Коварство (πανουργα, – коварство, хитрость, лукавство. 1Кор.3:19 писано бо запинай премдрымъ въ коварств (in versutia) ихъ. (уловляет мудрых в лукавстве их). Еф.4:14 въ коварств козней (per veteratoriam ad artificiose seducendum, по хитрому искусству обольщения). Ковачь Ковачь (χαλκες, faber) – кузнец, медник. 1Тим.4:14 Алеандръ ковачь (медник) мнга м сотвор. Ковчегъ Ковчегъ (κιβωτς, arca) – ковчег, ящик. См. выше: Ковчегъ завта – ящик с таблицами законными у Евреев. Он подробно описан у Моисея (Исх., главы 25, 35, 37). Мф.24:38 до негже дн вниде не въ ковчегъ. Лк.17:27 дх – до негже дн вниде не въ ковчегъ. 1Пет.3:20 жидаше – во дни длаем ковчег. Евр.9:4 и ковчегъ завта кованъ всюд златомъ. 11:7 сотвор ковчегъ во дом своег. Ковчежецъ Ковчежецъ (γλωσσκομον, marsupium) – ящик (для денег). Ин.12:6 ковчежецъ имше, и ношаше. 13:29 Нцыи же мнх, понеже ковчежецъ имше к глетъ кп. Ковъ Ковъ (στσις, seditio, νεδρον, insidiæ, πιβουλ, insidiæ) – ков: умысел, заговор, мятеж. Мк.15:7 иже въ ков (ν τ στσει, во время мятежа) сотвориша. Деян.23:16 Слышавъ же сынъ сестры паловы ковъ (τν νδραν), пришедъ (услышав о сем умысле, сын сестры Павловой пришел). 23:30 сказан же бывш м ков (πιβουλς) хотщ быти на мжа сего (когда же до меня дошло, что Иудеи злоумышляют на сего человека). 25:3 ковъ (νδραν) творще, к да на пт. (злоумышляя убить его на дороге). Когда Когда (πτε, quando; ποτ, olim, aliquando) – когда. В одном из ниже приводимых текстов ( Ebp.II, 16 ) наречие δπου, utique (непременно, именно, без сомнения) древне-Славянский переводчик перевел через когда, по тому вероятно, что в Греческом тексте, бывшем у него под рукою, было δποτε. Мф.4:6 да не когда (μποτε, nequando) преткнеши (да не преткнешься) камень ног твою. 13:15 да не когда (μποτε) узртъ (да не увидят) чима. 13:29 да не когда (μποτε) восторгающе плевелы (чтобы, выбирая плевелы). 24:3 когда бдтъ. 25:37 гди, когда т видхомъ алчща. 25:38 когда же т видхомъ странна, и введохомъ. 25:39 когда же т видхомъ болща. 25:44 гди, когда т видхомъ алчща.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

Прочитайте песнь: Воскресенiе Хртово. Воскресенiе Хртово видвше, поклонимс стом Гд безгршном. Крест Твоем покланемс Хрт и стое воскресенiе Твое поемъ и славимъ: Ты бо Бгъ нашъ, разв Теб 112 иног не знаемъ, им Тво именем 113 . Npiuдume вс bphiu, поклонимс стом Хртов воскресенiю: се бо 114 npiuдe кртомъ радость всем мíр, всегда благословще Гда, поемъ воскресенiе Ег: расптiе бо претерпв, смертiю смерть разрши. Увидев воскресение Христово, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое воспеваем и прославляем: потому что Ты Бог наш, кроме Тебя, другого мы не знаем, имя Твое называем. Приидите все верующие, поклонимся святому Христову воскресению: потому что вот через крест пришла радость всему миру. Всегда благословляя Господа, будем воспевать воскресение Его: ибо Он претерпел распятие и уничтожил смертию смерть. Что выражается пением этой песни в середине утрени? Это – воскресная песнь при выносе Евангелия на средину церкви из алтаря для поклонения и лобзания. Этой песней мы призываемся как бы созерцать воскресение Господне и Самого воскресшего Господа – в образе св. Его Евангелия. Чему поклоняются и что лобызают вместо Евангелия в большие праздники? В большие праздники вместо Евангелия поклоняются и лобызают икону праздника. Прочитайте песнь: Величитъ дша мо Гда. Величитъ 115 дша мо Гда, и возрадовас дхъ мой Бз Спас моемъ. к призр на рабы Свое, се бо нын оублжатъ М вс роди. к сотвор мн Сильный, и свто им Ег, и милость Ег въ роды родовъ бощимс Ег. Сотвор держав 116 мышцею 117 своею, расточ 118 горды сердца ихъ. Низлож сильны со престолъ, и вознес смиренны. исполни благъ, и богатщис пст тщы 119 . Израил, трока своего, помнти милости, к же глагола ко цемъ нашимъ, Авраам и смени 120 даже до вка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Николай Субботин I. Различия и несогласия книг в изложении чинопоследований св. таинств: Крещения и Миропомазания 1. Оглашение, ил: Изложение святых и богоносных отец о рождении человечестем, мужеска полу и женска, в Потребнике 7144 г. и предшествовавших изданий начиналось прямо молитвами А в Потребнике 7147 г. и последующих изданий пред молитвами напечатано уже следующее начало: и глаголет (иерей) благословен Бог наш, посем Царю Небесный, и трисвятое и по Отче наш. Возглас, яко Тво есть царство и сила, посем тропар дню и храму и прилучившагося святаго. Слава и ныне, Бог. Молитвами всех святых и Богородица. Таж молитва храму и прочая. 2. Число самых молитв оглашения в Потребниках разных изданий не одинаково В иовлевском Служебнике (с которым во всём сходен изданный в междупатриаршество) положены только следующие пять: 1) Господи Боже наш, иже от перьсти создавый человека. 2) Господи Боже, тебеся молим и тебеся мили деем. 3) Владыко Господи Иисусе Христе Слово Отчее, Сыне Единородныи. 4) Слава Теб Царю Боже всего создания. 5) Владыко Господи Боже наш, превечным Твоим и неизреченным смотрением. Во всех же прочих Потребниках и Служебниках число молитв восходит до девяти. Именно прибавлены следующие: Молитва (1 по порядку) на благословение храму, внемже младенец родится, глаголется вне храма. Господи Боже наш, Преблагий человеколюбец, Един благ и кроток, Един щедр и милостив Бог наш, и Отец Господа нашего Иисуса Христа, при понтийстем Пилате растпятаго, и в третий день воставшаго, и вшедша в славу Свою. Да приидет благодать Твоя наны рабы Твоя. И даждь нам Господи евангельское учение. Отче милосердый просвет наша сердца, и вся уды Твоим хотением. Очисти нас от всеx злоб и греха. Соблюди же ны безскверны и непорочны, от всякаго действа належащаго. И даруй нам о Твоей благодати, Твоя разумевати, и о Твоих мудрствовати, и в Твоих заповедех ходити. И Твоего страха боятися. И творити угодная Теб до последняго дн и часа нашего издыхания. Призываем тя Владыко Истиннаго Бога нашего мы грешнии. Да неизглаголанною Твоею милостию печатаеши живот наш. И тело, и дух соблюдаеши от всякаго демона. От всякаго ползящаго належания. И от всякаго звери земнаго, и от всякаго беззакония. И от всякаго потвора. И от всякия льст пустошныя, и от всякаго блужения, и лихоимания. От всякия лж. От всякаго неудобнаго действа и от всякия сети належащия на нас. Отче нетления покрыи нас Своя рабы милосердием, и благослов храм сей, и сотвор его чист. Не остави нас, ниж сотвор врадость врагом, и уничижение людем, в попрание демоном. Но да будет Твоя благодать и милость присно с нами, во вся дни живота нашего. Яко Твоя держава и Тво есть царство, и сила и слава вовеки, аминь (Иоасаф. Потр. 7144 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

Новые открытия подтверждают беспрестанно, говорит Бленвиль, что птицы – древнейшие обитатели земного шара. Остатки их нашли в нижних слоях песчаников; в пёстрых песчаниках находятся только отпечатки ног; на почве Юры нашли остатки нескольких пород голенастых; в монмартрском гипсе находятся девять различных пород, в числе их плотоядные, куриные и лапчатые (Mémoire de Blainville de 11 December 1837 Dictionaire géologiquë oiseaux). Очень замечательны следы птиц, найденные в Америке, говорит Циммерман. Они свидетельствуют о существовании породы, которая не оставила нам почти никаких других памятников. В штатах Массачусетс и Коннектикут существует пласт красного песчаника… окаменелости этого пласта моложе периода каменноугольной формации, но во всяком случае не моложе пёстрого песчаника, т. е. этот пласт принадлежит довольно древней формации. В верхней части этого пласта, говорит Квенштед, встречаются бесчисленные следы двуногих животных, которые большею частью шли, перекрещивая лапы… Американский профессор Гитчкок (Hitchcock) утверждает, что он исследовал более 2000 следов птичьих ног и нашёл в них около двадцати характеристических признаков, определяющих породу птицы (Мир до сотвор. челов., стр. 340–341). Наступает шестая эпоха – период появления и развития млекопитающих, которых большая часть пород существует и поныне. В пластах третичной формации хотя ещё преобладает класс ящерицеобразных земноводных, но в верхних слоях этой формации мы находим уже некоторые чудовищные формы толстокожих: мастодонта, динотерия, сиватерия и других. Класс млекопитающих является в полном развитии лишь в дилувиальных или потопных отложениях. В потопной глине, говорит Циммерман, мы находим очень много окаменелостей, которые с немногими исключениями составляют остатки животных, существующих поныне. Это доказывает, что нынешние животные большею частью уже заселяли землю в то время, когда наступил всемирный потоп, который обусловил последнее её обширное преобразование (Мир до сотвор. челов., стр. 382).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Совершенно очевидно, насколько христологическое благочестие пр. Симеона, основанное на личном опыте видения Христа, и потому простое и неделимое в своих истоках, выражающее любовь к Спасителю, в то же время богато богословским содержанием, многообразно в проявлениях и эмоциональной окраске. Христос, предмет созерцаний пр. Симеона, един. Он есть, пр. Симеон повторяет это много раз, Божественный Логос, Создатель мира, Единосущный Отцу, и Он остается таким в Своем кенозисе, Своем воплощении, в Своих страданиях, Своей смерти и воскресении. Для пр. Симеона это не абстрактные формулы, но реальность веры и видения. Бог и человек никогда не отделяются друг от друга в мистике пр. Симеона. И когда он говорит о подражании Христу, об участии в Его страданиях, о Его кресте, который мы должны нести — все это составляет очень важную часть христоцентрической духовности пр. Симеона, — он говорит не о простом человеке, последовать за которым нас призывает, но о Боге, «негордом и человеколюбивом», ставшем действительно человеком, чтобы спасти нас. Видение Его во свете, Он Сам несказанный свет, Его слава и Его благодать Божественный свет, и таким Он является пр. Симеону. Христос воссияет всем блеском Своего Божества во Втором Пришествии, а сейчас Он освещает пр. Симеона, как отдаленная звезда, которая, однако, приближается к нему и входит в его сердце. Так как Христос то приближается к нему, то удаляется, чтобы снова приблизиться, пр. Симеон описывает эти перемены, пользуясь смелым образом Христа, замедляющего Свои шаги, чтобы позволить Себя достичь. Или это собака — очевидно, сам пр. Симеон, — преследующая зайца. Христос удаляется, и пр. Симеон удерживает Его за края одежды. Эти резкие перемены живо отражаются в душе пр. Симеона: скорбь, печаль, когда Христос удаляется, невыразимая радость и несравнимая сладость, когда Он близко. Христос есть источник, утоляющий всякую жажду, или, наоборот, Он ее усиливает, потому что полнота Его видения не может быть достигнута в этой жизни. Но чтобы видеть Царя–Христа, Доброго Пастыря, в вечности, нужно увидеть Его еще здесь, или, во всяком случае, пламенно желать достичь в этой жизни видения Того, Кто есть красота несравнимая. Те, кто любит Христа и сохраняет Его заповеди, будут любимы Им, и Он явится им с Отцом и Святым Духом по обетованию евангельскому, которое пр. Симеон понимает всегда в самом точном смысле. Это основа всей его духовности. 3. СВЯТОЙ ДУХ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Соб. пр. 10; Васил. Вел. пр. 89; Феоф. Алекс. пр. 3 и 6) 2 . Мало того, если кто при испытании хотя бы и не оказался виновным, а уже после рукоположения обличен был (обвинен на суде, или сам признался) в каких-либо тяжких грехах, то такой должен быть удален от священнослужения. (I Всел. Соб. пр. 2 и 9; Неокес. Соб. пр. 9). В последнем случае, по выражению I Вселен. Собора, «Ни собственное раскаяние виновного, ни совершившееся над ним рукоположение, ни снисхождение власти не должно допускать нарушения правил» (9 пр.), т. е. ; несмотря ни на что, виновный должен быть удален от священнослужения 3 . Если же виновный не сознавался в тяжком грехе ? а равно преступление его не было явным и не могло быть доказано по недостатку свидетельств, «таковый, – по выражению Неокес. Собора, – властен сам в себе» – т. е. вся тяжесть преступления падает уже на него одного, на его совесть (пр. 9). II. О супружеской и семейной жизни пресвитеров От пресвитеров требуется не только личная нравственная чистота, но и чистота супружеской жизни. Пресвитерами могут быть лица и женатые, только вступившие в брак до рукоположения 4 . Лицам, занимающим иерархические степени (пресвитера и диакона), дозволяется вступать в брак до рукоположения не потому, чтобы брак был чем-то унижающим священство (сн. ап. пр. 5 и 51), но потому что связанному таинственными узами с Христом и Церковью чрез рукоположение было бы неприлично связывать себя еще узами плотскими с миром (ап. пр. 26; IV Всел. соб. пр. 6; Неок. Соб. пр. 1). Браки пресвитеров (и вообще клириков) должны быть законными – правильными. Основной закон христианский относительно брачной жизни – единобрачие. Этот закон в отношении к пресвитерам и другим иерархическим лицам должен быть понимаем в самом строгом смысле. Иерархические степени не могут быть занимаемы не только имеющими двух жен в одно и то же время, но и преемственно, одну после другой (ап. пр. 17; Вас. Вел. пр. 12) 5 . Это постановление церкви основывается на понятии о целомудренной жизни, требуемой святостью духовного сана 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Царственные псалмы названы так из-за их содержания, а не потому что они представляют собой независимый литературный жанр. Последний может варьироваться, в зависимости от обстоятельств написания псалма. Он может иметь природу гимна хвалы ( Пс.17 ), или песни благодарения ( Пс.20 ). Псалом 71 – это молитва от имени царя. Псалом 44 назван в заголовке песней любви. Точнее, он похож на царскую свадебную песню. Определяющий фактор царственных псалмов – возвышение царя, как центральной фигуры. Псалмы мудрости – категория, которую некоторые отвергают (Crenshaw), но которая, тем не менее, может быть выделена по стилю явленному в двух основных формах: краткие утверждения или притчи, которые коротко выражают всеобщую истину и короткие рассказы. Пример последнего – Псалом 1, который рисует яркий контраст между благословением набожного человека и отчаянием нечестивого. Как понять, в чем состоит настоящий успех в жизни – тема Псалма 1, как и других книг мудрости в Писании. Псалом 72 – это противоположность Псалма 1: плач о том, почему злые процветают, а праведные страдают. Это – переопределение смысла того, как Бог «благ» к Израилю (а, следовательно, и ко мне)! Псалом 36 – афористичный по своему стилю, также упоминает о кажущемся процветании злых, но затем советует набраться терпения, утверждая, что такое процветание будет продолжаться недолго: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» (36:1:2). Псалом 32 – это гимн хвалы (Берлингер поместил его в категорию гимнов общего содержания), и, тем не менее, он содержит лаконичные фразы, которые хорошо подошли бы книге Притчей. Великий Псалом 118 включен в категорию псалмов мудрости из-за прославления Торы. Псалмы мудрости часто возвеличивают тему «страха (благоговения) перед Богом» и иногда включают слово «Блажен...» ивр., ашрей; ср. Пс. 126:5; 127:1 ). Иногда, если псалом хвалы (такой как Псалом 144) написан в форме акростиха, его называют псалмом «мудрости» (так поступает Уилсон, но Берлингер называет его гимном общего содержания).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Скачать epub pdf Псалом 45 Ст. 1, надписание: В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом. В Псалтири, переведенной с еврейского подлинника, надписание это читается так: Начальнику хора. Сынов Кореовых. На музыкальном орудии аламоф, песнь. Это означает, что псалом этот, по составлении его, передан был для пения и музыкального исполнения начальнику хора, состоящего из левитского племени сынов Кореовых, и что этому хору указано было исполнять его на музыкальном орудии, называемом аламоф, соответствующем «голосу дев», т.е. его нужно было петь очень тонким и нежным голосом (сопрано). А по переводу с греческого надписание это читается так: В конец, чрез сынов Кореовых псалом, и значит, что а) псалом сей содержит в себе пророчества, исполнение которых последует в конце времен, и б) что он исполняем был хором сынов Кореевых на музыкальном орудии и хоровым пением. Слов о тайных нет ни в том, ни в другом переводе, без сомнения, потому что последующие составители нашего славянского перевода псалмов этим словом заменили еврейское аламоф. Св. отцы Церкви, объясняя сей псалом в таинственном смысле, указывали в нем предсказание об освобождении Церкви от всех ее врагов, что для ветхозаветного псалмопевца было делом будущим и, следовательно, неизвестным, тайным. Это значение и имеют слова: в конец и о тайных. Некоторые из толковников относят происхождение этого псалма ко времени грозного опустошительного нашествия на Иудею ассирийского царя Сеннахирима при Езекии, царе иудейском, но гораздо основательнее принять мнение тех, которые относят этот псалом к обстоятельствам из истории царствования иудейского царя Иосафата, описанным во 2-й кн. Паралипоменон ( 2Пар.20:1–29 ), когда против евреев соединились моавитяне и аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской и другие обитатели горы Сеир. Союзные враги внезапно появились вблизи иудейской столицы, но, не желая еще причинить иудеям какого-либо вреда, с такою же быстротою и внезапностью погибли в междоусобной войне, а остатки их обратились в бегство, так что выступившее против них иудейское войско нашло только трупы в оставленном ими лагере. По этой причине можно полагать за достоверное, что псалом этот не только воспет был хором сынов Кореевых, но и составлен был кем-либо из певцов этой фамилии во времена благочестивого царя иудейского Иосафата.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Все наперерыв ликует и поёт, а благочестивые исполняют перед Ягве в его святом храме свои обеты за услышанные молитвы. Псалом имеет точки соприкосновения со Второисаией, так как называет Бога прибежищем всякой плоти, всех концов земли и отдалённых мест моря; таким образом, псалом принадлежит, несомненно, к послепленной эпохе. 61 псалом изображает победоносное шествие Ягве, от лица которого убегают все ненавидящие Его, исчезают, как дым, тают, как воск от огня, в то время как праведные радуются и ликуют о Боге. Победоносное шествие Ягве, перед которым трепещут все цари и народы, изображается чертами, заимствованными из различных произведений древней еврейской литературы, причём певец выбрал наиболее красивые и наиболее сильные места. Псалом цитирует несколько раз песнь Деворы, имеет точки соприкосновения с благословением и песнею Моисея ( Втор. 32, 36 ) и с Второисаией. Очень красив псалом 107. Этот псалом прославляет Ягве, как спасителя из всякой нужды. Он разделяется на пять строф, между которыми помещены четыре антистрофы почти одинакового содержания. Первая строфа вспоминает бедствия Израиля, когда он блуждал в пустыне по непроходимым дорогам, терпя голод и жажду. Вторая строфа описывает бедствия пленных, третья строфа – бедствия больных, четвертая строфа – бедствия мореплавателей; каждая антистрофа начинается призывом о помощи и описывает спасение, ниспосланное Ягве. Пятая строфа является поучительным заключением: «Ягве превратит реки в пустыню, каналы в пустыри, плодоносную землю в солончак, если те, кто там живет, делают злое; но за благочестие Он превратит пустыню во вместилище вод, поселит там голодных, и они будут там засевать поля, сажать виноградники, разводить скот и наслаждаться плодами своих трудов». Псалом содержит целый ряд точек соприкосновения со Второисаией и с Книгой Иова. Общеизвестен псалом 104 (Благослови Ягве, моя душа), который описывает, красоту творения и величие Ягве, раскрывающиеся в природе. Автор псалма в своём изображении природы примыкает к рассказу о сотворении мира Быт.1 ; кроме того, он пользуется Второисаией, Иовом и другими псалмами; свой псалом псалмист, заключает таким пожеланием: пусть придет конец грешникам на земле и пусть не будет, больше нечестивых (reschahim).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Скачать epub pdf Псалом 6 В славянской Библии шестому псалму предшествует такое надписание: В конец, в песнех о осмем, псалом Давиду . В Псалтири на русском языке надписание читается так: «Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида». О значении слов «начальнику хора» сказано выше, при объяснении двух предыдущих псалмов. Выражение «на восьмиструнном» означает то, что псалом должен быть положен на ноты восьмиструнного музыкального орудия. Что касается славянских выражений надписания, то они тоже не в первый раз употреблены (см. Пс. 4 ). В конец означает, что псалом по содержанию своему относится к кончине веков, т.е. ко времени Грядущего Мессии, или, что то же, ко времени пришествия Христа Спасителя; в песнех о осмем значит, что псалом предназначен составителем его для пения с аккомпанементом музыки на осмиструнном орудии. Псалом 6 содержанием своим представляет молитвенное исповедание, или сердечное покаяние Давида пред Богом. Но вместе с тем он служит наилучшим выражением глубокого, искреннего покаяния во грехах всякой души христианской, обремененной тяжестью грехов; а потому, как покаянный псалом, он внесен Церковью в состав великого повечерия, читаемого во время Великого поста – времени всеобщего покаяния христиан. Пс.6:2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Ярость означает негодование, сильную, высшую степень гнева; этим словом чаще всего выражается мгновенная вспышка гнева, за которым следует отмщение, или наказание. Гнев и ярость Господни, по учению псалмопевца, проливаются ( Пс. 77:21 ) на людей, не подающих никакой надежды к нравственному исправлению и возрождению, а лишь более и более утверждающихся в греховном настроении, на ожесточенных грешников. Пророк, сознавая свою виновность пред Богом, не просит об освобождении его от наказания; а только, надеясь на милость и долготерпение Божие, молит обличить и наказать его не во гневе и не с яростью. Он не отрицается от заслуженных и временных наказаний, которые исправляют и привлекают человека к Богу; но боится того страшного наказания, когда Господь отвратит лице Свое и осудит человека на вечную казнь. И потому молится так же, как молился Иеремия пророк за прогневавший Бога народ иудейский: «Накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши» ( Иер. 10:24 ). Гнев и ярость означают здесь одно и то же, равно как и слова обличиши и накажеши выражают, можно сказать, одно и то же: пророки и вообще ветхозаветные богодухновенные писатели имеют обыкновение повторять свою мысль разными словами и выражениями, для наилучшего выяснения мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010