Одиннадцатый день. Поуч. 1-ое. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский. (Необходимость попечения о своей душе, которая безценна). I. Св. Церковь ныне празднует память св. Софрония, патриарха иерусалимского. Св. Софроний родился в VI веке в г. Дамаске от благочестивых и богатых родителей. С самой юности он полюбил духовное просвещение и целомудрие, и с любовию стал изучать священное писание. Изучив его, он, заботясь о своей душе, стал посещать монастыри и пустыни и там собрал все полезное из уст св. отцев. Придя в Иерусалим, он в одной обители встретил мудрого инока Иоанна Мосха , с ним сблизился и привязался к нему, как сын. Вскоре на Иерусалим напал Хозрой, царь персидский. Св. Иоанн и Софроний на это время оставили Иерусалим, который в их отсутствие был взят персами, а древо креста Господня с патриархом Захариею было взято в плен. Святые Софроний и Иоанн Мосх , удалившись из Иерусалима, предприняли далекое странствование по монастырям, посетили пустынников палестинских, сирских и египетских, везде беседовали с св. мужами, и все, что видели и слышали поучительнаго, записывали в книгу, и таким образом составилась весьма назидательная книга под заглавием: Лимонарь или Луг духовный. Софроний, сделавшись монахом, еще больше приложил трудов в заботах о спасении себя и других. Пребывая в г. Александрии, он описал чудеса св. мучеников Кира и Иоанна в благодарность за исцеление очей своих от мощей их. После этого он опять переселился в Иерусалим и был свидетелем возвращения сюда из плена древа честного креста вместе с патриархом. Спустя немного времени, за свою мудрость и строгое благочестие сам Софроний был избран в патриархи иерусалимские. Любимым его занятием было составление поучений и песней церковных, а также житий святых. Так он описал жизнь преподобной Марии египетской. А из песней церковных им составлена замечательная песнь в честь Иисуса Христа: Свете тихий, поемая за вечерней и за всенощной. II. Св. Софроний, всю жизнь заботившийся о своем духовном просвещении, о приобретении познаний, о назидании себя и ближних примером благочестия, служит для нас, братия, образцом самого живого попечения о своей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Память иже во святых отца нашего Софрония Премудрого, патриарха Иерусалимского Память 11 марта Святой Софроний, самое имя которого означает целомудрие 1823 , родился в Дамаске 1824 от благочестивых и целомудренных родителей; они были именитые граждане и звали их Плинфос и Мира. С юности блаженный Софроний стал жить согласно своему имени, любя премудрость духовную и внешнюю и девственную чистоту сохраняя от утробы матери; обе эти добродетели: премудрость духовная и девственная чистота – называются целомудрием; так, по словам святого Иоанна Лествичника 1825 , целомудрие есть общее название для всех добродетелей; и все их старательно усваивал целомудренный Софроний. Прежде всего, он изучил внешнюю 1826 философию, за что и был прозван софистом, т.е. премудрым; это название «софист» в те времена было очень почетным, и его получали выдающиеся философы, например, Ливаний софист, знакомый святого Василия Великого . Желая после внешней философии приобрести духовную премудрость, блаженный Софроний обходил монастыри и пустыни отшельников и получал от богоугодных отцов пользу для своей души. Пришел он и в святой город Иерусалим и, посещая ближние монастыри, вошел в киновию великого Феодосия, где нашел инока Иоанна, прозываемого Мосх и Евират, саном пресвитера, человека добродетельного, притом весьма искусного и во внешней и внутренней премудрости. Софроний привязался к нему всем сердцем, как сын к отцу, как ученик к учителю, и следовал ему всюду до самой его кончины, ходя с ним вместе по монастырям и пустыням, посещая святых отцов и записывая их жития на пользу себе, как об этом свидетельствует книга, написанная ими обоими, под названием «Лимонарь» или «Цветник», и одобренная на VII Вселенском Соборе 1827 . В этой книге учитель святого Софрония часто называет его софистом, как равного себе в философском образовании; но преподобный Иоанн называет блаженного Софрония не только софистом и господином своим, но даже отцом; он не смотрел на него, как на ученика, а как на своего друга, спутника и сотрудника, как человека выдающейся жизни, и, кроме того, он провидел духом, что Софроний будет великим пастырем и непоколебимым столпом церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Март, 30 Софроний, епископ Иркутский Святитель Софроний, епископ Иркутский, известный под фамилией Кристалевский (в миру Стефан), родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае – служивый крестьянского происхождения). Детские годы святого Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У святого Стефана было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата – Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря. С возрастом святой Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский († 1754; 10/23 декабря), и Павел, митрополит Тобольский († 1770; 4/17 ноября). Получив духовное образование, святой Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта). В ночь после пострижения в монашество святой инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», – предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

11. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1-й. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 10 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое...» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-24/

Софроний, святитель, епископ Иркутский и Нерчинский (Кристалевский Стефан Назарьевич) † 1771, память 30 марта/12 апреля, 30 июня/13 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился 25 декабря 1703 года в Малороссии, в Черниговском полку. Отец его, Назарий Фёдоров, был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае – служивый крестьянского происхождения). Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. Образование получил в Переяславской семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию. Получив духовное образование, Стефан поступил послушником в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь) Золотоношского уезда (Переяславская епархия). 23 апреля 1730 года пострижен в монашество с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта), В 1732 году в Киеве в Софийском соборе Софроний был рукоположен во иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «после посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом восемь лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года». Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель, год спустя его назначили казначеем, а в 1746 году он был утверждён в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Софроний, епископ Врачанский Прославлен Болгарской Православной Церковью в 1964 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1965 г. Память празднуется 11 (24) марта Определения Священного Синода В заседании Священного Синода под председательством Патриарха АЛЕКСИЯ 22 февраля 1965 года Слушали: Письмо Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла на имя Святейшего Патриарха Алексия о канонизации Священным Синодом Болгарской Церкви на торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г. Паисия , иеромонаха и проигумена Хилендарского монастыря на Святой Горе Афон, и Софрония , епископа Врачанского: “Ваше Святейшество, возлюбленный о Христе Господе Святейший Владыко! На болгарской земле просияли изрядным благочестием, твердостию веры в Господа Бога, засвидетельствованной редким христианским усердием, простирающимся до мученичества, при чрезвычайно тяжелых условиях жизни во время турецкого владычества в Болгарии, и духовно озарившие своей жизнью и деятельностью болгарский народ богоблаженные болгарские просветители Паисий, иеромонах и проигумен Хилендарского монастыря на Святой Горе Афонской (рожденный в 1722 г. в г. Банско и преставившийся о Господе пока неизвестно где и когда), и Софроний, епископ Врачанский (рожденный в 1739 г. в г. Котел и преставившийся о Господе в месяце сентябре 1813 г. в Бухаресте). Священный Синод Болгарской Православной Церкви в торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г., установив, что эти два светлых образа благочестия отражены в сознании болгарского верующего народа как святые и что в среде болгарского православного церковного исполнения уже давно утверждено сердечное культовое почитание этих богопросвещенных и богоугодных мужей, с молитвенным восторгом канонизировал их и объявил их всецерковно болгарскими святыми. Имена этих воссиявших благодатию Божиею святых внесены в месяцеслов Болгарской Православной Церкви, и блаженная их память будет чествоваться: святого Паисия Хилендарского и Болгарского 2 июля (19 июня по ст. стилю), когда по всеправославному месяцеслову празднуется память преподобного Паисия Великого, а святого Софрония , епископа Врачанского, – 24 марта (11 марта по ст. стилю), когда празднуется память святого отца нашего Софрония, патриарха Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Софроний Иерусалимский. Творения Софроний Иерусалимский — один из немногих иерархов, осмелившихся противостоять монофелитству (ереси, состряпанной византийской властью в политических целях) и поддержать Максима Исповедника. Он не был богословом и в догматические споры вступил по долгу пастыря. Софроний Иерусалимский вошел в историю церковной литературы как агиограф и песнописец. Внаше собрание творений Софрония Иерусалимского вошли: «Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ», «Слово на Господне», «Соборное «Чудеса святыхъ мучениковъ Кира и преподобныя матери нашея произнесенная на nokлohehie честному и животворящему Кресту въ среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы, говорящая также и о томъ, что по силе очистившимъ свой умъ постомъ, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественныхъ Таинъ», «Слово на честнаго Креста и на святое «Слово на праздникъ Пресвятыя Богородицы», «Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова», «Похвальное слово святому Иоанну Предтече». Сочинения Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ Переводъ съ латинскаго. О , божественныя и невещественныя (безплотныя) Воинства! О, Умы, одаренные духомъ и разумомъ! Однако, лучше будетъ васъ постепенно и по чину возвестить и возвеличить и призвать въ молитве. О, вы, Серафимы, снабженные шестью крыльями  и въ первомъ чине небесныхъ Воинствъ поставленные, вашимъ жаромъ и любовью къ Богу) вы воспламеняете всехъ прочихъ Ангеловъ. Вы, которые, по причине непоколебимой стойкости и свободы отъ плоти и свойству, которое вамъ было придано оть вечности, и силы и пламенеть, несете въ себе образъ Божественнаго вы справедливо именуетесь «вторыми светами», въ силу отъ Перваго Света, поелику величайшее и безконечное Троичнаго и Единаго Господства Онаго, свободнаго отъ какого–либо вы — насколько это возможно — непосредственно отъ Него и делаете его для прочихъ Духовъ и Умовъ. Итакъ, по причине силы воспламенять и очищать, которой вы обладаете, и которой всякое зло и всякую нечистоту вы навыкли потреблять и очищать, — будучи обозначены именами «сожигателей» и «испепелителей», — молю васъ, души моей (uccessus) очистите отъ скверны пороковъ и отъ тернистой которая связана съ ними, и, спаливъ ее, внедрите въ мою грудь божественное слово; и после того, какъ мракъ сердца моего внутри меня будетъ изгнанъ и разсеянъ, просветите чувства моего ума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первая Неделя Великого поста, Торжество Православия, воскресенье, 24 марта 2024 года: что будет в храме? 15 мин., 22.03.2024 В первое великопостное воскресенье 24 марта мы обращаемся в молитве к святителям Софронию Иерусалимскому, Евфимию Новгородскому и Софронию, епископу Врачанскому, преподобным Софронию, затворнику Печерскому, и Алексию Голосеевскому, священномученику Пионию Смирнскому и иже с ним пострадавшим. Церковь также вспоминает перенесение мощей мученика Епимаха Нового и чтит память исповедников Патрикия (Петрова) и Василия Малахова. Еще 24 марта чествуется икона Божией Матери Кипрская (Стромынская). Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 24 марта. Воскресенье, 24 марта 2024 года, Торжество Православия Воскресенье 5 марта в 2024 году называется Торжеством Православия. Это праздник был учрежден в 843 году по итогам Собора, состоявшегося в Константинополе. Он был посвящен восстановлению почитания икон после долгого периода иконоборчества и победе Церкви над ересями. В VIII–IX вв. Церковь пережила две волны иконоборчества — тогда неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира » привела к признанию святых образов идолами. Иконы и фрески уничтожались, за их почитание грозило изгнание, тюрьма, а иногда пытки и смерть. В 787 году в Никее состоялся VII Вселенский Собор, который осудил иконоборчество как ересь. Однако в последующий период противники иконопочитания не раз пытались взять реванш. Так было и в правление византийского императора Феофила. Однако после его смерти государством стала управлять его супруга Феодора , которая восстановила иконопочитание. Она созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме . Участники Собора в Константинополе подтвердили православное учение об иконе , ранее провозглашенное VII Вселенским Собором.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Надписание современного Типикона Русской Церкви «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех, подобно и в прочих святых Божиих церквах» указывает на принадлежность чина всенощного бдения в первую очередь лавре преп. Саввы Освященного. Имя сего преподобного отца, таким образом, оказывается тесно связанным с Иерусалимским уставом, а этот последний – с чином всенощного бдения. В самом деле, преобладающее большинство списков Иерусалимского устава, за очень небольшим исключением, содержавших чин всенощного бдения, надписываются как Устав лавры Саввы Освященного. Первым мысль о принадлежности Иерусалимского устава творчеству преп. Саввы Освященного высказал Симеон Со-лунский (XV век). «В обителях, – говорит он, – и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в кино-виях без пения. Конечно, это учреждение вызвано необходимостью и есть дело отеческого благоусмотрения. И св. отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфи-мия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от Харитона Исповедника. Начертание устава Саввы Освященного, затерянное при опустошении того места варварами, впоследствии при своем трудолюбии изложил патриарх Святого Града, святой отец наш Софроний. После него этот устав возобновил божественный отец наш и богослов Иоанн Дамаскин и, написав, предал его (для употребления)» 194 . Свое предположение о начертании преп. Саввой Иерусалимского устава Симеон Солунский , очевидно, основывал на сообщении биографа преп. Саввы, Кирилла Скифопольско-го 195 , который говорит, что Савва Освященный, чувствуя приближение своей кончины, созвал братию лавры, поставил им вместо себя нового игумена, которому заповедал хранить данный им лавре устав, причем сам устав вручил своему преемнику в письменном виде 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Пространная история Иерусалимской Церкви. Период II. Часть 1 (638-1099) (версия для печати)/Православие.Ru Пространная история Иерусалимской Церкви. Период II. Часть 1 (638-1099) Православие.Ru , 18 апреля 2002 г. / Состояние Иерусалимской Церкви при первых халифах С завоеванием арабами Палестины для Иерусалимской Церкви начался новый исторический период, ознаменовавшийся полной политической властью иноверцев. В первые годы владычества отношение арабского халифата к христианской Церкви было достаточно благоприятным, ибо халиф Омар I (634-644) вошел в Иерусалим не как варвар-завоеватель, а как благочестивый паломник. Заключив с Иерусалимским патриархом Софронием (634-638) договор, на основании которого в последствии определялись отношения арабского халифата к христианам Палестины, Омар I закрепил за ИПЦ Святые Места, имеющие археологическую ценность храмы, монастыри и жилища христиан. Необходимо отметить, что мусульмане почитали Иерусалим как Святой Город и, когда случалось, что путь в Мекку по различным причинам становился непроходимым, то совершали паломничество (хадж) именно сюда. Почитая Христа за пророка, они с благоговением относились к местам, связанным с Его именем. Согласно мусульманскому закону все жители империи, не исповедующие ислам, в качестве наказания облагались поголовным налогом (харадж), который составлял 4 динария в год. Не желающих подчиняться либо казнили, либо продавали в рабство. От уплаты хараджа человек избавлялся в трех случаях: если он принимал ислам, если продавался в рабство либо, если умирал. Характерно, что священнослужители и монахи, согласно договору с Омаром I этим налогом не облагались. Невидящих свет ислама и пребывающих в своем неведении мусульмане называли «зимми». Жизнь «зимми» могла быть отнята за поношение Корана, Пророка или ислама, совращение мусульманки, за проповедь иудейства или христианства и т.д. Примечательно, что при этом мусульманам разрешалось брать в жены иудеек и христианок, не принуждая их изменять вероисповедание.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010