Скачать epub pdf Содержание От издательства Глава 1 Что такое вера Изгнание Адама из рая О молитве Тайна приближения к Богу Сокровище, которое всегда при нас Вращение духовных сфер Пост и его значение Монашество: искание Божественной красоты О грехе блуда Демоны и человеческая гордыня О прелести Можно ли верить снам? Особенности религиозного мышления Востока и Запада Ответы на вопросы Глава 2 Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня (14/27 сентября) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) Вознесение Господне Пятидесятница Преображение (6/19 августа) Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа) Колесование святого великомученика Георгия Каппадокийского Победоносца (10/23 ноября) Икона «Слава Грузинской Католикосской Церкви» Глава 3 О секуляризации церкви Христианство и современная культура О храме Венеры на Голгофе Христианство и национальность Церковь – единый народ Религия и национальное самосознание О фанатизме Психология раскола Что такое икона Откровение в красках Окно в вечность Об иконе и абстрактном искусстве Христианство и модернизм О церковном языке Церковь и наука О дарвинизме Об эволюции и кумранском календаре Календарный вопрос Икона времени Включение космоса в вечность Жажда реформ Глава 4 Оккультная агрессия Антропософия (штайнеризм): кушанье из отбросов Астрология и Православие О грехе проклятия Об иных цивилизациях и о «летающих тарелках»     От издательства «Мы живем в сложное время», – говорит автор этой книги архимандрит Рафаил. И с этим трудно не согласиться. Сложное – потому, что мир, окружающий нас, переживает стремительные перемены; мы слышим о «новом порядке» и всеобщем благоденствии, которые должны вот-вот воцариться в нем, но видим вопиющую несправедливость, льющуюся кровь и страдания невинных людей. Сложное – потому, что в этом мире очень трудно стало жить православному христианину, да и не только христианину, но и любому человеку, обладающему определенными нравственными ценностями и желающему их сохранить. Соблазны вокруг нас умножились и умножаются, превращаясь в общий и, пожалуй, преобладающий фон нашей жизни. Их стало так много, что порой кажется, будто вся современная действительность из них одних и состоит. Примеров же благочестия и праведности – напротив, все меньше и меньше; по крайней мере, они настолько сокровенны от глаз людских, что в мире, в общественной жизни их, можно сказать, попросту нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XIV. «Ты привел меня к Нему без моего ведома, чтобы Он привел меня к тебе с моего ведома» (Августин. Исповедь V, 23) В послеобеденное время, когда его не осаждали многочисленные посетители, Амвросий по своему обыкновению был занят чтением Священного Писания, пытаясь в который раз постичь его сокровенный смысл, непостижимый не только для язычников, но и для многих христиан. Это было «нечто для гордецов непонятное, для детей темное; здание, окутанное тайной, с низким входом; оно становится тем выше, чем дальше ты продвигаешься». И каждый не «был в состоянии ни войти в него, ни наклонить голову, чтобы продвигаться дальше» (Августин. Исповедь III, V, 9). Мало того, для многих образованных людей той эпохи, воспитанных на изысканных творениях Вергилия и Горация, тексты Библии казались не только нелепыми и грубыми, но и примитивными. Поэтому одна из главных задач церкви и ее отцов в IV веке – веке христианизации Римской империи – состояла в адаптации Священного Писания к восприятию его как в интеллектуальной, так и в необразованной среде. Эта задача решалась с помощью символической экзегезы – аллегорического толкования Библии. Библейская экзегетика берет свое начало в произведениях Филона Александрийского (ок. 25 г. до н. э. – до 50 г. н. э.), который считал, что в Писании скрыт от непосвященных глубочайший духовный смысл божественного откровения и что этот смысл приоткрывается только избранным, наделенным божественной благодатью людям. Метод аллегорически-символического толкования Ветхого Завета, открытый Филоном, был воспринят и блестяще развит христианскими мыслителями в III в., особенно Климентом Александрийским и Оригеном , и продолжен в IV в. членами каппадокийского кружка Василием Кесарийским, Григорием Назианзином и Григорием Нисским . На западе этот метод был почти неизвестен вплоть до середины IV в., и из предшественников Амвросия можно назвать, пожалуй, лишь Илария (315–366), который познакомился довольно основательно с принципами библейской экзегезы, благодаря изучению трудов восточных отцов, и перенес на латинскую почву некоторые идеи греческого богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

КНИГА III. 1. Когда наступила середина весны и лучезарное светило, постепенно склоняясь на северный край небосвода, направило свою колесницу к созвездию Тельца Никифор выступил из Византия и переправился на противолежащий оберег в землю Азии. Он прибыл в Каппадокию ([тамошний] народ назывался раньше троглодитами, так как скрывался в пещерах, расщелинах и подземных лабиринтах, имевших вид нор) и, разбив там лагерь, стал повсюду рассылать письма, призывая войско отовсюду направиться к нему. Пока сходилось войско, он обучал бывших при нем военному искусству, возбуждал и укреплял их дух ежедневными упражнениями и часто, приказывая трубить в трубы, бить в тимпаны и бряцать на кимвалах, обучал их круговым движениям и поворотам в полном вооружении, заставлял вскакивать на коней, стрелять из луков в цель и метко бросать копье. Он не пренебрегал ничем из того, что было изобретено для ведения войны. Таким образом стратиг учил войско и поджидал прибытия остальных воинов, намереваясь вести войну главным образом против Хамвдана и тарсийцев В это время паракимомен Иосиф, зная изобретательный, рассудительный, отважный и доблестный нрав Никифора, опасался, как бы он, собрав войско, не затеял выступления против него. Сердце его содрогалось, и он порицал себя за неразумие, из-за которого не только не уничтожил воинственного мужа, как бы попавшего живым в его сети, но позволил ему окружить себя такой воинской силой. Он погрузился в глубокое раздумье, лишился покоя и считал свое существование невыносимым. Размышляя, он перебирал множество средств лишить стратига могущества и вот придумал хитрость, давшую ему надежду избавиться от власти Никифора, которую он ощущал как секиру, повисшую над его затылком 2. Он призвал к себе Мариана который был облечен достоинством патрикия и начальствовал над италийскими войсками, но отличался непостоянным и горячим нравом. Вступив с ним в укромном месте в беседу, Иосиф раскрыл свои сокровенные мысли, он сказал: " Если ты, положившись на меня, примешь начальство над Востоком, я в скором времени провозглашу тебя самодержцем и возведу на царский трон " . На это Мариан возразил: " Перестань поощрять и подстрекать обезьяну на борьбу против вооруженного великана перед которым трепещут не только соседние племена и народы, но все, на кого взирает солнце от восхода до заката. Однако если ты, находясь в затруднении и печали, хочешь выслушать мое мнение, то я его тебе сейчас сообщу. Ты ведь знаешь Иоанна, именуемого Цимисхием мужа тщеславного, чрезмерно честолюбивого и искусного в военном деле, которого воины уважают и почитают вторым после стратига? Вот ему, если желаешь, предложи начальство над войском. Я полагаю, что он как муж необыкновенно сильный и отважный справится с этим; воины последуют за ним, куда бы он их ни повел, а ты добьешься того, чего желаешь. Иначе не думай пошатнуть эту неразрушимую и неколебимую башню " .

http://sedmitza.ru/lib/text/433419/

31-е Св. праведного Евдокима воеводы Евдоким, сын благочестивых родителей – Василия и Евдокии, родом из Каппадокии, жил в IX столетии и был воином в царствование Феофила (829–842 г.). Он скончался тридцати-трёх лет и по смерти его на месте погребения его совершились такие чудеса, «на описание которых», как говорит современный или близкий к нему по времени жизнеописатель, «не достанет ни времени, ни слова, ни рук»... Щедро прославил Бог память не ознаменовавшего себя никакими по-видимому выдающимися подвигами воспоминаемого сегодня Церковью св. Евдокима. Прославление это не свидетельствует ли о том, как драгоценен перед судом Божиим внутренний, сокровенный подвиг души человеческой, праведно совершающей своё назначение среди трудностей той борьбы, которую должен вести человек, живя среди бесчисленных искушений, окружающих его в мире. Один Бог может измерить и оценить всё, чего стоит победа в этой борьбе; Он один знает, какой ценой достигается эта победа, и прославляет достигнувших её, как-бы в указание и ознаменование того, что она может быть доступна и всем людям, ищущим её при Его помощи, – и что не менее велик в глазах Божиих тот человек, который шаг за шагом действует правильно и праведно в обыденных, не крупных, не выдающихся, по-видимому, даже иногда мелочных обстоятельствах своей жизни, чем те высокие деятели, которым выпало на долю проявить необычайное напряжение духа и выдержку в необычайных обстоятельствах жизни, как, например, во время гонений и пыток, которым подвергались христиане первых веков, или среди подвигов полной самоотречения жизни в пустынях... Св. Евдоким удостоился прославления за простую жизнь в мире при соблюдении тех обыкновенных обязанностей, к которым он был призван, и вообще при соблюдении заповедей Божиих, милостыни, поста, целомудрия и молитвы. За свою праведную жизнь он был любим и почитаем всеми, известен царю и, поставленный от него воеводоё, был послан в Харасианскую страну (в западной части Каппадокии) для управления народом. И там, как говорит предание, «он вся добре управлял, всяку правду творил, яко во всем быти житию его праведну пред Богом и человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  разделы   рассылка  распечатать Состоялось награждение победителей V открытого конкурса изданий " Просвещение через книгу " 5 ноября в рамках работы IX церковно-общественной выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " состоялось награждение победителей V открытого конкурса изданий " Просвещение через книгу " . Конкурс проводился по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Организаторами выступили Издательский Совет Русской Православной Церкви совместно Выставочным объединением " Рестэк " при поддержке Фонда просвещения " Мета " , сообщает " Патриархия.Ru " . В 2010 году в книжном конкурсе приняло участие более сорока церковных и светских издательств из разных регионов России и зарубежья. Всего в конкурсную комиссию поступило 158 изданий. Конкурс проходил по 10 номинациям: Лучшее художественное произведение Лучшая духовно-патриотическая книга Лучшая духовно-просветительская книга Лучшая историческая книга Лучшее учебное издание Лучшая детская книга Первая авторская книга Лучшее справочное издание Лучшая аудиокнига Лучшая иллюстрированная книга. 12 октября на итоговом совместном заседании конкурсной комиссии и экспертной группы были определены победители конкурса. Главный приз получило издательство " Белый город " и автор-составитель Г.Н. Юдин за книгу " Сокровенная Каппадокия " . Специальным призом конкурса " За сохранение культурного и духовного наследия " было награждено Издательство Белорусской Православной Церкви за факсимильное издание Слуцкого Евангелия. Церемонию награждения возглавил председатель конкурсной комиссии, председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. В мероприятии приняли участие председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Российской Федерации С.А. Попов, руководитель департамента Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Е.Г. Ларина, генеральный директор Выставочного объединения " Рестэк " И.П. Кирсанов, председатель правления Фонда просвещения " Мета " В.А. Сигаева.

http://religare.ru/2_80500.html

Вышла в свет книга «Сокровенная Каппадокия» Впервые в России вышел труд писателя Георгия Юдина о Каппадокии — почти неведомой нам стране православных монахов, основанной еще во II веке н. э. на территории современной Турции. 13 июля, 2010 Впервые в России вышел труд писателя Георгия Юдина о Каппадокии — почти неведомой нам стране православных монахов, основанной еще во II веке н. э. на территории современной Турции. Впервые в России – в издательстве «Белый город» вышел труд писателя Георгия Юдина о Каппадокии — почти неведомой нам стране православных монахов, основанной еще во II веке н. э. на территории современной Турции. Сокровенность этой уникальной земли заключена в несметных, не оцененных пока духовных сокровищах. Книга открывает перед читателем все богатства Каппадокии: очаровывающие пейзажи, таинственную скальную архитектуру церквей и келий, удивительные по силе и духовному напряжению, вдохновенные образы на фресках, благородную жизнь великих святых, прославивших этот суровый край и своими подвигами вселяющих в нас несокрушимую веру. Несколько тысячелетий назад два возвышающихся здесь, в центре современной Турции, вулкана – Эрджиес и Хасандагы – извергли на поверхность земли чудовищное количество огнедышащей лавы, превратившейся в мертвое, каменное море, в некоторых местах достигавшее глубины ста метров. На протяжении веков дожди, ветер и землетрясения, разрушая и все глубже размывая лаву, творили из туфа невиданные каменные изваяния. В результате этого «коллективного творчества» возник уникальный, фантастический природный пейзаж. Гигантские стелы, конусообразные пирамиды, застывшие каменные волны, реки и водопады, увенчанные «шляпками» грибы, трехэтажные «скульптуры» мистических животных, таинственные, бездонные пещеры. Но главная тайна Каппадокии заключалась в том, что внутри почти каждого каменного изваяния существовала сокрытая от посторонних глаз жизнь, которую случайно открыли лишь в 1907 году. Оказалось, что Каппадокия – это сокровенная страна скальных монастырей, церквей и келий, основанная еще во II веке н. э. скрывавшимися здесь от гонений монахами из многих стран мира. Подземные города начинают возникать здесь в IV в. н.э. благодаря христианским подвижникам. В них почти не было мест для приготовления пищи, зато были обнаружены многочисленные церкви с росписями. Именно здесь, в пещерах Каппадокии, сложился сам тип христианского общежительного монашества. И именно это время было расцветом монашества в Каппадокии, когда в местных пустынях подвизались «великие каппадокийцы»: Василий Великий и Григорий Богослов (Назианзин).

http://pravmir.ru/sokrovennaya-kappadoki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) (275/80 - ок. 374), свт. (пам. греч. 1 янв.), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова . Основными источниками сведений о жизни Г. служат сочинения свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem//PG. 38. Col. 38-43). Григорий Богослов называет отца святым ( Greg. Naz. Or. 18. 28) и дает его словесный портрет: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными» ( Idem. Or. 7. 3). Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Г. до перехода в христианство был членом секты ипсистариан (ψιστριοι - почитатели Зевса Высшего (Ζες ψιστος), по имени к-рого и получили свое название ( Idem. Or. 18. 5)). К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Г. хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в христианство, но впосл. передумала (Ibidem). Г., отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в христианство своей женой св. Нонной , принадлежавшей к Церкви от рождения (ее родным братом был свт. Амфилохий, с 373 еп. Иконийский); Г. принял св. Крещение в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, к-рый осиял новопросвещенного. Вскоре Г. принял сан священника. В 328 или 329 г. Г. занял епископскую кафедру Назианза, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал нек-рым клирикам, но в благочестии превзошел мн. современников. Г. и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию , свт. Григория Богослова и Кесария.

http://pravenc.ru/text/166527.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Курс лекций «Боговидение» был прочитан в пятой секции Ecole pratique des Hautes Etudese в течение 1945–1946 гг. в Сорбонне, и является, по выражению Мейендорфа, «прежде всего как бы патристическим введением к тому, что принято называть «паламизмом»». Или как пишет сам Лосский «Боговидение» призвано осветить «проблему Боговидения в том аспекте, в каком она встала перед византийским богословием». Владимир Лосский — великий богослов нашего времени, сумевший передать всю сложность и глубину мысли Отцов на современном понятийном языке. Лосский воспринял всё лучшее в русском религиозном Ренессансе и мысли русской диаспоры, избегнув однако их соблазнов. Лосский стоял на уровне современной мысли как богословской, так и философской, и поэтому мог не просто отрицать современные искажения и ошибки, а противопоставить им полинно церковную философию. Во всём этом читатель убедиться при чтении «Боговидения». Паламизм стоит в центре богословия Церкви как выражение наиболее сокровенного её опыта. Опыта сообщаемости-несообщаемости Божества, соединении с Неприступным, постижения Непостижимого, того, что Ареопагит называл Светоносной Тьмой. Этот парадокс — сущнось религии как таковй. Григорий Палама так его выражает: «Сущность Божия непричастна и некоторым образом причастна», «мы приобщаемся Божественного естества, и вместе с тем нисколько его не приобщаемся. Итак нам нужно держаться того и другого утверждения и полагать их как мерило благочестия». Лосский в «Боговидении» прослеживает исторические формы этого опыта как они отобразились в письменности Церкви вплоть до формулировки догмата о неизреченном различии сущности и энергии Бога. «Боговидение» предваряется анализом различия между преданием Отцов и схоластикой. За ним Лосский прослеживает понимание Боговидения в Библии, у Отцов апостольского века, у Александрийцев, Великих Каппадокийцев, сирийских и палестинских богословов, Кирилла Александрийского, у Отцов-аскетов, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и других византийских богословов. Завершается «Боговидение» анализом самого «паламитского синтеза». Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/bogovideni...

Состоялось награждение победителей V конкурса «Просвещение через книгу» 9 ноября 2010 г. 18:54 5 ноября 2010 года в рамках работы IX церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» состоялось награждение победителей V открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Конкурс проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Организаторами выступили Издательский Совет Русской Православной Церкви совместно Выставочным объединением «Рестэк» при поддержке Фонда просвещения «Мета». В 2010 году в книжном конкурсе приняло участие более сорока церковных и светских издательств из разных регионов России и зарубежья. Всего в конкурсную комиссию поступило 158 изданий. Конкурс проходил по 10 номинациям: 12 октября на итоговом совместном заседании конкурсной комиссии и экспертной группы были определены победители конкурса. Главный приз получило издательство «Белый город» и автор-составитель Г.Н. Юдин за книгу «Сокровенная Каппадокия». Специальным призом конкурса «За сохранение культурного и духовного наследия» было награждено Издательство Белорусской Православной Церкви за факсимильное издание Слуцкого Евангелия. Церемонию награждения возглавил председатель конкурсной комиссии, председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . В мероприятии приняли участие председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Российской Федерации С.А. Попов , руководитель департамента Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Е.Г. Ларина, генеральный директор Выставочного объединения «Рестэк» И.П. Кирсанов, председатель правления Фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаева. Представителям издателей и авторов книг-номинантов были вручены дипломы I, II и III степени. Лауреатам диплома I степени был вручен памятный приз конкурса с изображением святителя Филарета, митрополита Московского. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1316125.ht...

Состоялось награждение победителей V конкурса «Просвещение через книгу» Москва, 10 ноября 2010 г. 5 ноября 2010 года в рамках работы IX общественной выставки-форума «Православная Русь» состоялось награждение победителей V открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу»., сообщает сайт Издательского Совета . Конкурс проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и был организован Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно Выставочным объединением «РЕСТЭК» при поддержке Фонда просвещения «МЕТА». В 2010 году в книжном конкурсе приняло участие более сорока церковных и светских издательств из разных регионов России и зарубежья. Всего в Конкурсную комиссию поступило 158 изданий. Конкурс проходил по 10 номинациям: «Лучшее художественное произведение», «Лучшая духовно-патриотическая книга», «Лучшая духовно-просветительская книга», «Лучшая историческая книга» «Лучшее учебное издание», «Лучшая детская книга», «Первая авторская книга», «Лучшее справочное издание», «Лучшая аудиокнига», «Лучшая иллюстрированная книга». 12 октября на итоговом совместном заседании конкурсной комиссии и экспертной группы были определены победители конкурса. (ссылка) Главный приз Конкурса получило издательство «Белый город» и автор-составитель Юдин Георгий Николаевич, за книгу «Сокровенная Каппадокия». Специальным призом Конкурса «За сохранение культурного и духовного наследия» было награждено Издательство Белорусской Православной Церкви за книгу «Слуцкое Евангелие». Церемония награждения победителей состоялась на VIII церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь — к Дню народного единства» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Гостей и участников конкурса приветствовал председатель конкурсной комиссии, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. В церемонии награждения победителей приняли участие Председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Российской Федерации Сергей Александрович Попов, Руководитель Департамента Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Геннадьевна Ларина, генеральный директор Выставочного объединения Игорь Петрович Кирсанов, Председатель правления Фонда просвещения «МЕТА» Валентина Афанасьевна Сигаева. Представителям издателей и авторов книг-номинантов были вручены дипломы I, II и III степени. Лауреатам диплома I степени был также вручен памятный приз конкурса с изображением святителя Филарета, митрополита Московского. 10 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42692.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010