Сортировать по Исключить новости Премудрая Соломония, она же — София Для своих современников она так и осталась единственной законной супругой царя. 12 января, 2015 Для своих современников она так и осталась единственной законной супругой царя. Мы начинаем новую рубрику «Святые в истории». Название ее сходно с заголовком серии московского издательства «Никея», в книгах которой рассказывается о малоизвестных подвижниках христианской веры. Принцип нашей новой рубрики такой же. Впрочем, и писать для наших читателей согласился автор уже вышедших книг о святых в истории — Ольга Петровна Клюкина. Открывает рубрику ее рассказ о преподобной Софии Суздальской († 1542, 16/29 декабря), в миру — Соломонии Сабуровой… …Летом 1505 года Москва была взбудоражена небывалым событием: наследник престола князь Василий велел собрать во дворце более тысячи красивых девушек, чтобы выбрать себе супругу. Обычай выбирать царицу на смотринах русский князь перенял от византийских императоров, а в Византию в свою очередь он пришел с востока, из глубины веков. В Ветхом Завете персидский царь Артаксеркс избрал себе в жены Эсфирь из множества девиц, привезенных из разных уголков царства,— это было еще в V веке до нашей эры. Вот московский «прынц» Василий, возможно, под влиянием ветхозаветной книги Эсфирь, устроил во дворце «конкурс красоты». Учитывались не только внешние данные и здоровье невест, но также знатность и древность рода, образованность и, конечно же, личное благочестие. Выбор будущего великого князя Василия III пал на пятнадцатилетнюю Соломонию — дочь боярина (в прошлом — писца) Юрия Константиновича Сабурова. Девушка приходилась правнучкой тому самому Федору Сабуру, который спас Дмитрия Донского на Куликовом поле, уговорив князя перед боем поменяться плащами. Рано лишившись матери, Соломония воспитывалась в доме тети Евдокии Ивановны, сестры отца,— женщины простой и набожной. Обычно на Руси князья женились на девушках из княжеского рода, чтобы владеть соседними уделами, либо на иностранных принцессах — в интересах дипломатии. Выбор невесты «по интересу», да еще из обычной семьи «служивых людей» — такое было в новинку.

http://pravmir.ru/premudraya-solomoniya-...

В.И. Петрушко Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237–1458 гг. Лекция 6. Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси. Завоевание русских княжеств монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Процесс углубления христианизации Руси, столь успешно начавшийся при Ярославе Мудром, продолжался в эпоху, которая характеризовалась потерей единства и раздробленностью Русского государства. Киевская Русь распадается на множество удельных княжеств. Великий князь Киевский по традиции еще считается старшим среди русских князей. Причем, в начале XII в. Владимиру Мономаху и его сыну св. Мстиславу Великому на какое-то время еще удается восстановить власть Киевского князя и удерживать в повиновении удельных князей. Однако, уже с середины XII в. значение Киева как политического центра Руси стремительно падает. За Киев еще борются отдельные князья-честолюбцы. Но дальновидный св. благоверный князь Андрей Боголюбский уже созидает новое великое княжение во Владимиро-Суздальской земле, которая перенимает первенство у Киева. Однако, и св. Андрей, и его брат Всеволод III Большое Гнездо, будучи сильнейшими князьями Руси и фактическими самодержцами в своей Суздальской земле, тем не менее, уже не могли быть столь же полными хозяевами всей Руси. Единой державы по сути больше не было. К началу XIII в. Русь представляла собой множество совершенно обособившихся и независимых княжеств, которые трудно было считать даже какой-то федерацией. Потерявший свое политическое значение, завоеванный и разграбленный войсками Андрея Боголюбского Киев, тем не менее, продолжает оставаться церковной столицей Руси. Святая София – по-прежнему кафедра Киевских и всея Руси митрополитов. И хотя Русь сотрясают кровопролитные войны между князьями, единая Русская Церковь не дает окончательно забыть и похоронить идею Руси как единой страны, единого народа. Церковь , таким образом, является в условиях феодальной раздробленности наиболее значимым связующим и объединяющим фактором. Единство Русской Церкви сохраняется незыблемым в течение всего домонгольского периода истории Руси. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви. Ибо она всегда оставалась началом, противодействующим дроблению и распаду государства. Нечто сходное мы можем наблюдать и сегодня, когда вновь происходит процесс распада единой Российской державы. Отсюда и нападки на Русскую Православную Церковь , которые в последнее время становятся все ощутимее и сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Суздальский Покровский монастырь В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел «собеседник и спостник» великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский . Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской». Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизалась преподобная София Суздальская , в миру великая княгиня московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III . Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Древ Креста Господня. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая Зачатьевская церковь.

http://drevo-info.ru/articles/12083.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Загадка Ипатьевского монастыря 29.06.2012 962 Время на чтение 15 минут Из цикла " Потерянная династия " Емельянов-Лукьянчиков М. А. Я давно хотел написать работу, посвященную исторической реабилитации государя Бориса Годунова. Но прежде чем рассказать о нем самом, нужно рассказать о его предках, - иначе невозможно понять самого Бориса Федоровича. Мы хорошо знаем, что великий князь Василий Третий развелся со своей супругой Соломонией Сабуровой (около 1490 - 1542), которая была пострижена в монахини и прославилась святой жизнью. Мы знаем ее как преподобная София Суздальская. Но многие ли из нас знают о том, что прадед святой Софии и прапрадед Бориса Годунова были родными братьями? А о том, что родственница преподобной Софии была женой царевича Ивана - старшего сына Ивана Грозного? Сабуровы и Годуновы - родня от одного корня, и этот настолько же велик, насколько и оболган в истории, это наша «Потерянная царская династия». В истории России правило четыре династии: Рюриковичи, Годуновы, Романовы и Романовы-Гольштейн-Готторп. Все они состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, Годуновы меньше 10 лет, Романовы полтора века, и Романовы-Гольштейн-Готторпы полтора века. Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая Второго и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени и по духу. Из Рюриковичей мы мало кого знаем, - это в первую очередь первый русский царь Иван Грозный. А что мы знаем про Годуновых? Про драму Пушкина все слышали, да и то не все читали? «Страшный властолюбец и убийца Борис Годунов» - вот что шепчет нам массовое сознание, глубоко ложное! Дошло до того, что приезжая в Костромской Ипатьевский монастырь мы слышим, что это «Колыбель дома Романовых», и нам даже в голову не приходит, что на самом деле это колыбель дома Годуновых! Ведь именно предок Годуновых и Сабуровых основал Ипатий, и они на протяжении 400 лет холили и лелеяли этот монастырь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Загадка Ипатьевского монастыря Беседы на Берсеневке 09.03.2012 1680 Время на чтение 15 минут Недавно мы говорили с отцом Кириллом (Сахаровым) о том, что царь Борис Годунов был несправедливо обвинен в убийстве царевича Дмитрия. А батюшка мне говорит: вот вы как историк и расскажите об этом. Но я подумал, что нужно смотреть шире и прежде чем рассказать о Борисе Годунове, нужно рассказать о его предках. Храм Николы Чудотворца, где служит игумен Кирилл, расположен на Берсеневке - этот район Москвы назван так в честь Ивана Никитича Берсеня Беклемишева (казнен в 1525 г.). «Берсень» значит «крыжовник», то есть «колкий» и Иван Никитич действительно был человеком «колким», неудобным в общении, - для тех, кто не хочет слышать правду. А он говорил правду даже тогда, когда его собеседником был сам царь. Когда великий князь Василий Третий разводился со своей супругой Соломонией Сабуровой (около 1490 - 1542), Берсень был одним из тех, кто откровенно говорил, что негоже царю разводится со своей супругой, даже если она долгое время не приносит ему потомства. Соломония Сабурова была пострижена в монахини и прославилась своей святой жизнью. Мы знаем ее как преподобная София Суздальская. Но многие ли из нас знают о том, что прадед святой Софии и прапрадед Бориса Годунова были родными братьями? А о том, что племянница святой Софии была женой царевича Ивана - старшего сына Ивана Грозного? Сабуровы и Годуновы - родня от одного корня, и этот настолько же велик, насколько и оболган в истории, это наша «Потерянная царская династия». В истории России правило четыре династии: Рюриковичи, Годуновы, Романовы и Романовы-Гольштейн-Готторп. Все они состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, Годуновы меньше 10 лет, Романовы полтора века, и Романовы-Гольштейн-Готторпы полтора века. Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая Второго и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени и по духу. Из Рюриковичей мы мало кого знаем, - это в первую очередь первый русский царь Иван Грозный.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/10/...

Наиболее ранние достоверные сведения о Е. относятся к весне 1525 г., когда она вместе с 18 монахинями суздальского Покровского мон-ря перешла в основанный вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем по обету Новодевичий мон-рь ( Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 294). В духовной грамоте Е. об этом сообщается следующим образом: вел. князь «взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане». Причина основания новой обители вел. князем раскрывается в его словах, обращенных к инокиням: «Молите Господа Бога о чадородии», т. е. о даровании наследника (АРГ: АММС. С. 299, 301). Две ближайшие помощницы Е. также упоминаются в монастырском синодике как схимонахини Феофания и София (Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 283). Родственники Софии (Ковуровой (Кауровой)) Иван Иванович, Юрий и его супруга Евпраксия Кауровы являлись вкладчиками Новодевичьего мон-ря (Там же. С. 166, 173, 175, 184, 200, 203). Поминальный вклад в 80 р. по скончавшемуся ок. 21 июля 1538 г. Юрию, сделанный в Троице-Сергиев монастырь его племянником, был дополнен 1 нояб. того же года 20 р. Е. для «вечного» поминания усопшего (АРГ: АММС. С. 496-497). Феофания находилась с Е. до кончины последней и упомянута в духовной грамоте Е. во главе монастырских стариц. В связи с гибелью ранних документов архива Новодевичьего мон-ря (очевидно, во время набега крымского хана Девлет-Гирея и пожара Москвы в мае 1571) мы не располагаем точными данными ни о времени, в течение к-рого Е. управляла мон-рем, ни о ее сане, ни о составе монастырских земельных владений в тот период. Нек-рые данные позволяют считать, что во 2-й пол. 20-х - 40-х гг. XVI в. монастырские вотчины располагались в Бежецком Верхе, во Владимирском, в Дмитровском, в Кашинском, в Клинском, в Московском, в Рузском уездах ( Антонов А. В. Вотчинные архивы московских мон-рей и соборов XIV - нач. XVI в.//РД. 1997. Вып. 2. С. 193-194).

http://pravenc.ru/text/189739.html

Птички преподобного Сергия 635 лет московскому Богородице-Рождественскому монастырю Наталья Крушевская Источник: Московский Сретенский монастырь Праздник Рождества Божией Матери – престольный для старинного собора в самом центре российской столицы и особо значимый для женского ставропигиального Богородице-Рождественского монастыря, который москвичи чаще зовут просто Рождественским. Возможно, по названию улицы Рождественка, на которой он расположен. Хотя сама улица, понятно, получила имя благодаря монастырю. Древняя обитель уже более шести столетий вписана в судьбу нашего города и нашей страны. Сейчас отреставрированные строения радуют глаз, а неспешные богослужения и стройное негромкое монастырское пение утешают душу. И ничто не напоминает о том, как выглядело святое место еще четверть века назад. Вид обители. Угол Рождественского бульвара и улицы Рождественка. Фотография 1880-х гг      Монастырская история насчитывает более шести веков. Она начинается с легендарной Куликовской битвы: основала обитель в 1386 году княгиня Мария Андреевна Серпуховская (в схиме Марфа), мать сражавшегося на поле Куликовом князя Владимира Храброго, по благословению своего духовника – преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал обители строгий общежительный устав и стал духовным наставником первых ее насельниц – вдов, матерей и сирот погибших в битве воинов. Монастырю покровительствовали великие князья, цари, представители именитых родов, начиная со святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии Московской. В создании обители участвовала и супруга князя Владимира Храброго Елена Ольгердовна (в монашестве Евпраксия), взяв на себя после смерти свекрови все заботы о монастыре. Здесь приняла постриг супруга Василия III княгиня Соломония Сабурова, будущая святая – преподобная София Суздальская, – сейчас в монастыре есть ее икона с частицей мощей. Еще при основательнице обители началась постройка собора Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилось точных сведений, деревянного или каменного).

http://pravoslavie.ru/141904.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОФИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святая София (Соломония) Суздальская София Суздальская (ок. 1490 - 1542 ), великая княгиня, преподобная Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря и в Соборе Владимирских святых В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но " захудалого " московского боярского рода . Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью. Брак В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича . Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля . Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам , князь-инок Вассиан (Патрикеев) , преподобный Максим Грек , которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил , одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью - царя Иоанна Грозного . Постриг В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество . Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь . В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: " Поди прочь, смерд, не надобен ми еси! " О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский . Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?»

http://drevo-info.ru/articles/4598.html

Сортировать по Исключить новости Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии 29 декабря, ПРАВМИР. Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на Соломонию пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых». Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовско­му. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и мо­настырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > [Аудио] «Суздальский Покровский монастырь, великий князь Василий Третий и преподобная София Суздальская» Представляем первую часть радиопрограммы М.Емельянова-Лукьянчикова 25.10.2012 678 Сегодня мы предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» аудиозапись первой части радиопрограммы известного историка, журналиста и путешественника Максима Емельянова-Лукьянчикова «Суздальский Покровский монастырь, великий князь Василий Третий и преподобная София Суздальская». Программа подготовлена радиостанцией «Радонеж», при поддержке Фонда «Русский мир». Цикл программ «Святыни Отечества». Радиопрограмма «Ипатьевский монастырь - колыбель Царской династии Годуновых» в двух частях опубликована на сайте РНЛ: первая часть 18 октября , вторая часть 19 октября . Радиопрограмма «Великий князь Дмитрий Донской, Донская икона Божией Матери и Донской монастырь» опубликована на сайте РНЛ – первая часть 20 октября , вторая часть 23 октября . Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/25/au...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010