Осмысление «страдания» в Боге и человеке, согласно богословской системе архим. Софрония (Сахарова) , стоит предварить наблюдением относительно различия понятий «страдательности» и «трагичности» в языке этого выдающегося подвижника и богослова русского зарубежья. Отец Софроний вполне традиционно считал, что в Боге не может быть и «нет трагедии» [Софроний, 2010a, 71; Софроний, 2017a, 50; Лосский, 2006, 426], поскольку в Нем отсутствует какого-либо рода эгоцентрический индивидуализм, являющийся корнем греха [Лосский, 1972а, 162]. Несмотря на то, что «любовь Христа во все время Его пребывания на Земле была многострадальною», поскольку «ей свойственно соучаствовать в страданиях» всего творения и сопереживать человеческую трагедию, «но не в Нем Самом, – пишет о. Софроний, – пребывала» последняя [Софроний, 2010a, 72–73]. «Все-космическим страданиям Христа чужд сей элемент» трагичности. Трагедия сопряжена с безысходным отчаянием перед властью «всепоглощающей смерти» [Софроний, 2010a, 72–73], которая все обессмысливает и делает абсурдной саму жизнь человека. «У всех нас, – подчеркивает о. Софроний, – единственный враг – наша смертность. Если человек смертен, если люди не воскресают, то вся мировая история не больше, чем бессмысленное страдание» творения [Софроний, 2010a, 83]. Так же остро переживавший трагедию ХХ века, когда миллионы жизней были брошены в жернова «мельницы смерти», современник о. Софрония преп. Иустин (Попович) заметит: «Человеку достаточно и одного взгляда, чтобы увидеть, что наша планета – ристалище, вымощенное человеческими черепами, со всех сторон обнесенное смертью » [Иустин, 2005, 35]. Прорыв сей непроницаемой стены совершает Христос – Победитель смерти, благодаря Которому стало возможным для человека «созерцать реальности иного, нетленного Бытия, дотоле скрывавшиеся от нас» [Софроний, 2010a, 83]. Господь, восприняв полноту человечества, приходит для того, чтобы дать нам «жизнь, и жизнь с избытком» ( Ин 10:10 ), чтобы в конечном завершении Его Жизнь стала нашей жизнью. Эта мысль оказалась настолько важной для о. Софрония, что послужит названием для его книги «Его Жизнь – моя» (His Life is Mine) [Sophrony, 1977].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в 1896 г. в Москве в семье состоятельного предпринимателя, который изготавливал эксклюзивную мебель и изделия из кожи. Это было время бурных политических событий, войн и революций, но Сергея не увлекала политика. Очень рано в мальчике проявились способности к рисованию, в юности он был всецело увлечен искусством. В 1918 г. С. Сахаров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас – Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова), а в период подготовки к поступлению учился в мастерской Ильи Машкова. Во время учебы в академии сблизился с Евгенией Лурье (в 1922 г. вышла замуж за Б. Пастернака), завязались его связи с литературным и художественным бомондом, в частности с К. Бальмонтом. Сергей состоял в Московском союзе художников, учился в мастерской П. Кончаловского, испытал влияние В. Кандинского. В начале 1920-х гг. он был уже сформировавшимся художником, работал в собственном ателье на площади Борьбы (до 1918 г. – Александровская площадь). Вскоре после революции последовали первые большевистские гонения на представителей аристократии, военных и состоятельных, образованных людей, Сергей Сахаров был дважды арестован и чудом остался жив. В 1921 г. он эмигрировал из России, жил в Италии, Германии и Франции. В 1923 г. принял участие в знаменитом французском Осеннем салоне (Salon d’autome), где его картины выставлялись вместе с работами В. Дюпона (Dupont), Дориньяка (Dorignac) и Бара-Левро (Barat-Levraut). В Осеннем салоне также были представлены работы Эль Греко, П. Сезанна, П. Гогена, Камиля Коро, А. Тулуз-Лотрека, скульптора О. Родена и других мастеров. Известный художественный критик Тьебо-Сиссон (Tiebault-Sisson) писал о картинах Сахарова, что они «отличаются мягкостью и тонкостью, они напоминают Рикара и действительно заслуживают сравнения с ним» (цит. по: [Гавриила (Бриллиот) 2016, с. 87]). В июле следующего года С. Сахарову предложили участвовать в салоне Тюильри (des Tuileries), куда приглашали только элиту Осеннего салона. Здесь С. Сахаров выставлял свои картины вместе с М. Шагалом, Морисом Дени, П. Лапрадом, Ф. Валлотоном, Анри Ле Сидане и другими признанными мастерами. Салон закрылся в конце сентября 1924 г. – он был продлен на два месяца ввиду своей популярности. Известно, что картины С. Сахарова были проданы (одна из них за 500 франков), сейчас они находятся в частных коллекциях. Казалось бы, перед художником открылись блестящие возможности, мир вскоре мог бы узнать имя талантливого русского живописца...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере октября 2012 В ритме неба Стрелки десятка циферблатов на стене крутятся все быстрее и зашкаливают, не справляясь с ритмом современной жизни. «Правы те, кто видит голубое небо и любит тайны его», — звучат слова архимандрита Софрония (Сахарова). Фильм «Письма в Россию» на час оставляет зрителя в ритме неба, наедине с вечностью. Выпущенная Санкт-Петербургской студией документальных фильмов картина, официальная премьера которой состоится в петербургском Доме кино в октябре, имеет все основания стать событием в культурной жизни города. Стрелки десятка циферблатов на стене крутятся все быстрее и зашкаливают, не справляясь с ритмом современной жизни. «Правы те, кто видит голубое небо и любит тайны его», — звучат слова архимандрита Софрония (Сахарова). Фильм «Письма в Россию» на час оставляет зрителя в ритме неба, наедине с вечностью. Выпущенная Санкт-Петербургской студией документальных фильмов картина, официальная премьера которой состоится в петербургском Доме кино в октябре, имеет все основания стать событием в культурной жизни города. Без лишней нравоучительности фильм повествует о поиске и обретении веры, раскрывает духовный подвиг архимандрита Софрония, когда-то открывшего миру старца Силуана Афонского. Повествование будет интересно как верующему, так и ищущему: фильм адресован человеку — без всяких прилагательных. Картина поражает реализмом, далеким от почти сказочных историй о подвижниках, жизнь которых с самого рождения сопровождалась чудесами. Словно в Псалтири, раскрываются разные переживания души: отчаяние, боль и радость. Здесь есть и «пограничные ситуации», ставящие самоопределение человека под вопрос (поле сражения, операционная), и спешащая равнодушная толпа, и виды величественной горы Афон, поражающие своей красотой. О главном в фильме говорится просто и прямо. Сценарий основан на письмах старца к родным сестрам — Марии (верующей) и Шуре (феминистке и атеистке). Особую ценность и документальность представляет рассказ келейника архимандрита Софрония схиигумена Серафима (Барадель-Покровского), который находился рядом со старцем последние десять лет жизни.

http://aquaviva.ru/journal/v-ritme-neba

Грех и покаяние: два вектора развития человеческой личности, согласно архим. Софронию (Сахарову) Источник Аннотация Статья посвящена анализу учения архим. Софрония (Сахарова) о грехе и покаянии как противоположных векторах развития человеческой личности. Важным положением учения о. Софрония является утверждение ипостасности, т. е. личного характера грехопадения и покаяния, как и любого пути совершенствования. Подчеркивая, что причина появления зла коренится не в природе человека, а в свободном произволении, о. Софроний акцентирует внимание на личностном разрыве живого общения Адама с Богом и с себе подобными. Следствием этой онтологической трещины становится братоубийство, а в последующих поколениях она выражается в индивидуализме, стремлении доминировать, все более приводя человечество к распаду единого ипостасного-природного бытия. Рассматривая покаяние, как возможность восстановления личного общения с Богом и с себе подобными, о. Софроний акцентирует ипостасный характер этого изменения. В динамике развития личности движение к покаянию происходит от внешнего делания к личностному самоумалению, в котором полнота кенозиса предваряет полноту совершенства. О. Софроний различает два вида покаяния: аскетическое, или этическое, и онтологическое, открывающее в сердце место для Духа Святого. Рассматривая покаяние в его вселенском измерении, о. Софроний отмечает важность подвига покаяния не только за себя, но и за других. В личностном кенозисе-покаянии человечество призвано реализовать многоипостасное единство в уподоблении Богу-Троице и единении с Ним. Этот путь бесконечен, как и покаяние на земле не имеет конца. Hieromonk Methody (Zinkovskiy) Pavlova L. Sin and repentance: two vectors of human person development according to archim. Sophrony (Sakharov) Annotation The article is devoted to the analysis of the teaching of archim. Sophrony (Sakharov) about sin and repentance as the opposite vectors of the development of human person. An important statement of fr. Sophrony teaching is the affirmation of hypostatic, i.e. the personal character of both the fall and repentance, and of any path of improvement.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава 4. Каппадокийский дух персоналистического богословия архим. Софрония (Сахарова) Господь даровал нам свет откровения Персоны. 539 Архимандрит Софроний – духовник и богослов-практик Основной темой богословия архимандрита Софрония (Сахарова) является учение о личности, о персоне. 540 Не только в своих богословских сочинениях, но даже и в поучительных нравственно-аскетических беседах-диалогах ученик преп. Силуана Афонского – о. Софроний всегда имел в виду Бога именно как Носителя и Источника Персонального Бытия и человека как образ и подобие этого таинственного бытия. 541 Внимание нашего зарубежного соотечественника, выдающегося богослова и духовника двадцатого столетия всегда было приковано к практической теме Богообщения, которое созерцалась им как встреча «между личным Богом и человеком-личностью». 542 Главной заслугой его поистине деятельного богословия, без всякого сомнения, нужно признать антропологическое развитие и применение «принципа персоны», который он дерзновенно полагал не иначе как «ключевым положением Божественного Откровения». 543 Само слово «персона», как известно, пришло в русский язык из латинского, где оно имело свою длинную предысторию. 544 И хотя филологи до сих пор спорят о происхождении термина и многозначности его исторических значений, 545 его употребление о. Софронием, с одной стороны, связано с его продолжительной жизнью и проповедью в Европе, а с другой – позволяет переосмыслить известное слово в его высшем, собственно богословском, значении применительно как к Богу, так и к человеку. Богословский анализ о. Софронием понятия «персоны», «личности» раскрывает перед нами его абсолютное значение, очищая его от смысла ограниченности, которую человек призван сверхъестественным образом превзойти. Именно на фоне возрастающей деформации и увядания значения персонального принципа в жизни современного человечества прозвучало его глубочайшее переосмысление в антропологическом максимализме о. Софрония, 546 основанном на словах Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» 547 ( Мф. 5:48 ). Богословский вклад о. Софрония

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Когда придёт Христос, вопросы уходят» Беседа о вкусе молитвы 29.11.2019 424 Время на чтение 21 минут Источник: Православие.Ru О святости как смысле жизни и обретении его в молитве известный режиссер и сценарист протоиерей Сергий Баранов поговорил со столичной молодежью в Новоспасской обители Москвы . Отец Сергий многим известен по своим авторским глубоким и лиричным фильмам. Поэтому первое его слово – короткометражная картина «Цена моей жизни» . А если у жизни Такая Цена, то и смысл ее не меньше, чем святость. Об этом и было вступительное слово отца Сергия и его последующие ответы на вопросы собравшихся. Протоиерей Сергий Баранов Главное отличие христиан – Однажды отец Софроний (Сахаров) затронул было весьма высокие темы, на что один опытный монах сказал: – Отец Софроний, давайте говорить о том, что касается нашего уровня... Поосторожнее бы относиться к тем темам, которые очень высоки для нас. И тогда еще совсем молодой иеромонах решился возразить: – Конечно, я в некоторой степени с вами согласен. Но почему я позволяю себе говорить о высоком, не боясь, что это повредит моей душе? Во-первых, когда ты имеешь перед собой запредельную цель как идеал, ее недостижимость сподвигает тебя постоянно быть в динамике. Потому что ты, непрестанно стремясь к ней, не можешь в полной мере ею обладать, и это тебя заставляет трудиться и трудиться. А во-вторых, когда перед тобою высокий идеал, то по контрасту с ним ты будешь чувствовать своё ничтожество. Здесь сложно загордиться, потому что то и дело ощущаешь своё несоответствие. Выслушав всё это, тот старый схимник-афонит ответил: – Ну, отец Софроний, раз так, то этот разговор возможен. Я не побоялся назвать нашу встречу «Святость как смысл жизни». Для кого-то это слишком дерзко, для кого-то неудобоваримо. Другие сразу отшатываются от такой высоты... Для первых христиан святость была смыслом их жизни. Они так просто жили Мне кажется, для первых христиан святость и была смыслом их жизни. Они так просто жили. В посланиях, читаем, так и обращались друг к другу: «Святым такой-то Церкви...».

http://ruskline.ru/opp/2019/11/29/kogda_...

Комментарии к книге иеромонаха Софрония (Сахарова) «Старец Силуан» (по изд.: Essex. Англия. 1990) Об авторе комментариев Нижеследующие комментарии принадлежат перу одного из духовных наставников середины ХХ-го века игумену Никону (Воробьеву . 1894–1963). Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) прошел жизненный путь типичный для богоискателя начала ХХ-го века: традиционно-религиозная (крестьянская) семья; потеря веры в школе (реальном училище); безуспешный поиск смысла жизни в науке, философии и психологии (Психоневрологический институт в Петрограде); полное, до отчаяния, разочарование в жизни; вопль к неведомому Богу и поразительный ответ Божий; обращение к серьезному изучению богословия в Московской духовной академии. Затем – многолетнее подвижничество, завершившееся принятием монашеского пострига и священного сана в 1931–1932 гг.; лагерные страдания в 1933–1937 годов, после которых многолетняя работа в прислугах. В 1944 году – возобновление священнослужения, сначала на приходах Калужской, а вскоре Смоленской епархий. С 1948 года и до конца жизни – настоятель храма в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. Что особенно значимо в его опыте для современного человека? В первую очередь – его поразительное по силе ревности и бескорыстности искание смысла жизни. На это он отдал все свои душевные и телесные силы, все немалые таланты и перспективы, которые открывались ему на поприще мирской деятельности. Не разочаровался ли он впоследствии, увидев, что потерял все в этой жизни? Два момента из его жизни дадут, возможно, исчерпывающий ответ на этот вопрос. Первый относится к 20-м годам, когда он преподавал математику в средней школе в Сухоничах (Тверская губерния) и жил один, снимая половину дома. В другой половине часто собиралась молодежь повеселиться. Приглашали и его, поскольку знали его живой характер, умение играть на скрипке, петь, рассказывать интересные истории (об этом говорили школьники). Нет, не откликнулся он на настойчивые приглашения симпатичных девушек и веселых ребят. Чем-то более интересным и неотложным, чем эти шумные собрания, был он занят. «За стеной смех, веселье, танцы, – рассказывал батюшка, – а меня это ничуть не трогало, сердце было занято совсем другим, и я лишь от всей души благодарил Бога за то, что он избавил меня от этой пустоты и бессмыслицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРСОНАЛИЗМ [От лат. persona - лицо, личность], обобщенное наименование мировоззренческих представлений и философских учений, утверждающих высший онтологический и ценностный статус личности. Естественная религиозность В контексте выявления узловых гносеологических и онтологических аспектов персоналистических воззрений в качестве определяющего признака естественной религиозно-философской мысли выступает ее беспредпосылочный характер, т. е. то обстоятельство, что она развивается автономно, не опираясь на базовые богословские источники. В этих условиях человек, размышляющий о Боге, исходит из наблюдений над собой и окружающим миром, концептуализируя их посредством своих мыслительных способностей. В логико-онтологическом плане исходным пунктом для формирования естественно-религ. представлений становится определение Бога как высшего совершенного существа. Дальнейшее прояснение понимания Бога осуществляется в 2 основных направлениях. Во-первых, все представимые для человека совершенства прилагаются к Богу в предельной мере; во-вторых, все мыслимые несовершенства по отношению к Богу отрицаются. В результате человек, воспринимая личности как разобщенных индивидов , т. е. в том редуцированном, ограниченном виде, к-рый, согласно христ. пониманию, стал характерен для людей после грехопадения ( Lossky. 1944. P. 116; Софроний (Сахаров). 1999. С. 48; Он же. 2009. С. 98, 100), отказывается прилагать эту категорию к высшим бытийным сферам и приходит к выводу о безличности Бога ( Lossky. 1967. P. 128). В гносеологическом плане формирование представлений о Боге как о безличном абсолюте объясняется также нивелирующей всеобщностью логических законов ( Софроний (Сахаров). 1999. С. 22, 52), приобретающих для естественного религ. сознания статус высшего регулятивного принципа, что проявляется, в частности, в устойчивых тенденциях к сближению понятий «мышление» (греч. τò νοεν) и «бытие» (τò εναι) ( John (Zizioulas). 2006. P. 180. Not. 1).

http://pravenc.ru/text/персонализм.html

архим. Захария (Захару) III. Разрыв и исцеление 1. Величие и ничтожество человека Если человек был задуман Умом Божиим «прежде создания мира» 276 и Бог имел о нем столь великий замысел, что даже «Сына Своего не пощадил» 277 ради его осуществления, то человек должен быть воистину велик по происхождению и предназначению. Те возможности, которые скрывает в себе его природа, созданная по образу Божиему, достойны всякого удивления. У старца Софрония видение человека включает в себя и предвечный замысл Божий о сотворении человека, и «последние века» 278 . Идея Божия о человеке рассматривается им в свете откровения божественной Ипостаси Слова. Человек «прежде вековых времен» 279 был предопределен Богом стать «подобным образу Сына Его» 280 . Этот образ явился «в последние времена» 281 . Человек велик в благодати спасения 282 . Две стороны его величия суть, во-первых, его сотворение по образу и по подобию Бога, при котором «Создатель наш, в сущности, повторяет Себя, и в этом смысле является нашим «Отцом " " 283 , и во-вторых, призыв стать чадом Божиим в соединении со Христом – призыв, явленный прежде создания мира. Обе стороны вместе составляют таинство человека как расширение таинства Христа, которое может быть открыто и познано благодатью покаяния и жизнью в Святом Духе. При сотворении человека по образу и по подобию Божию Бог вложил в его естество великие возможности и приготовил его к принятию в будущем евангельского откровения к уподоблению Христу 284 . Наиболее важными из этих возможностей являются врожденная идея Абсолюта и искание его человеком. При встрече человеческого духа со Вседержителем Богом «сей... может «узнать» Его, ибо Он родственен ему» 285 . Человек «становится родственным» 286 Богу, когда достигает состояния созерцания и любви Божией; тогда он «становится «целым»: исцеленным» 287 и познает, что «мы род Его» 288 . Далее мы хотим обозначить несколько проявлений жизни человека, из которых ясно обнаруживается, что он «родственен» Богу и имеет от Него свое происхождение. Так, когда слово Христа становится единственным законом человеческого существования, тогда человек, предавшись «ведению святости смиренного Бога-Христа» 289 , начинает почитать Бога «в духе и истине» 290 . Также это проявляется отрицательным образом, когда человек отвергает заповедь Божию и, лишенный Его благодати и пребывая вдалеке от света Отча, «поклоняется твари вместо Творца» 291 . В первом случае человек представляет собой досточудное и боговидное величие, тогда как во втором случае – трагичное и жалкое ничтожество. Он свидетельствует о том, что является «родом Божьим», когда в каждом проявлении своей жизни мыслит, чувствует и действует с сознанием того, что Бог доверил ему все творение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере мая 2019 Где девять собраны во имя Моё В нашей стране семья с тремя детьми уже считается многодетной. А если детей… девять, к тому же многие из них с тяжелыми диагнозами, и каждый — с непростой судьбой? О своей семье рассказывают иерей Феодосий Амбарцумов и его супруга Надежда. ДВА МИРА: КНИГИ И ДЕТИ Если бы юноше Феодосию Амбарцумову рассказали, что он будет воспитывать приемных детей, он бы ни за что не поверил. — Я никогда не только с детьми не собирался работать, но и к социальной деятельности никакого отношения не имел, — говорит он. — Моими друзьями были книги. Я усердно учился в семинарии, на последнем курсе писал дипломную работу, которая захватила меня полностью. Тема была — «Жизнь и богословские труды старца Софрония (Сахарова)». Потом поступил в Духовную академию и все три года, не разгибаясь, писал кандидатскую, тоже про отца Софрония, но тема несколько другая — учение о нетварном свете. За всё время учебы не посетил ни одного социального учреждения. По окончании Духовной академии Феодосий Амбарцумов остался преподавать по ходатайству иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковских) — они были его научными руководителями, один в семинарии, другой в Академии. Они жерекомендовали его тогдашнему ректору архиепископу Константину (Горянову): — Владыка Константин не только взял меня преподавателем, но и назначил своим референтом. В результате обязанностей у меня было, как говорится, выше крыши: читал три курса — один в семинарии, другой в регентском отделении, третий в иконописной школе; был референтом, к тому же ещё дежурным помощником. Времени не было совсем. В один прекрасный день произошло нечто, изменившее мою жизнь: я зашел в кабинет владыки Константина, а у него сидели несколько человек из Межвузовской ассоциации «Покров». Они рассказывали о своей работе со студенческой молодежью. Владыка Константин указывает на меня и говорит: «Феодосий Николаевич (я ведь тогда не в сане был) будет координатором вашей ассоциации от Духовной академии». Я тогда подумал: «Только этого мне не хватало!» Я и так-то разрывался: бывало, владыка Константин звонит, срочно надо что-то сделать, а я на лекции или на дежурстве. Но решил — ладно, должность координатора наверняка будет чисто формальной и особых хлопот не потребует.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=159371

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010