Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Приглашение на Афон советского консула в 1946 году и начало греческих репрессий Суд над монахом Василием (Кривошеиным) Иеромонах Софроний (Сахаров) Фото с монахом Василием (Кривошеиным). Он стоит слева. Иеромонах Софроний (Сахаров) стоит справа. 1926 год.     Приглашение на Афон советского консула в 1946 году и начало греческих репрессий Суд над монахом Василием (Кривошеиным) Иеромонах Софроний (Сахаров)       Мы уже публиковали большую статью о деятельности немецкой делегации ученых Анненере. Это продолжение цикла статей об истории Афона . В этой статье открывается глубокий трагизм положения русских монахов на Афоне в 1941-1946 годах.   В середине 1946 г. монахи Пантелеимоновского монастыря пригласили на Афон советского консула В. Д. Корманова, который посетил Святую гору 21 июля того же года и был торжественно встречен в обители колокольным звоном.   Этот случай в условиях начинавшейся гражданской войны вызвал сильнейшую тревогу греческих королевских властей и в дальнейшем стал важнейшей причиной репрессий против русских монахов   Иеромонах Софроний (Сахаров) уже во второй половине 1946 г. был вынужден уйти из греческого монастыря св. Павла в русский Свято- Андреевский скит. Летом 1947 г. (а 26 сентября 1947 г. в Салониках состоялся суд) иеромонах уехал во Францию, где перешел в юрисдикцию Московского Патриархата.   В 1948 г. отец Софроний опубликовал свою всемирно известную книгу «Старец Силуан Афонский», позднее он переехал в Великобританию, где в 1959 г. основал в графстве Эссекс монашескую общину, преобразованную в дальнейшем в Иоанно- Предтеченский скит. Здесь старец схиархимандрит Софроний и скончался в 1993 г.   Василий (Кривошеин) принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД), присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Югославию, в монастырь Хопово, откуда вместе с С. Сахаровым (впосл. схиархим. Софроний) отправился в паломническую поездку на Афон, она определила всю его последующую жизнь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=895

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Софроний Сахаров. Не подобает нам попирать свободу людей Архим. Софроний Сахаров. Не подобает нам попирать свободу людей       Митр. Иерофей (Влахос) много лет окормлялся у старца Софрония (Сахарова) и делал записи  поучений. Публикуем некоторые из них. - Святая Гора Афон Если хочешь кого-нибудь погубить, скажи ему, что у него прекрасный голос или похвали его за какую-нибудь его добродетель. Люди не сразу приносят искреннюю исповедь. Пройдет много времени, прежде чем они откроют грех, который мучает их, и часто бывает, что исповедают его как забытый ранее грех. Здесь требуется большая осторожность. Надо проявлять к ним любовь и ждать от них искренней исповеди. Часто многие люди говорят себе: «Не буду рассказывать всего, чтобы духовник не лишил меня святого причастия», — в таковых надо пробудить вдохновенное мужество на чистую исповедь, и уже потом, по исповеди, обращаться с ними с рассуждением. Нередко можно видеть общее явление: как только люди познают Христа и почувствуют радость духовной жизни, сразу же хотят оставить свою работу и полностью посвятить себя Богу. Но, поскольку они имеют семьи, их желание скоро преходит. Нужно их поддержать и помочь им утвердиться в духовном делании, чтобы со временем найти пути сообразовать Божию волю и свою работу. Тогда они или исполнят свое изначальное желание, или же изменят образ жизни. С подобной проблемой столкнулся апостол Павел, когда христиане Солуни, познав Христа, пожелали оставить свои занятия. Некоторые духовные отцы полагают правило женщинам — рожать детей, несмотря на запрещение врачей и на риск смертельного исхода при родах. Оправдывают это тем, что через рождение детей они станут мученицами. Не подобает нам попирать свободу людей, но нужно для них найти пути к исцелению и к свободному послушанию воли Божией. Кроме того, побуждать к мученичеству можно лишь самого себя, но не других. Есть духовные отцы, кто, желая перестраховаться, следует букве закона. Это дает им некую уверенность. Однако в более надежном положении оказываются те духовники, кто по любви к брату берет на себя риск и поступает «по икономии» (т. е. проявляют снисхождение к человеческим слабостям), живя «духом» закона.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Архимандрит Софроний (Сахаров) и протоиерей Георгий Флоровский — две разные судьбы, два христианских пути. Однако оба являются представителями поколения, отличавшегося высочайшей догматической культурой. Годы их богословского становления застали расцвет теологии Русского зарубежья первой половины XX века. О. Георгий написал о. Софронию на Афон еще в 1929 году, когда тот был монахом Свято-Пантелеимоновского монастыря. Однако переписка не завязалась столь интенсивно, как в послевоенные годы. Вернувшись во Францию, о. Софроний посвятил все свои силы на то, чтобы издать писания своего учителя и старца — преподобного Силуана Афонского. Ряд писем посвящен этой важной теме. Для о. Софрония слово преподобного Силуана было не что иное, как откровение, данное Богом всей нашей эпохе. Из писем видно, что издание писаний преподобного стало для о. Софрония «вселенским делом Православия» . В лице Флоровского о. Софроний тогда нашел поддержку и деятельного участника: издание книги на английском языке предваряется предисловием о. Георгия. Тогда же, в послевоенные годы, вскрылась и глубокая общность их богословского видения, породнившая их во Христе. Для о.Софрония, как и для Флоровского, догматика была не какой-то отвлеченной гимнастикой логического мышления. Это была реальность самой жизни. В одном из писем Флоровский, жалуясь о. Софронию на равнодушие православных к богословию, написал: «Я буду очень рад беседовать с Вами заочно на богословские темы. Нам всем приходится нести крест одиночества» . О. Софроний и сам страдал оттого, что «...слишком мало таких умов, таких душ, которые “живут” догматом, то есть “богословы” по самой своей установке внутренней» . О. Софроний признался Флоровскому: «Вы. своим выражением о “кресте одиночества, который нам приходится нести”, попали в самый центр моего переживания в данный момент» . И, как исповедь, о. Софроний предал на суд Флоровского свое богословское видение, со смирением и с жаждой услышать суждение от человека столь утонченного богословского ума, каким был о. Георгий. Для о. Софрония это было событием особой важности: при всем богатстве своего аскетического опыта он знал, насколько опасным является доверие самому себе. Он усвоил это еще на Афоне: для монахов было обязательным — проверять себя судом других, опытнейших, старейших, признанных верными. «Вам я отдаю на суд мои мысли, — пишет о. Софроний, — с надеждой, что Вы мне поможете удержаться на царском пути отцов. Я не хотел бы, по недостатку моего опыта и знания, наговорить вещей, которые далеко отстоят от возлюбленного мною Православия» . Флоровский, ознакомившись с догматическим видением и аскетическим опытом о. Софрония, увидел в нем верного носителя многовековой святоотеческой традиции и единомышленника в исповедании православной веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=186...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Видеть Бога как Он есть «Видеть Бога как Он есть» — книга про духовный путь христианина (неважно мирянина или инока), написанная архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником преп. Силуана Афонского. «Видеть Бога как Он есть» задумана Софронием (Сахаровым) как экспликация слов, сказанных Силуану Афонскому Христом: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». В каком то смысле «Видеть Бога как Он есть» — образец православного богословия, ведь Софроний (Сахаров) говорит от живого опыта общения с великим святым и от собственного опыта аскетического делания. «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»: опыт кенозиса, умаления, истощания, богооставленности — подражание крестному пути Спасителя. Как считает Софроний (Сахаров) это особенно важно в XX веке, когда Земля действительно стала походить на ад, а людей покорило отчаяние. В таких рамках Софроний (Сахаров) разворачивает основные понятия православной аскетики: память смертная, страх Божий, покаяние, невидимая брань, духовный плач, свобода, вдохновение, отречение от себя, Нетварный Свет, личность — человека и Бога, молитва, Литургия и — как венец — Гефсиманская молитва. Софроний (Сахаров) так резюмирует суть книги «Видеть Бога как Он есть»: «Слово Христа: “и не отчаивайся” — дано чрез Старца Силуана нашей эпохе, отмеченной исключительно тяжким всеобщим отчаянием. Люди нашего века нередко против своей воли все же становятся моральными соучастниками нескончаемых локальных и даже планетарных братоубийств. Как таковые, т.е. моральные соучастники нераскаянные, они, естественно, теряют благодать Духа Святого и уже не могут верить в свое бессмертие чрез воскресение. Да и не стремятся к сему. Именно в этом приговоре самих себя на полное уничтожение по смерти заключена духовная сущность отчаяния. Силуан, получив слово Господа, всецело приложил его к себе. Вот, как он пишет об этом: “Я стал делать, как научил меня Господь, и мой ум очистился, и Дух свидетельствовал спасение”. “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но (уже) перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5, 24).»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 16. Антропология в религиозно-богословской системе архим. Софрония (Сахарова) Схиархимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) – один из самых известных православных богословов ХХ в. Его имя стоит в одном ряду с митрополитом Антонием (Блумом), архиепископом Василием (Кривошеиным) , архиепископом Иоанном (Шаховским), епископом Кассианом (Безобразовым) . Однако архим. Софроний известен не просто в качестве духовного писателя, но как один из самых авторитетных духовников и подвижников, к опыту и мнению которого прислушивались в монашеской республике на горе Афон, где вообще очень критически и осторожно относятся ко всякого рода духовным писаниям. Высочайшее признание духовного опыта архим. Софрония было засвидетельствовано в 2007 г. на международной конференции «Старец Софроний – богослов нетварного Света», на которую направили свои послания Патриархи Московский и всея Руси Aлekcuй II, Константинопольский Варфоломей, Александрийский Феодор, Сербский Павел, Румынский Даниил, архиепископы Кипрский Хризостом и Афинский Христодул. Благодаря трудам архим. Софрония, в 1988 г. его учитель старец Силуан был прославлен в Греции, а позже причислен к лику святых Русской Православной Церковью. Последний период жизни архим. Софроний провел в основанном им монастыре в графстве Эссекс (Великобритания), собрав вокруг себя многочисленных учеников и почитателей 51 . Помимо своего духовного служения архим. Софроний (Сахаров) был представителем русской эмиграции ХХ в. Он близко общался с самыми известными деятелями русского зарубежья, как духовными лицами (митрополит Антоний (Блум), прот. Сергий Булгаков , прот. Василий Зеньковский , прот. Георгий Флоровский 52 , прот. Борис Старк 53 ), так и светскими ( В. Н. Лосский , семья адмирала А. В. Колчака, кн. А. Л. Мещерская и многие другие). Круг его общения был весьма широк, его идеи стали для многих последователей и собеседников авторитетным источником духовного знания. Помимо самой известной книги архим. Софрония «Старец Силуан» 54  вторая по значимости его книга – «Видеть Бога как Он есть».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Архим. Софроний Сахаров. В наше время лучше молчать Архим. Софроний Сахаров. В наше время лучше молчать     Это письмо было написано старецем в 70-х годах. Публикуем впервые . - Святая Гора Афон   В наше время весь мир напуган теми террорами, которые царили и еще царят во многих местах... Ты же понимаешь, что сейчас мир уже не «лежит во зле», а «захлебывается» и люди повсюду обезумели. В такие времена лучше молчать нам, которые не склонны решать никаких вопросов путем насилия. А  наш век — век небывалых насилий над свободой ловека. В наше время попраны все права человека, хотя мы только и слышим об защите этих прав. Все равно Бог победит впоследствии силою Своей любви. А в мире сем скорби нужны - Христос неизбежно страдает. Без этого мы, христиане, не могли бы иметь нужного нам дерзновения в молитве. Если я живу так же в покое, в наслаждениях плоти, как и прочие, то не явится во мне подлинная сила духа, способного приблизиться к Богу.  Не в том дело, чтобы «культивировать» страдания. Нет, это совсем нелепо и неправильно. Но знать, что через страдания мы познаем нашу духовную свободу, наше отличие от мира животных, движимого не разумом, а «естественными пожеланиями и инстинктами». Комментарии Всего комментариев: 16 2014/11/22, 21:53:55 Молчание – тайна будущего века. Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность. Преподобный авва Исаия. Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основана вся монашеская жизнь. Авва Даниил. Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным. Авва Лонгин. Рассказывали об авве Агафоне, что он три года носил камень во рту, пока не приучился к молчанию. Авва Агафон. Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими». Авва Виссарион. Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста и узду на язык: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места для обители Святого Духа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=189...

Одна из центральных православных книг XX в. С одной стороны, книга «Старец Силуан» открыла бездну красоты и мудрости православия многим в России во время гонений. Одна из самых популярных книг самиздата. Именно образ старца Силуана Афонского привлек многих в нашей стране, отравленных безбожной пропагандой, к православию. С другой, «Старец Силуан» стал одним из главных свидетельств православия на Западе. Силуан Афонский — святой, который соединил простоту и глубокое ведение, истинный святоотеческий дух и переживание современных проблем. Выходец из крестьян, он большую часть жизни прожил на Афоне. Старец Силуан Афонский от смиренной молитвы возрос до молитвы за весь мир. Слова, сказанные Господом Силуану Афонскому, воплощают суть ситуации христианства в XX в. «Господи, что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: «Держи ум твой во аде — и не отчаивайся». «Старец Силуан Афонский» не монография или житие, написанная посторонними. Софроний (Сахаров), ее автор, долгие годы был духовным сыном старца Силуана Афонского. Поэтому все, что читатель найдет в этой книге, — воспоминания очевидца. В первой части «Старца Силуана» описывается жизнь святого, во второй — учение. Причем перед смертью Силуан Афонский передал свои записки Софронию (Сахарову). Они-то и стали основой второй части. Софроний (Сахаров) первую часть «Старца Силуана» (про жизнь старца) начинает так: «Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!». И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово».

http://predanie.ru/book/69621-starec-sil...

1 Наиболее полная биография прот. Георгия Флоровского представлена в книге под ред. Э. Блэйна «Georges Flmovsky. Russian Intellectual and Orthodox Churchman». N.Y., 1993. P.n. (под общ. ред. Ю. П. Сенокосова): «Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ». М., 1995. 2 Рукописи MFL-5 и M5-FL. 3 См.: Письмо 5-е (21 февраля 1958 г.). Наст. изд. С. 40. 4 Ответ о. Софронию (10 марта 1958 г.) на 6-е письмо. Наст. изд. С. 46—47. 5 См.: Письмо 9-е (21 марта 1958 г.). Наст. изд. С. 64. 6 Письмо 8-е (16 марта 1958 г.). Наст. изд. С. 55. 7 Письмо 7-е (16 марта 1958 г.). Наст. изд. С. 52. 8 Ответ о. Софронию (7 февраля 1959 г.) на 15-е письмо. Наст. изд. С. 127. 9 Письмо 2-е (24 апреля 1963 г.). Наст. изд. Приложение. С. 164—165. 10 Письмо 5-е (21 февраля 1958 г.). Наст. изд. С. 40. 11 Архим. Софроний (Сахаров). Духовные беседы. Т. 1. Беседа 4-я (10 сентября 1990 г.). Эссекс-М., 2003. С. 54,53. 12 Архим. Софроний (Сахаров). Духовные беседы. Т. 1. Беседа 2-я (4 декабря 1989 г.). Эссекс-М„ 2003. С. 44. 13 Письмо 19-е (Рождество Христово 1960 61 г.). Наст, изд. С. 158. 14 Англ.-франц.: авиаписьмо. 15 Это письмо — ответ на просьбу о. Георгия, изложенную в письме от 26 декабря 1953 г. из Нью-Йорка: «Дорогой отец Софроний, приветствую с праздником. Καλα Χριστογεννα και ετυχς του Νйοv τος [Хорошего Рождества и счастливого Нового года]. О. Василий Кривошеин напомнил мне о Вашем «Вестнике» в связи со своей статьей о преп. Симеоне. У меня нет 12, и последний — 13-й. Если можно, пришлите 12-й и нее последующие. Не послал Вам нашего Quarterly, так как не был уверен, что Вы интересуетесь английским изданием. Поместил в нем заметку владыки Николая Охридского о Вашей книге. Если хотите, могу прислать вышедшие номера. А Вы не откладывайте присылку “Вестника” (у меня имеются номера с 1 по 11 включительно и 13). Мет’ αγατνης Г. Флоровский». 16 От франц. ramolli — (старчески) расслабленный; слабый, ослабевший. 17 Анастасий (Грибановский), митрополит — председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви с 1936 по 1964 г., церковная политика которого отличалась непримиримостью по отношению к Московском Патриархату.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3948...

иеродиакон Николай (Сахаров) Скачать epub pdf УЧЕНИЕ О. СОФРОНИЯ О СТАРЧЕСТВЕ В СВЕТЕ ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ Писания о. Софрония возрождают роль старчества в русском аскетизме 100 . Его учение развивает идею послушания старцу на основе общей интегральной структуры его богословия, где главенствующую роль играет принцип персоны. Свежий взгляд о. Софрония на святоотеческие источники и его знакомство с живой аскетической традицией Афона способствовали оживлению интереса к подвигу послушания в современном русском Православии. Необычный для русской аскетической традиции акцент на главенствующем значении принципа персоны у о. Софрония позволяет увидеть, насколько русская традиция старчества менее “персоналистична”, чем традиция Византии. То же “личностное” измерение в аскетическом учении о. Софрония дает возможность богословски оправдать послушание пред лицом критики старчества со стороны русских религиозных мыслителей и развеять их опасения, что послушание уничтожает личную свободу человека. Принцип действия старчества В своем изложении монашеского опыта о. Софроний знакомит нас с различными видами послушания внутри монашеской общины 101 . С одной стороны, существует “административное” послушание настоятелю, которое может либо иметь, либо не иметь харизматическое значение: настоятель возлагает на членов монашеской общины разного рода задания, определяемые общими нуждами общины и ее членов 102 . Роль личных отношений в этом виде послушания может быть весьма различной. С другой стороны, согласно Преданию Восточной Церкви, существует послушание духовному отцу, основанное на личном руководстве. Обращаясь к историческому опыту Русской Церкви XVIII-XIX веков, о. Софроний указывает, что старец может быть как священником, так и лицом, не облеченным священным саном: “Духовные “старцы” не обязательно иереи или монахи” 103 . Его собственный старец – преп. Силуан Афонский – не был рукоположенным сященником-духовником и, наряду с его руководством, о. Софроний имел духовника-исповедника 104 . Однако, преп. Силуан сам в такой мере связывал таинство исповеди со старчеством, что мог прийти для исповеди и совета к любому иерею монастыря как к своему духовнику 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Фрески отца Софрония Сахарова в Эссексе 23 ноября 2017 г. 16:15 В Москве поговорили о иконописи схиархимандрита Софрония (Сахарова) В Москве, в Доме Русского Зарубежья, состоялся вечер памяти, посвященный художественному творчеству схиархимандрита Софрония (Сахарова). Его участники рассказали о истоках художественного стиля автора известной книги о Силуане Афонском, поисках новых форм выражения, о его втором парижском периоде жизни и о влиянии на творчество отца Софрония живописи преп. Андрея Рублева. Схиархимандрита Софрония (Сахарова) в России знают, по большей части, как автора книги «Старец Силуан» и других аскетических и богословских трудов, но до последнего времени он не был известен как иконописец и художник. Эту тему практически одновременно подняли в России научный сотрудник Дома Русского Зарубежья к. ф .н. Ксения Ермишина, художник Анна Кузнецова, а за рубежом - насельница монастыря Св. Иоанна Крестителя (Эссекс, Англия) монахиня Гавриила (Брилиот), иконописец и ученица отца Софрония. «Живописью отец Софроний (тогда Сергей Сахаров) увлекался с юности, учась у таких мастеров начала ХХ века, как Петр Кончаловский и Илья Машков. Большое влияние на него оказало и творчество Василия Кандинского. К счастью, сохранилось несколько его работ раннего периода, когда Сергей Сахаров жил и работал в Италии, Германии и Франции, в том числе, с художником Леонардо Бенатовым. Сегодня эти картины и графика находятся в частных коллекциях во Франции», - отметила в своем выступлении Ксения Ермишина. В 1924 году, после видения Нетварного Света, он решил посвятить свою жизнь Богу. И в 1925 году приехал на Афон, поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона, где через два года принял монашеский постриг с именем Софроний в возрасте 31 года. На Афоне он несколько раз предпринимал попытки заняться инокописью, но, по его словам, не был удовлетворен результатом. После Афона После Второй мировой войны по политическим соображениям иеромонах Софроний вместе с группой других русских монахов был выслан с Афона и в 1947 году приехал во Францию, где стал помощником настоятеля Никольской церкви при Русском старческом доме в Сен-Женевьев-де-Буа (1947—1956).

http://e-vestnik.ru/news/ikonopis_shiarh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010