Белосток. Церковь Софии, Премудрости Божией. Biaostocka cerkiew Hagia Sophia Церковь. Действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 1987 и 1998. Архитектор:Михал Балаш Адрес: Польша, г. Белосток, ул. Травяная, д. 9 (15-161 Biaystok, ul. Trawiasta 9) Координаты: 53.155655, 23.201083 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея создания храма «Святой Софии – Премудрости Божией» в Белостоке возникла в 1986 году во время перелёта Константинополь-Варшава. Тогдашний предстоятель Польской Православной Церкви митрополит Василий, архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (с 1998 г.  митрополит), а также протоиерей Александр Хилимонюк, настоятель прихода «Всех Святых» в Белостоке, возвращались после визита у Вселенского Патриарха Димитрия I. Будущие основатели храма, гостившие тогда у Патриарха, посетили знаменитый собор «Святой Софии» в Константинополе, но помолиться в нем они не смогли, поскольку это запрещали турецкие законы. Интересно, что кроме Константинополя, храмы «Святой Софии» были и на территории СССР. Однако, в этих храмах молиться было нельзя, поскольку в СССР религия была вытеснена из жизни общества, а государство на протяжении семи десятилетий боролось со всеми религиозными конфессиями. «Если еще один храм будет построен в Белостоке, пусть будет посвящен Святой Софии. Пусть хотя бы в этой церкви Премудрости Божией будет продолжаться молитва», – подумали тогда делегаты. Храмы «Айя Софья» «Святой Софии – Премудрости Божией» наиболее величественные, красивые. Их основывали императоры и князья в Константинополе, Софии, Охриде, Киеве, Полоцке, Великом Новгороде и Салониках. Позже, в новейшее время, храмы в честь Премудрости Божией были также построены в Вашингтоне, Лос-Анжелес, Лондоне, Базеле (Швейцария), Харбине (Китай). 18 июня 1982 г., тогдашний архиепископ Белостокский и Гданьский Савва создал новый приход «Всех Святых» при кладбищенском храме с аналогичным названием в Белостоке на улице Высоцкого, д. 1. Этот приход в будущем станет «матерью» новой православной общины «Святой Софии - Премудрости Божией». Настоятелем прихода «Всех Святых» был назначен отец Александр Хилимонюк, викарий кафедрального собора святителя Николая в Белостоке. Именно на его плечи был возложен труд первого, очень сложного этапа - строительства храма «Святой Софии» и организации вокруг него приходской общины.

http://sobory.ru/article/?object=30498

Константинопольская София – мать всех церквей Интервью с Христосом Спиру, лидером «Совета по освобождению Святой Софии» Крис (Христос) Спиру Ветеран американской политики, грек по происхождению Крис (Христос) Спиру – лидер группы «Совет по освобождению Святой Софии», ставящей своей целью возвращение верующим храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), превращенного в XX веке в музей. О том, какие шаги предприняты для решения этой проблемы, он рассказал греческому еженедельнику «Омония». Православный храм Святой Софии – Премудрости Божией был построен в Константинополе в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель сразу же после взятия Константинополя велел перестроить храм в мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. – Господин Спиру, споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать акцию по «освобождению» Святой Софии? – Однажды по телеканалу CNN я увидел репортаж, в котором шла речь о главном храме Кремля и всей Москвы: спустя 70 лет кафедральный Успенский собор Кремля стал вновь местом служения Богу. И тогда я подумал, почему храм Святой Софии по-прежнему остается музеем? С того момента я решил добиваться того, чтобы Святой Софии был возвращен ее первоначальный статус. Чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, я обратился к лучшим американским юристам и адвокатам. Однако восстановить права, нарушенные в 1453 году, оказалось делом непростым. – Храм Святой Софии не может являться мечетью по закону? – Конечно. В этом нет никаких сомнений. Храм Святой Софии строился не как мечеть, мечетью не был, в мечеть был превращен насильственно после того, как в 1453 году Константинополь завоевали турки.

http://pravoslavie.ru/4770.html

Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке 27 вересня 2009 р. 00:00 В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он — почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде. Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией. С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. В нем служили такие епископы, как Преосвященный Дионисий (+ 1182) и Преосвященный Симеон (+ 1289), причисленные Церковью к лику святых. В продолжение всего периода пребывания в Полоцке сильной архиерейской власти собор Святой Софии являлся главнейшим очагом православной культуры в Великом княжестве Литовском. При кафедральном соборе велось летописание, имелись богатейшие книжные хранилища, собирались общественные грамоты и акты. Как отмечает в своей книге «Пачатае Скарынам» Ю.А. Лабынцев, среди лучших книг библиотеки Полоцкой Софии особенно выделялись: «Евангелие паркгаменное сребром оправеное с позолотою», сборники «Измарагд» и «Златая цепь», корпус творений святого Дионисия Ареопагита. В конце XV — начале XVI века собор Святой Софии несколько изменил свое обличие и был перестроен. Остается нерешенным вопрос о том, насколько серьезно он видоизменился. Но о том, что частично собор, все же, перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209640...

Мониторинг СМИ Митрополит Иларион: решение о превращении храма Святой Софии в мечеть – это удар по всему мировому православию 13.07.2020 10:35 Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. – Насколько ожидаемым было решение Госсовета Турции о статусе Святой Софии? – Оно было ожидаемым, потому что уже неоднократно анонсировалось. Но все-таки до последнего момента мы надеялись, что власти Турции пересмотрят это готовившееся решение, и с большим сожалением, с большой болью воспринимаем то, что оно сегодня было принято. Это удар по мировому Православию, ибо для всех православных христиан по всему миру храм Святой Софии – это такой же символ, как для католиков – собор святого Петра в Риме. Этот храм был построен в VI веке и посвящен Христу Спасителю, и для нас он остаётся храмом, посвященным Спасителю. И потому мы с большим сожалением воспринимаем принятое сегодня решение. – Как Вы считаете, оно может повлиять на отношения Турции с христианским миром? – Думаю, что принятое решение, безусловно, повлияет на взаимоотношения этой страны с христианским миром, потому что неоднократно, даже в самые последние дни, мы слышали голоса христианских лидеров, которые призывали власти Турции остановиться. Было  заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви. Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся – на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру – таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии. Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Музей «Айя-София» снова станет мечетью? Но нас, русских, это не должно особенно волновать 24.06.2020 2569 Время на чтение 4 минуты В понедельник, 15 июня, министр юстиции Турции Абдулхамит Гюль заявил, что «цепи Святой Софии должны быть разорваны». Об этом он сказал в интервью государственному агентству «Anadolu», передаёт СПЖ со ссылкой на турецкий ресурс «АА.сот». Чиновник сообщил, что приближается день судебного разбирательства по делу открытия собора Святой Софии для поклонения, которое будет рассматриваться в Государственном совете. По его мнению, «Государственный совет может принять решение в рамках права по этому прецеденту, или принять другое решение, обосновав его». Определение статуса собора, считает он, — «это вопрос, который находится в ведении Турецкой Республики. Это вопрос суверенитета Турецкой Республики». Напомним, на днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган попросил чиновников изучить возможность превращения Собора Святой Софии в мечеть, передаёт ФАН. А год назад, в марте 2019 года, Эрдоган прямо заявлял, что Собор Святой Софии не будет превращен в православный храм «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа». Ситуацию комментирует главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов : Мне не нравится та истерия, которую поднимают по поводу того, что турецкие власти хотят разместить в музее (бывшем соборе Святой Софии) мечеть. Что, собственно, в этом неожиданного? Бывший православный собор в Константинополе был превращён турками в мечеть сразу же после завоевания столицы империи, и почти 600 лет был мечетью. Построенный святым императором Юстинианом собор Святой Софии просуществовал чуть больше 1000 лет, до захвата турками. Конечно, он был построен как собор, как главный собор Православия, однако нельзя делать вид, что речь идёт о том, что турки пытаются православный храм превратить в мечеть, мечетью хотят сделать музей. Понятно, почему эту истерию поднимают греки. Она особенно ложится в русло неких пророчеств, которые широко распространяются как раз греками, о том, что русские захватят Константинополь, но, поскольку американцы не позволят русским там хозяйничать, то они передадут его грекам. Эти пророчества стали чуть ли не общепринятыми среди русских православных людей. Многие их совершенно бездумно повторяют, считая, что так и будет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/18/mu...

Закрыть itemscope itemtype="" > За Эрдоганом стоят определенные исламистские силы О заявлении президента Турции, провозгласившего, что Собор Святой Софии в Константинополе никогда не станет православной церковью 21.03.2019 1580 Как сообщалось , президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) не будет превращен в православную церковь «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа». Высказывание Эрдогана прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко : С моей точки зрения, Эрдогана можно считать умеренным исламистом, по крайней мере, не таким радикальным, как другие. Но, безусловно, исламский фактор здесь просматривается. То, что за ним стоят определённые исламистские силы, я думаю, даже не скрывается. Тот факт, что он пытается в той или иной мере исламизировать Собор Святой Софии, тоже уже происходит не первый день. Несколько лет назад там уже читался Коран, совершались исламские молитвы во время Рамадана. В мечети Айя София существует должность имама, и, насколько мне известно, музеем ему выделено какое-то помещение. Хотя как мечеть храм не функционирует, но имам есть. По-моему, не так давно там даже звучал азан одного из минаретов. Всё это укладывается в одно русло. В данном случае, я думаю, со стороны Эрдогана есть какой-то определенный посыл в отношении вообще православных святынь, православных объектов на территории Турции. Не так давно храм Святой Софии в Никее был опять конвертирован в мечеть. Собор Святой Софии в Трапезунде, который прежде был музеем, опять стал мечетью, как в прежние времена. Я не исключу, что и Собору Святой Софии может быть уготована такая же участь. Только не в таком масштабе, как постоянно действующая мечеть, но по каким-то случаям там, наверняка, будут совершаться исламские богослужения, именно в пику, прежде всего, христианам.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/21/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Якушев: " Пророчество старца Паисия о войне России и Турции за Святую Софию не должно сбыться " 14.08.2020 1630 Время на чтение 13 минут Фото: Mehmet Cetin/Shutterstock.com В июле 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган реализовал свой давний план: вернул мечеть в стены Святой Софии Константинопольской. Но в чём причина подобных действий Эрдогана и так ли они трагичны для Христианского мира? В интервью Царьграду историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра " Катехон " Михаил Якушев рассказывает историю храма Святой Софии Константинопольской и делает несколько неожиданных и даже парадоксальных выводов, согласно которым к Эрдогану у православных христиан не должно быть никаких претензий, а вот Константинопольский патриархат несёт ответственность за случившееся, причём с XV века. София Константинопольская: История падения Царьград: Михаил Ильич, о Святой Софии Константинопольской в последние месяцы говорилось очень много, но её история большинству из нас практически неизвестна. В чём её историческая и цивилизационная значимость для всей православной цивилизации и непосредственно для нашего Русского мира? Михаил Якушев: Собор Святой Софии в Константинополе был построен и освящён в 537 году на историческом месте церквей, которые заложили в IV–V веках императоры Константин Великий и Феодосий Второй. Эти две церкви сгорели, и император Юстиниан решил возвести величественное здание Святой Софии Премудрости Божией как некое соревнование с царём Соломоном, возведшим Первый Иерусалимский храм. И когда церковь была освящена, Юстиниан, зайдя в Святую Софию, воскликнул: О, Соломон, я тебя превзошёл! Отсюда мы понимаем, насколько величественным, невиданным доселе во всем Христианском мире был этот храм, он был почитаем всеми христианами, включая и представителей Западной, Римской Церкви. В Константинополь приезжали подивиться на эту красоту, которая превзошла даже Соломонов храм, также называвшийся Домом Премудрости. Впечатления русских послов, присутствовавших на богослужении в цареградском соборе Святой Софии, во многом повлияли на окончательный выбор князем Владимиром Православия в качестве государственной религии Древнерусского государства.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/14/mihail...

Жил я в Кесарии у святого епископа Василия и провёл у него в киновии 9 лет. – Василий с молодости проходил постническую жизнь и соблюдал чистоту души и тела. Наедине говорил он мне: «хочу я, друг, оставить епископию; помысл понуждает меня отправиться в Новгород, чтобы видеть святые места, поклониться образу святой Софии и принять приветствие от епископа Василия. Я возбранял ему то и говорил, что не следует ему без откровения Божия отваживаться на то. Он молился Богу о сём, и, когда заснул после утреннего пения, ангел Божий показал ему собор святой Софии и все церкви Новгорода. Пробудясь от сна, он пришёл ко мне и рассказал, как явился ему ангел и показал все церкви города. Я удивился, и мы прославили Бога. Он заповедал мне никому не говорить о том. Написав послание к епископу Василию своей рукой и приготовив в почесть многие иконы и одеяния святительские, украшенные золотом, он заставил меня отправиться с посланием к епископу Василию в Новгород, чтобы описать образ святой Софии, и какие где стоят монастыри и церкви. По благословению святителя отправился я в путь, и помощью Божией, под покровом св. Богородицы, мы сохранены были в пути. Когда помолился я в церкви образу св. Софии, то пришёл к святителю за благословением. Увидев меня, он поклонился до земли, и я едва упросил его преподать мне благословение, и вручил ему послание Кесарийского Василия. Святитель принял послание с уважением, как и чудотворные иконы и святительские одеяния. Он с удовольствием облачился в присланные ему одеяния, отслужил молебен и приказал мне жить с ним. По повелению Кесарийского Василия, списал я образ святой Софии и описал все церкви и монастыри, какие есть в городе. Получив послание епископа Василия, отправил я прежде себя с купцами, с которыми пришёл в Новгород; Кесарийский епископ Василий писал в послании к Новгородскому Василию и о мне грешном. И вот после того, как с Василием Кесарийским прожил я много лет в киновии, с Василием Новгородским провёл четыре года. Из писем узнал я, что духовный настоятель и учитель Кесарийский Василий отошёл ко Господу, в вечные жилища. А 6860 (1352) г. пастырь и учитель Новгорода и Пскова, добропеснивая цевница, голубь Царя Небесного, епископ Василий оставляет епископию и летит в вечные обители ко Господу, Которому служил верно. Я грешный своими руками одел в готовые одеяния святое тело великого святителя Василия Новгородского, и много пролил слёз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

собор Святой Софии в Стамбуле ЦВ 6 (451) март 2011 /  26 марта 2011 г. Константинопольская находка. К реставрации собора Святой Софии в Стамбуле В Стамбуле завершился очередной этап реставрации собора Святой Софии. По сообщениям мировых информационных агентств, были проведены беспрецедентные археологические исследования, в ходе которых обнаружен баптистерий VI века и огромная купель из цельного куска мрамора. Этот уникальный памятник будет доступен посетителям музейного комплекса «Айя-София» начиная с весны 2011 года. Церковно-историческое и символико-культурное значение Софии Константинопольской далеко превосходит рамки истории искусства. Но, поскольку речь идет о реставрации, обсуждать нужно прежде всего материальную часть и принципы использования памятника, то есть саму основу его дальнейшей жизни. От собора к мечети, от мечети к музею Главный императорский храм Византийской империи — несомненное чудо строительного искусства и особое звено, от которого в обе стороны по шкале времени уходят ступени средиземноморской цивилизации. В прошлое — к шедеврам римской и эллинской классики. И в будущее — к обоим ветвям искусства Средних веков, христианской и исламской. Упомянутая бесчисленное количество раз паломниками, хотя и не описанная подробно, еще не обмеренная и почти не зарисованная, Святая София оказалась потерянной и для христианского мира, и для истории искусства после падения Константинополя в 1453 году. Султан Мехмед II Фатих был поражен совершенством ее художественного организма и превратил храм в придворную мечеть, так что она почти 500 лет служила главной мечетью Стамбула. Реставрация и исследование До XIX века европейцы представляли Святую Софию поверхностно, по визуальным наблюдениям и незначительным фиксационным рисункам. Первые сведения дали работы Фоссати 1847–1848 годов. Вторым этапом нужно считать раскопки Шнайдера. Третьим — реставрацию Уиттмора. Работы 1993–2010 годов нужно считать четвертым этапом среди крупных исследовательских и художественно-реставрационных работ.

http://e-vestnik.ru/world/konstantinopol...

Стамбул. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор, Айа София (Αγα Σοφα) /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 532 и 537. Архитектор:Исидор из Милета и Анфимий из Тралл Адрес: Sultan Ahmet Sq, Cankurtaran Mahallesi, Istanbul/Istanbul Province, Turkey 34122 Координаты: 41.008615, 28.97993 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Самая известная церковь в Стамбуле, построенная в византийский период. Первое здание было построено в 325-360 гг. Открылось для богослужения 15 октября 360 г. Будучи самой большой церковью города и дворца, она упоминалась как Megalo Ekklesia (Большая церковь), а начиная с V века называется Hagia Sophia (святое мастерство), в турецкий период Ая-Софья. Предполагается, что стены первого здания были из камня, кровля из деревянной базилики. В 404 г. эта церковь была сожжена, к 415 г. восстановлена, а в 532 году сожжена вновь. Её тут же восстановили. Строили её с 532 по 537 год из дерева, мрамора разных цветов, кирпича. Открылась она вновь 27 декабря 537 года. Позже она рушилась от землетрясений, а в 1204 г. крестоносцы её разграбили и подожгли. В 1261 году император Михаил VIII приказал восстановить её. Во времена Османской империи церковь была превращена в мечеть. В 1934 году она была превращена в музей. Источник: Стамбул (на русском языке). Yucel AKAT, АРХЕОЛОГ. 2010. Собор Святой Софии в Стамбуле – знаменитый памятник византийской архитектуры, самая величественная постройка юстиниановской эпохи. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе (ныне Стамбул) в 532-537 г.г. на месте сгоревших христианских храмов, возведенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Руководили его строительством архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В постройке участвовали сотни мастеров и десять тысяч рабочих. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. При строительстве собора также использовали мрамор, золото и серебро, слоновую кость, драгоценные камни.

http://sobory.ru/article/?object=12096

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010