Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Приглашение на Афон советского консула в 1946 году и начало греческих репрессий Суд над монахом Василием (Кривошеиным) Иеромонах Софроний (Сахаров) Фото с монахом Василием (Кривошеиным). Он стоит слева. Иеромонах Софроний (Сахаров) стоит справа. 1926 год.     Приглашение на Афон советского консула в 1946 году и начало греческих репрессий Суд над монахом Василием (Кривошеиным) Иеромонах Софроний (Сахаров)       Мы уже публиковали большую статью о деятельности немецкой делегации ученых Анненере. Это продолжение цикла статей об истории Афона . В этой статье открывается глубокий трагизм положения русских монахов на Афоне в 1941-1946 годах.   В середине 1946 г. монахи Пантелеимоновского монастыря пригласили на Афон советского консула В. Д. Корманова, который посетил Святую гору 21 июля того же года и был торжественно встречен в обители колокольным звоном.   Этот случай в условиях начинавшейся гражданской войны вызвал сильнейшую тревогу греческих королевских властей и в дальнейшем стал важнейшей причиной репрессий против русских монахов   Иеромонах Софроний (Сахаров) уже во второй половине 1946 г. был вынужден уйти из греческого монастыря св. Павла в русский Свято- Андреевский скит. Летом 1947 г. (а 26 сентября 1947 г. в Салониках состоялся суд) иеромонах уехал во Францию, где перешел в юрисдикцию Московского Патриархата.   В 1948 г. отец Софроний опубликовал свою всемирно известную книгу «Старец Силуан Афонский», позднее он переехал в Великобританию, где в 1959 г. основал в графстве Эссекс монашескую общину, преобразованную в дальнейшем в Иоанно- Предтеченский скит. Здесь старец схиархимандрит Софроний и скончался в 1993 г.   Василий (Кривошеин) принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД), присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Югославию, в монастырь Хопово, откуда вместе с С. Сахаровым (впосл. схиархим. Софроний) отправился в паломническую поездку на Афон, она определила всю его последующую жизнь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=895

Архимандрит Софроний (Сахаров) и протоиерей Георгий Флоровский — две разные судьбы, два христианских пути. Однако оба являются представителями поколения, отличавшегося высочайшей догматической культурой. Годы их богословского становления застали расцвет теологии Русского зарубежья первой половины XX века. О. Георгий написал о. Софронию на Афон еще в 1929 году, когда тот был монахом Свято-Пантелеимоновского монастыря. Однако переписка не завязалась столь интенсивно, как в послевоенные годы. Вернувшись во Францию, о. Софроний посвятил все свои силы на то, чтобы издать писания своего учителя и старца — преподобного Силуана Афонского. Ряд писем посвящен этой важной теме. Для о. Софрония слово преподобного Силуана было не что иное, как откровение, данное Богом всей нашей эпохе. Из писем видно, что издание писаний преподобного стало для о. Софрония «вселенским делом Православия» . В лице Флоровского о. Софроний тогда нашел поддержку и деятельного участника: издание книги на английском языке предваряется предисловием о. Георгия. Тогда же, в послевоенные годы, вскрылась и глубокая общность их богословского видения, породнившая их во Христе. Для о.Софрония, как и для Флоровского, догматика была не какой-то отвлеченной гимнастикой логического мышления. Это была реальность самой жизни. В одном из писем Флоровский, жалуясь о. Софронию на равнодушие православных к богословию, написал: «Я буду очень рад беседовать с Вами заочно на богословские темы. Нам всем приходится нести крест одиночества» . О. Софроний и сам страдал оттого, что «...слишком мало таких умов, таких душ, которые “живут” догматом, то есть “богословы” по самой своей установке внутренней» . О. Софроний признался Флоровскому: «Вы. своим выражением о “кресте одиночества, который нам приходится нести”, попали в самый центр моего переживания в данный момент» . И, как исповедь, о. Софроний предал на суд Флоровского свое богословское видение, со смирением и с жаждой услышать суждение от человека столь утонченного богословского ума, каким был о. Георгий. Для о. Софрония это было событием особой важности: при всем богатстве своего аскетического опыта он знал, насколько опасным является доверие самому себе. Он усвоил это еще на Афоне: для монахов было обязательным — проверять себя судом других, опытнейших, старейших, признанных верными. «Вам я отдаю на суд мои мысли, — пишет о. Софроний, — с надеждой, что Вы мне поможете удержаться на царском пути отцов. Я не хотел бы, по недостатку моего опыта и знания, наговорить вещей, которые далеко отстоят от возлюбленного мною Православия» . Флоровский, ознакомившись с догматическим видением и аскетическим опытом о. Софрония, увидел в нем верного носителя многовековой святоотеческой традиции и единомышленника в исповедании православной веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=186...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Софроний Сахаров. Не подобает нам попирать свободу людей Архим. Софроний Сахаров. Не подобает нам попирать свободу людей       Митр. Иерофей (Влахос) много лет окормлялся у старца Софрония (Сахарова) и делал записи  поучений. Публикуем некоторые из них. - Святая Гора Афон Если хочешь кого-нибудь погубить, скажи ему, что у него прекрасный голос или похвали его за какую-нибудь его добродетель. Люди не сразу приносят искреннюю исповедь. Пройдет много времени, прежде чем они откроют грех, который мучает их, и часто бывает, что исповедают его как забытый ранее грех. Здесь требуется большая осторожность. Надо проявлять к ним любовь и ждать от них искренней исповеди. Часто многие люди говорят себе: «Не буду рассказывать всего, чтобы духовник не лишил меня святого причастия», — в таковых надо пробудить вдохновенное мужество на чистую исповедь, и уже потом, по исповеди, обращаться с ними с рассуждением. Нередко можно видеть общее явление: как только люди познают Христа и почувствуют радость духовной жизни, сразу же хотят оставить свою работу и полностью посвятить себя Богу. Но, поскольку они имеют семьи, их желание скоро преходит. Нужно их поддержать и помочь им утвердиться в духовном делании, чтобы со временем найти пути сообразовать Божию волю и свою работу. Тогда они или исполнят свое изначальное желание, или же изменят образ жизни. С подобной проблемой столкнулся апостол Павел, когда христиане Солуни, познав Христа, пожелали оставить свои занятия. Некоторые духовные отцы полагают правило женщинам — рожать детей, несмотря на запрещение врачей и на риск смертельного исхода при родах. Оправдывают это тем, что через рождение детей они станут мученицами. Не подобает нам попирать свободу людей, но нужно для них найти пути к исцелению и к свободному послушанию воли Божией. Кроме того, побуждать к мученичеству можно лишь самого себя, но не других. Есть духовные отцы, кто, желая перестраховаться, следует букве закона. Это дает им некую уверенность. Однако в более надежном положении оказываются те духовники, кто по любви к брату берет на себя риск и поступает «по икономии» (т. е. проявляют снисхождение к человеческим слабостям), живя «духом» закона.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Воспоминания архим. Софрония Сахарова. Монахи монастыря Святого Пантелеймона на Святой Горе презирали Старца Силуана   Воспоминания архим. Софрония Сахарова. Монахи монастыря Святого Пантелеймона на Святой Горе презирали Старца Силуана   Митр. Иерофей Влахос опубликовал поучения и воспоминания архим. Софрония Сахарова. Приводим отрывок из его книги " Знаю человека во Христе " . Приведем этот отрывок без комментария. Впрочем, комментарий одного старца мы все же добавим: " В Царствие Небесное никогда не заходили толпами " . А любознательного читателя, у которого появились вопросы, мы отсылаем к Житию прп. Серафима Саровского. - Святая Гора Афон     Старец Силуан входит в сонм великих святых, таких как Антоний Великий, авва Пимен и др., ибо он прожил ад и созерцал Христа.   Монахи монастыря Святого Пантелеймона на Святой Горе Афон презирали Старца Силуана. Они говорили, что таких, как Старец Силуан, у них много. После кончины Старца некоторые люди просили дать им что-нибудь из его личных вещей, и монахи легко раздавали их. Так что теперь в монастыре нет ничего из личных вещей Старца Силуана. В то время как, одном католическом монастыре четыре монахини пожелали принять имя «Силуана». Им последовали и другие, но так как это было невозможно, то они приняли имя «Софрония». Этот факт показывает, какое влияние имели слова святого Силуана даже на иноверцев.      Воображающий ум неспособен к богословию. Это происходит по двум причинам. Во-первых, богословие есть опытная наука, а не плод логического размышления и воображения, ибо воображение по сути своей явление изменчивое. Во-вторых, Бог превосходит наше понимание, Он непостижим, нетварный, безначальный, и мы не можем понять Его разумом. Мы постигаем Бога, только когда Он Сам открывается нам. Для этого требуется чистое сердце. Так тот, у кого воображающий ум, не может богословствовать. Комментарии Всего комментариев: 14 2014/12/11, 01:58:17 Здравствуйте! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=199...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 16. Антропология в религиозно-богословской системе архим. Софрония (Сахарова) Схиархимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) – один из самых известных православных богословов ХХ в. Его имя стоит в одном ряду с митрополитом Антонием (Блумом), архиепископом Василием (Кривошеиным) , архиепископом Иоанном (Шаховским), епископом Кассианом (Безобразовым) . Однако архим. Софроний известен не просто в качестве духовного писателя, но как один из самых авторитетных духовников и подвижников, к опыту и мнению которого прислушивались в монашеской республике на горе Афон, где вообще очень критически и осторожно относятся ко всякого рода духовным писаниям. Высочайшее признание духовного опыта архим. Софрония было засвидетельствовано в 2007 г. на международной конференции «Старец Софроний – богослов нетварного Света», на которую направили свои послания Патриархи Московский и всея Руси Aлekcuй II, Константинопольский Варфоломей, Александрийский Феодор, Сербский Павел, Румынский Даниил, архиепископы Кипрский Хризостом и Афинский Христодул. Благодаря трудам архим. Софрония, в 1988 г. его учитель старец Силуан был прославлен в Греции, а позже причислен к лику святых Русской Православной Церковью. Последний период жизни архим. Софроний провел в основанном им монастыре в графстве Эссекс (Великобритания), собрав вокруг себя многочисленных учеников и почитателей 51 . Помимо своего духовного служения архим. Софроний (Сахаров) был представителем русской эмиграции ХХ в. Он близко общался с самыми известными деятелями русского зарубежья, как духовными лицами (митрополит Антоний (Блум), прот. Сергий Булгаков , прот. Василий Зеньковский , прот. Георгий Флоровский 52 , прот. Борис Старк 53 ), так и светскими ( В. Н. Лосский , семья адмирала А. В. Колчака, кн. А. Л. Мещерская и многие другие). Круг его общения был весьма широк, его идеи стали для многих последователей и собеседников авторитетным источником духовного знания. Помимо самой известной книги архим. Софрония «Старец Силуан» 54  вторая по значимости его книга – «Видеть Бога как Он есть».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Схиигумен Серафим (Покровский). Молитвенный и литургический опыт старца Софрония (Сахарова) в свете русской и афонской традиций Схиигумен Серафим (Покровский)   Молитвенный и литургический опыт старца Софрония (Сахарова) в свете русской и афонской традиций       Хорошо любить старца Софрония. И мы его любим. Но одно говорить, а о другом умалчивать - это подобно тому, как если бы больному дали лекарства от перелома, а гипс не наложили бы, или наоборот. От этого больше вреда, чем пользы. Пора уже признать ошибки старца Софрония, раз поднята тема : опыт старца Софрония (Сахарова) гармонично соединяет православную традицию России и Афонской горы .   Старец был великим созерцателем, но совершал и ошибки. Как раз у старца Софрония совместить гармонично две традиции не получилось. Создав совместный женской-мужской монастырь, тем самым в корне отвергнув святоотеческую традицию Афона, старец попытался скрепить этот диавольский союз православным бытом, т.е. афонским уставом в молитве и трапезе. Так что сам отец Софроний стал свидетелем того, как половина братства-сестричества переженилась и перевлюбилась. Мы сделали даже большой фильм на эту тему .   И тем не менее существует тенденция подавать ошибки старца как заслугу. Почему нельзя хорошее брать, а плохое - отвергать? В России или все принимают - или все отвергают.   Святые Отцы подробно описали путь. Иди по прямой дороге! Из-за того, что соверменные люди изменились, необязательно сворачивать в пропасть. - Афон     Долгая и сложная жизнь блаженного старца Софрония (1.07.93) вмещает в себя и гармонично соединяет православную традицию России и Афонской горы. Схиархимандрит Софроний родился в 1896 г. в Москве, в интеллигентной благочестивой купеческой семье. Первый опыт молитвы он получил от своей няни Екатерины, набожной простой крестьянской девицы, и, совсем маленький, он мог уже подолгу молиться у своей детской кроватки. Мать его, Екатерина, была также исключительным человеком. Как-то раз святой Иоанн Кронштадтский, указывая прямо на нее в толпе, сказал: «Вот, хороший человек!» Старец до конца жизни хранил о ней благоговейную память и чрезвычайно дорожил крестиком, которым мать благословила его перед отъездом из России, говоря: «Вот, мать благословила меня, и Бог сохранил меня всю жизнь». В его роду были и монахи, и очевидно, что хотя вся жизнь старца протекла вне России, по духу он — истинный русский сын. Он часто относил к своей собственной судьбе слова Солженицына: «Родиться русским — не то великое проклятье, не то великое благословение», и являлся носителем того духовного русского наследства, которому он был причастен в течение 14 лет в   Пантелеимоновом монастыре.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2782

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Видеть Бога как Он есть «Видеть Бога как Он есть» — книга про духовный путь христианина (неважно мирянина или инока), написанная архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником преп. Силуана Афонского. «Видеть Бога как Он есть» задумана Софронием (Сахаровым) как экспликация слов, сказанных Силуану Афонскому Христом: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». В каком то смысле «Видеть Бога как Он есть» — образец православного богословия, ведь Софроний (Сахаров) говорит от живого опыта общения с великим святым и от собственного опыта аскетического делания. «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»: опыт кенозиса, умаления, истощания, богооставленности — подражание крестному пути Спасителя. Как считает Софроний (Сахаров) это особенно важно в XX веке, когда Земля действительно стала походить на ад, а людей покорило отчаяние. В таких рамках Софроний (Сахаров) разворачивает основные понятия православной аскетики: память смертная, страх Божий, покаяние, невидимая брань, духовный плач, свобода, вдохновение, отречение от себя, Нетварный Свет, личность — человека и Бога, молитва, Литургия и — как венец — Гефсиманская молитва. Софроний (Сахаров) так резюмирует суть книги «Видеть Бога как Он есть»: «Слово Христа: “и не отчаивайся” — дано чрез Старца Силуана нашей эпохе, отмеченной исключительно тяжким всеобщим отчаянием. Люди нашего века нередко против своей воли все же становятся моральными соучастниками нескончаемых локальных и даже планетарных братоубийств. Как таковые, т.е. моральные соучастники нераскаянные, они, естественно, теряют благодать Духа Святого и уже не могут верить в свое бессмертие чрез воскресение. Да и не стремятся к сему. Именно в этом приговоре самих себя на полное уничтожение по смерти заключена духовная сущность отчаяния. Силуан, получив слово Господа, всецело приложил его к себе. Вот, как он пишет об этом: “Я стал делать, как научил меня Господь, и мой ум очистился, и Дух свидетельствовал спасение”. “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но (уже) перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5, 24).»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Архим. Софроний Сахаров. В наше время лучше молчать Архим. Софроний Сахаров. В наше время лучше молчать     Это письмо было написано старецем в 70-х годах. Публикуем впервые . - Святая Гора Афон   В наше время весь мир напуган теми террорами, которые царили и еще царят во многих местах... Ты же понимаешь, что сейчас мир уже не «лежит во зле», а «захлебывается» и люди повсюду обезумели. В такие времена лучше молчать нам, которые не склонны решать никаких вопросов путем насилия. А  наш век — век небывалых насилий над свободой ловека. В наше время попраны все права человека, хотя мы только и слышим об защите этих прав. Все равно Бог победит впоследствии силою Своей любви. А в мире сем скорби нужны - Христос неизбежно страдает. Без этого мы, христиане, не могли бы иметь нужного нам дерзновения в молитве. Если я живу так же в покое, в наслаждениях плоти, как и прочие, то не явится во мне подлинная сила духа, способного приблизиться к Богу.  Не в том дело, чтобы «культивировать» страдания. Нет, это совсем нелепо и неправильно. Но знать, что через страдания мы познаем нашу духовную свободу, наше отличие от мира животных, движимого не разумом, а «естественными пожеланиями и инстинктами». Комментарии Всего комментариев: 16 2014/11/22, 21:53:55 Молчание – тайна будущего века. Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность. Преподобный авва Исаия. Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основана вся монашеская жизнь. Авва Даниил. Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным. Авва Лонгин. Рассказывали об авве Агафоне, что он три года носил камень во рту, пока не приучился к молчанию. Авва Агафон. Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими». Авва Виссарион. Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста и узду на язык: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места для обители Святого Духа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=189...

Одна из центральных православных книг XX в. С одной стороны, книга «Старец Силуан» открыла бездну красоты и мудрости православия многим в России во время гонений. Одна из самых популярных книг самиздата. Именно образ старца Силуана Афонского привлек многих в нашей стране, отравленных безбожной пропагандой, к православию. С другой, «Старец Силуан» стал одним из главных свидетельств православия на Западе. Силуан Афонский — святой, который соединил простоту и глубокое ведение, истинный святоотеческий дух и переживание современных проблем. Выходец из крестьян, он большую часть жизни прожил на Афоне. Старец Силуан Афонский от смиренной молитвы возрос до молитвы за весь мир. Слова, сказанные Господом Силуану Афонскому, воплощают суть ситуации христианства в XX в. «Господи, что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: «Держи ум твой во аде — и не отчаивайся». «Старец Силуан Афонский» не монография или житие, написанная посторонними. Софроний (Сахаров), ее автор, долгие годы был духовным сыном старца Силуана Афонского. Поэтому все, что читатель найдет в этой книге, — воспоминания очевидца. В первой части «Старца Силуана» описывается жизнь святого, во второй — учение. Причем перед смертью Силуан Афонский передал свои записки Софронию (Сахарову). Они-то и стали основой второй части. Софроний (Сахаров) первую часть «Старца Силуана» (про жизнь старца) начинает так: «Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!». И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово».

http://predanie.ru/book/69621-starec-sil...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православие — свидетельство истины Выдержки из переписки отца Софрония (Сахарова) и Давида Бальфура. Давид (Бальфур) (1903-1989) — человек с богатой на события жизнью, наполненной сомнениями и резкими переломами. Будучи католическим монахом он заинтересовался христианским Востоком и переходит в монастырь восточного обряда. На Афоне встречает старца Силуана Афонского и его ученика Софрония (Сахарова). Старец тогда сказал ему: «Бог мне внушил Вам сказать — молитесь и Господь Вас просветит», а затем много раз повторял отцу Софронию: «Бальфур обращен в Православие чудом». Постепенно Бальфур решил перейти в Православие (старец становиться его духовным руководителем, которого он впрочем ослушается, что будет считать главной ошибкой своей жизни). Именно в этот период завязывается переписка с о. Софронием. Однако у Бальфура осталось много сомнений, на что наложились житейские трудности и многие нестроения в самом Православии (позорные юрисдикционные споры, неприятие Бальфура на Афоне из-за излишней ревности). Скитаясь из Афона в Париж, из Парижа в Грецию он попадает в немецкую оккупацию. Оттуда бежит в Каир, где происходит окончательный кризис, уход от веры, «бессловесное безбожие». Там он устраивается британским разведчиком. Затем многие годы дипломатической службы, брак, семья. В 1962 году происходит обратный переворот: «я вновь верую». Он едет к отцу Софронию (тот уже настоятель в Англии) и возвращается в Православие (мирянином), верность которому пронесет всю оставшуюся жизнь. О себе он говорил так: «Я, как неразумный ослик, думал угнаться за двумя могучими конями — старцем Силуаном и отцом Софронием». В 70-е гг. он поступает в богословскую аспирантуру Оксфорда под руководством Владыки Каллиста (Уэра). По мимо прочего издает писания Симеона Солунского и Григория Синаита. (подробнее о жизни Д. Бальфура см. в статье Николая (Сахарова) «Архимандрит Софроний и Давид Бальфур», включенной в эту книгу).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010