Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н. В. Синицына. К истории раскола последней трети XVII в. (Соловецкое и Московское восстания) К оглавлению Митрополит Макарий успел довести исследование истории Русской Церкви лишь до 1666–1667 гг. Но еще в 1855 г. он опубликовал труд, который теперь можно рассматривать как продолжение «Истории», т. к. он посвящен важнейшему из явлений, характеризующих состояние Русской Православной Церкви в последней трети XVII в., определенному как «раскол старообрядства» . В кратком предисловии к 3-му изданию «Истории раскола» отмечалось, что ее автор позже, касаясь тех же вопросов в 6, 8, 10, 11, 12 томах «Истории Русской Церкви», «на основании... новых данных иногда допускал незначительные изменения во взглядах, а иногда и значительно менял последние». Но основная концепция оставалась неизменной. Вероятно, продолжая «Историю Русской Церкви», митрополит Макарий мог бы внести уточнения в некоторые положения «Истории раскола», прежде всего благодаря открытию и публикации новых источников; однако труд митрополита Макария сохраняет свое научное значение. В оценке «раскола старообрядства» высокопреосвященный историк опирался на традицию, заложенную иерархами и учеными Русской Православной Церкви, в особенности современниками и участниками событий последней трети XVII в.— патриархом Иоакимом, митрополитом Тобольским и Сибирским Игнатием, архиепископом Холмогорским Афанасием, Епифанием Славинецким, Симеоном Полоцким и др. Многие церковные ученые, писавшие о расколе во 2-й пол. XIX — нач. ХХ в., прежде всего профессора Духовных Академий, авторы фундаментальных исследований, в основном следовали концепции митрополита Макария, углубляя и обогащая ее на основе новых источников. Как позже отмечал в историографическом обзоре П. С. Смирнов, особенно подвергся критике взгляд митрополита Макария на происхождение раскола. Тем не менее его книга уже в 50-х гг. была рекомендована в качестве руководства для подготовки миссионеров на специальных отделениях при Духовных Академиях и семинариях. Именно в это время «расколоведение» было введено в качестве самостоятельной дисциплины. В 1886–1888 гг. во всех духовных семинариях были открыты штатные кафедры по истории и обличению раскола, и первоначально учебным пособием был труд митрополита Макария . В «Истории раскола» митрополита Макария исследуются три темы, относящиеся к последним десятилетиям патриаршего периода: «Открытое восстание раскола против власти церковной и гражданской — мятежи соловецкий и стрелецкий» (глава 2); «Распространение раскола, разделение его на секты и история сект беспоповщинской» (глава 3) и «поповщинской» (глава 4); «Меры власти, церковной и гражданской, против раскола; осознание самими раскольниками своих заблуждений» (глава 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/436209/

ЖМП 8 август 2017 /  25 августа 2017 г. 15:30 Соловецкое соло Если в старой доброй Европе и можно отыскать «край света» — так это тут, на Соловках. Прямой еженедельный регулярный авиарейс из Москвы отменен сюда из-за нерентабельности. Иногда, и то лишь летом, при условии полной загрузки самолета туроператоры отправляют из столицы чартеры. Сообщение морем с портом Кемь — только в течение пяти месяцев летней навигации. Самолеты из Архангельска — трижды в неделю: два из международного аэропорта Талаги и один — из затерянного в лесной глуши местного аэродрома Васькова. При этом авиабилет из Васькова в обычной московской кассе купить нельзя: его следует бронировать по междугороднему телефону, а пунктуальная кассирша на месте скрупулезно вручную выписывает вам вместе с багажной квитанцией посадочный талон... на допотопном бланке-«книжечке» из нескольких страниц. Кстати, билетов на ближайший борт в свободной продаже нет. Хотя при отсутствии серьезной транспортной конкуренции цены готовы сорваться с цепи: долететь из Москвы до Архангельска в экономклассе стоит 6–7 тыс. рублей, и получасовое удовольствие воспользоваться авиалинией местного назначения до Соловков... ровно столько же! Уложиться в сезон «Ничто не сковывает наши программы по восстановлению архитектурных памятников так сильно, как островное географическое положение, — говорит заведующий отделом реставрации Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря Максим Пирогов. — За короткую летнюю навигацию нужно приобрести всё небходимое для реализации заключенных на год контрактов оборудование и стройматериалы и завезти их на Большой Соловецкий остров. Всё, что не успели или не смогли, ждет следующего лета на том берегу. Основной объем работ желательно выполнять тоже в теплый период: зимой реставраторам в нашем климате особо не разгуляться, тем более под открытым небом. Конечно, в таких условиях мы заинтересованы, чтобы за каждый конкретный объект в течение полного реставрационного цикла отвечал определенный подрядчик: это гарантирует должный уровень ответственности исполнителя и снижает риск халтуры. С 2013 года у Министерства культуры появилась возможность заключать двух- и даже трехлетние реставрационные контракты. Но Минкульт в данном случае — заложник финансовой системы. Случился кризис 2014–2015 годов, сократилось финансирование, и министерство вернулось к торгам по годичным контрактам».

http://e-vestnik.ru/church/solovetskoe_s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Не оскорбить память невинно убиенных Беседа с поэтом Юрием Кублановским 10.12.2010 410 Время на чтение 5 минут Выставка « Соловки: Голгофа и воскресение », которая проходит в эти дни в Москве в храме Христа Спасителя, по замыслу организаторов, призвана не просто познакомить с историей всемирно известной обители, но и рассказать о том, как и чем она живет сегодня. Так, 8 декабря 2010 года здесь прошла мемориальная акция - вечер памяти, где собрались родственники узников Соловецкого концлагеря, а также священники, писатели и историки, которые связали свою жизнь с Соловками. Кульминацией встречи стала премьера документального фильма, в основу которого легли стихи известного поэта Юрия Кублановского. В свое время посещение «островов спасения» полностью перевернуло его мировоззрение и оказало влияние на все дальнейшее творчество. О том, какое место в душе каждого русского человека должна занять соловецкая святыня, Юрий Михайлович рассказал порталу Православие.Ru. - Вы возвращались на Соловки в разные периоды своей жизни. Что же дали вам острова? - Впервые я там оказался в 1971 году. Тогда для меня Соловки были некой абстракцией - я просто хотел разобраться в себе подальше от московской тусовки. Наверное, меня вел инстинкт, и, окончив учиться, я поехал туда, чтобы работать экскурсоводом. И тогда я еще ничего не знал - это было до «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына, до «Неугасимой лампады» Ширяева. Литературы о Соловецком концлагере не было. Мне рассказывали о лагере те, кто приходил на мои экскурсии, - сами бывшие узники. Они показывали мне глазки в дверях, решетки, надписи на стенах, нары в окрестных скитах. Поэтому я буквально от свидетелей восстанавливал, нащупывал - что же такое был лагерь. То, что я узнавал, заставляло меня по-другому относиться и к тогдашним реалиям. На Соловках я впервые прочел серьезно книги по русской истории - Соловьева, Ключевского, Платонова, Забелина. И постепенно почувствовал почву под своими ногами. Так изменили меня Соловки: уехал туда хлыстом московским, а вернулся - русским человеком.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

С.К. Севастьянова Часть I. Глава 1. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу и традиции русской деловой прозы В переписке патриарха Никона с современниками наибольший интерес представляют его послания к царю Алексею Михайловичу, отразившие их непростые отношения: духовную дружбу и любовь, вражду и попытки примирения. В переписке патриарха с царем можно выделить четыре периода, условные названия которых даны мной по месту пребывания адресанта в период письменного общения с адресатом: 1) новгородский (1650 – 1652 гг.); 2) московский (1653 – 1656 гг.); 3) воскресенский (1658 – 1666 гг.); 4) ферапонтовский (1667 – 1675 гг.). Послания, составленные в разное время, отличаются по форме и тематике, источникам и уровню «литературности», степени проявления личностного качала и авторского «я». Охарактеризую каждый период более подробно. Новгородский период (1650 – 1652 гг.) Содержание посланий новгородского митрополита Никона к царю Алексею Михайловичу в этот период определили два события: новгородское восстание (март – май 1650 г.) и перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву (март – июнь 1652 г.), главным участником которых был Никон. Тексты этих посланий привлекали внимание только историков, а как памятники, созданные в традициях деловой письменности и древнерусской книжности, не изучались. Материалы следственного дела о новгородском восстании находятся в документах Посольского приказа – РГАДА, ф. 96 (Сношения России со Швецией), on. 1, стлб. 3, ч. 1 – 3. Документы этого столбца неоднократно привлекали внимание историков: используя материалы дела, С.М.Соловьев в обшей работе по истории России подробно изложил ход новгородских событий 25 . М.Н.Тихомиров написал специальную статью о народном восстании 1650 г. 26 . Отдельные документы столбца неоднократно издавались, но как исторические источники: М.Н.Тихомировым опубликованы девять актов 27 , С.В.Лобачевым две отписки митрополита Никона 28 , недавно изданы 159 документов из новгородского следственного дела 29 . Между тем вопрос об объеме, характере и качестве издания материалов о новгородском восстании 30 остается дискуссионным 31 , В результате сверки текстов шести подлинных отписок Никона, представляющих для исследования особый интерес (см. Приложение 2.1), с изданными историками текстами обнаружены грубые опечатки, пропуски, как отдельных слое, так и целых фраз, ошибки в прочтении текстов источников 32 . Поэтому шесть посланий митрополита Никона мной издаются вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эту правдивую повесть недолговечного Уренского царства рассказывал мне урывками в долгие зимние вечера мой сотоварищ по вязке плотов на Соловецком взморье – Алексей Нилович. Фамилии он не имел, писался Ниловым по батюшке. Рассказывал он мастерски, пересыпая свою плавную, струящуюся, как ручеек, певучую северную речь цветистыми оборотами, присказками, древними русскими словами, пахнущими смолою бора и цветением луговых трав. Тогда я не мог записать его рассказов: при освобождении с Соловецкой каторги делали тщательный обыск и всё рукописное или забирали в следственную часть или просто уничтожали. Вывозить книги и тетради можно было только после просмотра, с особого разрешения административной части. Я не мог записать их и после: на советской «свободе» всегда ожидал обыска и ареста, а тогда эта запись дала бы мне не меньше трех лет концлагеря. Теперь, спустя двадцать пять лет, многое, конечно, позабыто, но вместе с тем, здесь, на берегу нежного, голубого Неаполитанского залива, обрамленного темною зеленью апельсиновых рощ, в моей памяти с необычайною силой и яркостью встали суровые, молчаливые северные сосны, белесое, льдистое море и он – Нилыч. Вероятно, это произошло в силу контраста: «прекрасное издалека». И вот, что вспомнил – записал, стараясь по возможности восстановить узорную вязь его речи. Пересказать ее полностью, со всеми оттенками и переливами, конечно, не смог. В познании красоты и величия нашего языка Нилыч дал мне не меньше, чем сама московская Alma mater в ее блестящем расцвете начала ХХ века. Ростом Нилыч был невелик, но необычайно соразмерен: в меру широк, в меру полон. Бывают такие огурчики, крепенькие, гладенькие, на русском севере их называют окатными. Эта гармония, соразмерность была основной чертой всего его существа. Она была в его лице, немножко скуластом, финском, в его голосе, не тихом и не громком, но переливчатом и певучем. Когда он рассказывал, то чудилось, что не то старый раздобревший кот мурлычет на тёплой лежанке, не то пузатый самовар завел вечернюю песню в комнатке с геранями и вязаными скатерками. Становилось тепло и уютно даже в холодном сумраке обращенного в тюремную казарму Соловецкого собора.

http://azbyka.ru/fiction/neugasimaya-lam...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла на совещании по вопросам развития Соловецкого архипелага 20 августа в Больничном (Казначейском) корпусе Соловецкого монастыря под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось совещание по вопросам сохранения и развития Соловецкого архипелага. В начале заседания Святейший Владыка обратился к собравшимся со словом. 20 августа 2020 года в Больничном (Казначейском) корпусе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось совещание по вопросам сохранения и развития Соловецкого архипелага. В начале заседания Святейший Владыка обратился к собравшимся со словом. Уважаемые участники совещания! С особой радостью хотел бы всех вас приветствовать. Помоги Господь всем нам использовать это время совместной работы, чтобы, во-первых, осмыслить то, что происходит в плане реставрации, восстановления и обновления Соловецкой обители. Поговорим и о трудностях, которые существуют, и о путях их возможного преодоления. Из увиденного меня порадовала, прежде всего, взлетно-посадочная полоса и вообще все, что с ней связано. Вы помните, что мы были инициаторами ее строительства, но существовали разные точки зрения относительно того, какой она должна быть. У кого-то была мысль, что аэропорт должен быть современным, что он должен принимать суда чуть ли не любой вместимости. Но большинство членов нашего совета выразило мнение, что это будет очень опасно для экологии — как для физической экологии, то есть для природы, так и для духовной, культурной экологии Соловков. Соловки могли бы превратиться в проходной дом, туристическую Мекку, а вслед за этим поневоле деградировала бы особая специфика монастыря. Мы испытываем такие нагрузки очень часто, когда монастырь, место уединения монахов, становится привлекательным с точки зрения туризма, в том числе иностранного туризма. Должен сказать, что это большое испытание для братии. Зная, как был реализован проект строительства взлетной полосы, можно говорить о том, что мы с вами, как мне кажется, ошибки не допустили. Ни на взлетную полосу, что нас беспокоит в меньшей степени, ни на экологию острова, ни на духовную жизнь особых нагрузок в связи с запуском аэропорта произойти не должно.

http://sedmitza.ru/patriarch/2020-08-20/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского (комментарий в аспекте культуры) Постройки св. Филиппа на Соловках Комплекс Успенской церкви (Успенский храм, Трапезная и Келарская палаты) Первое каменное сооружение Соловецкого кремля - трехглавая Успенская церковь с трапезной и келарской палатами - была воздвигнута в 1552-1557 годах по заказу игумена Филиппа (Колычева) новгородскими мастерами. Будучи талантливым инженером, игумен Филипп, вероятно. принимал непосредственное участие в проектировании Успенской церкви и Спасо-Преображенского собора, которые отличаются необычностью своего конструктивного решения. Паперть Успенской церкви Соловецкого монастыря Поражают размеры трапезной (с необходимыми подсобными помещениями) - она кажется огромной. Ее площадь - 475 кв. м. В центре - лишь один могучий столп окружностью в 12 метров. Он держит мощные своды. В палате рассаживались за длинными столами одновременно более 400 человек. Это была самая большая едино-столпная палата XV-XVI веков, напоминающая Грановитую палату в Московском Кремле. Из трапезной через красивые порталы можно попасть в келарскую палату (кладовая и канцелярия) и Успенскую церковь. Трапезная Соловецкого монастыря Здание оставляет неизгладимое впечатление. Сдержанность, чистота и ясность линий доведены здесь до высшей степени выразительности. Зрителя охватывает в нем то неосознанное чувство внутреннего подъема, эстетической удовлетворенности, гармонии и покоя, которые ассоциируются с лучшими образцами архитектурной классики. Как и все памятники монастыря, соловецкая трапезная, вследствие пожаров и грубых переделок XVIII-XIX веков утратила свой первоначальный облик. Позже он был частично восстановлен. Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря Спасо-Преображенский собор

http://sedmitza.ru/text/413060.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Предстоятель совершил Великое освящение Георгиевского храма Соловецкого подворья в Москве (комментарий в свете веры) Фото Ю.В.Клиценко, " Седмица.Ru " 12 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Великого освящения храма святого великомученика Георгия в Ендове, на московском подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. В новоосвященном храме Предстоятель возглавил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Дмитровский Александр. Центральный престол храма освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а боковой – во имя святых великомученика Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. Перед началом чина Великого освящения храма Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом: Фото Ю.В.Клиценко, " Седмица.Ru " — В этом году исполняется 10 лет со времени открытия подворья Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в Москве при храме святого великомученика Георгия Победоносца. Сегодня мы совершим чин Великого освящения этого храма, освятим центральный и боковой престолы. 350 лет назад на этом месте был основан храм, в стенах которого обращали свои молитвы к Богу многие поколения москвичей. Я уповаю на милость Божию, чтобы храм этот стоял, по словам молитвы на освящение храма, «до скончания века», чтобы никакие бури и треволнения житейские не могли его поколебать, как это было в прошлом, когда Свято-Георгиевский храм был закрыт и поруган. За 10 лет древняя святыня восстановлена, и сегодня мы совершаем чин Великого освящения храма. Помолимся же о том, чтобы благодать Божия всегда пребывала в этом святом месте, чтобы все, приходящие сюда на общую церковную молитву, укреплялись в вере и благочестии благодатью Господней и благословением Его Пречистой Матери.

http://sedmitza.ru/text/398139.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Острова другой жизни В понедельник исполняется 20 лет возвращению Соловецкого монастыря Русской православной церкви 25.10.2010 496 Время на чтение 12 минут Накануне памятной даты в истории тысячелетней России интервью " Известиям " дал наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). известия: Отец Порфирий, вот уже год, как вы возглавляете Соловецкий монастырь, а в ноябре исполнится год с того момента, как вы еще стали и директором Соловецкого музея-заповедника. Для России это первый случай такого совмещения. Могли бы вы подвести итоги прошедшего года? Отец Порфирий: Если говорить о личном, то я за этот год влился в жизнь монастыря, в жизнь музея, в жизнь островов Соловецких. Себя уже не чувствую " пришельцем " . Как говорится, осоловел. Есть здесь такой термин - " осоловеть " . Мне здесь очень по душе. Прежде всего - по-монашески. Это место соответствует настроению монашескому, более внимательной молитве. А в том, что касается трудов, то за год удалось завершить реставрацию трех памятников, среди которых глава Троицкого собора, пострадавшая еще во время пожара 1923 года. Благодарим Бога, благодарим людей, которые и трудились, и обеспечивали этот процесс. и: Много ли еще предстоит восстановить? Отец Порфирий: Объем реставрационных работ очень велик. Теперь совершенно ясно, что если не выйти на круглогодичный режим работы, то памятники будут разрушаться быстрее, чем их восстанавливают. Этой зимой работы будут продолжаться непрерывно, сейчас мы к ним готовимся, завозим стройматериалы. Мы надеемся, что будет создана специальная государственная программа по комплексному восстановлению Соловков. Над ней уже работает специальная комиссия. и: Что в итоге планируется сделать? Отец Порфирий: Речь идет не только о реставрации, но и о создании социальной и производственной инфраструктуры. Монастырь должен быть восстановлен в том состоянии, в котором пребывал в начале XX века. Он должен стать не только восстановленным памятником мирового культурного значения, но прежде всего " твердыней и страдальческой святыней русского народа " , как назвал Соловки Святейший Патриарх Кирилл.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , Христа ради юродивый. О Г. сообщают старообрядческие авторы С. Денисов в «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», А. Денисов в «Слове надгробном Петру Прокопиевичу» (см.: Денисовы ), И. Ф. Филиппов в «Истории Выговской старообрядческой пустыни» излагает те же сведения, дополнительная информация содержится в старообрядческом соч. «О патриархе Никоне, трудниках соловецких и юродивом Гурии» (известно в единственном списке: ИРЛИ. Латгальское собр. 335. Л. 82-86 об., 40-е гг. XIX в.). Г. (не имевший священного сана) подвизался в Соловецком мон-ре, по-видимому, в 50-70-х гг. XVII в. (документальных свидетельств о жизни Г. в мон-ре, совр. событиям, не найдено), возможно, он был очевидцем осады и взятия монастыря царскими войсками (см. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. ). «Молитвенник... велий и постник... многолетен», Г. «чистоты ради умныя» стяжал дар предвидения. Святой входил в горячую хлебную печь и там, закрыв створы, молился, не обращая внимания на зной. Он имел обычай, проходя рано утром по мон-рю, останавливаться перед каждой кельей и, поклонившись до земли, произносить: «Простите мя, отцы святии, и благословите» ( Юхименко. С. 487, 488). Г. предсказал приезд в Соловецкий мон-рь Новгородского митр. Никона (впосл. патриарх Московский и всея Руси) в 1652 г. за мощами митр. св. Филиппа . Святой указал иеродиак. Игнатию на необходимость оставить Соловецкий мон-рь, чтобы основать новую обитель (Игнатий покинул Соловки накануне осады, в кон. 1666 - нач. 1667, однако основателем нового мон-ря не стал, занявшись пропагандой старообрядчества). Денисовы и Филиппов пишут о предсказании Г. взятия Соловецкого мон-ря царскими войсками. Автор соч. «О патриархе Никоне, трудниках соловецких и юродивом Гурии» считает Г. современником Соловецкого восстания, святой предсказал мн. восставшим, «которому каковыя муки будет прияти или кому каковою смертью скончатися будет».

http://pravenc.ru/text/168360.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010