Псалмы, провозглашающие блаженство, суть: 1, 31, 40, 118, 127. Псалом, песненно изъявляющий усердие, один, – 107. Также псалом, возбуждающий к мужеству, один, – 80. Псалмы, выражающие жалобу на нечестивых и беззаконных, суть: 2, 13, 35, 51, 52. Псалом призывания один, – 4. Псалмы, изъявляющие обетование, суть: 19 и 63. Псалмы, изображающие самые слова похваления о Господе, суть: 22, 26, 38, 39, 41, 61, 75, 83, 96, 98, 151. Псалмы обличительные суть: 57, 81. С песнопениями выражают мысль свою псалмы 47 и 64. Псалом торжественный и о воскресении один, – 65; и другой, выражающийся только торжественно, также один, – 99. 15) поскольку же таков распорядок псалмов, то, по сказанному выше, читающим можно в каждом псалме находить движения и состояние собственной души своей; а также для каждаго движения и состояния образец и наставление, что говоря, можно угодить Господу, какими речениями можно исправить себя и возблагодарить Господа, чтобы произносящему иные речения, кроме написанных в псалмах, не впасть в нечестие; потому что не за дела только, но и за каждое праздное слово, дадим ответ Судии. Посему, желаешь ли ублажить кого? Для руководства, как, за что, и кого именовать тебе блаженным, имеешь псалмы: 1, 31, 40, 111, 118 и 127. Хочешь ли порицать злоумышление иудеев против Спасителя? Для сего имеешь 2 песнь. Если гоним ты своими и много восстающих на тебя, – то говори 3 псалом. Если же в такой скорби призвал ты Господа и, быв услышан Им, желаешь возблагодарить; то пой псалмы 4, 74 и 114. А если, видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети, хочешь, чтобы услышана была молитва твоя; то рано утром пой 5 псалом. Слыша угрозу Господню, если видишь, что это смущает тебя, можешь читать псалмы 6 и 37. Если совещаются против тебя, как Ахитофел против Давида, и кто-нибудь извещает тебя об этом, то пой 7 псалом, и возложи упование на Бога, Который избавит тебя. 16) Если же, взирая на простертую всюду благодать Спасителеву и на спасенный род человеческий, желаешь вознести глас свой ко Господу; то пой 8 псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Скачать epub pdf Псалом 39 Псалом этот имеет то же надписание, какое находится у многих других псалмов (10, 12, 18, 19, 40 и др.): В конец, псалом Давиду . Последнее выражение этого надписания свидетельствует о том, что псалом принадлежит Давиду, а первое – в конец – указывает на конец ветхозаветных времен, когда исполнилось все то, что из написанного в псалме относилось к будущим временам, «в смотрение исполнения времен» ( Еф.1:10 ). В начале псалма (ст. 2–5) Давид выражает радостные и благодарные чувства по поводу того, что он избавлен Богом от великой опасности, в которой находился во время гонения от Саула, и потому получил возможность и имеет долг воспеть Богу «песнь нову» (ст. 4). Но затем, предвидя другие многочисленные опасности со стороны врагов, его преследующих и злоумышляющих на жизнь его, он излагает усиленную молитву свою к Господу Богу о помощи против бесчисленных врагов, признавая в то же время в окружающих его бедствиях заслуженное наказание за содеянные грехи и соединяя с молитвой крепкую надежду на то, что Господь, всегдашний его Помощник и Защитник, «попечется о нем» (ст. 18). Таким образом, псалом сей по содержанию его разделяется на две части: в первой изложено благодарение за великую помощь, а во второй – молитва об окончательной победе над врагами. Так как некоторые стихи (7, 8 и 9) сего псалма св. апостол Павел относит к Господу Иисусу Христу и приводит их ( Евр.10:5–7 ) в объяснение всемирной Жертвы, однажды принесенной Иисусом Христом для очищения грехов всего человечества, и бесполезности всех ветхозаветных жертв, которые приносились за грехи, то псалом сей, хотя и не в полном его составе, принадлежит к числу пророческих, или мессианских. А с другой стороны, так как Давид в своих страданиях, как и в славном царствовании, был прообразом своего богочеловеческого Потомка – Христа, а потому в положении, свойствах и действиях Давида предызображались положение, свойства и действия Мессии-Христа, то псалом этот считается прообразовательно-мессианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 109 Псалом Давиду. О сей надписи мы говорили многократно. Псалом сей относится ко Христу.(1) (1) Феодорит замечает, что сам Господь относил этот псалом к Себе в Евангелии; так Он, спрашивая фарисеев, сказал: как вы думаете о Христе? Чей Он сын? говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид духом называет Его Господом, говоря: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, то как же Он Сын его? И никто не мог Ему ответствовать на слова ( Матф. 22:42–46 ). Ибо фарисеи признавали Христа Сыном Давида. А что Он был Господом Давида (т. е. по Божеству), того вовсе не знали. Почему Господь прибавляет то, чего не доставало, не отвергая того, что было признаваемо, но научая, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. Итак, пусть скажут иудеи, относящие сей псалом к Аврааму, от лица раба, и ариане и евмониане, относящие сей псалом к Богу – Слову до времени воплощения Его, и павлиане и савеллиане и фотиниане, относящие его ко Христу, как простому человеку. Ибо что они могут сказать на сии слова: из чрева прежде денницы Я родил Тебя? Слова Афанасия: Сей псалом пророчествует о рождении Господа по плоти и восхождении Его на небеса. Пс.109:1 .  Рече Господь Господеви моему Бог, говорит, Отец сказал к Богу, Сыну своему, по вознесении Его на небо. Если же и написано: Господь Бог наш, Господь един есть, то это написано отнюдь не для отвержения Единородного, но для различения и отделения Его от ничтожных богов. А слова: Рече Господь и Отец к Сыну, мы должны понимать, как прилично Богу, а не человеку, или богоприлично, а не человекообразно. Сии слова заграждают иудеям уста; ибо они совершенно не знают, что сказать на то, какие два Господа у Давида, из которых один родился из чрева прежде денницы (зари).(1) Ибо явно, что это Христос – Бог и человек. (1) Слова Феодорита: Если Давид – царь и при том царь благочестивый и удостоившийся пророческого дара, называет Владыку – Христа Господом, то посему Он не простой только человек, как утверждают безумно иудеи, но и Бог, как Творец и Господь Давида; и общее наименование Их выражает торжество существа Их. Ибо Господь говорит Господу – Отец Сыну своему; а не Господь – творению и не Господь – созданию. Другие: Говорящего называют Богом, а слушающего – Зоровавелем. Итак, что будет Зоровавель? Господь Давидов? И как мог говорит тот, который и сам назван Давидом в воздаяние ему сим великой чести? Где он имел священство, притом странное какое-то и удивительное? Итак, слова: Господь Господу моему, сказаны о Христе. В еврейской же псалтири написано: «сказал, Иегова Иегове», что выражает единосущность Отца с Сыном; так как никакая тварь не называется Иеговою: одному Богу и одному божескому и не созданному естеству, а не какому-либо другому – созданному естеству усвояется сие имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 87 Песнь псалма. Сыном Кореовым. В конец. О Маелее, еже (чтоб) отвещати. Разума Еману Израильтянину. Что значит: песнь псалма и сынам Корея, о том мы сказали в главе пятой предисловия к сей книге. Надписывается сей псалом «в конец» потому что пророчество, заключающееся в нем, относится к концу. Предыдущий 86й псалом пророчествовал – о рождении Христа, а сей пророчествует, по словам Евсевия, о смерти Его и о сошествии Его в ад, по словам Афанасия. Выражение: о Маелее, поставлено вместо: о ликовании (в других списках стоит о ликовании духовном); ибо при пении сего псалма употреблялся хор. Еже отвещати поставлено вместо: при ответе; потому что пели хором с аккомпанементом органов; то есть, при пении псалма играли и на органе, и играя на органе вместе и пели хором, т. е. органы отвечали, аккомпанировали хору. Далее в надписи стоит: «разума», потому что от читающих его требуется разумения, так как в псалме сем сокрытая мысль есть о таинственной смерти Господа. За сим надпись: «Еману Израильтянину», значит то, что псалом сей дан Давидом сему Еману Израильтянину, потому что оный дан им не только сынам Корея, но и первому певцу Еману для пения. Притом сыны Корея были певцами в одном хоре, а Еман в другом, а посему и пет был псалом на оба хора, или вместе певших его или отдельно. Некоторые списки содержат: Ефам, вместо Еман, но лучше писать Еман как здесь, а в следующем псалме: Ефам. Ибо в книге Паралипоменон написано: и сказал Давид начальствующим над левитами: поставьте братьев их песнопевцами с органами, навлами и гуслями.... и поставили левиты Емана сына Иоилева, и из братьев его Асаф сын Варахии и из сынов Мерара братьев его, Ефан сын Киссеев ( 1Пар. 15:16 ). Наконец в надписи присовокуплено: Израильтянину, не потому, что прочие певцы не были израильтяне, но потому что были и иноплеменники, соименные Еману и Ефаму, почему, для различия от них, прибавлено прилагательное: израильтянину (1). (1) Феодорит сказывает, что псалом сей исторически предсказывает о рабстве иудеев в Вавилоне; а ответ указывает на преемственные повторения пения хоров отделений, и дан этот псалом сынам Корея для того, чтоб пели его под руководством Емана и для ответствования, т. е. для повторения песнопения. Молитва сия приличествует и благочестивейшим из иудеев. Евсевий: Сего Емана называет Зараитянином, т. е. сыном Зары Иудина, каковый Еман, по еврейскому писанию, был в Египте до Моисея. Аполлинарий Емана называет потомком Корея, а Корей был потомок Каафа, сына Левиина.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Басовский. 150-Й ПСАЛОМ Н. Басовский 150-Й ПСАЛОМ Аллилуйя! Всевышнего славьте во Храме, всемогущество Господа славьте над нами. Славьте всюду, куда приведёт вас дорога, на земле и на небе величие Бога. Трубным звуком шофара Всевышнего славьте, звонкой арфой и лирой звучанья добавьте, под тимпан и киннор, славя Бога, пляшите, Божий дар нашей жизни восславить спешите. Прославляйте источник чудес небывалых, прославляйте Его на звенящих кимвалах. Пусть всегда и везде, громогласно ликуя, славит Бога живая душа. Аллилуйя! В. Горт. ПСАЛОМ 150 В. Горт ПСАЛОМ 150 Аллилуйя. Хвалите Властителя мира сего на троне святилища истинного за множество им сотворенных чудес!, за мощь и за легкость над нами небес! Напропалую хвалите, дыша вплоть до хрипа в шофар!, хвалите дрожанием скрипок и арф!, хвалите, танцуя под буйный тимпан!, хвалите свирелью и уймой цимбал! Ликуя, любая душа и людская молва, хвали уникальность Его естества!!! Аллилуйя. ПСАЛОМ 151 Канонический русский перевод (с греческого) [Псалом Давида на единоборство с Голиафом.] 1 Я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего; пас овец отца моего. 2 Руки мои сделали орган, персты мой настраивали псалтирь. 3 И кто возвестил бы Господу моему? — Сам Господь, Сам услышал меня. 4 Он послал вестника Своего и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего. 5 Братья мои прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них. 6 Я вышел навстречу иноплеменнику, и он проклял меня идолами своими. 7 Но я, исторгнув у него меч, обезглавил его и избавил сынов Израилевых от поношения.] В. Брюсов. ПСАЛОМ ДАВИДА В. Брюсов ПСАЛОМ ДАВИДА  Меж братьями я меньший был; В дому отца был самый юный. Овец я в поле выводил, Перстам моим привычны были струны.  Кто б господу о мне сказал? Он, сильный, сам о мне услышал! Меня иноплеменник клял, Но я с пращой ему навстречу вышел.  Семь братьев — все сильней меня, Но бог не их призвал из кущи. Предстал мне ангел в свете дня, Святил меня елеем всемогущий.  Смеялся грозный Голиаф, Глумился посредине стана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Всех псалмов сто пятьдесят. Некоторые думают, что все они принадлежат блаженному Давиду. Но на это нет указаний. Ибо хотя все псалмы известны под именем Давидовых, однако же в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Ибо Давидом избраны были четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им (1 Пар. 25, 7). Посему, встречаются псалмы этих четырех начальников, как видно из надписаний. И когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; тогда означается, что они воспевают псалом, т. е. сыны Кореовы, Эфам, Асаф и Эман. Когда сказано: псалом Асафов, тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом. И когда говорится: псалом Идифумов, тогда значит, что воспевает его сам Идифум. Когда говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом Давиду, тогда значит, что другими изрекается о Давиде. Всех псалмов сто пятьдесят. Из них семьдесят два суть Давидовы, девять Давиду, двенадцать Асафовы, двенадцать сыном Кореовым, один Идифумов, один Эфамов, один Эманов, один Соломонов, два Аггея и Захарии, ненадписанных тридцать девять и один Моисеев. Всех сто пятьдесят. Посему, должно вникнуть в таинственную причину, по которой, когда певцы различны и псалмы не все Давидовы, все они приписаны Давиду. И мы прейдем этого в молчании. Надписание это сделано потому, что сам Давид был тому причиною. Он избрал певцов; и потому, как учредитель, уподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду. Поелику Давид был Пророк, отверсты были внутренние очи его, и знал он, что лукавые духи радуются падению человеков, а напротив того скорбят, когда люди преодолевают их; то, без сомнения, против них вооружаясь мысленно, молился он об исправлении человеков, к лукавым духам применяя сказанное им о врагах видимых. Ибо, если не так будем объяснять себе намерение Пророков, то не только из сказанного ими не получим никакого назидания к стяжанию кротости, но даже приобретем какое-то суровое и противное Евангельскому учению расположение, когда будем часто молиться о сокрушении врагов и не любить их; потому что Давид тысящекратно говорит: да постыдятся и посрамятся все враги мои, и я да не постыжусь. Не будем же думать, будто бы Пророки и други Божии говорили это в ином, а не в сказанном выше, смысле. Ибо такое разумение прилично тщательному исследователю, как скоро находит, что Пророк молится о гибели врагов; то есть, сказанное о врагах видимых должен он применять к врагам мысленным. Сверх того, подвижнику должно стараться об уразумении каждого речения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=888...

Псалом 142 Псалом Давиду, егда гоняше его сын его – Авессалом. Во многих списках этот псалом без надписи. И сей надписи нет ни в еврейской псалтири, ни у переводчиков ее. Впрочем она, по уверению Феодорита, истинна. Псалом сей приличен тем, которые угнетены скорбями и искушениями. В некоторых списках имеется вышеозначенная надпись и 3-й псалом имеет подобную надпись, но не одно и то же: Псалом Давиду, когда бежал от лица Авессалома сына. (1) (1) По словам Евсевия и Афанасия, настоящий псалом относится и к человечеству, гонимому и притесняемому сатаною; оно здесь молится о пришествии Единородного и избавлении своем чрез Него. Пс.142:1 .  Господи! услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей Услышь, Господи, начинает, мою молитву и изъяснение нужды, в истине Твоей, то есть поколику Ты истинен: потому что Ты обещался выслушивать призывающих Тебя прямо и от всего сердца, как это Ты обещал в частности и мне, сказав: воззовет ко Мне, и услышу его ( Псал. 90:15 ). (1) (1) Молитва , по Златоусту, есть и прошение словами, и есть также обещание, почему и Сирах говорит: не повторяй слов молитвы твоей ( Сир. 7:14 ), не в том значении, чтобы не надлежало повторять слов в молитве, но в том, что бы не были откладываемы наши Богу обещания. А здесь молитвою назвал прошение. Другой, т. е. Никита: Всех слышит Господь, но не всех выслушивает. Но если выслушиваем нуждающихся, то будем выслушаны и сами. Другой: Призывающих Бога истинно Бог и выслушивает истинно; это те, которые любят Его и послушны Ему и покланяются Ему духом и истиною. А Афанасий истиною и правдою называет Сына: ибо просить, чтобы был услышан чрез истину и правду, каковая есть Единородный. Услыши мя в правде Твоей Услышь, продолжает, Господи, меня, как праведный и не терпящий причинения неправд, не только со стороны детей родителям их, но и одного человека другому. Но Златоуст истиною здесь называет истинную милость Божию, а правдою человеколюбие Божие: потому что один Бог истинно милует, и одна правда Божия растворена человеколюбием; так как в человеческой правде нет милости. (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Впрочем сии слова можно понимать и иначе, что праведники вообще суть те, которые упражняются в добродетели; а правые те, которые производят добродетель с рассуждением и различением. Поелику же псалом сей упоминает и о будущем суде и о Христе и апостолах, то сие было побуждением для некоторых дать надпись сему псалму такую: в конец, псалом Давиду. Златоуста: Находясь всегда с Тобою, они никогда не сделаются отступниками, что бы ни случилось с ними, они никогда не будут негодовать, и не будут порицать приключений; ибо это свойственно душе неизменной и непоколебимой—не требовать у Владыки отчета. Посему и Павел говорил: А ты кто, человек, что судишься с Богом? Изделие скажет ли работавшему: зачем ты меня так сделал (Рим. 9, 20)? Псалом 140 Псалом Давиду. Слова Феодорита: И этот псалом Давид сочинил во время гонении на него от Саула; он в нем просить помощи Божией; другие говорят, что сей псалом произносится от лица вавилонских пленников. Слова Златословесного: Слова сего псалма знают, так сказать, все и во всяком возрасте поют; но мысли не понимают; они носят при себе кошелек запечатанный, что не мало предосудительно для нас—ежедневно петь, и никогда не постараться узнать мысль того, что поют, но сидеть при сокровище покрытом тенью. Я думаю, что Отцы не напрасно установили, чтобы сей псалом читать каждый вечер, и не по причине одного содержащегося в нем слова: воздеяние рук моих жертва вечерняя; но уставом положено читать сей псалом, как некое спасительное и очистительное от грехов врачевство, дабы все грехи, какие производишь в продолжение дня, где бы мы ни находились, достигнув вечера, мы свергнули с себя чрез сие духовное песнопение. Ст. 1. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Я, начинает, воззвал к Тебе, Господи, голосом и воплем сердца, воспламененного и проникнутого скорбью; посему услышь меня. Ибо таковым умственным голосом сердца взывая Моисей был услышан Богом, хотя устами и молчал. Таковый голос вознесла от сердца и целомудренная Анна, жена Елканы, хотя и не слышно было голоса ее устного; почему и при неплодстве своем родила Самуила. Таким же, говорит, умственным голосом сердца воззвал я к Тебе, Господи, голосом слышным Твоим ушам, а не одним чувственным голосом уст, которым молились и умножали моление свое Иудеи и не были слышимы: потому что взывающий устами чувственно напрягает все тело свое ко внешнему, истощая всю силу свою; так и вопиющий сердцем мысленно сосредоточивает весь ум и всю душу свою во внутреннем и собирает всю силу свою; почему и достоин быть услышанным от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ну, а теперь, собственно, «Инструкция по применению псалмов», неизвестная и самому пророку и царю Давиду. Когда случаются «большие разрушения и разграбления бандитами», непременно читайте псалом 47. Причем в течение 40 дней (видимо, по мнению автора, именно столько дней бандиты обычно грабят людей и разрушают дома при набегах). Псалом 5: «Чтобы Бог исцелил глаза, “ударенные злым человеком”». В скобках поясняется по-русски, но тоже коряво: от избиения. Неврологические проблемы разрешают 2 псалма: – «Об исцелении нервнобольных» и 7 – он указывает и причину нервного расстройства – «угрозы злых людей». Печени хорошо помогает 12-ый псалом (в нем, правда, об этом органе человеческого тела нет ни строчки). Псалом 37 – находка для стоматологов: «Когда болят челюсти от гнилых зубов». Тут тебе сразу и лечение, и диагноз: парадонтоз. Псалом 44 – не очень убедительно, но всё же объединил кардиологию и урологию. Он применяется для исцеления тех, кто страдает сердцем и почками. Все же уместнее было бы соединить почки с мочеполовой системой, а сердце с неврологией. Как это принято в современной медицине. Впрочем, им, монахам, виднее. Псалмы 58, 95 и 122 – одни из самых «отчаянных». Помогают немым обрести речь, глухим – слух, слепым – зрение. «Отчаянные», потому как их эффективность должна проявиться незамедлительно. А вот Псалом 63 иначе как провокационным не назовешь. Не псалом, конечно, а инструкцию по использованию. Вместо того чтобы пулей лететь в местную больницу после укуса бешеной собаки, составитель советует начать читать стихи именно этого псалма. Хотя некоторый резон, конечно, есть. Может, собака и не бешеная, зато с пользой почитаешь строки царя Давида. Мой любимый комментарий, и самый «русский», к Псалму 79. Сей псалом читается «Об исцелении человека, у которого опухло лицо и болит вся голова». Возможно, имеются в виду последствия массовых укусов пчел, но у нас на Руси эти симптомы до боли знакомы в связи с другими проблемами. Обычно мы их решали огуречным рассолом, но можно попытаться «полечиться» и так.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-pomoshh...

Скачать epub pdf Псалом 37 Надписание сего псалма состоит из следующих слов: Псалом Давиду, в воспоминание о субботе. Первые два слова этого надписания означают, что псалом составлен Давидом, что несомненно подтверждается и самым содержанием его, по которому он имеет большое сходство с псалмом шестым, даже одними и теми же словами оба псалма и начинаются. Словам в воспоминание даются различные толкования. По одним (у Зигабена с. 295]), оно означает: «в воспоминание грехов Давида и несчастий и злостраданий, последовавших за грехами его». По другим, в словах в воспоминание содержится указание на богослужебное употребление этого псалма у евреев. Псалом этот, вероятно, пели во время принесения хлебной жертвы, часть которой сожигалась на жертвеннике «в память» ( Лев.2:2, 9, 16 ), т.е. о приносящем в жертву, потому что дым жертвы, подымаясь кверху, как бы напоминал Богу о том, кто приносил Ему жертву. Последних слов в надписании: о субботе не имеется в еврейской Библии, и говорят, что они прибавлены LXX толковниками будто бы для того, чтобы яснее было для читателя все содержание псалма, который как один из покаянных псалмов составлен Давидом в воспоминание субботы, т.е. покоя, которым обладал он в состоянии невинности и которого лишился чрез грехопадение. Псалом тридцать седьмой есть молитва страждущего и кающегося грешника. Когда под бременем внешних и внутренних страданий и тяжких скорбей Давид особенно ясно почувствовал постигший его грозный гнев Божий и изнемог не только духом, но и телом, он обратился к Богу с этой покаянной молитвой, в которой, изобразив всю глубину своих страданий, выразил вместе с тем и крепкую надежду, что Господь услышит его, избавит его от врагов, ищущих его погибели, и не допустит, чтобы они восторжествовали над ним; что постигшие его бедствия вполне заслужены им, что они – горькие последствия его грехов и беззаконий. Но в то же время пророк не терял упования, что милосердый Господь не презрит сердца сокрушенного и смиренного, но поспешит на помощь к нему. А так как ни в какое другое время своей жизни Давид не претерпевал столько бедствий и страданий, как во время возмущения против него сына его Авессалома, то не без основания думают, что псалом этот составлен Давидом во время бегства его от преследования Авессалома или около того времени. Блаженный Феодорит думает, что Давид, претерпев многие и различные огорчения и бедствия и считая их наказанием за свой грех, написал этот псалом для вразумления других в том, как пагубен грех с. 174].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010