Разделы портала «Азбука веры» ( 241  голос:  4.0 из  5) Оглавление Предисловие автора В этом произведении нет ни одного выдуманного факта – такого, который не был бы мною почерпнут из окружающей действительности 30х и 40х годов. И.В. Головкина. 1957–1962 гг. Предисловие внука автора Автор этой книги – человек нелегкой и трагической судьбы. Да и могли ли быть в России, в XX веке, легкие судьбы? Революция, годы террора, война нанесли людям незаживающие раны, которые не лечило время. Жизнь текла под знаком безнадежности: старого не воротишь, новое во всех его проявлениях не принимает душа. Сердце осталось в той, старой России. Ее образ, отдаленный несколькими десятилетиями кошмара, ассоциировался с детством, мирной, согласной, гармоничной жизнью, где все было так, как должно быть у людей. Все искажения, несправедливости прошлого бледнели, просто растворялись перед лицом разразившихся вдруг катаклизмов. Ирина Владимировна Головкина, урожденная Троицкая, родилась 6 июня 1904 года (по новому стилю) в петербургской дворянской семье. Событие это произошло в имении Вечаша, в Псковской губернии. Дом и усадьбу имения много лет снимал как дачу дедушка Ирины Владимировны по материнской линии, великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. В Вечаше Николай Андреевич написал семь из своих пятнадцати опер. В те дни, когда родилась очередная внучка, композитор работал над «Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Эта опера стала наиболее значимой для Ирины Владимировны и, впоследствии, для членов ее собственной семьи. В зимнее время семья Римских-Корсаковых перебиралась в Петербург, в дом 28 на Загородном проспекте. Родители Иры Троицкой, Владимир Петрович и София Николаевна, урожденная Римская-Корсакова, снимали квартиру в том же доме, где жил и Николай Андреевич. София Николаевна была чрезвычайно привязана к отцу, помогала ему в работе, переписывая бесконечные ноты, и даже участвовала в составлении либретто к опере «Кащей бессмертный». Она хорошо пела, но до кончины Николая Андреевича выходить на сцену не осмеливалась. Кажется, лишь в 1914 году в газетах впервые напечатали короткое, но лестное резюме о ее выступлении.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Библиография и сокращения Аверинцев 1975 – Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья//Античность и Византия. М., 1975. С. 266–285. АДСВ – Античная древность и средние века. Амм. Марц. – Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 1994. Ангелов 1987 – Ангелов Д. Проблемы предгосударственного периода на территории будущего Болгарского государства//Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987. Анна Комнина – Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996. Ариньон 1980 – Ариньон Ж.-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X в. и крещение княгини Ольги//ВВ. 1980. Т. 41. С. 113–124. Артамонов 1962 – Артамонов М. И. История хазар. М., 1962. Бариши 1952 – Бариши Ф. Приск као извор за hajcmapnjy ucmopujy Jyжhux Словена//ЗРВИ. 1952. Т. 21. С. 52–61. Безобразов 1890 – Безобразов П. В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл . М., 1890. Бенешевич 1908 – Бенешевич В. Н. Записки о поставлении русских епископов//РИБ. Т. 6. Прил. 2. СПб., 1908. С. 432–446. Бибиков 1980 – Бибиков М. В. Иоанн Мелитинский и Иоанн Геометр : Проблема идентификации//Българското средновековие. София, 1980. С. 65–66. Бибиков 1998 – Бибиков М. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. Бибиков 1999 – Бибиков М. В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. СПб., 1999. Бибиков 2004 – Бибиков М.В. Byzantinorossica. М., 2004. Т. 1. Божилов 1973 – Божилов И. България и печенезите (896–1018)//Исторически преглед. 1973. N 2. С. 37–62. Божков 1972 – Божков А. Миниатюри от мадридската ръкопис на Иоан Скилица. София, 1972. Брагинская 1975 – Брагинская Н. В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского //Античность и Византия. М., 1975. С. 286–301. Брайчевский 1961 – Брайчевский М. Ю. К истории расселения славян на византийских землях//ВВ. 1961. Т. 19. С. 120–137. Брайчевский 1991 – Брайчевский М. Ю. Ольга и Константинополь//Южная Русь и Византия. Киев, 1991. С. 12–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самыми величественными храмами западного христианства, во славу Христа, считаются церковь святого апостола Петра в Риме и святого апостола Павла в Лондоне. Самым величественным храмом восточного христианства, воздвигнутым во славу Христа, является храм святой Софии в Константинополе. Святая София означает мудрость Божию или Божие Слово. Посвящение главных храмов Востока и Запада Христу символично и исполнено смысла. Восточное полушарие христианства, которое оставалось неизменным и не поддавалось духу времени, но хранило христианскую доктрину и богопочитание такими, какими приняло их от святых апостолов и отцов церкви, посвятила свои самые выдающиеся здания Слову Божию, не словам, но Слову. Символически это посвящение выражает истинный глубочайший принцип Восточной Православной Церкви. Это означает вбираемость Восточной Церкви. Что значит принцип вбираемость? Значит, что Восточная Церковь , кафолическая и апостольская вбирает в себя все отдельные принципы, на которых выстроены другие. Возьмем, например, принцип непогрешимости, на котором основана римская Церковь . Восточная Церковь не отрицает этого принципа, но самого своего основания вбирает в свой Символ веры , с той разницей, что считает непогрешимой не какую-то одну личность, а Вселенский Собор, как Собор церквей, которым руководит Дух Святой. Принцип непогрешимости присущ христианству на протяжении всей его истории. У святого апостола Петра было свое мнение на обрезание, у святого апостола Павла свое. Однако ни мнение святого Петра ни мнение святого Павла не было непогрешимым, но непогрешимым было решение Апостольского собора. Или, возьмем старый вопрос: приходит ли спасение только от веры как думал Лютер, или только от дел, как думали последователи святого Петра. Вопрос этот мучил западное христианство веками. Восточная Церковь, которая больше всего придерживается Евангелия апостола Иоанна, которое как она верит, вбирает в себя оба, и евангелие святого Петра и святого Павла, никогда не была озадачена этим болезненным вопросом. Она от начала исповедывала любовь как высшее проявление христианской веры. Ибо любовь, как видно из самого слова, вбирает в себя и то и другое, и веру и дела. Кто бы ни следовал одному из них, вере или делам, тот никогда не постигнет понимания слова, вернее, его значения, до гармонии и мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть София – Премудрость Божия – одно из имён Христа Зачем Эрдогану вдруг переходить красную черту в налаженных весьма лояльных отношениях между нашими странами и народами? Владимир Осипов   10:08 13.07.2020 1366 29 мая 2020 года, в 567-ю годовщину захвата Константинополя войсками турецкого султана Мехмеда Второго Завоевателя (Фатиха), в Стамбуле в Храме Святой Софии был торжественно прочитан Коран в честь гибели величайшей православной цивилизации – Византии. А в ночь на 29 мая 1453 года последний византийский Император Константин Одиннадцатый молился в Соборе Святой Софии, чтобы утром героически пасть за Веру и Родину. Случился грандиозный политический переворот: с захватом Константинополя была уничтожена Восточная Римская Империя, погибло самое культурное государство 15 века. Рухнул Второй Рим.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/13/so...

ПОЧЕМ НЫНЧЕ ИСТИНА? " Неософисты " на радио " София " Они изменили истине. Они предпочли деньги. Правда для них относительна. Главное - красиво говорить, это их козырь. Доказать, что черное это белое для них пустяк. Они не пользовались доверием людей. Они называли себя софистами. Необходимость в них возникла при смене строя в Древней Греции. В 100 метрах от Кремля на третьем этаже старинного особняка за большой дубовой дверью работает " Христианский церковно-общественный канал " . Радиопередача планомерно, изо дня в день, 17 часов в сутки вещает на средних волнах в одной из аудиторий факультета журналистики МГУ. Стены университета за последние годы видели многое: и мунитов, и саентологов, и кришнаитов - и все они старались прикрыться чужим именем. Разглядеть " волка в овечьей шкуре " не так-то просто. На вышеупомянутом канале в числе прочих работают православные священники, симпатизирующие своему наставнику и руководителю госпоже Ирине Иловайской-Альберти, которая является главным редактором парижской газеты " Русская мысль " (в народе - " Римская мысль " ). Злые языки поговаривают, что эта гражданка Италии является сотрудником Центрального разведывательного управления США. Искусные софисты всегда в цене у любого государства. " Русская мысль " в лице г-жи Иловайской вместе с газетой " Бакинский рабочий " и некоторыми другими изданиями на июньском первом Всемирном конгрессе русской прессы была награждена грамотой " За многолетнюю активную деятельность и большой вклад в развитие русской прессы за рубежом " . Приз вручил сам Борис Ельцин. Вроде бы неплохо работают, в красноречии им не откажешь. Только истина для них относительна, и черное почему-то оказывается белым. Носят эти люди католическую сутану, почему-то называя ее православной рясой, но проблема смещения понятий выходит далеко за рамки их внешнего вида. Вот как смотрит на это главный редактор радио " Софии " (составной части канала) протоиерей Иоанн Свиридов: " Наши сотрудники далеко не консервативны, а на радио мы говорим о демократических ценностях, имеем свои взгляды, не совпадающие с ортодоксальной Церковью, за что и подвергаемся критике с ее стороны. Если ты один носитель истины, то становишься внутренне замкнутым. Спонсоры в России требуют взамен пропагандирование их взглядов, и мы вынуждены перейти на обслуживание иной структуры, чтобы не расставаться со свободой слова " . (Получается, что свобода слова на радио ограничена взглядами католической структуры " Помощь церкви в беде " - единственной организации, чьей финансовой поддержкой гордятся руководители радиостанции). Российский фонд мира перестал выделять деньги, и я нашел иной способ финансирования " .

http://pravoslavie.ru/rusdom/neosofia.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1.10.1879, Одесса - 25.08.1953, София), историк христ. средневековья, культуролог, проф. Новороссийского и Софийского ун-тов. После окончания историко-филологического фак-та Новороссийского ун-та (1904) был оставлен как стипендиат на кафедре всеобщей истории. В 1910 г. сдал магистерский экзамен и был избран приват-доцентом. В 1917 г. в Петроградском ун-те защитил дис. «Салимбене: Очерки итальянской жизни XIII в.» (отд. изд.: Од., 1916), к-рая получила высокую оценку научного сообщества не только как оригинальный труд о хронисте XIII в., но и как исследование исторической и социальной психологии средневековья. Преподавал на кафедре всеобщей истории Новороссийского ун-та и Одесских высших жен. курсах. В 1920 г. эмигрировал в Сербию. До 1944 г. был членом Русского академического союза. В 1920-1923 гг. преподавал в ун-те в г. Скопье (Македония), с 1924 г. заведовал кафедрой новой истории Зап. Европы Софийского ун-та. По истечении срока контракта, в 1948 г., после гонений и многочисленных идеологических проработок был уволен из ун-та без пенсии. Б. можно причислить к Петербургской школе медиевистики, возглавлявшейся И. М. Гревсом, для методов к-рой были характерны индивидуализация исторического материала, отказ от обобщающих формулировок. Научный метод Б. также во многом был схож с интуитивизмом А. Бергсона . Выявление индивидуального путем «открытий», а не «формул» являлось конечной целью всех его трудов. Др. аспектом методологии Б. является замена философии истории философией культуры. Перед отъездом Б. из России вышли его основные исследования по античной и средневек. истории: «Падение Римской империи» (Од., 1919), где затрагивается вопрос о роли христ. религии в падении Римской империи и как следствие этого о кризисе античного мира, и «Элементы средневековой культуры» (Од., 1919. СПб., 1995), в к-ром заявлены нек-рые «сквозные» темы научного творчества: вывод о статичности, универсальности зап. средневек. миропонимания, продиктованного единством культуры, ее полным подчинением Церкви, отсюда трактовка католич. Церкви как единой и единственной. Впосл., в 1922-1923 гг., уже будучи в эмиграции, Б. публиковал статьи общего историко-культурного характера в евразийских изданиях. В ст. «Восток и Запад в истории Старого Света» (1922) он предлагал рассматривать концепцию Старого Света не как историю противостояния Запада и Востока, а как взаимодействие центра и окраин, представленных «окраинными народами» - кочевниками. В ст. «Католичество и Римская Церковь» Б. критически оценивает «тоталитарные» аспекты католицизма, но не с позиций евразийства или Православия, а с т. зр. их несовместимости с совр. культурой.

http://pravenc.ru/text/149249.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых София Римская, мц. - житие Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София (Память 17 сентября по старому стилю) Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ. «У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа». Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

http://pravicon.com/info-3423

Предмет исследования Византинистики — история и культура государства, известного как Византийская или Восточная Римская империя. Ее центром являлся город Константинополь (ныне Стамбул), основанный, как принято считать, в 324 г. императором Константином Великим в качестве столицы восточной части Римской империи (хотя на самом деле первоначальные намерения Константина на этот счет все еще являются предметом обсуждения). Ее границы изменялись на протяжении веков, но она оставалась отдельным и по большей части основным политическим образованием в Европе, восточном Средиземноморье и прилегающих районах в течение более чем одного тысячелетия, до ее окончательного завоевания Османской Турцией в 1453 г.; ее влияние ощущается и по сей день. Ее императоры и граждане считали себя римлянами (romaioi), тогда как жители Константинополя обычно называли себя константинопольцами, а свой город — градом Царицы Небесной. Святая София Термин «византийский» происходит от латинского «Byzantium», названия города, основанного в VIII веке до н. э. на том месте, где позднее Константином был построен Константинополь, и является позднейшей конструкцией, введенной в употребление в Европе XVII в. Слова «Византия» и «византийский» в настоящее время свободно применяются ко всем сторонам жизни Восточной Римской империи и ее культуры. Так как сама Византия сформировалась в результате расширения Римской империи на восток, ее структура власти и управления была подобием и органичным продолжением позднеримской империи первых веков н. э., а языком административного управления первоначально являлся латинский. При этом язык письменной культуры тем не менее был греческим. С самого своего начала Константинополь был христианским городом; его епископ со временем стал Вселенским Патриархом Православной Церкви, а обряды и образ мышления Христианства распространились на весь Византийский образ жизни. Определяющей характеристикой этой империи является то, что она была римской по своему законодательству и управлению, греческой по языку и литературе и христианской в отношении религии.

http://pravoslavie.ru/38361.html

Разделы портала «Азбука веры» 16 Янв 2023 Строительство метро в Салониках привело к открытию археологических находок византийского и других периодов истории города В Избранное При строительстве станций «Венизелос» и «Агия София» метро Салоников, расположенных в пределах исторического центра города, археологи обнаружили более 130 000 археологических сокровищ разных периодов истории города, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на Heritage Daily. Метро следует через Салоники по оси главного исторического проспекта, который начинался у Золотых ворот, сегодняшней площади Вардарио, и заканчивался у ворот Кассандры, сегодняшней площади Синтривани. Команда, проводившая раскопки на станции «Венизелос», обнаружила декуманус (дорогу, ориентированную с востока на запад, которая была одной из основных магистралей через город), а также византийскую аллею и архитектурные остатки зданий 15–17 веков. Раскопки на станции «Агия София» выявили фундаменты эллинистических и римских построек, таких как нимфеум, мощеная мрамором площадь, крупная мозаика с геометрическими узорами, мощеная дорога с колоннадами, баня, отапливаемая системой гипокауст (теплый пол), а также ряд магазинов и мастерских византийского периода. Салоники были основаны около 315 г. до Р. Х. царем Македонии Кассандром, который назвал город в честь своей жены Фессалоники, сводной сестры Александра Македонского. Фессалоники служили основным портом для регионов Македонии и Фракии в античный и средневековый период. Эту же функцию город исполняет и в современной Греции. После падения Македонского царства в 168 г. до Р. Х. Римская республика переименовала город в Фессалонику. Город стал важным торговым центром на Виа Эгнатия, римской дороге, которая соединяла Византий (позже Константинополь ) с Диррахием. С разделением Римской империи на тетрархию императором Диоклетианом в 293 г. Салоники стали столицей территории, управляемой императором Галерием Максимианом Цезарем, который построил здесь множество общественных и государственных зданий, в том числе императорский дворец, новый ипподром, триумфальную арку и мавзолей. С первых лет существования Византийской империи Салоники считались вторым городом империи после Константинополя. Город имел население около 150 000 человек к середине XII века, когда Империя Ромеев находилась под властью императоров из династии Комнинов. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/stroitelstvo-metro...

Ватикан не сможет передать частицу мощей св. Кирилла Болгарской Церкви 24 мая 2006 г. 14:13 София, 23 мая. Болгария не получит частицу мощей святого Кирилла, сообщает болгарская газета «Сега» (Сегодня). Это стало известно из письма кардинала Вальтера Каспера , которое на днях поступило в адрес Болгарской Православной Церкви. Передача мощей также не обсуждалась во время аудиенции премьера Болгарии Сергея Станишева у Папы Бенедикта XVI, которая состоялась 23 мая в Риме. В прошлом году, во время визита в Ватикан президент Болгарии Георгий Пырванов попросил Святой Престол удовлетворить прошение синода БПЦ и передать в дар болгарской Церкви частицу мощей почитаемого святого. В прошлое воскресенье Сергей Станишев встречался в Софии с государственным секретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано, который находился в болгарской столице по поводу освящения нового католического собора, и также просил его содействия в решении этого вопроса. Но, несмотря на все просьбы, Рим отказался подарить частицу мощей. В своем письме кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству, пишет Патриарху Максиму: «К сожалению, в результате научных исследований выявились объективные причины, которые не позволяют удовлетворить просьбу Вашего Святейшества». По его словам, частица мощей была бы столь малого размера и столь хрупкой, что могла бы рассыпаться в прах… Ряд болгарских СМИ выразил предположение, что истинная причина отказа в том, чтобы римская базилика св. Климента, в которой находится усыпальница святого просветителя славян, оставалась единственным местом поклонения его мощам. Представительная болгарская делегация во главе с премьером Станишевым прибыла в Рим накануне 24 мая, дня памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Встреча понтифика и болгарского премьера, ознаменовавшая особое почтение Римского Престола к святым братьям, состоялась в виде исключения — предшественник Бенедикта XVI Иоанн Павел II проводил аудиенции в строго определенные дни. Разговор на встрече, в частности, шел о вступлении Болгарии в Евросоюз и о судебных процессах в Ливии (где судят болгарских врачей, виновных в заражении пациентов СПИДом). Болгарская сторона надеялась, что в ходе встречи Станишева с Папой будет получена частица мощей св. Кирилла, однако эти надежды не сбываются. Члены болгарской делегации также встретились с госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано, сообщает «Религия.Бг». Помимо встречи с Папой в программе визита — посещение базилики св. Климента. В болгарскую делегацию вошел также митрополит Старозагорский Галактион, который накануне встречался с викарием католического архиепископа Милана и просил предоставить болгарской общине, которую возглавляет священнику Ивалин Славов, храм или часовню для проведения церковных служб. Будет ли удовлетворена эта просьба, пока неизвестно. «Благовест-инфо»/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/115170.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010