Период третий. От приписки к Московскому Донскому монастырю в 1684 году до восстановления самостоятельности обители в 1765 году Этот почти столетний период небогат событиями. Самое упразднение по современному акту случилось следующим образом. По указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя Росссии самодержцев, и по наказной памяти за приписью дьяка Григория Посникова, велено приказу большого дворца подъячему, Луке Волкову, ехать в Малоярославецкой уезд в монастырь, Тихонову пустынь. И того монастыря в вотчины, для того, что в нынешний 7192 (1684) год в 23 день декабря, великие государи цари и великие князья Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержцы, и сестра их, великая государыня благородная царевна и великая княжна, Софья Алексеевна, указали: тот монастырь Тихонову пустынь с крестьянами и с бобылями, и с пашнею, и с сенными покосами, и с рыбными ловлями и со всеми угодьями, что в том монастыре написано в писцовых и в переписных книгах, пресвятой Богородицы к Донскому монастырю приписать. И посему великих государей указу я, Лука, приехал в Малоярославецкий уезд в монастырь, Тихонову пустынь. И в том монастыре описал: церкви Божии и в церквах Божие милосердие, образа и книги и всякую церковную утварь, и на колокольне колокола, и в казне денежную и всякую казну, и вотчинные крепости, и всякие письма и монастырских служек, и служебников, и на монастыре властительские и братские кельи, и всякое монастырское строение. И в житницах хлеб, и на конюшенном и на воловьем дворах лошадей и коров, и всякую скотину, и всякой монастырской завод, и того монастыря в вотчинах переписал села и деревни, и в них дворы крестьянские и бобыльские, и во дворах, людей поименно, и места дворовые, и пашни, и сенные покосы, и лес и починки, пустоши и селища, и займища и всякие угодья, по писцовым и переписным книгам. А что в том монастыре в Тихоновой пустыни церквей и в церквах Божьего милосердия, образов и книг, и всякой церковной утвари, и на колокольне колоколов, и в казне денежной и всякой казны, и вотчинных крепостей, и всяких писем, и монастырских служек и служебников, и монастырского всякого строения, и в житницах хлеба, и на конюшенном и на воловьем дворах лошадей и коров, и всякой скотины, и монастырской всякой заводи, и того монастыря в вотчине сел и деревень, и в тех селах и деревнях крестьянских и бобыльских дворов, и в дворах людей и пашни, и сенных покосов, и лесу, и починков и пустошей, и селищ и займищ, и всяких угодий, по писцовым и по переписным книгам, и то все писано в сих книгах ниже сего по статьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #e5e6a75ead Закрыть В этот день отошёл ко Господу Царь Алексей Михайлович Сегодня мы также чтим память Государя Иоанна V Алексеевича и вспоминаем А.С.Пушкина, С.В.Ковалевскую и П.А.Сорокина 04:44 11.02.2024 140 Время на чтение 6 минут Фото: aria-art.ru Сегодня, в день перенесения мощей священномученика Игнатия Богоносца (107), Святая Церковь вспоминает мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312). Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского (1194). Свтт. Герасима (ок. 1441-1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских. Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых. Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920). В этот день, 29 января 1676 года, отошел ко Господу второй Царь династии Романовых Алексей Михайлович, родившийся 19 марта 1629 г. 12 июля 1645 г., когда ему было всего 16 лет, умер его отец - Царь Михаил Федорович, и он вступил на престол. Через месяц после смерти отца умерла мать, урожд. княжна Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Коронован 28 сентября 1646 г. Был женат дважды: на княжне Марии Ильиничне Милославской и на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Дети от первого брака: Дмитрий, Евдокия, Марфа, Анна, Софья, Екатерина, Мария, Федор (царствовал в 1676-1682), Феодосия, Симеон, Иван (царствовал в 1682-1696), Евдокия; от второго брака - Петр (царствовал в 1682-1725), Наталья, Феодора. Его царствование памятно многими значительными событиями. Была произведена кодификация законодательства (знаменитое Соборное уложение 1649 г.). В 1654 г. произошло воссоединение с государством Российским Украины , после чего Россия вынуждена была вести длительную войну с Польшей, завершившуюся возвращением Киева, Смоленска, Витебска, Минска, Гродно, Вильно и других русских городов. В 1656-58 гг. Россия воевала со Швецией. По инициативе Государя и Патриарха Никона была проведено исправление церковных книг, спровоцировавшее церковный раскол. Противоречия между Царем и Патриархом привели к жесткому противостоянию двух ветвей власти и низложению Патриарха Никона.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/11/v_...

Болхов. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь. Карта и ближайшие объекты Оптин Троицкий монастырь, 3 класса, общежительный, на берегу реки Нугры, в 1 версте от города Болхова. Основан, по преданию, в XV веке князьями Милославскими. Несомненно существовал в XVI веке. В 1613 году был разорен литовцами, но потом возобновлен. Название Оптин произошло оттого, что первоначально монастырь был общим, то есть с двумя отделениями, мужским и женским. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Основан Рождество-Богородичный Оптин монастырь во второй половине XVI века. После разорения литовцами, по писцовой книге 1628 г., в монастыре находились две деревянные церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка. Когда в 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на дворянке из рода Милославских, судьба прежде бедствовавшей обители изменилась. Вотчина Милославских находилась в Болховском уезде, в монастыре издавна хоронились их предки. Посыпавшиеся щедрые дары позволили начать каменное строительство. В 1668 г. началось строительство первой каменной постройки на Орловщине – Троицкого собора, по которому обитель стала именоваться Троицкой. По смерти главной вкладчицы Марии Милославской в 1669 г., строительство затянулось до 1706 г. Жертвователями монастыря также являлись цари Федор Алексеевич, Иоанн V и Петр I, царица Софья и императрица Елизавета Петровна. В 1705 г. в монастыре побывал Петр I и повелел «быть архимандрии».  В 1792г. при монастыре учреждена Тихвинская ярмарка. В XIX веке монастырь продолжал расширяться. Была возведена теплая церковь Иоанна Крестителя с колокольней (1861-1864), новая ограда с башнями, настоятельский и келейный корпуса. В 1852-1856 гг. воздвигли монументальный Тихвинский собор (на месте разобранной Рождественской церкви) в русском стиле, главной святыней которого стала чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. С 1844 по 1847 гг. настоятелем был известный просветитель народов Алтая Макарий Глухарев (похоронен на территории обители).

http://sobory.ru/article/?object=03009

Красная Горка. Красногорский Богородицкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмы монастыря: Церковь Грузинской иконы Божией Матери Церковь Всех Святых (не сохранилась) Церковь Похвалы Божией Матери (не сохранилась) Карта и ближайшие объекты Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе. Обитель основана в 1606 году преп. Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. «Наименование (Красногорский) это монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков». Вскоре доброе дело нашло поддержку. К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы. Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы. Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей. 7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение. 9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I " отрешен от всех должностей " , лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится " на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою " .

http://sobory.ru/article/?object=23771

Москва. Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех. Карта и ближайшие объекты Построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином(Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты (1677). В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй (сев.) придел Бориса и Глеба пристроен в 1689 г. Квадратный в плане 5-главый бесстолпный кирпичный храм с колокольней нач. XIX в. Закрыт в 1933 г., позже обезглавлен. Внешне отреставрирован. Богослужения возобновлены в 1991 г. В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря. «Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы. Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита. В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 гг. По всей вероятности церковь тогда была деревянной. При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…» Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается придел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна. Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=02187

Мы должны иметь возможность приходить туда и чтить память этих великих женщин. Президент России Владимир Путин предложил восстановить снесенные при советской власти два монастыря и церковь в Кремле. Комментирует вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская: — Понятно, что разрушенного не вернешь. Тем не менее, приведение Кремля в исторический вид – правильный шаг. Существуют архивы и документы, есть специалисты, которые могут сделать это в максимально соответствии тому облику, который мы имели в благословенные времена. Что бы ни происходило в стране, как бы ни менялись концепции, есть что-то неизменное, что держит нас вместе. Исторический Кремль, как ни банально бы звучало, это сердце России.  Из сердца нашей Родины должны исходить не военная угроза, а дух мира и молитва, способная нас поддержать и укрепить. Происходящее сегодня всеобщее разобщение страшно – люди даже ни то, что в группах, но и в семьях, с родными, с близкими, с друзьями враждуют, ссорятся, оскорбляют… Преодолеть это мы можем только молитвой. И очень важно, если эта молитва будет идти из  прямо из Кремля. В последнее время идет много разговоров о ценностях, о духовности, о скрепах всяких. По большей части – болтовня. А восстановление монастырей в Кремле – реальное дело. Что такое Вознесенский монастырь, который находился на территории Кремля, и который предлагают восстановить? Он был основан княгиней Евдокией, супругой князя Дмитрия Донского. О роли Дмитрия Донского в русской истории, думаю, напоминать излишне. Княгиня Евдокия и похоронена была в созданном ею  монастыре. И не только она. В Вознесенском монастыре находился царский женский  некрополь, где было место упокоения русских цариц и княгинь, женщин – представительниц московского великокняжеского рода. Жены князей и царей, матери, сестры, дочери…  Там были похоронены жена Василия I Софья Витовтовна, София Палеолог — жена Ивана III, несколько жен Ивана Грозного, царица Мария Владимировна — первая жена Михаила Феодоровича – первого русского царя из династии Романовых, великая княгиня Евдокия Алексеевна – дочь царя Алексея Михайловича «Тишайшего», жена Федора III Агафья Семёновна Грушецкая, мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина…

http://pravmir.ru/elena-zelinskaya-vosst...

Последний патриарх " Тишайшего " Царь Алексей Михайлович за почти тридцатилетнее пребывание на престоле (1646—1676) имел дело с пятью патриархами, из которых " кроткий " Иоаким был далеко не самым смиренным. Просто Иоаким знал, чего хочет добиться для Церкви, умел достаточно осторожно и предусмотрительно проводить свою линию, не раздражая богомольного и потому особенно склонного вмешиваться в духовные дела самодержца. Конечно, большую помощь патриарху оказывал его покровитель Матвеев, с годами все более прибиравший к рукам полноту государственной власти. Но и Артамон Сергеевич не стал бы рисковать, поддерживая неосторожного союзника, хотя имел мотив крепко дружить с патриархом. В последние годы жизни Алексей Михаилович был серьезно болен. Хроническая цинга — неусвоение организмом витамина С — проявлялась все более и более тяжкими приступами. Надежды на излечение не было — в этом единогласно сходились дипломированные доктора и лекари возглавляемого тем же Матвеевым Аптекарского приказа. Любимый государем младший сын Петр оставался младенцем, тогда как старшие царевичи Федор и Иоанн — от первой жены Алексея, царицы Марии Ильиничны Милославской, — уже входили в " совершенные лета " . Учитывая, что молодая царица Наталья Кирилловна Нарышкина с помощью Матвеева вытеснила клан Милославских из сердца мужа и, в значительной мере, из жизни двора, воцарение законного наследника царевича Федора Алексеевича представляло для правящей группировки не просто опасность, но, по российской традиции, полную погибель. Матвеев мог разослать старших членов рода Милославских на дальние воеводства — но что было делать с многочисленными царевнами, любящими тетками и сестрами царевича Федора, страшно недовольными невесткой? Сами по себе царевны, даже славившаяся своим умом Софья, не представляли реальной опасности. Будучи " зазорными лицами " , они не имели права даже показываться на люди вне узкого круга высшей знати. Но царевны составляли при дворе неискоренимый центр сопротивления власти Матвеева, вокруг которого группировались все недовольные канцлером. На их стороне была и традиция наследования по старшинству. Что можно было противопоставить этому, кроме мнения освященного собора духовенства, определявшегося волей патриарха?

http://sedmitza.ru/lib/text/443316/

Закрыть itemscope itemtype="" > Царская подушка 29.10.2007 287 Время на чтение 3 минуты Во время моего проживания в г. Калининграде областном, будучи ещё светским человеком, я познакомился и подружился с князем Алексеем Николаевичем Хованским, на тот момент - преподавателем Калининградского госуниверситета. Это был образованнейший, глубоко эрудированный истинный интеллигент, обладавший даром энциклопедической памяти и при этом скромнейший, даже несколько застенчивый человек. Он был прекрасным знатоком русской истории и особенно - знатоком и исследователем истории рода князей Хованских. Будучи прекрасным рассказчиком, он поведал нам много интересных историй, одна из которых сугубо запечатлелась в моей памяти. История эта связана с пребыванием Августейшей Царской Семьи в г. Тобольске. Вот что поведал князь Алексей Николаевич: " После окончания Казанского университета мой отец - Николай Александрович Хованский, родившийся 13 февраля 1879 г., женился на моей матери Зинаиде Алексеевне (урождённой Никольской), родившейся 21 февраля 1874 г., и вместе с ней уехал служить в Сибирь в Переселенческое Управление. Во время Первой мировой войны они жили в Тобольске и там пережили и февральскую, и октябрьскую революции. Когда Царскую семью привезли в Тобольск и поселили в бывшем губернаторском доме, то вместе с ними приехали, в частности, фрейлина государыни баронесса Софья Карловна Буксгевден со своей бывшей воспитательницей мисс Мэзэр. Они обе бывали у моих родителей, и через баронессу установился контакт с Царской Семьёй. Баронесса и её воспитательница имели право свободного выхода из дома. Пользуясь этой связью, мама передавала через них для Царской Семьи приготовленные ею сладкие ароматные коврижки и сухарики и другие продукты, а папа для Царя передавал английские журналы и газеты, которые он выписывал и получал. И это продолжалось до тех пор, пока Царская Семья не была вывезена из Тобольска весной 1918 г. В ночь, накануне отъезда, в знак благодарности Царская Семья вышила подушку, которая потом хранилась у моих родителей. Мама рассказывала, что вся Царская Семья приняла участие в этом рукоделии, даже и 14-летний наследник. Мама показывала мне, кто какой цветок вышивал, но это, к сожалению, я не запомнил за исключением цветка, вышитого Царевичем, который получился менее искусным, чем остальные шесть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Петр, единодержавным обладатель России 1689 год Почему вы задумались, мои друзья? Что вы так невесело смотрите на 1689 год? Вам жаль, что Петру уже семнадцать лет, а вы ничего не слышали о том, что было с ним все то время, как Софья так самовластно управляла его царством? Ваше сожаление понятно: ничье детство не было так любопытно, так прекрасно и блистательно, как детство Петра! Итак, милые мои читатели, прежде чем вы узнаете о том, что снова замышляет хитрая и властолюбивая царевна и как избавился от нее семнадцатилетний Петр, я расскажу вам о том, что было любопытного в его детстве и молодости. Слушайте же. Вы помните, что еще в трехлетием возрасте Петр имел товарищей, с которыми любил играть в солдаты. Приятно было смотреть на малюток, которые, как настоящие солдаты, помнили весь порядок команды и, с почтением слушая своего маленького командира, быстро и ловко исполняли его приказания. Впоследствии число их увеличилось, и так как они обычно жили в Потешном Преображенском дворце, то и их называли потешными. А может быть, это имя произошло от того, что они доставляли увеселение, или, как тогда называли, потеху Петру. Но это увеселение вскоре стало гораздо важнее, и вот по какой причине: в числе иностранцев, служивших в России при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче, был один Женевский дворянин, Лефорт. С красивой наружностью в нем соединялись и прекрасные качества души. Особенно отличался он своей храбростью, правдолюбием и привязанностью к стране, ласково принявшей его в число своих сынов. Он любил Россию, как свое Отечество, и знал очень хорошо Русский язык. Всем этим он обратил на себя особое внимание десятилетнего государя. Дружба, существовавшая впоследствии между ним и Лефортом, началась с Голландского языка. Петр просил образованного Женевца научить его говорить по-голландски. Уроки начались, и с этого времени не было для Петра более приятного провождения времени, чем разговаривать с новым своим любимцем. Лефорту было, чем занимать любопытного ребенка, было, что рассказывать! Он так много странствовал по разным государствам, так много видел на свете и хорошего, и дурного, что в разговорах с ним Петр мог беспрестанно узнавать что-нибудь новое и полезное.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет взят художником из русской истории, перед нами предстают события времён Московскойсмуты1682года, известной как Хованщина. После смерти царя ФёдораАлексеевича 27 апреля 1682 года, обострилась борьба за власть между боярскими родами Милославских и Нарышкиных. Царевна СофьяАлексеевна решила воспользоваться недовольством стрельцов, которые выступили на стороне Милославских и казнили ряд представителей рода Нарышкиных и их сторонников. В результате стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентшей при малолетних царях Иване и Петре, а начальником Стрелецкого приказа сделался князь ИванАндреевичХованский. Однако в этот момент, почувствовав слабость центральной власти, активизировались раскольники-старообрядцы, представители которых собрались в Москве и проповедовали свои взгляды в стрелецких полках, а также предлагали провести открытый теологический диспут на Краснойплощади. Лидером их был суздальский священник НикитаДобрынин, по прозвищу Пустосвят. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам на площади провести не удалось. Но 5 июля 1682 года в Грановитойпалате МосковскогоКремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриархаИоакима. Перед входом в Грановитую палату решительно настроенные раскольники столкнулись со священниками-никонианами. Между обеими сторонами возникла потасовка. Однако дерущихся разняли, а раскольников проводили к месту спора. Описание «Никита Пустосвят. Спор о вере» — крупноформатная картина В. Г. Перова была создана  в 1880—1881 гг. и оказалась незаконченной по причине болезни автора. Художник изобразил драматический момент: так называемый спор о вере сторонников патр. Никона и его противников – старообрядцев, который произошел летом 1682 г. в Грановитой палате Московского Кремля. Лидером группы старообрядцев был суздальский священник Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят. Спор проходил в присутствии царевны Софьи Алексеевны, патр. Иоакима, архиеп. Холмогорского Афанасия и других представителей православного духовенства. В процессе бурной дискуссии обстановка накалилась до такой степени, что в результате возникла потасовка между спорящими сторонами. Ее мы и видим на картине.

http://azbyka.ru/art/nikita-pustosvyat-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010