Глава семнадцатая Определение Софии: энергия Божия. Ссылка о. Булгакова на св. Паламу. Ниспровержение мысли: «энергия Божия есть сам Бог» учением же Паламы. «Томос святогорский» Впрочем у прот. Булгакова и священника Флоренского есть определения, в которых София называется даже Богом, поскольку она, по их учению, есть энергия Божия и имя Божие. В своей книге «Свет невечерний» о. протоиерей говорит: «Бог, открываясь твари, проявляется в Своем действии для твари, в благодати или (пользуясь выражением догматических споров XIV в.) энергией Своей. Божество в Его внутри божественной жизни остается трансцендентным для твари, однако действие Божества, Его откровения, божественная сила, изливающаяся в творении, есть тоже Божество, единое, неделимое, присносущее. В этом смысле энергия Божия во всяком своем проявлении, как действие Божие, неотделимое от Бога, но являемое твари, есть Бог в творении, само Абсолютное и Трансцендентное... И действие Духа Святаго в таинствах есть Сам Бог... Хотя с точки зрения твари различается Бог в Себе и Бог в творении, однако это различение устанавливается не божеским естеством, но тварной ограниченностью: Бог самотожественен и в премирности Своей, как абсолютное Трансцендентное и в творческой энергии Своей, как Творец и Вседержитель» 805 . Таким образом, по учению о. Булгакова, энергия Божия есть Сам Бог. Но по тому же учению, София есть энергия Божия. Имея в виду сию Софию, Премудрость Божию, прот. Булгаков в другой своей книге «Купина Неопалимая» говорит: «Она, если пользоваться выражением паламитских споров, есть в отношении к миру «энергия», действие Божие в творении... В то же время, если мы припомним основную мысль богословствования Паламы об энергиях Божиих, именно, что «энергия есть Бог»... то становится по аналогии понятным, почему и в каком смысле говорится в «Премудрости» 806 с видимым безразличием то «Премудрость», то «Бог», ибо Премудрость и есть Бог в мире, не по сущности и не по ипостасному бытию, но по жизнедейственному откровению» 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Итак, без Софии, как учит прот. Булгаков, Господь не мог воплотиться и совершить наше спасение. В свое время мы приводили много свидетельств из Св. Писания и святоотеческой письменности для опровержения мысли, что Бог не мог сотворить мира без посредства. Из этих свидетельств было видно, что означенная мысль о посредстве является абсурдною. Много можно указать таких свидетельств для опровержения также абсурдной мысли, что Бог не мог воплотиться без посредства Софии. Свящ. Писание, говоря о воплощении Сына Божия от Девы, вообще исключает всякую мысль о посредстве, тем более в виде странного софийного существа, о бытии коего оно абсолютно ничего не говорит. Передавая с удивительною ясностью об участии в воплощении всех Трех Божественных Ипостасей 1357 , Евангелие показывает нам, что воплощение, или соединение Бога с человеческим естеством совершилось непосредственно от Духа Святаго, при осенении Силою Вышнего, т.е. Самим Сыном Бога Отца. Если без посредства Софии не могло состояться воплощение, то почему же Архангел Гавриил, отвечая на вопрос Девы Марии: како будет сие, идеже мужа не знаю? 1358 – не сказал Ей: Дух Святый найдет на Тя, чрез Софию, и сила Вышняго чрез Софию осенит Тя 1359 . Точно также, если бы воплощение и спасение наше не могло бы состояться без посредства Софии, то странно, почему в Божественном Писании не сказано: Егоже (Сына Своего) Отец святи и посла в мир 1360 в подобии плоти греха 1361 чрез Софию, раждаемага от жены 1362 чрез Софию; егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога чрез Софию, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас чрез Софию банею паки бытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно чрез Софию Иисус Христом Спасителем нашим 1363 . Но во всех этих изречениях Божественного Писания о воплощении Спасителя, как и вообще нигде в Слове Божием ничего не сказано о софийном посредстве. Допустить мысль, что в вышеприведенных текстах Св. Писания София, как посредство, подразумевается, – это значит, вопреки здравому разуму, исказить самый смысл этих богооткровенных изречений, которые положительно с непререкаемой очевидностью свидетельствуют, что соединение Бога с человеческим естеством в воплощении совершилось без всякого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Человеческая мудрость и премудрость Божия Впервые: Младорус (София). 1922. 1. С. 50–62. Печатается по: Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 74–86. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк.11:23 1 В самый разгар позитивистических увлечений русского общества, когда все вопросы казались разрешимыми и уже разрешенными наукой, а вера представлялась пройденным, изжитым и устарелым этапом исторического развития человечества, двадцатишестилетний Владимир Соловьев выступил в Петербурге с публичными «Чтениями о Богочеловечестве» 169 . Это была вдохновенная апология христианской веры. С одной стороны, Соловьев показывал, что только в религиозном миросозерцании достигается подлинное оправдание жизни, раскрывается и утверждается ее смысл и ценность. С другой, он, так сказать, оправдывал Богооткровения истины перед лицом человеческого разумения, раскрывая глубинное совпадение содержания христианской догматики с высшими достижениями философского умозрения. Соловьев сам называл свое мировоззрение «философией цельного знания» и именно в таком качестве всеобъемлющего синтетического замысла противопоставлял его исторически сложившимся системам «отвлеченных начал». Не рискуя впасть в грубую ошибку, можно сказать, что Соловьев не признавал существования заблуждений. Ложность какого-либо суждения, утверждения или оценки заключается не в его положительном содержании, не в его природе (physis), а в его недолжном положении (thesis) в системе знания, т.е. в неполноте или односторонности. Ни один мыслитель, по оценке Соловьева, не заблуждался вполне, не высказывал лжи по существу; ошибочно бывало только превращение частичной правды в правду исключительную и всецелую. Одно и то же положение может быть и истинно, и ложно в зависимости от того, с какими другими оно сочетается. Поэтому Соловьев воспринимает в свое построение почти что все исторически сложившиеся учения, начиная Библией и кончая социализмом и теорией Дарвина. В его понимании и Бог именно оттого есть Истина, Добро и Красота, что Он абсолютен, безусловен, бесконечен, что Он «все Собою наполняет, объемлет, двигает, созидает», что вне Его нет ничего, иными словами, Он есть Всеединое начало, средоточие и цель всяческого бытия. Соответственно, и религия есть высшая истина именно потому, что она объемлет собою все и, притом, в надлежащей перспективе, – и, стало быть, то, что, будучи взято само по себе, в отдельности, было бы ложно, в религиозном контексте становится истинным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Глава вторая 1. Определение Софии: «Творческое начало мира» К такому выводу в особенности приводит определение о. о. Булгаковым и Флоренским Софии, Премудрости Божией, как творческое начало мира. В своей книге: «Столп и утверждение истины» свящ. Флоренский пишет: «София Вечная невеста Слова Божия, вне Его и независимо от Него она не имеет бытия и разсыпается в дробности идей о твари; в Нем же получает творческую силу» 120 . А прот. Булгаков в одном из своих сочинений говорит, что «София… не имеет своей собственной мощи, но получает ее от Бога» 121 . Казалось бы, после такого взгляда на Софию не следовало бы говорить, что мир сотворен этой Софией. Как можно это утверждать, когда вся ее творческая сила исходит от Бога? Если София своей творческой силы не имеет и действует в творении мира не своею, а Божественною силою, то с точки зрения здравого смысла совершенно ясно, что Творцом мира является Сам Бог, но никак уже не София. Но требования здравого смысла о. о. Булгаковым и Флоренским отдаются в жертву требованиям их гностического склада мышления, не допускающего непосредственного творения Богом мира. Правда, по учению древнего гностицизма, посредником при творении мира является тварное существо. Как видели выше, еще св. Афанасий Великий показал всю абсурдность этого гностического учения о тварном посреднике 122 . И вполне понятно, что прот. Булгаков и свящ. Флоренский едва ли бы захотели приобщаться этой гностической абсурдности. По крайней мере о. Флоренский просит своего «милого друга», которому адресует свое десятое письмо, не считать его гностиком 123 . Поэтому они, не отрицая основной гностической мысли о посредстве, измыслили особое посредство – Софию, которая, по их словам, приведенным нами выше, не есть тварь, но не есть в то же время и Бог 124 . Нам кажется, что о. о. Булгаков и Флоренский, желая избегнуть абсурда древних гностиков о тварном посредстве, впадают в еще больший абсурд. Те, хотя и ошибались, но их ошибочную мысль о тварном посредстве скорее можно было понять чем мысль наших софианцев, что София не есть тварь и не есть Бог. Эту мысль уже никак нельзя понять.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Глава двенадцатая. Критика определения Софии: «великое, царственное и женственное существо...» Противоречия в данном софийном определении между заявлением: София не Бог и словами: София принимает почитание от Божией Матери Остановимся своим вниманием на очень большом по объему софийном определении священника Флоренского, которое является весьма характерным для нового учения о предвечной Софии, Премудрости Божией и обнимает в своей сущности все это учение. Неполностью оно приводилось нами выше. Вот полный текст этого определения: «Это великое, – говорит о. Флоренский, – царственное и женственное существо, которое не будучи Богом, ни вечным Сыном Божиим, ни ангелом, ни святым человеком, принимает почитание и от завершителя Ветхого Завета и от родоначальницы Нового. „Кто же оно, – говорит в своей речи 1898 г. о Конте Вл. Соловьев, – кто же оно, как не самое истинное, чистое и полное человечество, высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и вселенной, вечно соединенная и во временном процессе соединяющаяся с Божеством и соединяющая с Ним все, что есть. Несомненно, что в этом полный смысл Великого Существа, наполовину прочувствованный и сознанный Контом, в целости прочувствованный, но вовсе не сознанный нашими предками, благочестивыми строителями Софийских храмов“. Короче, – София – это память Божия, в священных недрах которой есть все, что есть и вне которой – Смерть и Безумие» 607 . Прежде всего в этом определении бросаются в глаза слишком уже очевидные противоречия. С одной стороны заявляется, что София не Бог, а с другой она тут же называется великим царственным существом, которое принимает почитание от родоначальницы Нового Завета, т.е. – от Пречистой Божией Матери. Но кто же, кроме Бога, может быть таким Великим Царственным Существом, которое принимает почитание от Божией Матери?! Ни Слово Божие, ни св. отцы наши от самого начала существования православной Церкви Христовой на земле и доселе не учили нас, что Матерь Божия приносит почитание не только Богу, Своему Божественному Сыну, но и какому-то еще великому царственному существу, которое не есть Бог, однако есть выше всякой твари. И если это существо есть, то почему же Божия Матерь, св. Апостолы и св. отцы ровно ничего и абсолютно никому из людей не сообщили о бытии сего существа, не научили верующих поклоняться ему и не оставили нам ни одной молитвы, с которою мы обращались бы к этому великому царственному существу?!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: «теперь называемая София» (II, 43). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел ( 1Кор. 1:24 ). В IV в. много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности в связи с знаменитым стихом «Господь созда мя в начало путий своих…» ( Притч. 8:22 ). Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. I. 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой… Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV в. храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям… У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить «великую церковь » именно Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова. В этом отношении особенно характерно известное сказание о построении Юстинианова храма. Оно выражает как раз ходячее, общепринятое понимание. Здесь рассказывается о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии, – «и потому получил храм именование: Святая София, что значит: Слово Божие» (ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Скачать epub pdf § I София – греческое слово, значущее «мудрость», «премудрость». Премудрость – одно из свойств Божиих. «Бог един премудр» ( Рим. 14:26 ; 1Тим. 1:17 ). Он только один дает действительную мудрость людям, а мудрость земная есть мудрость бесовская ( Иак. 1:5, 3:15 ; 1Кор. 12:8 ). Так как каждое свойство Божие, кроме личных, принадлежит каждому из Лиц Святой Троицы, то премудр Отец, премудр Сын, премудр и Святый Дух. Но когда слово «Премудрость» употребляется, как имя собственное, то под этим подразумевается Второе Лицо Святой Троицы на основании богодухновенных слов Апостола Павла, что «мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). С первых веков христианство Премудростию Божиею называло Второе Лицо Святой Троицы, и относило к Нему все тексты Священного Писания , где о Премудрости Божией говорится не только, как о свойстве, а также как о личном начале. Но в последнее время появилось религиозно-философское течение, желающее видеть в Софии-Премудрости нечто иное, чем ипостасное Слово Божие. Создается целое особое учение о Премудрости-Софии. «Божественная София, – пишет прот. Булгаков в «Неопалимой Купине», – есть предвечное самооткровение Пресв. Троицы, Слава Божия, Божественный мир вечных сущностей, Божественное Все, Откровение Отца в Единородном Сыне и в Духе Святом» 2 . Премудростию Божиею создан мир, а потому он есть, по выражению автора, «тварная премудрость». А «в Богоматери соединились Премудрость небесная и тварная, Дух Святый, живущий в Ней, с тварной человеческой ипостасью»; поэтому «это тварная Премудрость, на небе прославленная и увенчанная, как Царица небесная». Таким образом, по автору, Богоматерь Прославленная «есть тварь, но уже и не тварь», соединяет в Себе Божественное и тварное начало 3 . Но поскольку автор проводит мысль, что полнота человека – соединение мужского и женского образа, то в книге «Друг Жениха» он в соответствие Богородице ставит Иоанна Предтечу, который есть «сама человеческая Софийность, Премудрость в человеке», а, как избранное чадо Премудрости, «глава» человеческого рода. Предтеча и Богоматерь представляют Церковь , «представляют Премудрость в человеческом естестве», возглавляют собою «всех чад Премудрости». А так как автор утверждает, что боговоплощение возможно лишь при богоприятии и боговстрече, «они выражают собой человеческую сторону боговоплощения» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Церковь Святой Софии, Премудрости Божией, в Садовниках Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке. В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой — в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима. Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия — это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека, о Домостроительстве и спасении рода человеческого через Христа — Бога-Логоса и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Богоматерью. Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, — из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы. Икона Святой Софии, выражающая сложный образ Премудрости Божией, исполнена в огненных тонах. В центре композиции иконы новгородского извода изображен Господь Вседержитель в огненном образе, в царском венце и облачении и с огненными крыльями, сидящий на золотом престоле, которые поддерживают семь столбов («Премудрость созда Себе дом и утверди столпов семь»). Вокруг Него звездное небо, а по сторонам от Господа стоят ближайшие свидетели воплощения Сына Божия — Богоматерь в пурпурном одеянии с иконой Господа Христа и Иоанн Предтеча. Главная мысль иконы — представить воплощенную Премудрость в Ее предвечном Замысле: в образе Христа-Логоса и Богородицы, через Которую Божественный Замысел о спасении мира и рода человеческого воплотился. Богоматерь представлена здесь и как Царица Церкви, которую основал Господь и вне которой, согласно Божественному Промыслу, невозможно достигнуть спасения.

http://pravoslavie.ru/352.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Годеновская София и традиция Софийских храмов К 600-летию явления Животворящего Креста на Сахотском болоте 10.06.2023 1737 Время на чтение 13 минут Фото: Софийский собор в Вологде. Фото С.Болотиной Не навычен в теологии, но знаю, что в трактате Священномученика Дионисия Ареопагита «О Божественных Именах» глава седьмая посвящена Божественным Именам «Премудрость», «Ум», «Слово», «Истина», «Вера». В описании Имени Бога «Премудрость» Ареопагитом говорится: «Ибо Бог не только исполнен премудростью, “и разума Его нет числа” (Пс. 146, 5 ), но Он и выше всякого слова, разума и премудрости». В первую очередь Богослов Ареопагит ссылается на слова Святого Царя Давида: Премудрость созда себ домъ и утверди столповъ седмь (Притч. 9: 1). А потом и на Апостола Павла: Изъ Негоже вы есте о Христ Иисус, Иже бысть намъ Премудрость от Бога, правда же и ocbящehie и uзбabлehie (1 Коринф. 1: 30). Премудрость Божия ничем не ограничена, и наиболее возможное приближение к Богу как Премудрости, по слову Апостола Павла, возможно через непрерывную Иисусову Молитву Непрестанно молитеся. О всемъ благодарите: ciя бо есть воля Бoжiя о Христ Иисус въ васъ. Духа не угашайте (1 Фес. 5: 17–19)». Почему в Церкви Христовой уже с древних времен в Годичном Кругу торжеств существовало календарное чествование только одного из Божиих Имен — Софии, то есть Премудрости Божией, объяснить не могу, но принимаю как исторический факт, что уже в самом начале IV века такой Праздник был, и Святой Царь Константин такому торжеству решил посвятить храмовые престолы по крайней мере в двух городах Империи. Из известных самый ранний храм во Имя Софии Премудрости Божией был возведен при Святом Равноапостольном Императоре Константине в 311–313 годах во Фракии, в городе Сардика. Именно в том храме проводился в 347 году Сардикийский Собор против ариан. Святой Благоверный Император Юстиниан Великий в 537 году Сардикийский Софийский храм перестроил в большой кафедральный собор, существующий и ныне. Позже Фракийская область племени сардов вошла в Болгарское Царство, и город стал именоваться на славянский манер Средец. В XI столетии город перешел во владение Ромейской Империи и стал именоваться Триадица в честь Пресвятой Троицы, но c XIV века болгары стали город именовать в честь здешнего кафедрального собора Софией, он хорошо известен всем нам как современная столица Болгарии .

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

Сортировать по Исключить новости О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Перепечатано из: “Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500. Автор принял священнический сан в 1932 г. Протоиерей Георгий Флоровский (1893—1979) — выдающийся православный богослов, внесший неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке. — Ред. I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: “теперь называемая София” (II, 43). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор I:24). В IV в. много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности в связи с знаменитым стихом Притч 8:22 “созда мя в начало путей своих…” Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. I. 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой… Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV в. храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям… У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010