Псалом 113 Бог Израиля, выведшей его из Египта, есть Царь неба и земли, а идолы язычников – ничтожество. Он помощник и защитник своего народа. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–2. Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар, бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его. По выходе народа Израильского из Египта, когда дом Иакова, т. е. все его потомство, как единое семейство, удалилось от этого народа варварского – иноплеменного, иноверного и жестокого: то Иудея, населенная потомками патриарха Иуды, сына Иакова, стала святыней Бога или священной землей, где было святилище, в котором обитал Господь Иегова; а Израиль – этот избранный парод, населявший всю Ханаанскую землю, стал областью Его или владением Божиим. 3–8. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло ecu, и тебе, Иордане, яко возвратился ecu вспять? Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя. Когда израильский народ выходил из Египта, ведомый Самим Богом, то увидело море – Чермное или Красное, и – быстро отступило, гонимое сильным ветром. Когда Израиль подошел к пределам Обетованной земли, то увидела река Иордан и возвратилась вспять или отступила назад, точнее – «вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, а текущая в море равнины, в море Соленое (или Мертвое), ушла и иссякла» (1Нав.3:16). – Горы взыграшася – прыгали, как овцы, и холмы также прыгали, как агнцы. – Так именно «гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от ней дым, как из печи, и вся гора сильно колебалась... ( Исх.19:18 ). – Проникнутый глубоким благоговением пред Богом, при созерцании этих великих чудес Его всемогущества, псалмопевец, пораженный ими, спрашиваешь: «что с тобою, море, что ты побежало? и что с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овцы, и вы, холмы, как агнцы?» – Разумеется: море, само страшное, не должно бы отступать ни пред какой силой; быстрое течение Иордана не должно бы возвращаться назад; горы и холмы, эти твердыни от начала мира, не должны бы колебаться и прыгать. Но, они бегут, отступают, прыгают... Почему же? Псалмопевец указывает истинную и единую причину этого – всемогущую волю Божию. – «Пред лицом Господа трепещет – колеблется земля, пред лицом Бога Иаковлева, превращающего камень – скалу в озеро воды, и даже несекомый – камень, которого не касалась секира каменщика, дикий: точнее – даже из гранитной скалы Господь изводит источник, как это и было действительно и неоднократно совершено Им при путешествии Евреев по пустыне Аравийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Содом Одожди Господь от Господа огнь иногда на беззаконие гневающее (неистовое), сожег содомляны; ты же огнь вжегла еси геенский, в немже имаши, душе, сожещися (будешь гореть). Страна, выбранная Лотом для жительства по разлучении с Авраамом, была южная часть Иорданской равнины, обильная пастбищами и водой и населенная городами. Стада Лота паслись на полях этой равнины под надзором его пастухов, а сам он поселился в одном из городов ее, в Содоме. Последствия показали, как неудачно был выбран этот город для жительства. Городская жизнь вместе с удобствами общежития вообще представляет немало искушений и соблазнов. Но Содом был опаснее всего в этом отношении. В нем господствовало неистовое беззаконие. Главный вид этого беззакония состоял в противоестественном любострастии ( Быт.19:5 ), известном под именем содомского греха. Но пророк Иезекииль, обвиняя иудеев в подражании содомлянам, упоминает еще и о следующих грехах жителей Содома: это гордость, невоздержание, изнеженность, праздность и немилосердие к бедным ( Иез.16:49–50 ). Неистовое беззаконие содомлян, увеличиваясь все более, вызвало наконец против них строгий суд Божий. Вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело ( Быт.18:20 ), сказал Господь Аврааму, когда явился ему в виде одного из трех странников. Слова Господа означали, что грехи содомлян истощили наконец долготерпение Господа и самой крайностью своей, без посторонних доносчиков и обвинителей, громко взывали к Его правосудию, которое и не замедлило открыться. Господь дождем пролил с неба огонь и серу на Содом и соседние с ним беззаконные города и истребил их с лица земли, и на месте их образовалось Мертвое, или Соленое, море. Казнь эту совершил Сам Господь, явившийся Аврааму в виде одного из трех странников. Явился собственно Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, но совершение казни приписывается в библейском сказании не Ему одному: одожди Господь жупел и огнь от Господа с небесе ( Быт. 19:24 ). «Под Господом, от Которого Господь явившийся ниспослал казнь, разумеется Господь, неявленно пребывающий на небесах, то есть Бог Отец» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Гора Искушения Монастырь Искушения построен на горе, на которой, по преданию, Спасителя искушал дьявол. В память этого события получили название и сам монастырь, и гора, на которой он расположен 24 марта, 2011 Монастырь Искушения построен на горе, на которой, по преданию, Спасителя искушал дьявол. В память этого события получили название и сам монастырь, и гора, на которой он расположен Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστρι του Πειρασμο; араб. Deir al-Quruntal) — православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан , в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Спасителя дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь, и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь). Портал « Правмир » публикует фоторепортаж Юлии Маковейчук. Православный греческий мужской монастырь на горе Искушения расположен в Иудейской пустыне на северо-западе города Иерихона. Монастырь построен примерно на середине пути к вершине горы, где также есть церковь. Однако с некоторого времени туда вход запрещен — на соседней горе расположилась база израильтян, снайперы которых стреляют без предупреждения. Сама же гора Искушений находится на территории Палестинской автономии. Возникновение монастыря относят к 4-му веку, он неоднократно отстраивался. Церковь его — в память Искушения Господня — устроена в пещере горы, где, по преданию, укрывался Господь в дни поста Своего. Отшельники жили здесь в 4 в., но с 15 в. уже не сохранилось известий об иноках, подвизающихся на горе Искушений. В 19 в. Греческая Православная Церковь получила это место себе в собственность, и монастырь был отстроен в настоящем виде. Современный Иерихон — Эр-Риха по-арабски — это большая деревня, лежащая зеленым оазисом в окружающей пустыне. Город находится на уровне 250 метров ниже уровня моря. Иерихонская равнина, один из древнейших городов на земле, пейзажи каменистой пустыни, на горизонте в дымке — ветхозаветное Соленое море, оно же ныне Мертвое море.

http://pravmir.ru/monastyr-na-gore-iskus...

Скачать epub pdf Память святого Григория, патриарха Антиохийского Память 20 апреля Преподобный Григорий был игуменом монастыря, называвшегося Фаран и находившегося между Синайской горой и Раифом. По особому Божию промыш­лению он чудесным образом был предуказан Богом как человек достойный патриаршего престола. Об этом так повествуется в Лимонаре святейшего Софрония, патриарха иерусалимского. Авва Георгий армянин, ученик аввы Сергия, сообщил нам, следующее: так как авва Григорий, бывший игуменом лавры Фарана, неоднократно просил меня привести его к авве Сергию, то я отправился с ним к старцу, пребывавшему в то время в пустыне около Мертвого моря 2677 . Старец, увидев его, приветствовал его и принял весьма любезно. Он принес воды, омыл ему ноги и весь день беседовал с ним о спасении души, а на другой день отпустил его. Когда авва Григорий удалился от аввы Сергия, я спросил старца: – Знаешь ли ты, отче, что я соблазнился; потому что многих епископов, пресвитеров, и иных отцов приводил я к тебе и ты никому из них не умыл ног, Только авве Григорию? На эти слова старец отвечал мне: – Я не знаю, кто такой Григорий, но знаю, что я принял патриарха в мою пещеру, ибо я видел, что он носит омофор 2678 и держит в руках Евангелие. Это Авва Сергий говорил об авве Григории в пророческом духе, потому что по прошествии пяти лет, по судьбам Божиим, авва Григорий был поставлен патриархом в городе Антиохии 2679 . О сем авве Григории, патриархе Антиохии, некоторые из старцев передавали, что он имел в особенности следующие добродетели: милостыню, непамятозлобие, покаяние, смирение. Он имел также и большое сострадание к согрешающим, приобрел и многие другие добродетели. Святейший Софроний, патриарх Иерусалимский, дает о нем такое свидетельство: – Такой муж, как антиохийский патриарх, блаженный Григорий, достоин сопричисления к лику святых и преподобных: он против воли был взят на патриаршество и проводил святую жизнь о Христе Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь. 2677 Мертвое моресоленое, асфальтовое, на юге Палестины, образовавшееся в долине Сиддим после гибели Содома и Гоморры. Длина его 70 верст, ширина 25. На севере оно глубже, а на юге мельче. Уровень его на 1200 фут. ниже Средиземного моря. Обилие в воде этого моря горько соленых частиц производит то, что ни в самом море, ни в окрестностях его нет иикакой жизни, нет ни рыб, ни птиц, ни растений. Попытки проникнуть до средины озера были безуспешны, а для многих гибельны. Вода Мертвого моря отличается особенною плотностью; погрузиться в нее трудно; волны ударяют в скалистые берега подобно обломкам камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Тропарь, глас 5 Ты явился в мире, мир Сотворивший,/чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Хор повторяет: Ты явился в мире: Чтец: Боже, сжалься над нами и благослови нас, яви нам свет лица Твоего и помилуй нас, чтобы познали на земле путь Твой, во всех племенах – спасение Твоё. Пс 66:2, 3 Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Чтец: Да прославят Тебя народы, Боже, да прославят Тебя народы все. Да возвеселятся и возрадуются племена, ибо Ты будешь судить народы по правде, и племена на земле направишь. Пс 66:4, 5 Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Чтец: Да прославят Тебя народы, Боже, да прославят Тебя народы все. Земля дала плод свой: благослови нас Боже, Боже наш. Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все концы земли. Пс 66:6–8 Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Чтец: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Чтец: Ты явился в мире, мир Сотворивший. И сам поет конец тропаря: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! И продолжает чтения праздника. 4. Иисуса Навина чтение Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане. Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета Господня пред народом, то, лишь только несущие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан. Ис Нав 3:7–8, 14–17 5. Царств четвёртых чтение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Охотск, 11 января 2013 года Предлагаем вашему вниманию цикл дневниковых записей настоятеля храма Преображения Господня пос. Охотск иеромонаха Викентия (Романюка) о праздновании Рождества Христова в самом северном уголке края. 2013 год. Рождество Христово. Охотск. День первый. Литургия. В храме тесно. Жарко. Слово Патриарха. Причастие.                                                                                                                      С амвона мальчик Ваня читает стихотворение о том, как щенок из конуры смотрит за волхвами, которые принесли Христу дары... Это было нечто. Дальше подарки. Трапеза в доме священника. Голубцы. Охотский грузин Андро и его шикарный тост с типичным акцентом. Званые гости. Неожиданные гости. Вечером еще был выезд на берег. Соленое Охотское море на вид, как Мертвое.                                                               А завтра — эх... Поездка в национальное поселение Арка, горняки-вахтовики... Сегодня еще подготовить аппаратуру. Термосы для чая. 200 с лишним километров по самым северным окраинам. И еще раз, знатные были голубцы.                                                                                                                                                                                                                                                                                    Арка. Эпизод второй. Ну не вмещается Рождество только в храм. Так и хочется куда-нибудь съездить и поколядовать. Первой в этом списке стала Арка. Вкратце, по-порядку. Прекрасных сто с лишним километров дороги в один конец. Вынужденные остановки срабатывания фотозатвора. — 35 за бортом.                                                                                                                            Чай у эвена Степана, жареное оленье сердце — ляпота. Панихида на кладбище. Деревянные кресты рядом с оленьими рогами на шестах- типичные для эвенской культуры захоронения. Посещение музея. Живая видеосъемка для будущего фильма. Ну, и утренник, ради которого всё и ...

http://pravoslavie.ru/58723.html

Меньше всего я ожидала услышать эти слова от Александра Гезалова —писателя, общественного деятеля, храмостроителя, человека, выросшего в детском доме, автора книги «Соленое детство», посвятившего жизнь помощи детям-сиротам. Но Александр имеет в виду ту «помощь», которую усиленно оказывают сиротам современное общество и государство. Капля в море Гезалов часто шутит и задорно улыбается. Его улыбка, мягкий тембр голоса настраивают собеседника на задушевное общение. Особенно, если тот проникся книгой «Соленое детство» и готов пустить слезу по поводу нелегкой сиротской доли. Однако не тут-то было. Несмотря на улыбку и завидное чувство юмора, Александр — довольно жесткий человек. Что не удивительно. Шестнадцать лет из своих сорока он провел в различных детских домах, еще три года — на атомной подводной лодке в Тихом океане. Следующие десять лет ушли на осознание полученного соленого опыта. Их было четырнадцать, выпускников Суздальского детского дома. Выжил он один. Кто-то погиб в тюрьме, кто-то повесился, кто-то спился, кого-то убили. 13 : 1. Результат воспитания детей в государственной системе. Обычно детдомовец бежит от своего прошлого, старается поскорее забыть все, что было. Александр не забыл. Он научился жить с этой железной занозой. Она болит, мешает, дергает. С ней он идет к бездомным, в детские дома, тюрьмы, больницы. Возит памперсы отказникам, канцтовары, вещи и игрушки сиротам, играет в футбол с заключенными, ремонтирует им камеры, оборудует в спецшколах компьютерные классы, кормит бомжей горячим обедом, собирает средства на лечение онкобольных людей, строит храмы и часовни. Созданная им в Карелии общественная организация «Равновесие» действует более десяти лет и потихоньку перерастает во Всероссийское движение. Александр принципиально не встает на грантовые «грабли», нет у движения и солидных спонсоров. Есть друзья, которые понимают важность миссии, есть сочувствующие, которые готовы помочь материально. Летопись добрых дел «Равновесия» можно найти на сайте sirotinka.ru, который Александр успевает ежедневно обновлять, отвечая при этом на сотни писем и звонков. При этом он — заботливый отец семейства. Воспитывает дочь Карину и сына Федора. Может приготовить обед, постирать и погладить белье. Его жизненной воле можно только позавидовать. Он все успевает и при этом не выгорает — термин «выгорание» ввели в оборот волонтеры, обозначая им внезапно охватывающее чувство бессилия, кризис, постигающий в какой-то момент многих из тех, с кем случился однажды приступ альтруизма.

http://pravoslavie.ru/38228.html

Путевка в мечту: 140 детей отправятся этим летом в «Артек» благодаря поддержке Псковской епархии Елена Никитина Источник: Пресс-служба Псковской епархии      «Говорят, что Черное море соленое. Я хочу проверить, так ли это. А еще посмотрю, насколько оно больше, чем Чудское озеро», – Юре лет девять, но рассуждает он очень серьезно и здраво. Мальчик вслушивается в перестук колес – новый для него звук. Он едет в поезде впервые в жизни и волнуется: где-то там, очень далеко, его ждет теплое море, яркое солнце и много друзей. Именно таким в его воображении выглядит «Артек». Волнуются и остальные ребята, которые, как Юра, едут из Пскова в Крым, чтобы провести целых три недели в легендарном лагере, который часто называют Республикой детства. Поездку для 25 ребят-учащихся воскресных школ города организовала Псковская епархия по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона.      В путь дети отправились дети рано утром 25 мая. В часовне Воскресения Христова, что находится у железнодорожного вокзала, отслужили молебен. Последние родительские напутствия, напоминания, благословения – и вот уже все сидят в вагоне и не верят тому, что все происходит взаправду, на самом деле. Что вот сейчас они еще в знакомом каждым закоулком городе, а день-два – и уже окажутся на юге. Кто-то, правда, там уже был, ездил с родителями, но для большинства море все же было лишь красивой картинкой в книге или телефоне, ведь многие – из многодетных и малообеспеченных псковских семей.      «Я думаю, это будет одна из самых запоминающихся поездок в моей жизни, – делится Илья. – Я впервые еду в летний лагерь, поэтому надеюсь, что получу максимум впечатлений, и это будет полезно для меня как в физическом, так и в духовном плане». Младшие братья Ильи тоже полны ожиданий: они признаются, что много слышали об «Артеке» и знают, что попасть туда мечтают все. «Надеемся там походить в горах, побывать на экскурсиях, покупаться в море», – говорят ребята. Кстати, по дороге в Крым псковские ребята успели посетить петербургский Планетарий. А в «Артеке» их ждет насыщенная тематическая программа: игры, спортивные состязания, общелагерные фестивали, марафоны, конкурсы и даже регата детской морской флотилии «Морским судам быть!», посвященная празднованию 350-летия со дня рождения Петра I.

http://pravoslavie.ru/146450.html

Асфальтовое море Асфальтовое , или Мертвое , или Соленое море ( Чuc. XXXIV, 12 ) – в которое впадает р. Иордан; оно образовалось на том самом месте, где стояли некогда нечестивые города долины Сиддим: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Цоар ( Быm. XIV, 3 ). У пр. Иоиля оно называется Восточным морем по своему географическому положению (II, 20). Греки называют оное Асфальтовым, по обилию находящейся в нем горной смолы, или асфальта, а арабы – морем Лота. Почти ни одно живое существо не водится в водах этого моря или на берегах его, и все вокруг него является мрачным, бесплодным и как бы омертвевшим. Предположение же, что из означенного громадного мрачного водохранилища поднимаются ядовитые испарения, убийственно действующие на всякую жизненную силу, теперь оставлено, так как известный английский путешественник Робинсон и другие видели иногда целые стаи птиц, свободно и без вреда для себя перелетающих чрез Мертвое море. На берегах его попадаются нередко выброшенные рыбы и раковины, очевидно занесенные сюда водами Иордана и тотчас же умирающие, лишь только они попадали в соленую воду моря. Вследствие ли землетрясения или других каких физических переворотов на поверхности моря всегда плавают громадные глыбы асфальта, а берега его постоянно усеяны большими кусками натра, серы и т. п. Оно имеет в длину 46 англ. миль, и вода в нем чрезвычайно солена, хотя чиста и прозрачна; вкус воды неприятен и горек. На месте Мертвого моря, как знаем из кн. Бытия, стояли некогда упомянутые выше нечестивые города, постигнутые грозным судом Божиим, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей ( Bmop. XXIX, 23 ). Некоторые из древнейших путешественников утверждают, что они будто бы видели развалины этих городов под водой моря. Мертвое море не имеет истоков, и по принятому в настоящее время мнению оно во множестве теряет свои воды вследствие весьма сильных испарений. Недалеко от вод Мертвого моря путешественникам показывают и то место, где жена Лота обратилась в соляной столб (см. Лот). К в. отсюда тянется широкая соленая долина, замечательная поражением здесь идумеев при Давиде и Амасии ( I Nap. XVIII, 12 ). В Библии она называется Акраввим, т. е. скорпионова возвышенность, названная так по обилию водившихся здесь скорпионов. Здесь же Иуда Маккавей одержал великую победу над идумеями ( I Mak. V, 3 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Соленое море Со II в. по Р.Х. это внутр. море называли также Мертвым. С юга к нему примыкает Иорданская долина. В Библии С.М. ( Числ. 34:12 ; Втор. 3:17 ; Нав. 3:16 ) именуется также «морем равнины» ( Втор. 4:49 ), «морем пустыни» ( 4Цар. 14:25 ), Восточным морем ( Иез. 47:18 ; Иоил. 2:20 ); в рим. эпоху его называли Асфальтовым озером. Поверхность Мертвого моря на 392 м ниже уровня океана. В результате сильной жары испарение воды происходит очень интенсивно, поэтому концентрация солей в С.М. очень велика – 25%. Живые организмы жить в нем не могут. При легком ветре С.М. обычно спокойно, однако сильные ветры поднимают большие волны, а зимой здесь случаются даже штормы. На более пологом зап. побережье выпадает мало дождей, и приток воды в С.М. дают только небольшие ручьи и речки. Вост. побережье – гористое, с узкими ущельями в местах впадения рек (Вади-Зарка-Маин; Вади-ал-Мауджиб ⇒ Арнон). Южнее расположен полуо-в Лисан с устьем реки Вади-Керак. В рим. времена здесь можно было, перейдя море вброд, выйти на иуд. берег (возможно, 2Пар. 20:2 ). Этот переход охраняла маккавейская крепость Масада, построенная Иродом Великим и позволившая последним борцам иуд. восстания продержаться здесь до 73 г. по Р.Х. Плодород. равнина вост. полуо-ва Лисан, вероятно, часть некогда богатой влагой долины Сиддим ( Быт. 13:10 ; Быт. 14:2 ), которая после разрушения ⇒ Содома и ⇒ Гоморры ( Быт. 19 ) оказалась залитой морскими водами. В этой части С.М. ( Нав. 15:2 ) глубина не превышает 5 м. Юж. берег моря с устьем Вади-эль-Хеса (⇒ Заред) образует Севху, «достояние крапивы, соляную рытвину, пустыню навек» ( Соф. 2:9 ). Наряду с ⇒ солью здесь добывали и ⇒ земляную смолу; эти разработки определили основное экономич. значение С.М. в древности. В пророчестве Иезекииля, согл. которому С.М. наполнится свежей водой из живого источника, вытекающего из храма ( Иез. 47:8–10 ), говорится, что болота рядом с потоком останутся солеными ( Иез. 47:11 ). О судоходстве на С.М. в ветхозаветное время ничего не известно, но корабли на мозаичной карте ⇒ Медевы свидетельствуют, что в рим. период оно процветало. ⇒ Рукописи Мертвого моря. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010