Н.А. Хандога Николай Анатольевич Хандога – кандидат богословия, преподаватель и помощник проректора по учебной работе Перервинской духовной семинарии. В статье содержатся сведения о трактате «О сотворении мира» (De fabrica mundi), автором которого является первый латинский экзегет – свт. Викторин Петавийский . Произведение было написано около 250 г. В связи с декретом папы Геласия (V в.) оно попало в список запрещенных книг, поэтому на него не ссылались восточные писатели. Статья предваряет публикацию впервые выполненного перевода данного трактата с латинского на русский язык. Вниманию читателей предлагается перевод с латинского языка трактата «О сотворении мира» (De fabrica mundi) свт. Викторина Петавийского (ок. 230–303/304), который был им написан около 250 г 1 . Подобная дата (достаточно условная) связана с тем, что в экзегезе трактата «О сотворении мира» находят точки соприкосновения с «Комментарием на Апокалипсис» (Commenmarius in Apocalypsin) 2 . Например, по поводу двадцати четырех старцев в трактате «О сотворении мира» (Fabr. 10) раскрывается еще традиционная экзегеза, а в «Комментарии на Апокалипсис» (Apoc. 4, 4) дается собственное толкование. Из этого делают вывод, что De fabrica mundi, вероятно, предшествовала Commenmarius in Apocalypsin. Долгое время считалось, что этот трактат всего лишь фрагмент какого-то из многочисленных комментариев святителя Викторина, возможно, на книгу Бытия 3 . В последнее время, однако, большинство исследователей пришли к убеждению, что это самостоятельное произведение: « ‹…› Подробный анализ структуры текста показал, что он является, самостоятельным законченным трактатом, в котором отчетливо выделяются следующие части: 1) вступление, о цели написания трактата; 2) рассуждение о первых 7 днях творения; 3) число 7 как Божественный символ земных и небесных вещей; 4) параллель между 7 днями творения и домостроительством спасения согласно различным значениям числа 7; 5) заключение, 12 свидетелей дел Божиих», – пишет М. Дюлае 4 . С другой стороны, трактат заканчивается комментарием на книгу Откровения, и слова о 12 свидетелях дел Божиих явно выбиваются из общего контекста. Также наводит на размышление отсутствие второго и третьего дня, и это связано вовсе не с отсутствием представлений свт. Викторина о том, как протекало в них творение. Наконец, начало трактата в равной степени может относиться и к полноценному комментарию на Бытие, и к «Шестодневу».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Соотнесение Шестоднева и науки: проблема двух векторов времени 13.01.2014 579 Время на чтение 24 минут В публикуемой работе Василия Иваненкова в качестве рабочей гипотезы предложена альтернативная модель соотнесения научных сведений об истории Земли и Вселенной с учением о сотворении мира. В основе модели лежит представление о времени как «оси» причинно-следственных связей и признание разнокачественности векторов времени первозданного мира и падшего. Современная интерпретация геологической и палеонтологической истории Земли в свете научных знаний вступает в противоречие с библейским повествованием о сотворении мира за шесть дней. Несмотря на интенсивные дискуссии, проблема соотнесения Шестоднева и науки не находит удовлетворительного решения в рамках концепций эволюционизма и креационизма. Эволюционисты утверждают, что геологическая история протяженностью в сотни миллионов лет свидетельствует о самопроизвольном или контролируемом (теистическая эволюция) усложнении растительного и животного мира «от амёбы до человека» в результате изменчивости, наследственности и естественного отбора, т.е. гибели менее приспособленных особей. Такая картина принципиально отличается от творения совершенного и неподверженного смерти мира, описанного в Книге Бытия и толкованиях святых отцов. С другой стороны, защитники учения о творении, креационисты, считают, что основные геологические слои образовались после сотворения мира и грехопадения в результате Всемирного потопа. Однако предлагаемая ими модель молодой Земли противоречит геохронологии, фактам точной сортировки фоссилий растений и животных в осадочных слоях и не выдерживает критики со стороны профессиональных учёных. В данной работе в качестве рабочей гипотезы предложена альтернативная модель соотнесения научных сведений об истории Земли и Вселенной с учением о сотворении мира. В основе модели лежит представление о времени как «оси» причинно-следственных связей и признание разнокачественности векторов времени первозданного мира и падшего мира.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Введение Настоящий опыт богословского анализа Библейского сказания представляет собой первую часть научного исследования (повествования) о сотворении мира и человека. Вторая часть исследования посвящена исключительно первым людям на земле, жизнь которых рассмотрена в свете современных археологических данных о доисторическом человеке. В области геологических, археологических знаний есть положения известные, являющиеся абсолютной истиной, и есть положения спорные, по которым существует несколько суждений и теорий. Обращаясь исключительно к научным данным геологии и палеонтологии, а во второй части книги и к археологическим исследованиям, я мог, конечно, свободно делать выбор между различными гипотезами, а в некоторых случаях высказывать и свои личные суждения. О степени убедительности этого исследования могут судить все, кто хочет взглянуть на мир и человека с точки зрения богооткровенных знаний, о которых повествуют первые страницы книги Бытия. Дать фактическое научное доказательство сотворения мира Творцом человеку неверующему и не ищущему веры невозможно, так как, если и мертвые воскреснут, по словам Спасителя, неверующий все равно не поверит. Но человеку, ищущему правды Божией, просящему у Бога премудрости и разума, Бог откроет мудрость, которую утаил от премудрых мира сего. Этим искренним душам, сердца которых стремятся к Богу, к познанию домостроительства Божия, и посвящен настоящий труд. Опыт духовного общения с людьми убедил меня в том, что подавляющее большинство современной интеллигенции отчуждено от духовного мира, от духовных интересов именно вследствие того, что все духовное им представляется таким же необоснованным, как детская вера в шесть дней творения (в буквальном понимании), ведь каждый современный образованный человек имеет достаточно научных знаний о происхождении мира. Предполагается, что если основа церковного понимания такова и пригодна лишь для детского сознания, то, по-видимому, и все остальное такого же порядка. Путь к духовным сокровищам, в Церкви, для подавляющего большинства закрыт, ибо на этом пути лежит огромный " камень преткновения " – мнимое противоречие между Библейским сказанием и современными научными представлениями о сотворении мира и человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(De fabrica mundi) Долгое время считалось, что трактат «О сотворении мира» (De fabrica mundi) всего лишь фрагмент одного из многочисленных комментариев свт. Викторина Петавийского (ок. 230–303304), возможно, на книгу Бытия. В последнее время исследователи пришли к убеждению, что это самостоятельное произведение. Впервые публикуется русский перевод с латинского языка этого трактата, выполненный Н.А. Хандогой. 1 . Когда я, оставшись наедине со своими мыслями, размышляю о сотворении этого мира, в котором мы заключены, я всегда поражаюсь быстротой его устроения, как об этом говорится в книге, написанной Моисеем о сотворении, и которая имеет название Бытие. Все великолепие этого мироздания Бог произвел за шесть дней из ничего в украшение величества Своего, седьмой же освятил благословением (см. Быт 2:2–3 ). Следовательно, поскольку седмеричным числом дней управляется все земное и небесное, потому в качестве введения я буду размышлять об этой неделе, которая царица всех недель, и, насколько смогу, я попытаюсь объяснить день силы (см. Пс 109:3 ) в его завершении. 2 . «В начале сотворил Бог» свет ( Быт 1:1 ; см. 1:3) и разделил его на двенадцатиричное число часов дня и ночи для того, безусловно, чтобы день человеческих трудов покрывался покоем ночи, и, наоборот, чтобы день побеждал ночь. И, вследствие такой очередности, труд возвращался к покою ночи, и покой обратно умерялся трудами дня. На четвертый день «Бог создал два светила на небе: большое и меньшее, чтобы одно руководило днем, а другое» – «ночью» ( Быт 1:16 ) – солнце и луну, «и поместил на небе все другие звезды, чтобы они освещали землю» ( Быт 1:17 ) и разделяли времена, годы, месяцы и часы (см. Быт 1:14 ) их стояниями. 3 . Здесь раскрывается истинный смысл, – почему четвертый день назван четверицей [тетрадой], почему мы постимся до девятого часа или до вечера, или продолжаем пост до следующего дня. Итак, этот мир состоит из четырех элементов: огня, воды, неба, земли, и эти четыре элемента образуют четверицу [тетраду]. Также солнце и луна в течение года создают четыре промежутка времени: весну, лето, осень, зиму, и эти периоды тоже образуют тетраду. И чтобы развивать далее эту тему, я скажу, что четыре животных перед престолом Божиим (см. Апок 4:6 ): четыре Евангелия, четыре реки, текущие в райском саду (см. Быт 2:10 ), четыре поколения народов: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Христа Господа Сына Божего. И четыре животных: человек, телец, лев, орел (см. Апок 4:7 ); и четыре реки: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (см. Быт 2:11–14 ). Человек Христос Иисус, являющийся творцом той четверицы, которую мы выше упомянули, был схвачен нечестивыми. Поэтому, по причине Его взятия под стражу в четвертый день недели – в среду – из-за возвышенного величия Его деяний и для временного оздоровления человеческого организма, чтобы стяжать плоды веселия и внутреннюю умиротворенность, мы совершаем пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Виктор Гамильтон (протестант) Часть первая. Бытие 1. Сотворение мира и грехопадение Бытие (1–3) Существует множество способов наметить в общих чертах первую книгу Библии. Самый простой выглядит так: I. Первобытная история, главы 1–11 А. Сотворение мира, главы 1–2 Б. Грехопадение, главы 3–11 1 . Причина, глава 3 2 . Последствия, главы 4–11 II. История патриархов, главы 12–50 А. Авраам, главы 12–25 Б. Иаков, главы 26–36 В. Иосиф, главы 37–50 Этот план точно отражает содержание Бытия, но не предполагает никакого взаимоотношения между частями или последовательности основных тем. Предпочтительнее последовать плану, заложенному в самой книге, и выделить разделы, предложенные текстом. Эти разделы без труда различимы. I. История сотворения мира (1:1–2:3) II. Происхождение неба и земли (2:4–4:26) III. Родословие Адама (5:1–6:8) IV. Родословие Ноя (6:9–9:29) V. Родословие сынов Ноя (10:1–11:9) VI. Родословие Сима (11:10–26) VII. Родословие Фарры (11:27–25:11) VIII. Родословие Измаила (25:12–18) IX. Родословие Исаака (25:19–35:29) X. Родословие Исава (36:1–37:1) XI. Родословие Иакова (37:2–50:26) Итак, Книга Бытие состоит из вступления и десяти разделов, каждый из которых начинается с фразы вот родословие (вот происхождение). Развитие действия в каждом из десяти разделов происходит от источника – к потоку, от причины – к результату, от прародителя – к потомкам. Это движение описывается либо посредством следующего за вводной фразой повествования (пункты II, IV, VII, IX и XI), либо посредством генеалогии (пункты III, V, VI, VIII и X). Эта структура (вступление – вводная фраза – последующий пример) в Бытии приводит к объединенной композиции, четко систематизированной автором (или повествователем, или редактором). Более того, текст стремится подчеркнуть движение, некий план, нечто, находящееся в развитии и движении. В движении находится не что иное, как первоначальные стадии определенного Божьего плана, плана, который имеет свои корни в сотворении мира. Из земли появится Адам. От Адама произойдет Авраам и его потомки. В конечном итоге, от Авраама появится Иисус Христос . Сотворение мира (1–2)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Часть вторая. О Боге в Его явлении миру Бог – Творец мира В начале сотворил Бог небо и землю. Величественно стоит, возвышаясь, независимо от древних мифологических сказаний о происхождении мира, от разных сменяющих друг друга, гипотез о начале и развитии мирового порядка, – начертанное на первой странице Библии Боговдохновенное Моисеево повествование о сотворении мира. Оно чрезвычайно кратко. Но в этой краткости охвачена вся история мироздания. Оно дано при помощи самого элементарного языка, словарь которого состоял из нескольких сотен слов и был вовсе лишен отвлеченных понятий, так нужных для выражения истин религиозных. Но от этой элементарности оно не теряет своего вечного значения. Прямой целью Боговидца Моисея было – чрез сказание о творении – внушить своему народу, а чрез него и всему человечеству основные истины о Боге, о мире и о человеке. Главная истина – о Боге как Едином Духовном Существе, независимом от мира. Первые слова книги Бытия: «В начале сотворил Бог...» – внушают, что Бог есть единственное, вневременное, вечное, самобытное Бытие, Источник всякого бытия, Дух Премирный, так как Он существовал и прежде создания мира, Бытие вне пространственное, не связанное с небом, так как небо создано вместе с землей. Бог Един. Бог есть Личное Разумное Существо. Представив последовательные этапы творения мира, Бытописатель заканчивает это свое повествование словами: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.» Из данной Моисеем величественной схемы происхождения мира следует также ряд прямых выводов о мире, а именно: 1) о том, как возник мир: а) мир не существует вечно, а появился во времени; б) не сам собой образовался, а обязан воле Божией; в) явился не в один миг, а создавался в последовательности от простого к более сложному; г) он сотворен не по необходимости, а по свободному хотению Божию; д) сотворен Словом Божиим с участием животворящего Духа; 2) о том, какова природа мира: а) мир по существу отличен от Бога: он не есть ни часть Его существа; ни Его эманация (схождение),

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

иерей Борис Левшенко Раздел 2. О Боге как Творце мира Общее учение о Боге–Творце мира Бог есть Первопричина, или Виновник мира Речь идет о том, что наблюдая окружающий мир, мы замечаем, что все здесь имеет свою причину. В конечном итоге мы можем эти причины растянуть в бесконечность, если будем наблюдать с нашей, человеческой точки зрения. Мы также знаем, что по этому поводу физики придумали много теорий. Последние выводы: ни пространство, ни время не могут быть бесконечными, и в нашем мире обязательно существует некий момент времени (“t нулевое”), когда мир начался. А после этого он начал развиваться так, как его наблюдают окружающие, как мы сами наблюдаем его. Этот мир должен иметь конец, согласно физическим теориям. Это – то, до чего может дойти человеческий разум. Но то, до чего он сам дойти не может, состоит в следующем: бытие этого мира началось по какой-то причине. Эта причина лежит в Боге, и это то, что дано нам в Откровении. Вероятно, это было дано в самом первоначальном откровении человечеству, потому что все религии мира знают о том, что мир произошел с помощью Божией. В книгах Ветхого и Нового Завета это отражается в следующих словах: “В начале сотворил Бог небо и землю”. Место, которое обычно понимается так, что началом бытия видимого и невидимого мира является Бог. Небо здесь – невидимая часть нашего мира, а земля – его видимая часть. Пс.134:6 – “Вся елико восхоте Господь сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах”. Ин. 1:3 – “Вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть”. Кол. 1:16 – “Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли”. Как вы знаете, то, что бытие мира лежит в Боге, – это признание общечеловеческое, кроме, может быть, материализма. Но с материализмом вопрос особый, он не признает начала бытия в Боге, а что касается всех остальных религий и философских учений, то все они считают Бога Виновником этого мира, или Первопричиной его. Бог произвел все существующее через творение Античная философия говорит о том, что материя существует от вечности, но пребывала всегда в хаотическом беспорядке, а создание форм этого мира – это дело богов. Это распространенное в язычестве мнение. Откровение христианское говорит о том, что мир был создан посредством акта творения, причем творения из ничего (ex nihilo), из не сущих, как говорится во 2-ой книге Маккавеев, 7:28. Там, пожалуй, впервые именно эта формула и была употреблена, мир сотворен из ничего. Это означает, что мир создан из ничего не только по форме своего существования, но и по материи (по существу своему). Одновременно эта формула дает нам уверенность в том, что мир и не может существовать без Бога, что во всякий момент времени Бог его поддерживает в своем существовании и не оставляет ни на одно мгновение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

свящ. Вадим Маркин Лекция 1 Книга БЫТИЕ Времена патриархов (допотопное время) Времена патриархов продолжаются от сотворения мира (5508 год до Р.Х.) до смерти Иосифа и рождения Моисея (XIII в. до Р.Х.) – вождя народа Израильского, то есть охватывают собою время в 38 веков, более, нежели все остальные времена. Времена патриархов можно разделить на два этапа – времени до Великого потопа (3246 г. до Р.Х.) и времени после потопа. Первый период нашей истории принадлежит к временам патриархов допотопного времени, а два следующих периода – к временам патриархов послепотопного времени. Времена патриархов описывает книга Бытие. Период первый – От сотворения мира до потопа Период первый охватывает собой время от сотворения мира (5058 год до Р.Х.) до Великого потопа (3246 г. до Р.Х.). Первый период описывается в первых 6-ти главах книги Бытие. Домашнее задание ПЕРИОД ПЕРВЫЙ – От сотворения мира до потопа – Выписать из Священного Писания события шести дней творения и Слово Божие о седьмом дне ( Быт. 1 гл. – 2, 3). – Выучить наизусть слова о начале и первом дне творении ( Быт. 1, 1–5 ). – Выучить наизусть слова о сотворении человека ( Быт. 1, 26–28 ). – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть слова о сотворении человека ( Быт. 2, 7 ). – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть слова о сотворении жены ( Быт. 2, 21–24 ). – Выписать в тетрадь и выучить наизусть Обетование Божие о Спасителе мира ( Быт. 3, 15 ) и горделивые слова Ламеха ( Быт. 4, 24 ). – Выписать в тетрадь имена десяти допотопных патриархов и выучить их наизусть. Повторить вопросы: 1 . Сотворение мира: дни творения. 2 . Сотворение человека. 3 . Грехопадение и его последствия. 4 . Каин и Авель. 5 . Два направления в жизни допотопного человечества: потомство Каина и потомство Сифа. 6 . События, предшествующие Великому потопу. Контрольный опрос по периоду от сотворения мира до потопа 1 . Быт. 1, 1–5 : слова о начале и первом дне творения – наизусть. 2 . Описать второй день творения. 3 . Описать третий день творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Глава седьмая. Хронология праотцов допотопных времен Вот родословие Адама: ... ( Быт. 5:1 ). И далее, пятая глава книги Бытия дает родословную допотопных праотцов. Их было десять. Десять поколений рода человеческого сменилось от сотворения мира или, точнее, изгнания человека из рая до катастрофы всемирного водного потопа. Библия дает число лет, в которое у праотца рождался сын, и число лет всей жизни. Это дает возможность подсчитать длительность периода от сотворения мира до потопа. Существует некоторая проблема в связи с тем, что различные древние тексты Торы расходятся в приводимых числах, в основном, касающихся времени рождения сына. Ниже приводится таблица лет жизни допотопных праотцов по масоретскому, самарянскому и греческому (LXX) текстам. Вульгата в точности совпадает с масоретским еврейским текстом. Славянский текст во всем следует Септуагинте, кроме одного случая. Мафусал рождает Ламеха в 187 лет и живет после этого 782 года, что соответствует не Септуагинте, а Вульгате. Русский синодальный текст следует масоретскому тексту, а в скобках приводит числа Септуагинты. В случае же с Мафусалом, числа Септуагинты не приводятся, видно, потому что и в славянском тексте здесь приведены числа по Вульгате (масоретскому тексту). Соответственно, в славянском и русском текстах дата потопа получается 2262 г. по Р.Х. (так и в библейской истории А.П. Лопухина ), что ничему не соответствует. Следует, все-таки, конкретно придерживаться хронологии либо еврейской (масоретской) Библии, либо греческой Септуагинты, как это и делает, например, проф. Н.Н. Глубоковский 293 . Итак, складывая годы жизни праотцов до рождения ими своего сына, получаем три варианта даты всемирного потопа. – По еврейскому, масоретскому, тексту всемирный потоп был в 1656 году от сотворения мира, или в 2348 г. до Р.Х. – По самарянскому тексту всемирный потоп был в 1307 г. Эта дата относит потоп к самому раннему времени, по сравнению со временем, определяемым по другим текстам. По этому исчислению, всего неполных четыре века проходит от кончины Адама до потопа, погубившего первый мир и его цивилизацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В.И. Добротворский III. О Боге-Промыслителе 1) Христианское учение об отношении Бога к миру не ограничивается догматом о Боге, Творце мира. Отношение Бога к миру есть постоянное и непрерывное. Основание этого учения, – во-первых, в понятии о Боге, как беспредельно-совершенном Существе; ограничивать отношение Его к миру одною творческою деятельностью и не признавать отношение Его к продолжению бытия сотворенного Им мира, значило бы полагать предел для беспредельного в самом факте существования мира, назначать меру для откровения Его беспредельных совершенств; – во-вторых, в понятии о мире, который не самобытен по происхождению, потому не может продолжать бытие самобытно, – в противном случае мир был бы признаваем вместе и не самобытным и самобытным. Отношение Бога к жизни мира состоит, во-первых, в сохранении мира как в целом его устройстве, так и в составляющих его силах, стихиях и отдельных тварях. В этом смысле Бог именуется Вседержителем; во-вторых, в Божественном мироправлении или в верховном направлении жизни мира к достижению предназначенной для него цели, сообразно с природою и назначением тварей. В раскрытии этих двух пунктов: о сохранении мира и о мироправлении состоит задача Богословского учения о Боге-Промыслителе, или о Промысле Божием. Промысел Божий, по-еврейски пекюда ( Иов. 10:12 ), означает смотрение, расчисление, попечение; греческое πpóνοια (предведение, предусмотрение, провидение, попечение) есть деятельность Божия к осуществлению творческой мысли, или творческого плана в жизни мира. Если пути промысла Божия во всей своей глубине и полноте – неисповедимы и непостижимы для человека, тем не менее в жизни мира, по указанию Божественного откровения, познаются действия вседержавной силы Божией. В действительном состоянии мира усматривается зло физическое и нравственное; естественно возникает вопрос о соглашении их с мыслью о Боге-Промыслителе, Его святости, всемогуществе, правосудии и премудрости. Разрешение этого вопроса составляет третий, собственно определяемый двумя предыдущими, пункт учения о промысле Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010