Память старца-иеросхимона Иеронима (Соломенцова) почтили на Афоне Афон, 29 июня 2014 г. Афонский старец Иероним (Соломенцов).      В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре 27 июня, в канун дня памяти преп. Иеронима Стридонского, почтили приснопамятного иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева, 1802-1885), духовного руководителя и старца всех русских святогорцев, сообщает сайт " Русский Афон " . Этот день является днем тезоименитства почившего афонского старца. По сложившейся сразу же после его смерти традиции, русская святогорская обитель ежегодно в этот день, как и вдень блаженной его кончины, совершает панихиду, поминая и всех его сродников. Вот и на этот раз на исходе дня, по окончании повечерия, братия Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря отслужили панихиду и приложились к честной главе своего духовного отца и заступника. В ночь с 27 на 28 июня, в день тезоименитства старца Иеронима (Соломенцова), в обители была совершена Божественная Литургия в храме в честь препп. Иеронима Стридонского и Герасима Иорданского. Этот храм был создан в 1886 г. по благословению ученика старца, игумена монастыря схиархимандрита Макария (Сушкина) в память о почивших старцах русской святогорской обители: игумене схиархимандрите Герасиме и духовнике иеросхимонахе Иерониме. По окончании литургии в храме была совершена заупокойная лития с освящением колива. Мощи старца Иеронима покоятся в особой усопохранительнице вместе с честными останками игуменов и почитаемых старцев русской святогорской обители. Костница Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.      Старец Иероним (Соломенцов) на протяжении более 100 лет является один из самых почитаемых в обители русских святогорских подвижников и наставников. Память о нем бережно и благоговейно передается здесь от поколения к поколению. На данный момент собираются материалы для возможной его канонизации. В готовящейся к изданию 25-ти томной серии «Русский Афон XIX-XX веков» девятый том будет целиком посвящен старцу Иерониму: пространное жизнеописание, его дневниковые записи, письма, наставления, архивные документы и прочее.

http://pravoslavie.ru/71828.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Степанов Александр; ранее 1771, Москва - 31.12.1844, Свенский мон-рь), иеросхим., Рославльский, Младший. Сын диакона. В 25 лет поступил в Пешношский мон-рь Московской губ. В 1796 г. настоятелем мон-ря иером. Макарием был послан в числе 12 братий для восстановления запустелой Оптиной пуст. , там был пострижен в монашество с именем А. (1796), рукоположен во иеродиакона (1797), во иеромонаха (1802) и назначен духовником обители. желая безмолвной жизни, А. собирался на Афон , но не попал туда и поступил в Белобережскую пуст. , откуда без благословения ушел в Рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), через 4 года вернулся и был определен в Свенский мон-рь с запрещением священнослужения за самовольную отлучку. Однако А. не пошел в мон-рь, а в апр. 1807 г. удалился в Якимовичские леса (неподалеку от сельца Якимовского). Поселившись в Свенском мон-ре лишь в 1816 г., инок оставил его 13 июля 1817 г. ради пустынножительства в Якимовичских лесах. А. пользовался большим уважением среди отшельников, под его духовным руководством находились новоначальные иноки братья преподобные Моисей (1811-1821) и Антоний (1816-1820) (Путиловы, впосл. оптинские старцы). В 1821 г. Калужский еп. Филарет (Амфитеатров) пригласил рославльских подвижников устроить скит при Оптиной пуст., большая часть пустынников приняла предложение (в т. ч. братья Путиловы), но А. не согласился на переселение. В 1825 г. начались гонения на рославльских пустынножителей со стороны властей. По указу Рославльского земского суда А. был заключен в острог, отправлен по этапу в Свенский мон-рь, куда прибыл в февр. 1826 г. Послушанием А. в мон-ре была продажа свечей. Орловский еп. Гавриил (Розанов) разрешил ему священнослужение, но по смирению А. священнодействовал только ради принятия Св. таин. А. имел дар умной молитвы, отличался кротостью, смирением и незлобием. В свободное время А. с учениками переписывал переводы творений святых отцов, сделанные прп. Паисием (Величковским) . Лит.: Брянский Свенский мон-рь. М., 1866. С. 93; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870. С. 10-14, 20, 22; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея. М., 1882. С. 17-20, 26-30, 38-43, 249-250; ЖПодв. Март. С. 139-143; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/text/76928.html

5) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущими и с тою же надписью вверху: «Во храм Святителя Христова святого Николая чудотворца». Внизу: «Повелением благочестивейшего самодержавнейшего великого Государя нашего императора Павла Петровича всея России и благословенном Святейшего Правительствующего Синода священнодействован преосвященным Амвросием, Архиепископом Новгородским и С.-Петербургским, в богоспасаемом граде Святого Петра 1800 года». 6) Атласный коричневый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями» вверху и внизу: «Во храм Успения Пресвятыя Богородицы». Священнодействован тем же Преосвященным 1800 года. 7) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями вверху и внизу: «Во храм святого Архистратига Михаила в Доложском погосте». Священнодействованием же Преосвященным 1800 года. У всех сих антиминсов подпись на обороте внизу: «Смиренный Амвросий, Архиепископ Новгородский и С. Петербургский». Антиминсы одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу – в царствование Императора Александра Павловича. Священнодействованные преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским – 8) Атласный белый – во храм святых Апостол Петра и Павла иже в крепости. Священнодействован…….. во храме преподобного Исаакия Далматского. Лета 1802 месяца мая в 30-й день. Подпись на обороте внизу: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 9) Атласный желтый – во храм Иоанна, Архиепископа Новгородского. 1802 г. июня 1-го. Подпись под рисунком таже. 10) Атласный розовый – во храм святых Апостол Петра и Павла, что при Выборгском полевом госпитале. 1802 г. июня 4–го дня. Подпись там же и таже. 11) Атласный голубой – во храм иже во святых Отца нашего Николая Архиепископа, Мирликийского чудотворца. 1802 года июня 12-го. Подпись под рисунком: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский ». 12) Атласный голубой; храм не означен. 1802 года июня 12. Подпись таже и там же. 13) Атласный розовый – во храм Сретения Господня в селе Сретенском. Лета 18... июня 12-го дня. Подпись таже и там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Студенты в новых языках так успевали, что некоторые могли свободно объясняться на том или другом и писали сочинения; таковы Гурий Ласточкин (1802), Петр Талиев (1801), Николай Милонов (1810–1812), Андрей Мироносицкий (1802). В продолжении курса богословского студенты были определяемы учителями новых языков в низших и средних классах, напр. Талиев (1801), Милонов (1811–1812), Полиновский (1805), А. Протопопов (1804), А. Бальбуциновский (1805–1806), М. Ясницкий и А. Терновский (1816) и др. Студент богословия Гурий Ласточкин прямо, по окончании курса в 1802 г. сделан был учителем высшего французского класса. Преподаватели немецкого языка были: Яков Архангельский (1801–1808;, Андрей Мироносицкий (1802–1804), Андрей Рудольский (1803–1815) А. Протопопов (1804– 1805), Михаил Полиновский (1805–1818), Иван Пляцидовский (1807–1813), Петр Кочетков (1818–1814), Алексей Боголюбов (1814–1818), Матфей Ясницкий (1816) и Андрей Терновский (1816). Французский язык преподавали: Петр Талиев (1801– 1818), Гурий Ласточкин (1802– 1804), Алексей Бальбуциновский (1805–1812), Михаил Вознесенский (1808– 1809), Николай Милонов (1810–1816), Василий Иванов (1816–1818), Черников Петр (1812 –1814), Михаил Скворцов (1812–1813, Василий Эндимионов (1814–1816) и Василий Яблонский (1816). В 1800 г., когда закрыты были ново-крещенские школы, пр. Серапионом открыт был при академии класс татарского языка. Класс этот не для всех был обязателен: в послеобеденные часы его посещали, по собственному желанию, студенты и ученики всех классов. Число охотников обучаться татарскому языку всегда было не велико от 20–100 человек. Некоторые воспитанники из других инородческих епархий, приготовляющиеся в академии к учительским должностям, по предписанию местных семинарских правлений, обязывались изучать татарский язык. Так вятское семинарское правление в 1815 г., предположивши открыть в своей семинарии татарский класс, чрез академические правление обязало студента богословия вятской епархии Гавриила Сперанского обучаться татарскому языку для определения его после учителем оного языка в вятской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29) В 1799–1802 г.г., строитель иеромонах Андрей, 211 известный уже нам по тяжебному делу о монастырской мельнице. По ведомости Белоградского Николаевского монастыря за 1809 год он значится: из великороссиян, священнический сын, обучался в Севской семинарии с 1779 года латинскому и греческому языкам, грамматике, поэзии, риторике, географии, истории, арифметике, философии и Богословии. 1794 года августа 13 д. по указу из Св. Правительств. Синода, пострижен в монашество преосвященным епископом Феоктистом в Харьковском Покровском училищном монастыре. До пострижения в монашество, определяем, был 1779 года сентября 1 д. – в Белоградскую семинарию учителем Синтаксемы и катехизатором, а по пострижении в монашество, произведен 16 августа 1794 г. преосвящ, еп. Феоктистом в иеродиакона 12 июня 1795 года – в иеромонаха, 29 ноября 1798 г. по указу из правительствующ. Синода определен в число соборных Киево-Печерской лавры иеромонахов 1799 г. июля 1-го д. назначен строителем в Старо-Харьковский Преображенск. монастырь и того же 1799 г. ноября 17 д. 212 определен в Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь строителем же и в тамошнее духовное правление присутствующим где находился по 1802 г., 213 а потом до 1805 года был в Путивльском училище учителем; с 5 июля 1805 г. определен в Курскую духовную консисторию присутствующим катехизатором и казенных питомцев семинарии смотрителем; с 13 декабря 1806 г. определен префектом семинарии 1809 г. ноября 1 д. определен учителем в Богословии с преподаванием высшего красноречия студентам Богословии по 12 декабря сего года; а того 12 числа декабря, по указу из Св. Правительствующ. Синода последовавшего к его преосвященству, возведен в сан архимандрита и определен настоятелем в Белоградский Николаевский монастырь, с оставлением по прежнему, присутствующим в консистории. 30) В 1802 г., строитель иеромонах Кирилл. 214 Он из иеромонахов Рыльского Николаевского монастыря, коего настоятель архимандрит Иосиф Лазарев в 1802 году, не известно по какому поводу, представлял иеромонаха Кирилла, состоявшего в то время на должности смотрителя мельниц в Банищах, достойным начальнической должности. И вот, указом от 28 июля 1802 года за 1792 велено было выслать Кирилла в консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До назначения в Павло-Обнорский монастырь был с 1781 по 1784 год игуменом Глушицкого монастыря; в 1784 году переведён в игумены Корнильева монастыря; но в 1785 году, по желанию своему, опять возвращён в Глушицкий монастырь. В 1794 году назначен настоятелем в Спасокаменный Духов города Вологды монастырь, а по учреждении здесь архимандрии, в 1798 году октября 1 дня, возведён на степень архимандрита. В 1800 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря, которым управлял до 1812 года. 51.Августин, в 1812 году. 52.Гавриил, Болховитинов, с 1812 по 1814 год. По пострижении в монашество в Воронежском архиерейском доме в 1802 году, был с 1802 года по 1812 год строителем общежительного Преображенского Толшевского монастыря Воронежской епархии (см. История российской иерархии, том VI; 1815 год, с.409). В 1812 году, сентября 8 дня, произведён во игумена в Павло-Обнорский монастырь 50 . 53.Ириней, архимандрит, с 1814 по 1816 год. Родом был Тверской епархии, но пострижен в монашество в Воронеже в 1812 году. В 1813 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, произведён в архимандрита в третьеклассный Лихвинский Покровский Добрый монастырь Калужской епархии, где и находился до 1814 года. В этом году переведён в настоятеля Павло-Обнорского монастыря. 54.Дионисий, с 1816 по 1818 год. Родом Ярославской епархии, пострижен в 1802 году. В 1810 году был строителем Ростовского Троицкого Варницкого монастыря; в том же году переведён в строители Ростовского Белогостицкого монастыря. В 1812 году произведён во игумена Пошехонского третьеклассного Адрианова монастыря. В 1816 году, июля 23 дня, назначен игуменом Павло-Обнорского монастыря. 55.Варфоломей, с 1818 по 1823 год. Из купеческого звания, пострижен в монашество в 1793 году в Валаамском монастыре. С 1798 по 1802 год был строителем Коневского Рождественского монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1802 году принят в Вологодскую епархию и определён казначеем Вологодского архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, из купленного серебра была сделана серебряная позолоченная риза (весом 84 золотника) для иконы Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками 385 . При строителе Александре пополнилась и ризница обители: в 1801 году в нее поступили: парчовая риза, набедренник, три пояса, три пары поручей и два покровца; а в 1802 году – еще три ризы, подризник, поручи и покровец 386 . За период 1764–1800 гг. обогатилась и монастырская библиотека: число книг в ней возросло почти втрое (с 30 до 81). Вновь поступили различные сборники житий святых, поучения св. Кирилла Иерусалимского , св. Иоанна Дамаскина , проповеди митрополита Платона, Акафистники, службы Святителю Николаю Чудотворцу, св. Иоанну Воину; св. праведным Захарии и Елисавете. Об увеличении количества книг в библиотеке заботился и строитель Александр. В 1801 году в нее поступило 17 церковных книг (среди них Служебники, Акафистники, Требник, Триодь цветная, Чин священнослужения и обрядов, слова поучительные блаженного Макария, беседы св. Иоанна Златоуста о покаянии, книги св. Амвросия Медиоланского о должностях, «Алфавит духовный», беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий, Молебное пение во время губительной и заразительной немощи) 387 , а в 1802 году – еще 19 книг (различные слова и беседы св. Иоанна Златоуста , Служебники, Псалтири, каноны Богородице) 388 . К концу 1802 года число книг в библиотеке Глинской пустыни возросло до 117 389 . В описной церковной книге Глинской пустыни содержатся также сведения о некоторых членах старшей братии обители. Так, в 1802 году духовником пустыни был иеромонах Иаков, а казначеем – иеромонах Досифей 390 . 22 февраля 1804 года о. Александр был отозван в архиерейский дом, а на его место определен строитель иеромонах Евфимий, бывший духовником Софрониевой пустыни 391 . Это был муж высокой добродетели, истинный подвижник. Братия Глинской пустыни благоговела перед ним и почитала его. Но по старости лет он не смог долго управлять обителью и возвратился в Софрониеву пустынь. Строителем же в Глинскую обитель, согласно прошению, уже в четвертый раз был назначен иеромонах Александр 392 . Ревностное стремление этого строителя пребывать в Глинской пустыни свидетельствует о том, что и во время бедности этой обители духовная жизнь в ней была на самом высоком уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Петр Тобольский, из здешних студентов, учитель низшей информатории и греческого языка, с 4 сентября 1801 года; в октябре 1802 г. вышел в св. Синод переводчиком. Михаил Суханов, кандидат богословия, из Иркутской семинарии, обучался в здешней академии богословским и философским наукам и, по окончании курса, в 1801–1802 гг. сам обучал простому нотному пению и немецкому языку; по возвращении на родину, в 1805 г. принял монашество, в котором назван Иннокентием и определен префектом семинарии; в 1808 г. произведен в архимандрита Киренского монастыря; скончался 2 мая 1811 г, Степан Ив. Максимович, из здешних студентов, информатор и учитель французского языка, с 4-го сентября 1801 г.; в 1804 г. рукоположен в священника к церкви Рождества пресв. Богородицы, что на Песках. Вениамин, соборный иеромонах, из префектов Костромской семинарии, вызван был на класс риторики 25 сентября 1802 г.; когда и куда выбыл, неизвестно. Иоанникий Флеров, иеромонах, в 1802 г. вызван м. Амвросием из Ярославской семинарии; в 1804 г. февр. 15-го определен законоучителем в Академию Художеств. Скончался в 1808 г., в сане архимандрита Старицкого Успенского монастыря. Гедеон (Гавриил) Федотов, иеромонах, в 1803 г. вызван м. Амвросием из Белградской семинарии, где был учителем математики и французского языка; но в том же году, по распоряжению св. Синода, отправлен был в Российско-Американские поселения, в качестве благочинного над духовенством камчатских и американских церквей, с пожалованием ему наперсного креста; по возвращении из миссии определен наместником здешней лавры; в 1810 году произведен в архимандрита Зеленецкого монастыря; в 1819 г. переведен в Иверский. Никита Орловский, до окончания кура поступил псаломщиком в Копенгаген; по возвращении в Россию в 1803 г. слушал философский и богословский курсы, обучая в то же время младших воспитанников немецкому языку и нотному пению; в 1804 г. определен священником в Копенгаген же; после был законоучителем Морского кадетского корпуса и Александровской мануфактуры; скончался протоиереем Покровской Коломенской церкви. Сочинения его: Краткая российская грамматика (Спб. 1814) и Информатория или начальные основания латинского языка. Спб. 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

По состоянию на 1802 г. в Новгородской епархии имелось 14 соборных и 865 приходских церквей (РГИА. Ф. 796. Оп. 83. Д. 1005), наибольшее число приходов (100) было в Белозерском у., наименьшее (24) - в Крестецком. Во время управления митр. Амвросия заштатный новгородский Николаевский Розважский мон-рь был упразднен, а его братия переведена в Перекомский мон-рь, получивший двойное название - Розважский Перекомский. В 1802 г. при тихвинском Большом Успенском мон-ре устроены каменные здания для богадельни, в 1805 г. учреждена архимандрития в Сковородском мон-ре, в 1816 г. увеличены штаты Саввина Вишерского монастыря и жалованье чиновникам Новгородской духовной консистории. В 1802 г. Новгородское (Карповское) подворье в С.-Петербурге было пожертвовано владыкой под богоугодное заведение. Непосредственное управление епархией лежало на викарных епископах Старорусских, среди к-рых в нач. XIX в. выделяются буд. митрополиты Михаил (Десницкий; 1802-1803) и Евгений (Болховитинов ; 1804-1808), а также еп. Амвросий (Орнатский ; 1816-1819). В нач. 1818 г. митр. Амвросий обратился с просьбой оставить под его управлением только Новгородскую епархию, указ об этом был подписан имп. Александром I 26 марта. 6 мая Амвросий выехал в Новгород, где 21 мая скончался. По указу Синода от 27 мая управляющим Новгородской епархией был определен еп. Старорусский Амвросий (Орнатский). В соответствии с указом от 25 июня Новгородская епархия вновь соединилась с С.-Петербургской под упр. митр. Михаила (Десницкого; 1818-1821). В мае 1819 г. митр. Михаилу, хорошо знакомому с церковной жизнью новгородских земель, было дозволено отлучиться туда для обозрения «на столько времени, сколько настоящая надобность укажет». Особую заботу митр. Михаил проявлял в отношении жен. обителей епархии: в 1819 г. он выхлопотал средства на «исправление» Сыркова (свыше 11,5 тыс. р.) и Десятинного (10 тыс. р.) монастырей, в 1821 г. увеличил штат монашествующих в Воскресенском Горицком мон-ре ( Здравомыслов. 1897. С. 151). После смерти митр. Михаила с 24 марта по 19 июня 1821 г. Новгородской епархией управлял еп. Старорусский Дамаскин (Россов; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1802 году император Александр I, осматривая Обуховский дом, обратил, между прочим, свое милостивое внимание и на основателя скопческой секты. Вероятно, императору донесено было, что секретный арестант „Кондратий Селиванов , или, что тоже, скопческий лжеискупитель не имеет никаких признаков умопомешательства; вследствие сего император, признавая присутствие секретного арестанта в Обуховском доме неуместным, повелел освободить его из этого дома и определить в богадельню при Смольном монастыре. Это последнее и было исполнено в марте 1802 года и мнимый Кондратий Селиванов был определен „в богадельню в первый сорт“ 342 . Однако, Кондратию Селиванову суждено было не долго оставаться в богадельне; чрез три с половиной месяца он уже находился в распоряжении камергера Елянского, который получил его из богадельни в июле 1802 года под свою расписку, не лишенную некоторого рода странности как по форме изложения, так равно и по некоторым выражениям 343 . Остается неизвестным, с высочайшего ли разрешения отдан был Кондратий Селиванов камергеру Елянскому или без этого разрешения; последнее, кажется, вероятнее, потому что освобождение лиц, находящихся в богадельне, совершается вообще без испрашивания на это высочайшей воли. Получив в свои руки мнимого „Кондратия Селиванова“, скопческого лжеискупителя и лжецаря Петра Феодоровича, Елянский немедленно передал его петербургским купцам Ненастьевым. Ненастьевы, как мы уже замечали прежде, имели большое знакомство с высшим петербургским обществом. Это обстоятельство весьма много содействовало скорому прославлению лжеискупителя. Уже в первые два года пребывания Селиванова в доме Ненастьевых слава о нем, как о человеке праведном и святом, обладающем даром прорицания и даже исцелений, распространилась благодаря Ненастьевым в среде петербургского общества и последнее не замедлило почтить „святого старца“ своим благосклонным вниманием. Прежде всех, как и следовало ожидать, такое внимание к нему оказали знатные барыни и купчихи, которые ежедневно толпами осаждали дом Ненастьевых, домогаясь получить от „старца“ благословение, назидание и какое-либо предсказание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010