О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Перепечатано из: “Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500. Автор принял священнический сан в 1932 г. Протоиерей Георгий Флоровский (1893—1979) — выдающийся православный богослов, внесший неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке. — Ред. I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: “теперь называемая София” (II, 43). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор I:24). В IV в. много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности в связи с знаменитым стихом Притч 8:22 “созда мя в начало путей своих…” Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. I. 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой… Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV в. храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям… У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить “великую церковь” именно Христу, Премудрости и Слову.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

Церковь Святой Софии, Премудрости Божией, в Садовниках Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке. В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой — в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима. Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия — это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека, о Домостроительстве и спасении рода человеческого через Христа — Бога-Логоса и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Богоматерью. Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, — из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы. Икона Святой Софии, выражающая сложный образ Премудрости Божией, исполнена в огненных тонах. В центре композиции иконы новгородского извода изображен Господь Вседержитель в огненном образе, в царском венце и облачении и с огненными крыльями, сидящий на золотом престоле, которые поддерживают семь столбов («Премудрость созда Себе дом и утверди столпов семь»). Вокруг Него звездное небо, а по сторонам от Господа стоят ближайшие свидетели воплощения Сына Божия — Богоматерь в пурпурном одеянии с иконой Господа Христа и Иоанн Предтеча. Главная мысль иконы — представить воплощенную Премудрость в Ее предвечном Замысле: в образе Христа-Логоса и Богородицы, через Которую Божественный Замысел о спасении мира и рода человеческого воплотился. Богоматерь представлена здесь и как Царица Церкви, которую основал Господь и вне которой, согласно Божественному Промыслу, невозможно достигнуть спасения.

http://pravoslavie.ru/352.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Годеновская София и традиция Софийских храмов К 600-летию явления Животворящего Креста на Сахотском болоте 10.06.2023 1743 Время на чтение 13 минут Фото: Софийский собор в Вологде. Фото С.Болотиной Не навычен в теологии, но знаю, что в трактате Священномученика Дионисия Ареопагита «О Божественных Именах» глава седьмая посвящена Божественным Именам «Премудрость», «Ум», «Слово», «Истина», «Вера». В описании Имени Бога «Премудрость» Ареопагитом говорится: «Ибо Бог не только исполнен премудростью, “и разума Его нет числа” (Пс. 146, 5 ), но Он и выше всякого слова, разума и премудрости». В первую очередь Богослов Ареопагит ссылается на слова Святого Царя Давида: Премудрость созда себ домъ и утверди столповъ седмь (Притч. 9: 1). А потом и на Апостола Павла: Изъ Негоже вы есте о Христ Иисус, Иже бысть намъ Премудрость от Бога, правда же и ocbящehie и uзбabлehie (1 Коринф. 1: 30). Премудрость Божия ничем не ограничена, и наиболее возможное приближение к Богу как Премудрости, по слову Апостола Павла, возможно через непрерывную Иисусову Молитву Непрестанно молитеся. О всемъ благодарите: ciя бо есть воля Бoжiя о Христ Иисус въ васъ. Духа не угашайте (1 Фес. 5: 17–19)». Почему в Церкви Христовой уже с древних времен в Годичном Кругу торжеств существовало календарное чествование только одного из Божиих Имен — Софии, то есть Премудрости Божией, объяснить не могу, но принимаю как исторический факт, что уже в самом начале IV века такой Праздник был, и Святой Царь Константин такому торжеству решил посвятить храмовые престолы по крайней мере в двух городах Империи. Из известных самый ранний храм во Имя Софии Премудрости Божией был возведен при Святом Равноапостольном Императоре Константине в 311–313 годах во Фракии, в городе Сардика. Именно в том храме проводился в 347 году Сардикийский Собор против ариан. Святой Благоверный Император Юстиниан Великий в 537 году Сардикийский Софийский храм перестроил в большой кафедральный собор, существующий и ныне. Позже Фракийская область племени сардов вошла в Болгарское Царство, и город стал именоваться на славянский манер Средец. В XI столетии город перешел во владение Ромейской Империи и стал именоваться Триадица в честь Пресвятой Троицы, но c XIV века болгары стали город именовать в честь здешнего кафедрального собора Софией, он хорошо известен всем нам как современная столица Болгарии .

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: «                            (греч. Μεγλης βουλς γγελος - Ангел (провозвестник) Великого Совета)                      » (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» ( Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен . В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис 9. 5-6 является одной из паримий (Минея (СТ). Декабрь. Л. 203об., 210об.-211; см. Желтов. С. 87-89). Образы пророчества также используются в гимнографии - напр., в ирмосе 5-й песни канона прп. Космы Маиумского на Рождество Христово «                        » (Минея (СТ). Декабрь. Л. 215об.), седальне 7-го гласа воскресной утрени по 2-м стихословии «        » (Октоих. Т. 2. С. 331). Помимо мессианского пророчества Исаии существуют 2 иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Господа Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия» , «Троица Ветхозаветная» ) и традиция иллюстрировать те места Слова на св.

http://pravenc.ru/text/115048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНДОРЛА [Mandorla, итал. «миндалина»; др. название - vesica piscis, лат.- «рыбий пузырь»], в вост. и зап. христ. искусстве условная изобразительная форма сияния вокруг фигуры Иисуса Христа (в т. ч. вокруг Его символических образов, напр. Агнца, Креста), Богоматери, евангелистов, аллегорических персонажей, святых (редко), которая используется для передачи идеи Силы и Славы Господа, явления/присутствия/исхождения Божественных энергий. М. присутствует в изображении теофанических сюжетов ВЗ и НЗ: «Гостеприимство Авраама», «Преображение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Успение Богоматери», «Majestas Domini» (Слава Господня) и «Слава Богоматери», «Страшный Суд», а также в изображениях, опирающихся на литургические или богословские тексты: «Спас в Силах», «Собор архангелов», «Богоматерь «Воплощение»», «О тебе радуется», «София Премудрость Божия» и др. М. может иметь форму медальона, овала со скругленными (яйцевидная) или заостренными (миндалевидная) верхними и нижними краями, восьмерки и др., соединять в себе неск. форм; встречается М. синего, темно-зеленого, красного, золотого, белого и др. цвета, а также может включать в себя лучи, радугу, радужное или золотое сияние (в т. ч. ассист ), иметь цветное или орнаментальное обрамление. Принципиальных смысловых различий в форме и цвете М., очевидно, не существует. Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. Происхождение М. до сих пор не получило однозначного объяснения и продолжает обсуждаться. Возможно, что на появление М. в христ. искусстве оказали влияние одновременно неск. лит. и изобразительных традиций (иудейская, зороастрийская, позднеантичная). Существуют неск. гипотез о происхождении М. Согласно одной из них, М. происходит от нимба, визуального выражения идеи святости, божественной природы или статуса власти представленного персонажа ( Didron.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Мц. Гликерия. Фрагмент иконы «София Премудрость Божия с избранными святыми». Кон. XIX в. (ЦАК МДА) [греч. Γλυκερα] (II в.), мц. Ираклийская (пам. 13 мая), пострадала при имп. Антонине Пии (138-161). Происходила из семьи рим. анфипата (консула) Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Г. сблизилась с христ. общиной и вела целомудренную жизнь. Когда имп. Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса - лампадофория (или лампадодромия), во время к-рого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Г. опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда рим. наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Г. велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Г. статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись ее, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления. Г. схватили и заключили в темницу, где ее посетил иерей Филократ. На следующий день Г. подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Г. оставили в темнице без воды и пищи. Придя через неск. дней, Савин обнаружил, что перед Г. стоят блюда с яствами, к-рые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Ираклия (Фракия), Савин взял Г. с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Г. была брошена в печь, но осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на др. день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела Г. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Г. остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Г. отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Еп. Ираклийский Дометий похоронил Г., от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

http://pravenc.ru/text/165129.html

Тропарь, глас 5-й Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан, понеже инаго упования не имамы разве Тебе, всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице, Мати Христа Бога моего. Темже помилуй и избави мя от всех зол моих и умоли милостиваго Сына Своего и Бога моего, да помилует окаянную душу мою, и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Иконы Божией Матери " Всеблаженная " Тропарь, глас 4-й Торжество днесь празднуем светлое, се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя всечестная, к нейже с любовию сердца вси приходяще, Владычице, покланяемся и тепле Тебе вопием: избави нас от бед и обстояний. Кондак, глас 4-й Во праздник Твой сошедшеся, вернии, священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем, любовию же чтуще честную икону Твою, Тебе песнословим вси в радости: радуйся, Дево, Честная Всеблаженная. 4/17 сентября Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Тропарь, глас 4-й Иже во огне купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайно воплощения Своего от неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда. Другой тропарь, глас тот же В купине, огнем горящей и несгараемей, показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, огнь Божества неопальне во чреве приимшую и нетленну по Рождестве Пребывшую. Тоя молитвами от пламене страстей избави нас и от огненных запалений град Твой сохрани, яко Многомилостив. Кондак, глас 8-й Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное, образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею, в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием: радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших. 8/21 сентября Иконы Божией Матери София, Премудрость Божия (Киевская)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина). Церковь Николы Надеина Карта и ближайшие объекты Построена в 1620-21 гг. В Народном переулке, выходящем на Волжскую набережную, стоит церковь Николы Надеина. Она возводилась на средства " гостя государственной сотни " , купца Надея Свешникова, по имени которого и получила свое название. Современный облик храма из-за многочисленных переделок и перестроек далек от первоначального. Когда-то фасады четырехстолпного пятиглавого храма на подклете оживляла глубокой игрой света и тени открытая аркада двухъярусной галлереи. Невысокая шатровая колокольня, под которой располагался отдельный вход в северный, Благовещенский придел, удачно дополняла это монументальное сооружение. Церковь Николы Надеина - первый после Смутного времени каменный посадский храм, заложивший основы самобытной ярославской школы культового зодчества XVII века. Система ступенчато повышенных сводиков, поддерживающих барабаны, обработка столбов галереи ширинками, рисунок межэтажных декоративных " катушечных " поясов целиком заимствованы из художественного арсенала предшествующего периода московского зодчества. Однако создатели церкви не просто повторили старые архитектурные образцы. Такие традиционные формы, как полукружия закомар и профилированные круглые окна в их плоскостях, превращены здесь в чисто декоративные элементы. Первоначальное отсутствие южного придела и постановка колокольни над северо-западным углом галереи свидетельствуют о стремлении зодчих к более свободной, живописной компоновке объемов. Именно такой тип храма, с асимметричной и в то же время уравновешенной композицией, стал характерным для ярославских церквей первой половины XVII века. В 1640-1641 гг. церковь была расписана артелью мастеров во главе с известным художником XVII века Любимом Агеевым, о чем свидетельствует надпись на западном столбе. В куполе изображен Христос Вседержитель, на сводах - евангельские сцены и редкая в то время композиция " София - премудрость Божия " , на столбах изображены святые, князья и цари. Основные композиции, расположенные в три яруса на стенах, исполнены на тему жития Николая Чудотворца, нижний ярус - орнаментальный. Каждая сцена обособлена от другой. В декоративных архитектурных фонах и разработке одеяний уже чувствуется стремление к узорочью, которое станет основным направлением живописи второй половины XVII века. Подробно изображены сцены, где Никола оказывает помощь бедным, спасает младенца, возвращает зрение сербскому царю Стефану. В Благовещенском приделе, который являлся домовой церковью Надея Свешникова, написаны богородичные сцены. На паперти изображены многочисленные библейские композиции и " Страшный суд " .

http://sobory.ru/article/?object=00577

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть СофияПремудрость Божия – одно из имён Христа Зачем Эрдогану вдруг переходить красную черту в налаженных весьма лояльных отношениях между нашими странами и народами? Владимир Осипов   10:08 13.07.2020 1366 29 мая 2020 года, в 567-ю годовщину захвата Константинополя войсками турецкого султана Мехмеда Второго Завоевателя (Фатиха), в Стамбуле в Храме Святой Софии был торжественно прочитан Коран в честь гибели величайшей православной цивилизации – Византии. А в ночь на 29 мая 1453 года последний византийский Император Константин Одиннадцатый молился в Соборе Святой Софии, чтобы утром героически пасть за Веру и Родину. Случился грандиозный политический переворот: с захватом Константинополя была уничтожена Восточная Римская Империя, погибло самое культурное государство 15 века. Рухнул Второй Рим.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/13/so...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Св.мученицы София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь Мученицы София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь пострадали в Риме в царствование императора Адриана во II веке. Оставшись вдовой, София вела жизнь благочестивую и так же воспитывала своих дочерей. Вере было 12 лет, Надежде 10, Любови 9. Императору донесли, что София и ее дочери отвергают язычество и исповедуют христианство. Андриан попытался совратить их с христианского пути и заставить поклониться богине Артемиде - сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо исповедовали свою веру в Христа. Тогда император приказал подвергнуть дочерей пыткам на глазах их матери. Девочки чудесным образам перенесли мучения невредимыми, и их велели казнить. Софию император оставил в живых, обрек на страдания сердцем. Похоронив тела дочерей, София на третий день скончалась на их могиле. В VIII веке мощи святых были отправлены из Рима в Эльзас, где, в церкви Эшо (Eschau), они находятся и сейчас. Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии издавна широко распространено на Руси, при переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии – Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке – Вера, Надежда и Любовь. София в переводе с греческого – мудрость. В богословском понимании «Святая София» - премудрость Божия, то есть олицетворённая мудрость Бога. «Вера - Надежда - Любовь» - три добродетели, которые имеют огромное значение для христиан. Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убежденности в справедливости и милосердии Божьем. Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божьих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божьим. Вера определяется как соединение человека с Богом, как уверенность в «воссиянии благодати» и благости личной судьбы, препорученной промыслу Божьему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=810

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010