательно главнейшего из них – догмата о нашем спасении. Вот какой ответ дает на поставленный нами вопрос великий богослов Русской Церкви, Митрополит Московский Филарет, которого по уму, святости и чудесам можно сравнить со св. Василием Великим . В своем катихизисе, всецело основанном на святоотеческом учении, он говорит: «Крестная смерть Сына Божия нужна была для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти». Когда мы в детстве изучали катихизис Митр. Филарета, то усваивали это догматическое знание механически, памятью рассудка. Ныне мы должны не только умом, но и всем сердцем воспринять его, чтобы оно было для нас убедительным, непоколебимым и спасительным. И сие знание будет для нас таким, если мы свой ум подчиним уму Христову, уму апостольскому и святоотеческому и не будем смущаться человеческими неправильными богословскими умствованиями, которые издавна стремились и стремятся поколебать ту или другую истину нашей православной веры. Такие неправильные богословские умствования существуют и по поводу настоящего догматического вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – единственный из чреды двунадесятых (т.е. 12-ти наиболее значимых) праздников церковного года, который посвящен не новозаветному событию, но переломному моменту церковной истории – окончанию эпохи гонений и началу эпохи христианской империи. Он установлен в память событий, связанных с чудесным явлением Креста святому равноапостольному императору Константину Великому в 306 г. (после чего Крест Христов становится защитным оружием и символом победы христианского государства) и с последующим обретением животворящего древа Креста Господня в 326 г. в Иерусалиме по инициативе святой равноапостольной царицы Елены, матери Константина. В основе праздника лежит исторический факт – «всемирное воздвижение» (т.е. возвышение при великом стечении народа) Честного и Животворящего древа Креста свт. Макарием Иерусалимским на все стороны света, предпринятое для того, чтобы все собравшиеся могли увидеть святыню. В воспоминание об этом в кафедральных и других соборных храмах в сей день совершается особый чин воздвижения образа Креста Господня. Поскольку в связи с Крестом Господним воспоминаются также и спасительные страдания Христовы, в день праздника положен пост (но с дозволением вина и масла). Последняя тема праздника – Крест Христов, стоящий на защите христианской государственности, поэтому праздничные тексты изобилуют молитвословиями за христианских царей, за христианское государство как совокупность граждан – христиан (греч. «политевма», слав. пер. «жительство») и за всю империю (греч. «экумена», слав.пер. «вселенная»). Празднование совершается 14 (27) сентября, на следующий день после ежегодного литургического воспоминания об освящении («обновлении») храма Воскресения Христова над Гробом Господним и Голгофой в Иерусалиме (335 г.). Своего рода предвосхищением праздника является богослужение 1 (14) августа – день изнесения («происхождения») частицы древа Креста Господня из царского дворца во Влахерне в Константинополь для поклонения верующих: с этого дня (за исключением периода празднования Успения Богоматери) на катавасиях утрени поются ирмосы канона Воздвижению Крест начертав Моисей. Предваряющие праздник суббота и воскресенье (т. н. суббота и неделя пред Воздвижением) имеют особые апостольские и евангельские чтения. Самому дню Воздвижения предшествует один день предпраздства, когда воспоминается и освящение иерусалимского храма Воскресения). Вечером в день праздника на великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на небеси и на земли. За Воздвижением следуют 7 дней попразднства с отданием праздника в конце. Суббота и воскресенье по Воздвижении также имеют особые чтения, связанные с темой Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Воздвижение Креста Господня Воздвижение Креста Господня, помимо предпразднства и попразднства, помимо отдания, которое есть у большинства двунадесятых праздников, имеет еще и свое начало в субботе пред Воздвижением. То есть практически Святая Церковь торжествует этот праздник не одну неделю, а целых две, литургически подчеркивая его важность и уделяя ему особое внимание для того, чтобы и мы приобщились к нему. Своим духовным опытом, своим духовным оком Церковь прозревает истину и тайну Христа и через богослужение, в котором все мы в свою меру участвуем, пытается посеять эти истины, эти тайны и в наших сердцах. Вот перед нами в центре храма лежит Крест, украшенный цветами. Он очень красив, этот Крест, а на нем – истекающий кровью Христос Спаситель. В христианстве ничто не поддается простой логике, а наоборот, как говорят философы, все антиномично. Например, Бог Троица и Бог един – как это возможно? Понять этого нельзя, можно это только созерцать, можно к этому приобщиться через духовный опыт. Любой догмат Православия нельзя просто логически объяснить, вычислить, просчитать, он выше чисто практического понимания. И в Кресте Господнем заключена такая же тайна. Каждый из нас по опыту знает, что крест имеет великую силу, и большинство христиан боятся буквально на минуту снять с шеи крест, чтобы не лишить себя его ограждающей силы. Крестом мы начинаем каждую молитву, и крестом мы ее заканчиваем. Крестом мы осеняем свою постель перед тем, как отойти ко сну. Крестом мы освящаем свои жилища, украшаем священные облачения и храмы. Крест сам по себе замечательно красив, имеет совершенную форму, но не из-за своей красоты он обладает такой силой, а потому, что на нем был распят Христос. Поэтому когда на душе у нас мрачно, а это бывает оттого, что демонская рать нагоняет на нас уныние, достаточно нам взглянуть на Крест Христов и сравнить свою печаль с печалью Христовой – и наша печаль покажется нам просто смешной по сравнению с той, которую носил в сердце Он, видя наши грехи. Когда у нас что-то болит и нам трудно переносить боль, достаточно посмотреть на Крест Христов – и нам сразу станет стыдно, что мы пищим и скулим от малых испытаний по сравнению с теми испытаниями, которые Господь претерпел за нас. Когда мы остались одни, и нам кажется, что мы всеми брошены, и в сердце у нас тоска, достаточно взглянуть на Крест Христов – и нам станет стыдно, потому что мы-то никогда не бываем одни. Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». То есть держа память о Кресте в своем уме, мы можем жить, ничего не боясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Слово в день всемирного воздвижения честного и животворящего креста Христова «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» В память того великого события, когда впервые открыт был крест Христов, находившийся три века в земле, в которой сокрыли его враги Господа Спасителя, церковь установила ежегодно праздновать день обретения этой величайшей святыни мира христианского, и с торжеством воздвигает его для поклонения всем, истинно верующим в Господа Спасителя. Воздвигается крест Христов: и пред нашим мысленным взором как бы вновь воскресает вся страшная картина великих мучений Божественного Страдальца, которые благоволил Он поднять ради нашего спасения и оправдания пред Богом. Воздвигается крест Христов: и мы с чувством глубочайшего благоговения преклоняемся пред ним, знамением нашего искупления, источником освящения, залогом вечной жизни, дарованной всему роду человеческому Тем, Кто пострадал и умер на нём. «Кресту Твоему покланаемся, Владыко!» Если и всегда верующий христианин носит в уме своём и живом воспоминании Господа Спасителя, нас ради пострадавшего и умершего: то ныне по преимуществу останавливается он своей мыслью и чувством сердца на этом великом предмете. При размышлении о божественных страданиях и смерти Господа Спасителя, мы должны знать и обходить две крайности, порожденные буйным неверием и своевольным мудрованием человеческим, из которых одна отрицает божество Господа Спасителя на том именно основании, что Он пострадал и умер, на кресте, другая, хотя и признаёт Его божественное достоинство, но по этому самому не допускает действительности Его страданий, какие претерпел Он в крестной смерти за род человеческий, почитая сии страдания за один только призрачный и обманчивый вид. Первая крайность принадлежит Иудеям, вторая – тем лжеименным христианам, которые явились в великом множестве ещё со времён апостольских и известны под именем гностиков, т. е. еретиков, хвалившихся знаниями своего ума. Иудеи доселе не признают во Христе распятом своего Мессии и Сына Божия потому именно, что Он был распят на кресте и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

В. Чернов Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня События праздника Праздник Воздвижения честного и животворящего креста Христова единственный из двунадесятых праздников напоминает нам не о временах земной жизни Спасителя или Богородицы, но с гораздо более поздней эпохе. Обнаружение Креста Христова Когда император Константин положил конец гонениям на христиан в Римской империи, его мать, императрица Елена, будучи христианкой решила по возможности сохранить места и предметы, связанные с земной жизнью Спасителя. На тот момент со времени смерти и воскресения Христова прошло около 300 лет – примерно столько же, сколько в нашу эпоху миновало со времени основания Санкт–Петербурга. Однако империя все эти годы была языческой, христиан было сравнительно немного и места, связанные с евангельской историей, никак не оберегались. На Голгофе спустя недолгое время после распятия Спасителя был воздвигнут храм языческой богини Венеры. Было известно, что по обычаю орудия казни зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у святителя Григория Турского , место обретения креста Господня под развалинами языческого храма указал один престарелый иудей по имени Иуда Кириак. Впоследствии он крестился, стал иерусалимским епископом и принял мученичество в правление императора-отступника Юлиана. Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе креста Господня. Одно из преданий повествует, что как раз в то время мимо двигалась погребальная процессия. На покойного по очереди возложили все найденные кресты, но только лишь к телу прикоснулось древо креста Христова, как усопший воскрес.  В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») святой крест, показывая его народу. Народ поклонялся кресту, восклицал: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения честнато и животворящето креста, который был уже установлен в год обретения святого древа. Так как крест был обретен перед праздником Пасхи, то первоначально Воздвижение креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Крест укрепляющий " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа " Праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня пришел к нам с четвертого века - сказал владыка в проповеди. - После того, как Христос принял распятие на Голгофе, кресты были сброшены в том же саду в яму, потому что иудеи не прикасались ни к телам, ни к орудиям смерти. Они были заброшены камнями и лежали так. В 70-м году император Тит завоевал Иерусалим, уничтожил Голгофу и Гроб Господень, все было засыпано камнями и распахано. Христос говорил ученикам перед Своими страданиями, что от этого города не останется и камня на камне. Так и случилось. В 117-138-м годах Римской империей правил Андриан, он посетил Иерусалим и сказал, чтобы его название не упоминалось больше никогда в истории человечества и велел построить здесь город в свою честь - Элию Капитолину. Он был ярым язычником и на месте Голгофы и Гроба устроил два капища - Юпитеру и Венере, в которых происходили мерзости и осквернения. Так было поругано место, на котором совершилось наше спасение. Бесчинство продолжалось двести лет, пока не пришел на римский престол первый христианский император Константин. Он решил отыскать все места, связанные с жизнью Спасителя и там построить христианские храмы. Была снабжена экспедиция во главе с его матерью царицей Еленой. Она приехала в Иерусалим и узнала, что Крест Господень может находиться под капищем Венеры. При раскопках были обретены три креста и гвозди, которыми прибили тело Спасителя. Чтобы узнать, какой Крест Христов, по очереди возложили их на умершего человека из проходящей неподалеку похоронной церемонии. Когда возложили Крест Христов, покойник воскрес. Это было чудо. Патриарх Макарий и царица Елена от радости поднимали Крест, а народ восклицал: " Господи, помилуй " . Частицы Креста и гвозди Елена увезла в Константинополь, а на этом месте был заложен храм в честь Воскресения Христова, освященный в 335-м году. Через год вышло постановление, чтобы каждый год отмечался великий праздник Воздвижения Креста Господня. С тех пор он совершается в Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Скачать epub pdf 36. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. О спасительной силе Креста Господня (Ин. 19:6–11; 13–20; 25–28; 30–35) «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся " " 157 . Три раза в году Православная Церковь , благочестивые слушатели, особо чтит и прославляет Животворящий Крест Господень и призывает нас благоговейно поклоняться ему: в неделю Крестопоклонную в Великом Посту, в Неделю Страстную (страстей Господних) и сегодня, 27 сентября, в великий Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодняшний праздник был установлен нашей Церковью по поводу двух событий: 1) обретение Креста Господня в Иерусалиме; 2) возращения его из Персии, нынешнего Ирана, опять в Иерусалимский храм. Вот как происходили эти события: после прекращения гонений на Христову Церковь в 325 году святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого , отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Нелегко было найти Его. По полученным сведениям, евреи и язычники, ненавидя распятого Христа, зарыли Крест Его глубоко в землю, а сверху на этом месте поставили капище языческой богине Венере. Когда снесли это идольское капище и разрыли землю, то нашли в глубине и извлекли наружу Крест Господень и два креста разбойников. Крест Спасителя узнали через совершившееся чудо: умерший человек ожил, когда его поднесли к кресту Господню. Присутствующие при этом христиане устремились благоговейно лобызать новоявленную святыню. Из-за множества народа не всем удавалось сделать это. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий с духовенством взошёл на возвышенное место и стал воздвигать (поднимать) Крест так, чтобы все люди могли видеть Его. Созерцая Крест и повергаясь ниц перед Ним, народ в воодушевлении восклицал: «Господи, помилуй». С этого времени Животворящий крест Господень находился в Иерусалимском храме и в день памяти его особо торжественно воздвигался для поклонения верующим. Особому почитанию Креста Господня в Иерусалиме содействовало явление на небе Креста Господня вскоре же (в 351 г.) после обретения на земле Животворящего Креста Господня. Огромный Крест, составившейся из света, сиянием превосходил свет лучей солнечных и был видим в продолжении нескольких часов жителям Иерусалима. Это необычайное событие описано было, кроме некоторых историков, ещё и Кириллом, архиепископом Иерусалимским в послании к Царю Константину 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В праздник Крестовоздвижения множество богомольцев приезжают в село Годеново Ярославль, 28 сентября 2005 г . В день Воздвижения Животворящего Креста Господня множество богомольцев со всех концов России и зарубежья приезжают в село Годеново Ростовского района Ярославской области, где в храме во имя святителя Иоанна Златоуста хранится чудотворный Крест, явленный чудесным образом в 1423 году на Сохотском болоте, сообщает пресс-служба Ярославской епархии . По традиции в этот день в годеновском храме божественную литургию совершает архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Каждый с верой и молитвой приходящий поклониться великой святыне получает помощь Божию. Насельницы Свято-Никольского монастыря города Переславля-Залесского – храм святителя Иоанна Златоуста является подворьем этой обители – ведут специальные записи творимых исцелений и чудес. Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня – особый день для этого места. В этом году более тысячи человек приехало в маленькое село поклониться Кресту. История креста – история знамения с неба 1423 год – эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день – 29 мая (11 июня по новому стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Вдруг увидели они на болоте большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И увидели Крест, а на нем Распятого Спасителя. А рядом – стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: " Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие будут... " Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал представителей идти к местному епископу и просить благословения на строительство храма.

http://pravoslavie.ru/14674.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010