В слове перед началом работы комиссии Святейший Патриарх Кирилл отметил, что это первое заседание рабочей группы по подготовке Межсоборного присутствия, воля о создании которого была недвусмысленно выражена на Поместном Соборе, проходившем в Москве 27 – 28 января 2009 года. Его Святейшество проинформировал присутствующих, что Священный Синод рассмотрел 31 марта тему Межсоборного присутствия и сформировал комиссию, цель работы которой – создать этот очень важный орган церковного управления. «Нужно сказать, что на последнем Поместном Соборе были подняты очень важные вопросы церковной жизни, в том числе касающиеся и церковного управления, межрелигиозной, межхристианской деятельности, литургические вопросы. Поскольку они были затронуты в пленарной дискуссии, то в таком большом собрании, как Поместный Собор, было практически невозможно не только тщательно обсудить эти вопросы, но и даже наметить пути их решения. Именно поэтому Поместный Собор и высказался за создание некоего органа, который бы мог с привлечением иерархов, духовенства, богословов, представителей православной общественности, мирян осмыслять такого рода темы и предлагать каноническим структурам церковного управления проекты решений, касающиеся разрешения этих проблем», – отметил Святейший Владыка. Он также рассказал, что в период от Поместного Собора до заседания Синода 31 марта проходила работа по изучению самой возможности создания такого органа. В частности, было обращено внимание на опыт создания Предсоборного присутствия в 1905 году. Тогда указом Святейшего Правительствующего Синода было образовано Предсоборное присутствие, которое включало в себя иерархов, богословов, мирян и которое сыграло очень важную роль в подготовке исторического по своему значению Поместного Собора 1917 – 1918 годов. Святейший Патриарх пояснил, что Священный Синод принял решение назвать этот орган не Предсоборным, а Межсоборным присутствием, и вот по какой причине: «Как известно, на протяжении столетий Русская Православная Церковь не могла провести Поместного Собора, и поэтому Собор 1917 – 1918 годов был событием экстраординарным. Вполне логичным было создать особый орган, назвав его Предсоборным присутствием, потому что в его задачи входила подготовка этого экстраординарного Собора Русской Православной Церкви. Сегодня мы живем совершенно в других условиях: каждые четыре года собирается Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, существует много других форм мобилизации церковного духовного и интеллектуального потенциала. Поэтому назвать такой орган Предсоборным присутствием – значит сориентировать его только на одно конкретное событие, в то время как Церковь наша нуждается в постоянно действующем органе, который бы осмыслял проблемы, стоящие перед ней сегодня».

http://pravoslavie.ru/30641.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Легитимность защиты Отечества поставлена под вопрос? Если запретить освящать оружие массового поражения, то тогда надо запрещать освящение всякого оружия 14.02.2020 1286 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , в начале февраля был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-порталах «Приходы» и Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа вызвал в среде православного сообщества недоумение и критику. 7 февраля под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия состоялось первое в наступившем году заседание епархиального совета, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. В частности, владыка отметил, что «Русская Православная Церковь осуществляет сегодня работу с военнослужащими, в армейских частях вводятся должности военных священников, которые духовно помогают солдатам нести тяготы ратной службы. Это не может не радовать. Вместе с тем власти уделяют внимание вопросам обороны и безопасности страны. Появляются новые корабли и самолёты, подводные лодки, возрастает денежное довольствие у рядовых и командиров. Наша Церковь всегда благословляла своих чад на несение воинской службы, на защиту рубежей Отечества. Достаточно вспомнить патриотическую позицию духовенства в годы Великой Отечественной войны, 75-летие окончания которой мы будем отмечать через несколько месяцев». «Чтобы внести ясность в отношении Церкви к военной службе и разным ее частностям, комиссией Межсоборного Присутствия по церковному праву разработан проект документа " О благословении православных христиан на исполнение воинского долга " . Материалы по этой теме собраны в цельный документ. Он размещен на сайте Московской Патриархии и разослан в епархии для изучения и возможных поправок. Благочинным с духовенством округов необходимо изучить его, написать отзыв и отправить до 1 мая в епархиальное управление. Сводный отзыв от Санкт-Петербургской епархии затем будет направлен в аппарат Межсоборного Присутствия», - сказал митрополит Варсонофий.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/14/ch...

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил второе заседание президиума Межсоборного присутствия 16 декабря 2010 г. 12:50 16 декабря 2010 года в Красном зале Трапезных палат кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось очередное заседание президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Обращаясь к собравшимся , Его Святейшество, в частности, напомнил о предпосылках создания Межсоборного присутствия — желании клира и паствы Русской Православной Церкви, выраженном через членов Поместного Собора 2009 года, «регулярно, а не время от времени анализировать острое и наболевшее, обсуждать вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня». Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что в центре внимания Межсоборного присутствия должен быть поиск ответов на многие актуальные вопросы современности: «Какое место в высшем церковном управлении занимают Поместные и Архиерейские Соборы? По каким критериям следует избирать Патриарха? Каким образом Церковь может социально и материально поддерживать клир и причт? Какими могут быть условия для хиротонии лиц, не состоящих в браке? В чем заключается практика подготовки к Таинствам, в частности, к Причащению?». «Обсуждая проблемы и вырабатывая решения, мы свидетельствуем, что Церковь — единое Тело, а не разрозненные общины», — сказал Святейший Владыка. Межсоборное присутствие — совершенно уникальная церковная система осмысления существующих проблем. «Не следует бояться смелого утверждения, что это сделано впервые за всю историю, и Русская Церковь — единственная в православном мире, где функционирует такое учреждение», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Как сообщил Предстоятель Русской Православной Церкви, за десять с половиной месяцев, которые прошли с первого заседания президиума, в рамках деятельности Присутствия состоялось около пятидесяти мероприятий — заседаний комиссий, круглых столов, конференций. В работе нового совещательного органа церковного управления приняли участие почти 150 архиереев, пастырей, монашествующих, мирян. Тринадцать комиссий выработали более двадцати итоговых документов по богословским, пастырским, управленческим, каноническим, приходским, социальным, информационным вопросам. Эти документы, после обсуждения на втором заседании президиума, будут рассмотрены на пленуме Межсоборного присутствия, который пройдет в Москве с 28 по 30 января 2011 года в преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1342708.ht...

поиск:   разделы   рассылка Состоялось первое заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ в обновленном составе Вчера в Москве состоялось первое заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ в обновленном составе. Заседание возглавил председатель Комиссии, председатель Синодального информационного отдела, главный редактор журнала " Фома " В.Р. Легойда. В заседании приняли участие: протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала " Богослов.ру " , протоиерей Игорь Пчелинцев, клирик Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, протоиерей Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, главный редактор радиостанции " Град Петров " , иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии (дистанционно), Е.В. Жосул, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Российского православного университета, Е.Е. Жуковская, специалист Управления делами Московской Патриархии, главный редактор портала " Приходы " , В.В. Кипшидзе, сотрудник Синодального информационного отдела, Н.Г. Лосева, преподаватель факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Е.К. Никифоров, председатель православного общества " Радонеж " , Д.В. Сладков, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. Модератором заседания выступил секретарь Комиссии А.В. Щипков, главный редактор портала " Религия и СМИ " . После вступительного слова В.Р. Легойды, членами Комиссии был утвержден регламент работы Комиссии на период с 2015 по 2018 год. Согласно решению президиума Межсоборного присутствия, принятому по итогам заседания 28 января 2015 года, комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ должна в указанный период рассмотреть следующие темы: По итогам состоявшегося обсуждения, члены Комиссии постановили начать работу с темы " Отношение Церкви к новым информационным технологиям " . В ходе заседания также было принято решение о проведении круглого стола в рамках работы над темой " Отношение Церкви к новым информационным технологиям " . Следующее заседание комиссии по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ состоится 15 июня 2015 года. Источник:  Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_106328.html

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. ЖУРНАЛ 162 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся четвертом заседании Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока. Справка: С 13 по 18 ноября 2019 года в городе Триссур (штат Керала, Индия) состоялось четвертое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока. Делегацию Московского Патриархата возглавил епископ Краснослободский и Темниковский Климент, делегацию Ассирийской Церкви Востока — епископ Калифорнийский Мар Ава Ройел. Комиссия наметила перспективы дальнейшего взаимодействия в сфере академических контактов, молодежного служения, проведения двусторонних богословских консультаций, а также взаимодействия по оказанию гуманитарной помощи страдающим христианам Ирака и Сирии. Ассирийской стороной была дана высокая оценка деятельности, которую предпринимает Русская Православная Церковь по оказанию помощи страдающим христианам Ближнего Востока. Участники заседания также заявили о глубокой обеспокоенности в связи с происходящими в Эфиопии актами насилия в отношении духовенства и верующих Эфиопской Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. ЖУРНАЛ 163 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, и Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов и текстов акафистов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб: 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные тексты: 3. Направить утвержденные богослужебные тексты и тексты акафистов в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники. ЖУРНАЛ 164 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об обсуждении в Межсоборном Присутствии вопросов, связанных с практикой совершения молебных пений в богослужении Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/126718.html

Присутств. Аминь 155 . Свящ. (возлагая руку на крещаемого): Как Иисус благословил принесённых к Нему детей чрез возложение рук Своих, так и ты ныне да будешь благословен мною во имя Иисуса. Огради, Господи, сего раба Твоего [сию рабу Твою] N; удали от него всякую тьму духа, дай ему познавать Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа, чтобы он таким образом по слову Сына Твоего достиг вечной жизни. Присутств. Аминь. Свящ. (кладёт немного соли на губы крещаемого): N., приими соль… (Смотр. там же). Призри милостиво, о Господи, на сего раба Твоего N., охрани его от всякого зла греховного и удерживай его непрестанно в страхе Твоём, который есть начало всякой премудрости. Присутств. Аминь 156 . Свящ. (возлагает на крещаемого столу-епитрахиль): N., войди в царство Божие, в общение святых. Да приимет тебя Христос Господь некогда в день суда в царство блаженных, как верного раба Своего, подобно тому как ныне Он принимает тебя в общество верных Своих. Присутств. Аминь. (У купели). Свящ. Помолимся! Всемогущий, благий Боже, давший жизнь сему дитяти среди живых и ныне восхотевший принять его чрез святое крещение в общество Сына Твоего Иисуса, молимся Тебе: сохрани его в сей жизни, если это благоугодно Тебе; подай ему возрасти во славу Твою, на утешение (радость) родителям его, на пользу собратиям его, на украшение Церкви Твоей. Исполни его Святым Своим Духом, чтобы оно любило Тебя от всего сердца своего, ходило по путям заповедей святых Твоих и никогда не могло отделиться от Того, Которому оно ныне принадлежит, – Христу, Сыну Твоему, Господу нашему. Присутств. Аминь 157 . Свящ. Отче наш… (до слов: Но избави нас). Присутств. Но избави нас от зла. Аминь 158 . Свящ. (касаясь перстом ушей и рта крещаемого): Epheta, т. е. откройся. Да откроет Господь уши твои и да разрешит узы языка твоего, чтобы ты слышал Слово Божие и с радостию мог возвещать хвалу Его. – Соответственно словам исповедания веры, которое от времён Апостольских употребляется в Церкви, как краткий очерк содержания христианского учения, я ныне спрашиваю тебя, N., веруешь ли ты в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

О сём просим мы Тебя чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего. Присутств. Аминь. Затем священник снова обращается к брачующимся, приглашая их повторить своё «да» друг другу, в знак согласия; подать друг другу правую руку в знак взаимной любви; объясняет значение обмена кольцами 176 . Затем после возгласа: Помощь наша от Господа и т. д. 177 совершает благословение колец молитвою: Благослови Господи †… 178 и после этого: Свящ. Не угодно ли вам, брачующиеся, повторить своё согласие! Во имя Господа я спрашиваю Вас, NN, жених: берёте ли Вы сию предстоящую невесту NN по свободному выбору своею христианскою супругою пред Богом и Его святою Церковию? Жених. Да. Свящ. Даёте ли Вы ей обет любви, верности и чести до смерти, как это заповедал Бог и Его святое Евангелие? Жених. Да. Свящ. Во имя Господа, спрашиваю я Вас, NN, невеста: Берёте ли Вы и т. д. (повторяет оба вопроса невесте). Свящ. Дайте друг другу эти кольца, носите их как символ брачной верности. Да подаст вам Господь благодать к сему. Всемогущий Бог Отец, Сын и Св. Дух да благословит ваш обет †. Брачующиеся. Аминь. Свящ. Утвердите своё согласие, подавши друг другу правую руку (после исполнения этого). Бог всемогущий, Отец на небе да благословит утвердить, благословить и освятить брак, который вы заключаете и заключили. – Как служитель Церкви Божией объявляю я брак ваш как пред Богом заключённый, и благословляю † его во имя Отца, Сына и Святого Духа. Присутств. Аминь. Свящ. Господи, сохрани рабов Твоих; Присутств. Ибо они полагаются на Тебя. Свящ. Господи, услышь нашу молитву. Присутств. И вопль наш пусть дойдёт до Тебя. Свящ. Помолимся! О Господи, молимся Тебе… 179 . Свящ. Отче наш, иже еси на небесех… (до конца). Идите с миром, Господь да благословит вас… 180 . Таинство священства, как мы уже знаем, совершается в старокатолическом мире по чинам римско-католическим, и в молитвеннике христиано-католиков нет повторения этого чина. Под отделом «посвящение» священников в этом молитвеннике находятся только догматические положения, относящиеся к этому таинству (к значению, которое связано с посвящением в степени священства).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

В своих письмах Максим проявляется как настоящий богослов, высокообразованный, замечательно одаренный рассудительностью и богословским умом; он показывает свою великую привязанность к тем обителям, в которых он жил в смиренном подчинении их предстоятелям, хотя ничто его к тому не обязывало; он исполнен сострадания, заботливости и любви к братиям, которых он там посещал; видно также, что он прочно укоренен в аскетической и созерцательной жизни и постоянно старается делом исполнить заповеди Христа. Впрочем, для Максима истинное богословие неотделимо от духовной жизни: аскетическая жизнь и ее средоточие – молитва – являются, говорит он, лучшим оплотом против заблуждения и неведения и позволяют получить благодать, которая есть единственный источник истинного познания Бога 158 . Преподобный Максим Исповедник . Письма Предисловие переводчика Переводчик выражает сердечную благодарность Марине Ивановне Бениной: без её помощи эта работа не могла бы быть осуществлена. Кажется, рассуждения о сложности и запутанности стиля св. Максима давно уже стали общим местом. Однако в этом бурном потоке, где мысль часто опережает слово, есть своего рода charme discret поступаться которым ради плавности языка представлялось мне неуважением к читателю. К особенностям стиля св. Максима, сглаживать и «улучшать» которые мне казалось неуместным, относятся, в частности: 1) частое, иногда почти непрерывное повторение одного и того же слова или однокоренных слов (как, например, в первом абзаце Письма VIIÏ «присутств... присутств... присутств...»); 2) неоднозначность грамматических (а иногда и смысловых) связей (как, например, в третьем абзаце Письма VIIÏ «А обитать в ней...»; «в ней» может относиться и к «жизни», и к «плоти», и к «Аравии» из предыдущего предложения); 3) соединение вопросительного и восклицательного предложений в одно, и т. д., и т. п. Ради передачи в переводе такого рода особенностей приходилось, естественно, идти на определённое насилие над нормами русского синтаксиса и пунктуации, но я надеюсь, что снисходительный читатель простит меня, ощутив подлинный вкус речи св. Максима – в той степени, в какой мне удалось его передать.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Восприемники: Я верую. Свящ. Веруешь ли ты во Иисуса Христа, Его единородного Сына, зачатого от Духа Святого, рождённого от Марии Девы, страдавшего при Понтийском Пилате, распятого, умершего и погребённого, сходившего во ад, в третий день воскресшего из мёртвых, восшедшего на небеса, сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придёт судить живых и мёртвых. Воспр. Я верую. Свящ. Веруешь ли ты также во Святого Духа, во едину святую вселенскую Церковь , во общение святых, отпущение грехов, в воскресение плоти и в вечную жизнь? Воспр. Я верую. Свящ. Отрекаешься ли ты от всего, что неугодно Богу и что есть грех , от духа зла, от всех дел его и от всей его прелести? Воспр. Я отрекаюсь. Свящ. Даёшь ли ты обещание, согласно заповеди Христовой, любить Господа Бога Твоего от всего сердца, от всей души и от всего помышления твоего, и ближнего твоего, как самого себя? Воспр. Я даю обещание. Свящ. (помазуя грудь крещаемого елеем оглашенных): Я помазую тебя † елеем спасения во Христе Иисусе, Господе нашем. Да укрепит тебя благодать Того, Который спас нас от греха, на борьбу против зла, на упражнение в добре и к терпению в страданиях. Присутств. Аминь 159 . (Крещение чрез обливание, помазание темени миром и покрытие головы совершается так же, как и у германских старокатоликов, с теми же возгласами) 160 . Свящ. (вручая восприемникам свечу): N., приими сию возжённую свечу, как видимый знак оживляемой любовию веры. Открой очи для света истинного познания и последуй Христу, свету мира, чтобы никогда не ходить тебе во тьме и тени смерти. Присутств. Аминь. (Оканчивается крещение возгласом священника): Господь сам сказал: Сия есть вечная жизнь… ( Ин.17:3 ). И: Если хочешь войти в жизнь… ( Мф.19:17 , и Мф.22:37–39 ). – N., иди с миром; Господь да будет с тобою и да сопровождает тебя до конца дней твоих. Присутств. Аминь 161 . Таинство миропомазания в сборнике христиано-католических песнопений называется «возобновлением крещального союза» 162 , т. е. обетов, данных при крещении и обетований, полученных от Бога. Эта мысль проводится также и в песнопениях, назначенных для миропомазания (Firmung=Confirmatio=утверждение). Совершается миропомазание епископом, и чин его начинается так же наставлением к имеющим получить миропомазание. После этого весь чин миропомазания христиано-католиков есть точная копия того же чина германских старокатоликов за ислючением самых незначительных изменений, напр., в заключительном благословении епископа выброшены слова: «от Сиона» и: «Иерусалима», или в стихах Пс.67 слова: «от храма святого Твоего, который в Иерусалиме» заменены одним словом от: «святилища Твоего», а пред заключительным возгласом вставлен возглас епископа: «Вот, таким образом да будет благословен всякий человек, боящийся Господа» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

статью «Особое Совещание о поводах к разводу»). В посвященных вопросу о смешанных браках пяти заседаниях (одно – 3-го отдела и четыре – соединенные заседания III, VI и VII отделов Присутствия) были выслушаны: 1) доклад Самарского епархиального миссионера-священника Д.Александрова «К вопросу о смешанных браках», в коем автор путем церковно-исторических и канонических обоснований доказывает, что II пункт Указа 17 Апреля 1905г. о веротерпимости, гласящий об уравнении старообрядцев (раскольников) и сектантов в отношении заключения ими с православными браков с лицами инославных исповеданий, находится в прямом противоречии с церковными канонами и, следовательно, такие браки, не должны быть допускаемы без предварительного формального присоединения раскольника или сектанта к Православной Церкви и, как изданные только светскою властью, необязательны для пастырей Православной Церкви (Журн. и проток. заседан. Высоч.учр. Предсоборн. Присутствия, T.II, стр. 320–323); 2) доклад Харьковского епархиального миссионера И.Айвазова «О церковной дисциплине по отношению к сектантам», в коем автор заявляет, что, стоя на библейской и канонической почве, Православная Церковь должна воспретить смешанные браки православных с неправославными, но вынужденный считаться с печальною действительностью, он предлагает средства для уменьшения вреда от подобных браков для Церкви; одним из таких средств допускается расторжение брака (ibid. T.IV, журн. VI отд. 36, стр. 11–13 и 37–44); 3) доклад члена Предсоборного Присутствия В.Шеина, представившего обширный и весьма обстоятельный очерк истории вопроса о смешанных браках в России и современного состояния законодательства по сему предмету; на основании данных доклада автор, поставляя решение вопроса о смешанных браках в зависимость от государственных и чисто церковных интересов, приходит к выводу, что в качестве общего правила смешанные браки недопустимы, изъятие же из этого правила, имея лишь значение уступки со стороны Церкви во внимание к особо уважительным причинам, могут быть допускаемы лишь при условии принадлежности неправославного брачующегося к христианскому исповеданию и обеспеченности Православной Церкви в том, что брачующийся не будет совращен, а дети будут крещены и воспитаны в православной вере; несоблюдение брачующимся этих условий, являясь обманом, должно влечь за собою расторжение церковного брака и отлучение виновного от Церкви (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010