И все же арест отца Николая, как представляется, имел своей целью не просто физическое уничтожение еще одного духовного лица, но искоренение целого массового явления, которое, несмотря на все репрессии и гонения, продолжало существовать в Загорске и его окрестностях. «Алексеевщина» не давала покоя органам НКВД, и они всеми силами пытались окончательно покончить с ней, расправляясь с наиболее видными фигурами, ее представляющими. Политическая составляющая дела была просто необходима, чтобы «провести» арестованного по нужной статье. Правдивость же донесений никого не интересовала. Так, И.И. Осипова отмечает, что при исследовании групповых дел церковников за 1935–1940 годы обращает на себя внимание тот факт, что при составлении агентурных сообщений сексоты старались ориентироваться как на внутренние события в стране, так и на изменения во внешний политике. Порой дело доходило до абсурда. Например, по сообщениям малограмотных осведомителей из глухих деревень, местные церковники на тайных собраниях увлеченно обсуждают групповые процессы троцкистов или военачальников и называют множество широко известных и малознакомых фамилий оппозиционеров ВКП(б), представляя их своими руководителями. Очевидно, из Москвы передавались определенные инструкции местным органам НКВД, а те, в свою очередь, давали соответствующие указания своим «добровольным помощникам». Последние, похоже, составляли свои агентурные сообщения, просто переписывая соответствующие абзацы из центральных газет . Дело 7 представляет собой один из интереснейших примеров попытки чекистов справиться с истинно народным движением, имеющим глубоко религиозные корни. Что же на самом деле представляла собой так называемая «алексеевщина»? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к личности человека, чье имя и легло в название данного православного течения – преподобного Алексия, старца Зосимовой пустыни. Отец Феодор Соловьев Старец Алексий – в миру Федор Алексеевич Соловьев – родился в Москве 17 января 1846 года в семье настоятеля церкви Симеона Столпника за Яузой протоиерея Алексия Петровича Соловьева. Отчасти рождение в семье потомственного духовенства предопределило будущее Федора Соловьева. В 1866 году он окончил Московскую духовную семинарию и был рукоположен в диаконы. С 1867 по 1895 год он служил диаконом в храме Николая Чудотворца в Толмачах, а затем был приглашен служить в Успенский собор Московского Кремля, будучи рукоположенным уже в пресвитеры. В октябре 1898 года, после трех лет служения в Успенском соборе, протопресвитер Феодор Соловьев уволился по собственному желанию и поступил в Зосимову пустынь, что в 20 километрах от Сергиева Посада. Там он принял монашеский постриг с именем Алексий. С этого времени и вплоть до 1923 года, когда советская власть закрыла пустынь, иеромонах Алексий жил в этой пустыни, а после ее закрытия перебрался в Сергиев Посад, где и скончался в 1928 году.

http://pravoslavie.ru/44073.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Алексий Зосимовский января 1846 – †2 октября 1928 Прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г. 105 . Память празднуется 19 сентября/2 октября Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился в Москве 17 января 1846 года в семье протоиерея Алексея Петровича Соловьева, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, профессора Вифанской Духовной Семинарии. Начальной грамоте Федор обучался у будущего своего тестя диакона Павла Смирнова. С малых лет мальчик отличался серьезностью, уклонялся от веселого общества и мирских развлечений. У Федора был отличный голос и слух, он очень любил музыку и с малых лет пел в церковном хоре. Научившись играть на рояле, он исполнял церковные песнопения. Поститься он начал с самого раннего возраста, как себя помнил. По окончании Андрониевского духовного училища он поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учеба давалась ему нелегко и отнимала почти все время. Свой день юноша начинал с главы Евангелия и Апостола и только затем приступал к занятиям. В 1866 году Федор Соловьев завершил семинарское образование по первому разряду вторым в списке выпускников. 12 февраля 1867 года он обвенчался с Анной Павловной Смирновой, через неделю состоялось его рукоположение во диакона в Чудовом монастыре епископом Игнатием. Святитель Московский митрополит Филарет назначил его служить в храм святителя Николая в Толмачах, о котором он имел особое попечение. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Василий Нечаев, будущий епископ Виссарион, который стал первым духовным наставником новорукоположенного диакона Феодора. 27 января 1872 года в семье отца Феодора случается большое горе – умирает его матушка Анна Павловна, и отец Феодор остается с маленьким сыном Мишей на руках и живет вместе с тещей и свояченицей. Для отца Феодора это был страшный удар. Когда отпевали Анну Павловну, у него не было сил служить. Он стоял у гроба, неотрывно смотрел на любимое лицо, и слезы катились по его щекам. Начиналась иная, одинокая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Алексий Зосимовский      Книга посвящена преподобному Алексию Зосимовскому (Соловьеву; 1846–1928), старцу-иеросхимонаху, затворнику Зосимовой пустыни, который на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917 года вытянул жребий избрания митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея России. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. В книге собраны фрагменты жития старца, его наставления, советы. Преподобный Алексий Зосимовский (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье священника. С самого раннего возраста отрок прислуживал в алтаре своему отцу. В 1866 году Федор Соловьев окончил семинарию, в 1867 году женился. Молодой выпускник семинарии был рукоположен в диаконы, и митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил отца Феодора служить в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. В 1868 году у отца Федора родился сын Михаил. Заметное влияние на судьбу и духовное возрастание отца Феодора оказал настоятель Толмачевской церкви протоиерей Василий Нечаев (будущий епископ Виссарион). Прихожане уважали его за благоговейное служение, доброе и чуткое сердце. Отец Василий занимался еще и литературным трудом — был редактором и основным автором известного тогда журнала «Душеполезное чтение», который издавался при Толмачевском храме. В 1873 году молодой диакон Феодор овдовел, и отец настоятель загрузил его работой в редакции. В отце Феодоре проснулся интерес к литературной деятельности, и он начал писать статьи в журнал, некоторые из этих статей были изданы отдельными брошюрами. Кроме богослужений в храме, отец Феодор участвовал вместе с отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, в народных чтениях. В мае 1895 года отец Феодор Соловьев после двадцативосьмилетнего служения покинул Николо-Толмачевский приход, а в июне он был рукоположен в священника и определен в штат Кремлевского Успенского собора. Уже через два года отец Феодор был единогласно избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, стал протоиереем.

http://pravoslavie.ru/sm/91756.htm

Преподобный Алексий (1846–1928) Преподобный Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) после окончания курса Московской Духовной семинарии стал диаконом в церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, он задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили прежде воспитать сына. После молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве. Последнее место службы его было в Кремле, в Большом Успенском соборе, куда он попал за выдающийся голос (бас). Как только сын окончил учебу, отец Алексий оставил Москву. 30 ноября 1898 года протоиерей Феодор Соловьев был пострижен игуменом Зосимовой пустыни Германом в монашество с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отец Герман, принимая в Зосимовскую обитель протопресвитера Успенского собора, опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Поэтому первое время отцу Алексию жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регентом хора тогда был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и Синодальное училище, хороший музыкант, но нервный и беспокойный человек. Отец Алексий стал петь на клиросе по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал ему выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». Сразу же став духовником отца Алексия, отец Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличилось и число исповедников у отца Алексия: вместо старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам отец игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. 15 , есть много такого, что детям надо бы прочитать отдельно или со мной вместе, или о чем надо бы с ними побеседовать, и субботний вечер — самое подходящее для этого время. Если же это время и ничем серьезным не окажется занято, — пусть лучше поскучают, чем слишком усердно развлекаются, потому что оторвать их от веселой игры очень трудно. Соблюдение установленных праздников и распорядков — один из важнейших моментов всякой религии, так как по законам нашего земного существования все духовное должно иметь свою форму. И если мы к этому детей не приучим, то мы дадим им только ту абстрактную бесформенную “религиозность”, от которой наша интеллигенция так легко скатилась к полному безбожию. Ты как педагог, конечно, понимаешь, что путь к воспитанию в детях твердых нравственных правил и устойчивой внутренней дисциплины ведет через скучное и трудное. И я крепко надеюсь, что будешь мне в этом помощью, а не помехой! Надеюсь — потому что в общем у Тебя, по-моему, верное педагогическое чутье и правильный курс жизни. Если Ты сейчас кое в чем со мной и не согласишься, то в основном все же, я думаю, взгляды наши сходятся. Мне очень дорого Твое присутствие, и если я мало с Тобой разговариваю (моя глухота и болезнь горла отучили меня много говорить), то это не значит, что Тобой не интересуюсь. Наоборот, чувствую Тебя наравне со своими детьми. Твоя тетя Наташа Публикация Е. Шик и Д. Шаховского 1 См. о нем: Е. Шик. Воспоминания об отце//Альфа и Омега. 1997. 1(12). 2 Князь Дмитрий Иванович Шаховской — земский деятель, член ЦК партии кадетов, депутат 1-й Государственной Думы; после революции — исследователь наследия П. Я. Чаадаева. Расстрелян в 1939 году в возрасте 77 лет как “участ­ник контрреволюционного заговора”. 5 Александра Владимировна — жена Льва Владимировича Шика, брата Михаила Владимировича. Письмо Арсению завершает данную публикацию. 8 Иеросхимонах Смоленской Зосимовой пустыни, очень почитаемый старец Алексий (в миру Соловьев Федор Алексеевич, 1846–1928) — член Поместного Собора 1917–18 гг., где ему было поручено тянуть жребий при выборах святого Патриарха Тихона.

http://pravmir.ru/o-sebe-dlya-detey/

Те, кто достойней, - Боже, Боже! -   Да узрят Царствие Твое.   (цитата из: А. Блок. " Рожденные в года глухие " - В.П.) ПРИМЕЧАНИЯ   1. Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) - украинский религиозный философ. поэт, педагог. С.И. Фудель цитирует письмо Г. Сковороды его другу и ученику М.И. Ковалинскому (сентябрь-октябрь 1763). Новый перевод латинского оригинала письма см.: Сковорода Г. Сочинения в 2-х тт. М. " Мысль " . 1973, т. 2, стр. 249.   2. ...старца Иосифа - оптинский иеросхимонах Иосиф (1837 - 1911), ближайший ученик и преемник великого оптинского старца Амвросия, ныне причисленного Русской Православной Церковью к лику святых.   3. ...манатейные монахи - монахи, носящие мантию. Монашеские одежды различаются в зависимости от трех степеней посвящения. Монахи первой (начальной) степени (так называемые рясофорные) носят рясу и камилавку; монахи второй степени, или малосхимники. надевают поверх рясы мантию и покрывают голову клобуком, иначе их называют манатейными; монахи третьей степени, или великосхимники, вместо клобука покрываются куколем (особая одежда с изображением креста, покрывающая голову, плечи, грудь и спину).   4. Старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (в мире Соловьев Федор Алексеевич) родился 17 января 1846 года в духовной семье; долгие годы служил диаконом в Николо-Толмачевском храме Москвы; с 1895 по 1898 год - пресвитер Большого Успенского собора в Кремле; оттуда он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь; в 1916 году ушел в затвор; от монашествующих был избран членом Поместного Собора 1917-1918 годов, где ему было поручено тянуть жребий при выборе Патриарха, павший на митрополита Московского Тихона. После закрытия монастыря (весной 1923, года) о. Алексий переехал в Сергиев Посад, где и скончался 22 сентября 1928 года. Церковное предание уже давно фактически канонизировало зосимовского старца.   5. См. об этом: Монахиня Игнатия, " Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии " ( " Богословские труды " . Сб. 24. М. 1983, стр. 320-336).   6. Савва (в миру Тихомиров Иван Михайлович, 1819-1896) - археограф и палеограф, ректор Московской духовной академии, епископ Можайский (1862-1866), Полоцкий (1866-1874), архиепископ Тверской (1879-1896); автор обширных воспоминаний " Хроника моей жизни " (тт. 1-9, Троице-Сергиева лавра, 1898-1911).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1922–1924: Балтская (обн.) 1924–05(18).02.1925: Саратовская (обн.) 11(24).02.1925–1926: Владимирская (обн.) 1926–1927: Черкасская (обн.) 1927–1928: Каменец-Подольская (обн.) Гервасий Малинин 20 .08(10.09).1923–07(20).10.1923: Арзгирская 07(20).10.1923–14(27).07.1925: Рыбинская 1925–1926: Ростовская (?) 1926–18(31).08.1926: Ярославская (обн.) 13(26).01.1928–1928: Орловская (обн.) 13(26).01.1928–15(28).06.1928: Чкаловская (обн.), в. у. 13(26).01.1928–02(15).04.1931: Астраханская 18(31).08.1926–13(26).01.1928: Курская (обн.) 1928–1928: Череповецкая(обн.) 1930–1931: Кокандская (обн.) 02(15).04.1931–1931: Саратовская (обн.) 1931–21.03(03.04).1932: Череповецкая (обн.), паки Герман Аав 1923–1925: Сартавалавская(заруб.) 1925–1960: Финляндская (заруб.) Герман Вейнберг 19 .10(01.11).1926–23.01(05.02).1929: Масальская 23 .01(05.02).1929–03(16).04.1930: Бугульминская 03(17).04.1930–05(18).12.1932: Алма-Атинская Липовецкая Герман Коккель 18(31).12.1924–1925: Ибрессинская 1925–1926: Алатырская, в. у. 1926–1927: Бугульминская 1927–1928: Бугурусланская 1928–1932: Кузнецкая 1929–1930: Томская 11 .1930–14(27).09.1931: Омская, в. у. 1931–1932: Уссурийская (Никольско-Уссурийская) 1931–1932: Хабаровская 1931–1932: Владивостокская, в. у. 1932–1932: Бийская, в. у. 1932–1932: Барнаульская 19 .09(02.10).1932–1935: Благовещенская Герман Косолапов 01 .1918–1919: Вольская Герман Никольский 26 .02(11.03).1928–21.09(04.10).1928: Димитриевская (обн.) 21 .09(04.10).1928–07(20).03.1929: Мичуринская (обн.) 1929–: Кубанская 07(20).03.1929–1929: Жиздринская (обн.) Герман Ряшенцев 14(27).09.1919–31.05(13.06).1928: Волоколамская 13(26).06.1928–1928: Вязниковская Гермоген Долганов 08(21).03.1917–16(29).06.1918: Тобольская Гермоген Кожин (он же: Василий Кожин, см.) 05(18).02.1946–06(19).10.1949: Казанская Гермоген Кузьмин Ибрессинская (григ.) 1927–: Буинская (григ.) Гермоген Лебедев 23 .07(05.08).1923–18.02(03.03).1925: Валуйская (обн.) 18 .02(03.03).1925–22.09(05.10).1927: Бобровская (обн.) 1928–1933: Россошанская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

15/28 декабря 1927 года. 150-я беседа в Морском соборе: Приготовление людей к принятию искупления. С. 122–128. Р-1362. 22 декабря/4 января 1927/28 года. 151-я беседа в Морском соборе: Приготовление людей к принятию искупления. (Продолжение.) С. 128–134. Р-1362. 12/25 января 1928 года. 152-я беседа в Морском соборе: Почему иудеи не узнали Мессии в лице Иисуса Христа. С. 135–143. 19 января/1 февраля 1928 года. 153-я беседа в Морском соборе: Приготовление языческого мира к принятию искупления. С. 143–152. Р-1362. 26 января/8 февраля 1928 года. 154-я беседа в Морском соборе: Искупление человечества. Необходимость голгофской жертвы. С. 156–160. Р-1362. 2/15 февраля 1928 года. 155-я беседа в Морском соборе: Искупление человечества. Возможность искупления. С. 161–165. Р-1362. 9/22 февраля 1928 года. 156-я беседа в Морском соборе: Искупление человечества. Созидание Царствия Божия в людях. С. 166–169. Р-1362. 23 февраля/7 марта 1928 года. 158-я беседа в Морском соборе: О пути к Царству Божию. (О жизни в мире.) С. 178–183. Р-1362. 1/14 марта 1928 года. 159-я беседа в Морском соборе. С. 184–190. Р-1362. 8/21 марта 1928 года. 160-я беседа в Морском соборе: О последних временах мира и об антихристе. С. 100–107. Р-1362. 22 марта/4 апреля 1928 года. 161-я беседа в Морском соборе: Сошествие Христа во ад. С. 192–199. Р-1362. 25/12 апреля 1928 года. 162-я беседа в Морском соборе: Воскресение Христово и значение его в деле искупления. С. 199–204. Р-1362. 26 апреля/9 мая 1928 года. 163-я беседа в Морском соборе: Иисус Христос – о божественности Его учения и посланничестве. С. 217–224. Р-1363. 3/16 мая 1928 года. 164-я беседа в Морском соборе: Вознесение Господне и его значение в искуплении. С. 205–211. Р-1362. 17/30 мая 1928 года. 165-я беседа в Морском соборе: Значение события сошествия Святого Духа на апостолов в деле искупления. С. 212–217. Р-1362. 24 мая/6 июня 1928 года. 166-я беседа в Морском соборе: Способ действия благодати Духа Святого в людях. С. 217–224. Р-1362. 21 июня/4 июля 1928 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.А. Половцов Алексеев, Федор Яковлевич Алексеев , Федор Яковлевич, знаменитый перспективный живописец и декоратор, род. в 1753 г., ум. 11 ноября 1824 г. в С.-Петербурге. Сын отставного солдата, сторожа при Академии наук, Алексеев обучался сперва в гарнизонной школе, а в 1764 г. поступил в закрытое училище при Академии художеств и в течение курса, продолжавшегося тогда 9 лет, выказал особенную наклонность к перспективной живописи, так что его посылали брать уроки декоративного искусства у специалиста вне академии. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. В 1773 г. Алексеев, получив за пейзажную живопись золотую медаль, был послан для усовершенствования на три года за границу, в Венецию, славившуюся в ту пору своими перспективными мастерами. В Венеции по рекомендации русского агента Алексеев поступил к мастеру Моретти, ученику Каналетти, изучив в совершенстве все технические приемы этих художников. Но ни Моретти, ни Каналетти не знали основательно линейной перспективы, и этот пробел впоследствии в трудах Алексеева был очень заметен. Пробыв в Венеции три года, Алексеев просил в 1776 г. о дозволении остаться ему еще на год, что было исполнено, вероятно, под влиянием отзыва об Алексееве архитектора Тишбейна, строителя в Петербурге Большого театра, – отзыва, сообщенного академии Рейфенштейном, ее римским корреспондентом. Тишбейн говорил, что Алексееву нужно пройти основательно курс теории перспективы и что Моретти руководить его в этом не может. Действительно, Алексеев успел начать курс теории перспективы Поцци под руководством театрального декоратора Гаспари. В августе 1777 г. Алексеев был вызван в Петербург и как искусный декоратор приглашен на службу в Императорские театры. При дирекции театров Алексеев служил до 1785 г., а затем вновь отправился путешествовать за границу на свои средства при пособии от великого князя Павла Петровича. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г.). После этого Алексеев отправился по Высочайшему повелению в Крым для снятия видов местностей, посещенных императрицей в 1787 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010