Энциклика Льва XIII «Rerum Novarum» (1891 г.) положила начало новой эпохе в отношении католической церкви к социально-экономическим проблемам современности. Существенно новое, что принесла эта энциклика, заключалось не в том, что католическая церковь сочла нужным высказать свое отношение к социальноэкономическим проблемам. Как в Средние века, так и в Новое время, католическая церковь выступала как активная сила в разного рода вопросах современной жизни – политических и социальных. Католическая церковь видела недостатки существующего строя, но не замечала или игнорировала социальные вопросы и социальные движения, а иногда даже открыто осуждала последние, поскольку они носили антихристианский и антицерковный характер. Социальные волны как бы разбивались о несокрушимые стены Ватикана. Несмотря на все перемены, которые принесло новое время в социально-политической области, Ватикан оставался оплотом существующего строя. Католическая церковь пыталась исправить недостатки этого строя путем морального воздействия на отдельных людей. Этот индивидуальный путь не только законен, но и необходим. В конечном счете всякий строй зависит от религиозно-морального уровня отдельных его членов. Тем не менее исключительно только индивидуальный путь является недостаточным для решения социально-экономических вопросов. Переход к прямому социальному воздействию диктуется тем, что сам социально-экономический строй может препятствовать моральному возрождению его членов и, что еще серьезнее, даже грозить самой церкви. Католическая церковь на опыте убедилась в том, что социально – политический строй может принять такую форму, что он начинает угрожать самым основам христианской нравственности и препятствует – а частью совсем исключает – религиозно – нравственное воспитание молодежи. Наконец, существует предел социального зла, когда молчание церкви по вопросу о самых началах строя может прозвучать как оправдание церковью зла социальной жизни. Если церковь в таких обстоятельствах обращается к богатым и имущим только с призывом к милосердию как единственному пути христианского действия, то у страждущих невольно может сложиться убеждение, что «призвание милосердия в том, чтобы прикрыть насилие над справедливостью», не только терпимое законодателями, но иногда ими даже узаконенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ватиканский компендиум: эффективность или популизм? 05.03.2008 441 Время на чтение 5 минут Пятого февраля 2008 года в стенах Национального университета " Киево-Могилянской академия " состоялась торжественная презентация украинс кого перевода " Компендиума социальной доктрины католической церкви " - справочного издания, в котором, согласно пресс-релизу департамента информации украинской греко-католической церкви, " суммируется более чем столетний опыт работы католической церкви в социальной сфере " . В презентации " Компендиума " приняли участие такие лица как глава папского совета " Справедливость и мир " кардинал Ренато Раффаэле Мартино, который руководил процессом составления данного сборника, глава Конференции римо-католических епископов Украины кардинал Марьян Яворский, а также лидер украинской греко-католической церкви, верховный архиепископ Киево-Галицкий Любомир Гузар. На страницах " Компендиума " раскрываются базовые принципы социальной доктрины католической церкви, излагается учение церкви в отношении экономической и общественно-политической деятельности человека, подчеркивается необходимость миротворческой и природоохранной деятельности и т. д. При этом основная ценность данной книги, по мнению выступавших, заключается в том, что ее положения носят практический характер и поэтому " Компендиум " является эффективным руководством по решению социальных проблем современной Украины. Например, лидер украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар заявил, что " если бы мы всем сердцем приняли ту правду, которая изложена в этой книге, где накоплен опыт церкви, тогда такое понятие как коррупция, могло бы исчезнуть " . В публикациях украинских СМИ с характерными названиями " Католическая церковь предлагает эффективное решение социальных проблем " , " Компендиум социальной доктрины церкви - это сокровище " , " Компендиум для всех " , посвященных презентации 5 февраля, подчеркивается большое практическое значение социальной доктрины католической церкви для всех украинцев независимо от их религиозной принадлежности. Поэтому, по словам сотрудника Львовского католического университета Антуана Аржаковского, публикация украинского варианта " Компендиума " будет способствовать активизации экуменического движения, которое " поддерживают все восточные православные церкви " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Устоять и победить! Отклик на доклад Института экономических стратегий РАН и Клуба православных предпринимателей по вопросам преображения России 20.04.2011 851 Время на чтение 8 минут Членам Спасо-Преображенской общины и всем патриотам, кто горячо любит Россию и желает ее возрождения От редакции. Доклад Клуба православных предпринимателей «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы» получил неоднозначный отклик, но, вместе с тем, по нашему мнению, заслуживает конструктивного обсуждения, попытку чего и делает протоиерей Александр Половинкин, чей отклик на доклад мы и представляем. Введение В праздник Благовещения Богородицы вышел важнейший документ России - доклад о стратегии нашего дальнейшего развития. Он содержит видение ключевых проблем России, духовно-нравственных основ предстоящих системных перемен и возможностей развития. Доклад представляет собой обобщение комплекса материалов, подготовленных экспертным сообществом Клуба православных предпринимателей. В докладе учтены основные программные документы законодательных и исполнительных органов РФ, позиция Русской Православной Церкви в отношении курса модернизации страны, опубликованные материалы РАН по социально-экономическому и научно-техническому развитию России; результаты отраслевых исследований, прогнозные материалы Института экономических стратегий РАН, Международной академии исследований будущего, ООН и других международных и российских организаций. Доклад подготовлен под руководством А.И. Агеева - Генерального директора указанного института и руководителя Клуба православных предпринимателей. Цель доклада - стимулировать обсуждение духовно-нравственных основ предстоящих перемен, выработка стратегических инициатив для развития страны. Краткое изложение доклада в его электронной версии: «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы» . Каждое положение и предложение в докладе имеет подробные пояснения авторов, с которыми можно ознакомиться на сайтах www/kpp-russia.ru и www.inesnet.ru.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/21/...

ЖМП 7 июль 2011 /  28 июня 2011 г. Православие в Испании: есть ли у нас будущее? В Мадриде начинается строительство православного храма в честь Рождества Христова. Участок земли в престижном районе Орталеса уже выделен. Однако настоятель храма священник Андрей Кордочкин задумывается не только о строительных проблемах. Кто будет прихожанином этого храма через 20–30 лет? Ответ на вопрос не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. После того как в прошлом году мэрия выделила нам участок для строительства храма, начались радостные и волнующие хлопоты: разработка проекта, поиск финансирования, строительство. Однако я всё чаще вспоминаю слова, сказанные мне в алтаре Троицкого кафедрального собора в Тбилиси Святейшим Патриархом Илией два года назад, за несколько дней до начала войны: «Прежде чем строить видимый храм, нужно построить духовный». Кому будет нужен этот храм через 20–30 лет? Достаточно открыть первую главу книги Откровения Иоанна Богослова, чтобы увидеть пример развитых церковных сообществ, которые ушли в небытие. Даже в современности, в XX веке, есть примеры почти полного исчезновения церковной жизни — скажем, в Китае с началом «культурной революции». Механизмы истории не всегда под нашим контролем, однако стоит задуматься о том, как создавать церковные общины, в максимальной степени устойчивые в отношении социальных, политических и экономических перемен, которые могут заставить трудовую эмиграцию вернуться на родину или направиться в иные страны. Если в Германии и Франции, странах Северной Европы православные храмы строились еще в XIX веке, православная эмиграция в средиземноморский регион — явление новое. Самым первым приходам в благочинии — в Мадриде и Пальма-де-Майорке — в наступающем году исполнится десять лет. Кроме того, в силу экономических и социальных причин эмиграция в Испанию, Португалию и Италию во многом отличается от эмиграции в Германию, Великобританию или страны Северной Европы, как отличается она  и от эмиграции первой волны. Когда русская эмиграция покинула родину после революции 1917 года, она дала колоссальный интеллектуальный и культурный импульс западноевропейскому обществу. Мне доводилось встречаться во Франции с потомками эмиграции первой волны: в третьем поколении они говорили на русском языке гораздо правильнее, чем мы. Приехав в Испанию, я столкнулся с абсолютно другим явлением: многие соотечественники, приехавшие в Испанию из России или с Украины, через несколько лет с трудом произносят свой номер телефона на родном языке, а их дети, родившиеся в Испании, зачастую вовсе не говорят на родном языке. Русская или украинская мама, говорящая с ребенком по-испански, — привычная картина.

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavi...

" ЦЕРКОВЬ И ВОПРОС О ЗЕМЛЕ " . Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла газете " Правда " , ( " Правда " , Специальный выпуск, сентябрь 2001 года) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ " ЦЕРКОВЬ И ВОПРОС О ЗЕМЛЕ " Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла газете " Правда " " Правда " , Специальный выпуск, сентябрь 2001 года - Каков чисто экономический взгляд Русской Православной Церкви на проблему свободной купли-продажи земли в России? Каково место проблемы владения землей в социальной концепции Русской Православной Церкви? - Сразу хотел бы заметить, что экономический анализ не входит в компетенцию Церкви - она дает прежде всего нравственную оценку тому или иному явлению. В самой покупке и продаже земли нет ничего греховного. Главное - как и на пользу кому земля будет использоваться. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором, говорится, что в обществе могут существовать разные виды собственности, включая государственную, общественную, частную и смешанную. Церковь не отдает предпочтения ни одной из них. Но одновременно в документе говорится: " Люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими " . Христианин должен воспринимать собственность как Божий дар, используя его не только для самого себя, но и на благо ближних. Владение землей налагает на человека большую ответственность - перед Богом, народом, будущими поколениями. - Есть ли достаточное основание рассчитывать на то, что введение сегодня, в данных конкретных хозяйственных условиях, свободной купли-продажи земли - увеличит сельскохозяйственное производство в объеме и качестве; - не приведет к падению производства сельхозпродукции в России; - не приведет к бесполезному для общества обогащению отдельных лиц на спекулятивных сделках с землей; - не приведет к уничтожению российского крестьянства как класса и уменьшению населения России?

http://zavet.ru/publ/kirill-int.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Какие первоочередные задачи нам нужно решать, чтобы возродить нашу страну? Отклик на доклад Института экономических стратегий РАН и Клуба православных предринимателей по вопросам Преображения России 20.04.2011 430 Время на чтение 8 минут От редакции. Доклад Клуба православных предпринимателей «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы» получил неоднозначную оценку , но по нашему мнению, заслуживает конструктивного обсуждения, попытку чего и делает протоиерей Александр Половинкин, чей отклик на доклад мы и представляем. Введение В праздник Благовещения Богородицы вышел важнейший для России документ - доклад о стратегии нашего дальнейшего развития. Он содержит видение ключевых проблем России, духовно-нравственных основ предстоящих системных перемен и возможностей развития. Доклад представляет собой обобщение комплекса материалов, подготовленных экспертным сообществом Клуба православных предпринимателей. В докладе учтены основные программные документы законодательных и исполнительных органов РФ, позиция Русской Православной Церкви в отношении курса модернизации страны, опубликованные материалы РАН по социально-экономическому и научно-техническому развитию России; результаты отраслевых исследований, прогнозные материалы Института экономических стратегий РАН, Международной академии исследований будущего, ООН и других международных и российских организаций. Доклад подготовлен под руково-дством А.И. Агеева - Генерального директора указанного института и руководителя Клуба пра-вославных предпринимателей. Цель доклада - стимулировать обсуждение духовно-нравственных основ предстоящих перемен, выработка стратегических инициатив для развития страны. Краткое изложение доклада в его электронной версии имеет объем 49 страниц , каждое положение и предложение в докладе имеют подробные пояснения авторов . Настоящее письмо - отклик на указанный доклад адресовано членам Спасо-Преображенской общины, созданной в 1998 году по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа, объединяющей ученых и педагогов России и Белоруссии для обсуждения вопросов преодоления духовно-нравственного кризиса в России. Начиная с 1998 года, Спасо-Преображенская община ежегодно проводит семинар 10-20 августа в Спасо-Преображенском монастыре Волгоградской епархии на берегу Дона. Между семинарами члены общины имеют взаимные общения.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/22/...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Исходные доктрины Главы из книги " Христианская демократия в России " Формированию социального учения Католической церкви способствовали энциклики папы Льba XIII, включая " Rerum Novarum " (Исходя из новых обстоятельств, 1891), в которой определялась роль церкви в условиях индустриального общества. Описание кризисного состояния современной цивилизации, базирующейся на светской гуманистической, а не христианской культуре, занимает существенное место в социальном учении. Источник кризиса видится в неверном понимании сущности человека в отрыве от Бога. Построение мира без Бога обращается против человека, поскольку последний оказывается в духовном вакууме. Учение развивалось в последующих церковных документах  , наиболее известным из них стало окружное послание II Bamukahckoro собора " Gaudum et Spes " (Радость и надежда, 1965). Учение представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. Окружное послание " Радость и надежда " утверждало независимость церкви, которая не связывает себя ни с одной из существующих политических, экономических и социальных систем. Одновременно церковь настаивала на своем праве вмешиваться в мирские дела, давая им нравственную оценку, основанную на евангельском учении. Церковь должна судить о том, согласуются ли основы конкретного социального строя, формирования или организации с Евангелием. Под " социальным " понимаются все сферы человеческой деятельности: семья, экономика, политика, право, культура. Церковь как собрание верующих должна быть независимой от государства, но она не должна быть от него отделена, поскольку отделение несовместимо с сотрудничеством. Обе структуры – автономны. Социальная доктрина не является политической программой, не дает конкретных технических ответов на проблемы общественной жизни, но указывает принципы общежития: Первенствующая роль в жизни общества отводится мирянам. Миряне имеют специфическое божественное поручение в созидании общества. Они не должны противопоставлять религиозную, профессиональную и социальную сферы деятельности. Они обязаны участвовать в делах общества и осознавать свою ответственность в процессе его преобразования.

http://religare.ru/2_26393.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, Председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, о деятельности отдела в межсоборный период Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец! Возлюбленные о господе собратья архипастыри – участники настоящего Архиерейского Собора! Переход России, стран СНГ и Балтии к новым экономическим отношениям привел к тому, что десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни находятся за чертой бедности, другие потеряли работу, третьи стали вынужденными переселенцами. Государством накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с упомянутыми выше группами населения. Вместе с тем, помимо государственных структур, курирующих социальную сферу, на местах широко развита сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают поддержку пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства. Такого рода благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях – и производственные мощности. Однако, несмотря на достижения и успехи социальных работников в реализации государственных проектов и программ по поддержке малоимущих, практика показывает, что часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать и решают церковно- и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации: в православии милосердие – это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. Милосердие – это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, не из-за почета и уважения, а ради Христа. Именно эта идея является сердцевиной, средоточием и фундаментом процесса возрождения и развития церковной благотворительности, и это связывается в сознании верующих не только с традициями социального служения Церкви, вопросами христианской нравственности, аскетики, но и с новым осмыслением проблемы человека в современном мире, с переосмыслением социального контекста богословия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429553/

«Руська культура: що ми несемо 1 листопада 2013 р. 11:03 30 октября в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла международная научно-практическая конференция «Русская культура: что мы несем миру?». Конференция проводилась в рамках XVII Всемирного русского народного собора и церковно-общественного проекта «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов». В ходе мероприятия поднимались актуальные вопросы культурной и языковой адаптации мигрантов, совершенствования миграционной политики, законодательства и правоприменительной практики в миграционной сфере. Под сводами Сергиевского зала Храма Христа Спасителя собрались представители органов государственной власти, образовательных учреждений, традиционных российских религиозных общин. Участники конференции обсудили культурно-исторический аспект адаптации мигрантов к пребыванию в России, проблемы, возникающие в ходе этого процесса, а также существующие методы ознакомления мигрантов с русским языком, культурой и историей страны. Открыл конференцию председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества , член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель Совместной комиссии Русской Православной Церкви и Федеральной миграционной службы России протоиерей Всеволод Чаплин . Он отметил: «Межнациональные отношения и отношения мигрантов, переселенцев и коренного населения сегодня — это одна из самых непростых тем. Известно, что в этой сфере есть проблемы, которые справедливо волнуют наше общество. Понимая это, я убежден, что представители разных этносов, разных религий, сословий и социальных групп должны поддерживать друг друга, чтобы не дать недругам России опрокинуть ее. Общество России традиционно состоит из представителей разных национальностей, вероисповеданий, экономических и социальных групп». Выступавший подчеркнул: «Чтобы обеспечить устойчивость страны, мир и согласие в ней, очень важно поддерживать понимание того, что есть наша культура, как можно интегрировать представителей других народов в жизнь страны и как расширить влияние России в мире посредством обучения максимального количества людей русскому языку, культуре и истории. Русская Православная Церковь развернула проект " Просвещение " , который заключается в обучении русскому языку и культуре приезжающих в страну. Исламская община России принимает столь же серьезные усилия по адаптации мигрантов. Я хотел бы верить, что русский язык и русская культура будут присутствовать в тех странах, из которых люди приезжают к нам, в тех странах, которые ведут с нами торговлю, осуществляют совместные проекты в культурной и экономической области. Очень надеюсь, что в этих странах будет найдено место для мощного присутствия культуры русского народа и культур всех народов, населяющих Россию, чтобы любой желающий мог познакомиться с нашим взглядом на мир и с нашим мнением по вопросам, затрагивающим будущее человечества».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3338371...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева " Церковь и проблема домашнего насилия " – впервые этой теме был посвящен круглый стол в рамках ХХ Рождественских чтений Источник:  Благовест-инфо В рамках ХХ Рождественских чтений впервые состоялся круглый стол " Церковь и проблема домашнего насилия " . Встреча, на которую сотрудники Отдела внешних церковных связей пригласили священнослужителей, известных экспертов, общественных деятелей, опытных сотрудников социальных служб, состоялся 24 января. Заседание прошло под председательством епископа Воскресенского Саввы и и.о. секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерея Димитрия Сизоненко. В ряде докладов приводилась статистика, которая дает представление о масштабах домашнего насилия в России. Оказывается, насилие имеет место в каждой третьей российской семье. По статистике МВД, 40% тяжких преступлений совершаются именно в семье. Около 600 тыс. женщин ежегодно получают тяжелые телесные повреждения в результате семейного насилия. В России каждые 40 минут от руки мужа или партнера погибает женщина. Ежегодно около 50 тыс. детей убегают из семьи; более 2 млн. детей до 14 лет подвергаются жестоким побоям в семье; около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. 80% преступлений сексуального характера совершают члены семьи жертвы. Участники круглого стола не заостряли внимание на причинах этих явлений – они, в основном, всем понятны. Главный акцент ставился на том, " что делать " . Первый докладчик – ректор Института христианской психологии, священник Андрей Лоргус призвал пересмотреть историко-канонический подход к семейным нормам, основывая его не на средневековом " Домосторое " , а на современных канонических документах Русской Православной Церкви. [М. Писклакова-Паркер] Марина Писклакова-Паркер, директор национального центра по предотвращению насилия " Анна " , дала ряд практических рекомендаций: как не путать конфликт и насилие, каковы главные признаки насилия в семье и его разновидности (физическое насилие – крайняя его форма, насилием считается также психологическое давление, шантаж, оскорбление, экономический контроль, сексуальное принуждение и т.д.), как вести себя в случае применения насилия и т.д. В центре " Анна " считают важным опровергать устоявшиеся мифы о домашнем насилии: не только пресловутое " бьет – значит любит " , но и представление о том, что в большинстве случаев жертва сама провоцирует насилие. Докладчица подчеркнула, что в большинстве случаев пострадавшим от семейного насилия необходима помощь ( " кризисное реагирование) и реабилитация. В оказании этой разнообразной помощи, а также в профилактике семейного насилия должны объединить усилие государственные и общественные организации, представители религиозных объединений.

http://religare.ru/2_92093.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010