Житие Мефодия Подготовка текста и перевод О. А. Князевск ой, комментарии А. А. Алексеева Житие составлено в Моравии вскоре после смерти св. Мефодия в 885 г. одним из его учеников. Сохранилось в 15 списках, древнейший из которых входит в состав известного Успенского сборника конца XII–haчaлa XIII в. (ГИМ. Синодальное собр., 1063). См. его издания: Успенский сборник XII–XIII вв.М., 1971. С. 188–198; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1973. Том 3. С. 160–195; Жития Кирилла и Мефодия. М.: Книга; София: Наука и искусство, 1986. С. 181–232. Текст Жития воспроизводится по этим изданиям. Историю изучения Жития и свод комментариев κ нему см.: Сказания ο начале славянской письменности/Вступ. статья, перевод и комментарии Б. Н. Флори. М., 1981. С. 143–173. МЕСЯЦА АПРЕЛЯ Β 6 ДЕНЬ ПАМЯТЬ И ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО И УЧИТЕЛЯ МЕФОДИЯ, APXIENUCKONA МОРАВСКОГО Господи, благослови, Отче! Бог благой и всемогущий, сотворивший из небытия κ бытию все видимое и невидимое и украсивший всякой красотой, которую, если размышлять понемногу, можно мысленно частично уразуметь и познать того, кто сотворил столь многие и дивные создания, ибо «по величию и красоте созданий познается размышлением и создатель их», которого воспевают ангелы трисвятым гласом и мы, все правоверные, славим во святой Троице, иначе говоря в Отце, Сыне и Святом Духе, то есть в трех ипостасях, что можно назвать тремя лицами, но в одном Божестве. Ведь прежде всякого часа, времени и года, выше всякого разума и духовного понимания Отец сам родил Сына, как говорит Премудрость: «Прежде всех холмов рождает меня». И в Евангелии сказало само божье Слово пречистыми устами, воплотившись на будущие времена ради нашего спасения: «Я в Отце, и Отец во мне». От того же Отца и Святой Дух исходит, как сказал сам Сын божьим Словом: «Дух истинный, который от Отца исходит». Этот Бог, завершив все творение, как говорит Давид: «Словом Господним утвердились небеса и от дыхания уст его вся сила их. Ибо он сказал – и стали, он повелел – и создались», прежде всего сотворил человека, прах от земли взяв, a от себя животворным дуновением душу вдохнув, и осмысленную речь и свободу воли дал, чтобы ввести в рай, заповедь заповедав ему для испытания; если хранит ее, то останется бессмертен, если же преступит, смертью умрет, по своей воле, a не по Божьему велению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По смерти царя Федора Алексеевича осталось несколько сестер его и двое братьев: Иван и Петр. Тогда, как известно, объявлен был преемником умершему царю меньшой из царственных братьев, Петр. Старшего обошли, как " скорбного главою " (недостаточно умного). Но, по интригам сестры их Софии, в Москве произошло смятение; устранение от престола старшего из братьев приписали козням Нарышкиных, родственников с матерней стороны меньшого брата; стрельцы произвели переворот, который привел к тому, что оба брата были провозглашены вместе царями и должны были нераздельно царствовать. Несмотря на то, что их происхождение от разных матерей уже прежде возбуждало недоразумения и послужило поводом к стрелецкому восстанию, оба брата не ссорились между собою, как ни старалась поселить между ними рознь царевна София, рожденная от одной матери с Иваном. Петр скоро показал свои необыкновенные способности и вступил в управление делами. Иван сознавал свою духовную скудость, ни во что не вмешивался, ни в чем не перечил брату и спокойно прозябал в своих кремлевских дворцах и в своем подмосковном селе Измайлове. В 1684 году 9 января он соединился браком с девицею Прасковьей Федоровной Салтыковой. Ее прадед был знаменитый в русской истории Михайло Глебович Салтыков. В Смутное Время он держался стороны поляков, горячо старался о воцарении в Московском государстве польского королевича Владислава, но не встретил сочувствия в русском народе и в 1612 году, когда дело поляков явно казалось проигранным, перебрался со всем семейством в Польшу. Его внук Александр (сын Петра Михайловича Салтыкова) во время завоевания Смоленска царем Алексеем Михайловичем присягнул московскому царю и перебрался в его владения, где оставалось немало лиц, носивших одно с ним родовое прозвище, и некоторые из них занимали в государстве важные места. Установившись на родине своих предков, Александр Петрович Салтыков служил некоторое время воеводою в Енисейске, был вызван оттуда царевной Софией Алексеевной и сделан воеводой в Киеве. Тогда он переменил свое имя Александра на имя Федора, в честь царя Федора Алексеевича. У него был сын Василий и две дочери: Прасковья и Анастасия. Первая стала супругою царя Ивана Алексеевича.

http://sedmitza.ru/lib/text/435705/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вековой символ Православия оказывается заложником политической борьбы» Заявления Эрдогана о намерении превратить храм Святой Софии в мечеть вписываются в исламистскую политику турецкого лидера 30.03.2019 1428 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что изменение статуса музея-собора Святой Софии в Стамбуле на мечеть станет своего рода ответом на решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и суверенитет этого государства над Голанскими высотами. Также напомним, что и. о. настоятеля храма Живоначальной Троицы на Алексеевской протоиерей Ростислав Ярема заявил, что превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть может стать печальным фактом, который следует рассматривать как «попущение или наказание Божие» за антиканонические и раскольнические действия Константинопольского патриарха Варфоломея на Украине . Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко : Эрдоган проводит PR-koмnahuю, и это один из ее элементов. Он явно стремится к усилению своей президентской власти, и это укладывается в русло его чисто политической линии — предстать неким сверхлидером турецкого народа, в том числе и такими средствами. С другой стороны, это вполне логично для той политической линии, которую представляет Эрдоган. Это хоть и не радикальные, но все-таки исламисты. У политической группы, которую представляет Эрдоган, наметился и реализуется крен в сторону исламизма. Святая София в Константинополе — это самый громкий и скандальный эпизод. Гораздо более тихо прошли эпизоды с превращением в действующие мечети аналогичных бывших православных соборов в Никее, Трапезунде и ряде других городов. Это некий венец той кампании. Действия Трампа на Святой земле, признание Иерусалима столицей израильского государства, признание аннексии Голанских высот Израилем — это, скорее всего, повод, и рассчитано, с одной стороны, на внутреннего потребителя в Турции, а с другой стороны, это некая заявка на то, чтобы Турция стала лидером среди других исламских государств. Это хитрая геополитическая игра, многоходовка.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/30/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковные нюансы евроинтеграции: Северная Македония на пути в ЕС 18.08.2022 391 Время на чтение 4 минуты Источник: Центр ХРИЗМА В 2022 году наконец-то был исцелён северомакедонский раскол, существовавший с 1967 года: Македонская Православная Церковь - Охридская архиепископия была принята в общение Сербской Православной Церковью, а затем и другими Церквами, включая Русскую. Кстати, недавно на встрече нового главы ОВЦС митрополита Антония с послом России в Северной Македонии обсуждались в том числе вопросы взаимоотношений с новопризнанной Церковью. В материале нашего корреспондента Янины Алексеевой из Болгарии рассказывается о геополитическом контексте преодоления северомакедонского раскола, связанного с евринтеграцией, а также вопросами болгарской истории. В июле 2022 г. Албания и Северная Македония начали официальные переговоры о присоединении к Европейскому союзу  (эти две страны идут одним «пакетом») . Это стало возможным после того, как София и Скопье приняли так называемое «французское предложение» (Франция в этом году председательствует в ЕС), что переводит их двухсторонние проблемы на европейский уровень. Снявшая свое вето на вступление РСМ в ЕС Болгария предупредила о неизбежности реакции на переговорный процесс в случае, если македонцы не будут исполнять связанных с Болгарией обязательств. На принятие парламентом РСМ «французского предложения» оппозиция ответила акциями протеста, выступая против каких бы то ни было уступок Болгарии. Св. Синод православной Церкви Северной Македонии на своем заседании 30 июня 2022 г. принял постановление, в котором настаивает, чтобы при евроинтеграции страны были защищены « македонские национальные интересы, а спорные исторические вопросы не были частью переговорной рамки». Работа созданной в 2017 г. совместной болгаро-македонской комиссии по разрешению спорных вопросов в области истории не дала почти никаких результатов. Оказалось, что спорные моменты, по которым невозможно достичь согласия, находятся даже в античном периоде, поэтому в школьные учебники РСМ нельзя внести поправки, которые устраивали бы обе стороны. Есть, однако, и «прорыв» - македонская сторона признала царя Самуила болгарским царем. В противном случае пришлось бы переименовать воевавшего против царя Самуила императора Византии (из Македонской, кстати, династии, но другой Македонии) Василия II Болгаробойца в «Македонобойца» и переписать все имеющиеся в мире учебники по истории, справочники, энциклопедии и т. д. К сожалению, общая история, призванная объединять и сближать, стала причиной разделения, конфликтов и взаимной неприязни.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/18/cerkov...

Митрополит Амфилохий заявлял об этом ещё накануне Св.Арх. Собора, его интервью ТАСС вызвало настоящую сенсацию. Эта же мысль была в тексте Решения Собора. Так, в тексте владыки Иринея (Буловича) акцентируется именно это: «Собор предлагает Константинопольской Патриархии и всем остальным поместным автокефальным Православным Церквям как можно скорее рассмотреть вопросы об автокефалии и православной диаспоре на Всеправославном Соборе, чтобы подтвердить и укрепить соборность и единство Православной Церкви, и в будущем избежать искушений, через которые сейчас проходит Святое Православие». Однако, в православной среде нередко можно встретиться с настроениями, которые воспринимают грядущий Собор в совершенно апокалиптическом контексте. Отсюда и конспирологические схемы, преподносящие драматические события, связанные с украинским церковным кризисом, в контекст якобы срежиссированной патр. Варфоломеем «многоходовки», нацеленной на привлечение РПЦ к участию в Соборе, который преподносится как 8-й Вселенский. Янина Алексеева , руководитель Православного просветительского общества (София, Болгария), отнеслась к подобной постановке вопроса с юмором, полагая, что «идея интересная, но едва ли реализуемая в нужном Фанару варианте. А кроме того... слишком красивая для человека, который ведет себя, как старый склочник». А Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии, комментируя конспирологические схемы и психологию их носителей, обратил особое внимание на те внешние силы, которые искусно поддерживают и внедряют разрушительные идеи. Эту мысль о.Макарий подкрепил словами святейшего патриарха Алексия II , сказанными им 15 лет назад и по другому поводу: « Подобная раскольническая деятельность подменяет разумную церковную жизнь перманентным противостоянием мнимым «отступникам», «предателям Православия» и процветает на почве невежества, отсутствия культуры и интеллектуального развития». Предлагаем вниманию читателей беседу помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Вячеславовича Тихомирова с нашим постоянным автором, доктором юридических наук (Университет в Крагуевце, Сербия), членом Правового-политическог o совета Автономного края Косово и Метохия г-ном Зораном Чворовичем .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/23/za...

Москва. Новодевичий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1524. Ссылки:     Адрес: Москва, Новодевичий проезд, дом 1. Координаты: 55.726849, 37.557833 Проезд: До монастыря можно добраться от станции метро «Спортивная» автобусами и 132, а также троллейбусами и 15. Можно дойти и пешком — это займет минут десять. На автомобиле: из центра нужно следовать по Новодевичьей набережной или Большой Пироговской улице; из области — по проспекту Вернадского и ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До монастыря можно добраться от станции метро «Спортивная» автобусами и 132, а также троллейбусами и 15. Можно дойти и пешком — это займет минут десять. На автомобиле: из центра нужно следовать по Новодевичьей набережной или Большой Пироговской улице; из области — по проспекту Вернадского и Комсомольскому проспекту с выездом после пересечения Третьего транспортного кольца на улицу Хамовнический Вал и далее поворотом на Большую Пироговскую. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Новодевичий монастырь, 1 класса, в Москве, на Девичьем поле. Основан в 1524 году великим князем Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под властью Литвы. Во время Польско-Литовского нашествия монастырь служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. В 1611 году пан Гонсевский выжег его. По вступлении на престол Михаила Федоровича монастырь был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоит из икон старинного письма, принадлежащих царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершается крестный ход в монастырь, в память возвращения Смоленска от Литвы. В монастыре находится список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525 году, список с подлинной Иверской иконы Божией Матери, иконы Богоматери «Взыграние» и Живоносного источника. При монастыре училище, приют для сирот-девочек и две богадельни.

http://sobory.ru/article/?object=03275

Мы должны иметь возможность приходить туда и чтить память этих великих женщин. Президент России Владимир Путин предложил восстановить снесенные при советской власти два монастыря и церковь в Кремле. Комментирует вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская: — Понятно, что разрушенного не вернешь. Тем не менее, приведение Кремля в исторический вид – правильный шаг. Существуют архивы и документы, есть специалисты, которые могут сделать это в максимально соответствии тому облику, который мы имели в благословенные времена. Что бы ни происходило в стране, как бы ни менялись концепции, есть что-то неизменное, что держит нас вместе. Исторический Кремль, как ни банально бы звучало, это сердце России.  Из сердца нашей Родины должны исходить не военная угроза, а дух мира и молитва, способная нас поддержать и укрепить. Происходящее сегодня всеобщее разобщение страшно – люди даже ни то, что в группах, но и в семьях, с родными, с близкими, с друзьями враждуют, ссорятся, оскорбляют… Преодолеть это мы можем только молитвой. И очень важно, если эта молитва будет идти из  прямо из Кремля. В последнее время идет много разговоров о ценностях, о духовности, о скрепах всяких. По большей части – болтовня. А восстановление монастырей в Кремле – реальное дело. Что такое Вознесенский монастырь, который находился на территории Кремля, и который предлагают восстановить? Он был основан княгиней Евдокией, супругой князя Дмитрия Донского. О роли Дмитрия Донского в русской истории, думаю, напоминать излишне. Княгиня Евдокия и похоронена была в созданном ею  монастыре. И не только она. В Вознесенском монастыре находился царский женский  некрополь, где было место упокоения русских цариц и княгинь, женщин – представительниц московского великокняжеского рода. Жены князей и царей, матери, сестры, дочери…  Там были похоронены жена Василия I Софья Витовтовна, София Палеолог — жена Ивана III, несколько жен Ивана Грозного, царица Мария Владимировна — первая жена Михаила Феодоровича – первого русского царя из династии Романовых, великая княгиня Евдокия Алексеевна – дочь царя Алексея Михайловича «Тишайшего», жена Федора III Агафья Семёновна Грушецкая, мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина…

http://pravmir.ru/elena-zelinskaya-vosst...

После смерти царя Феодора Алексеевича 27 апр. 1682 г. встал вопрос о том, кто займет престол. В тот же день часть бояр, сторонники Нарышкиных, сделала выбор в пользу 10-летнего П. А. вместо его больного брата, 15-летнего Иоанна Алексеевича, и патриарх Иоаким (Савёлов) провозгласил П. А. самодержцем (акт оформлен как решение Земского собора). В свою очередь сторонники Милославских во главе с царевной Софией Алексеевной спровоцировали Стрелецкое восстание 1682 г., используя слухи о намерении бояр погубить царский род и об убийстве царевича Иоанна, а также недовольство стрельцов задержкой жалованья и притеснениями по службе. 15 мая стрельцы под знаменами и с оружием вошли в Кремль и до 17 мая, в течение 3 дней, убили 17 чел., в т. ч. А. С. Матвеева - сторонника Нарышкиных, И. К. Нарышкина - дядю П. А., главу ряда военных приказов кн. М. Ю. Долгорукова, главу Стрелецкого приказа кн. Ю. А. Долгорукова, захватили их имущество, а также казну (ок. 5 тыс. р.). Главой Стрелецкого приказа был назначен И. А. Хованский. 26 мая объявлено об установлении института соправительства: П. А. стал 2-м («младшим») царем и соправителем Иоанна V Алексеевича, к-рый именовался 1-м («старшим») царем. 25 июня 1682 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание братьев на царство; регентшей при них, по-видимому с осени, была назначена царевна София Алексеевна. Мн. стрельцы требовали вернуть «старую» правосл. веру, настояли на проведении 5 июля диспута старообрядческого лидера Н. К. Добрынина с церковными иерархами. В июле царский двор, члены Боярской думы и главы мн. приказов покинули Москву. Царской грамотой от 14 сент. кн. Хованский был вызван в с. Воздвиженское (ныне Сергиево-Посадского городского окр. Московской обл.), по дороге арестован и казнен 17 сент. Для защиты государей в Троице-Сергиев мон-рь, где находился двор, были вызваны служилые люди. Благодаря посредничеству патриарха Иоакима Стрелецкое восстание завершилось компромиссом: его участники повинились перед царями 3 окт. и получили прощение.

http://pravenc.ru/text/Петр I ...

Русское Православие в Германии Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре От редакции. Здесь публикуется перевод двух глав из диссертации архимандрита Макария, написанной им во время пребывания на богословском факультете Университета Мартина Лютера в Галле (Германия) и защищенной там же в 1988 г. В 1999 г. эта работа была опубликована в Эрлангене в серии ΟΙΚΟΝΟΜΙΑ (Bd. 38). В издательском предисловии сообщается, что впервые за несколько последних десятилетий богослову, получившему образование в православной Академии, была присвоена ученая степень евангелического богословского факультета. II. Великая герцогиня и великая княгиня Мария Павловна 1786–†1859) Основание и жизнь веймарского православного храма неразрывно связаны с именем великой княгини и великой герцогини Марии Павловны, дочери русского царя Павла I Вступив в брак с наследником веймарского герцога Карлом Фридрихом, она прибыла в Веймар в сопровождении православного клира, оставаясь здесь до своей кончины. Пребывание в Веймаре православной герцогини и послужило непосредственным поводом для того, чтобы основать здесь православный храм. Кем же была Мария Павловна и каким образом можно охарактеризовать ее деятельность в Веймаре? Она родилась 16 февраля 1786 г. в царской семье в Петербурге и была в семье пятым ребенком 1550 . Ее воспитательницей была швейцарка Мазебет; «ее ученица оставалась ей благодарной до конца дней» 1551 . Позднее композитор Сарти преподавал юной великой княжне музыку и считал, что у нее к тому имеется большой талант 1552 . В 1795 г. ей пришлось пережить смерть младшей трехлетней сестры Ольги, а в 1801 г. – насильственную смерть отца, императора Павла I. Павел был женат дважды и оба раза на немках. Первой его женой была принцесса Вильгельмина Дармштадтская (Наталия Алексеевна). Вторая жена, София Доротея Августа Вюртембергская (Мария Феодоровна), была матерью Марии Павловны. При описании деятельности Марии Павловны подчеркивается, что Мария Феодоровна примером собственных трудов оказала большое влияние на дочь в том, что касается ее позднейшей благотворительности 1553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре 16 июля, 2012 От редакции. Здесь публикуется перевод двух глав из диссертации архимандрита Макария, написанной им во время пребывания на богословском факультете Университета Мартина Лютера в Галле (Герма­ния) и защищенной там же в 1988 г. В 1999 г. эта работа была опубликована в Эрлангене в серии OIKONOMIA (Bd. 38). В издатель­ском предисловии сообщается, что впервые за несколько последних десятилетий богослову, получившему образование в православной Ака­демии, была присвоена ученая степень евангелического богословского факультета. II. Великая герцогиня и великая княгиня Мария Павловна – †1859) Основание и жизнь веймарского православного храма неразрывно связаны с именем великой княгини и великой герцогини Марии Павловны, дочери русского царя Павла I Вступив в брак с наследником веймарского герцога Карлом Фридрихом, она прибыла в Веймар в сопровождении православного клира, оставаясь здесь до своей кончины. Пребывание в Веймаре православной герцогини и послужило непосредственным поводом для того, чтобы основать здесь православный храм. Кем же была Мария Павловна и каким образом можно охарактеризовать ее деятельность в Веймаре? Она родилась 16 февраля 1786 г. в царской семье в Петербурге и была в семье пятым ребенком 1 . Ее воспитательницей была швейцарка Мазебет; “ее ученица оставалась ей благодарной до конца дней” 2 . Позднее композитор Сарти преподавал юной великой княжне музыку и считал, что у нее к тому имеется большой талант 3 . В 1795 г. ей пришлось пережить смерть младшей трехлетней сестры Ольги, а в 1801 г. — насильственную смерть отца, императора Павла I. Павел был женат дважды и оба раза на немках. Первой его женой была принцесса Вильгельмина Дармштадтская (Наталия Алексеевна). Вторая жена, София Доротея Августа Вюртембергская (Мария Феодоровна), была матерью Марии Павловны. При описании деятельности Марии Павловны подчеркивается, что Мария Феодоровна примером собственных трудов оказала большое влияние на дочь в том, что касается ее позднейшей благотворительности 4 .

http://pravmir.ru/hram-svyatoy-ravnoapos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010