Опись Соловецкого монастыря б/д – Опись Соловецкого монастыря б/д [не ранее 1799 г.] – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-416. Опись Соловецкого монастыря 1866 – Главная церковная и ризничная опись ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря 1866 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, инв. Рук-1434. Опись Соловецкого собрания 1928 – Опись Соловецкого собрания. Отдел памятники Кремля. 1928 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1928 г., ч. 1–3, д. 69–70. Опись Троице-Сергиева монастыря 1б41 – Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. – Сергиево-Посадский музей, инв. 289. Опись Троицкого собора Соловецкого монастыря 1923 – Опись историко-художественных предметов Троицкого собора бывш. Соловецкого монастыря. 1923 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923 г., д. 11. Опись Успенского собора 1841–1843 – Главная описная книга Московского Большого Успенского собора 1841–1843 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 97. Опись Успенского собора 1853 – Главная церковная и ризничная опись Московского Большого Успенского собора 1853 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 98. Опись Успенского собора 1898 (?) – Опись имущества Московского Успенского собора (не ранее 1898 г.) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 108. Опись Чудова монастыря 1772–1777 – Описная книга Московского Чудова монастыря церковного и ризничного имущества. Составлена при передаче его строителю Ираклию 1772–1777 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 1. Опись Чудова монастыря 1813 – Архиерейская кафедрального Чудова монастыря ризничная опись 1813 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 2. Опись Чудова монастыря 1861 – Главная Опись Московского кафедрального Чудова монастыря 1861 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 5. Орешников 1894 – Орешников О. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции//АИЗ. 1894. Т. 2, 2. С 44–47. Орлов 1952 – Орлов А/С. Библиография русских надписей XI–XV вв. м.; Л., 1952. |
Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий обратил внимание, что на островах более 270 духовно-культурных памятников, 30 из которых в настоящее время финансируются в рамках федеральной программы «Культура России» и 128 — предложены для включения в обсуждаемую на совещании федеральную целевую программу. «Если будут проведены планируемые работы, мы действительно получим памятник мирового значения на архипелаге», — сказал отец Порфирий. На совещании были обсуждены проблемы, которые существуют на архипелаге, в том числе — неурегулированные разработанным проектом ФЦП. Глава Минрегиона России поделился личными впечатлениями от увиденного на острове и по итогам обсуждения сформулировал поручения участникам совещания. Минрегиону России предстоит до 22 мая доработать и внести в Правительство Российской Федерации проект концепции ФЦП сохранения наследия Соловецкого архипелага, Минкультуры России совместно с Русской Православной Церковью — до 1 июля подготовить проект концепции реставрации ансамбля Соловецкого монастыря с определением приоритетов и этапности проведения реставрационных работ. Правительству Архангельской области совместно с Минприроды России рекомендовано активизировать работу по определению статуса особо охраняемой природной территории Соловецкого архипелага, а Минкультуры России — ускорить работу по определению зон охраны. Кроме того, признано целесообразным включение в программы Минтранса России и разрабатываемую ФЦП развития Соловков мероприятий по обеспечению транспортной доступности архипелага, включая реконструкцию взлетно-посадочной полосы и строительство нового здания аэропорта Соловки, реконструкцию и строительство причалов. Игорь Слюняев сориентировал представителей федеральных министерств, руководство Архангельской области и Республики Карелия на ускоренную подготовку бюджетных заявок по финансированию программы в 2014 году и завершение работы над проектом ФЦП к августу 2013 г. Особо также была обозначена необходимость выработки предложений по созданию новых рабочих мест для жителей п. Соловецкого. |
Много предстоит сделать и за пределами монастыря, в частности, проектные работы по объектам Соловецкого архипелага - иконописной палаты, кузницы на берегу Святого озера, амбара. «Часть контрактов переходящие, двухгодичные. Они позволяют вести внутренние отделочные работы в межсезонье - осенью и зимой», - сказал наместник. По словам архимандрита Порфирия, разрешение на проведение работ по ряду объектов будет выдано через несколько недель. «У нас всегда только одна проблема, чтобы строители вовремя начали работу, - поделился священник. - В этом году есть надежда - подрядчик уже завез строительный городок. Сейчас уже вплотную подошли к развертыванию полномасштабной работы». Основной подрядчик - компания «Балтстрой». По данным Министерства культуры РФ, еще более 122 млн рублей предусмотрено на реконструкцию и реставрацию объектов Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2014 году. Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века - объект культурного наследия федерального значения. В его состав входят 114 памятников истории и культуры, которые включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России. Для координации работ по их сохранению в марте этого года в Минкультуры РФ создана специальная рабочая группа. Соловецкий архипелаг, расположенный в Белом море близ берегов Карелии и архангельского Поморья, состоит из шести крупных и более ста мелких островов. На территории Соловков находится свыше 400 памятников истории и культуры. Важнейшее место занимают сооружения Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря, основанного в 1429 году. В 1920-1930-х годах на архипелаге располагался печально известный Соловецкий лагерь особого назначения /СЛОН/ для политических и уголовных заключенных. Для сохранения уникального комплекса памятников истории и культуры и природных ландшафтов Соловецких островов в 1967 году был создан Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1992 году Соловецкий историко-культурный комплекс занесен в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. |
– V, 142–54: послание Аввакума к царю Алексею Михайловичу, 177–178 года. – V, 155–58: послание Аввакума к царю Феодору Алексеевичу, вероятно 1676 года. Ркп. Каз. Ак. 2122, в 8-ку, лл. 235–об. 236: челобитная соловецкого диакона Игнатия царю Алексею Михайловичу. Есть основание думать, что челобитная писана ранее 1667 года, – еще до выхода Игнатия из Соловецкого монастыря, – но то обстоятельство, что она сохранилась в раскольническом сборнике, говорит за её известность в среде последователей раскола и XVII века. Печатаем эту челобитную в приложениях под 7. б) А. И. IV, 248: расспросные речи выходцев из Соловецкого монастыря, от 23 октября 1674 года (ср. III, 323–45). – V, 127: царская грамота о новгородских раскольниках, бежавших в Швецию, от 27 августа 1685 года. – 223: дело о пудожских раскольниках 1693 года. в) Доп. А. И. VIII, 50 – X, 3: акты, относящиеся к расколу в Сибири. – XII, 10: дело о псковском расколоучителе Герасиме Павлове 1685 года. 17: акты, относящиеся к расколу на Дону. г) Нов. мат. для ист. стар. собр. Е. В. Барсовым . М. 1890. – 4, отписки о псковских раскольниках Ивашке Меркурьеве и Мартине Кузмине, 1683 года. – 5: дело о кольском раскольнике Ивашке Самсонове, 1683 года. – 14, 26: из актов, относящихся к истории соловецкого восстания. д) В. Г. Дружинин . Раскол на Дону в конце XVII века. Спб. 1889. В приложении здесь напечатаны: 1–7: документы из следственного дела о Козме Косом; 9: допрос донских казаков-раскольников, 1688 года. К второму разряду относятся документы, напечатанные: а) Собр. пост. по в. п. и. I, 33. – III, 1036. – IV, 1323. – V, 1604. б) Есипов. Раск. д. XVIII века, т. I, стр. 91–100. |
Отец Иоанникий знал об этом, при нем, несомненно, доживали еще эти неведомые старцы, хотя, быть может, новые пустынножители уже не встречались. К сожалению, монастырский архив полностью сгорел в мае 1923 года и не осталось никаких материалов для разыскания неведомых пустынножителей, умерших в безвестности в дремучих лесах (углах) и деб-рях извилистого Соловецкого острова. Суровое управление монастырем о. Мелетием в течение 12-и лет и единовластное, длительное управление о. Иоанникием в течение 22-х лет составили в истории Соловецкого монастыря целую эпоху. Трехлетнее кроткое и молитвенное управление о. Варлаама лишь ненадолго позволило монастырскому строю вздохнуть от введенных строгостей и уставоположений. «А каков конец у самих-то будет?» – вот историческая фраза, неоднократно повторенная о. Иоанникием на вопрошания относительно того, как быть братии в отношении тех, кто, несомненно, отличался особым благочестием. Будучи многими из братии поношаем за излишние строгости и неумолимость, о. Иоанникий Промыслом Божиим и к себе приложил сии свои слова. Став из опытного и выдающегося администратора-настоятеля рядовым архимандритом на покое, он последние три года жизни провел в таком смиренном несении своего креста, так изменился к лучшему, умягчился, стал добрым, кротким, любвеобильным к ближним, что своею тихою и блаженною кончиною воистину оправдал им же сказанные слова. А получив добрый конец жития своего, оправдал начало своей подвижнической монашеской жизни и искупил середину ее – период настоятельства, когда излишняя ревность к правилам и уставам сделала его жестоковыйным и охладила сердце его. И только этим несколько отстраненным отношением к современным и предшествовавшим ему праведникам и подвижникам благочестия, совершавшим свой подвиг уже после составления Соловецкого патерика, составленного в XVII веке, изданного в Санкт-Петербурге в 1873 г., и можно объяснить те обстоятельства: – что в последующих изданиях Соловецкого патерика содержание его нисколько не пополнилось сведениями о новых, недавно умерших праведниках и подвижниках, достойных летописного сказания; |
Из-за сложившейся неопределенности Министерство культуры не внесло ансамбль Соловецкого монастыря и сооружения XVI–XX веков в единый госреестр объектов культурного наследия. А правительство РФ не определило порядок выплат компенсаций собственникам или арендаторам, которые сохраняют эти объекты. задачи по сохранению объекта культурного наследия могут оказаться невыполненными», — сообщил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин главе правительства Дмитрию Медведеву в письме (копия есть у «Известий») об итогах аудита восстановительной деятельности на Соловках. Как рассказал «Известиям» замгубернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов, сейчас архипелаг имеет правовой статус сельского поселения, на территории островов находится также Соловецкое лесничество. По его словам, острова нуждаются в особом статусе, который позволил бы охранять и уникальную природу, и памятники культурного наследия, и духовные святыни, учитывая интересы местных жителей (900 человек). Балашов пояснил, что и охрана природы, и забота о памятниках требуют серьезного федерального финансирования. По его словам, правительство Архангельской области поддерживает инициативу Минрегиона, по присвоению островам статусов «госзаказник» и «достопримечательное место». Но в региональном правительстве также ждут и законодательного утверждения статуса «религиозно-историческое место», предложенного РПЦ. — Мультиканальное финансирование, которое и сейчас где-то имеет место, пойдет только на пользу Соловкам, — говорит Балашов. В качестве примера уже существующей мультиканальной поддержки он привел объекты Соловецкого монастыря, которые частично являются собственностью РПЦ и реставрируются за счет церкви, а частично — федеральной собственностью (музейная часть) и поддерживаются за счет федерального бюджета. Регион ждет утверждения федеральной целевой программы «Развитие Соловецкого архипелага», которую Минрегион представит 1 февраля. Юрист Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) в беседе с «Известиями» подтвердила, что РПЦ заинтересована в законодательном закреплении статуса «религиозно-историческое место» для монастырей и храмов, которые являются объектами культурного наследия и возведены до 1917 года. |
И против той его Клементьевой сказки Сумского острога крестьянин Стенка Сибирец подал сказку, за своею рукою; а в сказке его написано: в прошлом де во 181 году был он Стенка того году в Сумском остроге в земской избе в выборных, и голова де Московских стрелцов Клементей Иевлев из Сумского острога посылал началных людей, Якова Буксендена, да Василья Гутковского, да Федора Стахорского, да Матвея Есеневского, а с ними двесте ль или полтораста человек стрелцов, того он не упомнит, в двадцати судах да на лодье, на Соловецкой остров, а на те де суды и на лодью дано работников, под стрелцов в гребцы шестьдесят человек: а как де сам Клементей пошол на Соловецкой же остров, после тех началных людей, дано работных же людей десять человек, и обоего работных людей того году дано семдесять человек; и пришед на Соловецкой остров, из того числа он Клементей оставил работных людей тридцать человек, а досталных де отпустил с острова, а найму ряжено всем тем людем, кормщиком по сороку алтын человеку на месяц, а иным де и по рублю; а лодьи и суды он Клементей в Сумском остроге, в Вирме и в Сухом наволоке, посылал своего подьячего и переписывал все, и как де на Соловецкой остров он Клементей учал наряжаться, отобрав в которых лодьях и в судах итить, и те лодьи и суды взял, а в досталных отказал. – И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б впред, как понадобятся кормщики, велел имать из Сумских стрелцов по очереди, которым доведется быть с тобою, а в гребле быть стрелцом всем переменяясь, потому что они к тем морским ходам заобычны; а хлеб буде которой дан стрелцом на генварь месяц вдвое, и ты б тое другую дачу велел зачесть тем стрелцом в жалованье и лишнего, сверх нашего великого государя указу, имать ничего не велел; также и в Сумском и на Соловецком островах Двинским и Колмогорским стрелцом, накупаяся у своей братьи, не по очереди быть не велел, а велел быть чередным всем с переменами; и буде стрелец Ивашка Муха ныне в Сумском остроге, и ты б велел его из Сумского острога выслать на Двину по прежнему, а в то число велел быть рядовым по очереди с переменами, чтоб впред о том нам великому государю челобитья и монастырским крестьяном убытков и ссор никаких не было. |
Святейший Патриарх Кирилл попросил передать свою благодарность Президенту и пожелал Владимиру Путину здоровья и крепости сил в непростой период подготовки к выборам. Приветствие председателя Правительства России Дмитрия Медведева зачитал министр культуры Владимир Мединский. «Многие годы, - отмечает премьер, - этот уникальный форум является значимым событием не только в церковной, но и в общественной жизни. И традиционно объединяет представителей духовенства, органов власти, деятелей науки, искусства и культуры, педагогов из разных регионов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Рождественские чтения — это всегда особая атмосфера». «Образованных, талантливых и счастливых людей нужно растить с первых лет жизни. И уже с раннего детства формировать у ребенка правильное отношение к окружающему миру, понятия о добре и зле, чести и достоинстве, долге и справедливости, любви и доброте», - считает Дмитрий Медведев . Со своей стороны Владимир Мединский заверил, что в основе культурной политики России — православные императивы и классическая русская культура. Министерство стремится продвигать лучшие образцы русской культуры, основанные на нравственных ценностях. Но не всегда это получается из-за инерции либертарианства и либерализма. Министр также сообщил, что Правительство приняло решение о создании особого фонда по развитию Соловецкого архипелага. «Я только что приехал с заседания правительственной группы у Дмитрия Анатольевича Медведева. И ещё одним подтверждением того, какое важное место в повестке правительства занимает развитие и восстановление наших памятников. Мы в течение двух часов обсуждали ситуацию на Соловецком архипелаге комплексно, со всех сторон. Было принято то долгожданное решение, о котором мы давно и долго говорили… о создании особого фонда по развитию Соловецкого архипелага», — сказал он. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Министерство культуры за содействие в восстановлении Соловецкого архипелага и его жемчужины — Соловецкого монастыря. Приветствие председателя Совета Федерации (СФ) Валентины Матвиенко огласил первый заместитель председателя СФ Николай Федоров. «Воспитание и образование, приобщение к истинным ценностям как неразрывно связанные стороны формирования личности — тема нынешних Рождественских чтений. Обращение к этим коренным вопросам созидания будущего человечества не случайно. Именно от них зависит сохранение базисных ценностей, которые лежат в основе российской идентичности: семья, созидательный труд, служение Отечеству, взаимопомощь, милосердие, справедливость», - уверена Валентина Ивановна. |
Если бы последних не было, то можно бы думать, что отрывки из Откровения вставлены особым редактором в ранее уже соединенное повествование с обличением. Но обличения, сопровождающие выписки из Откровения и отличающиеся совершенно таким же характером, каким и обличения, сопровождающие апокриф, заставляют принимать одного редактора для тех и других. С другой стороны, нельзя думать так что раньше, нежели были присоединены облпчения, произошло соединение апокрифа с Откровешем, а затем уже устроитель Палеи приделал только обличения. Так нельзя думать потому, что в таком случай оставалось бы непонятным почему устроитель Палеи не смешал апокрифа с отрывками из Откровения, ибо мы видим что к каждому отрывку из Откровения прибавлено по обличению. Все это указывает на то, что соединение особаго апокрифа об Аврааме, выдержек из Откровения и обличений должно быть приписано одному лицу. Представителем другого типа Толковой Палеи может служить Палея, воспроизведенная по Синодальному списку 1477 года Общества любителей древней письменности 1892 г. Но при разборе повествования об Аврааме нужно иметь в виду не эту Палею, а другую, из рукописей Соловецкой библиотеки. История Авраама из этой Палеи напечатана Порфирьевым в Апокр. сказ. о ветхозав. лицах по рукописи Соловецкой библиотеки (111–130). Н. С.Тихонравов в Памятн. отеч. лит. издал Откровение Авраама из Палеи Волоколамского монастыря (Моск. Дух. Акад. 549), выпустив то, что не относится к Откровению. Так как выпуски эти находятся как раз в тех местах, в которых в Соловецкой Палеи находим посторонние вставки, то следовательно история Авраама в Соловецкой и Волоколамской Палеях совпадает, Синодальная же Палея в данном случае представляет дальнейшую ступень. |
Будь поставлена эта жизнь правильно, на началах духовного просвещения, высокой нравственности и истинной религиозности, тогда не было бы удобной почвы для подобного рода явлений; тогда монахи и не подумали бы не доверять своим законным, от Бога поставленным, предержащим властям, а тем более возставать против них с оружием в руках. Грубое невежество, сопровождаемое гордым самомнением, – вот червь, который давно начал подтачивать нравственный строй жизни соловецких монахов и к началу XVII века подточил настолько, что при первом удобном случае этот строй необходимо должен был разрушиться и породить такие явления, каковы недоверие к духовному и гражданскому правительству и кровопролитное противодействие ему. Таким образом возмущение соловецких монахов по поводу введения в употребление новых церковных книг, по нашему мнению, есть не больше, как следствие указанных основных причин вызванное причинами второстепенными, случаями. Открыть основные причины, само собой разумеется, можно не иначе, как заглянув в предшествующую возмущению историю жизни монахов, по крайней мере за полстолетие до возмущения. В этих именно видах мы предлагаем здесь характеристику внешней и внутренней жизни соловецких монахов первой половины столетия. стремились в монашество и когда все почти монахи считались святыми людьми, молитвами которых нужно дорожить. Под влиянием этого, конечно узкого, одностороннего взгляда, русский человек века ценил в монашествующих не те добродетели, которые высоко ценятся, например, в наше время, – в роде ученых трудов, миссионерства и т. п. Нет, он ценил в них главным образом внешние проявления аскетической жизни, – отречение от мира, постническую жизнь, формальное выполнение мошеских правил и т. д. Все это посторонний, благочестивый наблюдатель, незнакомый с домашним бытом соловецких монахов мог видеть в Соловецком монастыре. |
|