Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Глебов Василий Алексеевич; 31.12.1885, Смоленск - 6.03.1938, Ленинград), еп. Рославльский, вик. Смоленской епархии. Из семьи священника, секретаря Смоленского архиерея. В 1906 г. окончил Смоленскую ДС, в 1911 г.- юридический фак-т Харьковского ун-та. В окт. 1913 г. поступил в Пафнутиев боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь , в 1915 г. принял монашеский постриг. С 1916 г. состоял в братии смоленского Троицкого мон-ря (архиерейского дома), был рукоположен во иеромонаха. В 1918 г. мобилизован в Красную Армию, служил в тыловом ополчении в Смоленске. 26 сент. 1920 г. в московском храме во имя прп. Сергия в Рогожской слободе В. был хиротонисан во епископа Рославльского, викария Смоленской епархии, хиротонию возглавил св. Патриарх Тихон . Во время кампании по изъятию церковных ценностей , пытаясь предотвратить столкновения, 29 марта 1922 г. обратился к приходам Рославльского у. с воззванием, в к-ром призывал «выполнить все требования комиссии по изъятию; при изъятии попросить лишь оставить священные сосуды, но если бы и их потребовали, то отдать со спокойным сердцем, испросить лишь самое необходимое для богослужения». В период острого кризиса высшей церковной власти, когда Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923) и власть узурпировало обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) (см. Обновленчество ), В. склонялся к признанию полномочий последнего и, как свидетельствует письмо В. архиеп. Антонину (Грановскому) от 23 апр. 1923 г., не отрицал возможности церковных реформ, к-рые должны были осуществляться по программе «Союза церковного возрождения» , возглавляемого архиеп. Антонином, а не по программе «Живой церкви» , руководимой В. Д. Красницким (Антонин выступал против требований «Живой церкви» о введении второбрачия духовенства, закрытии всех мон-рей, упразднении епископата и др.). В Рославле к кон. 1922 г. существовала небольшая группа сторонников «Живой церкви» во главе с прот. В. Ширяевым, значительное количество общин во главе с настоятелем Преображенского мон-ря архим. Рафаилом (Баутиным) разделяло программу «Союза церковного возрождения». В. пытался примирить общины вик-ства, однако все его усилия закончились тем, что 31 окт. ВЦУ уволило В. «на покой... с назначением местожительства в г. Задонске Воронежской губ.» (20 сент. «был уволен на покой» архим. Рафаил). (Увольнение В., возможно, имело одной из причин конфликт между руководителями «Живой церкви» и «Союза церковного возрождения», в результате к-рого 22 сент. 1922 г. архиеп. Антонин заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сент. постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей.)

http://pravenc.ru/text/150291.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Аввакум. Распря» В Москве прошла презентация книги учёного и писателя Виктора Петрова 10.05.2022 608 Фото: Предоставлены автором Накануне Дня Победы в Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве состоялась презентация новой книги «Аввакум. Распря» нашего известного земляка, поэта, учёного-историка, члена Союза писателей России, бывшего проректора по науке ГГТУ Виктора Михайловича Петрова. Ведущим встречи был сам Предстоятель РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий (почётный гражданин Орехово-Зуева). Во многом уникальную книгу нашего земляка представил известный российский книгоиздатель, историк, коллекционер, патриот России, благотворитель, меценат, строитель и председатель президиума общественного фонда «Возрождение Тобольска», экс-мэр Тобольска Аркадий Григорьевич Елфимов. Редактором издания стал известный поэт, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ Виктор Фёдорович Кирюшин. Замечательные иллюстрации к книге создал потомственный художник известный мастер книжной графики Александр Шибанов (среди его предков — меценат Савва Мамонтов и другие представители купеческой династии Мамонтовых). По признанию автора, о подвижнической жизни легендарного старообрядческого протопопа и писателя Аввакума Петрова он думал всю свою сознательную жизнь. Не одно десятилетие, живя и работая в Томске, Орехово-Зуеве, Лобне, Погореловке, Виктор Петров писал об Аввакуме литературные произведения, упоминал в научных трудах. И вот решил создать новый труд, отображающий многоликую и революционную эпоху семнадцатого века. Когда при активном воздействии Запада, его религиозных агентов, были предприняты попытки нарушить духовное равновесие русского народа, внести смуту в православную Церковь, расколоть её и верующих людей. И им это удалось. В результате недальновидной политики Патриарха Никона и его поспешной церковной реформы вчерашние единоверцы поделились на «старообрядцев» и «новообрядцев» («никониан»).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/10/av...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поздравление Патриарху 11.02.1999 399 Время на чтение 4 минуты Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО! В связи с Вашим семидесятилетием прошу принять от Народно-патриотического союза России самые искренние и сердечные поздравления! Тяжкий крест первосвятительского служения достался Вам в нелегкие времена. Вслед за развалом Советского Союза расколы и смуты обрушились также и на Православную Церковь. Благотворный процесс русского духовного возрождения оказался не по вкусу многим влиятельным силам как в самой России, так и на мировой арене. Под лозунгом " свободы совести " в последние годы тоталитарными сектами и заморскими проповедниками была развязана настоящая духовная агрессия против православия. Антинациональные псевдореформы обернулись полномасштабным геноцидом россиян и невиданным разгулом зоологической, злобной русофобии. В этих сложнейших условиях, посреди политических бурь и штормов, Вы, Ваше Святейшество, сумели не только сохранить церковный корабль, проведя его невредимым над многими рифами, но более того - укрепить и оздоровить церковный организм. Ваше имя связано с широкомасштабным возрождением церковной жизни на всем пространстве бывшего СССР . Несмотря на жестокий экономический кризис, тысячи православных храмов восстановлены буквально из руин. Миллионы верующих получили долгожданную возможность припасть к многовековым церковным святыням. Все более благотворное нравственное влияние на наше общество оказывает просветительская деятельность Русской Православной Церкви, мужественно противостоящей безумной вакханалии разврата и насилия, захлестнувшей сегодня Россию. Возрождается приходская и монастырская благотворительность. Церковь приобретает все больший авторитет как рачительный и верный хранитель наших тысячелетних национальных традиций и нравственных идеалов. В области политической ее миротворческая миссия, ее ясная патриотическая позиция заслужила высокую оценку всех ответственных политических сил России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/1999/0...

Пора ли канонизировать о.Тавриона (Батозского) Скачать epub pdf Конференция, посвященная памяти архимандрита Тавриона (Батозского) (1898–1978), состоялась 18 июня в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). В преддверии 30-й годовщины со дня кончины (13 августа) замечательного подвижника ХХ века его собрались вспомнить те, кто близко знал старца, кто неоднократно приезжал к нему в Латвию, в Спасо-Преображенскую пустынь. В 1960-е – 1970-е гг. имя архимандрита Тавриона было известно всей православной России, к нему приезжали сотни паломников из всех концов Советского Союза. Благодаря о.Тавриону приходили к вере и начинали церковную жизнь молодые люди, оказавшиеся сегодня в центре церковного возрождения – клирики, преподаватели, активные миряне. Конференцию открыл ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, который неоднократно бывал в пустыньке у о.Тавриона, общался с ним лично. О.Владимир отметил основные вехи биографии о.Тавриона: его стремление к монашеству с детства, постриг в годы гражданской войны, служение в Москве, Курске, Перми, Уфе, Витебске, Ярославской области. За 26 лет, проведенных в лагерях и ссылках, о.Таврион сохранил «непобедимую энергию», подчеркнул выступавший. Еще в 1925 г., когда Таврион стал иеромонахом, епископ (впоследствии священномученик)  Павлин (Крошечкин) благословил его совершать литургию каждый день, и этому правилу о.Таврион старался не изменять всю свою жизнь, до глубокой старости.  По воспоминаниям о.Владимира, старец совершал также ежедневно вечерние богослужения, проповедовал трижды в день, ежедневно принимал для личной беседы и размещал в пустыньке множество паломников (до 600 человек в церковные праздники), отвечал на письма со всего Советского Союза (до 300 писем приходило в день). О.Таврион вел аскетическую жизнь, очень много работал, в том числе – физически, на строительстве помещений для паломников, а также, по словам докладчика, имел дар исцеления и прозорливости. «Ему была свойственна необыкновенная широта, он был чужд всякого формализма, обладал святой свободой. Было очевидно, что перед тобой – святой человек», – старался передать свое впечатление от старца о.Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Закрыть Столетие революции и возрождение России Алексей Скиженок   18:07 15.03.2017 729 Время на чтение 6 минут Выдающийся французский историк Марк Блок говорил, что история - это история людей, а не идей. Судьба человека, находящегося «на пути из времени в вечность», выражаясь словами современного аскета - магистральное направление в развитии человечества и ключ к пониманию мировой истории. Сердце человека является подлинным атомом для исторического знания, подобно тому, как в естествознании учение об атоме - фундаментальная сторона любых изысканий. Через сердце человека пролегает путь мировой истории и оно же является тем зерном, которое, посеянное при жизни в почву мировой истории, должно принести плод, сообразный своему содержанию. Поэтому мы можем говорить, что антропологическое измерение истории - самое важное и наиболее ответственное с точки зрения исследователя измерение исторического знания. Оно представляется обоюдоострым мечом, с одной стороны дающим перспективу истолкования самой сути исторического процесса, а с другой всегда остающимся тайной, покрытой мраком. Наше стремление понять человека Российской Империи, находящегося накануне исторического слома и катастрофы 1917 года, требует от нас определённости в понятиях. Прежде всего, в понятиях о мировой истории и том месте, которое в ней занимала Россия. Согласно Священному Писанию, книге Бытия, человек был сотворён в раю и приведён к вечной жизни с Богом в союзе Церкви. Адам, жена и Господь составляли собой первую Церковь, ограждённую сенью райского сада от внешнего воздействия. Когда Господь дал Адаму и жене заповедь не вкушать от древа ведения доброго и лукавого, Он предрёк, что в тот день, в который человек вкусит от его плодов, он «смертью умрёт» (Быт. 2;17). Когда позднее лукавый дух - змей - искушал жену вкусить от запретного древа, он соврал ей, сказав: «смертью не умрёте» (Быт. 3;4). В сознании лукавого заповедь Божия и то прещение, которое приложил Господь к Своим словам, должны были непременно произойти. И тогда тотчас, сразу после греха, «в тот день», когда произойдёт грехопадение, произойдёт и гибель человеческого рода. В искушении, которым лукавый дух искушал наших прородителей, читается тот же замысел, что прослеживается во всех его последующих действиях: разрушение, пресечение церковного общения и разрыв союза Бога с человеком и между людьми.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

В Великолукской епархии состоялись торжества, посвященные 450-летию основания Успенского Святогорского монастыря 2 августа 2019 г. 18:19 30 июля 2019 года, в день праздника Святогорской иконы Божией Матери, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил торжества по случаю 450-летия основания Успенского Святогорского мужского монастыря пгт.Пушкинские Горы (Псковская обл.). Правящий архиерей совершил Божественную литургию в Успенском соборе обители. Его Преосвященству сослужили игумен Святогорского монастыря архимандрит Макарий (Швайко), благочинный Новоржевского церковного округа протоиерей Стефан Вахрушев, благочинный Опочецкого церковного округа протоиерей Николай Ильницкий, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова с. Песчивка игумен Гурий (Малешин), секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев), насельники монастыря в священном сане. Диаконский чин возглавил иеродиакон Артемий (Слесарев). Богослужебные песнопения исполнил хор монастырской братии. За богослужением молились: секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.А. Турчак; кинорежиссер, актер, продюсер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель Правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Д.Д. Месхиев; исполнительный директор фонда «Диакония», врач-нарколог Е.Е. Рыдалевская; воспитанники реабилитационного центра «Пошитни» (Пушкиногорский р-н Псковской обл.); ктиторы и благотворители святой обители; прихожане монастыря, местные жители и паломники. Во время малого входа епископ Сергий удостоил ряд клириков Святогорского монастыря богослужебно-иерархических наград. По окончании Литургии архипастырь с сослужащим духовенством в сопровождении множества верующих совершили крестный ход вокруг Успенского собора и заупокойную литию на могиле великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В завершение богослужения епископ Сергий огласил обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона в связи с 450-летия основания Успенского Святогорского монастыря и передал от его имени в дар обители икону Божией Матери «Умиление». Владыка Сергий поздравил всех участников торжественного богослужения с праздником Святогорской иконы Божией Матери и 450-летием основания Святогорского монастыря и обратился к собравшимся с архипастырским словом, посвященным возрождению святой обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Закрыть itemscope itemtype="" > Развитие Симфонии на Белой Руси: христианская семья становится основой белорусской государственной политики В рамках Покровского православного социально-экономического форума прошел совет церковно-государственной думы «Разговор о важном: счастливая семья – сильное государство». 20.10.2023 524 Время на чтение 13 минут Накануне праздника Покрова Богородицы в Полоцке состоялся II Международный православный социально-экономический форум «Покровские встречи». Организаторами выступили Полоцкая епархия Белорусской Православной Церкви, Полоцкий районный исполнительный комитет, Общероссийская общественная организация «Российский клуб православных меценатов». В ноябре 2022 года Комиссией по культуре, науке и образованию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России было принято решение о поддержке инициативы по проведению форума и придания ему в дальнейшем статуса мероприятия Союзного государства. Весьма представительный форум, начавшийся молебном в Богоявленском кафедральном соборе города Полоцка, возглавленном епископом Полоцким и Глубокским Игнатием, на котором присутствовали председатель Витебского областного исполнительного комитета Александр Субботин, председатель Полоцкого районного исполнительного комитета Игорь Маркович (подготовивший для полочан и гостей духовной столицы Белой Руси новый экскурсионный маршрут «Романовы в истории Полоцка» ), представители депутатского корпуса Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, общественных объединений России и Беларуси, а также Председатель Правления «Российского клуба православных меценатов» Андрей Поклонский, представитель клуба в Республике Беларусь Александр Копелев, Президент Евразийского делового клуба Валерий Лоскутов и гости форума, – завершился Божественной литургией в том же Богоявленском кафедральном соборе. Трехдневный форум был насыщен просветительскими и художественными мероприятиями, охватившими весь древний русский город и сосредоточенными вокруг христианских семейных ценностей и возрождения соответствующего жизненного уклада. В рамках форума состоялась , собственно, международная экономическая конференция «Партнерская Интеграция в рамках Союзного Государства: Промышленные интеграции, новые рынки сбыта» с рядом деловых встреч. Об этом следует поговорить отдельно. Полоцкий православный социально-экономический форум вполне может и должен вырасти в метафизическую русскую альтернативу Петербургскому международному экономическому форуму, который представляет собою съезд либерал-глобалистов России, Запада и иных стран, объединенных рыночно-капиталистической и либерально-трансгуманистической идеологией, во главе с правящей российской элитой, олицетворяемой такими высокопоставленными лицами, как Греф, Силуанов, Орешников, Решетников, Юргенс, Медведев и иже с ними.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/20/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русское Собрание намерено тесно взаимодействовать с церковными структурами Состоялась встреча делегации общественной организации с председателем ОВЦО протоиереем Всеволодом Чаплиным 01.04.2014 313 Время на чтение 3 минуты Вчера, 31 марта, вечером состоялась встреча делегации международной общественной организации «Русское Собрание» с председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) протоиереем Всеволодом Чаплиным, сообщает наш корреспондент. Делегация в составе председателя РС Анатолия Степанова, члена Правления РС иерея Александра Шумского, профессора Леонида Гребнева, председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева и политолога Александра Горбатова встретилась с о.Всеволодом в официальной резиденции Отдела на Пресне. В ходе неформальной беседы за чаем состоялся оживленный обмен мнениями по различным вопросам церковно-общественной и церковно-политической жизни. Отец Всеволод с интересом выслушал рассказ председателя РС о создании и первых шагах организации. Анатолий Степанов отметил, что важнейшая задача Собрания - объединение усилий патриотической части интеллигенции в деле выработки основ национальной идеологии, без чего невозможно возрождение страны. Руководителя Синодального отдела интересовало, каковы ближайшие задачи организации. Особое внимание он обратил на необходимость работы с молодежью. А.Степанов сообщил, что в ближайшее время намечено создание нескольких новых региональных отделов. Инициаторами создания местных отделов, как правило, выступают преподаватели вузов, писатели, педагоги, т.е. люди, которые являются ретрансляторами идей Русского Собрания в молодежную среду. Отец Всеволод отметил, что было бы правильно и полезно устанавливать контакты РС с региональными отделениями Всемирного Русского Народного Собора, которые сейчас также активно создаются во многих городах. В ходе беседы состоялся обмен мнениями по политической и церковной ситуации на Украине . Участники беседы выразили озабоченность скрытыми и открытыми гонениями на духовенство и прихожан УПЦ МП. Протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что нам нужно проявлять сугубую осторожность в своих высказываниях, касающихся ситуации в соседней стране, но при этом надо сделать все возможное, чтобы не допустить усиления церковного раскола на Украине.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/01/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Центр «Берег Рус» - На пользу Церкви и России Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» просит Вашей поддержки! 15.11.2023 182 Время на чтение 3 минуты Дорогие братья и сестры! Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» просит Вашей поддержки! Наш Центр был открыт по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) во Владивостоке 7 ноября 2016 года. Семь лет мы работаем на пользу Церкви Православной и России на берегу Тихого океана. Всё это время Центр вносит свой вклад в дело возрождения истинной симфонии церковной и государственной властей в России. Наша организация издает просветительские книги, брошюры, миссионерские открытки, церковные листки. Напомним, основные издания Центра: журнал «Берег России» (издается с 2018 года, выходит два раза в год), книга митрополита Вениамина (Пушкаря) «Спасо-Преображенский кафедральный собор Владивостока» (2023 год), книга Игоря и Владиславы Романовых «Россия у Тихого океана» (2021 год), сборник статей «Православие и религиозная катастрофа Запада» (2019 год), просветительское издание «Порт-Артурская Икона “Торжество Пресвятой Богородицы”», книга «Россия. Взгляд с Босфора Восточного» (2017 год), сборник «Царские дни на берегу Тихого океана» (2016 год), просветительские открытки (общим тиражом 30 тысяч экземпляров) и другие издания. Одним из наиболее значимых дел Центра стало участие в организации и проведении конференции, посвященной 100-летию Приамурского Земского Собора (Москва, гостиница «Националь», 19 июня 2022 года). А также подготовка и проведение Монархического Собрания в Москве в Пушкинском зале Союза писателей России 9 октября 2022 года. Сегодня «Берег Рус» продолжает научно-исследовательскую и аналитическую деятельность. Уникальность аналитических трудов Центра во многом обусловлена его нахождением в Азиатско-Тихоокеанском регионе, являющимся наиболее динамичной и геополитически актуальной частью мирового пространства. Аналитический, исследовательский взгляд на церковную и политическую ситуацию в России и мире из Владивостока, столицы Дальнего Востока и одного из ключевых и перспективных морских портов АТР, представляет интерес для наиболее здравомыслящих и патриотически настроенных людей во власти и в православном сообществе России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/ce...

Олег Генисаретский: Мню себя православным христианином Спаситель даровал нам свободу. Можно себя считать либералом, но сначала должен быть признан тот факт, что свободу дал нам именно Он 11 мая, 2022 Спаситель даровал нам свободу. Можно себя считать либералом, но сначала должен быть признан тот факт, что свободу дал нам именно Он Умер Олег Генисаретский — искусствовед, философ, общественный деятель. Предлагаем вниманию читателей интервью с Олегом Игоревичем — о судьбе, ценностях, вере, свободе и о многом другом. Впервые эта беседа была опубликована на «Правмире» в октябре 2014 года. «Христа и Церковь Его исповедую. И исповедание совершается внутри церковной ограды, перед братьями по вере. Перед верными. Твоя верность может быть удостоверена только тут. Потому что за пределами церковной ограды некому это сделать. А вот в миру стараюсь свидетельствовать своей творческой, интеллектуальной и всякой иной развитостью. И наша задача так оспособиться, чтобы это подводило тех, кто смотрит на тебя, к каким-то мыслям и переживаниям. И дальше – к оглашению этих людей. Мы верим, и поэтому мы – такие». Олег Игоревич Генисаретский родился 28 февраля 1942 года в городе Коврове Владимирской области. Окончил МИФИ в 1964 году (факультет электронно-вычислительных устройств и средств автоматики). С 1963 по 1972 год был активным участником Московского методологического кружка . Автор работ, входящих в канонический корпус трудов ММК. В 60-70-х годах работал во ВНИИ технической эстетики, участвовал в деятельности Центральной экспериментальной студии Союза художников СССР . За работу по теории дизайна получил Государственную премию «в области искусства и литературы» (1997). В 1970 году представил кандидатскую диссертацию по проблемам конструирования социальных систем, которая была отклонена ВАКом «за нарушение ленинского принципа партийности». В 1989 году защитил кандидатскую, а в 1992 году докторскую диссертацию по искусствоведению. С начала 70-х годов занимается изучением русской религиозно-философской мысли, особенно наследия отца Павла Флоренского. В 1989-2001 годах – научный руководитель культурно-экологической акции «Возрождение» и конгресса «Культура и будущее России» при Союзе кинематографистов РФ. В 2001-2005 годах – научный руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. В 2005-2013 годах – главный научный сотрудник Института человека РАН, а затем Института философии РАН.

http://pravmir.ru/oleg-genisaretskiy-mny...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010