В 30-х гг. XIV в. десятки тысяч армян переселились из Золотой Орды в южный Крым: Кафу, где насчитывалось более 70 армянских храмов, Сурхат, или Солхат (Ст. Крым), Сугдею (Судак), Ак-Мечеть (Симферополь), Бахчисарай, Инкерман и др. города. В XV в. торговые города Крыма подверглись опасности тур. завоевания. Тщетно стремясь заручиться поддержкой Запада, глава Крымской епархии архим. Саркис без ведома католикоса подписал во Флоренции унию с католиками (1442). В мае 1475 г. турецко-татар. войско захватило Кафу, где истребило десятки тысяч христиан. С этого времени начинается упадок армянской колонии в Крыму. Последним духовным предстоятелем крымских армян был вардапет Петрос Маркосян; в 1778 г. его паства переселилась из Крыма в Приазовье. Сразу после присоединения Крыма рус. правительство всячески способствовало переселению крымских христиан (прежде всего греков и армян) в малоосвоенные земли Новороссии. Среди переселенцев было 13 тыс. армян, которым в соответствии с императорской грамотой от 14 ноября 1779 предоставлялась для поселения обширная равнина на правом берегу Н. Дона, где 21 апр. 1781 г. был основан г. Нахичеван (с 1838 Нахичевань-на-Дону, ныне в черте Ростова-на-Дону). В 1787–1792 гг. здесь был построен монастырь св. Креста (Сурб Хач), при котором открылась армянская школа. В 1781 г. архиепископ Иосиф составил Судебник, применявшийся в армянских общинах России до утверждения «Положения» 1836 г. Др. районом, привлекавшим армянских купцов и колонистов, было Поволжье. К XIII в. относятся упоминания армянской епархии в столице Золотой Орды г. Сарай-Бату, которая входила в подчинение Албанскому католикосу. В XIV в. армянская община переселилась в новую столицу Орды г. Сарай-Берке (где в 1370 появилась армянская церковь). Мн. армяне переехали в Астрахань. Расширяя свои торговые связи, армяне старались через московские земли упрочить контакты с Амстердамом и др. городами Европы. В XVI в. из Москвы был налажен торговый путь, пролегавший через Тверь, Новгород, Ладогу, далее до Риги, Ревеля, а затем морем на Любек, Гамбург и Амстердам.

http://sedmitza.ru/text/404208.html

Егип. община оставалась крупнейшей до сер. XX в., когда началась массовая эмиграция К. в Израиль (особенно в 1949-1950 и 1955-1956). В наст. время в Израиле проживает ок. 20 тыс. К., преимущественно в городах Рамла и Ашдод (подборка лит-ры о К. в совр. Израиле приведена в Walfish, Kizilov. 2010. P. 115-126). Надгробия караимского кладбища близ Чуфут-кале, Крым В XIII в. значительное число К., гл. обр. из Византийской империи, поселилось в Крыму. В столице крымских ханов Солхат (ныне Ст. Крым) караимская община, вероятно, существовала еще в XIII в. (ха-Рофе упоминает в кн. «Сефер ха-Мивхар» о календарном споре между караимами и раббанитами Солхата в 1278 г. ( Кизилов. 2003. С. 124; Вихнович. 1997. С. 37)). Крупнейшие караимские общины существовали в городах Чуфут-Кале (Кырк-Ер; название у К.- Села-ха-Йехудим (Скала евреев)), Кафа (ныне Феодосия), Мангуп (Феодоро) и Гёзлев (ныне Евпатория) ( Кизилов. 2003. С. 123). Благодаря географической близости к столице Крымского ханства Бахчисараю община в Чуфут-Кале стремительно набирала экономический и политический вес. В XVIII в. главы местной общины носили титул     (надежный или утвержденный правитель), синонимичный тур. «ага». Следов., лидер общины г. Чуфут-Кале занимал положение светского лидера всех общин ханства. Глава общины Шмуэль Ага (1716-1769) и его сын Биньямин Ага (1749-1824) были придворными банкирами ханов и занимались чеканкой монет для ханского двора. Чуфут-Кале стал центром К. Крыма; еще в XIX в. его население состояло почти исключительно из К. Поселение К. в Литве связывается караимской традицией с походом в Крым литов. кн. Витовта Великого (1398), к-рый переселил в Литву неск. сот татар. и караимских семей. Местом проживания К. в Литве стали города Троки, Луцк и Галич. Польско-литов. община получила статус интеллектуального центра караимства. Первым выдающимся караимским ученым в Литве был Ицхак бен Аврахам Троки, известный благодаря своему полемическому трактату «Хиззук эмуна» (Укрепление веры), содержащему критику христианства.

http://pravenc.ru/text/1470393.html

Река целиком смыла г. Итиль, и ни одно его здание не сохранилось. Среди развалин Булгара X-XII вв. есть остатки здания мечети, булгарские надгробные памятники относятся к XIII-XIV вв. В г. Ст. Крым (бывш. Эски-Крым, Солхат) стоят стены с перекрытиями т. н. мечети Узбека, самого раннего памятника мусульманской культовой архитектуры в Крыму. Множество мечетей, медресе, суфийских обителей, мавзолеев, надгробий в крымских городах Кафа (ныне Феодосия), Бахчисарай, Гёзлев (ныне Евпатория), Карасубазар (ныне Белогорск) и в др. местах были преднамеренно разрушены. От Ханской мечети 1467 г. в г. Касимове (на территории Рязанской обл.) сохранился минарет. Большинство культовых сооружений Казани и др. поволжских городов и аулов представляли собой деревянные постройки и были разрушены при завоевании русскими властями, сгорели во время пожаров и т. п. В 1767-1771 гг. в Казани по разрешению Екатерины II купцом Юнусовым воздвигнута каменная мечеть (ныне мечеть Марджани). Прочие культовые сооружения мусульман в России построены в XIX-XX вв. Более тысячи новых мечетей сооружены за последние 20 лет и продолжают строиться. Лит.: Валидов Д. Д. Очерк истории образованности и лит-ры татар (до революции 1917 г.). М.; Пг., 1923; Климович Л. И. Ислам в царской России: Очерки. М., 1936; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Islam in the Soviet Union. L., 1967; Ислам: Словарь атеиста/Ред.: М. Б. Пиотровский, С. М. Прозоров. М., 1988; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991; Muslim Culture in Russia and Central Asia/Ed. M. Kemper e. a. B., 1996-2004. 4 vol.; Ислам на территории бывш. Рос. империи: Энцикл. словарь/Сост. и отв. ред.: С. М. Прозоров. М., 1998-2003. 4 вып. 2006. Т. 1; Литвинов П. П. Государство и ислам в Рус. Туркестане (1865-1917). Елец, 1998; Khalid A. The Politics of Muslim Culmural Reform: Jadidism in Central Asia. Berkeley, 1998; idem. Islam after Communism: Religion and Politics in Central Asia. Berkeley; L., 2007; Ислам в Рос. империи: (Законодательные акты, описания, статистика)/Сост.: Д.

http://pravenc.ru/text/ислама.html

Ислам В период с V по XIV в. в К. доминирующее положение занимало христианство, распространенное в генуэзских колониях, греч. и арм. селениях; в хазарских поселениях исповедовали иудаизм. С VIII в. через мусульм. купцов и суфийских шейхов в К. проник ислам. В XIII в., после завоевания полуострова монголо-татарскими войсками, начался процесс исламизации населения К. В период правления принявшего ислам золотоордынского Берке-хана (50-60-е гг. XIII в.) были созданы первые мусульм. поселения Эски-Сала и Эски-Юрт (в предместье Бахчисарая). По преданию, к-рое в XVII в. записал тур. историк и дипломат Э. Челеби, после завершения похода в Ср. Азию хан привел с собой и поселил в К. 1800 среднеазиат. улемов, шейхов и «св. отшельников», к-рые оказали большое влияние на развитие ислама в Крымском улусе. Так, одну из первых мечетей Солхата (Кырыма; ныне Ст. Крым) в 1263 г. построил выходец из Бухары. Др. центром религ. влияния на К. стал мамлюкский Египет. На средства егип. султана Бейбарса, уроженца Крыма и союзника Берке-хана, в 1287 г. в Солхате была построена новая соборная мечеть. Окончательное утверждение и институализация ислама в Золотой Орде произошли в правление хана Узбека (1313-1342). В Крымском улусе, как и в др. регионах Золотой Орды, ислам распространялся в форме суннизма ханифитского и шафиитского толков. В XIV в. главным религиозно-образовательным центром для мусульман К. стал Кырым (Солхат). К этому периоду относится строительство в городе т. н. медресе - мечети Узбека. Также ок. 1500 г. было основано Зинджирли-медресе близ Бахчисарая, с к-рым были связаны такие деятели К., как историки Мухаммед Нидаи Кайсуни-заде по прозвищу Реммал-ходжа (XVI в.), Абдул Вели-эфенди и Хейр-Заде-эфенди (XVII в.), Сеид Мухаммед Риза (XVIII в.), известный философ Абдул Азиз-эфенди (XVII в.). Мечеть в Гурзуфе. 1880-е гг. Архит. Д. Гримм. Фотография. Нач. ХХ в. С образованием в 40-х гг. XV в. самостоятельного Крымского ханства с правящей династией Гиреев из рода Чингисидов процесс исламизации крымских греков, армян и др.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Йосеф Луцкий написал учебную грамматику иврита, Аврахам Луцкий - неск. сочинений по караимскому религ. праву. По инициативе Луцких в Евпатории была открыта караимская типография. С 1834 по 1855 г. был издан ряд караимских галахических произведений (Там же. С. 215). А. Фиркович. Портрет (Музей караимов, Феодосия) А. Фиркович. Портрет (Музей караимов, Феодосия) Наиболее активным борцом за уравнение К. в правах был выдающийся караимский ученый Аврахам бен Шмуэль Фиркович (1787-1874). Он возглавил миссию по сбору караимских древностей, инициированную в кон. 30-х гг. XIX в. генерал-губернатором кн. М. С. Воронцовым и Симхой Бабовичем. Целью этой миссии было создание разработанной караимской историографии, которая давала бы право К. соотносить себя с «большими народами». Во время поездок по Крыму, Кавказу, Палестине, Сирии и Египту (о его путешествии в Каир см. в ст. Каирская гениза ) Фиркович собрал уникальную коллекцию старинных евр. рукописей, впосл. переданную Императорской б-ке в С.-Петербурге. При всех грандиозных результатах миссии Фирковича разработанная им историческая концепция происхождения К. не выдерживает научной критики. Фирковичу принадлежит тенденциозная гипотеза о том, что К. являются потомками израильтян, переселившихся в Крым за неск. веков до Р. Х. и не имевших отношения к последующей иудейской истории. Основываясь на изучении караимских надгробий, Фиркович пытался доказать, что города Солхат, Онхат и Села-ха-Йехудим были построены К. задолго до Р. Х. К Фирковичу также восходит идея о караимском вероисповедании хазар. 2-я пол. XIX в. ознаменована рассеянием К. по ряду зап. и центральных губерний Российской империи. В 1852 г. для К. была отменена черта оседлости. Пользуясь предоставленной возможностью, мн. К. покинули свои города после Крымской войны (1853-1856). В результате расселения возникли караимские общины в Одессе, Киеве, Харькове, Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Москве, С.-Петербурге. Происходила интеграция К. в жизнь российского общества.

http://pravenc.ru/text/1470393.html

общины Киева. В Киевской Руси арм. купцы и воины, прибывшие из Византии, появились еще в XI в. Как свидетельствует Житие прп. Феодосия Печерского, в кон. XI в. армяне заселяли целую улицу в Киеве. Во 2-й пол. XIII в. там насчитывалось до 3 тыс. армян. Возможно, уже в это время здесь существовали и арм. храмы, но первое достоверное упоминание сохранилось о построенной в сер. XV в. ц. Богородицы. Ко 2-й пол. XIV в. относятся свидетельства о появлении в Киеве арм. (архи)епископа. В 1364 г. вышел указ («кондак») католикоса Месропа I об учреждении новой арм. епархии с центром во Львове, в к-рую вошли также Луцк и Владимир-Волынский. В посл. четв. XV в. множество армян прибыло во Львов из захваченного турками Крыма. После заключения польско-литов. Люблинской унии (1569) резко усилилась католич. пропаганда среди армян, в результате к-рой в 60-х гг. XVII в. многочисленная и богатая арм. община во Львове перешла в католичество и к XIX в. утратила собственный национальный язык и культуру, растворившись среди местного населения. В 30-х гг. ХХ в. Львовская армянско-католич. епархия была упразднена. В 1997 г. Львов, где существует 3-тысячная арм. община, стал центром Украинской епархии ААЦ. В 30-х гг. XIV в. десятки тысяч армян переселились из Золотой Орды в Юж. Крым: Кафу, где насчитывалось более 70 арм. храмов, Сурхат, или Солхат (Ст. Крым), Сугдею (Судак), Ак-Мечеть (Симферополь), Бахчисарай, Инкерман и др. города. В XV в. торговые города Крыма подверглись опасности тур. завоевания. Тщетно стремясь заручиться поддержкой Запада, глава Крымской епархии архим. Саркис без ведома католикоса подписал во Флоренции унию с католиками (1442). В мае 1475 г. турецко-татар. войско захватило Кафу, где истребило десятки тысяч христиан. С этого времени начинается упадок арм. колонии в Крыму. Последним духовным предстоятелем крымских армян был вардапет Петрос Маркосян; в 1778 г. его паства переселилась из Крыма в Приазовье. Сразу после присоединения Крыма рус. правительство всячески способствовало переселению крымских христиан (прежде всего греков и армян) в малоосвоенные земли Новороссии. Среди переселенцев было 13 тыс. армян, к-рым в соответствии с имп. грамотой от 14 нояб. 1779 г. предоставлялась для поселения обширная равнина на правом берегу Н. Дона, где 21 апр. 1781 г. был основан г. Нахичеван (с 1838 Нахичевань-на-Дону, ныне в черте Ростова-на-Дону). В 1787-1792 гг. здесь был построен мон-рь св. Креста (Сурб Хач), при к-ром открылась арм. школа. В 1781 г. архиеп. Иосиф Аргутинский составил Судебник, применявшийся в арм. общинах России до утверждения «Положения» 1836 г.

http://pravenc.ru/text/76124.html

3. Деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым. 4. В целях защиты прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности суды Украины на территории Республики Крым продолжают функционировать, при этом их решения, касающиеся применения законодательства Украины на территории Крыма, не должны противоречить настоящему Постановлению. Высшими судебными органами на территории Крыма являются соответствующие апелляционные суды, находящиеся на территориях Республики Крым и города с особым статусом Севастополя. 5. Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым. 6. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым. 7. Собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется – государственной собственностью Республики Крым. 8. Республика Крым в лице Верховной Рады Автономной Республики Крым обращается к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики. 9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия . В принятом документе отмечается, что «в связи с выходом из состава Украины и провозглашением Республики Крым независимым государством» Верховная Рада Автономной Республики Крым постановляет: именовать представительный орган Республики Крым Государственным Советом Республики Крым – парламентом Республики Крым со дня провозглашения независимости Республики Крым.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/17/kr...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Крым провозглашен независимым суверенным государством Верховный Совет Республики обратился к России с предложением принять полуостров в качестве нового субъекта Российской Федерации 17.03.2014 405 Время на чтение 3 минуты В понедельник, 17 марта, на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета АР Крыма принято постановление «О независимости Крыма», передает пресс-служба крымского парламента . За него проголосовали 85 депутатов. В принятом документе отмечается, что Верховный Совет Автономной Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 года, которое показало, что народы Крыма высказались за вхождение в состав России и, следовательно, за выход из состава Украины и за создание независимого государства, руководствуясь Декларацией о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11 марта 2014 года и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 года, постановляет: 1. Провозгласить Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус. Республика Крым намерена строить свои отношения с другими государствами на основе равенства, мира, добрососедства, иных общепризнанных принципов политического, экономического и культурного сотрудничества между странами. Республика Крым обращается к Организации Объединенных Наций, ко всем государствам мира с призывом признать независимое государство, созданное народами Крыма. 2. Со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года. Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/17/kr...

Сейчас решать пришлось самим. От крика: «Русские идут!» Бандеровцев охрипнет свора. Бог даст, в Крыму мы будем скоро. Здесь наши флеши, наш редут! Весна в Крыму. Огонь и дым, И Балаклавы бормотанье... Нас Пушкин вновь обложит данью, Когда мы возвратимся в Крым Вновь станем рифмами бряцать. В снах героических купаться. Глаголы пчёлами роятся, Впиваясь строчками в тетрадь. Я этим летом въеду в Крым Верхом, как бородатый сотник? Нет! Въеду, как стихов работник Вслед за светилом золотым. Когда мы возвратимся в Крым, Лицо умоем в Русском Море. Белеет парус на просторе Россия с именем твоим. ( октябрь 2013) Мы уже понимаем, почему Крым поддержал единодушно Россию в марте 2014 года. На знаменитую фразу Кучмы «Украина - не Россия!». Мы теперь отвечаем «Крым - это Россия!». Крым вернулся в Россию, а русская поэзия благодаря и этому международному фестивалю - возвращается в Крым! Любой русский человек, а тем более поэт согласится со мной, что Крым это Мекка русской поэзии. И если где-то и живёт русская муза, то она живёт на этом полуострове! Кто только здесь не бывал - это и Николай Гумилёв, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Анна Ахматова , а Максимилиан Волошин просто жил здесь! А как советские писатели любили ездить в Коктебель и Ялту... Наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин тоже любил Крым. Хотя в первый раз он попал сюда, так сказать, не по своей воле. Опального поэта выслали из Петербурга, но разрешили путешествовать с семьей Раевских в Крым и на Кавказ. Следует отметить, что в те времена, в первой половине девятнадцатого века, Крым еще был для русской интеллигенции землей малоизведанной. И знали они о загадочной Тавриде разве что из произведений древнегреческих писателей. И Александр Сергеевич был в числе тех самых первооткрывателей. Он бывал в Керчи и Феодосии. Вот что писал поэт о своем прибытии в Гурзуфе: «Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг... и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/14/ru...

165 Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – С. 27; Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 10; Якобсон А.Л. Крым в средние века. – С. 29,30. 167 Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – С. 27; Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 146,181; Якобсон А.Л. Крым в средние века. – С. 29. 169 Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 177–180; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 29. 171 Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – С. 29; Якобсон А.Л. Крым в средние века. – С. 31 (протополит Зоил, являвшийся архонтом Херсона, без колебаний объявлен «главой местного самоуправления »). 175 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 41–43; Якобсон A.A. Средневековый Крым. – С. 31–32. 181 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 47–54, Якобсон A.A. Средневековый Крым. – С. 55–56; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 37, 58. 183 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 52; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 58. 185 См. Романчук А.И. «Слои разрушения Х в.» в Херсоне: (К вопросу о последствиях корсунского похода Владимира)//ВВ. – 1989. – Т. 50. – С. 182–188; Завадская H.A. О разрушении Херсонеса в X–XI вв.//Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь: Междунар. конф. памяти М.И. Артамонова: Тезисы докл. – СПб., 1998. – С. 121–122. 187 Талис Д.Л. Вопросы периодизации истории Херсона в эпоху раннего средневековья//ВВ. – 1961. – Т. 18. – С. 54–73. О Д.Л. Талисе см.: Издания Государственного Исторического музея 1873–1998: Библиографический указатель/Науч. ред. В.Л. Егоров. – М., 1999. – С. 198. 193 Суров Е.Г. Херсонес Таврический: (Лекции по специальному курсу и материалы к семинару для заочного отделения)/Отв. ред. М.Я. Сюзюмов. – Свердловск, 1961. 194 Суров Е.Г. К истории северо-западного района Херсонеса Таврического//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Вып. 3. – С. 117–145. 197 Домбровский О.И. Средневековый Херсонес//Археология Украинской ССР: В З т. – К., 1986. – Т. 3. – С. 535–543. 200 Домбровский О.И. Средневековый Херсонес. – С. 537; ср.: Домбровский О.И. Архитектурно-археологическое исследование загородного крестообразного храма Херсонеса//МАИЭТ. –1993.– Вып. 3. – С. 289–318; Домбровский О.И. О хронологии «Базилики Уварова»//Историческое наследие Крыма. – 2004. – – С. 11–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010